выщербленная лестница что значит
Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Одиночество»
Автор: Guru · 19.05.2018
Поэзия двадцатого века — весьма неоднозначный компонент искусства той эпохи. Она окутана остросоциальными, кричащими темами, ведь писатели того времени, как правило, были загнаны в угол свободолюбия и обречены, в лучшем случае, на изгнание. К таким поэтам относился Иосиф Бродский, поэтому тема одиночества была для него особенно актуальна.
История создания
Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека. Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений. В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.
Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи. Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом. Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.
Жанр, направление, размер
Типичный жанр, в котором писал Бродский — это стихотворная драма. Все его произведения пронизаны переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, отрешённость, экзистенциальный кризис, внутренний натиск и изгнание.
Направление — постмодернизм. Творчество Бродского отличается особой музыкальностью. В произведениях поэта ярко отражается черта преемственности искусства. Автор в своих стихотворениях зачастую обращается к античности. Даже размер его произведений указывает на это. Поэт для создания своих стихотворений использовал двухстопный пеон.
Образы и символы
В своём произведении для формирования конкретных, более точных ощущений, Бродский использует множество символов. Всеобъемлющим образом в его стихотворении является одиночество. Оно глобально и всепоглощающе. Одиночество для лирического героя является некой крепостью. Оно помогает ему сосредоточится на мироздании, размышлять о вечном, открывая глаза на порочность всего сущего.
Ещё одним немаловажным символом служит лестница. Её ступени — это уровни становления сознания индивида, ступая на которые, он спотыкается, двигаясь волнообразными импульсами, совершая ошибки и делая выводы. Третий ключевой символ — это перила. Они являют собой шаткую, ненадёжную опору, совесть и сознание которой далеко нечисты:
Послужат для тебя перилами,
(Хотя и не особо чистыми),
Удерживающими в равновесии
Твои хромающие истины
На этой выщербленной лестнице
Бродский, по своему восприятию, был истинным реалистом с уклоном к пессимистичности. Он воспринимал всё без иллюзий, принимая окружающее таким, какое оно есть. Поэт считал, что лучше «поклоняться данности», смирившись с неидеальностью мира.
Темы и проблемы
В произведении можно выделить несколько тем:
Смысл
Смысл стихотворения заключается в том, что жизнь — это крутая, высокая лестница, восхождение по которой происходит с трудом, особенно для юного, незрелого морально человека, с несформировавшимися идеалами, хромающими истинами и синтетическими примитивными ценностями. Он скован и ограничен данностями. Их нужно принять, ведь убожество действительности с годами приобретет романтический флёр, и люди покорятся сладостному самообману, чтобы спокойно кануть в небытие.
Лишь в старости человек становится по-настоящему счастливым, потому что происходит переоценка ценностей, осознание и принятие реальности в типичном её проявлении. Все воспоминания принимают форму того, что он хочет увидеть, чтобы не разочароваться в пройденном пути. Но, увы, время быстротечно, поэтому возможности просачиваются сквозь пальцы, и тогда уже ничего невозможно изменить.
Средства художественной выразительности
Иосиф Бродский — настоящий гений эпохи музыкальной, звучной и метричной поэзии. Его произведения наполнены различными литературными стилистическими приёмами.
Поэт использует такие эпитеты, как: «усталое сознание», «глубокие могилы», «короткие дороги», «убогие мерила», «хромающие истины», «выщербленная лестница» с целью передачи ощущения разочарования и отчаяния лирического героя. Бродский показывает через данный приём невечность и скоротечность жизни. Автор употребляет метафору «когда плюет на человечество твое ночное одиночество» с целью создания эффекта полнейшей отрешённости, которая услаждает лирического героя, вводя его в состояние абсолютной умиротворённости.
Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Одиночество»
История создания
Первые стихи Иосифа Бродского датируются 1956-м годом, то есть поэт начал творить совсем в юном возрасте. В 1959 году автор пишет стихотворение «Одиночество», которое является рассуждением, поиском выхода из сложившейся в жизни поэта ситуации. Дело было в том, что советское общество не приняло мятежные произведения поэта, отказавшись публиковать их. Бродский почувствовал себя непонятым, отвергнутым.
«Меня упрекали во всем, окромя погоды, и сам я грозил себе часто суровой мздой. Но скоро, как говорят, я сниму погоны и стану просто одной звездой» (И. А. Бродский)
Его виденье мира противоречило окружающей действительности. Поэта не брали на работу ни в один литературный журнал. Наверное, именно с этих пор Иосиф Бродский стал «костью в горле» советской власти. В 1963 году поэт был арестован по обвинению в тунеядстве, после чего отправлен в психиатрическую больницу для установления трудоспособности поэта. После следующего заседания суда, в 1964 году, Бродский был отправлен в ссылку на 5 лет с применением обязательного труда, что являлось максимальной мерой наказания за тунеядство. В 1972 году поэт был лишён советского гражданства и эмигрировал через Вену и Лондон в Америку.
«Мне горько уезжать из России. Я здесь родился, вырос, жил, и всем, что имею за душой, я обязан ей. Всё плохое, что выпадало на мою долю, с лихвой перекрывалось хорошим, и я никогда не чувствовал себя обиженным Отечеством. Не чувствую и сейчас. Ибо, переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что я вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге». (И. А. Бродский написал перед отъездом Л. И. Брежневу)
Вариант №2
Свое произведение «Одиночество» Иосиф Бродский написал в 1959 году. Чувствуя себя всеми отвергнутым за радикальные политические взгляды и оспаривание той пропаганды, которую государственная власть несла в массы, поэт пытался примириться с этим чувством, научиться с этим жить.
Аналитическое произведение самого себя. Попытка понять смысл жизни в одиночестве, наедине с самим собой, попробовать понять окружающий мир, не вливаясь в его общество, как бы оставаясь в стороне от жизни.
Поэт осознает, что только в состоянии полной отверженности миром, он получает возможность сознавать трезвые мысли, полностью отдаться бушующим в душе идеям. Присутствующий намек на то, что мысли эти оставлять лучше в собственной голове, не выливая на окружающих поток совершенно другого сознания, полностью определяет характер того времени, когда идеи и планы режима считались единственно верными, а все остальное могло быть жестоко изгнано из голов вольнодумцев.
Но лирический герой Бродского прерывает порыв идеи о том, что каждый имеет собственное мнение. Резко он начинает говорить о том, что лучше плыть по течению и придерживаться взглядов навязанных общественности для спокойствия.
В течение двух строф автор говорит об этом, сам иронично понимая собственную суть и невозможность придерживаться этой, реальной для действительности того времени мысли. В конце стихотворения Бродский все же дает читателю полупрозрачный намек на свое решение. Принимать не устраивающую его действительность, поэт не собирается, не сможет жить во лжи перед собой.
Лирический герой прекрасно понимает, что приняв действительность как есть, тем самым поможет себе построить хлипкий мост между собственным сознанием и придуманным строящимся миром советской власти. Осознавая эту простую истину, он понимает также, насколько этот мост будет утопать в грязи его сомнений, противоречий, пронзительных предательств собственного я.
Бродский искренне испытывает презрение к тем, кто, построив этот мост, каждый день использует его для получения благ. Не обращает внимания, что каждый день, перебираясь туда и обратно, люди пачкают свои руки и душу, все больше. Грязь налипает на тело, добираясь до шеи, постепенно начинает залеплять глаза. И вот уже перед взором испуганного, еще считающего себя в праве на собственное мнение, человеком стоит комок мерзости. Возможно, даже понимает, кем сейчас является, но продолжает так жить, только лишь из-за удобства получения спокойных благ.
Жанр, направление, размер
Жанр Бродского – это жанр «больших стихов». Его стихи, по сути, являются «малыми поэмами», так как они отличаются масштабностью тем, сложностью структур.
