выручка нетто это что
Что подразумевается под выручкой предприятия
Выручка является ключевым понятием в бизнесе. Это показатель деятельности любого предприятия. Для его определения требуется произвести ряд расчетов. Многие путают выручку с прибылью. Однако это разные понятия.
Понятие выручки простыми словами
Выручка – это доход от деятельности компании, совокупность полученных средств за исполнение услуг или продажу товаров. Высчитывается за заданный период времени. Раньше выручка считалась разновидностью прибыли. Однако сейчас данный вопрос оспаривается множеством специалистов.
ВАЖНО! От размера выручки зависит деятельность компании. Именно получение средств является итогом деятельности предприятия. Если этих средств очень мало, организация считается убыточной.
Для чего нужен расчет выручки?
Подобный показатель является важнейшим понятием в деятельности компании. Расчет его проводится для следующих целей:
Размер выручки нужно знать, прежде всего, руководителю компании. Но данная информация может запрашиваться и деловыми партнерами, и кредиторами, и инвесторами.
Функции выручки
Главная функция выручки – компенсация расходов, средств, которые были затрачены на закупку товаров или на их производство. Финансовые средства, полученные от деятельности предприятия, поступают на счета. Своевременные переводы обеспечивают:
Обычно выручка тратится на следующие цели:
То есть, средства обычно вкладываются в развитие бизнеса и поддержание его жизнеспособности.
Поступление выручки с задержками ведет к негативным эффектам:
Руководитель организации должен обеспечить бесперебойное получение выручки. Без регулярного и своевременного поступления средств бизнес не может существовать.
Что может входить в состав выручки?
В состав рассматриваемого показателя входят:
То есть, выручка учитывает полную цену проданной продукции.
Источниками выручки является:
Перечень источников зависит от конкретной компании и ее рода деятельности.
Пример расчета
Магазин продает стиральные машины по стоимости 5 000 рублей. За месяц было реализовано 100 стиральных машин. Стоимость бытовой техники умножается на количество единиц проданного товара. То есть, выручка магазина составит 500 000 рублей в месяц.
Размер выручки необходимо указать в бухгалтерском учете. Прописывается данный показатель в строфе 2110 «Выручка».
ВАЖНО! Выручка облагается налогом, а потому из этого значения необходимо вычесть налоговые отчисления.
Чем выручка отличается от прибыли?
Выручка представляет собой совокупность средств, полученных от деятельности. Расходы предприятия данное значение не учитывает. Прибыль – это разница между выручкой и расходами. Под расходами понимаются затраты на обеспечение деятельности предприятия. Рассмотрим все отличия:
Прибыль и выручка значительно отличаются между собой по ключевому ряду признаков.
Пример
Компания занимается продажей телефонов по 1 000 рублей. В месяц удается продать 500 телефонов. Выручка составляет 500 000 рублей. Та же компания тратит на свою деятельность определенные средства. Они уходят на оплату аренды помещения. В месяц арендные отчисления составляют 50 000 рублей. Также компании приходится выплачивать зарплату своим сотрудникам. В совокупности, заработная плата будет составлять 100 000 рублей.
Требуется, во-первых, сложить все расходы. Они составят 150 000 рублей. Из выручки вычитаются все расходы. Прибыль составит 350 000 рублей.
Может ли выручка принимать отрицательные значения?
Выручка может быть или нулевой, или положительной. Если все доходы предприятия отсутствуют, значение будет нулевой. Это свидетельствует о том, что компания не занимается никакой деятельностью. Связана данная особенность с тем, что из выручки ничего не вычитается. Если она отсутствует полностью, значит в компанию не поступает вообще никаких средств.
К СВЕДЕНИЮ! А вот прибыль может быть отрицательной. К примеру, компания продала товар на сумму 10 000 рублей, а стоимость аренды офиса составляет 20 000 рублей. В данном случае организация уйдет в минус на 10 000 рублей.
