вышиванка украинская это что
Вышиванка
Из Википедии — свободной энциклопедии
На протяжении исторического и культурного развития сложились наиболее уместные, с точки зрения практических и эстетических требований формы одежды, её крой, разнообразные методы и способы декоративного оформления. Среди них ведущее место занимает вышиванка. Она широко использовалась в народном костюме и в быту.
Обычно вышиванку изготовляли из самодельного полотна, которое ткали на станке. Вышивка славянского костюма богата и разнообразна. В орнаменте находили отображение местные особенности. Ею украшали женские и мужские сорочки, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными.
В современной украинской терминологии вышиванками принято называть не только сорочки с традиционными народными вышивками, но и другие фасоны украинской народной одежды. К числу таковых относятся блузы с вышивкой, платья-вышиванки, пояса-вышиванки и так далее. Именно в украинской моде данный наряд получил наибольшее распространение и популярность как современный вариант одеяния.
Чужих рубах не бывает. Украинские приключения косоворотки
Пресс-конференция Владимира Зеленского, где он подводил итоги второго года президентского срока, совпала с празднованием Дня вышиванки, который превратился после Евромайдана в демонстрацию показного патриотизма.
Было очевидно, что глава государства наденет в этот день вышитую орнаментами рубаху, однако Владимир Александрович сумел удивить сограждан и журналистов. Он неожиданно выложил в Инстаграме праздничные фотографии в традиционной русской косоворотке. А националистическое сообщество расценило это как серьезное преступление политического характера.
Впрочем, ошибиться было немудрено. Такое уже случалось — к примеру, националисты из организации «Традиция и порядок» анонсировали шествие «за украинские семейные ценности», использовав для этого такую же вражескую сорочку. Косоворотка действительно похожа на вышиванку, а профессиональные патриоты не очень хорошо разбираются в особенностях национального гардероба. «Русская» рубашка отличается от «украинской» тем, что ее разрез смещен вбок — как правило, влево, но иногда вправо. При этом косоворотку расшивали похожими народными орнаментами, так что Зеленский, скорее всего, совершенно искренне принял ее за «настоящую» вышиванку. А отдуваться за этот промах пришлось его придворным портным и боярам.
Естественно, они стояли на том, что президентская рубаха является истинно-украинской и представляет собой региональный вариант вышиванки — а в нынешнем скандале виновато исключительно проклятое советское прошлое. В защиту вышиванки
«Украинская культура гораздо богаче, чем зашоренные и воспитанные еще по советским лекалам представления о ней. Украинская вышиванка — это не один какой-то образ, не один узор, не одна модель. Бывают техники вышивки, варианты кроя. Это разные региональные особенности и современные их интерпретации», — рассказал после пресс-конференции советник главы Офиса президента Михаил Подоляк.
«Во время создания вышиванки для Владимира за основу мы взяли национальный костюм Днепропетровского региона. Для востока Украины боковой разрез на рубашке был широко распространённым элементом. Он был очень популярен в XIX веке, но потерял свою актуальность после всего того, что с нашей страной сделал Советский Союз», — вторит ему дизайнер Артем Климчук, который оказался автором злополучной сорочки.
По словам исследовательницы украинской традиционной одежды Марии Квитки, президента Зеленского действительно одели в рубашку образца конца ХІХ века, которая имела распространение в различных украинских регионах.
«В Украине, как и в России, Беларуси, Литве и т.д., до появления этой косоворотки крестьяне носили только рубашки с разрезом посередине, и это не дает нам права определять по крою принадлежность рубашки к какой-то одной территории. Мода развивалась везде параллельно. Украинских рубашек такого типа сохранилось очень много: сотни, если не тысячи», — заявила она журналистам. А значит, косоворотка тоже является неотъемлемым культурным достоянием украинцев наряду с вышиванками и борщом.
И действительно, косоворотка представляет собой региональную эволюцию вышитой орнаментами рубахи из домотканого полотна с прямым разрезом в районе шеи. Она была широко распространена не только у древних славян, но и у многих других народов Азии и Европы. Такие рубахи были известны Геродоту у скифов, что подтверждается многочисленными археологическими находками. Они были обычными у населения Древней Руси, на территории современной Украины, Белоруссии, Балтии, Молдавии и России, а также встречались среди угро-финских народов, которые попали в зону славянской колонизации.
Рубашки с косым разрезом впервые обнаружены в мужских погребениях на территории Великого Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества, где они фиксируются как минимум в XV веке и даже раньше. Бытует мнение, что такое расположение воротника имело утилитарный смысл, потому что косой ворот мешает выпадать во время работы нагрудному украшению. Однако историки объясняют этот фасон влиянием византийской моды, поскольку датированная XII веком туника из венского Музея истории искусств практически идентична вышитым косовороткам из Суздаля, Владимира и Москвы.
