вышивка сюзане что это
Вышивка шёлком по шёлку: Латиф Садриддинов – узбекский мастер сюзане
Сюзане (узб. So’zana) — это вышитый вручную декоративный текстиль, который изготавливают в основном в Таджикистане, Узбекистане и Иране. Слово «сюзане» с персидского означает иглу.
Считается, что сюзане возник в конце 18 — начале 19 веков, но некоторые специалисты полагают, что они были придуманы задолго до 18 века..
В начале 15 века посол Кастилии Руи де Клавихо Гонсалес, который побывал у Тамерлана в Самарканде, составил подробные описания вышивок, которые вероятно и были предшественниками сюзане.
Сюзане традиционно делались невестами как часть их приданого для жениха в день свадьбы.
На сегодняшний день в Узбекистане всё так же продолжают вышивать сюзане, но не только невесты в приданое, но и многие мастера женского и мужского пола, которые избрали вышивку предметов интерьера, одежды, обуви и аксессуаров — своим ремеслом.
Популярные мотивы дизайна — солнце и луна, цветы (особенно тюльпаны, гвоздики, ирисы), листья и виноградные лозы, фрукты (особенно гранаты), иногда — рыбы и птицы. При создании сюзане используются различные техники вышивки иглой и вышивка крючком.
Стиль вышивки сюзане Латифа Садриддинова отличается от стиля многих работающих в Узбекистане мастеров определённой плотностью стежков вышивки крючком, которая делает её рельефной, объёмной. Цветовая палитра тканей и ниток неповторимы, так как весь процесс от выбора ткани для будущего изделия, её окрашивание, подбор и окрашивание шёлковых нитей, создание дизайна вышивки, подбор цветовой гаммы — всё делается самим мастером.
Латиф Садриддинов живёт и работает в городе Наманган, окончил Национальный Институт Художеств и Дизайна им. К.Бехзода, созданного на базе художественного факультета Ташкентского Государственного Института Искусств. После получения академического образования и прежде чем стать мастером сюзане, он несколько лет ездил в Самарканд, Бухару и другие крупные города Узбекистана, где изучал сюзане местных мастеров, присматривался к стилям и техникам, вырабатывая свой собственный стиль. Самостоятельно овладев техникой вышивки крючком (а именно в этой технике выполнены все работы мастера), Латиф Садридинов приступил к созданию собственных сюзане.
На сегодняшний день у мастера работает 40 вышивальщиц, все они работают у себя на дому, кто-то только в свободное от семейных дел время, а для кого-то это ежедневная многочасовая работа, обеспечивающая жизнь и приносящая радость.
В своих дизайнах вышивки Латиф Садриддинов использует как традиционные узбекские мотивы, так и вдохновляется и использует мотивы турецких орнаментов росписи, персидских ковров, таджикские, индийские мотивы вышивки, изучает изобразительное искусство других стран и народностей в интернете. Часто сами клиенты предлагают мастеру свои находки в интернете — фото птичек на ветках, колибри, узоры старинных ковров, которые мастер превращает в чудесную вышивку с гармонично подобранными цветами и качественным изготовлением.
Виды изделий мастера включают в себя наволочки, настенные панно, ковры, жакеты, сумки, обувь.
Процесс создания изделия выглядит следующим образом:
1. На заказ для мастера изготавливают домотканый неокрашенный шёлк и шёлковые нити определённого кручения и определённой толщины (это важный момент, от которого зависит как ляжет нить в процессе вышивки).
Нить для ткани и для вышивки изготавливается полностью вручную — от разматывания коконов шёлкопряда до скручивания в готовую нить.
2. Имея уже продуманный по цвету дизайн, мастер сам и с помощью членов семьи, которые также с удовольствием увлечены в этот рабочий процесс, окрашивает ткань и нити в необходимые цвета.
Для окрашивания ткани чаще всего используется кожура граната, окрашивание ею придаёт шёлку оттенки от светло бежевого до бордового, а также определённый блеск и мягкость самому материалу. Также мастер использует минеральные индийские красители, в основном для ярких оранжевых, розовых расцветок.
