выражение быть добру что означает
ПриветСочи
Скоро исполнится 20 лет табличке «Быть добру!», установленной, видимо, 13.12.1992 года некоему Толику на эллинском спуске (от храма по ул. Москвина до ул. Войкова между Сбербанком и ЗАГСом).
Как стало известно, молодой парень, мичманом был на флоте, в тот день, вроде как, з/п получил, домой шел. Его там убили и ограбили. А табличку то ли друзья, то ли родители установили…
Может у Уважаемых Приветинцев есть информация подробнее по поводу.
Символично, что табличка почти ровесница Новой России и установлена в одном из исторических центров Сочи — на месте Навагинского Форта (Александрии) 1838-1854.
Примечательно еще, что табличка не подверглась вандалам и граффити.
Рядом еще видны камни стен древней крепости, и совсем недавно относительно (2 года назад) фрагмент крепостной стены Навагинской крепости отреставрировали.
Ныне эта мемориальная доска не обнаружена, на месте бывшей Поликлиники №1 написано «Частная территория».
И пока писались эти строки вчера было замечена установка забора вдоль поликлиники, и разрытие асфальта вдоль дороги, из-за чего, конечно, на подъеме до ул. Орджоникидзе будет пробка. Фоты не делал и для чего разрытие пока не выяснял, хотя, возможно, коммуникации прокладывают.
«Добру-то быть!», но вот какому, кому и когда?!
А Толику вечная память…
З.Ы. этот ТОП правил после обнаружения некоторых фактов…
Не быть добру
Тосту «быть добру» меня научили лет десять назад. Я ездил в командировку в Ставропольский край, командировка предусматривала общение с местными пьющими влиятельными людьми, и они меня научили, что, когда пьешь, надо говорить «Быть добру!», это фирменный местный тост, и спустя примерно год, когда местный мэр (потом его, конечно, посадят) начнет бороться с «Единой Россией», «Быть добру!» станет его рекламным слоганом и, кажется, даже названием благотворительного фонда. А у меня это будет запоздалое филологическое открытие – когда только начиналась перестройка, Лев Лещенко пел по ее поводу песню «Свежий ветер», и рефреном там как раз было «быть добру». Автор текста – не очень знаменитый, но при этом самый-самый придворный советский поэт Ковалев, многолетний заместитель министра иностранных дел СССР, в 1990 году он даже ездил получать за Горбачева Нобелевскую премию. Когда меня научили ставропольскому тосту, я понял, что песня про «быть добру» – это такая хитрая шифровка, в которой открытым текстом поется, что в стране теперь дует свежий ветер, а между строк – что источником свежего ветра стал человек из тех мест, где, выпивая, говорят «Быть добру!». Горбачев ведь ставропольский.
В нулевые я любил ездить в командировки в Ставропольский край – легкий способ навестить бабушку, она тогда еще была жива. И не только бабушку, но и себя: в этих местах в детстве я проводил каждое лето, то есть места вполне родные, хотя предки родом не оттуда. Дед по отцу, лишившись на войне руки, окончил Тимирязевскую академию и аспирантуру (но не защитился, потому что в сельскохозяйственной науке тогда, скажем так, слишком часто все менялось), и последнее его место работы на всю жизнь – НИИ сельского хозяйства, который вначале находился в городе, известном теперь как Буденновск, а в начале шестидесятых, когда Хрущев решил, что сельскохозяйственной науке в городах не место (в «Крокодиле» тогда было много карикатур про асфальтовых агрономов, то есть и про моего деда тоже), институт перевели в сельскую местность.
Директор, герой, между прочим, Советского Союза, партизан и после войны вице-премьер советской Латвии, нашел брошенный военный городок на окраине большого села в получасе езды от Ставрополя, совсем маленький – здание штаба, куда въехал институт, трехэтажный жилой дом, куда заселили сотрудников, и сложносочиненное П-образное здание с клубом в одном крыле, столовой в другом и магазином посередине. Это было за двадцать лет до меня, я застал городок уже разросшимся. Институту построили новое здание, жилых домов стало, включая первый, двенадцать, а специально приглашенные чуть ли не из Москвы ландшафтные дизайнеры посадили и вырастили посреди степи большой парк с табличкой «памятник природы краевого значения» у входа. Это был эксперимент, и он удался – несколько десятков семей провинциальных интеллигентов поселили в чистом поле, и они обустроили себе идеальное пространство для жизни наподобие клубных поселков, которые войдут в моду при постсоветском капитализме.
