высказывание утверждающее или отрицающее что либо называется
2.1. Что такое суждение?
2.1. Что такое суждение?
Суждение – это вторая после понятия форма мышления. Суждением называется форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Примеры суждений: Все сосны являются деревьями; Некоторые люди – это спортсмены; Ни один кит – не рыба; Некоторые животные не являются хищниками и т. п. Суждение также называется высказыванием.
Рассмотрим несколько важных свойств суждения, которые также являются его отличиями от понятия.
1. Любое суждение состоит из понятий, связанных между собой. Например, если связать между собой понятия карась и рыба, то может получиться суждение: Все караси являются рыбами или Некоторые рыбы являются карасями.
2. Любое суждение выражается в форме предложения (вспомним, понятие выражается в слове или словосочетании). Однако не всякое предложение может выражать суждение. Как известно, предложения бывают повествовательными, вопросительными и восклицательными. Суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. В вопросительных и восклицательных предложениях ничего не утверждается и не отрицается, поэтому они не могут выражать собой суждение. Повествовательное предложение, наоборот, всегда представляет какое-то утверждение или отрицание, в силу чего суждение выражается в форме повествовательного предложения. Тем не менее, есть такие вопросительные и восклицательные предложения, которые только по форме являются вопросами и восклицаниями, а по смыслу что-то утверждают или отрицают. Они называются риторическими. Например, известное высказывание: И какой же русский не любит быстрой езды? представляет собой риторическое вопросительное предложение (или риторический вопрос), т. к. в нем в форме вопроса утверждается, что всякий русский любит быструю езду. Такой вопрос, конечно же, выражает собой суждение. То же самое можно сказать о риторических восклицаниях. Например, в высказывании: Попробуй найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет! в форме восклицательного предложения утверждается мысль о невозможности предложенного действия, в силу чего данное восклицание выражает собой суждение. Понятно, что не риторический, а настоящий вопрос, например: Как тебя зовут? не выражает собой суждение, точно так же, как не выражает его настоящее, а не риторическое восклицание, например: Прощай, свободная стихия! Приведем еще несколько примеров.
а) Неужели ты не знал, что Земля вращается вокруг Солнца? (риторический вопрос – является суждением).
б) Прощай, немытая Россия! (восклицание – суждением не является).
в) Кто написал философский трактат «Критика чистого разума»? (вопрос – суждением не является).
г) Логика появилась примерно в V в. до н. э. в Древней Греции (повествование – является суждением).
д) первый президент Америки (понятие – суждением не является).
е) Разворачивайтесь в марше! (восклицание – суждением не является).
3. Любое суждение является истинным или ложным. Если суждение соответствует действительности или реальности, оно истинное, а если не соответствует, – ложное. Например, суждение: Все розы – это цветы является истинным, а суждение: Все мухи – это птицы – ложным. Надо отметить, что понятия, в отличие от суждений, не могут быть истинными или ложными. Невозможно, например, утверждать, что понятие школа – истинное, а понятие институт – ложное, понятие звезда – истинное, а понятие планета – ложное и т. п. Но разве понятия Змей Горыныч или Кащей Бессмертный, или вечный двигатель не ложные? Нет, не ложные, эти понятия являются нулевыми или пустыми, но не истинными и не ложными. Вспомним, понятие – это форма мышления, которая обозначает собой какой-либо объект, – и именно поэтому не может быть истинным или ложным. Истинность или ложность – это всегда характеристика какого-то высказывания, утверждения или отрицания, в силу чего она применима только к суждениям, но не к понятиям. Поскольку любое суждение принимает одно из двух значений – истины или лжи, – то аристотелевская формальная логика также часто называется двузначной логикой.
4. Суждения бывают простыми и сложными. Сложные суждения состоят из простых, соединенных каким-либо союзом. О простых и сложных суждениях речь пойдет далее.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
А. СУЖДЕНИЕ
А. СУЖДЕНИЕ Суждение — это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями. В языке суждение, как правило, выражается повествовательным предложением и может оцениваться в качестве истинного или ложного.Примеры
Глава 2 Суждение
Глава 2 Суждение 2.1. Что такое суждение? Суждение – это вторая после понятия форма мышления. Суждением называется форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Примеры суждений: Все сосны являются деревьями; Некоторые люди – это спортсмены; Ни один кит
2.1. Что такое суждение?
