высоцкий что где когда
Высоцкий. Глава 162. «Есть средь нас жиды и коммунисты, только нет средь нас подлюг!»
Лежит камень в степи: слушать
Запись, сделанная в квартире Левона Кочаряна.
Ранние 60-е. Большой Каретный. Знаменитый дом, знаменитая компания. Ещё совсем молодой и безвестный Владимир Высоцкий и его друзья, среди которых Артур Макаров.
Артур Макаров. Конец 50-х
Один из самых необычных и противоречивых людей, с кем свела судьба Владимира Семеновича.
Одни Макаровым восхищаются, у других отношение к нему – крайне раздражительное. Но можно уверенно сказать, что без Макарова не было бы и того Высоцкого, какого мы знаем. И не было бы многого из того, что осталось после Высоцкого и сохранилось благодаря усилиям Артура Сергеевича.
Артур Макаров. Начало 80-х
От рождения его звали Артур Адольфович Цивилько.
Отца – ленинградского немца – репрессировали после убийства Кирова. Маму не тронули. Но Артуру как сыну врага народа грозила отправка в детский дом. И тогда мальчика спасла родная тётя – знаменитая актриса Тамара Макарова, жена столь же знаменитого режиссёра Сергея Герасимова. Своих детей у них не было, и они усыновили Артура. Ему дали отчество отчима и фамилию мачехи. Так он и стал Артуром Сергеевичем Макаровым.
Тамара Макарова с Артуром. Конец 40-х
Мальчик вырос независимым и своенравным, с приёмными родителями отношения складывались трудно, а свою настоящую мать он никогда не оставлял и поддерживал её буквально до последнего своего дня.
Артур Макаров
В 1948 году Артур Макаров познакомился с Левоном Кочаряном – душой и в какой-то степени организатором всей дружеской компании Большого Каретного.
Где и встретились однажды Артур Макаров и Владимир Высоцкий.
Это голос Артура Сергеевича – фрагмент из документального фильма ««Дело» Артура Макарова», снятого Петром Солдатенковым: слушать
В нашей сегодняшней Главе мы ещё не раз обратимся к съёмкам Петра Яковлевича.
Фрагмент д/ф «Дело» Артура Макарова» (автор сценария и режиссер Петр Солдатенков, 2000 год)
Артур Макаров старше Высоцкого на 7 лет.
Высоцкий был ещё школьником, а Макаров и Левон Кочарян – уже взрослыми мужчинами. Высоцкий был самым юным во всей этой компании и получил кличку «Шванц», то есть «Хвостик», который всё время увивался за старшими. Володя – «врун, болтун и хохотун» – и Макаров вспоминал его как весёлого юношу с ясными глазами, которые вдруг резко становились прозрачными и жесткими, когда он сталкивался с тем, что его не устраивало. Высоцкий быстро стал полноправным членом этого взрослого сообщества, что само по себе говорит о многом.
Москва, на Большом Каретном, 5 марта 1955 года
С другой стороны, взрослели тогда быстро.
Первое послевоенное десятилетие. Бедность, сиротство, беспризорность. Их общий друг, будущий адвокат Юрий Гладков, был сыном полка, войну закончил в Праге. Всех воспитывала улица, и в мир этих молодых людей ещё в детстве пришли блатные законы и блатные песни.
Володя Высоцкий с соседскими мальчишками на даче в Валентиновке (Московская область), лето 1951 года
Большой Каретный («В этом доме большом…»): слушать
Эту запись Владимир Высоцкий сделает с Константином Мустафиди через десятилетие после Большого Каретного.
Москва, ГНИИ ХТЭОС, 29 марта 1972 года. Фото Юрия Федотова
Когда своих песен у него будут уже сотни, и на гитаре он станет играть вполне сносно, и голос у него изменится.
А тогда, в доме Левона Кочаряна, Высоцкий звучал вот так:
Мы позволим себе цитату из воспоминаний Артура Макарова, которая приводится в книге Валерия Перевозчикова «Возвращение к Высоцкому»:
«Хорошо помню, что довольно долгое время Володя совсем не играл на гитаре. Играть так, как в последние годы, он, на мой взгляд, стал незадолго до смерти. Все песни, которые знал, а знал он их бесчисленное множество – романтические уличные песни и полублатные, он исполнял тогда с уклоном в юмор.
А вот когда начал учиться в Школе-студии, стал относиться к песням более серьезно, с большим отбором: его интересовали авторские вещи.