Выручка – важное понятие при ведении бизнеса. Позволяет определить все доходы предприятия. Дает представление о спросе на продукцию или услуги, стабильности работы. На основании ее устанавливаются цены на товар, определяется их тираж. Отличается от прибыли тем, что из рассматриваемого показателя ничего не вычитается. Обычно средства из полученной выручки идут на нужды бизнеса и обеспечение его бесперебойной работы.
Что такое выручка и как ее считать?
Для оценки эффективности деятельности предприятия могут быть использованы различные критерии. При этом одним из ключевых параметров, отражающих успешность компании, является выручка. Разберемся, в чем ее особенности, отличие от прибыли и дохода, какие виды выручки бывают, как ее рассчитывать и анализировать.
Содержание:
Что такое выручка?
Выручка – это совокупный объем требований предприятия к контрагентам за реализованные товары или выполненные работы. Если более простыми словами, то выручка это деньги, полученные от продажи своей продукции или услуг. Показатель рассчитывается за определенный период – месяц, квартал, год.
Существуют следующие виды выручки: общая, валовая и чистая. Общая выручка – это первоисточник средств компании для стабильной работы и развития, так что ее длительное отсутствие может привести к банкротству организации. Является синонимом валовой, термин более распространен в разговорной речи.
На предприятиях выделяют брутто (валовую) и нетто (чистую) выручку.
В бухгалтерской отчетности отражается чистая выручка.
Расчет выручки
В бух. учете используют два способа определения объема выручки:
Если компания не попадает под действие закона об обязательном применении метода расчета по отгрузке, то собственник самостоятельно определяет способ признания выручки. Выбранный метод закрепляется в учетной политике.
Субъекты малого предпринимательства чаще используют кассовый способ расчета выручки, т.к. при фактическом поступлении финансов они могут расплатиться с бюджетом по налогам, начисляемым на прибыль.
Если компания выбрала метод по оплате, но в течение отчетного периода в какой-то квартал выручка превысила 1 млн., то она обязана не только начать применять метод по отгрузке, но и пересчитать выручку и налоги с начала года в соответствии с методом начисления.
Составляющие выручки
В бух. учете выручка фиксируется в денежном выражении. Но она состоит не только из финансовых поступлений, но также из дебиторского долга и иных активов, переданных предприятию в качестве отплаты за реализованную продукцию. Авансовые платежи от клиентов не признаются выручкой.
В предприятиях сферы торговли принято, что составляющие выручки это:
закупочная цена
добавленная стоимость
В добавленную стоимость входят затраты компании по заработной плате персонала, транспортировке товара, аренде помещений и т.д.
Чем выручка отличается от дохода?
Выручка и доход – это не одно и то же. Выручка считается составляющей частью дохода. В свою очередь доход – более широкое понятие, включающее в себя все поступления.
Доход – это деньги или материальные ценности, которые предприятие получило от своей деятельности за определенный период. Взносы собственников в уставный фонд не считаются доходом компании.
Например, организация занимается производством запчастей для автомобиля. И она сдала в аренду склад. В данном случае выручкой будут поступления от реализации запчастей, а плата от арендаторов склада – прочим доходом.
Предприятие может получать доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также от курсовой разницы при совершении операций с валютой.
Отличия выручки и прибыли
Выручка является одной из составных частей прибыли. Может сложиться ситуация, что у компании есть выручка, но за отчетный год она получила убыток. Это происходит из-за превышения затрат на осуществление деятельности над полученными доходами.
Может сложиться и обратная ситуация, когда у предприятия фактически нет выручки, но по итогам отчетного периода она получает прибыль. Например, согласно отчету по МСФО АО «РОСНАНО» за 2018 год у предприятия полностью отсутствует выручка, но при этом получена прибыль в размере 5 636 млн. руб.
Отличия дохода, выручки и прибыли представлены в таблице. Кроме того, о различиях читайте подробную статью здесь.