Прижившись в России, такая сорочка столетиями использовалась наряду с архаической вышиванкой, оснащенной традиционным прямым разрезом, а «украинские» вышиванки и сейчас можно отыскать в российской или белорусской глубинке.
Период конца XIX — начала ХХ веков, который знаменовался бурным развитием капиталистической экономики, стал золотым временем косоворотки. Достаточно напомнить, что на ее основе была создана классическая армейская гимнастерка, которая превратилась в основную одежду для мужчин из межвоенного поколения. Рубаха с косым воротом была обязательным элементом одежды зародившегося в то время пролетариата. Среди прочего ее носили фабричные рабочие Екатеринославщины и Донбасса, включая современную Днепропетровскую область.
В их числе был и сам Григорий Петровский, рабочий депутат Государственной Думы, активно защищавший права украинского языка. Памятник легендарному большевику, который снесли после Евромайдана националисты, как раз-таки запечатлел его в косоворотке, которая считалась накануне революции неотъемлемым атрибутом человека демократических взглядов.
«В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям», — пишет об этом екатеринбургский этнограф Вячеслав Печняк.
Мода на рубашки с косыми воротниками распространялась из города на село и ширилась среди украинского населения Екатеринославской губернии — потому что вчерашние крестьяне нанимались на заводы и рудники, пополняя собой ряды рабочего класса. Собственно, отсюда и пошли «традиционные днепропетровские вышиванки», в одну из которых обрядили в наши дни президента Зеленского. Однако со временем косоворотка банально вышла из моды, причем вовсе не потому, что ее якобы репрессировали заведомо виноватые во всем коммунисты.
Большевики скорее привечали этот элемент народного костюма наряду с тюбетейкой, черкеской и вышиванкой, которые являлись зримыми символами политики национальной коренизации. Косоворотку носили многие партийные лидеры, включая Троцкого и Калинина, в ней фотографировался Ленин, скрывавшийся в Разливе под видом рабочего Иванова.
«Ты посмотри, в чем ходят сегодня люди! Вспомни наконец: Киров носил косоворотку, Бухарин носит косоворотку, даже твой обожаемый Орджоникидзе носит все ту же русскую косоворотку» — говорит героиня романа Виктора Мануйлова «Жернова», указывая на характерные особенности тогдашней партийной моды. Хотя во время Гражданской войны пролетарскую рубаху потеснили все та же гимнастерка, френч и знаменитые комиссарские кожанки.
Рубаха с косым воротом сама сошла со сцены истории, закономерно превратившись в атрибут народных праздников и фольклорных мероприятий. Косоворотка проиграла конкуренцию обыкновенной современной одежде, которую массово шили на фабриках и продавали по всей огромной стране. По сути она стала жертвой урбанизации и модернизации — потому что они изменили культурные предпочтения в среде рабочего класса, оставив архаические одежды для жителей сельской периферии.
«В 1920-1930-е годы формируется рубаха с отложным воротником, а еще позднее косоворотка вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа», — коснтатирует этнограф Печняк.
Мораль этой истории говорит о том, что чужих рубах не бывает. Элементы традиционного народного костюма являются коллективным достоянием, как и рецепты традиционных блюд вроде злополучного борща, за который ведут борьбу профессиональные патриоты. Культурные традиции разных народов тесно переплетены между собой за многие века взаимного перекрестного влияния, за время кровавых войн, жестоких завоеваний, торговых сношений и добрососедских союзов. И никто не может рассматривать их в качестве своей монопольной исторической собственности.
Косоворотка действительно является одной из разновидностей украинских шитых рубашек, напоминая об эпохе индустриального развития Юго-Востока, а вышиванка, в свою очередь, остается народной одеждой во многих регионах современной России и Белоруссии.
Это наследие должно не разделять, а сближать, напоминая забытую социальную историю наших стран, сшивая разорванную ткань человеческих отношений. Но для этого необходимо деполитизировать борщ и рубашку, чтобы они перестали быть инструментами разжигания ненависти и предметом бессовестной спекуляции националистов. И занимали в обществе место, которое отведено для них в двадцать первом веке — на фестивалях, свадьбах или концертах.
Украине необходима деконструкция национального мифа — чтобы строить свое будущее не на архаической полотняной сорочке и не на «исконно украинском» борще — а на развитии общедоступного образования, науки и высокотехничного производства. Чтобы страну снова прославила продукция «Антонова» и «Южмаша», которые находятся после Евромайдана в глубоком упадке.