Мой отец там вырос, а мама калининградская, и все мое детство прошло под аккомпанемент семейных споров о том, стоит ли переезжать из Калининграда в этот ставропольский городок. Мама отказывалась категорически, и после смерти деда отец стал каждый год надолго уезжать туда один, формально – ухаживать за садом, но, как я понимаю, ему просто нравится там жить среди постаревших друзей детства и в родных местах. Думаю, рано или поздно он, один или с мамой, уедет туда насовсем.
Сделавшись московским репортером, я старался часто ездить именно в Ставрополь, и информационные поводы для командировок искать было нетрудно. Тихий южный горбачевский город, бывший когда-то самой мирной провинцией, в нулевые возвращался к своему исходному состоянию крепости, поставленной в ногайских степях князем Потемкиным в конце XVIII века. Фронтир снова стал фронтиром; в 90-е была война и был Буденновск, а я застал уже проявления так называемой мирной жизни – то войсковую операцию против каких-то ваххабитов в граничащем с Дагестаном районе (это там я пил под «Быть добру!» с местными силовиками), а в чуть более тыловых городах, включая сам краевой центр, постоянно случались сюжеты наподобие нашумевшей тогда Кондопоги – очередной человек из соседних республик убивал очередного местного, остальные местные собирали сход, ругались, грозили местью, в какой-то момент даже собрали денег и поставили на главном бульваре Ставрополя бюстик генерала Ермолова. Не столько как знак памяти о каком-то славном прошлом, сколько символ нынешнего, чаще пока еще скрытого противостояния с наступающими соседями. Если ехать в Ставрополь со стороны Минеральных вод, то ближайший ставропольский пригород – это хутор (на самом деле уже микрорайон) Извещательный; название, когда-то звучавшее смутным напоминанием о временах фронтира, а теперь гораздо более понятное – когда что-нибудь начнется в Пятигорске или Кисловодске, известие придет в Ставрополь со стороны этого хутора.
Мой отец рано или поздно переедет туда, он мечтает об этом много лет, и я понимаю, что это рано или поздно произойдет. Но о чем мечтаю я – о том, чтобы, когда придет время (в том, что оно придет достаточно скоро, я не сомневаюсь), он сумел бы оттуда убежать.
Я очень надеюсь, что он успеет убежать.
Олег Кашин – журналист
Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода
БЫТЬ ДОБРУ!
Рейтинг работы: 124
Количество отзывов: 20
Количество сообщений: 21
Количество просмотров: 1568
Добавили MP3 в избранное: 1
Добавили в избранное: 1
© 14.12.2014г. Люсьена
Свидетельство о публикации: izba-2014-1205939
Спасибо вам, вы, наверное, хотели ирине Алексеевой
написать?
Да, простите.
Но Ваши стихи мне очень понравились.
Просто я нашла на днях стихи и послала их Ирине
«Строки к девизу Вашей жизни и творчества, может, заинтерисуют и споёте. «
На миг перед дорогою замру:
Не просто – заново, хоть и не ново.
И все-таки из словаря земного
Я верую в два слова – быть добру!
Не поклоняясь злату-серебру,
Не покоряясь суете извечной,
Прошу у жизни: стань почеловечней,
Чтоб на земле родимой быть добру.
Соломинкой на огненном ветру
Любая жизнь – чадя или сгорая…
Как все – не знаю собственного края,
Но края нет у жажды – быть добру!
Загадываю день свой поутру:
Пусть сложится из дел больших и малых –
Пока душа трудиться не устала,
Помогут руки ей, и – быть добру!
А Ирина мне ответила ссылкой на Ваши.
Эдельвейс 27.04.2016 10:38:55
Отзыв: положительный
Люсьена прекрасное исполнение соавтора.
На ваши стихи. с уважением.
Добро должно быть с кулаками
Добро должно быть с кулаками
Первая строка стихотворения «Добро должно быть с кулаками. » (1959) советского поэта Станислава Юрьевича Куняева (р. 1932):
Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно.
Как пишет поэт Евгений Евтушенко в своей антологии «Строфы века» («Заметка от составителя», 1995), тему «Добро должно быть с кулаками» «дал нам, студентам (Литературного института. — Сост.), для упражнения Светлов». Как свидетельствует критик Лев Аннинский, «едва эта фраза вырвалась у Михаила Светлова, как два молодых его собрата написали стихи, раскрученные из этой фразы» («Ядро ореха», 1965). Сам Станислав Куняев об этом вспоминал так: «Светлов сказал что-то вроде того, что добро должно уметь себя отстаивать. (. ) «Вот вам тема, напишите каждый стихотворение». И я написал, Евтушенко написал, написал кто-то еще. Получилось так, что мое оказалось лучшим» (из интервью «Независимой газете» 30 ноября 1995 г.).