Показатель | Выручка | Доход | Прибыль |
Значение | Положительное или 0 | Положительное/отрицательное/0 | |
Источник формирования | Основная деятельность | Основная и прочая деятельность | Все поступления за минусом расходов |
Что характеризует | Количество денег за реализованную продукцию | Увеличение экономических выгод предприятия | Финансовый результат работы компании за период |
Выручка по стандартам МСФО и РСБУ
В соответствии со стандартами МСФО и РСБУ объем выручки отражается в учете по-разному, т.к. существует ряд отличий в критериях ее признания. Общую статью об этих стандартах читайте здесь. В России по нормам РСБУ порядок признания и отражения выручки регулируется ПБУ 9/99. Для составления отчетности по международным стандартам (МСФО) применяется IFRS 15 «Выручка по договорам с покупателями».
Первое различие заключается в моменте признания. Согласно п. 12 ПБУ 9/99 выручка от реализации продукции принимается к учету при одновременном исполнении нескольких условий:
В МСФО признание выручки происходит в 5 этапов:
По МСФО расчет выручки производится одним из двух способов:
Помимо этого существует различие в учете контрактов с отсрочкой оплаты. В соответствии с правилами МСФО такие договора признаются финансовыми соглашениями, и выручка определяется путем дисконтирования будущих поступлений. В РСБУ метод дисконтирования не применяется.
В бухгалтерской отчетности общая выручка за период отражается в отчете о финансовых результатах (РСБУ) или о прибылях и убытках (МСФО). Отчетность по российским стандартам составляется в тыс. рублей, а по международным – в млн. руб.
Из-за разности в применении методик признания МСФО и РСБУ суммы в отчетности не совпадают. В бухгалтерском балансе показатель выручки не отражается.
Анализ выручки
Выручка – это наиболее обобщающий показатель деятельности компании, отражающая полезность конкретной организации для экономики. Т.е. если общая выручка увеличивается, значит продукция, выпускаемая предприятием, востребована на рынке. Она может расти за счет увеличения объемов производства или стоимости единицы товара.
Чтобы выявить рост или спад выручки проводится горизонтальный анализ, т.е. показатели отчетного периода сравниваются с показателем предыдущего периода. Рассмотрим изменение на примере ГМК «Норникель» по отчету МСФО.
Показатель | I полугодие 2020 г. | I полугодие 2019 г. | Изменение | I полугодие 2018 г. | Изменение |
Выручка от реализации металлов | 443 712 | 388 220 | 55 492 | 323 726 | 64 494 |
Выручка от прочей реализации | 18 251 | 22 958 | -4 707 | 21 524 | 1 434 |
Итого выручка | 461 963 | 411 178 | 50 785 | 345 250 | 65 928 |
За анализируемый период общий объем выручки ежегодно увеличивался. По итогам I полугодия 2020 года выручка от прочей реализации незначительно снизилась, но за счет увеличения выручки от продажи металлов по итогу получилось увеличение.
На основании данных таблицы можно посчитать прирост выручки в относительном выражении по формуле:
В ГМК «Норникель» наблюдается положительная динамика. И хотя прирост по I полугодию 2020 г. меньше, чем за I полугодие 2019 г. выручка все же растет, пусть и в меньшем темпе.
На основе выручки рассчитывается показатель эффективности реализации основной продукции – рентабельность продаж. Формула:
Рп = 4 761 / 461 963 = 0,01
Нормального значения у показателя рентабельности нет, все зависит от отраслевых и других особенностей компании. Но чем он выше, тем эффективнее работает бизнес.
У ГМК «Норникель» Рп = 0,01. Это значит, что с каждого рубля выручки только 1 копейка является чистой прибылью компании, остальная часть распределяется на финансирование расходов.