2.1. Что такое суждение? Суждение – это вторая после понятия форма мышления. Суждением называется форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Примеры суждений: Все сосны являются деревьями; Некоторые люди – это спортсмены; Ни один кит – не рыба;
3. Суждение
3. Суждение Понятий, как вообще всякие мысли, не существуют изолированно друг от друга, они всегда взаимосвязаны. Связь эта может быть различной: в сочетании понятий «ель — хвойное дерево» понятие «ель» включается в понятие «хвойное дерево»; в сочетании «кит не рыба»
1. Суждение и предложение
1. Суждение и предложение Суждения обычно выражаются в определенных языковых предложениях. В языкознании различают, вообще говоря, четыре типа предложений, а именно: 1. повествовательные, или утвердительные предложения, 2. вопросительные предложения, 3. желательные
Понятие и суждение
§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Суждение как форма мышленияПознавая окружающий мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предмета. Эти
А. СУЖДЕНИЕ
А. СУЖДЕНИЕ Суждение — это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями. В языке суждение, как правило, выражается повествовательным предложением и может оцениваться в качестве истинного или ложного.Примеры
2. Суждение и предложение
2. Суждение и предложение Суждение и назначение предложений. Подобно понятию, суждение выражается посредством языка. Но, как более сложная форма мышления, она облекается и в более сложную языковую форму. Если материальной оболочкой понятия служит слово (или
(β) Моральное суждение
(?) Моральное суждение Но это суждение имеет в то же время другую сторону, начинающую разрешение имеющейся здесь противоположности. — Сознание всеобщего относится к злому сознанию не как то, что действительно и совершает поступки (ведь, напротив, злое сознание есть то,
23. Суждение
23. Суждение Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними.Суждения выражаются в форме высказывания относительно определенного предмета. Например, суждениями
II. Суждение
II. Суждение § 11Суждение есть выражение некоторого предмета в различных моментах понятия. Суждение содержит: a) предмет в определении единичности как субъект; b) его определение всеобщности, или его предикат, причем однако же субъект может относиться к предикату и как
II. Суждение
II. Суждение § 58Суждение есть отделение субъекта от его определения, или же особенности, и соотнесение его с этой особенностью, представляющей собой его предикат. Субъект и предикат относятся друг к другу либо как единичное и особенное, либо как единичное и всеобщее, либо
1. ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ? ЧТО ТАКОЕ ОПЫТ?
1. ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ? ЧТО ТАКОЕ ОПЫТ? С первым из этих вопросов постоянно пристают идеалисты, агностики, и в том числе махисты, к материалистам; со вторым — материалисты к махистам. Попытаемся разобраться, в чем тут дело.Авенариус говорит по вопросу о материи:«Внутри
II. Суждение
II. Суждение Познавательная деятельность приводит всегда к истине или к лжи. В какой же форме выражается истина или ложь? В форме суждения, отвечает на этот вопрос логика. Но если так, то это значит, что представления, понятия и даже умозаключения, служа выразителями истины
Высказывание утверждающее или отрицающее что либо называется
Примеры высказываний в математике:
Примеры высказываний в химии:
Примеры предложений, не являющихся высказываниями:
У некоторых утверждений, которые мы использовали выше в качестве примеров, есть одно общее свойство. Независимо от их смысла они могут быть либо истинными, либо ложными. Утверждения, обладающие таким свойством, являются высказываниями. Также можно видеть, что по поводу других предложений нельзя сказать то же самое. Поэтому они не могут быть высказыванием.
Бывают утверждения истинность или ложность, которых в принципе проверить можно, но только в принципе, реально же это невозможно. Например, невозможно проверить истинность следующего утверждения: «На планете Земля в настоящее время есть одно и только одно дерево, на котором растет ровно 10000 листьев». Теоретически это проверить можно, но только теоретически, так как для такой проверки придётся использовать слишком большое количество проверяющих, значительно большее, чем проживает на планете людей.
Таким образом, математическая логика изучает только высказывания, и только то, как определять их истинность или ложность. Математическая логика не исследует смысл высказываний, из чего следует, что формулировка высказывания роли не играет и для высказывания достаточно ввести простое обозначение.
Элементарными объектами и высказываниями, называют те из них, которые нельзя разбить на отдельные составные части. Элементарные объекты иначе называются атомами. Элементарному высказыванию соответствует простое предложение.