Таким образом, соавтором этой строки можно считать и Михаила Аркадьевича Светлова (1903—1964). Видимо, поэтому Евгений Евтушенко своему стихотворению «Злость» (1955) предпослал эпиграф-утверждение Светлов ского авторства: «М. Светлов» — строка «Добро должно быть с кулаками».
Смысл выражения: добро может быть добром тогда, когда оно в состоянии защищать себя, противостоять злу и побеждать его.
Смотреть что такое «Добро должно быть с кулаками» в других словарях:
Добро (философия) — Добро понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему. Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются… … Википедия
ДОБРО И ЗЛО — Когда в Поднебесной узнали, что красота это красота, появилось и уродство. Когда узнали, что добро это добро, появилось и зло. Лао цзы Количество добра в природе равняется количеству зла. Жан Батист Робинэ Половина следствий хороших намерений… … Сводная энциклопедия афоризмов
Добро — У этого термина существуют и другие значения, см. Добро (значения). Добро наиболее общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.[1] Изначально было противоположно понятию худа (т. е … Википедия
добро — ДОБРО, а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим… … Толковый словарь Ожегова
Жанры киноискусства — Строго говоря, в кино нет единого общепринятого набора жанров (как, например, в живописи), по которому можно было бы точно классифицировать все кинофильмы. Кроме того, большинство художественных кинофильмов можно смело отнести к более чем одному… … Википедия
Жанр киноискусства — Строго говоря, в кино нет единого общепринятого набора жанров (как, например, в живописи), по которому можно было бы точно классифицировать все кинофильмы. Кроме того, большинство художественных кинофильмов можно смело отнести к более чем одному… … Википедия
Жанр кино — Строго говоря, в кино нет единого общепринятого набора жанров (как, например, в живописи), по которому можно было бы точно классифицировать все кинофильмы. Кроме того, большинство художественных кинофильмов можно смело отнести к более чем одному… … Википедия
Жанры кино — Строго говоря, в кино нет единого общепринятого набора жанров (как, например, в живописи), по которому можно было бы точно классифицировать все кинофильмы. Кроме того, большинство художественных кинофильмов можно смело отнести к более чем одному… … Википедия
Игровое искусство — Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος движение и греч. γραφω писать, изображать) отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinématographe,… … Википедия
Игровой фильм — Кинематограф (от греч. κινημα, род. п. κινηματος движение и греч. γραφω писать, изображать) отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений. Иногда также упоминается как синематограф (от фр. cinématographe,… … Википедия
Выражение быть добру что означает
К лицу ли добру кулаки?
Фраза Добро должно быть с кулаками давно уже стала крылатой. Так говорят об умении и необходимости отстаивать свои идеалы (а в настоящее время – простите за каламбур! – и своё добро).
Этимология крылатого выражения
Фразу «Добро должно быть с кулаками» в 1959 г. предложил студентам Литературного института – как тему для упражнения – советский поэт Михаил Аркадьевич Светлов (1903 – 1964). В числе его студентов были поэты Станислав Куняев и Евгений Евтушенко, критик Лев Аннинский…
Лучше (и хлёстче!) всех упражнение получилось у Станислава Куняева:
Добро должно быть с кулаками.
Добро суровым быть должно,
чтобы летела шерсть клоками
со всех, кто лезет на добро.
Добро не жалость и не слабость.
Добром дробят замки оков.
Добро не слякоть и не святость,
не отпущение грехов.
Быть добрым не всегда удобно,
принять не просто вывод тот,
что дробно-дробно, добро-добро
умел работать пулемёт,
что смысл истории в конечном
в добротном действии одном –
спокойно вышибать коленом
добру не сдавшихся добром!
Это стихотворение было опубликовано в сборнике «День поэзии» в 1960 г.
Кстати, может быть, неспроста немецкий ученый, ставший прообразом знаменитого гетевского персонажа, носил имя «Фауст» (нем. Faust – кулак)?
Исторический Фауст, ученый (или шарлатан?), жил в 1480 – 1541 гг., это о нем в 1587 г. во Франкфурте вышла ставшая популярной книга – «История доктора Иоганна Фауста, пресловутого кудесника и чернокнижника».
А в немецкой теме XVIII в. Фауст – это воплощение неутолимой – и никогда неутоляемой! – тяги (любой ценой, – даже ценой своей жизни, даже ценой своей бессмертной души!) к Знанию, к Её Величеству Истине.
Но это воплощение тяги к Знанию, когда нужно сделать выбор, – например, переводя греческое слово «logos» из Евангелия от Иоанна, отдает предпочтение не Слову и Мысли, а Силе и Делу (ведь не зря же кулак – это символ грубой силы, ее – силы! – зримое воплощение!):
…Лекарство от душевной лени –
Божественное откровенье,
Всесильное и в наши дни.
Всего сильнее им согреты
Страницы Нового завета.
Вот, кстати, рядом и они.
Я по-немецки всё Писанье
Хочу, не пожалев старанья,
Уединившись взаперти,
Как следует перевести.
(Открывает книгу, чтобы приступить к работе.)
«В начале было Слово». С первых строк
Загадка. Так ли понял я намек?
Ведь я так высоко не ставлю слова,
Чтоб думать, что оно всему основа.
«В начале Мысль была». Вот перевод.
Он ближе этот стих передает.
Подумаю, однако, чтобы сразу
Не погубить работы первой фразой.
Могла ли мысль в созданье жизнь вдохнуть?
«Была в начале Сила». Вот в чем суть.
Но после небольшого колебанья
Я отклоняю это толкованье.
Я был опять, как вижу, с толку сбит:
«В начале было Дело» – стих гласит…
(Гете. Фауст. Часть первая. Перевод Б. Пастернака)
…И всё-таки, Добро с кулаками – это еще Добро, или уже Зло?
Какими методами Добро может бороться со Злом?
Всё ли позволено Добру в этой борьбе?
Не превратится ли Добро в этой борьбе – в самое что ни на есть Зло?
Вопросам нет ответа…
Наверное, неспроста Гете назвал свое творение – трагедией.
…Кстати, «под зрелость лет» Станислав Куняев пересмотрел свой юношеский максимализм и на вопрос «Добро должно быть с кулаками?» ответил так:
Постой. Неужто? Правда ли должно?
Возмездье, справедливость – это верно.
Пожалуйста. Но только не добро,
которое бесцельно и безмерно.
Напрасны ухищрения ума,
напрасно страсть раскидывает путы –
добро первоначально, как земля,
и пишется «Добро» с заглавной буквы.
Неграмотные формулы свои
я помню. И тем горше сожаленье,
что не одни лишь термины ввели
меня тогда в такое заблужденье.
…А вообще в российской истории всё было: и добро с кулаками, и кулаки с добром…
Толерантность это умение отстаивать добро пока это только возможно и до крайних пределов методами добра. ДОБРО НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ С КУЛАКАМИ! Как показывает Булгаков в Мастере и Маргарите, когда добро должно действовать кулаками, просьба передаётся на исполнение Воланду. Кулаки могут защищать добро, но относятся к другой сфере. Надо помнить, что кулаки это кулаки, а добро это добро. И в частности помнить это каждый раз обдумывая применять кулаки или нет.
Победа для Души – это способность сохранять свет и любовь в любой ситуации, по отношению к себе, и по отношению к окружающему миру. Человеческому разуму подчас кажется победой выражение своей агрессии и превосходства. Когда мы проявляем грубую силу, когда мы выражаем гнев – мы проигрываем, даже если с точки зрения нашего разума это имеет видимость победы. Не решайте ваши конфликты грубой силой, агрессией, борьбой друг с другом. Будьте в любви, будьте в своём естественном состоянии и тогда дисгармоничные энергии окружающих просто не смогут вам причинить никакого вреда. Побеждайте силой любви, а не силой крика и кулаков.
Просто пребывайте сами в своём Божественном центре, в мире, покое, в любви. Не давайте себя выбивать из этого состояния никакими дисгармоничными энергиями окружающих. Тогда вы увидите, что ваши отношения начнут меняться. Тогда вы увидите, что человек, который доставлял вам дискомфорт, либо изменится и перестанет это делать, либо исчезнет из вашей жизни. И для этого вам не надо будет пытаться его воспитывать, как-то на него воздействовать, что-то ему говорить. Гармоничные взаимоотношения устанавливаются не посредством слов, объятий, попыток влиять. Гармоничные отношения устанавливаются тогда, когда вы находитесь в гармоничном отношении с собой. Начните с этого. И вы увидите, как меняется ваше окружение, как исчезают из вашей жизни люди, которые доставляют вам дискомфорт, как появляются люди, любящие и понимающие.
Поймите, вы не можете заставить того, кто доставляет вам дискомфорт, стать любящим и понимающим. Заставить – это не путь Души. Но вы можете установить гармоничные отношения с собой, пребывая в энергиях Света и Любви, и тогда другой перестанет вам доставлять дискомфорт, или исчезнет с вашего горизонта. Помните, что сила – в вас. Не надо пытаться менять других. Меняйте себя, меняйте свои энергии, меняйте пространство вокруг себя, и вы найдете тех, с кем обретете желанную гармонию.