По данным CNews100 по итогам 2019 года валовая выручка ТОП-100 IT-компаний России увеличилась по сравнению с 2018 годом почти на 22% и составила 1 566 млрд. руб. Причем 80% от полученного показателя приходится на первые 20 предприятий из ТОП-100.
Внутренний анализ. Формула выручки
Для внутренних пользователей рассчитываются экономические показатели выручки, в основе которых лежит стоимость единицы продукции и количество реализованных единиц. К таким показателям относят общую (TR), среднюю (AR) и предельную выручку (MR).
Общая выручка вычисляется по простой формуле: произведение цены товара (Р) на количество проданных единиц (Q).
TR = Р × Q (1)
Средняя выручка – выручка от продажи единицы товара. Формула выручки в этом случае:
AR = TR / Q (2)
Подставляя в эту формулу TR из (1) получаем, что AR = P. Иначе говоря, средняя выручка равна цене товара. Хотя на практике так происходит не всегда, т.к. предприятие может продавать одну и ту же продукцию разным покупателям по различной стоимости.
Предельная выручка – это прирост общей выручки от продажи дополнительной единицы продукции. Она рассчитывается по формуле:
MR = ∆TR / ∆Q, где
∆TR – изменение общей выручки;
∆Q – изменение количества проданных единиц
Торговые предприятия рассчитывают выручку по другой формуле:
В = Цз + Дс, где
Цз – закупочная цена товара;
Дс – добавочная стоимость
На основании полученных показателей предприятие составляет план производства и определяет точку безубыточности, а также рассчитывает целесообразность увеличения выпуска продукции.
Выручка используется на предприятии в качестве источника собственных средств для осуществления деятельности. Если компания в течение нескольких отчетных периодов не получает выручку, то она считается неконкурентоспособной и может обанкротиться. Показатели, рассчитанные для внутренних пользователей, используют в экономическом анализе и планировании.
Выручка и прибыль: в чем разница?
Выручка — то, на какую сумму бизнес оказал услуг или продал товара, а прибыль — сколько у него осталось от выручки после всех расходов
Лариса Баневич
Читатель Павел спрашивает: «Планирую начать бизнес, читаю про налоги и понимаю, что не могу уловить разницу между прибылью и выручкой. Чем отличается выручка от прибыли?»
Выручка — это на какую сумму продали товара, а прибыль — это сколько остается после расходов
Что такое выручка. Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услуг.
Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.
Если рекламное агентство в сентябре выполнило услуг на 1 000 000 ₽, то его месячная выручка — 1 000 000 ₽.
Что такое прибыль. Прибыль — это доход минус расход. В зависимости от того, какие именно расходы вычитают, выделяют несколько видов прибыли: маржинальная, валовая, операционная, чистая. Они нужны для финансового анализа, подробно мы их здесь касаться не будем.
Но конечный результат деятельности компании оценивается по чистой прибыли.
Чистая прибыль — это выручка минус вообще все расходы: административные затраты, себестоимость товара, зарплата, реклама, налоги, амортизация, проценты по кредитам.
Чистая прибыль бывает как положительной, так и отрицательной. Если расходов больше, чем выручки, прибыль отрицательная. Если выручки больше, чем расходов, — положительная.
Почему важно отличать выручку от прибыли. Когда бизнес продает товары или оказывает услуги, у него всегда есть выручка. Но не всегда есть прибыль.
Выручка и прибыль взаимосвязаны и важны, через их соотношение можно оценить, насколько хорошо работает бизнес — это показывает рентабельность по чистой прибыли. Рентабельность продаж — это отношение прибыли к выручке. Она показывает, сколько прибыли получает компания с каждого рубля выручки. Если рентабельность за месяц равна 30%, то в одном рубле выручки 30 копеек прибыли.
Рентабельность по чистой прибыли помогает понять, сколько денег собственник может вывести себе в качестве дивидендов или вложить в развитие бизнеса.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.
Подписка на новое в
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
Является ли счет-фактура первичным документом?