Нить также окрашивается как натуральными, так и минеральными красителями. Наиболее трудоёмкий процесс окрашивания нити в технике меланж (плавный переход от светлого до тёмного оттенка), но зато цветы в узорах, вышитых меланжевой нитью, выглядят очень нежно, как живые.
3. Нанеся рисунок на готовую ткань, мастер отдаёт её вышивальщице, подробно объясняя, какой цвет где использовать.
Для примера, вышивка наволочки занимает от 3 до 5 дней, в зависимости от срочности работы (если это заказ клиентов мастера на определённую дату) и от режима работы самой вышивальщицы.
Вышивальщица работает сидя (чаще всего на курпаче — узбекский матрац, который лежит на полу) над деревянной рамой на низких ножках, на которой натянута ткань с мотивом вышивки. Вышивает обычным крючком 0.75 мм в технике тамбурного шва короткими и очень плотными стежками.
4. Когда вышивка готова, мастер отдаёт её швее, которая в зависимости от предназначения изделия (наволочка, панно, жакет, ковёр) кроит нужные детали и своим швейным мастерством придаёт форму новому творению Латифа Садриттинова, контроль которого присутствует на всех этапах работы.
5. Чтобы готовое изделие не линяло в процессе использования и стирки в будущем, мастер обрабатывает его настоем кожуры граната (настой не спиртовой, на воде), она фиксирует цвет нитей, а также придаёт блеск и мягкость самой вышивке на изделии.
Работая над выполнениями изделий на заказ и собственного дизайна, мастер также успевает искать и изучать новые узоры для будущих изделий, экспериментировать с красителями, участвовать в выставках узбекских мастеров в Ташкенте, где мне и посчастливилось с ним познакомиться и пообщаться.
Фото работ Латифа Садриддинова с выставки в Ташкенте 5-6 сентября.
Вышивка меланжевой нитью. Обыгрывание разных цветовых гамм.
Философия сюзане: Скрытые послания столетий
Некоторые из драгоценных экспонатов уже прошли ювелирной тонкости реставрационную обработку благодаря Владе Евневич и Матлюбе Алимовой. Да, да, той самой киноактрисе, снимавшейся в роли красавицы-цыганки в фильме «Возвращение Будулая». Подруг роднит неизлечимая любовь к прекрасному.
По мнению Владислава Евневича, узбекское сюзане – это своеобразная визитная карточка страны. Дело в том, что с древнейших времен вышивка была в обиходе у населения, служа преимущественно украшением интерьера, верхней одежды и головных уборов. Даже мешочки, в которых раздавались подарки к праздникам, люди умудрялись украшать оригинальными красочными орнаментами.
С позиции научно-исследовательского подхода, вышивка является живым монументальным искусством, созданным самим народом, его культурой, в которой художники и поныне черпают свои бессмертные мотивы. Большинство из представленного на выставке – экспонаты из частных коллекций.
Глядя на шедевры ручного труда народных умельцев, развешанные не только на стенах, но и на люстрах Выставочного зала, где нашлось место вышитым тюбетейкам и чапанам, есть даже две пары обуви, невозможно не изумляться изяществу и красоте представленного материала, несмотря на то, что не все полотна еще прошли через руки реставраторов. Но не в этом ли и кроется очарование, выражающееся в моменте соприкосновения к Истории! Перед глазами оживают полузабытые страницы прошлого, когда долгими вечерами и ночами местные мастерицы-рукодельницы вышивали набор приданого невесты. Эти колоритные ткани служили не только украшением традиционного жилища, а зачастую «рассказывали» посвященным историю рода, раскрывали мечты и чаяния людей о желанном будущем.
И если для неискушенного зрителя выставка послужит открытием неповторимо-замечательного вида самобытного народного творчества, то знатоки искусства и художники-профессионалы могут получить здесь урок высокого колористического мастерства.