Многие стихи Бродского носят элегический характер. Стихи грустного содержания – это элегии. Данный жанр можно охарактеризовать, определить как переосмысление прошлого и настоящего, как «внутренний разговор» автора, отражённый на бумаге, как убеждение себя или оправдывание каких-либо своих или чужих действий. В «Одиночестве» можно уловить подобные мотивы, добавляющие произведению ещё большей драматичности.
Бродский – поэт-постмодернист, но пос, то есть уважающий истоки, называющий всю культуру преемственностью, в отличие от авангардистов – «низких» постмодернистов, творчество которых базировалось на утверждении об исчерпанности культуры.
Размер стихотворения «Одиночество» — пеон 2, то есть ударение падает на второй слог. Также данный размер можно определить как нестройный ямб с пиррихиями. В стихотворении встречается перекрёстная рифмовка и смежная. Рифма преимущественно дактилическая, но имеются строки с ударением на последний и предпоследний слоги.
Композиция
Стихотворение «Одиночество» состоит из трёх разных по объему строф. Композиция произведения последовательная. Смысловые части имеют те же самые границы, что и отдельная строфа.
«…ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса.»
«…с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами…»
Полный текст стихотворения
Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса. Но лучше поклоняться данности с глубокими её могилами, которые потом, за давностью, покажутся такими милыми.
Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.
Образы и символы
Лирический герой стихотворения «Одиночество» – это воплощение сущности поэта, его душа, эмоции и чувства. Бродского часто называют «поэтом-скитальцем», то есть одиночкой, покинутым, непонятым, изгнанным. Эти все определения подходят к лирическому герою данного стихотворения. Герой «Одиночества» размышляет о жизни, сам даёт себе советы, сам себя убеждает и переубеждает.
Образ одиночества в стихотворении является центральным. В произведении автор обращается к собеседнику на «ты», что создаёт впечатление дружеской беседы. Но данное «ты» — это абстрактное обращение ко всем людям, обращение к себе. Иосиф Александрович пишет о таких вещах, которые касаются только одного человека, то есть личные вещи, которые возможно осознать, понять индивидуально, наедине с собой.
«Теряет равновесие твоё сознание усталое», «ступеньки этой лестницы уходят из-под ног», «плюёт на человечество твоё ночное одиночество» — все эти неприятные ощущения, перечисленные автором вначале стихотворения, дополненные «размышлениями о вечности», создают устойчивый вяжущий образ одиночества. В дальнейшем образ будет только крепнуть, всё больше и больше «отделяясь ото всех».
Лестница, которая вначале стихотворения «уходит из-под ног», а в последних строках поэт пишет о ней как о «выщербленной», акцентируя внимание на перилах, которые «удерживают в равновесии», является символом движения к своему желанию, цели, символом восхождения. Взбегать по ней – это значит идти целенаправленно и бесстрашно к намеченному, но опираться на перила – это значить утратить силы или не быть настолько уверенным в дороге, в её «целостности» и «устойчивости», чтобы отпустить страховку.
Хочется обратить внимание, что образ лестницы, который символизирует движение вверх, сменяется образом дороги, а затем вновь автор возвращается к лестнице. Концентрируясь только на этих двух понятиях, можно прочитать стихотворение таким образом, что лирический герой вначале своего пути горяч и боек, он взбегает по «жизненной лестнице», затем что-то выбивает её у него из-под ног, что является для героя уроком.
Во второй части стихотворения герой идёт по дороге, которая вначале кажется ему короткой, но потом становится широкой, большой и пыльной, «усеянной компромиссами», то есть он принимает данность, не рвётся к своей цели, а «изучает» реальность, приходя к тому, что дорога может оказаться «крыльями», которые донесут его до цели.
Восхождение в последней строфе «мудрое». Принятая данность становится перилами «(хотя и не особо чистыми)», на которые герой опирается, размеренно приближаясь к цели, не боясь упасть, оступиться на «выщербленной лестнице».