Сложные (составные) высказывания строятся при помощи союзов «НЕ», «ИЛИ», «И», «ЕСЛИ…, ТО …, ИНАЧЕ…».
Примеры.
В логике объекты и высказывания обычно обозначают строчными (объекты) и прописными (высказывания) знаками (буквами) латинского алфавита, возможно с индексами.
Союзы в логике называют логическими операциями. Обозначения и смысл логических операций будет поясняться в процессе изложения материала.
Используются также вспомогательные знаки (разделители, скобки и т. п.), специальные знаки и, при необходимости, знаки, позволяющие сократить длину высказывания.
При исследовании сложных высказываний понятие «простые высказывания» замещают понятием «пропозициональные переменные».
Истинность или ложность пропозициональной переменной будем отмечать символами «и» – истина или «л» – ложь.
Пример 1.1.
Примечание: символ «::=» означает, что пропозициональная переменная слева есть формальное описание высказывания, стоящего справа, а её значение принадлежит множеству <и, л>.
Переход от высказываний, изложенных на языке предметной области, к изложению высказываний на языке логики называется формализацией.
Рассмотрим формализации подробнее.
Во-первых, фиксируем некоторое (универсальное) множество I объектов, которые нас только и интересует (например, множество планет или множество целых чисел), и затем формулируем некоторое высказывание A, связывающее рассматриваемые объекты с присущими им фактами, явлениями, свойствами или событиями и которым удовлетворяют все элементы рассматриваемого множества и только они.
Во-вторых, из всех объектов рассматриваемого универсального множества I (множества планет, множества чисел и т. д.) образуем множество N таких объектов, которые удовлетворяют содержанию данного высказывания A. Это множество N называется множеством истинности данного высказывания A.
В третьих, будем считать, что имеется первоначальная совокупность некоторых простейших высказываний Pi, называемых элементарными или исходными, о каждом из которых точно известно, истинно оно или ложно. Причем в этой совокупности имеются как истинные высказывания, так и ложные. Введем функцию λ, заданную на множестве этих всех высказываний и принимающую значения в двухэлементном множестве <и, л>, по следующему правилу:
§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Суждение как форма мышления
Познавая окружающий мир, человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между предметами, утверждает или отрицает факт существования предмета. Эти связи и отношения отражаются в мышлении в форме суждений, представляющих собой связь понятий. Например, высказывая суждение «Семенов — адвокат», мы связываем понятия «Семенов» и «адвокат», отражая реальную связь между конкретным лицом и его признаком. В суждении «Владимир — брат Алексея» в связи понятий «Владимир» и «Алексей» выражены родственные отношения между двумя лицами. В суждении «В некоторых странах существует президентская форма правления» утверждается факт существования президентской формы правления в некоторых странах.
Связи и отношения выражаются в суждении посредством утверждения или отрицания. В суждении «Граждане Российской Федерации имеют право на образование» связь между гражданами России и их правом на образование утверждается; в суждении «Некоторые преступления не являются умышленными» связь между некоторой частью преступных деяний и их умышленным характером отрицается.
Всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным, т. е. соответствовать действительности или не соответствовать ей.
Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предметов; суждение может быть либо истинным, либо ложным[22].
Суждение и предложение
Суждения выражаются повествовательными предложениями, в них закрепляется определенная информация, утверждающая или отрицающая что-либо и характеризующаяся истинностью или ложностью. Таковы, например, предложения «Россия — суверенное государство», «Зимин работает в городском суде», «Эти лица не являются совершеннолетними».
Вопросительные и побудительные предложения суждений не выражают. Вопросительные предложения: «Есть ли жизнь на других планетах?», «Кто написал роман «Двенадцать стульев?», «Кто сегодня дежурный?» не выражают суждений; их значение не в передаче информации, а в побуждении к ее получению. Они ничего не утверждают и не отрицают.
От собственно вопросительных предложений следует отличать предложения вопросительно-риторические (риторические вопросы), содержащие утверждение или отрицание в форме вопроса. Например: «Кто же этого не знает?», «Разве можно так поступать?» Эти предложения выражают суждения «это знают все», «так поступать нельзя». Они могут быть как истинными, так и ложными.
Побудительные предложения, выражающие волеизъявление, имеют своей целью призвать к выполнению определенных действий. Они также не выражают суждений: ничего не утверждают и не отрицают, не являются ни истинными, ни ложными. Таковы, например, предложения «Стойте!», «Следуйте за мной» и т. п.