Счет-фактура не является первичным учетным документом. Но требовать его обязательно, если вы работаете на ОСН и хотите заявить вычет НДС.
Как ИП оформить больничный на себя?
Заранее зарегистрироваться в ФСС и платить взносы. А при болезни оформить больничный лист и сдать документы в ФСС
Что является налоговой тайной?
Налоговая тайна — это любые сведения о налогоплательщике, которые получены налоговой и другими госорганами
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Выручка
Выручка – это поступление (в виде денежных средств или будущих выгод) от продажи товаров, работу или услуг. Выручка – самый общий показатель финансовых результатов организации.
В бухгалтерском учете под выручкой чаще понимают не любое поступление от продажи, а поступления от основной деятельности, т.е. деятельности, ради которой создано предприятие. Остальные поступления называют доходами и расходами (прочий доход, процентный доход).
В соответствии с правилами бухгалтерского учета, выручка признается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. В бухгалтерской отчетности (Отчете о прибылях и убытках) выручка указывается за минусом косвенных налогов, в частности НДС, которые включаются в стоимость товаров, но фактически удерживаются продавцов с покупателя для перечисления в бюджет.
Другой особенностью отражение выручки в отчетности является то, что не всегда сумма, полученная от покупателя, будет для организации выручкой в полном объеме. Так, при комиссионной торговле продавец (комиссионер) получает от покупателя выручка, в которой его вознаграждение составляет лишь небольшую часть, а остальная сумма подлежит передачи комитенту. Для комиссионера выручкой будет только его вознаграждение.
Выручка возникает у организации не только при продаже товаров за деньги, но и, например, при мене (бартере). В этом случае выручка определяется исходя из стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией.
Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий (ПБУ 9/99):
а) организация имеет право на получение этой выручки (что вытекает из конкретного договора);
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
Обычно выручка признается без относительно фактического поступления денежных средств (метод начисления). Однако для малых предприятий предусмотрена возможность учитывать выручку по мере поступления денежных средств (кассовый метод).
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Формирование прибыли предприятия
Механизм формирования прибыли
Прибыль — это главная цель предпринимательской деятельности. И речь идет не только о дивидендах для владельца бизнеса: за счет прибыли предприятие может развиваться, увеличивать фонд оплаты труда сотрудников, заниматься социально значимыми проектами. Прибыль показывает эффективность работы организации, а анализ прибыли помогает понять, стоит ли вести и развивать бизнес дальше. Поэтому важно ее правильно рассчитывать и планировать.
Как рассчитать прибыль?
Прибыль — это положительная разница между доходами и затратами предприятия, отрицательную разницу называют убытком. Существуют разные формы прибыли: валовая, финансовая, операционная, чистая — они описывают разные формулы расчета прибыли. Для анализа эффективности бизнеса важны несколько форм прибыли, которые рассчитываются последовательно и вытекают одна из другой.
Чтобы выяснить размер чистой прибыли, которая остается на руках у предпринимателя и больше всего его интересует, проведем ряд вычислений.
Прежде всего нам нужно знать сумму общей выручки за товары или услуги предприятия, а также размер НДС, акцизов и других обязательных платежей, которые могут входить в сумму общей выручки. Так мы узнаем размер выручки-нетто:
Выручка-нетто = общая выручка от продаж — обязательные платежи
Теперь рассчитаем валовую прибыль, т.е. разницу между выручкой-нетто от основного вида деятельности и себестоимостью реализованной продукции или услуги. В производстве, торговле и сфере услуг себестоимость может рассчитываться по-разному. Производитель может включать в себестоимость амортизацию станков, электроэнергию и зарплату сотрудников, если их заработок зависит от произведенных единиц товара. Сервисы, которые продают услуги с почасовой оплатой, тоже могут включать зарплату в себестоимость услуги. Предпринимателю для собственного управленческого анализа важно соблюдать правильный и понятный ему порядок расчетов и решить, какие показатели он включает в себестоимость и как он их детализирует в своем управленческом анализе:
Валовая прибыль = выручка-нетто — себестоимость
Валовая прибыль — важный показатель. Это тот объем денег, который должен профинансировать весь бизнес: все налоги, текущие издержки, зарплату персоналу, коммунальные расходы, арендную плату — все постоянные платежи, которые есть у предприятия из месяца в месяц. Если мы видим, что валовой прибыли хватает на то, чтобы обеспечить эти регулярные платежи, значит предприятие прошло точку безубыточности. Если валовой прибыли на это не хватает, значит точка безубыточности еще не пройдена.