Анализ стихотворения Бродского «Одиночество»
Каждый человек в определенные моменты жизни чувствует себя одиноким и никому не нужным. Одни испытывают подобное из-за неразделенной любви, другие – из-за собственных взглядов и убеждений, которые не находят понимания у окружающих. Иосиф Бродский впервые почувствовал себя изгоем в 19 лет, когда перед ним одна за другой стали закрываться двери литературных журналов. И все из-за того, что юный поэт попытался рассказать миру о своих мыслях и ощущениях, которые оказались весьма крамольными. В итоге летом 1959 году Бродский пишет стихотворение «Одиночество», в котором пытается переосмыслить все то, что с ним происходит в данный момент, и найти хоть какой-то выход из сложившейся ситуации.
Многие, столкнувшись с подобным непониманием, утешают себя мыслями о будущем, строя иллюзии по поводу того, что вот пройдет время и все изменится к лучшему. Однако мало кто отдает себе отчет, что жизнь способна сломать хребет даже очень стойким и целеустремленным людям. Поэтому для достижения того самого понимания и благополучия часто приходится поступаться собственными принципами. Иосиф Бродский не готов платить столь высокую цену за душевное спокойствие, поэтому не хочет думать о будущем. «Когда плюет на человечество твое ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности», — дает поэт самому себе дельный совет.
Бродский уже не настолько наивен, чтобы верить в чудеса. Поэтому будущее представляется ему далеко не таким радужным, как его сверстникам. Наоборот, поэт интуитивно чувствует, что впереди его ждут куда как более серьезные испытания, выйти победителем из которых ему будет весьма сложно. Поэтому, заглядывая в будущее, автор предполагает, что спустя какое-то время станет с ностальгией вспоминать себя сегодняшнего. Бродский считает, что лучше сейчас «поклониться данности», т.е. научиться воспринимать жизнь без иллюзий, чем потом с сожалением вспоминать о тех безмятежных днях, которые с небольшой натяжкой даже можно будет назвать счастливыми. Под «данностью» поэт подразумевает все то, что его окружает. Это и могилы великих людей, которые потом покажутся «милыми», и короткие, на первый взгляд дороги, который впоследствии «покажутся тебе широкими». Даже «убогие мерила» бытия, на которые сейчас в силу молодости ориентироваться совершенно не хочется, впоследствии станут надежными перилами, «удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице», именуемой жизнью.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема произведения «Одиночество» — это, как ни странно, тема одиночества. Одиночество, безысходность и трагизм – нить, протянутая сквозь все стихи поэта. Лирика Бродского не отличается лучезарным оптимизмом. Стихи поэта – это крик души от мучительного одиночества.
Конфликт героя с окружающей действительностью – это главная проблема, затронутая Бродским в стихотворении. Этот конфликт и является причиной одиночества лирического героя, такого пылкого и смелого, но непонятого, отвергнутого. Поэт пишет:
«когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество».
Верить этим строкам нельзя. Это ответ угнетённого творца, не принятого, ущемлённого. Это реакция на «плевок» в его собственную душу.
Настроение стихотворения «Одиночество» драматичное, вязкое. Ознакомившись с ним, ненароком пропитываешься жалостью и одновременно уважением к лирическому герою. Его мудрость, его неотрывное движение вперёд вызывают восхищение, но честный вывод, к которому он пришел, не может не вызывать сочувствия. Не к нему, а ко всему человечеству.
История создания стихотворения
В 1959 году, когда написано стихотворение, ещё нет и проблеска славы и только близкие друзья знают о творчестве, которое в будущем принесёт Бродскому Нобелевскую премию. В этом году Иосиф близко сходится с Окуджавой, Найманом и Довлатовым, последний после напишет много интересного о Бродском в своих воспоминаниях. Группа молодых поэтов в 1959 году входит в так называемую «промку» или выражаясь более корректно в литературное сообщество при Дворце Культуры местной Промкооперации.