Через выступления собравшихся – художников и теоретиков искусства, ученых, представителей государственной власти и дипломатических кругов, – красной нитью проходила мысль о нетленности истинных ценностей, объединяющих народы планеты. В контексте темы интересно прозвучали слова, высказанные прекрасным знатоком искусства и соорганизатором выставки, Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Латвия Игорсом Апокинсом.
Замечательно, что всегда были и есть люди, которые заботились и заботятся о будущих поколениях, отбирая и сохраняя для них подобные коллекции, вобравшие в себя дыхание эпох, историю развития национальной культуры и бесценные сокровища народных ремесел. Такие люди, как Владислав Евневич, которого друзья и знакомые называют «живой энциклопедией».
Мне же остается лишь согласиться с утверждениями руководителя Русского культурного центра Светланы Герасимовой, которая проникновенно говорила о своей любви к увиденному на выставке шедевров старины:
— Это не обычное «собрание вещей» из Самарканда, Бухары или Ферганы, а целенаправленно собранная коллекция. Она ценна сама по себе. Даже в этом необработанном виде, без соответствующей реставрации, в некоем доэкспозиционном состоянии она вдохновляет. А работы в плане «обновления» полотен еще предостаточно. В целом, несмотря на имеющуюся в отечественных музеях истории богатейшую коллекцию вышивок, собранный здесь материал потрясает новой, впечатляющей силой. И у нас снова появился повод листать книги по искусствоведению, пытаясь понять, откуда же «родом» та или иная редкость. Это здорово, что снова над нами, взрослыми, властвует детский неуемный восторг от той фантазии, которой владели мастерицы-вышивальщицы в прошлом.
Также хочу поделиться фотографиями некоторых интересных и красочных вышивок сюзане из моей коллекции
Чтобы свадьбы в доме не кончались…Или о чем поет сюзане
Фотографии тура:
© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.
Узбекское сюзане
Узбекское сюзане
Человек западного образа жизни невольно удивится, впервые попав в традиционный узбекский дом. И, прежде всего, почти полному отсутствию мебели. Узорный палас или ворсовый ковер на полу, одеяла-курпача и подушки, сложенные в нишах, кованый сундук и низенький столик хан-тахта составляют почти все убранство помещения. И еще большие вышитые панно — сюзане, развешанные на стенах — важная часть устройства и украшения домашнего быта.
Вышивки развешиваются таким образом, чтобы видны были достоинства каждой из них и вместе с тем, чтобы они гармонично сочетались друг с другом. Во время праздников декоративные вышивки занимают особенное место в оформлении жилища. Они служат покрывалами, занавесями, украшают стены. С особой тщательностью убирают комнату молодоженов.
Так, декоративной вышивкой-такьяпуш покрывают одеяла и подушки, сложенные днем в больших нишах. Такие глубокие ниши, начинающиеся от пола, делаются в торцевой стене напротив входа. Между двумя большими нишами располагается одна узкая с делениями для складывания белья. Она завешивается вышитым занавесом-чойшаб. По верху трех стен фризом проходит длинная узкая вышивка-зардевор. Для необходимых в хозяйстве мелких вещей по стенам развешаны вышитые футляры: для гребня — шона-халта, для мужского поясного платка — чорсу, для зеркала — ойна-халта.
Эти настоящие произведения народного искусства сопровождают жизнь человека с детских лет до старости, формируют его вкус, вселяют в него чувство красоты.
Крупные декоративные сюзане создавались, как правило, к самым торжественным событиям в семье. Особенно много разнообразных вышивок готовилось к свадьбе в семье невесты, где они составляли обязательную часть приданого и представляли комплект, необходимый для начала жизни молодой семьи.