Москва, школа-студия МХАТ, 1959 год. Фото И.Александрова
Допытывался, кто автор, кто он такой, и приходил к каким-то открытиям и находкам.
С удивлением узнал, что многие песни, которые считались старыми, блатными, написаны профессиональными литераторами».
Вот как раз одна из подобных песен, автором которой был знаменитый одесский куплетист Лев Зингерталь.
Высоцкий пел эту песню для друзей, а потом она звучала и со сцены театра на Таганке в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир»:
«На Перовском на базаре…»
Сцена из спектакля «10 дней, которые потрясли мир», 1965 год. Фото Анатолия Гаранина
Друзья жили на Большом Каретном коммуной в квартире Левона Кочаряна.
«Большой Каретный». Фрагмент съемки для Уоррена Битти».
Москва, факультет журналистики МГУ, 19 мая 1979 года
И жили фактически тунеядцами как нигде формально не работающие граждане.
Высоцкий устраивался то в один театр, то в другой, а остальные жили несистематическими заработками. Хотя эта работа могла быть и тяжёлой, и даже приносить деньги – но советскому человеку так жить не полагалось: слушать
Фрагмент д/ф «Дело» Артура Макарова» (автор сценария и режиссер Петр Солдатенков, 2000 год)
Один из ближайших в то время друзей Высоцкого и Макарова, один из столпов, что называется, Большого Каретного – Анатолий Утевский в фильме Петра Солдатенкова вспоминал гимн их компании на мотив песни «Солдаты, в путь…», который сочинил Артур Макаров.
Слова шуточные, но при этом отражавшие незыблемые принципы их дружбы. Когда все были равны, невзирая на возраст, национальность, происхождение и профессию: слушать
Москва, в квартире на 1-й Мещанской улице, весна 1955 года
В той же книге Валерия Перевозчикова, отрывок из которой мы уже цитировали, есть и такие слова Артура Сергеевича:
«Я был и остаюсь убежденным интернационалистом… Это сейчас я пообмялся, а тогда при мне сказать «армяшка» или «жид» — значило немедленно получить по морде. Точно так же реагировали на эти вещи и все наши ребята. Так вот в этой компании подлюг действительно не наблюдалось. Крепкая была компания, с очень суровым отбором…»
Фрагмент д/ф «Дело» Артура Макарова» (автор сценария и режиссер Петр Солдатенков, 2000 год)
Припев этой песни вошел в известную зарисовку тех же времен.
Но зачин посвящался уже самому Высоцкому. А слова «миниатюрист лихой» – это отсылка к недолгому времени сотрудничества Владимира с театром миниатюр.
Среди многих, кто в те ранние 60-е годы бывал на Большом Каретном – и Андрей Тарковский.
Артур Макаров оказал на Тарковского такое же колоссальное человеческое влияние, как и на Высоцкого.
Артур Макаров с женой Людмилой и Андреем Тарковским
Далеко не все знают, что Макаров имел непосредственное отношение к сценарию великого фильма Тарковского «Андрей Рублёв».
Артур Макаров и Андрей Тарковский в Средней Азии
В картине есть несколько крутых и даже жестоких сцен, как, например, сцена сожжения коровы.
Их появление безосновательно приписывают именно Макарову, нрав которого действительно был крут. За словом в карман он не лез, за кулаком тоже. Кстати, в «Рублёве» должен был сниматься и Владимир Высоцкий. А почему не снялся – об этом рассказал Артур Сергеевич на вечере памяти Высоцкого в Ленинграде в 1984 году: слушать
Проба на роль Князя в кинофильм «Андрей Рублёв», 1966 год
Артур Макаров, выпускник Литературного института, впервые опубликует свою повесть под названием «Дома» в журнале «Новые мир» у Твардовского в 1966 году.
И сразу же как писатель окажется под запретом. Значительная часть его прозы будет опубликована достойными тиражами, как водится, уже после смерти…
Александр Твардовский
Сегодня, скорее задним числом, Артура Макарова в поколении шестидесятников относят к «писателям-деревенщикам».
С деревней у него будут связаны годы отшельничества, когда Артура Сергеевича просто перестанут печатать, и он уедет в глушь.
Артур Макаров с женой Людмилой
Позже он начнёт неплохо зарабатывать в кино.
