вырубка деревьев в населенном пункте на основании чего
Вырубка деревьев в населенном пункте на основании чего
С 01.01.2022 ст. 16 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 304-ФЗ).
ЛК РФ Статья 16. Рубки лесных насаждений
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 16 ЛК РФ
1. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
(часть 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (части площади лесного участка, лесотаксационного выдела, лесного квартала, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок:
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) спелых, перестойных лесных насаждений;
2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами;
3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса.
3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Вырубка деревьев в населенном пункте на основании чего
Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2019 г. № 516
МОСКВА
Об урегулировании вопроса рубки деревьев, кустарников, произрастающих на земельных участках из состава земель населенных пунктов, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, и о внесении изменений в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2020 № 1143)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, при предоставлении земельных участков из состава земель населенных пунктов, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (за исключением земель, указанных в пункте 3 части 2 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации) в аренду, безвозмездное пользование в соответствующих договорах в качестве условий предусматривать возможность осуществления рубок деревьев, кустарников, произрастающих на таких земельных участках, если такая рубка необходима для обеспечения использования земельного участка в соответствии с его видом (видами) разрешенного использования, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Соответствующие условия могут быть включены в заключаемые указанными федеральными органами исполнительной власти соглашения об установлении сервитута в отношении таких земельных участков. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2020 № 1143)
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г. № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 49, ст. 6951).
3. Функции, предусмотренные настоящим постановлением, осуществляются в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов государственной власти, уполномоченных на предоставление земельных участков, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 26 апреля 2019 г. № 516
ИЗМЕНЕНИЯ,которые вносятся в Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
1. Пункт 3 дополнить подпунктом «з» следующего содержания:
2. Пункт 8 дополнить подпунктом «в» следующего содержания:
«в) согласование осуществления рубок деревьев, кустарников, расположенных в границах земельного участка, части земельного участка или земель из состава земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в отношении которых выдается разрешение, за исключением случаев, если запрет на рубку и (или) ограничение рубки установлены в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (при условии представления заявителем информации, указанной в подпункте «з» пункта 3 настоящих Правил).».
Защитная полоса между лесом и участком
Должна ли быть защитная полоса или дорога между лесом и участками? Могу ли я очистить какую-то территорию, прилегающую к участку, от леса самостоятельно?
Да, обязательно должна быть защитная полоса между лесничеством и участками.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя также прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Противопожарные разрывы в соответствии с Перечнем объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 17.07.2012 № 1283-р, относятся к объектам лесной инфраструктуры.
Согласно ч. 4 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) и Лесным кодексом РФ.
Согласно ст. 65 Технического регламента планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные данным регламентом.
Федеральным законом от 10.07.2012 № 117-ФЗ в Технический регламент были внесены изменения, в результате которых противопожарные расстояния от строений до лесничеств не содержат численных значений.
В действующей в настоящее время редакции ч. 2 ст. 69 Технического регламента указано, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:
Приказом МЧС России от 14.02 2020 № 89 были внесены изменения № 1 в Свод правил «СП 4.13130.2013. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденный приказом МЧС России от 24.04.2013 № 288.
Изменения в Свод правил вступили в силу с 14 августа 2020 г., в п. 4.14 которых были установлены численные противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород, которые должны составлять не менее 50 м, лиственных пород – не менее 30 м.
Также согласно абз. 7 п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, вступивших в силу с 1 января 2021 г. (далее – Противопожарные правила), в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 м.
Вышеуказанные противопожарные минерализованные полосы запрещается использовать для ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов (абз. 2 п. 74 Противопожарных правил).
Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (п. 67 Противопожарных правил).
Информация о принадлежности земельного участка, на котором планируется сделать защитную полосу, в конкретном вопросе не озвучена, не ясно кому принадлежит граничащий земельный участок: автору вопроса, или это общественная земля СНТ, или лесной фонд, или земля государственная (муниципальная).
На основании вышеизложенного, автору вопроса прежде, чем приступать к очистке прилегающей к его участку чужой территории, надо выяснить владельца соседнего земельного участка, точно определив их границы.
Один из самых простых способов получения информации о граничащем земельном участке – это обратиться к сервису «Публичная кадастровая карта» на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).
Если автор вопроса уверен, что соседний лесной участок относится к землям лесного фонда, то возможно заказать выписку из государственного лесного реестра (далее – ГЛР), с целью получения более точной информации о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий.
ГЛР содержит систематизированный свод документированной информации о границах лесов, о лесничествах и лесопарках, находящихся на территории, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве.
Если земельный участок автора вопроса расположен на подведомственной территории внутригородского муниципального образования г. Санкт-Петербурга пос. Шушары, то обращаться необходимо в Управление садово-паркового хозяйства Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/blago/gosuslugi/predostavlenie-vypiski-iz-gosudarstvennogo-lesnogo-reestra/.
Меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, а на лесных участках, не переданных в пользование, – органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ).
Следует знать, что ст. 8.28 КоАП РФ закрепляет, что незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан наказывается штрафом. Размер штрафа для граждан составляет от 3 до 4 тыс. руб.
Обращение в КС привело к оправданию осужденного за вырубку деревьев на своем участке
Сегодня Конституционный Суд прекратил производство по делу, в котором оспаривалась конституционность положения закона Краснодарского края, на основании которого вырубка деревьев на собственном участке гражданина привела к привлечению его к уголовной ответственности.
В 2013 г. вступил в силу Закон Краснодарского края об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае. Часть 3 ст. 1 Закона указывает, что его действие может распространяться на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на участках, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, и участках, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, на которых расположены зеленые насаждения, включенные местными администрациями поселений, городских округов в отдельный перечень древесных пород, требующих особой охраны.