Молодых талантов тогда особо не баловали, Бродский не исключение. Первая известность придёт через год и то ей придётся быть благодарным скандалам (пример, стихотворение «Еврейское кладбище», прочитанное во Дворце Культуры имени Горького). Именно «Одиночество» помогло Бродскому сделать первый шаг к пьедесталу, именно в нём он задал себе вопросы и ответил на них.
Основная идея
Стихотворение «Одиночество» — это образное описание жизни одного человека, который стремится к чему-то своему. По сути, каждый в своих стремлениях одинок, неопытен, каждый идёт по неизведанному пути, по не протоптанной дороге, на которой могут появляться кочки, которая может запутаться и распутаться. Смысл стихотворения «Одиночество» заключается в непрерывном движении, стремлении вверх, в некоей естественности одиночества. Человеку нужно идти дальше и принять вынужденное одиночество, как и не особо чистые перилла. Данность убога, но в пути лучше смотреть именно под ноги, именно на выщербленную лестницу, дабы не упасть и не погубить себя. Пессимистично, зато так жизненно.
Также произведение можно назвать инструкцией в преодолении жизненных невзгод. Главная мысль стихотворения «Одиночество» заключается в том, что замкнутость человека в пределах его собственного экзистенциального опыта не является трагедией. Это данность, которую просто надо принять, из которой стоит исходить. Приняв это, человек закалит характер и научится преодолевать трудности.
Средства выразительности
Тропы в произведении «Одиночество» представлены в списке:
Автор: Кристина Асаулова
Средства художественной выразительности
Иосиф Бродский — настоящий гений эпохи музыкальной, звучной и метричной поэзии. Его произведения наполнены различными литературными стилистическими приёмами.
Поэт использует такие эпитеты, как: «усталое сознание», «глубокие могилы», «короткие дороги», «убогие мерила», «хромающие истины», «выщербленная лестница» с целью передачи ощущения разочарования и отчаяния лирического героя. Бродский показывает через данный приём невечность и скоротечность жизни. Автор употребляет метафору «когда плюет на человечество твое ночное одиночество» с целью создания эффекта полнейшей отрешённости, которая услаждает лирического героя, вводя его в состояние абсолютной умиротворённости.
Автор: Анастасия Некрасова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Одиночество»
История создания
Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека. Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений. В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.
Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи. Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом. Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.
История создания стихотворения
В 1959 году, когда написано стихотворение, ещё нет и проблеска славы и только близкие друзья знают о творчестве, которое в будущем принесёт Бродскому Нобелевскую премию. В этом году Иосиф близко сходится с Окуджавой, Найманом и Довлатовым, последний после напишет много интересного о Бродском в своих воспоминаниях. Группа молодых поэтов в 1959 году входит в так называемую «промку» или выражаясь более корректно в литературное сообщество при Дворце Культуры местной Промкооперации.
Молодых талантов тогда особо не баловали, Бродский не исключение. Первая известность придёт через год и то ей придётся быть благодарным скандалам (пример, стихотворение «Еврейское кладбище», прочитанное во Дворце Культуры имени Горького). Именно «Одиночество» помогло Бродскому сделать первый шаг к пьедесталу, именно в нём он задал себе вопросы и ответил на них.
Жанр, направление, размер
Типичный жанр, в котором писал Бродский — это стихотворная драма. Все его произведения пронизаны переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, отрешённость, экзистенциальный кризис, внутренний натиск и изгнание.
Направление — постмодернизм. Творчество Бродского отличается особой музыкальностью. В произведениях поэта ярко отражается черта преемственности искусства. Автор в своих стихотворениях зачастую обращается к античности. Даже размер его произведений указывает на это. Поэт для создания своих стихотворений использовал двухстопный пеон.
