выращенный бриллиант чем отличается
Искусственные бриллианты: как называются, из чего делают искусственный алмаз и как он используется в промышленности
Алмаз ювелирного качества – одно из самых совершенных творений природы. Достаточно взглянуть на бриллиант чистой воды – и сразу понимаешь: вот он, Идеал! Человек горд и амбициозен: он стремится не только скопировать шедевры природы, но и усовершенствовать их.
Синтетический бриллиант – это абсолютная копия природного алмаза, но лишенная недостатков, присущих натуральному минералу. Чтобы создать технологии, позволяющие выращивать сияющие кристаллы в лабораторных условиях, Человечеству пришлось проделать долгий путь.
Да, искусственные алмазы стоят дешевле природных аналогов и не имеют инвестиционной ценности. Однако для их добычи не используется каторжный труд (блокбастер «Кровавый алмаз» смотрели?), не наносится ущерб природе, да и украшения с синтетическими бриллиантами доступны большему числу любителей драгоценностей.
Как появились синтетические алмазы?
Природные алмазы ювелирного качества достаточно редки, да и добыча их – весьма дорогостоящий процесс. Это обуславливает очень высокую цену на эти поистине королевские камни.
Алмазы образуются на огромных глубинах, под чудовищным давлением, а затем, в ходе вулканических процессов, выносятся ближе к поверхности. Они залегают в гигантских кимберлитовых трубках, и чтобы добыть один алмаз, привлекательный с ювелирной точки зрения, нужно переработать сотни тонн породы.
Процесс образования алмазов растягивается на сотни миллионов лет. Их запасы постепенно истощаются, что вызывает неуклонный рост цен. Именно поэтому бриллианты естественного происхождения представляют серьезный интерес в плане инвестиций.
Попытки создать искусственный бриллиант предпринимались давно – аж с позапрошлого века, когда была открыта формула алмаза. Чарующие камни оказались обычным углеродом, то есть, близкими родственниками обычного графита и каменного угля. А необыкновенную твердость, прозрачность, блеск и прочие черты, присущие алмазу, углерод обрел благодаря особой кубической кристаллической решетке.
Долгое время состояние науки и техники не позволяло получить кристалл алмаза в искусственных условиях. Ученые периодически сообщали о якобы удачных попытках вырастить алмаз, однако до середины прошлого столетия они были фальсификацией.
Золотые серьги из коллекции «Бриллианты Якутии» (перейти в каталог SUNLIGHT)
Пальма первенства в этом отношении принадлежит шведскому ученому Бальцару фон Платену – ему в 1953 году удалось впервые получить алмаз в искусственных условиях. А затем технология производства была усовершенствована уже американскими исследователями.
Первые искусственные алмазы появились на рынке несколько лет спустя, ученые других стран научились выращивать алмазы в лабораториях, но до настоящего успеха было еще далеко: синтетические минералы не отличались высоким качеством и могли использоваться исключительно в технических целях.
Со временем технологии совершенствовались, и в 1970 году Герберту Стронгу и Роберту Уэнторфу из американской корпорации General Electric удалось наконец получить алмазы ювелирного качества весом до одного карата. Но использованная ими технология оказалась нерентабельной: себестоимость производства синтетических камней приближается к цене натуральных алмазов, а то и превосходит ее.
Самый крупный алмаз ювелирного качества из известных на данный момент был выращен в 2015 году. Чистейший бриллиант в 10,2 карата был огранен из заготовки в 32,26 карата. А его автором стала компания из Санкт-Петербурга New Diamond Technology.
Недавно в прессу просочились сведения о том, что украинские ученые превзошли российских: им удалось получить искусственный алмаз весом аж в 109 карат. Подробности технологии пока не разглашаются, посему судить о правдивости этой истории сложно.
На данный момент лидерами в производстве искусственных алмазов являются компании из США, Японии и России. А на предприятиях Поднебесной ежегодно клепают миллиарды карат бриллиантов, но очень низкого качества, для технических нужд.
Название искусственных бриллиантов
Запомните: искусственный бриллиант называется… Да так он и называется: искусственный или синтетический бриллиант или алмаз. Могут существовать некоторые торговые наименования, но алмаз остается таковым по определению.
Искусственно выращенный бриллиант имеет такие же характеристики, как и природный прототип: он состоит из чистого углерода, столь же бескомпромиссно тверд, прозрачен, практически невосприимчив к агрессивным химикатам и так далее. Более того, он лишен изъянов, присущих природному собрату (трещин, пятен и иных дефектов).
Золотые серьги с жемчугом и бриллиантами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Искусственный бриллиант – не имитация и не подделка, а минерал искусственного происхождения. Отличить его от природного алмаза не сможет даже ювелир, не располагающий оборудованием для спектрографии, а что говорить о простом обывателе?
Искусственные бриллианты тоже могут проходить сертификацию, но они оцениваются отдельно от природных собратьев. В частности, российский 10-каратный бриллиант был сертифицирован Международным геммологическим институтом (IGI) в Гонконге.
Обыватели, а зачастую – и продавцы некоторых ювелирных магазинов, зачастую называют искусственными бриллиантами всевозможные имитации. Но между понятиями «синтетический алмаз» и «имитация» лежит пропасть!