Далее мы учитываем операционные расходы. Это расходы на содержание отдела кадров и юридического отдела, на обслуживание помещений непроизводственного назначения, командировки и связь, затраты на хранение продукции и рекламу, проценты по кредитам — все расходы, которые не входят в себестоимость товаров или услуг. Сюда можно отнести и затраты на поиск партнеров, заключение сделок, расходы на обучение сотрудников, форс-мажорные траты. Так мы находим сумму прибыли от продаж:
Прибыль от продаж = валовая прибыль — операционные расходы
Теперь мы должны учесть прочие доходы и расходы, которые не связаны с предметом деятельности организации. Это побочные и даже “случайные” средства: от продажи или сдачи в аренду активов компании, прибыль от совместной деятельности с другой организацией, проценты, полученные за пользование средствами компании, штрафы, пени, неустойки. Зная все эти суммы за период времени, мы рассчитываем сальдо — то есть разницу непрямых доходов и расходов. Она может быть положительной или отрицательной. И теперь мы можем вычислить балансовую прибыль — т.е., прибыль до налогообложения:
Балансовая прибыль = прибыль от продаж + сальдо прочих доходов-расходов
И, наконец, нам нужно выяснить, как на прибыль влияют налоги. Прибавляем налоговые активы и вычетаем налоговые обязательства, получаем чистую прибыль:
Чистая прибыль = балансовая прибыль — налоги
Чистая прибыль — это итоговый и самый важный показатель, он демонстрирует конечный результат деятельности фирмы и показывает, насколько выгодно ведение данного бизнеса. Масштаб наших планов и широта наших действий зависят от чистой прибыли. Предприятие может использовать ее для формирования различных фондов и резервов, реинвестиций в производство и увеличения оборотных средств. Если компания является акционерным обществом, то дивиденды держателям акций рассчитываются как раз исходя из размеров чистой прибыли.
Динамика прибыли
При анализе и планировании важно наблюдать все формы прибыли в динамике. Для хорошего и стабильного роста бизнеса нужна правильная динамика между выручкой, валовой прибылью, прибылью от продаж и чистой прибылью. При благоприятном для бизнеса раскладе быстрее и интенсивнее всего растет чистая прибыль. На втором месте по темпам роста должна быть прибыль от продаж, на третьем — валовая, на четвертом — выручка. Если эта последовательность не соблюдается, то по мере роста бизнеса чистая прибыль может сокращаться. Чтобы поймать эту “поломку” и, более того, чтобы ее не допустить, предприниматель должен рассматривать такой показатель, как рентабельность предприятия.
Рентабельность
Рентабельность — это относительный показатель эффективности предприятия. Относительным он называется, потому что мы вычисляем отношение прибыли к другой величине. Существует несколько формул расчета рентабельности, и каждый вид рентабельности описывает отдельные специфические процессы.
