высокие коммуникативные навыки что это
Коммуникабельность в резюме: когда стоит написать об этом навыке
Специалист в сфере HR и развития карьеры
Эффективное общение является одним из самых востребованных навыков практически во всех сферах деятельности. Независимая исследовательская организация Conference Board of Canada назвала его фундаментальным, то есть необходимым для гармоничного развития личности. Это означает, что писать про коммуникабельность в резюме не только можно, но и нужно.
Что такое коммуникабельность
Резюме – документ, в котором информация изложена в сжатом виде. Поэтому кандидаты должны тщательно подходить к выбору того, что будет содержаться в блоках. Сегодня каждый второй соискатель пишет в анкете о коммуникабельности, но мало кто представляет, насколько многогранно это понятие.
Прежде чем погрузиться в вопросы заполнения резюме, давайте пройдемся по основам. Данная информация поможет понять, почему навык общения так востребован у работодателей.
Коммуникабельность представляет собой целый комплекс умений:
Что такое общение, если смотреть с позиции взаимодействия в команде? Это обмен идеями, инструкциями, мнениями. Сам процесс намного глубже, чем просто приятельский разговор. Но даже в рабочих условиях коммуникация может быть неэффективной.
Коммуникативные навыки на рабочем месте можно разделить на 3 большие категории: вербальные, невербальные и письменные.
Вербальные навыки подразумевают под собой устное общение. Однако для достижения эффективности передачи сведений спикеру следует тренироваться над выразительной и темпо-ритмической стороной речи. К невербальным коммуникативным навыкам относятся жесты, мимика, позы. Здесь прием и передача информации происходит с помощью зрительного и тактильного анализаторов. Письменное общение хотя и является частью невербального, но менеджеры по персоналу выделяют его как отдельное профессиональное умение. Например, для таких специалистов, как программист, бухгалтер, секретарь, юрист грамотная письменная речь играет большую роль в карьерном развитии. Письменная речь – это не только текст, написанный от руки, но также напечатанный на компьютере или ином устройстве.
Примеры коммуникативных навыков для резюме
Как мы писали выше, указывать в резюме коммуникабельный стало модно. Но это понятие для каждого соискателя несет разную смысловую нагрузку: болтливость, умение убеждать, способность поддерживать любой разговор и т.д. Одно слово в анкете не даст полного представления о намерениях и талантах.
Рекрутер оценивает коммуникабельность в резюме уже с первых прочитанных строк.
Для резюме некоторых специалистов навыки коммуникабельный и общительный не будут информативны. Эти два термина не раскрывают личностные особенности, если вы, например, претендуете на должность «агента по недвижимости». В таких случаях рекомендуем включать в анкету синонимы и дополнительные слова.
Безусловно, указывать все умения сразу не стоит. 4-5 позиций будет достаточно. Идеальный вариант – продемонстрировать в анкете, как каждый из навыков повлиял на вашу работу.
Правильно | Неправильно |
---|---|
Показать в резюме пример проявления коммуникабельности. Допустим, «Благодаря увеличению количества командных встреч, где каждый работник мог высказаться о проблемах и достижениях, всего за 2 месяца мне удалось повысить вовлеченность персонала на 50%». | Указать в резюме ответственный и коммуникабельный. |
Помните, первое, на что будут обращать внимание рекрутеры при оценке коммуникативных навыков в резюме – насколько грамотно составлен сам документ. Исключите ошибки, жаргонизмы, соблюдайте информационно-деловой стиль письма. Количественные показатели можно добавить в блок «опыт работы», раздел «о себе» или отразить в цели резюме.
Что еще подойдет для включения в резюме кроме общительности и коммуникабельности? Давайте рассмотрим варианты для разных специальностей.
Специальность | Синонимы и дополнительные слова |
---|---|
Логопед | Грамотная речь, четкая дикция, взаимодействие с родителями |
Менеджер по работе с клиентами | Умение убеждать, работа с возражениями, холодные звонки |
Торговый представитель | Ведение переговоров, техника продаж, презентация услуг |
PR-менеджер | Нетворкинг, взаимодействие со СМИ, деловая переписка |
Мы продемонстрировали разные способы показать работодателю владение навыком эффективного общения. Теперь вы понимаете, что коммуникабельность в резюме социального работника, телеведущего и педагога будет отличаться.
Коммуникабельность в CV на английском языке
Помните, что ответственность, стрессоустойчивость и общительность являются ключевыми личными качествами в резюме для большинства профессий. Независимо от того, на каком языке составляется анкета.
