вышивка боро с чего начать
Стиль «Боро» или японские заплатки — новый тренд в рукоделии
Японский дизайн часто стремится к динамике и асимметрии. Он выдает дорогие материалы за дешевые и наоборот. Стиль Боро объединяет заплатки, вышивку и лоскутное шитье в немыслимых формах. Японские заплатки придумали жители самых бедных районов японских городов еще в 16 веке. С одной стороны, одежду шили из самых дешевых лоскутов ткани. С другой — даже в этом японцы нашли определенную эстетику.
Самые первые вещи в стиле Боро шили из грубой пеньковой ткани хлопковой нитью. Вышивка делала одежду плотнее и теплее. Зародившись в самые бедных семьях, со временем Боро переросло в вид искусства, а самые ценные экземпляры одежды передавались из поколения в поколение как семейное сокровище.
Из-за бедности, некоторые японцы были вынуждены ходить в одних и тех же нарядах и на официальные мероприятия, положенные для людей их статуса, и на работу. Поэтому их одежда должна была быть практичной, удобной, но красивой. Ведь потерять лицо — самое страшное для жителя страны Восходящего Солнца.
Японские заплатки обычно шьют из плотной ткани, используя крупные стежки, расположенные в разных направлениях. Для разных лоскутов можно использовать нити разных цветов и толщины.
Заплатки могут быть классическими прямоугольными, удлиненными или других форм. Отделка хорошо смотрится и на одежде и в интерьере.
Вещи Боро не являются дешевыми, поскольку предполагают множество ручной работы.
Если вас покорил этот стиль, но вы не готовы тратиться на дорогую дизайнерскую вещь, постарайтесь освоить его самостоятельно. Вышивка бора отлично подходит для джинсовой ткани и вельвета.
Если боитесь сразу браться за крупные вещи, начните с аксессуаров.
Вот несколько примеров работ в стиле Боро для вдохновения.
Японская техника боро: традиции нашивать заплатки
Узнаем историю техники и посмотрим подборку современных вещей определенно вписывающихся в стилистику Бохо.
История
Само слово «боро» означает буквально «обрывки, тряпки» и достаточно ясно говорит о сути подобной техники: это одежда, состоящая из многочисленных сшитых друг с другом тряпок и лоскутов. Несложно догадаться, что традиция происходит из беднейших слоев японского общества.
Сотни лет назад японские крестьяне и ремесленники начали шить себе подобия кимоно и оби. Разумеется, и речи не заходило о дорогих материалах вроде шелка, из которых шили кимоно для аристократии. Да что там — даже хлопок считался тканью редкой и дорогой.
Поэтому шили такие костюмы, например, из конопляной пеньки, которой на японских островах было навалом. Из соображений теплоизоляции появилась традиция прошивать конопляную ткань хлопковой нитью, более того — на ее основании были изобретены сотни разных техник орнаментального шитья: sashiko, hizhinasi или kogin.
Боро — это в первую очередь история практичности. Крестьяне не могли позволить себе шить новую одежду по каждому удобному случаю, они работали и отдыхали в одном и том же костюме, который постоянно приходилось укреплять и зашивать. Именно поэтому появилась эстетика многочисленных заплаток и нашивок из разных тканей — использовали то, что было под рукой. Со временем боро стало больше, чем одеждой — для бедных крестьян именно такие предметы быта стали проводником семейных традиций и истории, и они передавались из поколения в поколение.
По сути, боро, как и любой ярко выраженный этнический элемент, — отличный способ индивидуализировать собственный внешний вид. На фоне того, как быстро тиражируется любая интересная вещь, такие изыски смотрятся почти что экстравагантно.
Впрочем, боро — не для ленивых: любая вещь, стилизованная под эту технику, поистине уникальна, поскольку создается вручную и, естественно, стоит приличных денег. Конечно, в первую очередь великолепно эксплуатируют тематику именно японские марки. Это и специализирующаяся на дениме Blue Blue, и марка Sri, и те же Visvim, а также пара десятков брендов, о которых за пределами Страны восходящего солнца никто и не слышал. Но главным популяризатором боро, пожалуй, стоит называть токийский бренд Kapital.