Вышивкам уделялось важное место и в свадебном обряде. Так, свадебная простыня руиджо, с узором по трем краям, стелилась на постель молодым, вышивка болинпуш накидывалась на подушки, а поверх одеяла расстилалось сюзане. Магическая сила придавалась в свадебных обрядах также орнаменту вышитых изделий, которые должны были охранять молодоженов от всяческих злых сил. По древней традиции вышивальщицы оставляли в готовом изделии небольшую часть узора незавершенной, для того, «чтобы в доме не кончались свадьбы, чтобы жива была дочь, чтобы радость в доме не прерывалась». А порой они прямо обращались с надписью к будущим владельцам сюзане, как это сделала безвестная мастерица из Ургута, пожелавшая, чтобы «болинпуш радовал глаз, чтобы он приносил радость тому, кому будет принадлежать». В течение веков в узбекском народе сложилась любовь к красивым узорчатым вышивкам. Творцами художественных изделий являются преимущественно женщины. От матери к дочери передавались старинные узоры, приемы шитья. Девочек с детства обучали вышивальному искусству, стараясь сделать из них хороших мастериц. Каждая семья своими силами изготовляла для себя декоративные вышивки. Для сюзане, например, требовалось полтора — два года работы. Мать начинала вышивать приданое для своей дочери, когда та была еще маленькой. А если семья не успевала своими силами выполнить все вышивки, необходимые к свадьбе, то она прибегала к помощи родственниц и соседей.
Над узорами вышивок работали художницы-рисовальщицы. Они знали много различных традиционных орнаментов, варьируя их и создавая все новые композиции. Искусство рисовальщиц всегда было окружено особым уважением. Оно нередко передавалось по наследству от матери к дочери, хотя в каждом квартале большого города имелась своя рисовальщица.
В искусстве узбекской вышивки основную роль играет цвет. Большинство работ воздействуют на зрителей разработкой деталей на крупных, сплошь вышитых орнаментальных фигурах. И эта разработка ведется цветом, что многократно обогащает орнаментальные формы, ритмично расчленяя поверхность изделия и превращая ее в красочную декоративную плоскость. В каждом отдельном произведении можно насчитать до пятнадцати тонов, что дает возможность создать богатство цветовых сочетаний, сохраняя при этом единство общего колорита.
В расцветке вышивок на белом фоне преобладают красные тона, которые создают бодрую, радостную гамму. Красными тонами исполнены цветы и розетки. Лиственная часть орнамента вышита зелеными нитками. Стебли, ветки и окантовка листьев — оливковыми и светло-песочными. Такая расцветка в общем соответствует природной окраске растений и вместе с тем основана на звучном контрасте цветов — красного и зеленого. Красочные сочетания в вышивках могут строиться на контрасте желтого и фиолетового, оранжевого и синего, красного и синего, зеленого и оранжевого, черного и белого. В то же время в вышитых изделиях можно рядом встретить оттенки одного цвета, например, сочетания светло-голубого и василькового, светло-желтого и золотистого, темно- и светло-малинового.
Основным орнаментальным образом вышивки является пышный цветущий сад. Даже те детали орнамента, которые воспроизводят образы животного или предметного мира, принимают растительный облик. Из цветников и садов цветы перешли в декоративные изделия и, преображенные фантазией художниц, превратились в радостные народные узоры. Орнаментальные мотивы служили пожеланием счастья, благополучия, символом плодородия.
На некоторых вышивках воспроизводилось стилизованное женское серебряное украшение с подвесками — тумор. Как сам тумор — футляр с молитвой носился в качестве оберега, так и его изображение на вышивке обладало магической силой. Между кустами, ветками, цветами нередко можно увидеть ярких, пестрых птиц. Эти изображения представляют особый интерес, поскольку птицы едва ли не единственные живые существа, которые народ, вопреки запретам ислама, сохранил в своем искусстве. Как редкое исключение на отдельных изделиях можно встретить силуэты животных и людей. Они помещаются вышивальщицей обычно не на видном, привлекающем внимание месте, а сбоку или с краю.
Крупные декоративные вышивки почти до конца XIX века исполнялись преимущественно по белой или слегка рыжеватой кустарной ткани. Но уже с начала прошлого века стали широко применяться местные шелковые ткани фиолетового, зеленого и оранжевого цветов, а также белые и цветные фабричные хлопчатобумажные ткани.
Исключительная красота вышивок девятнадцатого века во многом объясняется тем, что шелковые нити, окрашенные естественными красителями, давали глубокие, мягкие переливчатые тона.