По аналогии с документом на русском языке в английской версии есть разные термины для того, чтобы раскрыть умение эффективно коммуницировать. Вот некоторые из них:
Вариантов гораздо больше, поэтому здесь также нельзя ограничиваться лишь словом «sociability». Рекрутер непременно оценит не только наличие навыков, но и отличное знание иностранного языка.
Как развить навык коммуникабельности
Представим ситуацию: вы нашли идеальную для себя вакансию. В качестве одного из главных требований к кандидатам значится общительность. Объективно оценив имеющиеся навыки, вы понимаете, что не соответствуете заявленной позиции. Как поступить? Отказаться? Ни в коем случае! Коммуникабельность относится к soft skills. Значит, при желании этим навыком способен овладеть любой человек.
Как развивать коммуникативные умения:
Коммуникабельность – это постоянная практика. За пару дней вы не разовьете навык до экспертного уровня. Но успеете изучить базовые приемы. Даже самый общительный человек, если долго поживет в изоляции, не сможет подойти к первому встречному и задать вопрос. Потребуется время для того, чтобы вновь обрести уверенность в себе.
Вывод
Как написать в анкете о коммуникабельности: чек-лист для соискателей
Специалист в сферах Education и HR. Независимый журналист. Профиль в соцсетях: Facebook
Понятие о коммуникативных навыках: определение, как повысить
Определение
Коммуникативные навыки — это способность человека адекватно взаимодействовать с другими людьми, социальными группами и обществом в целом.
Навыки общения приобретаются человеком в ходе процесса социализации. Еще на самых первых ступенях — семья, школа, ближнее окружение — одной из основных функций агентов и институтов социализации является наделение формирующейся личности навыками общения. Соответственно, наличие или отсутствие умений взаимодействовать с окружающими прямо зависит от процессов, которые протекали с раннего детства вплоть до периода зрелости личности.
Суть навыков коммуникации заключается в том, что необходимо уметь не только правильно высказывать свои мысли, но и предполагать и прогнозировать, как к вашим словам отнесется собеседник. При полной эгоцентричности в общении невозможно достичь стабильных взаимоотношений.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Коммуникативные навыки делятся на две большие группы — базовые и высокие. Конкретных и общепринятых определений им нет, так как мнения ученых в этой области сильно различаются, однако суть остается примерно одной и той же.
Базовые, или ключевые, навыки общения жизненно необходимы: уметь сообщить о своих потребностях, беспокойствах, воспринять важную информацию от других людей и т. п. Практически все они прививаются человеку еще в детском и подростковом возрасте.
Высокие же коммуникативные навыки нужны для построения доверительных и более близких взаимоотношений, когда обе (или несколько) стороны общения максимально уважительно относятся к собеседникам и сами чувствуют себя абсолютно комфортно.
Базовые
Список навыков, которыми обязательно должен обладать человек, чтобы налаживать хотя бы простейшие контакты:
Полное взаимопонимание обеих сторон диалога — идеализированное понятие. Человек составляет в своей голове проекцию того образа и той информации, которую его собеседник пытается донести. То есть любая информация пропускается через собственную призму восприятия и так или иначе искажается. Из этого вытекает специфичный коммуникативный навык — умение не делать поспешных выводов и всегда давать скидку на различие между собственным мышлением и мышлением оппонента.
Высокие
К сожалению, высоким уровнем коммуникации владеют не так много людей. Большинство общается на неком среднем уровне, когда зачатки высоких навыков уже есть, однако переход на уровень выше все еще не совершен. Какие же именно навыки считаются высокими и почему так сложно ими овладеть?
Итак, к высоким коммуникативным навыкам относят (примерный список, так как конкретизации этих навыков не существует):
Кажется, что это обыденные навыки общения и каждый зрелый собеседник пользуется ими в разговоре, но это не совсем так. Современному человеку крайне тяжело сохранять концентрацию в течение долгого времени, соответственно, полностью проследить за мыслью оппонента слушатель не может, отсюда и недостаток эмпатии, невнимание к деталям, неспособность дать обратную связь. Кроме того, концентрация на важности собственной информации и на себе в целом не позволяет современному человеку полностью погрузиться в проблему собеседника. Именно поэтому высокие коммуникативные навыки среди среднестатистических взрослых людей считаются скорее исключением, чем правилом.
