выручка и маржа в чем
Эффективность продаж: как и для чего считать валовую прибыль
Сумма выручки может ввести предпринимателя в заблуждение. Она не помогает понять, как идут дела в бизнесе. Чтобы узнать доход, предприниматель рассчитывает валовую, чистую прибыль и маржу.
Рассказываем, на что влияют эти показатели и как с ними работать. Поставщик
Приемка
Учет
Ценники
Этикетки
Прибыль
Зачем следить за бизнес-показателями
Когда предприниматель начинает новое дело, ему сложно оценить работоспособность бизнеса. При одинаковой выручке бизнес может развиваться и идти к банкротству. Бизнес-показатели помогут узнать реальное положение дел и принять правильное решение. Вот какие выводы можно сделать на основе цифр.
Рассчитать, когда бизнес выйдет на окупаемость. Предприниматель арендовал помещение для магазина обуви и закупил товар на 500 000 ₽. Выручка в первый месяц составила 115 000 ₽. Чтобы определить, за сколько месяцев вложение окупится, нужно рассчитать чистую прибыль.
Узнать, какие расходы оптимизировать. Владелец магазина обуви посчитал расходы и увидел, что больше всего денег уходит на аренду. Для оптимизации расходов стоит договориться с владельцем помещения о скидке.
Определить точки роста. Предприниматель вычислил маржу основного товара — обуви — и дополнительных, таких как стельки, носки, крем для ухода. Обычно у дополнительных товаров маржа выше, поэтому их стоит чаще предлагать.
Что такое валовая прибыль
Когда деньги клиентов поступают в кассу магазина, их сумма складывается в выручку — за день, месяц или год. По одной выручке невозможно определить, сколько заработал бизнес.
Большая выручка — как разгон машины до 100 км/ч за три секунды. Если машина при этом тратит 30 литров бензина на 100 км, то это сомнительная ценность. Так и с бизнесом: чтобы предварительно оценить доход, вычисляют валовую прибыль и делают по ней выводы.
Валовая прибыль — это разница между выручкой и закупочной ценой товара. Сумма валовой прибыли учитывает налоги, но не исключает операционные расходы — зарплаты сотрудникам и аренду помещения.
Сервис Кабинет Дримкас автоматически считает прибыль с продаж на онлайн-кассе
Чем различается валовая и чистая прибыль
Чистая прибыль — та часть дохода, которая остается в распоряжении предпринимателя, когда он заплатил операционные расходы и обязательные платежи в бюджет. В отличие от валовой, из чистой прибыли вычитают расходы на зарплаты и аренду помещения.
Чистая прибыль показывает, какой доход приносит бизнес. Если компания фиксирует чистую прибыль, а не убыток — значит дела идут хорошо.
На основе чистой прибыли можно понять, когда бизнес выйдет на самоокупаемость. Например, предприниматель вложил в открытие магазина 500 000 ₽, валовая прибыль за первый месяц составила 115 000 ₽, а чистая — 35 000 ₽. Это значит, что бизнес в идеальных условиях может окупиться за 15 месяцев.
Валовая прибыль и другие показатели — на смартфоне
Следите за объемами продаж, валовой прибылью и маржой бизнеса — прямо с телефона, планшета или компьютера. Оперативно принимайте решения о закупках, выплатах и изменении цен.
Подключите Кабинет Дримкас к онлайн-кассе и будете в курсе, сколько денег приносит бизнес.
Формула валовой прибыли
Валовая прибыль вычисляется по формуле:
Предпринимателю полезно считать не валовую прибыль предприятия, а по отдельному направлению. Например, в магазине обуви можно сравнить прибыль у двух кассиров, которые работают посменно. При схожей выручке у одного валовая прибыль может быть ниже, чем у другого:
Елена | Андрей | |
Выручка | 58 700 ₽ | 56 300 ₽ |
Себестоимость товаров | 31 600 ₽ | 24 300 ₽ |
Валовая прибыль | 27 100 ₽ | 32 000 ₽ |
При сравнении валовой прибыли видно, какой кассир приносит больше.