Образы и символы
В своём произведении для формирования конкретных, более точных ощущений, Бродский использует множество символов. Всеобъемлющим образом в его стихотворении является одиночество. Оно глобально и всепоглощающе. Одиночество для лирического героя является некой крепостью. Оно помогает ему сосредоточится на мироздании, размышлять о вечном, открывая глаза на порочность всего сущего.
Ещё одним немаловажным символом служит лестница. Её ступени — это уровни становления сознания индивида, ступая на которые, он спотыкается, двигаясь волнообразными импульсами, совершая ошибки и делая выводы. Третий ключевой символ — это перила. Они являют собой шаткую, ненадёжную опору, совесть и сознание которой далеко нечисты:
Послужат для тебя перилами, (Хотя и не особо чистыми), Удерживающими в равновесии Твои хромающие истины На этой выщербленной лестнице
Бродский, по своему восприятию, был истинным реалистом с уклоном к пессимистичности. Он воспринимал всё без иллюзий, принимая окружающее таким, какое оно есть. Поэт считал, что лучше «поклоняться данности», смирившись с неидеальностью мира.
Равновесие для сознания
Представьте. Ночь, одиночество, тишина питерских улиц и только шелест бумаги под ручкой поэта доказывает, что этот мир жив, не умер до утра. Это самое время размышлять о вечности и искать себя внутри своего разума. В это время под сомнение ставится всё, и чтобы не стать полным нигилистом Бродский предлагает искать опору в данности.
Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими…
Что такое данность? Это то, что нас окружает здесь и сейчас, это мир вокруг нас, мир не всегда живой, но всегда существующий физический. Дороги данности коротки, но если по ним идти, то они станут широкими. Мерила данности убоги, но если ими пользоваться, то потом они послужат перилами и не дадут свалиться с моста жизни.
Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами…
По мнению поэта, данность и позволяет удерживать себя в равновесии. Она не идеально чиста, да и не должна такой быть – это не ряса священника, задача данности – это:
Удерживать в равновесии хромающие истины.
Для 19-летнего парня написание такого глубокого стихотворения – это явный признак большого таланта, которому не страшны ссылки и запреты на печать. «Одиночество» – это трезвый взгляд молодого человека на самого себя в поисках истины в жизни в целом и духовного равновесия в частности.
Темы и проблемы
В произведении можно выделить несколько тем:
Анализ стихотворения Бродского «Одиночество»
В 1959 году И. Бродский пишет стих отворение «Одиночество», что вполне объяснимо личными мотивами. Поэт почувствовал себя изгоем общества еще в 19-летнем возрасте. Тогда его отказывались печатать в газетах и журналах из-за идей, противоречащих пропаганде властей. В личной жизни он тоже не раз разочаровывался. В анализированном стихотворении автор пытается понять самого себя и окружающий мир, оставшись наедине с собою. Тема стиха – одиночество и познание мира в этом состоянии. Автор утверждает, что лишь в одиночестве человек способен трезво поразмыслить над «идеями, гипотезами и произведениями искусства». Тем не менее, он показывает и то, что своими размышлениями лучше ни с кем не делиться, гораздо безопаснее «отдаться данности». В идейном звучании легко узнается эпоха Бродского, когда мысли, противоречащие режиму, были наказуемы.
Главную роль в произведении «Одиночество» играет лирический герой, но читатель понимает, что данный образ – одно целое с автором. В первых строках описывается состояние ночного одиночества, прелесть которого – независимость от человечества и идей. В этот час человек полностью свободен и может выражать противоречие даже каноническим гипотезам, например теории «зачатия Мадонной сына Иисуса».
Лирический герой резко обрывает свою мысль о независимости мнений и говорит о том, что «лучше поклоняться данности». Эту истину он твердит на протяжении двух следующих строф, не скрывая иронии над собственными словами. В этих куплетах лирический герой обращается ко второму лицу, что можно толковать как разговор с самим собой и как беседу с читателем. В последних строках расставляются все точки над «и». Автор делает совсем прозрачные намеки на то, что слепо покланяться данности – не лучшая идея. Это хоть и «послужит перилами», но они не будут отличаться особой чистотой. Воспользоваться ими сможет лишь тот, кто не побрезгует «хромающими истинами» и «грязными перилами» для того для удержания равновесия. Все же намеки – не приказ, поэтому выбор пути остается за читателем.