«Новые приключения Неуловимых» сняты по его сценарию. Единственная картина Левона Кочаряна как режиссера – «Один шанс из тысячи» – тоже основана на сценарии Артура Макарова.
«Золотая мина», «Колье Шарлотты», «Приезжая» и ещё два десятка фильмов, – всё это работы Макарова.
Но работы скорее для денег, чем для души. А душа его жила в озёрных краях Селигера. Он был охотником, рыбаком, на годы погрузившимся в природу и деревенский простор, где и жил вместе с женой Людмилой. Вот как она вспоминала мужа в разговоре с Петром Солдатенковым: слушать
Фрагмент д/ф «Дело» Артура Макарова» (автор сценария и режиссер Петр Солдатенков, 2000 год)
Артур Макаров не только писал сценарии, но и сыграл в кино небольшую, но хрестоматийную роль в фильме Василия Шукшина «Калина красная» – наверняка все помнят сцену, когда уголовники приехали убивать главного героя.
Урка по кличке Бульдя – самый бандитский на вид среди всех этих бандитов.
Артур Макаров в роли Бульди в фильме «Калина Красная»
Его и сыграл Артур Макаров.
С Шукшиным они были друзьями с давних пор.
Артур Макаров и Василий Шукшин. Конец 60-х
В начале семидесятых компания Большого Каретного стала распадаться, и каждый пошел своей дорогой.
В последние годы жизни Высоцкого они с Макаровым почти не встречались. Но когда Высоцкий умер, Макаров появился вновь. Он тогда многим пришёлся не по душе. Потому что, как в былые времена, круто взялся за дело, отозвавшись на просьбу Марины Влади о помощи.
Артур Макаров и Марина Влади на могиле Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище.
40 дней. 2 сентября 1980 года. Фото Игоря Данилова
После смерти Высоцкого его дела были в полном беспорядке – нужно было спасать архив.
Документы, рукописи, фотографии, записи. Высоцкий оставил много долгов, и с этим тоже пришлось разбираться. Потому что многие из тех, кто при жизни увивался вокруг Владимира Семёновича и причислял себя к его ближайшим друзьям, вдруг потребовали вернуть одолженные когда-то деньги. Да и не только в деньгах дело: слушать
Фрагмент д/ф «Постскриптум» (автор сценария и режиссер Петр Солдатенков, 1991 год)
Эти слова прозвучали тридцать лет назад во время одной из творческих встреч по случаю выхода книги Марины Влади «Владимир, или Прерванный полёт».
А ещё до всякой Перестройки, в 1984 году, на вечере памяти Высоцкого Макаров говорил о самом Высоцком. Вспоминая, что Володя удивительным образом смог себя сохранить. Делать то, что ему нравилось. Не подстраиваясь: слушать
Артур Макаров, Марина Влади, Петр Солдатенков и др. Конец 80-х
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Петра Солдатенкова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Николая Исаева, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
Артур Макаров, Всеволод Абдулов, Григорий Антимоний. Начало 80-х
В последние годы жизни, в конце 80-х – в начале 90-х Артур Сергеевич Макаров вернулся в столицу и занялся бизнесом.
Занялся, как казалось по тем временам, довольно успешно. И в этом, новом для себя способе самореализации, оставался таким же жёстким и бескомпромиссным, как и всегда в жизни.
Артур Макаров в деревне Пески. Конец 80-х
3 октября 1995 года Артура Макарова убили в квартире его подруги, актрисы Жанны Прохоренко.
Это преступление, произошедшее почти четверть века назад, по сей день остаётся нераскрытым…
Артур Макаров обратил однажды внимание, что его друг Владимир Высоцкий на своих последних выступлениях постоянно возвращался воспоминаниями во времена Большого Каретного.
Когда они все были вместе, одной большой компанией больших друзей.
Мы закончим эту Главу фрагментом самого последнего записанного на плёнку концерта Владимира Высоцкого в подмосковном Калининграде, а ныне Королёве. 16 июля 1980 года: слушать
Калининград (Московская область), ДК им. Ленина, 16 июля 1980 года. Фото Е.Попова
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Петра Солдатенкова, Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– Валерий Перевозчиков, «Возвращение к Высоцкому»;
– Пётр Солдатенков. Д/ф «Постскриптум», «Дело» Артура Макарова».
Информация о самовывозе и доставке ваших заказов на интернет-сервисе Planeta.ru
Итак, в течение этой и следующей недели книги постепенно поступают на склад Планеты. Часть из них подписывается, часть вскоре будет упаковываться.