Одна из самых “говорящих” формул — рентабельность в отношении тех затрат, которые несет предприятие. Здесь мы рассматриваем прибыль от продаж и те совокупные затраты, которые с этими продажами связаны:
Рентабельность затрат = прибыль / затраты
Так мы видим, сколько копеек прибыли содержится в одном рубле затрат. При благоприятном развитии бизнеса этот показатель не должен падать. И именно за этим следит управленец. Рентабельность затрат тоже нужно рассматривать в динамике и сравнивать с теми показателями, которые были у бизнеса прежде. Также рентабельность можно сравнивать с показателями конкурентов в той же отрасли. Когда мы сравниваем показатели и анализируем ситуацию, мы начинаем понимать, в каком направлении следует двигаться и что менять в бизнесе, чтобы рентабельность росла.
За счет чего можно повысить рентабельность?
Если мы видим отрицательную динамику рентабельности, то необходимо принимать меры, чтобы не допустить убытка или выйти из него.
Есть два ключевых показателя, которые определяют рентабельность. Это уровень наценки и интенсивность оборачиваемости активов предприятия. К сожалению, не существует универсального рецепта прибыльного бизнеса: невозможно сделать ставку ни на высокую наценку, ни на высокую оборачиваемость. Каждый из этих показателей может “подвести” и лишить ожидаемой прибыли. Предпринимателю приходится анализировать ситуацию собственного бизнеса и вырабатывать управленческую стратегию. Он может увеличить наценку при сохранении оборачиваемости, либо понизить наценку, но при этом повысить оборачиваемость и получить больше прибыли. Еще один вариант — разделить бизнес на несколько сегментов и в одном сегменте делать ставку на наценку, а в другом — на оборачиваемость. Так мы стараемся повысить число копеек прибыли в одном рубле продаж.
Еще один способ влиять на прибыль — сокращение и планирование расходов. Уменьшая расходы в основной деятельности, мы уменьшаем себестоимость и снижаем нагрузку на валовую прибыль. Сокращая операционные расходы, мы увеличиваем прибыль от продаж.
Планирование прибыли
Планирование прибыли — процесс, с которого начинается любая предпринимательская деятельность. Финансовое планирование прибыли подразумевает главным образом расчет основных видов доходов и затрат, которые предстоят предприятию в определенном периоде. Расчеты строятся на основаннии анализа рынка и прогнозов, в работу берутся примеры предприятий в интересующей нас отрасли. Планируя прибыль, управленец старается добиться финансирования всех затрат предприятия, предотвратить проблемы с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить постоянный приток чистой прибыли и “живых” денег.
Для этого с помощью различных инструментов ведется работа главным образом с тремя основными факторами, которые влияют на прибыль предприятия и о которых мы уже говорили:
Важно понимать, можем ли мы увеличивать цену и влиять на объемы продаж. Для этого проводится изучение спроса на рынке и поиск новых клиентов, уточняются задачи рекламного отдела. Также важна работа по уменьшению издержек на производство товаров или услуг: программы по рациональному использованию сырья и рабочего времени, закуп новой выгодной техники и технологий, стимуляция сотрудников, поиск новых поставщиков. Для страхования собственной деятельности организация может создавать различные фонды, предназначенные для помощи в непредвиденных ситуациях. Тогда формирование прибыли включает формирование резерва, которым можно воспользоваться в критической ситуации.
Если анализ и планирование показывают, что вместо ожидаемого дохода получается дефицит денежных средств, то можно ставить вопрос о закрытии неподъемных кредитов, о реорганизации предприятия и, вообще, о целесообразности его работы. Планирование позволяет рассмотреть эти вопросы вовремя, пока убыток еще не стал значительным.
Таким образом, расчет прибыли и рентабельности, а также планирование прибыли позволяют спрогнозировать деятельность предприятия и его эффективность, вовремя скорректировать деятельность (работая с ценой, объемом продаж и расходами) и предотвратить фатальную финансовую просадку бизнеса.
Автор: Елена Космакова
Ведите бизнес и бухучет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для совместной работы бухгалтера и директора компаний малого бизнеса. Сервис легок для понимания, бесплатно обновляется и содержит подсказки для корректного ведения учета. Целый месяц сервис можно тестировать бесплатно!