Потому что иначе страна действительно скатится во времена пращуров, у которых была за душой лишь залатанная сорочка — да миска пустого супа.
Вышиванка
Вышиванка— разговорное название традиционной украинской вышитой рубашки. Много вариаций дизайна вышивки было создано в XIX столетии. Обычно их изготовляли из самодельного полотна, которое ткали на станке. Местные особенности обычно находили отображение в орнаменте рубашки.
На протяжении исторического и культурного развития на Украине сложились наиболее уместные, с точки зрения практических и эстетических требований формы одежды, ее крой, разнообразные методы и способы декоративного оформления. Среди них ведущее место занимает вышиванка. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка украинского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными.
На сегодняшний день вышиванка стала атрибутом стильного сочетания с костюмом. На улицах украинских городов можно все чаще встретить юношей и мужчин, девушек и женщин в современных вышиванках.
Содержание
История
Искусство вышивки на Украине своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников. В целом, возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к VI—V вв. до н. э. За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами. Найденные в Черкасской области серебряные бляшки с фигурками мужчин, датированные VI веком, при исследованиях оказались идентичны не только одежде, но и вышивке украинского народного костюма XVIII—XIX вв. Общение с представителями других народов имело некое влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной.
Знаменитый итальянский путешественник Жильбер де Лануа, дважды побывавший на территории Украины — в 1412 и 1421 годах, вспоминал, что рукавицы и шапки русинов были украшены вышивкой. С течением времени мастерство вышивания эволюционировало, приобретая новые черты. Народный опыт сохранил наиболее типичные и целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.
Группа орнаментов
С давних времен основными темами вышивки были символики разных древних культур. На протяжении многих столетий конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их изображения не изменились. Темы орнаментов делятся на три основных группы:абстрактный рисунок, растения и животные.
Геометрические (абстрактные)орнаменты присутствуют во всей славянской мифологии. Они очень простые: кружочки, треугольники, ромбы, зигзаги, линии, крестики (простые и двойные). Трудно судить какой смысл вкладывался в эти символы раньше.
В основе орнамента с растениями лежит желание внести в вышивку красоту природы. В украинской вышивке используются такие темы, как «виноград», хмель, «дубовые листы» и др. Некоторые из них несут в себе отображение древних символических представлений народа. Так, например, узор «яблоко», разделенное на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете — символ любви. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображаемый преимущественно в форме листьев и ветвей.
В вышивках животных орнаментов изображаются: конь, заяц, рыба, лягушка; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях орнаменты с животными своеобразны, они свойственны каждой вышивальщице, изображениями олицетворяют ее индивидуальное виденье узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто изобретательных сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, чешуя карпа, бараньи рога и др.
Техники и географические особенности
Решающее влияние на характер орнаментов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», каких на Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или других этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусской и русской вышивках.
Рубашки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитями, очень редко красными или серыми. Манишки белых рубашек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания — шов «вперед иголкой» «крестик», шов «за иголкой».
Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, которые установились в центральных областях Украины, но ей свойственны и совсем своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой нитью в результате чего узоры создают впечатления рельефных.
Вышивки Полесья — простые и четкие по композиции. Ромбовидная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной нитью по белому-серому фону льняной холстины — графически четкая.
Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-серой холстине. Вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы.
Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитями или же с вкрапливанием красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских рубашек.
Вышивкам Киевщины свойственный растительно-геометрический орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля или восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины — белый, кораллово-красный, оттеняющий черный.
В южных областях Украины техника вышивки имеет много общего с устоявшимися правилами центральных районов, однако ей свойственны и полностью своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком.
Для подольских рубашек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является стежок «паучком», которым обозначают вставки на рукава, клинья. Используется и цветная строчка — «шабак». В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет — черный с большим или более малым вкрапливанием красного, синего желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышивки, реже — двух — и трехцветные.
На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопковыми нитями с сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитями, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки к краю рукава.
Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилка, верхошов, зерновой вывод, вырезание; разнообразные виды черных, белых и цветных стежков. Рядом с основными швами применяются и вспомогательные — вышивка росписью шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.
Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов.
В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометрический, белый фон не заполняется, что добавляет узорам прозрачность и легкость.
На Буковине кроме растительных и геометрических мотивов пользуются популярностью и изображения животных, вышитых гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученным швом. Вышивальный материал — бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нити, металлические блестки.
Гуцульские вышивки характеризуются разнообразностью геометрических и растительных узоров, богатством соединений цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета просветляют вышивку и добавляют ей золотистый отблеск.
Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в разных техниках выполнения. Цветовая гама вышивок достаточно широкая: красный сообщается с черным (при этом выделяется один цвет — черный или красный), применяются как белый, так и многокрасочный орнаменты.
Эксперты доказали, что особой украинской вышиванки не существует
Украинская вышиванка — это обычная русская рубаха с современным орнаментом, стилизованным под народный. Об этом в интервью ФАН заявила руководитель студии традиционного костюма «Русские начала» Татьяна Валькова.
Напомним, ранее президент Украины Владимир Зеленский, желая подчеркнуть свою близость народу «незалежной», стал героем скандала. В День вышиванки — новоукраинский праздник, который положено отмечать всем патриотам в третий четверг мая — Зеленский опубликовал в своем Twitter фото с супругой и поздравил всех с праздником, отметив, что украинская вышиванка —«гордость, символ, сокровище, сила и идентичность» украинского народа.
Чета Зеленских нарядилась в стилизованные славянские рубахи, в которых, однако, украинские националисты разглядели не «вышиванки», а «косоворотки москалей».
— Володимир Зеленський (@ZelenskyyUa) May 20, 2021
«Орнаменты, сохранившиеся на русских национальных рубахах — позднее явление, которое относится к концу XIX — началу XX века. Вышивали крестом несложные геометрические узоры или стилизованные цветы. Сюжеты северных областей, Сибири, Европейской части России и территории, которая сейчас называется Украиной, идентичны, они повторяются», — рассказала руководитель студии традиционного костюма.
Валькова уточнила, что различия в настоящих народных рубахах можно отследить разве что в цветах вышивки. В северных областях России они более сдержанные, на юге — сочные и яркие.
«Подобные тенденции можно наблюдать у всех народов. Мне попадались книжки современных украинских авторов, в которых они прослеживают историю украинской национальной одежды «от палеолита». Это просто смешно», — заметила мастер.
Татьяна Валькова объяснила: когда-то давно на Руси носили рубаху, которая имела три варианта разреза на груди: слева, по центру или справа. Сохранились оригиналы подобной одежды, датируемые XVI веком. Говорить о том, что русская косоворотка имеет разрез сбоку, а украинская вышиванка посередине, — неправильно. И то, и другое — обычная русская народная мужская рубаха, которая в разных российских губерниях выполнялась с небольшим местным колоритом, пояснила Татьяна Валькова.
В свою очередь, эксперт по Украине Игорь Друзь заявил ФАН, что украинская вышиванка как элемент народной одежды не является каким-то уникальным оригиналом.
«Такие рубахи были характерны для всего славянского мира. Сербы, болгары и поляки одевались так же. Это может проверить любой человек, интересующийся этническими нарядами», — пояснил Друзь.
Аналитик сравнил назначение славянской рубахи «символом украинской нации» с условным лозунгом «Ездовые нарты — только для чукчей!» Нарты использовали коряки, эскимосы и многие другие народы Севера.
«В действительности, в украинских деревнях еще в середине прошлого века ходили и в косоворотках, и в рубахах с разрезом посередине. В таких крупных русских городах, как Харьков, Одесса или Днепропетровск, косоворотки носили заводские рабочие — приезжие из глубинки и выходцы из Европейской части России», — рассказал собеседник ФАН.
Друзь отметил, что сегодня простые люди на Украине «плевать хотели на вышиванки». Они выживают, им не до дорогих аксессуаров и национальных новоделов. Нынче в «вышиванки» любят наряжаться разве что украинские националисты.
«Миф о «вышиванке» придуман новыми украинскими политиками, чтобы подчеркнуть «самоидентичность» украинцев и убедить всех в том, что население Украины — какая-то «самобытная древняя цивилизация», а не русская народность. Это выглядит откровенным идиотизмом и делается для искусственного разделения малороссов и великороссов — частей одного народа», — заметил политолог.
Он уточнил, что подобные приемы характерны для институтов, работающих над созданием искусственных наций, например черногорцев с их выдуманной историей и «собственным языком», который в реальности является диалектом сербского языка.
«Страна Македония — это отсеченная часть Болгарии, с теми же болгарами, их традициями и речью, которых теперь пытаются выставить чем-то иным. В этом же ряду, к сожалению, сегодня находится и Украина», — добавил Игорь Друзь.
Аналитик поделился наблюдениями: западные глобалисты разрушают восточноевропейские страны и разобщают единые народы, чтобы управлять и властвовать. Те страны, которые позволили спецслужбам США и Великобритании провернуть у себя государственные перевороты, обречены на нищету и разруху. Им скармливают сказки о «национальной идентичности», используя осколки стран и их население по своему усмотрению.