С 1 августа начнется передача заказов в пункт самовывоза на Проспекте Мира. Обращаем ваше внимание, что Планета переехала и поэтому по старому адресу (Проспект Мира, 19с3) самовывоза НЕ будет. Но территориально выдача будет также в районе Проспекта Мира.
Новый адрес пункта самовывоза мы объявим ближе к началу выдачи.
После того, как ваш заказ поступит в пункт самовывоза, вы получите смс-уведомление.
Доставка заказов будет осуществляться в течение двух месяцев: август и сентябрь. Мы приложим все усилия, чтобы отправлять заказы оперативно. Но здесь многое зависит и от вас.
Ваш заказ будет отправлен только после того, как вы выберите способ получения и оплатите доставку. Доставка всех заказов осуществляется только по предоплате.
На следующей неделе каждый из вас, у кого выбрана доставка, получит письмо от Планеты. На него нужно будет обязательно ответить. Вам предложат выбрать способ получения и отправят ссылку для оплаты доставки. Только после того, как вы ответите и оплатите доставку, ваш заказ будет передан на упаковку и отправку.
Мы отдельно уведомим вас о том, что рассылка сделана и вам нужно проверить почту.
Мы хотим, чтобы долгожданное мультимедийное издание пришло вам в целости и сохранности. Упаковывать будем тщательно, отправлять аккуратно. Спасибо!
Последние тайны Высоцкого: истерики Марины Влади, аборт Оксаны Афанасьевой и роман друга с Ниной Шацкой
Наступил день, когда Высоцкий приехал в гости к Вайнерам в подмосковное Переделкино вместе с другом Станиславом Говорухиным. И тот сразу был определен создателями в качестве постановщика мини-сериала. А сценарий стали переделывать исключительно под Высоцкого. Все вроде срослось очень точно и естественно.
Но не успев родиться, фильм мог вообще не состояться. Говорухин вспоминал:
— Славик, я тебя прошу… Ну не могу я тратить ГОД жизни на эту картину. Мне так мало осталось. У нас большие планы: мне хочется на Таити поехать.
У актера вскрылись серьезные проблемы со здоровьем. Он собирался круто менять жизнь: хотел уходить из театра, готовился снимать свое, прощальное, кино.
Обидку затаил
— Марина умеет все, может быть крайне органичной. Замену ей не найти!
Секретный роман
Не только любимую женщину Высоцкий сватал в кино, но и близких друзей. Благодаря ему в картину попал Иван Бортник, блестяще исполнивший роль Промокашки.
Когда Бортник появился на площадке, в съемочной группе пошли разговоры: как быстро Ваня уйдет в запой.
Магическая связь
Главным серьезным вопросом для Высоцкого всегда оставалась дума о незаконнорожденной дочери, которую произвела на свет красавица Иваненко.
К слову, упомянутая выше Афанасьева тоже, говорят, была беременна от Высоцкого. Но предпочла сделать аборт, видимо, понимая, что к ней от жены он все-таки не уйдет.
Таня была хороша, как иностранная кинодива. Фото из личного архива
История одной песни. «Кто за чем бежит»
Владимир Высоцкий как никто много написал и спел песен о спорте.
Причем творческие планы у него были еще богаче. Далеко не всё из задуманного удалось осуществить. Например, во время одного из выступлений в октябре 1970 года Владимир Семёнович размышлял о целой концертно-спортивной программе: слушать
Владимир Высоцкий в приэльбрусском альплагере Баксанского ущелья Кабардино-Балкарии, 22 июля — 29 августа 1970 года
Фото Бориса Федосова
Замысел так и остался замыслом, но о легкой атлетике песни у Высоцкого действительно получились яркие.
Впрочем, как и всякие его «спортивные» песни, они, конечно, гораздо шире по смыслу, чем чистое состязание в пряжках в высоту или метании молота. Такая же песня и про «четвёрку первачей».
Всего на данный момент нам известно 30 авторских фонограмм, причем две трети были спеты в 1974 году, и мы предлагаем вам фрагмент, точнее, окончание самого первого известного исполнения 14 февраля 1974 года в ЦНИИ экспериментального и типового проектирования жилища: слушать
С датировками песен Высоцкого почти всегда возникают большие проблемы.
Но тут он сам говорит, что написал песню ночью. Так что можем условно считать 14 февраля 1974 года днем написания «Первачей». Надо заметить, что сам Высоцкий называл песню и «Марафон», и «Кто за чем бежит» и просто говорил, что это песня «про кросс».
Вариантов названия немало, но, кажется, еще больше совершено попыток понять смысл песни.
Существуют литературоведческие, научные и даже почти конспирологические трактовки содержания этих строк. Некоторым интерпретаторам казалось, что четвёрка первачей – это знаменитые поэты: Евтушенко, Вознесенский, Окуджава.
Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский
А может не Окуджава, а Галич?
А может, имелись ввиду классики Есенин, Маяковский? Поскольку никаких прямых указания от Владимира Семёновича на это никогда не было, то домысливать здесь каждый может что угодно.
Москва, клуб АЗЛК, 7 января 1977 года
Фото Игоря Данилова
Но существуют и попытки найти литературно-поэтические корни «Четвёрки первачей».
Здесь копнуть удалось аж вплоть до «Нового завета». Исследователи цитируют послание апостола Павла коринфянам: «Вы что, не знаете, что на стадионе бегут все участники забега, а приз получает один? Бегите же и вы, чтобы получить его. ».
Если не брать религиозные корни, то и в светской поэзии знатоки доходят до Гавриила Романовича Державина, вспоминая его стихотворение «Горелки»:
На поприще сей жизни склизком
Все люди бегатели суть;
В теченье дальном или близком
Они к мечте своей бегут.
Гавриил Державин
Действительно есть нечто общее со строками что «Каждый думает, что он-то побойчей», и «Каждый хочет на высокий пьедестал».
Знал ли про стихи Державина сам Высоцкий, сказать затруднительно.
Вносил ли он в как бы спортивную песню христианский подтекст – мы тоже судить не беремся. Но творцы, художники и мыслители в разные эпохи независимо друг от друга не раз приходили к сходным образам. А вот что касается «первачей», то слово это сейчас уже не всем понятное, одно время использовалось широко и окрас имело негативный. Спектакль Театра на Таганке «Послушайте!» по произведениям Маяковского, в котором участвовал и Высоцкий – там есть слова: «Я очень рад, что сегодня здесь нет всех этих первачей и проплёванных эстетов». И хорошо известно, что Владимир Высоцкий с огромным уважением относился к Маяковскому.
Владимир Высоцкий в спектакле «Послушайте!». Москва, Театр на Таганке, май 1967 года. Фото Евгения Куренко
А мы обратимся к еще одному из ранних исполнений в НИИ общей патологии в апреле 1974 года.
Высоцкий снова сбивается в конце, но здесь интересен авторский пересказ содержания песни: слушать
Тут, думается, дело не только в «не детской памяти».
Во-первых, песня действительно новая, а, во-вторых, у Высоцкого была масса набросков и черновых вариантов. Так что можно было где-то и запутаться в них самому.
Вообще, образ именно Четвёрки первачей у Высоцкого действительно не случаен.
Четвёрка не раз встречается в его песнях: Это и легендарные «четыре четверти пути», и «четыре страны предо мной расстелили дороги». Можно вспомнить и фильм «Четвёртый», в котором снимался Высоцкий.
Владимир Высоцкий (Он), Александр Кайдановский (Штурман), Сергей Шакуров (Дик) и Сергей Сазонтьев (2-й пилот) на съёмках фильма «Четвёртый», 1972 год
К слову о кино.
7 декабря 1975 года во время концерта, который был прямо «на рабочем месте», то есть в Театре на Таганке, Высоцкий произнес загадочную фразу: «Ещё шуточная песня, которую я написал специально для фильма Одесской киностудии. Называется она «На дистанции – четвёрка первачей».
Москва, декабрь 1975 года. Кадр съемки Телевидения Австрии
Называть эту песню шуточной – немного странно.
Не очень-то она веселая. И достоверно неизвестно, чтобы Высоцкий предлагал ее в какой-то фильм – или его просили писать ее для фильма. Некоторые исследователи полагают, что Высоцкий таким образом пытался придать ей, что называется, легальности. Но и вольнодумной ее тоже не назовешь. В общем – загадка.
1975 год
Что же касается непосредственно спортивного содержания песни, то официальных дистанций в легкой атлетике, где на старт выходили бы только четверо, не существует.