Такой перечень был установлен постановлением администрации г. Сочи, который в последующем разместили на официальном сайте администрации города, а также в средствах массовой информации. В 2016 г. гражданин, желая установить забор на своем участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, вырубил несколько деревьев, входящих в данный перечень. В результате он был привлечен к уголовной ответственности на основании п. «г» ч. 2 ст. 260 УК РФ – незаконная вырубка не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, лиан, совершенная в крупном размере.
В суде первой инстанции гособвинитель указывал, что гражданин причинил муниципальному образованию «город Сочи» материальный ущерб в размере более 125 тыс. рублей. Сторона защиты, в свою очередь, ходатайствовала о направлении запроса в Конституционный Суд о соответствии Конституции ч. 3 ст. 1 Закона, на основании которой гражданин и был привлечен к уголовной ответственности. Однако в удовлетворении ходатайства было отказано и назначено наказание в виде лишения свободы на 1 год и 6 месяцев условно с испытательным сроком на 1 год. Апелляционная инстанция согласилась с решением нижестоящего суда.
Гражданин обратился в Конституционный Суд. В своей жалобе он просил проверить конституционность примененной в его отношении ч. 3 ст. 1 Закона Краснодарского края. Он сослался на п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда от 18 октября 2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», в котором указывается, что к предмету преступлений ст. 260 УК РФ не относятся деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований, могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение чужого имущества.
Кроме того, заявитель указал, что в соответствии с п. 2 ст. 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Формулировка оспариваемого закона о том, что его действия распространяются на отношения в сфере охраны зеленых насаждений, расположенных на участках, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, по мнению заявителя, допускает двойное понимание. Результатами этого стали его привлечение к уголовной ответственности и наказание за действия, не являющиеся преступлением по нормам федерального законодательства России.
Одновременно с подачей жалобы в Конституционный Суд было возбуждено кассационное производство по делу заявителя, инициатором которого стал прокурор Краснодарского края.
На сегодняшнем заседании КС представитель администрации Краснодарского края сообщил, что буквально накануне, 14 марта, постановлением суда кассационной инстанции были отменены решения нижестоящих судов в отношении заявителя жалобы.
В обоснование своего решения президиум Краснодарского краевого суда, в частности, указал, что действия заявителя были направлены на благоустройство территории и устранение препятствий для производства строительных работ на принадлежащем ему на праве частной собственности земельном участке. Кассация указала, что ни ч. 3 ст. 1 Закона Краснодарского края об охране зеленых насаждений, ни иные его положения не содержат уголовно-правового запрета на вырубку зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках, выделенных под индивидуальное жилищное строительство, а также согласилась с доводами защиты, ссылавшейся на п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 г. № 21.
В связи с этим Конституционный Суд вынес определение о прекращении производства по делу, так как допущенные в конкретном деле нарушения конституционных прав заявителя в настоящее время устранены.
Комментируя «АГ» ситуацию, представитель заявителя, адвокат АП Краснодарского края Дмитрий Ефросинин сообщил, что доволен получившимся результатом. «Благодаря подготовительной работе Конституционного Суда мы с моим подзащитным добились оправдания, восстановления его честного имени. Мы надеемся, что в дальнейшем будет проведена работа законодательного собрания Краснодарского края о приведении в соответствие с законодательством Закона края», – сообщил адвокат. Он добавил, что признателен прокурору края за оперативное реагирование, так как именно он инициировал кассационное производство.
Дерево на границе садового участка
Сперва надо выяснить, кто является собственником того земельного участка, на котором растет дерево.
Поскольку фактические границы, принадлежащего автору вопроса земельного участка, могут не соответствовать кадастровым границам, предварительно может потребоваться уточнить границы спорных участков, выставив с помощью кадастрового инженера границы участков на местности, и выяснить собственника земельного участка, где расположено спорное дерево.
Также необходима информация о том, кому принадлежит расположенная воздушная линия ЛЭП, о которой упоминает автор вопроса: принадлежит на праве собственности юридическому лицу – СНТ, или относится к имуществу общего пользования всех его членов и является их общей собственностью, или находится на балансе энергообслуживающей организации.
Следует знать, что часть земельного участка, принадлежащая собственнику, например, гражданину-садоводу, может относиться к охранной зоне ЛЭП, поэтому в границах такого земельного участка вводится особый режим использования, что создает ограничения для ведения хозяйственной деятельности собственника на этом земельном участке.
Обрезка крон деревьев или вырубка деревьев и кустарников в охранных зонах воздушных линий электропередачи (ЛЭП) осуществляется в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 (далее – Правила).
Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими с обязательным соблюдением Правил.
Как указывает автор вопроса, дерево растет ровно под ЛЭП, задевая провода своей кроной, поэтому, скорее всего, оно растет как раз в охранной зоне.
Согласно пп. «в» п. 10 Правил в пределах охранных зон юридическим и физическим лицам запрещаются посадка и вырубка деревьев и кустарников без письменного решения о согласовании сетевых организаций.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, в том числе по вырубке дерева, заинтересованные лица должны обратиться с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующей ЛЭП, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий (п. 12 Правил).
Сетевая организация в течение 2 дней с даты поступления заявления рассматривает его и принимает решение о согласовании (отказе в согласовании) осуществления соответствующих действий.
Лица, получившие решение о согласовании осуществления действий в охранных зонах, обязаны осуществлять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность объектов электросетевого хозяйства.
Согласно пп. «б» п. 21 вышеуказанных Правил для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями осуществляются вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Также согласно пп. «в» п. 23 Правил сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Подводя итог вышеизложенному, для решения конкретного вопроса по спилу дерева следует обратиться в сетевую организацию, которая обслуживает ЛЭП в границах земель, расположенных на территории СНТ.