Содержание коммуникативных навыков
Упомянутые навыки — это не какое-то конкретные качества человека, а комплекс способностей, умений, освоенных правил приличия, которые помогают взаимодействовать с окружающими. Вот малый список качеств, которые включают в себя и базовые, и высокие навыки общения:
Где применяются навыки общения
Любая сфера деятельности человека требует применения коммуникативных навыков, а профессиональная и творческая сферы чаще всего требует еще и высокого уровня.
Всю деятельность человека, связанную с общением, можно разделить на несколько видов коммуникации:
Общение с родственниками, друзьями, коллегами, руководителями, подчиненными, случайными знакомыми, обслуживающим персоналом, клиентами — все эти виды общения невозможны без владения коммуникативными навыками.
Как их улучшить
Если в общении возникают ощутимые трудности, нужно сначала понять, что именно приносит дискомфорт в беседе. Не стоит бояться спрашивать у собеседника, что его напрягает, а также не стоит молчать, если что-то не устраивает вас. Причем можно поинтересоваться сразу у нескольких людей, чтобы работать над собой на основе различных мнений.
Люди мыслят и воспринимают окружающий мир по-разному. Собеседник может понять ваши слова не так, как вы этого хотели, и дальше разговор будет иметь разный смысл для вас обоих. Очень много коммуникационных конфликтов можно было бы избежать, если бы люди не боялись переспрашивать и показывать, что они чего-то не поняли.
Большинство трудностей возникает по двум причинам:
Совершать ошибки — нормально. И если вы действительно хотите улучшить коммуникативные навыки, то после того, как вы выяснили, в чем же были не правы, следует провести «работу над ошибками», начать менять в себе качества, которые напрягают окружающих при разговоре с вами.
Если же каких-то конкретных трудностей нет и вы просто хотите повысить качество вашего общения, обратите внимание на следующие моменты:
Если самостоятельно вы не можете улучшить свои коммуникативные навыки, можно обратиться к различным лекциям, вебинарам, тематической литературе. Одна из самых знаменитых книг в этой области так и называется — «Как улучшить коммуникативные навыки» (Алан Баркер). Наилучший способ развития — все-таки практика в общении и постоянный анализ собственных действий.
Коммуникативные навыки у детей и взрослых
Коммуникативные навыки – это совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми. Эффективное общение сводится к двум основным положениям: умение правильно понять собеседника, то есть верно объяснить для себя сказанное им, и умение правильно передать информацию, то есть высказать именно ту мысль, которая была запланирована.
Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например, Выготского, Эльконина, является основой развития человека и, в частности, фундаментом формирования личности. Кроме того, общение отвечает за ряд других функций. В их числе управление собственным поведением, реализация потребности в общении, обеспечение психологического благополучия, организация совместной деятельности с другими людьми и пр.
Коммуникативные навыки являются необходимостью для человека, живущего в социуме, поскольку ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, решая задачи из разных сфер жизни: от похода в магазин за продуктами до сложнейших переговоров делового характера. Также коммуникативные навыки отвечают за успешность выполнения поставленной задачи.
Низкая коммуникативная компетентность приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка или взрослого чувства отчужденности, замкнутости, ненужности, поэтому развитие коммуникативных навыков важно с самого раннего детства человека.
Кроме того, существует ряд профессий, в которых общение является основным методом работы. К таким относятся профессии из сфер журналистики, психологии, педагогики, маркетинга и многих других. К сотрудникам перечисленных сфер предъявляется требование наличия высоко развитых коммуникативных навыков. Однако и людям, не связанным с указанными сферами, важно развивать навыки эффективного общения, которое станет основой социальной реализации, психологического удовлетворения и поможет в формировании межличностных связей.
Формирование коммуникативных навыков
Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.
Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.
При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.
Коммуникативные навыки взрослых
Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.
Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:
Нарушения развития коммуникативных навыков
На развитие коммуникативных навыков влияют различные факторы, среди которых воспитание, образ жизни, качество внутрисемейных отношений. Существуют нарушения в формировании коммуникативных способностей, которые могут возникать вследствие особенностей средовых воздействий. К самостоятельным нарушениям коммуникативных навыков относят:
Нарушения коммуникативных навыков могут быть частью патологической симптоматики заболеваний или недостатка в развитии. В этом случае могут замечаться коммуникативная апраксия, нарушения общения, психотические расстройства процессов общения.
К заболеваниям, при которых характерным является наличие нарушений коммуникации, относят расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, интернет-зависимость, зависимость от мобильных устройств и др. Люди с общим недоразвитием речи, зрения и слуха также имеют трудности в приобретении навыков успешной коммуникации.