На протяжении столетий в искусстве вышивки сложились свои, местные особенности. Различаются нуратинская, бухарская, самаркандская, ургутская, шахрисабзская, ташкентская и ферганская школы вышивки.
Своеобразный тип вышивок сложился в Нурате. В девятнадцатом веке это было большое селение — центр Нуратинского бекства Бухарского эмирата, который вел торговлю между кочевыми и оседлыми народами. Нуратинские вышивки имеют четкие, ярко выраженные черты, позволяющие легко отличить их от изделий других районов. Местные вышивки украшены цветочными букетами, которые покрывают белый фон ткани. По богатству и разнообразию цветочных мотивов они занимают ведущее место среди изделий Узбекистана. Нередко растительный узор оживлен фигурками птиц, порой встречаются даже сильно стилизованные изображения животных и людей.
Наиболее распространена в Нурате замкнутая композиция, с восьмиконечной звездой в центре и четырьмя крупными букетами в углах. Другим типом построения орнамента является ромбовидная сетка, образованная зубчатыми листьями. Ее ячейки заполнены ветками с цветами, розетками, фигурами птиц и животных. Известны вышивки, в которых отдельные цветочные мотивы расположены в шахматном порядке на фоне ткани. Сочетание тонов в отдельных мотивах отличается большой изысканностью: в одном цветке лепестки желтые и золотистые, в другом — голубые, розовые и кремовые; на ветке рядом со светло-бирюзовыми листьями растут голубые цветы с розовыми середками. Искусство нуратинской вышивки к середине ХХ века практически было утрачено, и лишь в наши дни мастерица Мукаррам Раджабова возродила традиции предков.
Вышивки Бухары — одни из самых красивых в Центральной Азии. На их облике сказались вековые художественные традиции этого города, насчитывающего свыше двух тысяч лет исторического развития. Отличительным признаком бухарской вышивки является мастерское использование тамбурного шва, которым исполнено большинство изделий, а также тонкие красочные сочетания голубого, серого, лилового, розового и светло-желтого тонов, участвующих наряду с красным, малиновым и зеленом в расцветке вышивок. Многообразны композиции и узоры бухарских изделий. Чаще всего встречается замкнутая композиция с выделением центра и углов, при этом основным мотивом является круглая розетка. Она поражает своим разнообразием в изображении деталей, которые дают все новые варианты основного мотива. Высокими художественными достоинствами отличаются не только сюзане и болинпуши Бухары, но также джойнамазы — молитвенные коврики и руиджо. Чарующее впечатление производит легкий и свободный цветочный узор джойнамаза. Десятилетие назад бухарская семья Мажидовых на основе старинных орнаментов стала производить такие же вышивки, как и сто лет назад, причем для сюзане они используют ткани ручной выделки, а для шелковых нитей — природные красители.
Самарканд в течение многих веков был крупнейшим центром художественных ремесел. В его вышивках можно найти архаические черты, роднящие их с искусством древней Согдианы. Самаркандские изделия, в отличие от Нураты и Бухары, имеют более крупный и лаконичный рисунок. Основной их мотив — круглая розетка малиновых тонов, окруженная лиственным кольцом. Художественные достоинства самаркандской вышивки заключаются в декоративности и четкости простого крупного узора. В вышивках середины девятнадцатого века круглая розетка имеет разноцветные концентрические и лучевидные детали, а темно-зеленые лиственные кольца оживлены радужной полоской или светло-зеленой серединой с ярко-красной прожилкой. К началу двадцатого века стиль самаркандских вышивок меняется. Если произведения прошлых веков воздействовали на зрителей тонкостью и многообразием узора, сдержанностью и благородством гармонической расцветки, то новые произведения покоряют силой и лаконизмом простых выразительных форм и контрастных цветовых сочетаний.
Незабываемое впечатление производят вышивки из старинного города Ургут Самаркандской области. Сюзане, вышитые швом «босма» на белой хлопчатобумажной ткани, реже на малиновом или желтом шелке, воспроизводят древнейшие магические узоры. Ученицы знаменитой ургутской вышивальщицы Сахобат Рахматуллаевой расшивают огромные панно вписанными в черную окантовку малиновыми кругами, символизирующими солнце, расшитыми синими и желтыми стилизованными звездами, тюльпанами-лола, листьями растений. Иногда природная наблюдательность и образное восприятие окружающего мира дают возможность ургутским мастерицам искусно стилизовать предметы в духе традиций вышивального дела. Так, например, в орнаментах сюзане встречаются мотивы таких бытовых предметов, как чайники. Объемная, плотная вышивка на сюзане из Ургута почти сплошь покрывает поверхность изделия, небольшие просветы белой ткани создают лишь фон для яркого орнамента.
Шахрисабз — один из старейших городов Центральной Азии, родина Темура, в XIX веке был центром большого бухарского бекства с развитой торговлей и ремеслом. Искусство вышивки имеет здесь давние традиции. В начале двадцатого века женщины Шахрисабза изготовляли для эмирского двора огромные, сплошь вышитые скатерти-дастарханы для подарков русским чиновникам и местной знати. Композиция таких изделий больше напоминала ковры, чем вышивку. В центре их часто помещается большой медальон, а по углам — четверти таких же медальонов. Расцветка их контрастна, а орнамент геометризирован. Для своего дома мастерицы создавали различного типа декоративные вышивки, до сих пор поражающие богатством затейливого узора и многоцветностью тонов. Большой выразительностью отличаются вышивки Шахрисабза, выполненные на цветном фоне тамбурным швом. Каждое такое сюзане — своеобразное произведение искусства, полное обаяния и творческой фантазии мастерицы. Небольшие изделия — чехлы для подушек-валиков — люля-болиш, кошельки, женские пояса шихрисабзские мастерицы вышивают швом «ироки» — миниатюрным полукрестом.
Вышивка ташкентских мастериц отличается своеобразным стилем. Здесь существует два вида крупных декоративных вышивок, аналогичных сюзане других районов. Это паляк и гулькурпа. Основным мотивом паляка (от арабского фаляк — небо) являются большие темно-красные круги, которые плотно заполняют поверхность ткани. Гулькурпа (цветочное одеяло) служило покрывалом на одеяло новобрачных и украшалось растительным орнаментом. С течением времени облик ташкентских паляков меняется: количество кругов становится меньше, а величина их — больше. В более поздних паляках вышивка полностью заполняет поверхность ткани, почти не оставляя просветов фона. Такого типа панно отличаются строгим ритмом солярических мотивов и суровым цветовым решением, построенном на контрасте темно-красных кругов и темно-зеленых лиственных обрамлений. Характерные мотивы стилизованных звезд, солнца, ветки с цветами обязательно присутствуют в создании орнамента как паляка, так и гулькурпы. В начале двадцатого века в моду вошли так называемые чойшаб-паляки. Создавались целые гарнитуры с одним рисунком, соединяющие в себе функции свадебной простыни и покрывала на изголовье.
В городах и селениях Ферганской долины издавна жили и работали замечательные мастерицы ручной вышивки. Их изделия обычно исполнены на темно-зеленом или фиолетовом шелке или сатине и отличаются легким изящным узором, свободно размещенным по незашитой поверхности фона. Это в основном руиджо, реже — большие вышивки типа гулькурпа или сюзане. На руиджо использовался повторяющийся мотив кустика с цветами и фестончатыми, как бы струящимися листьями. Красиво выглядят также светлые силуэты орнаментальных мотивов на темном фоне. А основным мотивом большинства крупных вышивок служила круглая розетка из концентрических колец.
Все художественные средства мастериц — построение орнамента и его декоративная трактовка, цветовое решение, фактура материала и техника шитья неразрывно между собой связаны. Они дополняют, усиливают друг друга и служат созданию единого гармоничного декоративного художественного произведения.
Узбекская ручная вышивка — могучая ветвь на древе народного творчества. Древние мифологические символы орнаментов сюзане, одухотворенные фантазией мастериц, олицетворяют преемственность старинных традиций и поэтическую душу народа.