Зато упоминается город Салоники:
Этот – будет выступать
на Салониках,
И детишек поучать
в кинохрониках…
В то время чемпионатов мира по легкой атлетике еще не проводилось, и помимо Олимпиады самым престижным турниром считался чемпионат Европы.
В 1974 году он действительно сперва должен был пройти в Салониках, но из-за политической нестабильности в Греции в период падения режима «чёрных полковников», соревнования перенесли в Рим.
Ну а мы с вами перенесемся в сентябрь 1975 года, в Болгарию, где во время первых зарубежных гастролей Театра на Таганке Владимир Высоцкий записал материал для пластинки, которая впоследствии выйдет на фирме «Балкантон» под названием «Автопортрет».
На дистанции четвёрка первачей, или Кто за чем бежит: слушать
Владимир Высоцкий, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий, Анатолий Васильев и Зинаида Славина на выступлении в Комитете советско-болгарской дружбы. София, 13 сентября 1975 года
Вот такая аллегорическая песня и о спорте, и не о спорте.
А если кому-то сейчас захочется найти ей место в нашей теперешней жизни, то это будет не так трудно сделать. У нас тут как раз тоже один забег происходит, где каждый из «первачей» хочет на высокий пьедестал.
Мезон-Лаффит, март 1977 года. Фото Жан-Жака Дескампа
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и моих друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Александра Ковановского, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
Слушайте в следующей программе: слушать
При подготовке программы использованы:
– Андрей Скобелев. «Много неясного в странной стране…» III. Материалы к комментированию избранных произведений В.С. Высоцкого. – Воронеж: «Эхо», 2012;
– Марк Цыбульский. Планета Владимир Высоцкий. – М.: «Эксмо», 2008;
– Владимир Высоцкий. Собрание сочинений в пяти томах. – М.: СЛОВО/SLOVO, 2018;
– Лион Надель. «На дистанции четвёрка первачей (Г.Р. Державин и В.С. Высоцкий)» – журнал «В поисках Высоцкого», №30 – Пятигорск – Новосибирск, 2017;
– Полина Ткачева. «Художественное время в произведениях В. Высоцкого» – сборник «Міфалогія-фальклор-літаратура. Праблемы паэтыкі», №7 – Минск: Выдавецкі цэнтр БДУ, 2009;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс».
На дистанции четвёрка первачей:
слушать (Москва, ЦНИИЭП жилища, 14 февраля 1974 года)
слушать (Москва, у Константина Мустафиди, 2 апреля 1974 года)
слушать (Москва, НИИ общей патологии, 6 апреля 1974 года)
слушать (Москва, Театр на Таганке, 7 декабря 1975 года)
слушать (Париж, у Михаила Шемякина, 1978 год — последнее исполнение)
Из черновиков песни:
…Номер первый – но бежит он, как второй,
Как под гору катит, словно под горой,
У него запросы – плотски, широки,
Потому что первым лучшие куски.
Номер первый хочет в раже и в пылу
Поскорей успеть к кипящему котлу,
В тот котёл по локоть руку запустить,
Лучший выхватить кусок и откусить
От огромного куска
Больше жирного мяска,
А другие подбегут –
Он всё выверил –
Он и с ними тут как тут –
Кости с ливером.
А второй – дак любит славу да успех:
Этот ноги задирает выше всех,
Чтобы каждый был сражён и восхищён!
Ну, куда уже быстрей, а он – ещё
Он стратег и тактик тоже, словом – спец:
Жилы рвать себе дороже! Молодец!
А на финише прижмёт
Грудью ленточку порвёт.
Этот будет выступать
На Салониках,
И улыбкою сиять
В кинохрониках,
И соперничать с Пеле
В закалённости,
И являть пример целе—
устремлённости.
Номер третий убелён и умудрён,
Он всегда второй надёжный эшелон.
Кто-то в первом эшелоне заболел,
И его, должно быть, тренер пожалел.
У него последний шанс, свистит шпана!
Нужен спурт, иначе крышка и хана!
Переходит сразу он
В задний старенький вагон,
Не отбегался атлет
Только кажется!
Так бежит, что пару лет
Покуражится.
А последний соблюдает статус-кво:
Он бежит ни для чего, ни для кого,
То приблизится мол, пятки оттопчу,
То отстанет, постоит, мол, так хочу.
Не нарочно, не заводит, ох и зол!
Вот обходит, вон обходит, обошёл.
Стадион ревя свистел,
Бесновался, свиристел…