Суждение и предложение различаются по своему составу.
Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух понятий (терминов): субъекта (от латинского subjektum), понятия о предмете суждения, и предиката (от латинского praedikatum), понятия о признаке предмета. Субъект и предикат обозначаются латинскими буквами S и Р. Кроме субъекта и предиката, суждение включает в свой состав связку — элемент суждения, соединяющий оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. Связка выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является») и т. п. В русском языке связка обычно подразумевается или заменяется тире.
В распространенном предложении, кроме главных членов — подлежащего и сказуемого, — имеются второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство). Например, в суждении «Судебные речи известного русского юриста А. Ф. Кони отличались глубоким психологическим анализом обстоятельств дела» субъектом является понятие «судебные речи известного русского юриста А. Ф. Кони», предикатом — «отличались глубоким психологическим анализом обстоятельств дела». Связка грамматически не выражена.
Грамматический анализ предложения, выражающего данное суждение, показывает, что это простое распространенное двусоставное повествовательное предложение, в котором субъект и предикат выражаются «группой подлежащего» и «группой сказуемого», включающими в свой состав, кроме главных, второстепенные члены предложения. Главные члены предложения могут совпадать с субъектом и предикатом суждения только в простом нераспространенном двусоставном предложении, например: «Халатность (S) — преступление (Р)»[23].
В отличие от подлежащего и сказуемого, имеющих определенные грамматические формы выражения, субъект и предикат строго стабильных форм выражения не имеют и нередко определяются логическим ударением. Например, высказывание «Степанов имеет высшее юридическое образование» в зависимости от логического ударения, с помощью которого выделяется предикат суждения, может выражать три разных суждения: 1) Степанов (а не кто-то другой) имеет высшее юридическое образование; 2) Степанов имеет высшее (а не среднее) юридическое образование; 3) Степанов имеет высшее юридическое (а не какое-либо другое) образование.
В грамматически преобразованном виде эти суждения будут иметь следующий вид:
1) лицом, имеющим высшее юридическое образование (S), является Степанов (Р);
2) юридическое образование, которое имеет Степанов (S), является высшим (Р);
3) высшее образование, которое имеет Степанов (S), является юридическим (Р).
Различие между суждением и предложением состоит и в том, что грамматический строй предложения в разных языках различен. Логическая же структура суждения одинакова независимо от его выражения в том или ином языке.
Таким образом, суждение и предложение образуют неразрывное единство, но это единство включает различия, которые необходимо учитывать, так как отождествление суждения как формы мышления и предложения как его языкового выражения порождает ошибки в их анализе.
Суждения делятся на простые и сложные.
Простым называется суждение, не включающее другие суждения. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным. В данной главе рассматриваются простые суждения.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое суждение? Приведите определение.
2. Какие предложения выражают суждения и какие — не выражают?
3. Чем отличается суждение от предложения по составу?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
А. СУЖДЕНИЕ
А. СУЖДЕНИЕ Суждение — это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями. В языке суждение, как правило, выражается повествовательным предложением и может оцениваться в качестве истинного или ложного.Примеры
Суждение и его структура
Суждение и его структура Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. Суждение может быть истинным или ложным.Языковой формой выражения суждения
2.1. Что такое суждение?