Если у магазина есть мотивационная программа для продавцов, лучше считать их процент от валовой прибыли, а не от выручки. Так кассиры будут заинтересованы приносить больше денег в компанию — у предпринимателя вырастут доходы.
Расчет маржи от прибыли
Маржа показывает, какую прибыль получает бизнес при продаже. Она рассчитывается от цены товара, которую платит покупатель. Чтобы увидеть среднюю маржу, валовую прибыль делят на показатель выручки. Маржу считают в процентах:
Маржа = Валовая прибыль / Выручка * 100%
Зная маржу предприятия, предприниматель может оценить эффективность продаж и найти точки роста бизнеса. С помощью маржи магазину еще проще сравнить работу двух кассиров:
Елена | Андрей | |
Выручка | 58 700 ₽ | 56 300 ₽ |
Себестоимость товаров | 31 600 ₽ | 24 300 ₽ |
Валовая прибыль | 27 100 ₽ | 32 000 ₽ |
Маржа | 46% | 57% |
Бизнесу важно добиваться роста маржи по отдельным направлениям, чтобы увеличить общую рентабельность. Чем выше общая маржа, тем более устойчива компания на рынке.
Что надо знать о показателях эффективности продаж
Показатели эффективности бизнеса в режиме реального времени
Отчет по валовой прибыли, история закупочных цен, приемка и учет остатков уже доступны пользователям тарифа «Приемка товаров» в Кабинете Дримкас.
Начните считать валовую прибыль уже сейчас — следите за реальными показателями продаж и развивайте бизнес с нами.
Термины, показывающие, что у бизнеса всё хорошо — и в которых нельзя путаться
Существует много экономических терминов, которые обязан знать каждый бизнесмен — даже при условии, что бухучёт он отдал на аутсорс. Начинаем финансовый ликбез с пяти терминов, которые описывают экономическую эффективность — и в которых очень легко, но категорически нельзя путаться.
Доход
Номинальный, реальный, пассивный, активный
Если говорить простым языком, это то количество денег, которое вы (ваша семья, компания или государство) получили за определённый срок, например, за год. Доход бывает номинальным и реальным.
Номинальный доход — в денежном выражении, без учёта налогов и изменения цен в течение времени.
Реальный доход — с учётом инфляции и покупательской способности, то есть, по сути, это уже не деньги, а то количество товаров (в терминах экономической теории — благ), которое вы можете на них купить.
Также доходы делятся по степени участия в их получении.
Активный доход — когда вам платят за труд, реализацию товаров или что-то в таком духе.
Пассивный доход — тот, ради которого ничего делать не приходится. Например, арендная плата за сдаваемую недвижимость или проценты по вкладу.
Выручка
Оборот, объём продаж
Вообще, термин «выручка» отличается от дохода тем, что не может быть применён к частному домохозяйству или государству: он используется только в коммерческом секторе. Выручка — это все-все деньги, которые компания получила за период, плюс обязательства по выплатам. То есть, если клиент, например, взял товар в долг и оставил расписку, сумму, которую он пообещал «занести», тоже надо включать в выручку, даже при условии, что реальные деньги он принесёт в следующем отчётном периоде. Оборот и объём продаж (по крайней мере в России) — это то же самое, что и выручка.
Если у предприятия несколько источников дохода — например, реализация товаров или услуг, инвестиции и финансовая деятельность, — выручка может считаться по каждому из направлений отдельно, но и, если сложить полученные суммы, тоже получится выручка. Поэтому, чтобы понимать, о чём идёт речь, к слову «выручка» обычно добавляют определения — например, «выручка от основной деятельности» или «выручка от инвестиционной деятельности». Если такого определения нет, то без контекста слово «выручка» подразумевает сумму всех доходов.
Как найти деньги на проект
Стоит ли брать кредит, как найти инвестора, что такое краудфандинг и поможет ли государство — мы ответим на эти вопросы и разберёмся, какие финансовые возможности есть у молодых предпринимателей.
Бесплатный курс
Как найти деньги на проект
Стоит ли брать кредит, как найти инвестора, что такое краудфандинг и поможет ли государство — мы ответим на эти вопросы и разберёмся, какие финансовые возможности есть у молодых предпринимателей.
Прибыль
Валовая, бухгалтерская, экономическая, чистая, операционная, доналоговая, от продаж
Прибыль — это разница между доходами и расходами. Но не всё так просто, потому что у прибыли есть десятки подвидов, и тут мы рассмотрим только самые основные. Первый — это валовая прибыль (разница между выручкой и издержками на производство товаров или услуг). По умолчанию под словом «прибыль» подразумевается именно валовая прибыль.
Если залезть в термин более глубоко, то вообще есть два её подвида по методу расчёта — бухгалтерская и экономическая.
Бухгалтерская, она же прибыль по МСФО или РСБУ (МСФО — Международные стандарты финансовой отчётности, РСБУ — Российские стандарты бухгалтерского учёта, — прим. «Мастеров»). И то, и другое — регламенты, по которым ведётся финансовая отчётность. — более чёткое понятие: это разница между совокупностью доходов и совокупностью расходов.
Экономическая прибыль в основе имеет то же самое, но при её подсчёте учитываются неофициальные расходы вроде взяток, собственные издержки предпринимателя и упущенная выгода. Но для отчётности такой показатель не используется.
Часто можно встретить словосочетание чистая прибыль — для того чтобы её получить, помимо себестоимости, из выручки надо вычесть все-все издержки, включая амортизационные расходы, проценты по кредитам, налоги и другие платежи в бюджет. Если налоги и сборы не вычесть, получится прибыль до налогообложения — налоговая база для расчёта (и дальнейшей уплаты) налога на прибыль. В зависимости от того, какие расходы уже успели вычесть, а какие — нет, есть и другие виды прибыли, например, операционная или прибыль от продаж. Подробнее об этом можно почитать в любом учебнике по бухгалтерскому учёту.
ЧТО ТАКОЕ МАРЖА
Подробный обзор понятия маржи и формулы расчёта маржи
В статье речь пойдет о таком известном экономическом термине, как маржа. Многие начинающие предприниматели, а также участники закупок понятия не имеют, что это такое и как она рассчитывается. Данный термин в зависимости от того, в какой сфере он используется, имеет различные значения. Поэтому в данной статье мы рассмотрим самые распространенные виды маржи и детально остановимся на марже в торговле, т.к. именно она представляет наибольший интерес для поставщиков, участвующих в государственных и коммерческих тендерах.
что такое маржа
Что такое маржа простыми словами?
Термин “маржа” чаще всего встречается в таких сферах, как торговля, биржевая торговля, страхование и банковская деятельность. В зависимости от сферы деятельности, в которой этот термин используется, он может обладать своей спецификой.
Маржа (от англ. Margin — разница, преимущество) — разница между ценами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками и прочими показателями. Такая разница может выражаться, как в абсолютных величинах (например, рубль, доллар, евро), так и в процентах (%).
Простыми словами маржа в торговле — это разница между себестоимостью товара (стоимостью его изготовления или закупочной стоимостью) и его конечной (отпускной) ценой. Т.е. это некий показатель эффективности экономической деятельности конкретно взятой компании или предпринимателя.
В данном случае это относительная величина, которая выражается в % и определяется по следующей формуле:
П — прибыль, которая определяется по формуле:
П = отпускная цена — себестоимость
Д — доход (отпускная цена).
В промышленности норма маржи составляет 20%, а в торговле – 30%.
Однако хочу отметить, что маржа в нашем и западном понимании сильно отличается. У европейских коллег она представляет собой отношение прибыли от продажи товара к его отпускной цене. У нас же для расчета используется чистая прибыль, а именно (отпускная цена — себестоимость).
Виды маржи
В данном разделе статьи мы с вами рассмотрим самые распространенные виды маржи. Итак, давайте начнем…
2.1 Валовая (гросс) маржа
Валовая маржа (англ. gross margin) — это процент от общего объема выручки компании, который она сохраняет после понесенных прямых расходов, связанных с производством своих товаров и услуг.
Валовая маржа рассчитывается по следующей формуле:
ВП — валовая прибыль, которая определяется как:
ОП — объем продаж (выручка);
СС — себестоимость проданных товаров;
Таким образом, чем выше у компании показатель ВМ, тем больше средств сохраняет компания на каждый рубль продаж для обслуживания прочих своих расходов и обязательств.
Отношение ВМ к сумме выручки от реализации товара называется коэффициентом валовой маржи.
2.2 Маржа прибыли
Существует еще одно понятие, которое аналогично валовой марже. Это понятие — маржа прибыли. Этот показатель определяет рентабельность продаж, т.е. долю прибыли в общем объеме выручки компании.
2.3 Вариационная маржа
Вариационная маржа — сумма, уплачиваемая/получаемая банком или участником торгов на бирже в связи с изменением денежного обязательства по одной позиции в результате её корректировки по рынку.
Данный термин используется в биржевой деятельности. Вообще для биржевиков существует масса калькуляторов для расчета маржи. Вы без труда их найдете в интернете по данному поисковому запросу.
2.4 Чистая процентная маржа (банковская процентная маржа)
Чистая процентная маржа — один из ключевых показателей оценки эффективности банковской деятельности. ЧПМ определяется как отношение разницы между процентными (комиссионными) доходами и процентными (комиссионными) расходами к активам финансовой организации.
Формула для расчета чистой процентной маржи выглядит следующим образом:
ДП — процентные (комиссионные) доходы;
РП — процентные (комиссионные) расходы;
АД — активы, приносящие доход.
Как правило, показатели ЧПМ финансовых учреждений можно найти в открытых источниках. Этот показатель очень важен для оценки устойчивости финансовой организации при открытии в ней счета.
2.5 Гарантийная маржа
Гарантийная маржа — это разница между стоимостью залога и величиной выданного кредита.
2.6 Кредитная маржа
Кредитная маржа — разница между оценочной стоимостью товара и размером кредита (займа), выданного финансовой организацией для покупки этого товара.
2.7 Банковская маржа
Банковская маржа (bank margin) — это разница между ставками кредитного и депозитного процента, кредитными ставками для отдельных заемщиков, либо процентными ставками по активным и пассивным операциям.
На показатель БМ оказывают влияние сроки выдаваемых кредитов, сроки хранения депозитов (вкладов), а также проценты по этим кредитам или депозитам.
2.8 Фронт и бэк маржа
Эти два термина следует рассматривать вместе, т.к. они связаны между собой,
Фронт маржа – это прибыль с наценки, а бэк маржа – это прибыль, полученная компанией от скидок, акций и бонусов.
Маржа и прибыль: в чем разница?
Некоторые специалисты склоняются к тому, что маржа и прибыль являются равнозначными понятиями. Однако на практике эти понятия отличаются друг от друга.
Маржа — это разница между показателями, а прибыль — конечный финансовый результат. Формула расчёта прибыли приведена ниже:
Прибыль = В – СП – КИ – УЗ – ПУ + ПП – ВР + ВД – ПР + ПД
СП — себестоимость продукции;
КИ — коммерческие издержки;
УЗ — управленческие затраты;
ПУ — проценты уплаченные;
ПП — проценты полученные;
ВР — внереализованные расходы;
ВД — внереализованные доходы;
ПР — прочие расходы;
После этого на полученное значение начисляется налог на прибыль. И после вычета этого налога получается — чистая прибыль.
Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что при расчете маржи учитывается только один тип издержек — переменные затраты, которые закладываются в себестоимость производства продукции. А при расчете прибыли учитываются все расходы и доходы, которые несет компания при производстве своей продукции (или оказании услуг).
Чем отличается маржа от наценки?
чем отличается маржа от наценки
Очень часто маржу ошибочно путают с торговой наценкой. Наценка — отношение прибыли от продажи товара к его себестоимости. Для того чтобы у вас больше не возникало путаницы, запомните одно простое правило:
Маржа это отношение прибыли к цене, а наценка это отношение прибыли к себестоимости.