Диагностика коммуникативных навыков
Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.
Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.
Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.
Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.
Способы развития коммуникативных навыков детей
Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами. В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»). Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).
Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.
Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:
Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.
Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.
В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.
Способы развития коммуникативных навыков взрослых
Коррекция и совершенствование коммуникативных способностей взрослых сводится к сознательному изменению выработанных стереотипов общения. Эта работа может проводиться как самостоятельно, так и с помощью психолога.
К самостоятельным методам развития коммуникативных навыков, например, относят:
Из-за страха общения как такового, стеснительности трудно формировать коммуникативную компетентность. Стоит постепенно увеличивать количество взаимодействия с другими людьми, проявляя первым инициативу к общению.
Умение слушать – один из основных способов понять собеседника и расположить его к себе. К активному слушанию относится подержание зрительного контакта, задавание уточняющих вопросов, кивание и т.д. Выполняя техники активного слушания, можно повысить качество взаимодействия с другими людьми.
Избежать негативных эмоций от общения помогут техники позитивного мышления. Старайтесь концентрировать внимание на получении информации, поиске общего языка и понимании собеседника. Улыбайтесь своему собеседнику, давайте позитивную обратную связь и, наоборот, избегайте отрицательных оценок, осуждения. Постарайтесь сделать так, чтобы и вы, и ваш собеседник получили удовольствие от общения друг с другом.
Коммуникативные навыки, как и любые другие навыки, не могут развиться за несколько дней. К формированию коммуникативной компетенции ведет постоянное взаимодействие с другими людьми, постоянная практика общения.
Если у вас или вашего ребенка имеются сложности с коммуникацией, обратитесь за консультацией к нашему психологу. Записаться на прием можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры:
Развитие коммуникативных навыков
Развитие коммуникативных навыков требуется каждому человеку на планете, только если он не живет отшельником в пещере. Даже несмотря на то, что сейчас многие мнят себя полностью независимыми, взаимодействовать с другими людьми так или иначе приходится каждому. В этой статье вы найдете несколько упражнений, игр, методик и книг, которые пригодятся для того, чтобы прокачать свои коммуникативные навыки.
Как передается сообщение?
Это важный вопрос для тех, кто испытывает проблемы в одной из этих ситуаций:
Что делать в этих случаях? Начать стоит с анализа процесса передачи и восприятия информации: так вы сможете понять, на каком этапе возникает проблема. Сообщение передается при помощи:
Если на каком-то этапе произойдет сбой, ваше сообщение будет неправильно интерпретировано. То же самое справедливо и когда реципиент вы. И это мы еще не учли невербальные сигналы, которыми могут быть: прикосновения, жесты, язык тела, выражения лица, зрительный контакт, одежда. Речь (помимо слов) также содержит невербальные элементы, такие как ритм, интонацию, темп и многое другое.
Самая главная причина того, что нас не понимают или мы не понимаем – наличие барьеров в коммуникации.
Пять основных барьеров
На самом деле количество коммуникативных барьеров поистине огромно, но, пожалуй, стоит начать с пяти основных. Если вы преодолеете их, то существенно повысите свои навыки общения.
Судить другого человека
Если вы судите собеседника, то, во-первых, совершенно перестаете понимать суть того, о чем он говорит (на это попросту не остается времени и внимания), а, во-вторых, начинаете навешивать ярлыки.
Не проявлять интереса к словам собеседника
Интерес и любопытство – это во многом процессы сознательные. Дейл Карнеги, когда писал о необходимости проявлять искренний интерес к другим людям, имел в виду как раз это: не притворяться, а быть осознанным в общении с другими людьми, выйти из режима автопилота.
Во многих ситуациях вы должны работать над тем, чтобы вам стало интересно.
Использовать технический или непонятный язык
Мало того, что это выглядит снобистски и раздражает, так еще и полностью портит взаимопонимание и диалог. Научитесь выражать свои мысли простыми словами. Однако если видите, что собеседник полностью считывает ваши сообщения, можете поднять профессиональный уровень своей речи.
Давать непрошенные советы
Они плохи тем, что коммуникативные барьеры появляются уже у вашего собеседника. Он перестает думать о вашем сообщении и испытывает раздражение, выражающееся мыслью «Почему он лезет не в свое дело?».
Совершенно не имеет значения, насколько хороши были ваши советы. Научитесь их давать в правильное время и в правильных ситуациях.