2.1. Что такое суждение? Суждение – это вторая после понятия форма мышления. Суждением называется форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Примеры суждений: Все сосны являются деревьями; Некоторые люди – это спортсмены; Ни один кит – не рыба;
3. Суждение
3. Суждение Понятий, как вообще всякие мысли, не существуют изолированно друг от друга, они всегда взаимосвязаны. Связь эта может быть различной: в сочетании понятий «ель — хвойное дерево» понятие «ель» включается в понятие «хвойное дерево»; в сочетании «кит не рыба»
1. Суждение и предложение
1. Суждение и предложение Суждения обычно выражаются в определенных языковых предложениях. В языкознании различают, вообще говоря, четыре типа предложений, а именно: 1. повествовательные, или утвердительные предложения, 2. вопросительные предложения, 3. желательные
А. СУЖДЕНИЕ
А. СУЖДЕНИЕ Суждение — это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций или связей между ситуациями. В языке суждение, как правило, выражается повествовательным предложением и может оцениваться в качестве истинного или ложного.Примеры
2. Суждение и предложение
2. Суждение и предложение Суждение и назначение предложений. Подобно понятию, суждение выражается посредством языка. Но, как более сложная форма мышления, она облекается и в более сложную языковую форму. Если материальной оболочкой понятия служит слово (или
Глава I. Суждение как форма мышления
Глава I. Суждение как форма мышления 1. Суждение и связь (отношение) предметов 1. Какие конкретно связи (отношения) между предметами действительности отражены в следующих суждениях: «Земля — планета». «Кит —не рыба, а млекопитающее». «Человек — существо
2. Суждение и предложение
2. Суждение и предложение 1. Определите, какие из следующих предложений выражают собой суждения: «Все люди. стремятся к знанию» (Аристотель). «Учись, пока хрящи не срослись» (посл.). «Знание есть сила. » (Ф. Бэкон). «Заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ). «Если хочешь сделать
(β) Моральное суждение
(?) Моральное суждение Но это суждение имеет в то же время другую сторону, начинающую разрешение имеющейся здесь противоположности. — Сознание всеобщего относится к злому сознанию не как то, что действительно и совершает поступки (ведь, напротив, злое сознание есть то,
23. Суждение
23. Суждение Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними.Суждения выражаются в форме высказывания относительно определенного предмета. Например, суждениями
ЛЕКЦИЯ № 10 Суждение
ЛЕКЦИЯ № 10 Суждение 1. Общая характеристика суждений Это форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-либо об окружающем мире, предметах, явлениях, а также отношениях и связях между ними.Суждения выражаются в форме высказывания относительно определенного
II. Суждение
II. Суждение § 11Суждение есть выражение некоторого предмета в различных моментах понятия. Суждение содержит: a) предмет в определении единичности как субъект; b) его определение всеобщности, или его предикат, причем однако же субъект может относиться к предикату и как
II. Суждение
II. Суждение § 58Суждение есть отделение субъекта от его определения, или же особенности, и соотнесение его с этой особенностью, представляющей собой его предикат. Субъект и предикат относятся друг к другу либо как единичное и особенное, либо как единичное и всеобщее, либо
II. Суждение
II. Суждение Познавательная деятельность приводит всегда к истине или к лжи. В какой же форме выражается истина или ложь? В форме суждения, отвечает на этот вопрос логика. Но если так, то это значит, что представления, понятия и даже умозаключения, служа выразителями истины
Суждение и осуждение
Суждение и осуждение Лучше всего начать с явления, всем хорошо знакомого, — радости от негативного суждения. Не раз мы слышали суждения типа: «плохая книга» или «плохая картина»; говорящий при этом делал многозначительную мину, будто высказал нечто содержательное. По
познание. А Как называется данная теория
1. Существует известная теория познания. Суть ее выражена в следующих словах: «…ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать… А ведь найти знание в самом себе — это и значит припомнить, не так ли?»
а) Как называется данная теория?
б) Кто был ее автором?
в) Какой смысл вкладывается в «припоминание»?
«Глаз, называемый окном души, есть главный путь, благодаря которому общее чувство может в наибольшем богатстве и великолепии созерцать бесконечные произведения природы… Разве ты не видишь, что глаз охватывает красоту всего мира?»
а) Что считает Леонардо главным способом познания?
б) Является ли выбранный Леонардо путь познания философским, научным или, может быть, это иной путь познания? Поясните свой ответ.
ответ:
а)Леонардо считает, что главный способ познания – эмпирический.
б) Путь познания, выбранный Леонардо, является художественным. Так как в высказывании отражается предпочтение познавать мир главным образом через красоту, через художественные образы.
3. Прочтите высказывание Ф. Бэкона:
«Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением и свыше этого он не знает и не может».
а) Какую роль человеку отводит в процессе познания Ф. Бэкон? Должен ли исследователь ждать, когда природа сама себя проявит или он должен активно включаться в научный поиск?
б) Ограничивает ли Ф. Бэкон человеческие возможности в деле изучения природы?
ответ:
а ) роль наблюдателя,
Если человек видит себя только в роли наблюдателя, то он должен ждать,
Но если ему интересно, он хочет понять природу, рассмотреть ее с научной точки зрения, то он должен активно включаться в научный поиск.
б) да («. слуга природы»-должен подчиняться ей, » и свыше этого он не знает и не может»)
4. «Для наук же следует ожидать добра только тогда, когда мы будем восходить по истинной лестнице, по непрерывным, а не прерывающимся ступеням — от частностей к меньшим аксиомам и затем к средним, одна выше другой, и, наконец, к самым общим. Ибо самые низшие аксиомы немногим отличаются от голого опыта. Высшие же и самые общие (какие у нас имеются) умозрительны и абстрактны, и в них нет ничего твердого. Средние же аксиомы истинны, тверды и жизненны, от них зависят человеческие дела и судьбы. А над ними, наконец, расположены наиболее общие аксиомы — не абстрактные, но правильно ограниченные этими средними аксиомами.
Поэтому человеческому разуму надо придать не крылья, а, скорее, свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет…»
а) О каком методе познания идет речь?
б) Какие ступени должен пройти человек в процессе познания?
Б) 1) выделение отдельных свойств и признаков предмета (ощущение),
2) формирование целостного чувственного образа (восприятие),
3) воспроизведение чувственного образа предмета, сохранившегося в памяти (представление),
4) образование понятий о предмете на основе подытоживания предшествующих знаний,
5) оценка предмета, выделение его существенных свойств и признаков (суждение),
6) переход от одного, ранее полученного знания к другому (умозаключение).
5. Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона «Знание — сила».
а) Какие перспективы он раскрывает перед человечеством?
б) Какое отношение к природе формирует данный лозунг?
6. Ф. Бэкон придерживался мнения, что «Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее».
а) Какие логические приёмы противопоставляются Ф. Бэконом?
б)Правомерно ли такое противопоставление?
7. «Те, кто занимался науками, были или эмпириками или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. Не отличается от этого и подлинное дело философии».
а) Согласны ли вы с Бэконом?
б) Почему Бэкон сравнивает свой метод с пчелой?
в) Подтвердите конкретными примерами тесный и нерушимый союз опыта и рассудка в науке и философии.
А) Да, согласна, философия не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но изменяет его и перерабатывает в разуме.
В) Катушка тесла, дедуктивный метод познания.
8. «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт… Тот способ пользования опытом, который люди теперь применяют, слеп и неразумен. И потому, что они бродят и блуждают без всякой верной дороги и руководствуются только теми вещами, которые попадаются навстречу, они обращаются ко многому, но мало подвигаются вперед…»
а) Какой способ познания отвергает Бэкон?
б) Почему опыт является, по Бэкону, лучшим способом получения истины?
9. Ф. Бэкон формулирует понятия призраков, которые встречаются в ходе познания:
«Есть четыре вида призраков, которые осаждают умы людей… Назовем первый вид призраков — призраками рода, второй — призраками пещеры, третий — призраками рынка и четвертый — призраками театра».
а) Какое содержание вкладывает Ф. Бэкон в понятие «призрак»?
б) Какой смысл несет в себе каждый из призраков?
в) Какой способ избавления от призраков познания предлагает Бэкон?
10. «Чувственного опыта и интуиции хватает на очень немногое. Большая часть нашего знания зависит от дедуцирования и посредствующих идей… Способность, которая отыскивает средства и правильно применяет их для выявления достоверности в одном случае и вероятности в другом, есть то, что мы называем «разумом» …
Разум проникает в глубины моря и земли, поднимает наши мысли до звезд, ведет нас по просторам мироздания. Но он далеко не охватывает действительной области даже материальных предметов, и во многих случаях он изменяет нам…
Но разум совершенно изменяет нам там, где не хватает идей. Разум не простирается и не может простираться дальше идей. Рассуждения поэтому прерываются там, где у нас нет идей, и нашим соображениям приходит конец. Если же мы рассуждаем о словах, которыми не обозначаются никакие идеи, то рассуждения имеют дело только со звуками, и ни с чем иным…»
а) Какое направление в гносеологии представлено в данном суждении?
б) Какую роль в процессе познания, по Локку, играет разум?
в) В чем ограниченность человеческого разума в процессе познания?
11. Рассмотрите высказывание Р. Декарта:
«В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают другие, или что мы предполагаем о них сами, но что-то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе».
а) О каком методе познания говорится в данном высказывании?
б) Каковы шаги данного метода?
в) Какой критерий истинного знания предлагает Декарт?
г) Против каких ошибок в ходе познания предостерегает Декарт?
д) В чем заключается ограниченность предлагаемого метода познания?
12. Французский философ Р. Декарт считал: «Мы приходим к познанию вещей двумя путями, а именно: путем опыта и дедукции… Опыт часто вводит нас в заблуждение, тогда как дедукция или чистое умозаключение об одной вещи посредством другой не может быть плохо построено, даже и у умов, весьма мало привычных к мышлению».
а) Какое заблуждение вытекает из высказывания Декарта?
б) На каких основаниях покоится столь высокая оценка дедуктивного метода?
в) Какой способ мышления обнаруживается в высказывании Декарта?
13. Дидро считал, что человека в процессе познания можно уподобить «фортепиано»: «Мы — инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа».
а) Что неверно в такой модели?
б) Как рассматривается проблема субъекта и объекта познания в этом процессе?
14. И. Кант замечал в «Критике чистого разума»:
«Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».
Правильна ли эта точка зрения?
Ответ:
В работах Канта “критического периода” проблемы теории познания, этики и вопросы о целесообразности в природе были рассмотрены как взаимосвязанные и взаимообусловленные.
Это, прежде всего, относится к постановке теоретико-познавательных проблем, нашедших свое завершение, согласно кантовской концепции, в эстетике.
15. «Познание духа есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное. Познай самого себя — это абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значение только самопознания, направленного на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но значение познания того, что подлинно в человеке, подлинно в себе и для себя, — познание самой сущности как духа…
Всякая деятельность духа есть поэтому постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает самого себя».
а) Какая форма гносеологии представлена в данном суждении?
б) Корректно ли сократовский принцип «познай самого себя» расширять до «познания самой сущности как духа»?
16. «Чистая наука, стало быть, предполагает освобождение от противоположности сознания и его предмета. Она содержит в себе мысль, поскольку мысль есть также и вещь сама по себе, или содержит вещь самое по себе, поскольку вещь есть также и чистая мысль.
В качестве науки истина есть чистое развивающееся самосознание и имеет образ самости, что в себе и для себя сущее есть осознанное понятие, а понятие, как таковое, есть в себе и для себя сущее. Это объективное мышление и есть содержание чистой науки».
а) Проанализируйте данный текст и определите, на каких мировоззренческих позициях стоит автор.
б) Стоит ли автор в теории познания на принципе отражения или принципе тождества бытия и мышления?
17. Однажды Гегель на замечание, что его теории не согласуются с фактами, ответил: «Тем хуже для фактов».
Как соотносится теория и действительность?
18. По образному сравнению В. Гете: «Гипотеза — это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание уже готово; они необходимы для разработчика; он не должен только принимать леса за здание».
Против каких ошибок в познании предостерегает Гете?
19. Прокомментируйте стихотворение Р. Тагора «Единственный вход»:
«Мы заблуждений страшимся, мы заперли накрепко дверь.
А истина молвила: «Как же войти мне теперь?»
20. Платон возвестил миру: «Нет большего несчастья для человека, как сделаться мисологом, то есть ненавистником разума…».
Если бы можно было в нескольких словах сформулировать самые заветные мысли Кьеркегора, пришлось бы сказать: самое большое несчастье человека — это безумное доверие к разуму и разумному мышлению. Во всех своих произведениях он на тысячи ладов повторяет: задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышления, найти в себе смелость «искать истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом».
21. «Варавка умел говорить так хорошо, что слова его ложились в память, как серебряные пятачки в копилку. Когда Клим спросил его: что такое гипотеза? — он тотчас ответил: — Это собачка, с которой охотятся за истиной».
Какие свойства гипотезы определяет герой романа?
22. В курьезах науки имеет место следующий факт. Если докладчик сообщал, что все его экспериментальные результаты прекрасно подтверждают предсказание теории, то физик П. Л. Капица замечал: «Ну что ж, вы сделали хорошее «закрытие». В науке существенный шаг вперед делает тот, кто обнаруживает явление, которое не может быть объяснено в рамках существующих представлений».
Вскрыл ли П. Л. Капица действительное противоречие в научном познании?
23. Существуют пять состояний знания и незнания:
1. когда мы знаем, что знаем
2. когда мы знаем, что не знаем
3. когда мы не знаем, что знаем
4. когда мы не знаем, что не знаем
5. когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).
Приведите примеры каждого из этих состояний.