Давайте на конкретном примере попробуем определить разницу.
Предположим, вы приобрели товар за 1000 рублей, а продали его за 1500 рублей. Т.е. размер наценки в нашем случае составил:
Н = (1500-1000)/1000 * 100% = 50%
Теперь давайте определим размер маржи:
М = (1500-1000)/1500 * 100% = 33,3%
Соотношение между показателями маржи и наценки для наглядности приведено в таблице ниже:
соотношение маржи и наценки
Важный момент: Торговая наценка очень часто бывает больше 100% (200, 300, 500 и даже 1000%), а вот маржа не может превышать 100%.
Маржа
Как вы уже смогли понять, маржа это аналитический инструмент для оценки эффективности компании (за исключением биржевой торговли). И прежде чем наращивать производство, выводить на рынок новый товар или услугу необходимо оценить начальное значение маржи. Если вы увеличиваете отпускную стоимость товара, а размер маржи при этом не увеличивается, то это говорит лишь о том, что размер издержек на его производство также растет. И при такой динамике существует риск оказаться в убытке.
К ак увеличить маржу и маржинальность в госзакупках
Делимся секретами расчета маржинальности и рассказываем, как правильно оценивать экономическую привлекательность той или иной госзакупки.
Что такое маржинальность в Госзакупках
Как известно, основная задача предпринимателя в тендерных продажах — не просто выиграть заказ, а получить прибыль. Прибыль в госзакупках, как правило, связывают с понятием маржинальности.
Маржинальность — это разница между полученной оплатой по контракту и вложенными деньгами. Она может быть посчитана как в денежном выражении, так и в процентном. Приведем пример: ООО «Альтаир» выиграло контракт на 1 млн руб на поставку 10 запчастей. При этом себестоимость каждой запчасти на производстве составляет 70 000 руб. Производим 10 запчастей по 70 тыс. Получаем, 700 000 при цене контракта 1 млн.
Итоговая маржинальность равняется 300 000 руб. или 42,9 %.
Однако, начинающие предприниматели на практике допускают одну ошибку — расчет производят, отталкиваясь от цены контракта. Соответственно, получают меньшую маржу. Расчет необходимо производить на основании вложенных средств и реальной прибыли.
Шаг 1. Оценить среднее падение по рынку
Снижения по стоимости происходят по довольно понятным причинам: Предприниматели работают по разным системам налогообложения. Если в обоснование НМЦК изначально закладывается НДС, то участник, который не платит его, т. к. работает на УСН, получает люфт на снижение. НМЦК — не минимальная стоимость.
Для расчета берутся 3 предложения, из них выводится средняя, именно она и становится начальной максимальной. Таким образом, есть участники на рынке, которые готовы выполнить работу на цене ниже максимальной. Этого можно избежать, если предварительно провести анализ рынка, в ЕИС найти завершенные тендеры, узнать расценки конкурентов, например, за последний квартал в вашем регионе.
Таким образом, вы сможете увидеть среднее падение по цене. Предлагаем воспользоваться нашим калькулятором расчета среднего снижения по стоимости.
Шаг 2. Уменьшить сумму вкладываемых средств
После того как вы знаете среднее падение по рынку в сегменте вашей деятельности, вы можете брать за основу не начальную, а цену предположительную после падения.
Если вы будете единственным или падение будет меньше ожидаемого, то вас ожидает дополнительная прибыль, а не разочарование.
После того как вы узнали ориентировочную цену, ваша основная задача — рассчитать сумму, которую вы готовы предложить, чтобы заработать. Для этого можно использовать следующие инструменты:
Делегирование
Даже если вы мастер своего дела и готовы все исполнить самостоятельно, вполне возможно, что найдутся люди, которые смогут сделать ту же работу, что и вы, только за меньшую оплату. Проведение собственных тендеров. Вы можете использовать платформы в рунете для организации собственных торгов, и в условиях конкуренции цены вас могут приятно порадовать.
Участвовать от другой организации
Если ваша компания работает на ОСНО и вы с каждой сделки платите НДС, то подумайте о том, чтобы организовать второе юрлицо или зарегистрировать себя как ИП. Таким образом вы также снизите издержки на налоги, взносы и другие обязательные платежи. Ваш оффер станет более конкурентоспособным.
Перераспределить бюджет в Госзакупке
Если в сфере госзакупок у вас востребованная ниша и вы не тратите деньги на привлечение заказчиков, в таком случае вполне возможно, что стоит сменить приоритеты и больше средств тратить на участие в закупках, а не на лидогенерацию в B2B. Эти инструменты помогут вам уменьшить себестоимость товара. Соответственно, начнется уменьшение вкладываемых средств и увеличение прибыли.
В этой статье мы рассказали о том, что такое маржа в Госзакупках и о том что такое маржинальность в Госзакупках
Что такое маржа и как ее рассчитать
Разбираемся в терминах маржа, маржинальность и наценка, чтобы больше никогда не путать их, а также учимся грамотно управлять финансами
Разбираться в финансовых терминах полезно не только стартаперам и предпринимателям. Знание матчасти здорово облегчает жизнь студентам, самозанятым, всем неравнодушным и интересующимся.
В статье мы предлагаем разобраться с терминологией, закрепить ее формулами и рассмотреть на примерах, чем отличаются маржа, маржинальность и наценка.
Отличие маржи от маржинальности
Маржу и маржинальность легко перепутать, но это разные понятия.
Маржа показывает разницу между выручкой и затратами на переменные расходы. Она выражается в рублях и позволяет увидеть, какая сумма остается у компании после продажи товара или услуги за вычетом расходов.
Выручка – это сумма, которую получают при продаже. Допустим, продали торты на 10 тысяч рублей или запчасти на 3 млн рублей.
Переменные расходы – это расходы на то, что связано с производством и продажей, обычно от них зависят объемы реализации. Если переменные расходы больше, то выручка выше, и наоборот. К переменным можно отнести затраты на исходные материалы, упаковку, зарплату менеджеров и курьеров, которые получают проценты от продаж.
А вот траты на аренду помещений и оборудования, интернет, электричество, отопление, воду, зарплату сотрудникам, не имеющим отношения к продажам, – относятся к постоянным расходам, от них выручка не зависит.
Представим, что вы продаете свечи ручной работы в соцсетях. За день вы продали свечей на 7 тысяч рублей – это и есть ваша выручка.
Расчет маржи по формуле будет выглядеть следующим образом:
Маржа = выручка – стоимость материалов – стоимость упаковки – стоимость доставки – проценты менеджеру
Давайте посчитаем маржу по формуле за сентябрь:
Выручка с продажи свечей – 150 тысяч рублей.
Переменные расходы – 70 тысяч рублей.
Маржа = 150 000 – 70 000 = 80 000 рублей.
Теперь посчитаем маржу за октябрь:
Выручка с продажи свечей – 220 тысяч рублей.
Переменные расходы – 115 тысяч рублей.
Маржа = 220 000 – 115 000 = 105 000 рублей.
В октябре маржа выросла почти в полтора раза. Это хорошо или плохо? Иными словами, можно ли по марже судить об успехе компании?
Для оценки эффективности есть еще один термин.
Маржинальность – это простая формула отношения маржи к выручке. Она выражается в процентах. С ее помощью удобно проводить сравнения, строить графики и отслеживать динамику продаж.
Итак, сравним показатели за два месяца.
Сентябрь: 80 000 / 150 000 х 100% = 53%
Октябрь: 105 / 220 000 х 100% = 48%
Несмотря на рост выручки, маржинальность упала. Это значит, что вместе с выручкой сильно выросли и переменные расходы. Возможно, стоит оптимизировать траты, чтобы сделать работу эффективнее.
Могут ли маржа и маржинальность быть отрицательными?
Да. Например, маржа будет отрицательной, если вы продадите товар ниже суммы переменных расходов.
Важно: максимальное значение маржинальности – 100%.
Бизнес по производству свечей и никакой другой не может быть маржинальным более чем на 100%.