Для раскрытия темы и донесения идеи И. Бродский использует художественные средства. Произведение полностью метафоричное. Автор отображает психические и общественные процессы, как вещи быта (данность послужит «перилами», данность с «высокими могилами») или очеловечивает их (ночное одиночество «плюет на человечество», «…теряет равновесие твое усталое сознание»). Более насыщенным в эмоциональном и идейном плане делают стихотворение эпитеты (могилы «глубокие», дороги «широкие», «пыльные»). Эпитеты традиционные, но контекст придает им оригинальности.
Стихотворение И. Бродского состоит из трех куплетов с разным количеством строк, перекрестная рифма чередуется с параллельной. Стихотворный размер – хорей, строки не отличаются стройностью (есть двух-, трех- и четырехстопные). Композиция и ритмическая организация подчинены содержанию стиха.
Не смотря на то, что стихотворение «Одиночество» было написано 19-летним юношей, по содержанию и художественной оригинальности оно не уступает произведениям более опытных мастеров пера.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Анализ стихотворения Бродского «Воротишься на родину…» Анализ стихотворения Бродского «Пилигримы» Анализ стихотворения Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» Анализ стихотворения Бродского «Я памятник воздвиг себе иной…»
Смысл
Смысл стихотворения заключается в том, что жизнь — это крутая, высокая лестница, восхождение по которой происходит с трудом, особенно для юного, незрелого морально человека, с несформировавшимися идеалами, хромающими истинами и синтетическими примитивными ценностями. Он скован и ограничен данностями. Их нужно принять, ведь убожество действительности с годами приобретет романтический флёр, и люди покорятся сладостному самообману, чтобы спокойно кануть в небытие.
Лишь в старости человек становится по-настоящему счастливым, потому что происходит переоценка ценностей, осознание и принятие реальности в типичном её проявлении. Все воспоминания принимают форму того, что он хочет увидеть, чтобы не разочароваться в пройденном пути. Но, увы, время быстротечно, поэтому возможности просачиваются сквозь пальцы, и тогда уже ничего невозможно изменить.
Средства художественной выразительности
Иосиф Бродский — настоящий гений эпохи музыкальной, звучной и метричной поэзии. Его произведения наполнены различными литературными стилистическими приёмами.
Поэт использует такие эпитеты, как: «усталое сознание», «глубокие могилы», «короткие дороги», «убогие мерила», «хромающие истины», «выщербленная лестница» с целью передачи ощущения разочарования и отчаяния лирического героя. Бродский показывает через данный приём невечность и скоротечность жизни. Автор употребляет метафору «когда плюет на человечество твое ночное одиночество» с целью создания эффекта полнейшей отрешённости, которая услаждает лирического героя, вводя его в состояние абсолютной умиротворённости.
Автор: Анастасия Некрасова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Полный текст стихотворения
Когда теряет равновесие твоё сознание усталое, когда ступеньки этой лестницы уходят из под ног, как палуба, когда плюёт на человечество твоё ночное одиночество, — ты можешь размышлять о вечности и сомневаться в непорочности идей, гипотез, восприятия произведения искусства, и — кстати — самого зачатия Мадонной сына Иисуса. Но лучше поклоняться данности с глубокими её могилами, которые потом, за давностью, покажутся такими милыми.
Да. Лучше поклоняться данности с короткими её дорогами, которые потом до странности покажутся тебе широкими, покажутся большими, пыльными, усеянными компромиссами, покажутся большими крыльями, покажутся большими птицами.
Да. Лучше поклонятся данности с убогими её мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице.