выражение без царя в голове что означает
Что означает выражение «Без царя в голове»?
О людях без царя в голове приходится слышать нередко. Если мы действуем спонтанно и необдуманно, так могут сказать и в наш адрес. Проверим, правильно ли мы понимаем смысл фразеологизма.
Значение фразеологизма
Выражение «без царя в голове» произносят, говоря о человеке глупом, безрассудном, безответственном. Например, о том, кто назначил встречу и запамятовал этот факт, заставив приятеля ехать в другой конец города. Или о том, кто, получив большое наследство, проиграл его в казино. Или о том (о, ужас!), кто отвёл ребёнка в детский сад, а вечером забыл забрать.
Примеров всевозможного безрассудства великое множество. Правда, то, что одним кажется вариантом нормы, совершенно неприемлемо для других. Старшие всегда будут осуждать младших за выбор, который отличается от их собственного. В их устах фраза «без царя в голове» будет упрёком в неповиновении, несогласии с их точкой зрения.
Но если не вдаваться в нюансы, смысл идиомы прозрачен. И относится он к человеку отчаянному, импульсивному, как бы мы сейчас сказали, «безбашенному».
Происхождение фразеологизма
Лингвист Т. В. Розе в «Большом фразеологическом словаре для детей» объясняет, что фразеологизм «без царя в голове» — кусочек старинной пословицы «У каждого свой ум, свой царь в голове». В данном случае «царь» — это ум, рассудок. Значит, идиома составлена о безрассудстве, глупости.
Роль царя в жизни русского общества не сводилась к функции управления государством. На Руси монарха величали царём-батюшкой, он считался Божьим посланником и, как любящий отец, должен был отвечать за свой народ перед Господом. «Один Бог – один царь», — говорили люди.
К царю обращались, когда местные власти уже не могли помочь. Считалось, что государь обязательно подсобит, а лукавых вельмож накажет. Потому что монарх – это правда, суд Божий на земле, сама справедливость.
Помните повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», когда Вакула, как в сказке, выпрашивает у государыни черевички для Оксаны? А пушкинскую «Капитанскую дочку», в которой милостивая императрица по просьбе Маши Мироновой дарует свободу Петру Гринёву?
Таким образом, «царь в голове» – это божественный разум, присутствие которого делает человека человеком. Это система представлений о добре и зле, должном и запретном, нравственный стержень, на котором держится душа.
Если же царя нет, или, как сказал Ф. Ницше, «Бог умер», остаётся анархия. Не свобода, а именно анархия, следствием которой становятся страсти, душевные метания, трагические безрассудства.
Человек, лишённый основ культуры, превращается в животное, раздираемое внутренними противоречиями, и остаётся один на один с хаосом. Под маской безобидного дурачка может скрываться опасный безумец, разрушающий не только себя, но и мир вокруг.
Синонимы
У рассматриваемого выражения есть великое множество синонимов, например:
Иностранцы тоже не поскупились на образные определения безумцев:
Как ни крути, отказываться от рассудка – безрассудно. Но если в вашей голове всё же произойдёт революция со свержением монарха, постарайтесь, чтобы правящая партия вела себя последовательно и прогрессивно.
Проще говоря, берегите великое сокровище — Разум!
Тест на знание фразеологизмов
Оцените богатство своей речи! Пройдите тест на знание фразеологизмов.
Без царя в голове
Выражение «Без царя в голове», произошло от другого «У каждого свой царь в голове», подразумевая, что каждый человек живёт своим умом. Мы говорим: «Сколько людей, столько и мнений», «У каждого своя истина», «Каждый прав на своём уровне развития» и таким образом, как бы оправдываем отсутствие единства среди людей. Однако по моему ощущению жизнь «Без царя в голове», подразумевает не только отсутствие критического мышления, умения анализировать ситуацию и некую бесшабашность. Отсутствие «царя», подразумевает отсутствие порядка и анархию, жизнь по принципам: «Что хочу, то и ворочу», «После нас хоть трава не расти», «Главное, что на наш век хватит».
Бог всегда хотел живых и взаимных отношений с людьми, вера в Него, только когда «припрёт» и отношение к Нему, как к спасательному кругу, никогда не были для Него ни приятными, ни допустимыми. Однако, с другой стороны, Бог никогда и не навязывается, предоставляя человеку самому решить, кого призвать в момент величайшей радости или величайшей скорби и кому служить в повседневной жизни.
«А вы оставили Меня и стали служить другим богам; за то Я не буду уже спасать вас: пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас в тесное для вас время».
Суд.10:13,14
«Взывание к богам, которых избрали», не обязательно подразумевает служение какому-либо культу, языческие боги обычно имели очень конкретное преломление к повседневной жизни людей. Поэтому поклоняться вместо Бога, можно и деньгам, и власти, и знаниям, и вере в собственные силы – кто во что верит, тот к тому и «идёт на поклон» в момент трудностей – кто-то к правительству, кто-то в банк, кто-то к друзьям, кто-то ищет успокоение в вине. Даже совершая, откровенные преступления, люди находили «богов», покрывающих эти злодеяния – Гермес – бог воров, Дионис – бог пьянства, Арес – бог войны, Лисса – бог безумия, Тартар – бог ада и разрушения, Фурия – богиня мщения, Дискордия – богиня раздора…
«Свято место, пусто не бывает», поэтому если жить «Без царя в голове», читай: «Без Бога в душе», обязательно на место Бога придёт что-то иное. Вот только если на Бога действительно можно положиться и Он никогда не предаст, никогда не отступит и никогда не подведёт, то в отношении остальных «богов» такого сказать нельзя.
Книга Судей рассказывает нам судьбу одного из колен израильтян, решивших, жить «Без царя в голове». У Иосифа, ставшего первым после фараона в Египте, было одиннадцать братьев, но только один был родным и любимым – Вениамин. Позднее, когда израильтяне покинули Египет, в ханаанской земле они расселились по племенам и коленам. Колено Вениамина поселилось в Гиве и по-видимому более других отходило от Бога, так как именно в Гиве, произошла следующая история. Левит со своей наложницей остановился на ночь в Гиве Вениаминовой. Однако внезапно местные жители окружают дом, и требуют у пожилого хозяина «выведи того человека, который вошел в дом твой, и мы познаем его». Вместо гостя старик предлагает свою дочь-девственницу и наложницу Левита. Толпа не прекращает угроз изнасилования, и Левит выводит свою наложницу наружу. «И они познали её, и издевались над нею всю ночь до утра». Под утро её нашли мертвой под дверью дома. После возвращения домой Левит, отправляет послания во все колена дома Израиля, требуя отмщения. Израильтяне были настолько потрясены произошедшим, что собрали армию и практически полностью уничтожили колено Вениамина.
Примечательный момент, что сначала израильтяне хотели наказать только виновных в злодеянии, однако, Гива Вениаминова настолько пропиталась грехом, что все жители решили лучше воевать против всего Израиля, нежели раскаяться.
«И собрались все Израильтяне против города единодушно, как один человек. И послали колена Израилевы во все колено Вениаминово сказать: какое это гнусное дело сделано у вас! Выдайте развращенных оных людей, которые в Гиве; мы умертвим их и искореним зло из Израиля. Но сыны Вениаминовы не хотели послушать голоса братьев своих, сынов Израилевых; а собрались сыны Вениаминовы из городов в Гиву, чтобы пойти войною против сынов Израилевых».
Суд.20:11-14
Началась война на истребление. У сынов Вениаминовых настолько «отсутствовал царь в голове» и место Бога занимала похоть, что они предпочли все умереть, но не признали свою вину. В конечном итоге от многотысячного народа, осталось всего 600 человек.
«Израильтяне же опять пошли к сынам Вениаминовым и поразили их мечом, и людей в городе, и скот, и все, что ни встречалось [во всех городах], и все находившиеся на пути города сожгли огнем … И сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?»
Суд.20:48, Суд.21:3
Каждый человек волен выбрать как ему жить, однако скольких бы неприятностей удалось избежать человечеству, если место «царя в голове», прочно занял Бог.
Без царя в голове
(значение фразеологизма) — глупый человек; человек без принципов.
Толковый словарь Д. Н. Ушакова (1935-1940) в пояснении к слову «царь» указывает:
Царь в голове у кого или с царем (или со своим царем) в голове — умен;
Без царя в голове — противоположное значение.
Царь в России воспринимался как символ закона, справедливости, ума и высокой морали. Иметь царя в голове — означает, что человек, помнит о том, что есть царь (закона, мораль) и свое поведение строит исходя из законов, морали и ума. Без царя в голове — противоположное выражение.
Выражение вошло в русский язык от пословиц (указаны в книге «Пословицы русского народа» (1853 г.) В.И. Даля (раздел «Ум — Глупость»)):
У каждого свой царь в голове
Свой ум — царь в голове
В словарях
Свершилось (С.И. Лукин, 1960 г.)
Примеры
«Бесы» (1872 г.) ч. 3 гл. 5, 2:
«Эркель был такой «дурачок», у которого только главного толку не было в голове, царя в голове; но маленького, подчиненного толку у него было довольно, даже до хитрости.»