Уверенность в завтрашнем дне важна каждому бизнесмену. Если вы самозанятый и вам срочно нужны деньги на развитие своего дела, у Совкомбанка есть выгодное предложение. Только для вас – низкая процентная ставка, сумма займа может достигать 5 000 000 рублей на 5 лет. Воспользуйтесь кредитным калькулятором и рассчитайте ежемесячный платеж прямо сейчас по программе «кредит для самозанятых».
Отличие маржинальности от наценки
Для начала разберемся в терминологии.
Наценка – это способ получить прибыль посредством надбавки. Например, вы испекли печенье, потратив на него 200 рублей, а продаете за 500, с наценкой в 300 рублей. Выразить наценку можно не только в рублях, но и в процентах, и рассчитать по формуле как отношение маржи к переменным расходам (или, иными словами, к себестоимости).
У наценки нет максимального значения, потому что накинуть на себестоимость товара вы можете любую сумму. Это зависит от ситуации на рынке и спроса на ваш товар. Обычно, если товар редкий и пользующийся высоким спросом, наценка выше.
Рассмотрим различия между наценкой и маржинальностью.
Вернемся к примеру со свечами, где за сентябрь выручка составила 150 тысяч рублей, переменные расходы (или себестоимость) – 70 тысяч рублей, маржа – 80 тысяч рублей.
Посчитаем наценку: 80 000 / 70 000 х 100% = 114% – то есть с каждого вложенного в товар или услугу рубля мы получаем 114% прибыли.
Посчитаем маржинальность: 80 000 / 150 000 х 100% = 53% – то есть каждый рубль выручки приносит компании 53% дохода.
Использование показателей в жизни
Торговая наценка позволяет увидеть, сколько денег вы заработаете, но не гарантирует высокой прибыли. Например, можно сделать высокую наценку, но все равно уходить в минус из-за большого количества расходов.
Маржинальность является более емким показателем и позволяет:
Рассмотрим на примере компании с хенд-мейд свечами. Допустим, вы увеличили выручку и маржу, каждый месяц получаете больше, чем в предыдущий, а маржинальность при этом не растет. Это говорит о том, что вы теряете много денег на переменных расходах.
Например, выросла стоимость материалов и услуг курьера, а вы не заметили этого. Подкорректируйте эти моменты, чтобы ваша прибыль росла вместе с выручкой. И не забывайте заставлять деньги работать на вас, например, откройте вклад под высокий процент в Совкомбанке.
Кроме работы внутри компании, вы можете сравнивать показатели маржинальности конкурентов. Еще на этапе запуска это позволит вам рассчитать возможную прибыль и оценить свою эффективность относительно других.
Также маржинальность используется при расчете точки безубыточности.
Точка безубыточности – граница, переходя которую компания выходит в ноль. Рассчитывается по формуле как отношение постоянных расходов к маржинальности и выражается в рублях.
Допустим, постоянные расходы для производства свечей составляют 20 тысяч рублей. Тогда точка безубыточности равна 20 000 / 53% х 100% = 37 736 рублей.
Значит, как только выручка составит 37 736 рублей, компания перекроет постоянные расходы и начнет выходить в плюс. Лучше, если это случится ближе к началу месяца.
Предприниматели могут изучить список товаров с высокой маржинальностью. То есть те, которые гарантирую высокую прибыль. К ним относят цветы, косметику, безалкогольные напитки.
Для оценки эффективности зачастую также используют рентабельность. Она рассчитывается как отношение прибыли к интересующим нас ресурсам и показывает, насколько эффективно они используются.
Как контролировать маржинальность товаров
Пример со свечами, который мы рассматривали, очень простой. Сделать подсчеты для такого бизнеса можно в Excel или на листе бумаги.
В случаях, когда речь идет о крупных компаниях или производстве, используются специальные программы, которые автоматизируют процесс.
Лучше следить за маржинальностью ежемесячно, сравнивая показатели и делая выводы. Это позволит держать компанию под контролем, видеть, какие товары продаются лучше и вовремя корректировать слабые моменты.