Фианит
В химическом плане фианит – это кубический цирконий. Фианит является разработкой советских ученых, пытавшихся получить камень, сходный с алмазом по оптическим свойствам, но куда менее дорогой.
Это у них получилось, и теперь фианиты используются как при производстве оптического оборудования, так и для изготовления бюджетных ювелирных изделий. Внешне они похожи на алмазы, но не обладают такой игрой цвета, гораздо мягче и со временем могут помутнеть. Зато стоят очень недорого!
Муассанит
Перед вами самый качественный и дорогой заменитель алмаза на современном рынке. Но тут наблюдается смешение понятий. Муассанит – минерал природного (скорее всего, космического) происхождения. Кристаллы его крайне невелики и в ювелирной промышленности не используются.
Зато искусственный аналог муассанита карборунд распространен гораздо шире. Именно он используется в качестве вставок в украшения. Карборунд приближается по твердости к алмазу (9,5 по шкале Мооса) и значительно опережает его по способности выдерживать нагревание. Он блестит даже ярче, чем бриллиант!
Лейкосапфир
Лейкосапфир – бесцветный корунд, который часто называют белым сапфиром. Белые сапфиры стоят значительно дешевле своих синих собратьев и часто выступают в роли «бриллиантов» в украшениях среднего ценового сегмента. Они практически не мутнеют, проявляют выдающуюся твердость и прозрачность – словом, весьма качественная и недешевая имитация.
Синтез корунда гораздо проще и дешевле, чем получение искусственного происхождения, поэтому ювелиры часто работают именно с лейкосапфирами искусственного происхождения.
Корунды – славное семейство, включающее не только сапфиры, но и рубины. Эти камни практически идентичны по свойствам и химическому составу, за исключением добавок, определяющих цвет.
Рутил
Рутил – один из самых дешевых и низкокачественных аналогов бриллианта. В химическом плане – это оксид титана, в физическом – природный мутный кристалл бурого цвета. Для ювелирных целей он малопригоден.
Однако в середине прошлого столетия рутил научились делать искусственно, причем придавая ему внешний вид бриллианта. На тот момент это было прорывом в ювелирной промышленности, и украшения с «титанией» или «радужным камнем» заполонили прилавки магазинов. Но искусственный рутил достаточно мягок и склонен к помутнению.
Стальные серьги в подарочной упаковке с кристаллами Swarovski (перейти в каталог SUNLIGHT)
Стразы
В эту группу входят разнообразные имитации бриллиантов, созданные на основе стекла. Обычную стекляшку сложно перепутать с благородным камнем, но ювелиру Георгу Страссу удалось приблизиться к идеалу хотя бы визуально. Он разработал технологию нанесения металлической пудры на поверхность стекла, что позволило получить эффектный «бриллиантовый» блеск.
Цена страз колеблется в широчайших пределах: от копеечной для безделушек китайского производства до весьма кусачей для знаменитых кристаллов Сваровски. Однако самый качественный страз даже близко не стоит к бриллианту, а царапается он практически как обычное стекло.
Стразы Swarovski имеют уникальный состав, поэтому так высоко ценятся в мире. Маэстро более века назад разработал технологию производства искусственного хрусталя, которая по сей день остается секретной и непревзойденной.
Из чего делают искусственные бриллианты
На данный момент известно несколько технологий производства искусственных бриллиантов. Однако одни очень сложны и дороги, другие не позволяют получить алмазы высокого качества.
Наиболее часто бриллианты делают из алмазов, полученных по следующим технологиям:
Технология HPHT считалась исчерпавшей себя, пока не произошло чудо. Тот самый крупнейший питерский алмаз сделан именно по HPHT. Так что имеются все шансы на то, что испытанная временем технология выйдет на новый уровень.
Искусственно синтезируют не только традиционные бесцветные алмазы, но и их окрашенных собратьев. Добавление азота дарит алмазу лимонную желтизну, бор – пронзительный голубой цвет, облучение способно окрасить его в зеленый или красный цвет.
Где применяют синтетические алмазы?
Как говорилось выше, искусственный бриллиант отличается от настоящего лишь происхождением: со всех других точек зрения эти минералы идентичны. А это значит, что сфера применения искусственных алмазов точно такая же, как у природного камня.
Подавляющее большинство искусственных алмазов изготавливается целенаправленно для технических нужд. Они используются при производстве режущего инструмента и абразивов, электроники и оптических приборов, медицинского оборудования и буровых установок.
Золотое кольцо с бриллиантами (перейти в каталог SUNLIGHT)
Лучшие экземпляры, отличающиеся чистотой и достаточно крупными размерами, превращаются в бриллианты и украшают кольца, браслеты, кулоны, серьги, броши и прочую ювелирку.
Цена искусственных алмазов
Вопреки распространенному заблуждению, цена синтетического алмаза не так уж мала (если говорить о минералах ювелирного качества). На сегодняшний день рыночная цена синтетического бриллианта едва ли вполовину меньше, чем стоимость природного аналога с соответствующими характеристиками.
Например, в США традиционные помолвочные кольца с однокаратными искусственными бриллиантами дешевле аналогичных с природными камнями всего на треть. И их раскупают!
Наука не стоит на месте, просвещенная публика все больше склоняется в сторону синтетических бриллиантов – да здравствует тренд на экологичность! Так что в скором времени ожидается совершенствование технологий и получение искусственных бриллиантов превосходного качества по более низким ценам.
Однако вряд ли от этого подешевеют царственные природные камни, так что алмазодобытчики могут не волноваться: спрос на натуральные бриллианты не обнулится никогда!
Синтетические бриллианты: мифы и реальность
Тема лабораторно выращенных бриллиантов подогревается последние три года. И единственный вопрос, который волнует общественность: «Чем они отличаются от природных?»
Правильный ответ — практически ничем. Чистый углерод спрессован миллионом лет геологических процессов или сжат методом осаждения пара в лаборатории, причём для образования алмаза в обоих случаях требуется примерно одинаковое время — две-три недели. Химическая структура одинаковая. Кристаллическая — тоже. Единственная разница — в основе каждого синтетического бриллианта есть «зерно», вокруг которого растёт кристалл. Чаще всего используют крошечный кусочек углерода (уголь), чтобы сохранить химическую идентичность, но зерном может стать всё что угодно — частица волоса, ногтя, прах. С траурно-сентиментальной темой не без успеха пытались заигрывать некоторые американские лаборатории. В плане визуальной идентичности бесцветные синтетические бриллианты от натуральных не отличить даже под 15-кратным увеличением. Правда, независимый ювелирный эксперт, 35 лет проработавшая в компании De Beers, утверждает, что «при огранке мастер легко поймёт, натуральный перед ним бриллиант или созданный в лаборатории». Чтобы изучить искусственные алмазы во всех подробностях, компания De Beers организовала собственную лабораторию — Element Six.
Сегодня большинство лабораторно выращенных бриллиантов пытаются выдать за природные. Плохая новость в том, что если подделку не обнаружили на уровне производства, то в магазине это тоже не определить. Хорошая — вы никогда не узнаете, что вас обманули. Возможность подмены заставляет нервничать не столько покупателей, сколько экспертов и ювелиров — на кону репутация.
Десятки лабораторий производят бриллианты. Часть из них американские. Они отличаются принципиально экологичным подходом к выращиванию камней — использованием возобновляемой энергии Кроме них технологию быстро освоили и продолжают совершенствовать множество китайских лабораторий, которые поставляют на рынок всё более интересные камни голубых, зелёных и розовых оттенков. Им дорогой экологичный подход не близок: они питаются от стандартного электричества или, как шутят в индустрии, топят каменным углём.
До выхода на рынок De Beers c брендом Lightbox украшения с искусственными бриллиантами продавали несколько американских компаний (которые их же и производили), причём по цене лишь на 30% ниже натуральных камней. Главным маркетинговым отличием и приманкой для покупателей стали экологичность и этичность лабораторных камней. Во всём остальном новые игроки пытались играть на том же поле — использовали ту же идею «нечто ценное для ценных моментов вашей жизни», близкий дизайн, те же огранки. Проще говоря, синтетика попыталась сыграть на поле натуральных бриллиантов. То есть отъесть кусок рынка, который годами формировали De Beers, с помощью дорогостоящих рекламных кампаний воспитывая в покупателях желание тратить на бриллианты значительно больше их реальной стоимости.
Совсем недавно этичность была главным конкурентным преимуществом лабораторных камней — мол, их делают люди в белых халатах, работающие согласно всем нормам трудового законодательства. Не то что «кровавые» натуральные, которые добываются неизвестно как и служат разменной монетой для нелегальных военных диктатур в африканских странах. Сегодня диамантёры честно признаются — на рынке натуральных бриллиантов всего около 4% сырья сомнительного происхождения. Все остальные добытчики стремительно присоединяются к Кимберлийскому процессу, внедряют трейсинг камней, и у клиента Tiffany, покупающего кольцо с бриллиантом, есть возможность отследить судьбу камня вплоть до смены, когда он был добыт, и имени шахтёра (да-да, советская «упаковщица №7» становится важным маркетинговым инструментом).
Алмазодобывающие компании объединились в попытках просветить общественность, что синтетические камни не имеют «ни души, ни божественного прикосновения». Пошли в ход слоганы вроде Real is rare, real is a diamond. Но чем больше ювелиры и добывающие компании рассказывали о разнице в свойствах, «редкости» и «уникальности», тем больше они лили воду на популяризацию синтетических камней. По отношению к ним пресса сменила тон со снисходительного на уважительный: вместо «синтетических», что всегда несёт некий негативный оттенок чего-то ненастоящего, их стали называть «выращенные человеком», что, согласитесь, уже гораздо привлекательнее. И диамантёры забеспокоились всерьёз.
Запуская Lightbox, De Beers преследовал две простые цели. Первая — создать синтетическим бриллиантам репутацию на уровне стразов: модно, дёшево, несерьёзно. И вторая, гораздо более важная — опустить их стоимость. Вторая цель была достигнута довольно быстро — уже через полгода цены на лабораторные бриллианты болтались в районе 50% от рынка натуральных. Правда, ещё через полгода цены на натуральные камни также начали опускаться — перенасыщенность рынка никогда не приводила к иному результату, а для большинства потребителей вопрос цены оказался гораздо более значимым, чем вся маркетинговая шелуха вроде «настоящее — редко». Более того, оказалось, что в случае крупных камней, особенно цветных, потребитель также интересуется прежде всего ценой, а затем уже натуральностью, экологичностью и прочей лирикой.
Единственный минус — репутация у лабораторных камней по‑прежнему не блестящая. Они уже достаточно хороши, чтобы покупать и носить, но ещё не настолько интересны, чтобы признаваться в этом с гордостью.
Почему россияне не готовы покупать синтетические бриллианты
В США входят в моду синтетические бриллианты — кристаллы алмаза, полученные в лабораторных условиях и ограненные соответствующим образом. Производители утверждают, они дешевле, чем настоящие, а по внешнему виду и своим качествам ничуть им не уступают, они обладают той же твердостью, плотностью и спайностью, что и природные. К тому же, их производство — более этично, чем добыча алмазов: в мире, где активно продвигается идея осознанного потребления, это становится основной причиной для покупки бриллиантов, выращенных в лаборатории.
Согласно исследованию ювелирного журнала Instore, изделия из синтетических бриллиантов продают две трети независимых американских ювелирных компаний — всего в опросе издания приняли участие 600 ритейлеров. Из них 56% утверждают, что выращенные в лаборатории кристаллы не уступают по качествам тем, что добыты на алмазных месторождениях. Между тем, еще пять лет назад число компаний, торгующих искусственно выращенными драгоценными камнями, составляло 10% от их общего числа в США.
Причин роста популярности, как утверждают авторы исследования, две — во-первых, можно купить «больше камней за ту же цену», во-вторых, конечный потребитель обеспокоен защитой окружающей среды, страдающей, в том числе, от разработки месторождений алмазов.
Как рассказала «Газете.Ru» Виктория Стрижак, дизайнер и основатель ювелирной лаборатории VERTIGO, родоначальниками моды на синтетические камни была компания DeBeers: она плавно подошла к продаже лабораторных бриллиантов, запустив в 2018 году кампанию lightbox. Вслед за ювелирным гигантом, задавшим тренд, подтянулись и другие бренды, озабоченные вопросами этичности и экологичности материалов, используемых ими в производстве.
«Натуральные камни продолжают расти в цене по шкале Рапапорта (прайс-лист Rapaport Group представляет считается стандартом алмазной промышленности для ценообразования бриллиантов — «Газета.Ru»). Но у синтетических бриллиантов есть главное преимущество, и это даже не цена. В случае с натуральными камнями никогда нельзя быть на 100 % уверенными в их этичной добыче, а значит, устойчивое производство, о котором так громко заявляют многие бренды, зиждется исключительно на честном слове поставщика», — объясняет Виктория Стрижак.
Она подтверждает, что сегодня в ювелирной индустрии таких брендов немало. Переходя на лабораторно выращенные бриллианты, они заявляют о своей позиции в отношении добычи камней. «Они не хотят использовать в своем производстве камни, добыча которых финансирует вспышки насилия в ряде западно-африканских стран, либо же талибов (организация запрещена в России)*, если речь идет о цветных камнях, добываемых в Афганистане», — говорит ювелир.
По мнению независимого ювелира Антона Шестакова, это, скорее, PR-ход, связанный с модной темой защиты экологии, отказа от «конфликтных» материалов, озабоченностью использования детского труда в странах-производителях и т.д. «При этом отказываться от использования золота и серебра спешат немногие», — замечает эксперт.
Первые синтетические бриллианты были выращены 60 лет назад, но качество минералов было слишком низким, чтобы они могли использоваться в ювелирных целях.
Со временем технологии совершенствовались, и в 1970 году ученые из компании General Electric смогли вырастить алмаз ювелирного качества весом в один карат. Однако, тогда себестоимость производства оказалась слишком высокой, и синтетические камни не смогли составить конкуренцию натуральным.
«До 2000 года производство было очень дорогостоящим. Цена синтетических камней незначительно отличалась от натуральных аналогов. Активное развитие в нише синтетических алмазов началось недавно. В 2005-2008 годах стоимость искусственного бриллианта в один карат была в диапазоне 4 тысяч долларов США, сегодня цена снизилась до 300-500 долларов США», — рассказывает Ларион Кантор, эксперт по драгоценным камням и ювелирным изделиям, основатель компании Larion Kantor.
Ювелиры признаются, что отличить синтетический бриллиант от натурального, порой, не под силу даже опытным геммологам. Как объяснила «Газете.Ru» основатель и креативный директор британского ювелирного бренда LAV’Z Любовь Вассилевская, синтетический камень обладает такими же отражающими свет свойствами, как и бриллиант, поэтому человек, не работающий в индустрии и не имеющий специального оборудования, вряд ли заметит разницу.
«Конечно, синтетические алмазы имеют некоторые специфические особенности. Например, примеси в них распределены четко по секторам и образуют крестообразный рисунок, также в них встречаются включения металлических сплавов», — добавляет Антон Шестаков. Однако и это заметить могут только специалисты.
Но готовы ли люди отказаться от натуральных камней в пользу «синтетики»? В США это уже происходит — особой популярностью пользуются помолвочные кольца с синтетическими бриллиантами, что легко объясняется разницей в цене.
«По прайсу Раппапорт кольцо с натуральным бриллиантом в один карат будет стоит от одной до двадцати тысяч долларов. В то время, как такое же кольцо с синтетическим аналогом будет стоить в три раза дешевле», — говорит Ларион Кантор.
А вот российские покупатели к «ненастоящим» бриллиантам пока не готовы.
Непопулярность синтетических камней Виктория Стрижак объясняет тем, что у россиян есть «некий изначальный снобизм» в отношении лабораторных камней. «Многие предпочитают купить камень худших характеристик, но натуральный. Есть в нашем сознании ассоциации с фианитами из СССР», — считает она. По этой причине, крупные массовые заводы скромно умалчивают о лабораторном происхождении ювелирных вставок в своих изделиях.
Однако дизайнер дает российским покупателям время: она полагает, что рано или поздно вслед за молодыми прогрессивными брендами, которые уже сегодня используют синтетические камни из этических соображений, подтянутся и остальные.
По словам Антона Шестакова, ему и сейчас довольно часто поступают заказы на украшения с синтетическими бриллиантами. Но несмотря на повышение спроса, он уверен, что искусственные камни никогда не вытеснят натуральные бриллианты.
«Натуральные бриллианты будут дорожать, синтетические — дешеветь. Но пока есть люди, готовые платить большие и даже неприлично большие деньги за обладание эксклюзивными предметами роскоши, рынку природных алмазов ничего не грозит», — заключает ювелир.
Искусственные бриллианты: стоит ли их покупать?
В ювелирном мире редко случаются революции. Одна из них происходит прямо сейчас: люди научились делать искусственные бриллианты. Что с нами будет?! Спокойно – в деле Наталия Архангельская. Она все объяснит.
— А вот такой сюжет. Девушка падает в кислоту и полностью в ней растворяется — и ручки, и ножки, и сумка, и туфельки. Разъедает даже кольцо — остается только бриллиант. Молодой человек погибшей поднимает его и дарит другой девушке. А?
За круглым столом в пиццерии на Трубецкой улице идет мозговой штурм. Российская компания запускает на рынок произведенные в лаборатории бриллианты: необходима маркетинговая стратегия. На Западе произведенные человеком камни, не уступающие природным ничем, кроме цены, продвигают с приставками «эко» и conflict-free. Именно так делает американская компания Brilliant Earth, основанная двумя студентами Стэнфорда: «Лабораторные бриллианты — это конец шахтам, так что ваш выбор будет весьма eco-friendly, — сообщает веб-сайт, — и, конечно, conflict-free». Создатели Brilliant Earth имеют в виду следующее: их камни, лабораторные или природные, найдены или произведены в мирных условиях, а не в декорациях фильма «Кровавый алмаз» с Леонардо Ди Каприо, силами не рабов, не детей. Природные «бесконфликтные» камни добываются в странах — участницах Кимберлийского процесса (где алмазы не используют в политических конфликтах и закупке оружия), синтетические — производятся на внятных заводах в цивилизованных странах. Пять процентов выручки компания Brilliant Earth отдает африканцам, пострадавшим от «дОбычи». Но с русскими такое не пройдет: «Наш человек толерантен к трудовому насилию, — говорит геммолог и ювелирный редактор Vogue.ru Надя Менделевич. — В России считают так: если вы работаете на шахте за пятнадцать баксов в день, вы сами виноваты. Мы не стремимся делать мир лучше и к настолько осознанному потреблению еще не пришли».
Люди в пиццерии это хорошо понимают — и решают делать акцент на два факта: 1) лабораторный бриллиант — это технологичная вещица из будущего и 2) лабораторный бриллиант процентов на тридцать дешевле природного. Ну и вообще алмаз, синтезированный или природный, — само совершенство. Мало того, что это самый твердый минерал на земле, так он еще и чемпион по теплопроводности, не растворяется в кислоте (это вы уже поняли), не поддается радиации. Камешек можно лишь сжечь очень высокой температурой, причем бесследно — испарится углекислым газом.