«Пошехонская старина» (1888 г.), гл. 9:
«Был бы царь в голове, да перо, да чернила, а прочее само собой придет.»
«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими.»
Что означает фразеологизм «без царя в голове»
Содержание статьи
Одно из самых известных употреблений фразеологического оборота «Без царя в голове» в литературе – комедия Н.В. Гоголя «Ревизор». Именно так писатель характеризует Хлестакова в «Замечаниях для господ актеров». Другие авторские характеристики уточняют такое определение: «глуповат», «говорит и действует без всякого соображения».
Происхождение фразеологизма
Возникновение фразеологического оборота «без царя в голове» – типичный пример происхождения фразеологизма или поговорки путем «сворачивания пословицы».
Пословица представляет собой полноценную, законченную мысль, хотя и выраженную лаконично. Пословица всегда имеет вид предложения. Поговорка же, в отличие от пословицы, выражается не предложением, а словосочетанием, которое органично вливается в предложения, составляющие чью-то речь.
Пословицы-предложения нередко дробятся на словосочетания, точнее сворачиваются до них, превращаясь в поговорки. Например, пословица «Бабушка гадала – надвое сказала» превратилась в поговорку «Бабушка надвое сказала».
Подобным образом возникла и поговорка «без царя в голове». Ее источником могли стать две пословицы: «Свой ум – царь в голове» и «У каждого свой царь в голове».
Ум в русских пословицах
Пословиц, посвященных уму, у русского народа немало. Во многих из них ум предстает как величайшая ценность и залог успеха: «Ум золота дороже», «Где ум, там и толк», «Встречают по одежке, провожают по уму», «Красна птица пером, а человек умом». Правда, существует и другая пословица – «Сила есть – ума не надо», но ее чаще употребляют иронически, в целом же ум воспринимается как нечто приоритетное по отношению к силе.
В других пословицах подчеркивается индивидуальность такого качества, как ум: «Всякому своего ума не вложишь», «Всяк своим умом живет», «Глупому сыну и родной отец ума не пришьет».
В этом смысловом поле находится и пословица «Свой ум – царь в голове» и близкая к ней «У каждого свой царь в голове». «Царь» в данном контексте – не только организующее начало, подобное правителю в государстве, это и нечто господствующее: именно свой ум, свой образ мысли оказывает решающее влияние на принятие решений. Человек, не имеющий «своего ума», легко попадает под чужое влияние.
Таким образом, «без царя в голове» – характеристика человека не только глупого и легкомысленного, но и не умеющего мыслить самостоятельно, легко перенимающего чужое мнение.
без царя в голове
Полезное
Смотреть что такое «без царя в голове» в других словарях:
без царя в голове — дурашный, с приветом, дураковатый, дурковатый, без царька в голове, глупый, глуп до святости, нет царя в голове, придурковатый, с придурью, бестолковый, умом не блещет, без головы, богом убитый Словарь русских синонимов. без царя в голове прил.,… … Словарь синонимов
Без царя в голове — АРЬ, я, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ — кто быть Глуповат, без соображения. Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) не имеет собственного мнения, не может управлять собой, своими поступками, ведёт себя непредсказуемо, легкомысленно. Говорится с неодобрением или с пренебрежением; о 2 м … Фразеологический словарь русского языка
Без царя в голове — Разг. Ирон. Очень глуп, недалёк. Хлестаков, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без… … Фразеологический словарь русского литературного языка
без царя в голове — ирон. о взбалмошном, глупом, пустом, неосмотрительном человеке. По одной версии, происхождение связано с пословицей У каждого свой царь в голове, где разум в голове сопоставляется с царем в государстве. По другой – оборот возник в результате… … Справочник по фразеологии
Без царя в голове — Разг. Ирон. О взбалмошном, глупом, неосмотрительном человеке, не умеющем управлять собой. ФСРЯ, 513; ФМ 2002, 599; Мокиенко 1990, 93; ЗС 1996, 244; БТС, 1458; ШЗФ 2001, 18; Янин 2003, 24; БМС 1998, 610 … Большой словарь русских поговорок
без царя в голове — кто О том, кто недалёк, глуп … Словарь многих выражений
без царька в голове — прил., кол во синонимов: 7 • без клепок в голове (4) • без царя в голове (37) • бе … Словарь синонимов
без клепок в голове — прил., кол во синонимов: 4 • без царька в голове (7) • без царя в голове (37) • даун … Словарь синонимов
нет царя в голове — без царька в голове, без царя в голове, с головой не дружит, глупый, с крышей не дружит Словарь русских синонимов. нет царя в голове прил., кол во синонимов: 5 • без царька в голове (7) … Словарь синонимов