Дизайнеры марки Kapital подходят к концептуальной стороне своего дела с практически маниакальной дотошностью — все коллекции создаются на основе культурного наследия с разных континентов: узоры навахо, традиции аммонитов, эскимосов, шотландцев, милитари и, конечно же, боро и сасико.
Надо признаться, что техника Боро хоть и самобытна, но достаточно сложно вписывается в современный гардероб. Дизайнеры используют лоскутную технику с осторожностью и комбинируют с привычными представителями стиля casual.
Из-за изначального цвета (индиго) и плотности материала (конопля), в современной моде для Боро используют в основном деним. Джинса как нельзя лучше подходит — это и синий цвет и плотность и красивая потрепанность лоскутов.
Так же для создания вещей в этом стиле подходит плотный трикотаж, хлопок, лен. Но самое главное — вам понадобится или много времени и терпения, потому что каждая вещь создается в ручную.
Мастер-класс: шьем сумочку в стиле «боро»
— объемный флизелин или синтепон;
Для изготовления этой сумки предпочтительно выбирать ткани х/б, так как они хорошо распускаются по краю. Размер готовой сумки 21 х 23 см. Режем подготовленные ткани на заплатки произвольной формы — правильной или неправильной. Я выбрала прямоугольники и квадраты. Некоторые кусочки можно слегка разлохматить.
Крутим, вертим, перекладываем, пока картина не начнет радовать глаз.
Разметим заготовку на две равные части. Чтобы декоративная строчка не распустилась, с двух сторон от линии разметки и по периметру проложим самую мелкую (1мм) машинную закрепляющую строчку. Теперь разрезаем заготовку по линии разметки.
Между двумя частями вставляем проклеенное дно сумки размером 15 х 25 см.
Укрепляем нашу заготовку обьемным флизелином, но можно использовать тонкий синтепон, который приклеиваем на паутинку.
Выполняем боковые швы сумки, вставляя шлевки в верхней части.
Зашиваем уголки и срезаем лишнее.
Разглаживаем швы и выворачиваем сумочку.
Для подклада используем одну из тканей, не забываем про внутренний кармашек.
Пришиваем заготовленную петельку и пуговицу, вставляем сшитый подклад в сумку и обрабатываем верхний срез кантом. Для ремня выкраиваем полоску ткани 7 х 145 см, укрепляем её клеевой, сшиваем, выворачиваем, пришиваем карабины.
Все. Сумочка в стиле «боро» готова. Желаю вам успеха!
Японские заплатки, или «Boro» в дизайне одежды. Часть третья: штопка
Продолжаем тему японских заплаток:
После просмотра готовых образцов в технике боро, возможно, вам захочется исполнить самим подобный шедевр. В этом случае будет полезным ознакомиться с приемами японской стежки. Из сложностей лишь аккуратность и терпение!
Самый распространенный вид — мелкий ручной стежок sashiko. Sashiko означает «маленькие удары», глагол Sasu — «проколоть». Стежок использовали для уплотнения ткани и соединения лоскутов, это придавало прочность и красоту. Цвет нити варьируется от белого до темно-синего.
Стежки прокладываются насквозь, они должны быть одинаковыми по размеру и пропускам. Основное правило — никогда не пересекать стежки, всегда оставлять расстояние на перекрестках орнамента.
Традиционная игла для sashiko достаточно длинная, около 2 дюймов, ширина равномерна по всей длине. Нить крученая без блеска. Японцы используют специальный наперсток из металла или кожи. Носится он на ладони прямо под средним пальцем, чтобы подтолкнуть иглу через плиссированную ткань.
Хотя, конечно, можно и без него.
Начиная работу вам необходимо отрезать нить такой длины, чтобы хватило выполнить ряд вышивки, двигаясь от одного края изделия к другому. Обернув ее дважды вокруг кончика иглы, а затем протянув иглу через эти витки спирали, образуйте квилтузел на конце нити.
Затем возьмите свою ткань и нанизывайте ее на иглу без протягивания нити. Выполнив таким образом произвольное, удобное для вас количество стежков, протолкните наперстком иглу и протяните нить. То есть обыкновенный шов «вперед иголку».
Узоры стежки могут быть различными:
Amimon — рыболовная сеть, обещает хороший улов.
Yabane — стрелки, символ воина.
Musubi Кикко — панцирь черепахи, счастливое число три (треугольник и шестиугольник) для долголетия.