Лабораторные бриллианты, произведенные в Москве. Каждый камень – не более 1.5 карата
Синтезировать минералы со сверххарактеристиками умеют космические державы. В 1959 году на базе Лыткаринского завода оптического стекла в Московской области советские ученые придумали астроситалл — не последнюю, знаете ли, стекляшку, а разновидность кварца, которым покрывали космические корабли. Тут и до алмазов недалеко. Документалка о синтетических бриллиантах BBC пестрит архивными съемками из подвальных лабораторий, где оголенные до трусов «эти русские» в брызгах синего пламени буквально ковали из графита драгоценные камни. А немцы в уютных кардиганах и отставные американские военные, разумеется, спонсировали это дело, закрепляя сделки рюмочкой na zdorovie. На дворе конец 2017 года, но помещения Физического института Академии наук РАН застряли в шестидесятых. Миновав тяжелый железный забор на улице Вавилова, попадаешь в роман братьев Стругацких. Ветер гоняет по пустому двору меж кирпичных блоков рыжие листья. У не пойми как сохранившегося портика городской усадьбы припаркова ны «жигули» и «Волги». Кошка флегматично наблюдает за тем, как два мужика выкатили из гаража жестяную бочку и жгут в ней нечто, горящее потусторонним бирюзовым пламенем. Именно здесь впервые синтезировали кубический цирконий — фианит. Название появилось так: Физический институт Академии наук СССР — ФИАН. Здесь же находится не имеющий отношения к институту кабинет главы одной российской компании, производящей лабораторные бриллианты. Ее лаборатории до недавнего времени выпускали технические алмазы — те, что используются в рентгене, телескопах, микросхемах. Это большей частью тоненькие прозрачные пластинки, которые невозможно поцарапать, хоть и можно сломать. Ювелирное направление компания запустила недавно — а крупные успехи и вовсе случились только-только. Вот они: из бумажного конвертика, схваченного степлером, высыпаются на ладонь два чистейших круглых двухкаратника. Это первые камни такого размера, которые удалось синтезировать. Цвета D-F, бесцветные, чистота — высшая. Огранка, правда, пока не excellent, а very good — гранили неподалеку, в центре Москвы, — но это поправимо, как только закупят специальное электронное оборудование. На производство двухкаратника уходит неделя.
Последний метод и предложил ювелирной компании семидесятилетний академик РАН, профессор МГУ и лауреат Государственной премии. Всю жизнь он занимался газами и запатентовал двенадцать изобретений, в том числе модель лазерного воздушно-реактивного двигателя взрывного типа. Академик и бизнесмен работают в паре: первый — мечтатель, 1 второй — экономист. Бизнес душит творческую мысль, но и ждать чьей-то музы не любит. «А потому я с учеными нянчусь, как с детьми, — делится бизнесмен: — „Ну, что не так? Почему у тебя опять не получилось?“ — „Да вот, вроде должно было, так ведь с плазмой у нас непорядок лет двадцать уже“. — „Так давай вызовем, кто там главный по плазме у нас“. Приходит столетний дед, который настраивал эту плазму еще лаборантом… Все это весело, конечно, но требует безграничного терпения». В экспериментальной лаборатории, ко— торую запрещено фотографировать, скотчем к реактору прикручена маши— на ЭВМ года эдак семидесятого, с табличкой «Не дышать!». Шаг в сторо— ну — все пропало, и никто не знает почему. Производство бриллиантов, как ни банально это звучит — настоящая магия и дело удачи. Чем больше удач— ных случаев — тем ближе день, когда первый бутик лабораторных бриллиан— тов откроется в центре Москвы. Пока трудности не только с производством камней крупного размера, но и с цветом. «Так называемые fancy diamonds делать проще, — считает академик РАН. — Голубой бриллиант — с атомом бора, желтый — с атомом азота. А вот белые производят лишь в последние три-пять лет. Даже технологичные китайцы, переманившие к себе пол киев— ского Института сверхтвердых материалов, долго бились своей любимой технологией HPHT над бесцветностью». Но и размер пока дать тяжеловато. В 2015 году компания New Diamond Technology под руководством генераль— ного директора Николая Тамазовича Хихинашвили выдала самый крупный в мире выращенный (Хихинашвили настаивают именно на этом слове) бес цветный алмаз, ограненный в бриллиант-десятикаратник (10.02 карата, если точнее, цвет Е, качество VS1). По меркам Голливуда это так, средне: у Ким Кардашьян все 15 каратов. Но это — технический прорыв. Камень назвали «Тамази» в честь Хихинашвили-старшего. И 15-каратный рубеж преодолен: камень был продан так быстро, что его даже не успели представить на пла— нировавшейся выставке в Гонконге. Николай уверен, что в ближайшее вре— мя рекорд будет повторен. Тогда и состоится громкая презентация. Но даже 10 каратов в мире никто пока не способен произвести.
сторонники натуральных камней настаивают на том, что синтетические бесперспективны с инвестиционной точки зрения. Это правда. Как и то, что 99% природных камней на рынке бесполезны как вложение. Выгодно перепродать можно лишь очень крупные и чистые камни из шкатулки Анжелины Джоли либо — натуральные цветные, которые еще дороже. Ваши полуторакаратники со средними характеристиками — это только способ хранения денег. И то — только если куплены по ценам шкалы Раппапорта. Помните, что продавать придется — как надоевшие сумки Chanel — своими силами. Так как игрокам рынка один бриллиант от частного лица и даром не нужен. Как справедливо утверждает ювелир Светлана Амова: «Интересно брать каменья ниже цены, которую дилер устанавливает ювелирам».
Компания New Diamond Technology прописана в питерском пригороде Сестрорецк, там, где был Оружейный завод Петра, сыгравший немалую роль в революции 1917 года, — но Николай Тамазович «живет в самолете», о чем сообщает с усталой улыбкой. В конференц-зале отеля Novotel — сцена из «Джеймса Бонда». Николай Тамазович Хихинашвили в кашемировом черном пальто ставит на стол увесистый кейс, открывает его, внутри — бриллианты. Белые, розовые (эти, по словам бизнесмена, до сих пор не могут быть выращены — они получаются путем добавления в алмаз азота и последующего облучения и отжига), желтые, голубые — последними ND Technology особенно гордятся: только у них получается особый благородный голубой цвет, не отличимый от природного. В компании используют технологию HPHT. На вопрос, не хардкор ли это, Николай терпеливо улыбается: «Каждый выбирает свое. Мы считаем, что газ, CVD, дает заметный коричневый нацвет, не позволяет растить алмазы быстро и без примесей». Сейчас New Diamond Technology производит более 4500 каратов в месяц — причем не только для ювелирных изделий, но и для современных технологий и промышленности. Бутиков нет: компания специализируется на опте, поставляя камни на международные рынки. Но, судя по прошлому опыту Николая, если дойдет до официального запуска бриллиантовой кампании, выйдет во всех смыслах блестяще. Пять лет назад Николай Хихинашвили в партнерстве с состоятельным человеком Янушем Манашеровым знакомил Москву вечернюю с брендом Yanush Gioielli: дело было в Casta Diva, куда по приглашению светского распорядителя Михаила Друяна явились все-все-все — от Ксении Собчак до Андрея Малахова и Ренаты Литвиновой. И перед New Diamond Technology когда-нибудь встанет вопрос маркетинга.
На сегодняшний день в мире есть около двадцати крупных компаний по производству лабораторных бриллиантов. Самая раскрученная — Diamond Foundary из Кремниевой долины. Слоган «Бриллианты. Развитие» придумала Карла Отто; среди инвесторов — все тот же Леонардо Ди Каприо (видимо, сюжет «Кровавого алмаза» оставил след в его душе) и Мирослава Дума (одно из первых вложений ее фонда Fashion Tech Lab). Камешками активно интересуется Стелла Маккартни — еще бы, убежденной «зеленой» по душе то, что они производятся за счет возобновляемой природной энергии, и то, что к происхождению, как утверждается в релизе, «ноль вопросов». Другая американская компания Nexus Diamonds упирает на роскошь: дескать, их бриллианты heirloom-quality, то есть готовые фамильные реликвии. И вот еще что придумали чудо-маркетологи: «Наши камни растут в лаборатории, как цветы в теплице. А такие цветы куда более премиальны, чем камни, валяющиеся на земле». Каково, а?!
Глава Kering Франсуа Пино, генеральный директор Diamond Foundry Мартин Рошейсен, Мирослава Дума и Стелла Маккартни на вечере в честь запуска Fashion Tech Lab
У American Grown Diamonds — своя математика: эти ребята спасают землю с маленькой буквы «з». «Чтобы найти один карат природного бриллианта, надо перекопать двадцать тонн почвы. Лабораторные камни экологии не вредят». Pure Grown Diamonds делают ставку на слово-выручалочку «миллениал»: мол, вы не старичье-снеговичье, чтобы покупать Tiffany, делайте ставку на высокие технологии.
Любопытнее прочих компании LifeGem и Heart In Diamond. Первые превратят в бриллиант что угодно: первый выпавший зуб вашего ребенка, прядь волос любимого человека. Вторые конкретно специализируются на «мемориальных» бриллиантах, превращая в драгоценный камень любого размера, цвета и формы прах покойного после кремации. Активно продвигается и линия мемориальных бриллиантов из праха домашних животных. «Какую рекламную стратегию выбрала бы я? — рассуждает Надя Менделевич. — Предложила бы прозрачное ценообразование этичного бизнеса. Играя с открытыми картами, говорила бы о себестоимости выращенного камня, но подчеркивала бы, что здесь не экономят на дополнительных затратах. По коммуникации марки — „как мы работаем?“ — должно быть понятно: на производстве у всех достойные соцпакеты и не анекдотичные зарплаты, особенно у научных работников. Еще я бы сделала ставку на трудовую благотворительность. В Детройте есть марка Shinola, которая обучает и нанимает трудных подростков собирать механические часы по швейцарским стандартам и может позволить себе продавать результаты на 20% дороже рынка. Потому что многие готовы не только купить стильные часы, но и сделать Детройт более приятным местом. Нашим производителям синтетических бриллиантов стоит нанимать и обучать, скажем, огранке алмазов тех, кому очень нужна работа. В России есть тысячи женщин, которые сначала пострадали от домашнего насилия, а потом еще понесли уголовное наказание за превышение самообороны. Тем, кто получил подобную судимость, можно здорово помочь, обучив и трудоустроив. Ювелирное производство по умолчанию строго контролируется, поэтому дополнительных затрат на „подстраховаться“ из-за наличия судимости у тех, кому вы помогаете, не будет. С каждым годом россиянки 25+ все чаще покупают украшения сами. И очень многие охотно себе купят пару солидных „гвоздиков“, за которыми — история про новую жизнь и честный труд».
Что у нас в России? У нас не густо. Кроме вышеупомянутых двух компаний лабораторными бриллиантами немного занимается Технологический институт сверхтвердых и новых углеродных материалов (ТИСНУМ) в Троицке. О бизнесе и маркетинге речь не идет — чисто наука, но, по признанию инсайдеров, «деньги качают». Отпочковавшийся от ТИСНУМа Cvd Spark в том же Троицке, компания — «дочка» «Роснано»: там, впрочем, только оптика, не бриллианты. Есть единичный и сильно так себе реактор в МГУ.
Среди самых интересных спецов инсайдеры выделяют Виктора Винса. Вице-президент компании «Новые бриллианты Сибири», кандидат физико-математических наук Винс использует технологию, похожую на HPHT, но не для производства алмазов, а для их облагораживания. Мечта Виктора Генриховича — превратить невзрачный технический камешек коричневого цвета в бриллиант чистой воды, сверкающий и прозрачный. Но пока получается другое: «красить» коричневую выбраковку в эффектный кроваво-красный цвет. Природные красные бриллианты невероятно дороги и редки, поэтому трюками жителя Новосибирска заинтересовались американцы. Компания Lucent Diamonds завела отдельный сайт под свою «русскую» коллекцию Imperial Red Diamonds. Облагороженные красные бриллианты Винса продаются по ценам природных камней: один карат — семь тысяч долларов.
Факт:
рукотворные бриллианты ближе, чем вы думаете. Несколько крупных сетей российской демократичной ювелирки без зазрения совести используют бриллиантовую мелочь (от 0.1 до 0.3, а то и 0.5 карата), а также алмазную крошку лабораторного происхождения, хоть и уверяют, что у них, мол, все из Якутии и в Смоленске сертифицировано. Мелкие камни не сертифицируют, только тестируют. Тестеры не определяют синтетику — раздолье для махинаций.
Задумывая этот текст, мы, признаться, были воодушевлены. Все, что мы знали о лабораторных бриллиантах, сулило ювелирную революцию. Они неотличимы (без очень серьезного оборудования) от природных и заметно дешевле. Что еще желать? Ведь массовые покупатели камней — не Алишеры Усмановы, которым незачем экономить, а обычные парни, получившие возможность сделать предложение не полукаратником, а солитером. Биг-бренды и «большая бриллиантовая четверка» (некогда мировые монополисты De Beers, наши люди «Алроса», англичане Rio Tinto Diamonds, канадцы Daminion Diamond Group, сообща контролирующие 65% рынка) синтетику вежливо игнорируют; разве что De Beers производит строго технические алмазы в своей компании Element Six Synthetic Industrial Diamonds. Самое уважаемое предприятие, сертифицирующее бриллианты, GIA (Gemological Institute of America) выдает «лэбам» дипломы неохотно: они проходят по разряду облагороженных камней. «Угрожают ли синтетические алмазы рынку? — рассуждает заведующий лабораторией Геммологического центра МГУ Александр Столяревич. — Едва ли. Подменить натуральный камень искусственным в наше время практически невозможно: во всех крупных лабораториях научились их различать. Рынки развиваются параллельно: если кому нужен бриллиант подешевле, покупает лабораторный. Но правильным образом сертифицированные инвестиционные бриллианты — только натуральные».
Надя Менделевич спросила у крупных игроков израильской алмазной биржи, будет ли революция. Те ответили: «Если бриллиантовый бизнес не погубили дешевые аналоги — муассаниты и цирконий, то не погубит и синтетика». Ее собственный прогноз таков: «Лабораторные камни не перевернут все с ног на голову: они станут спокойной альтернативой природным. Если, конечно, их производители не „уронят“ цены. Но не должны! Продавать „лэбы“ никому не выгодно. Синтетика все равно недешева: ваши fancy vivid yellow три карата не будут стоить как три „мерса“ (что было бы в случае природного камня) — но заплатить за них придется как за билет до Нью-Йорка первым классом».
Главные аналоги бриллиантов
Муассанит
Высокоуровневый аналог. Некоторые сайты активно толкают этот синтетический камень под видом «драгоценного минерала, оптические свойства которого значительно превышают характеристики совершенных бриллиантов». Не врут: в бриллиантовой огранке переливается всеми цветами радуги, и этим фактом в дневном свете в открытой оправе выдаст вас сразу же. В вечернем свете и в глухой закрепке — от бриллианта едва отличим лишь с помощью лупы: двоятся нижние грани. Нестыдная имитация (фантазийные желтые и желтоватые — особенно!) и прекрасный способ сэкономить несколько тысяч зеленых — за камень в 1–3 карата просят в 15–30 раз меньше, чем за натурпродукт.
Фианит
Помните, лет десять назад у постоянных зрителей «Магазина на диване» были в моде чудотворные циркониевые браслеты, сулящие долгую безартритную жизнь? Их прямой наследник — фианит a. k. a кубический цирконий, самый дешевый симулянт бриллианта. Стоимость — 20 рублей за заметный камень, закупается оптом. В дневном свете и в камере айфона выдает себя без боя, в кольцах уже через пару недель выглядит стеклом из-за микросколов. В искусственном свете насторожит знатоков — будет играть слишком интенсивно.
На заходной фотографии: 1. Кольцо Amova My Daddy Sold the Airplane с ограненным вручную фабулитом — имитацией синтетического алмаза. Дисперсия выше, твердость и цена — ниже. 2. Серьги из бертутного золота, коллаборация Pamela Love и Diamond Foundry для Pure Earth