Не проявлять эмпатию
Каждый человек имеет проблемы и заботы, будь то бездомный или королева Великобритании. Вы должны (опять же – искренне) проявлять интерес к ним. Помните, что для человека даже его мизерные проблемы намного важнее, чем все наводнения, войны и пожары вместе взятые.
После того, как вы поняли, чего не надо делать, давайте обсудим, что делать нужно. Вернее, какие коммуникативные навыки стоит развить.
Пять основных навыков коммуникации
За один день вы не станете мастером коммуникации. И за месяц тоже. Но шаг за шагом, осваивая отдельные навыки, вы сможете значительно повысить свой уровень.
Активное слушание
Чтобы научиться активно слушать, нужно придерживаться, как минимум, одного правила: слушать в два раза больше, чем говорить.
Второе правило: научитесь «слушать» всем своим телом. То есть задействуйте мимику, жестикуляцию, глаза. Третье правило: уточняйте, что хотел сказал собеседник.
Невербальная коммуникация
Кто такие гармоничные, цельные люди? Это те, у которых речь не конфликтует с телом и невербальными сигналами. Они говорят именно то, что чувствуют, поэтому тело правильно реагирует на слова.
Сначала будет сложно, ведь нужно будет обращать внимание на язык тела больше, чем на содержание информации. Но если решать проблему постепенно – сначала с руками, потом с ногами, зрительным контактом, мимикой – то через какое-то время вы и сами станете гармоничным человеком, который хорошо освоил навыки коммуникации.
Задавание вопросов
Прежде всего, стоит обратить внимание на качество вопросов, которые вы задаете. Если они закрытые, то нужно полностью изменить подход и начать задавать открытые:
Задавать вопросы может показаться трудным поначалу. Но как только вы начнете проявлять искреннее любопытство к людям, этот навык будет развиваться сам по себе.
Прояснение
Это важно, когда вы слушаете собеседника. Старайтесь всегда уточнять, что конкретно он хотел сказать. Данный подход убивает двух зайцев:
Осознанность
Осознанность является основой любого навыка, потому что требует отказаться от привычки и постоянно за собой наблюдать.
Например, при помощи осознанности вы прекратите критиковать и осуждать собеседника, будете заинтересованы в том, чтобы разобраться в его словах, мыслях, чувствах, научитесь применять разные подходы вместо того, чтобы просто вести разговор как умеете.
Игры на развитие коммуникационных навыков
Существует много упражнений-игр, которые развивают навыки общения. Вот некоторые из них.
Коммуникационные оригами
Это быстрое и легкое упражнение, которое показывает, как одни и те же инструкции интерпретируются разными людьми, и подчеркивает важность четкой коммуникации. Игра, скорее, демонстрационная, со своей моралью.
Для прохождения упражнения требуется от трех человек.
Подчеркните, что каждый лист бумаги выглядит по-разному, хотя вы давали всем совершенно одинаковые инструкции. Спросите у своей группы, были бы результаты намного лучше, если бы они иногда открывали глаза или задавали вопросы.
Открыть глаза = слушать и понимать.
Задавать вопросы = уточнять.
Эффективная коммуникация – это нелегко, ведь мы все интерпретируем информацию так, как умеем и хотим. Поэтому очень важно задавать вопросы и слушать собеседника.
Угадайте эмоцию
Данная игра-упражнение также проводится в компании, но она забавнее и увлекательнее, чем предыдущая.
Цель игры в том, чтобы ее участники научились лучше «считывать» чувства и эмоции друг друга. Компания разделяется на команды и каждый игрок по очереди показывает эмоции, такие как отвращение, привязанность, страх, беспокойство, смущение, гнев, решительность, а общая группа попытается угадать, что это за эмоция. Впрочем, на этой стадии правила могут меняться вами – в зависимости от того, как вам будет интереснее.
Сценка
Игра на двоих. Правила очень просты. Можно сказать, что вы сами их придумываете.
Для начала подумайте относительно темы, вокруг которой будет завязан диалог. Это может быть:
Перед тем, как начать сценку, вы должны четко прописать конфликт. Концовка может быть случайной.
Язык тела
Порой язык тела говорит больше, чем любые слова, которые вы можете произнести. Как сознательно, так и подсознательно тело показывает собеседнику, что действительно с вами происходит.
Язык тела может укрепить вербальное общение, однако оно также может быть сильнее, чем словесное общение – важно знать о нем, чтобы четко понимать, что проецируем правильное сообщение.
Книги
Детальнее разобраться в теме коммуникаций можно, прочитав следующие книги.