Kogin — следующий вид вышивки, который использовался только на полуострове Tsugaru расположенном на северной части острова Хонсю. Самый бедный и самый мерзлый участок Японии. Видимо поэтому дешевую и перелатанную ткань украшали таким сложным рисунком. Ткань бралась цвета индиго, а переплетение было неравномерным, чтобы получить удлиненный ромб.
Hishizashi — разновидность kogin, но ткань бралась более светлая, и очень часто в одной вышивке использовалось три и более цветов нитей. Зародилась в Nanbu в префектуре Аомори.
А это приемы штопки совсем похожие на те, что раньше изучали в школе на урока домоводства. Только нитки разноцветные, а не в тон ткани:
Для облегчения задачи можно использовать заплатки из небеленой ткани с рисунком «крестиком» — самый распространенный вид штопки после параллельных линий.
Такой штопкой можно усилить колени и локти.
Свитер можно залатать тканью с традиционными рисунками или с фактурой похожей на штопку.
Растрепанный манжет — тоже не повод выкинуть вещь.
По себе скажу, что попробовав один раз, остановиться тяжело. Конечно, штопать носки приходилось часто и раньше, но удовольствие не то, что от «боро».
Возможно, для рукодельных мастериц нашего сообщества латание драных джинс покажется примитивом. Однако в свете кризиса (в равной степени как производства, так и перепроизводства) данное традиционное искусство имеет как практический, так и воспитательный смысл. Я так думаю. И, наверное, не я одна.
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!
МК по заплаткам Боро
• нитка для сашико;
• иголка для сашико;
• напёрсток;
• небольшие кусочки ткани (лён, хлопок или деним);
• булавки;
• мелок;
• линейка;
• ножницы.
Нитка для сашико отличается от мулине тем, что она крепче скручена и особо не блестит. Первое её качество особенно важно для нашего эксперимента, поскольку проколоть толстый деним не всегда просто.
Шаг 1. Выберите ткань, которую используете для заплаток. Вырежьте куски, напоминающие по форме дырки в джинсах, которые будем зашивать (не забудьте пару сантиметров оставить по краям куска).
Положите кусок ткани внутрь штанины.
Шаг 2. Приложите заплатку к отверстию, главное на этом этапе – убедиться, что в последствие ткань не будет натягивать, особенно это касается коленок (для того, чтобы этого избежать, проверьте правильность выполнения пункта 1, т.е. лоскут не должен ложиться впритык). Приколите лоскут к штанине булавками. Стежки можно начинать в любом направлении и рисунке. Если вы решите вышивать горизонтально, то на помощь придут линейка и мелок.
Шаг 3. Иголка для сашико тоже особенная – толщина равномерная, ушко крупное, отличается своей длиной (дальше вы убедитесь, что последний компонент имеет важное значение). Всуньте в иголку примерно 1 метр нити и на одном кончике завяжите двойной узелок.
Шаг 4. Вставьте иголку в деним, не протягивая нить сразу. Держите деним и лоскут вместе и продвигайте иголку сквозь материал, «нанизывая» его на иголку. Пропорция стандартного стежка сашико – 3:2 (более длинный стежок делается на лицевой стороне).
Шаг 5. Натяните ткань и протяните нитку по отмеченной строчке (после того, как на иголке собралось нужное количество стежков).
Шаг 6. Продолжайте, пока не дойдете до конца ряда.
Нажмите здесь, чтобы посмотреть исходное изображение. |
Шаг 7. Начните другой ряд, двигаясь в противоположном направлении.
Шаг 8. Совет: в этом деле вам может здорово помочь напёрсток. Есть даже специальные модели для вышивки сашико, чтобы было легче собирать на иголке стежки.
Шаг 9. Вы можете разделить рабочую зону и вышить область над и под заплаткой, в можете вышить стежки или красивые узоры и на самом лоскуте.
Шаг 10. Продумайте дизайн своей заплатки – добавьте оригинальные нашивки или обычные лоскутки с другим орнаментом.
Не давайте свои джинсам умирать, давайте им вторую жизнь. А если у вас была такая модель рваных джинсов и они вам попросту надоели, то теперь вы знаете, что их не нужно выбрасывать – их можно переделать и носить еще сезон!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов