выплата по 161 фз что это такое
Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О национальной платежной системе
Принят Государственной Думой 14 июня 2011 года
Одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 года
(В редакции федеральных законов от 25.12.2012 № 267-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 28.12.2013 № 403-ФЗ, от 05.05.2014 № 110-ФЗ, от 05.05.2014 № 112-ФЗ, от 22.10.2014 № 319-ФЗ, от 29.12.2014 № 455-ФЗ, от 29.12.2014 № 461-ФЗ, от 03.07.2016 № 288-ФЗ, от 03.07.2016 № 290-ФЗ, от 03.04.2017 № 59-ФЗ, от 01.05.2017 № 88-ФЗ, от 18.07.2017 № 176-ФЗ, от 27.06.2018 № 167-ФЗ, от 27.06.2018 № 169-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 18.03.2019 № 33-ФЗ, от 03.07.2019 № 166-ФЗ, от 03.07.2019 № 173-ФЗ, от 02.08.2019 № 259-ФЗ, от 02.08.2019 № 264-ФЗ, от 27.12.2019 № 490-ФЗ, от 20.07.2020 № 212-ФЗ, от 31.07.2020 № 259-ФЗ, от 22.12.2020 № 449-ФЗ, от 30.12.2020 № 499-ФЗ, от 11.06.2021 № 187-ФЗ, от 01.07.2021 № 250-ФЗ, от 02.07.2021 № 343-ФЗ, от 19.11.2021 № 369-ФЗ)
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.
Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе
1. Законодательство Российской Федерации о национальной платежной системе основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.
2. Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, могут принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.
3. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, может принимать нормативные акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
а) обеспечения приема электронных средств платежа юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и иными лицами, указанными в части 13 статьи 141 настоящего Федерального закона;
б) участия в переводе денежных средств в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, указанных в части 13 статьи 141 настоящего Федерального закона, по операциям с использованием электронных средств платежа;
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПЕРЕВОДА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ПЛАТЕЖА
Статья 4. Порядок оказания платежных услуг
1. Оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами в соответствии с требованиями статьи 14 настоящего Федерального закона.
3. Организации федеральной почтовой связи оказывают услуги почтового перевода денежных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи».
4. Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Статья 5. Порядок осуществления перевода денежных средств
2. Перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета.
3. Перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи получателю средств наличных денежных средств либо учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств.
4. Внесение наличных денежных средств на свой банковский счет или получение наличных денежных средств со своего банковского счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.
5. Перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
7. Если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом, безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
8. Безусловность перевода денежных средств наступает в момент выполнения определенных плательщиком и (или) получателем средств либо иными лицами условий осуществления перевода денежных средств, в том числе осуществления встречного перевода денежных средств в иной валюте, встречной передачи ценных бумаг, представления документов, либо при отсутствии указанных условий.
9. В случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, окончательность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает в момент
Переход на карты «Мир»: правила работы с национальной платежной системой
В. Н. Шамрей
автор статьи, консультант Аскон по бухучету и налогообложению
В последнее десятилетие мы уже не представляем своей жизни без банковских карт. Удобство использования банковских карт при выплате заработной платы очевидно: отпадает депонирование невыплаченных сумм, нет необходимости снимать наличные деньги в банке, сотрудник в любое удобное время может получить причитающуюся ему сумму.
Но в последние годы возник риск остаться без удобных банковских продуктов, работающих через международные платежные системы Visa и MasterCard. Соответственно, было решено разработать собственную национальную платежную систему.
Данные нововведения в первую очередь касаются работников бюджетных учреждений и тех, кто получает денежные средства из бюджета.
Немного теории
Национальной системой платежных карт (НСПК) является платежная система, созданная и функционирующая в соответствии с гл. 4.1 Федерального закона №161-ФЗ «О национальной платежной системе» с целью обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств.
Первые карты «Мир» были выпущены в 2015 году в соответствии с Федеральным законом №161-ФЗ «О национальной платежной системе», список банков, ставших эмитентами платежных карт «Мир» постоянно расширяется. Оператором платежной системы «Мир» является АО «Национальная система платежных карт».
Согласно Закону 88-ФЗ планируется поэтапный перевод:
— до 1 июля 2018 года – необходимо перевести на карты «Мир» работников бюджетной сферы;
— до 1 июля 2020 года – переведут всех пенсионеров. Тем, у кого текущая карта закончится ранее данного срока, будет выдаваться сразу карта «Мир». При этом обслуживание карт для пенсионеров бесплатное.
Закон не распространяется на работников бюджетных организаций и получателей бюджетных средств, постоянно проживающих за пределами РФ, сотрудников дипломатических организаций, получателей единовременных выплат или выплат реже одного раза в год.
Надо обратить внимание, что на карту «Мир» будут зачисляться не все средства. Их перечень ограничен пп. 5.5 ст. 30.5 Федеральный закон №161-ФЗ «О национальной платежной системе» от 14.06.2011.
В связи с принятием Федерального закона №88-ФЗ (Далее Закон 88-ФЗ) от 1 мая 2017 г. «О внесении изменений в статью 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 1 мая 2017 г. расширены расчеты по национальной платежной системе «Мир».
Обязанности кредитных организаций возникают при осуществлении операций со следующими выплатами:
1) денежное содержание, вознаграждение, довольствие государственных служащих;
2) оплата труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов;
3) государственные стипендии;
4) пенсии и иные социальные выплаты, осуществление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к компетенции Пенсионного фонда РФ;
5) ежемесячное пожизненное содержание судей.
Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные органы должны поэтапно перезаключить договоры с банками на обслуживание зарплатных карт сотрудников.
Физическим лицам, впервые обратившимся за вознаграждением или заработной платой из средств бюджета после 1-го июля 2017 года, обязательно открываются счета только с банками, осуществляющим эмиссию карт «Мир».
Для работодателей, выплачивающих заработную плату из бюджетных средств, до 1 июля 2018 года порядок расчетов с платежными картами Visa и MasterCard остается прежним, а с 1 июля 2018 года они будут вынуждены перезаключить договора только с банками, осуществляющим эмиссию карт «Мир».
В подпункте «ж» пункта 6 статьи 2 Федерального Закона № 88-ФЗ от 1 мая 2017 перечислены виды платежей, для получения которых открывать карту «Мир» не обязательно:
– предоставление налоговых вычетов по НДФЛ;
– единовременные выплаты или выплаты с периодичностью реже одного раза в год;
– средства, зачисляемых на счета, которые не предусматривают осуществление по ним операций с использованием платежных карт;
– выплаты в пользу физлиц с постоянным местом жительства за пределами РФ.
Данной картой можно оплатить покупки, в том числе и в интернет-магазинах, пополнить счет, перевести деньги с карты на карту, снимать и вносить наличные, получать пенсии и зарплату. Карта «Мир» создана для обеспечения бесперебойности и безопасности внутрироссийских платежей, работает в Крыму, выпускается от простых дебетовых до премиальных карт.
В 2017 г. начался массовый выпуск карт «Мир» с поддержкой технологии бесконтактной оплаты. С 1 июля 2017 г. все банки РФ приступили к приему карт «Мир» в терминалах и банкоматах. Банки планируют выпустить 40 млн карт «Мир» в 2017 году.
Предполагается, что при перечислении средств из бюджета клиенту, у которого счет еще не привязан к карте «Мир», в период после 01.07.2018 (или 2020 г.) банк вышеуказанные средства определяет как невыясненные. У банка при этом появляется обязанность сообщить клиенту о данном факте и предложить на выбор: открыть карточный счет с привязкой к карте «Мир», открыть расчетный счет без привязки к карте или получить средства наличными. Либо по истечении определенного срока вернуть средства отправителю.
С 1 июля 2017 г. внедрение национальной платежной системы «Мир» вступило в активную фазу. Те граждане, которые начинают трудиться в бюджетной сфере или выходят на пенсию, денежные средства будут получать теперь только через карту «Мир». Зарплата в бюджете, стипендии, пенсии и другие бюджетные выплаты теперь будут привязаны только к карте «Мир». Для того чтобы расплачиваться за рубежом необходимо иметь карту «Мир», совмещенную с одной из международных систем.
Терминалы по приему карт «Мир» уже работают во многих розничных магазинах, т.к. в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 продавцы обязаны обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов. Пока данный пункт Закона касается только тех продавцов, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, превышает 120 млн рублей.
С 1-го октября 2017 года расширится перечень продавцов, обязанных принимать карты «Мир», новая редакция п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 будет распространяться на всех продавцов, у которых выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.
— организации, которые находятся в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и (или) средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— организации, у которых выручка от реализации товаров составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.
Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт влечет наложение административного штрафа (статья 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.07.2017):
— на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
— на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
При этом в соответствии с Письмом Роспотребнадзора от 22.07.2015 «О разъяснении законодательства» международные платежные карты национальными платежными инструментами не являются «по смыслу части 2 статьи 30.1 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», поэтому принимать в торговых точках их не обязаны.
Выплата по 161 фз что это такое
В соответствии с частью 4 статьи 9 Закона о НПС оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа (далее — ЭСП) путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.
Исполнение кредитной организацией законодательно установленной обязанности не может быть обусловлено уплатой клиентом вознаграждения за предоставление информации, в связи с чем в договоре должен быть предусмотрен способ бесплатного информирования клиента в соответствии со статьей 9 Закона о НПС. Дополнительно, кредитной организацией могут оказываться клиенту (при его согласии) платные услуги по его информированию о совершении операций с использованием ЭСП.
В соответствии с частью 13 статьи 5 Закона о НПС обязанность оператора по переводу денежных средств по направлению клиенту уведомлений, предусмотренных указанным Федеральным законом, в том числе об операциях с использованием ЭСП, считается исполненной при направлении уведомления в соответствии с имеющейся у оператора по переводу денежных средств информацией для связи с клиентом.
С момента получения клиентом уведомления о совершении операций исчисляется установленный частью 11 статьи 9 Закона о НПС срок направления клиентом оператору по переводу денежных средств уведомления об утрате ЭСП или его использовании без согласия клиента.
Закон о НПС не определяет момент, в который уведомление об операции с использованием ЭСП считается полученным клиентом, данное положение целесообразно предусматривать в договоре в рамках установленного им порядка направления уведомлений клиенту.
В соответствии с частью 6 статьи 20 Федерального закона от 27 июня 2011 года № «О национальной платежной системе» (далее — Закон об НПС) правила платежной системы включают тарифы и иные виды платы за услуги в рамках платежной системы. Согласно пунктам 9 и 11 части 1 статьи 20 Закона об НПС порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и порядок оплаты услуг платежной инфраструктуры, являющиеся единообразными в рамках платежной системы, должны определяться правилами платежной системы.
В этой связи являются тарифами в платежной системе и включаются в правила платежной системы все прямо или косвенно определяемые оператором платежной системы и (или) операторами услуг платежной инфраструктуры суммы вознаграждений, уплачиваемые:
Порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры, а также тарифы за услуги в платежной системе подлежат включению в правила платежной системы и в том случае, когда они также регулируются договорами, заключенными участниками платежной системы с оператором услуг платежной инфраструктуры, привлеченным оператором платежной системы, договорами, заключенными участниками платежной системы со своими клиентами и с другими участниками платежной системы. При этом не допускается указание в правилах платежной системы на порядок оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры, на тарифы за услуги в платежной системе путем ссылки на указанные договоры.
Суммы вознаграждений, уплачиваемые являющимся участниками платежной системы операторам по переводу денежных средств их клиентами за оказание услуг по переводам денежных средств, осуществляемым вне рамок платежной системы исключительно на основании договоров, заключаемых в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об НПС с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, а также суммы вознаграждений, устанавливаемые участниками платежной системы для своих клиентов дополнительно к тарифам и иным видам платы за услуги в рамках платежной системы, не являются тарифами в платежной системе и не включаются в правила платежной системы.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 20 Закона об НПС порядок оплаты услуг по переводу денежных средств, являющийся единообразным в рамках платежной системы, должен определяться правилами платежной системы.
Изменение перечня государств, в которые (в которых) осуществляются трансграничные переводы денежных средств (осуществляются переводы на территории одного государства) в рамках платежной системы и по которым устанавливаются соответствующие тарифы за перевод денежных средств, не рассматривается как установление нового тарифа оператором платежной системы при условии, что размер тарифов за услуги по переводу денежных средств не изменяется (например, в случае установления единого тарифа по определенной группе государств).
До вступления в силу Закона о НПС в термин «платежные карты» включались карты, предназначенные для получения физическими лицами — держателями карт исключительно предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), реализуемыми данными юридическими лицами.
После вступления в силу Закона о НПС платежные карты рассматриваются в качестве электронных средств платежа (далее — ЭСП), предназначенных для осуществления операторами по переводу денежных средств перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (пункт 19 статьи 3 Закона о НПС). Соответствующие изменения внесены в Положение Банка России от 24.12.2004 № «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием».
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о НПС использование ЭСП осуществляется на основании договора об использовании ЭСП, заключенного оператором по переводу денежных средств, в том числе оператором электронных денежных средств, с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.
Закон о НПС не устанавливает каких-либо ограничений в отношении возможности заключения оператором электронных денежных средств отдельного договора по каждому предоставляемому клиенту ЭСП.
Определяемый оператором электронных денежных средств порядок ведения аналитического учета по счету № 40903 «Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами и осуществления переводов электронных денежных средств с использованием электронного средства платежа» должен обеспечить получение информации по операциям перевода электронных денежных средств с использованием ЭСП по каждому договору с клиентом об использовании ЭСП, что предусмотрено пунктом 4.48 Положения Банка России от 16.07.2012 № «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение №
1 Указание Банка России от 04.09.2013 № «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года № «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 23.12.2003 № «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» не подлежат страхованию денежные средства, являющиеся электронными денежными средствами.
В связи с увеличением объема операций по переводу электронных денежных средств, в том числе совершаемых с использованием предоплаченных карт, при информировании клиентов в соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о НПС об условиях использования ЭСП кредитным организациям целесообразно одновременно в доступной для ознакомления форме сообщать клиентам, что денежные средства, являющиеся электронными денежными средствами, не подлежат страхованию.
Нормы Федерального закона от 03.06.2009 № «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № и Федерального закона от 26.07.2011 № «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № не содержат запрета (ограничения) на совмещение юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) деятельности платежного агента и банковского платежного агента (субагента).
Принимая во внимание, что деятельность платежного агента и деятельность банковского платежного агента (субагента) регулируются положениями различных федеральных законов (Федеральным законом № и Федеральным законом № соответственно), устанавливающих различные режимы специальных банковских счетов платежного агента и банковского платежного агента (субагента), то лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), должен быть открыт специальный банковский счет (счета) платежного агента и специальный банковский счет (счета) банковского платежного агента (субагента).
При этом перевод денежных средств между специальным банковским счетом банковского платежного агента (субагента) и специальным банковским счетом платежного агента, в том числе открытых одному лицу, совмещающему деятельность платежного агента и банковского платежного агента (субагента), не будут соответствовать законодательству о национальной платежной системе, поскольку зачисление денежных средств на специальный банковский счет банковского платежного агента (субагента) и специальный банковский счет платежного агента возможно только со специальных банковских счетов с соответствующим режимом (ч. 16 и ч. 17 статьи 4 Федерального закона № 103- ФЗ; ч. 5 и ч. 6 статьи 14 Федерального закона №
Частью 16 статьи 4 Федерального закона № установлен исчерпывающий перечень операций, которые могут осуществляться по специальному банковскому счету платежного агента.
В соответствии с частью 17 статьи 4 Федерального закона № осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Осуществление по специальному банковскому счету платежного агента операций в нарушение режима счета, предусмотренного частями 16 и 17 статьи 4 Федерального закона № может являться основанием для признания кредитной организацией таких операций в качестве вызывающих подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и принятия кредитной организацией решения о направлении сообщений о таких операциях в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В части 5 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № и частях 16, 19 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № установлены исчерпывающие перечни операций по специальным банковским счетам банковского платежного агента (субагента), платежного агента и поставщика (соответственно).
Кредитная организация обязана совершать операции по специальному банковскому счету в соответствии с его режимом, установленным в части 5 статьи 14 Федерального закона № и частях 16, 19 статьи 4 Федерального закона № которым не допускается списание денежных средств на небанковские счета (внутренние счета банка).
В перечне операций по специальному банковскому счету банковского платежного агента (платежного агента) отсутствуют операции, связанные с зачислением на его специальный банковский счет денежных средств, поступивших с банковских счетов, не являющихся специальными банковскими счетами, а также денежных средств, поступивших от физических лиц путем перевода денежных средств без открытия банковских счетов.
Операции, не предусмотренные режимом специального банковского счета, не подлежат исполнению кредитной организацией (часть 6 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ и часть 17, 20 статьи 4 Федерального закона №
Согласно части 18 статьи 4 Федерального закона № поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № деятельность по приему платежей осуществляется оператором по приему платежей на основании заключенного им с поставщиком договора, по условиям которого оператор по приему платежей обязан осуществлять по платежам, принятым им от плательщиков в рамках указанной деятельности, последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом № предусмотрено право оператора по приему платежей привлекать платежного субагента для приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре (часть 7 статьи 4), а также установлена обязанность платежного субагента для приема платежей заключить с оператором по приему платежей соответствующий договор, по условиям которого платежный субагент обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 9 статьи 4).
Учитывая изложенное, отмечаем, что принятые платежным субагентом от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с его специального банковского счета на специальный банковский счет оператора по приему платежей, с которым у данного платежного субагента заключен соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Поступления наличных денег на счета платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов в соответствии с Порядком составления и представления формы отчетности 0409202 «Отчет о наличном денежном обороте», установленным Указанием Банка России от 12.11.2009 № «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», с изменениями (далее — Отчет 0409202), отражаются по экономическому содержанию по символам прихода в частности:
Дополнительно данные операции отражаются по символу 100 «Поступления от платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов».
Аналогичным образом отражаются и поступления наличных денег на счета банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов: сначала по экономическому содержанию по символам прихода Отчета 0409202, а затем — по символу 99 «Поступления от банковских платежных агентов, банковских платежных субагентов».
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым относятся плательщики и получатели средств.
Часть 10 статьи 8 Федерального закона № 161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств. Вместе с тем, указанная норма не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств.
Пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.
Федеральный закон № не содержит положений, обязывающих банковского платежного агента использовать платежные терминалы (банкоматы) при осуществлении указанной деятельности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 161-ФЗ перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) является формой безналичных расчетов. При ее избрании сторонами оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств.
Для обеспечения возможности применения прямого дебетования в Положении Банка России от 03.10.2002 № «О безналичных расчетах в Российской Федерации» в редакции Указания Банка России от 12.12.2011 № «О внесении изменений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года № «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее — Положение № предусмотрено использование платежных требований исключительно с согласия (акцепта) плательщика, которое может быть дано до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) либо после его поступления обслуживающему плательщика банку. В связи с этим глава о расчетах платежными требованиями, оплачиваемыми без акцепта плательщика, исключена из Положения №
Расчеты посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика регулируются положениями статьи 6 Федерального закона № главами части I Положения № При оформлении заранее данного акцепта плательщика следует руководствоваться частью 3 статьи 6 Федерального закона № 161-ФЗ, согласно которой акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком, либо в виде отдельного документа или сообщения.
В случае если акцепт дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) поле 36 «Срок для акцепта» не заполняется.
С целью снижения, в том числе, издержек кредитных организаций и их клиентов по внесению изменений в ранее заключенные договоры Банком России издано Письмо от 23.12.2011 № «О вопросах применения платежных требований», в котором указано, что при наличии в договоре условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика по требованиям третьих лиц без акцепта плательщика платежное требование, содержащее условие оплаты «с акцептом», подлежит приему и исполнению на условиях заранее данного акцепта плательщика.
Статья 1 Закона № устанавливает предмет регулирования указанного Закона, к которому, в числе прочего, относится порядок использования электронных средств платежа.
Часть 19 статьи 3 Закона № непосредственно относит к электронным средствам платежа платежные карты.
Таким образом, нормы Закона № применяются при совершении операций с использованием платежных карт международных платежных систем, эмитированных на территории Российской Федерации, при совершении операций с их использованием как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами (например, в части порядка информирования клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, предусмотренного пунктом 4 статьи 9 Закона №
Согласно части 4 статьи 9 Закона № оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа, к которому относится в том числе способ, позволяющий клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения с использованием реквизитов электронного средства платежа в целях осуществления перевода денежных средств с использованием информационнокоммуникационных технологий, путем направления клиенту соответствующего уведомления.
Порядок (включая информирование об операциях, совершенных с использованием дополнительно эмитированных платежных карт) и способы доведения до сведения клиента указанной информации (например, посредством телефонной связи, СМС-сообщений, электронной почты), а также получения от клиента необходимых для выполнения требований Закона № сведений устанавливаются оператором по переводу денежных средств в договоре, заключаемом с клиентом.
При этом в договоре с клиентом может быть предусмотрено его информирование о совершенных операциях и (или) предоставление отчета о совершенных операциях при его личном обращении, а также информирование о совершении с использованием электронного средства платежа иных операций, в том числе не связанных с осуществлением перевода денежных средств (например, получение клиентом информации об остатке денежных средств на его банковском счете).
Кроме того, исполнение кредитной организацией публично-правовой обязанности, установленной законом, не может быть обусловлено фактом исполнения клиентом гражданско-правовой обязанности по оплате услуг кредитной организации.
В случае, предусмотренном пунктом 2.1 Положения Банка России от 24 декабря 2004 года № «Об эмиссии банковских карт и об операциях с использованием платежных карт», когда операции с использованием нескольких расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт, выданных кредитной организацией-эмитентом клиенту, осуществляются по одному счету клиента, установленная частью 7 статьи 9 Закона № обязанность оператора по переводу денежных средств предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, распространяется на все эмитированные карты.
В целях обеспечения исполнения кредитными организациями требований статьи 9 Закона № Банком России издано письмо от 14 декабря 2012 года № «О Рекомендациях по вопросам применения статьи 9 Федерального закона «О национальной платежной системе», в котором отражены наиболее актуальные для кредитных организаций вопросы применения указанной статьи Закона № включая вопросы информирования клиента о совершении операций с использованием электронного средства платежа.
Данные рекомендации подробно обсуждались с объединениями участников рынка.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № использование электронного средства платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом.
Таким образом, возможность приостановления или прекращения использования электронного средства платежа по инициативе оператора по переводу денежных средств при осуществлении мошеннических действий третьих лиц может быть предусмотрена в таком договоре в качестве элемента порядка использования электронного средства платежа (часть 9 статьи 9 Закона №
Требование о безусловном возмещении оператором по переводу денежных средств клиенту суммы операции, совершенной без его согласия после направления оператору по переводу денежных средств уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 9 Закона № установлено частью 12 данной статьи.
Порядок уведомления клиентом кредитной организации, предусмотренный пунктом 11 статьи 9 Закона № может быть конкретизирован в заключаемом между ними договоре в зависимости от используемого электронного средства платежа и сроков уведомления кредитной организацией клиента о совершенных операциях.
При этом установленный пунктом 11 статьи 9 Закона № максимальный срок уведомления клиентом кредитной организации (не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции) способствует заинтересованности клиента в сохранении электронного средства платежа и исключении нарушений порядка его использования.
Частью 15 статьи 9 Закона № 161-ФЗ установлено, что если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиентафизического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 указанной статьи и клиент — физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 данной статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентомфизическим лицом уведомления. При этом в указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица.
Указанная норма соответствует существующей мировой практике регулирования рынка платежных услуг и призвана обеспечить защиту интересов клиентов при использовании ими электронных средств платежа.
При этом необходимость защиты прав гражданина как экономически слабой стороны в правоотношениях между кредитной организацией и клиентом была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23 февраля 1999 года №
В этой связи полагаем, что оценка инициативы участников национальной платежной системы по внесению изменений в статью 9 Закона № возможна только после анализа результатов реализации соответствующих норм данного Федерального закона.
1. В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № операторами по переводу денежных средств являются Банк России, кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, и Внешэкономбанк, т.е. организации-резиденты Российской Федерации. Следовательно, под банковскими счетами операторов по переводу денежных средств понимаются банковские счета организаций-резидентов Российской Федерации.
2. При определении значения переводов денежных средств в соответствии с Указанием № осуществляемых между банковскими счетами операторов по переводу денежных средств, должны учитываться как межбанковские переводы денежных средств, в соответствии с которыми плательщиками и получателями денежных средств являются сами операторы по переводу денежных средств, так и клиентские переводы, в соответствии с которыми плательщиками и получателями денежных средств являются клиенты таких операторов по переводу денежных средств — физические и юридические лица.
3. Согласно пункту 2 статьи 3 Закона № оператор по переводу денежных средств — организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств, т.е. юридическое лицо, имеющее право на осуществление банковских операций. В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» филиалы и представительства кредитной организации не являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании положений, утверждаемых создавшей их кредитной организацией. Кроме того, представительства кредитной организации, в отличии от ее филиалов, не имеют права осуществлять банковские операции, в том числе открывать и вести корреспондентские счета других кредитных организаций. Обязанность обеспечить направление в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы в соответствии с требованиями части 39 статьи 15 Закона № возникает у оператора по переводу денежных средств как юридического лица, независимо от того, в головном офисе или филиале открыты корреспондентские счета «Лоро» другим кредитным организациям.
Таким образом, при определении общего объема переводов денежных средств в соответствии с Указанием № необходимо учитывать суммы переводов денежных средств, осуществляемых между корреспондентскими счетами «Лоро» разных кредитных организаций, открытыми в головном офисе и филиалах юридического лица — оператора по переводу денежных средств.
Банк России не возражает против изменения норм Закона № не содержащих достаточной определенности в отношении исчисления сроков, указанием на рабочий день установленного срока.
В соответствии с частью 19 статьи 3 Закона № под электронным средством платежа понимается средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств.
Таким образом, из данного определения не следует, что распоряжения клиента являются электронными средствами платежа.
Система «Клиент-банк» будет являться электронным средством платежа, если при ее использовании клиентом оператора по переводу денежных средств возможно составление, удостоверение и передача распоряжений в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов (часть 19 статьи 3 Закона №
При осуществлении операций по специальным банковским счетам банковского платежного агента следует руководствоваться режимом специального банковского счета, установленным частями 5 и 6 статьи 14 Закона № 161-ФЗ.
Таким образом, списание денежных средств со специального банковского счета банковского платежного агента возможно на банковские счета, как банковского платежного агента, так и иных лиц, открытые, как в кредитной организации, привлекшей банковского платежного агента, так и в иных кредитных организациях.
При этом отмечаем, что внутренний контроль кредитной организации должен обеспечивать исключение вовлечения кредитной организации и участия ее служащих в осуществлении противоправной деятельности, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма (пункт 1.2.4 Положения Банка России от 16 декабря 2003 года № «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»).
Согласно части 1 статьи 4 Закона № оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № относятся плательщики и получатели средств.
Таким образом, условия уплаты комиссионного вознаграждения оператору по переводу денежных средств могут быть определены соответствующим договором, указанным в пункте 1 статьи 4 Закона № Кроме того, Закон № не содержит положений, ограничивающих возможность получения комиссионного вознаграждения с получателя денежных средств в рамках иных гражданско-правовых договоров. При этом часть 10 статьи 8 Закона № не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств.
Требование пункта 20 части 1 статьи 20 Закона № распространяется на платежные системы, операторами которых являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, частью 2 статьи 20 Закона № установлено, что правилами платежной системы могут быть предусмотрены другие положения, необходимые для обеспечения функционирования платежной системы. Поэтому, взаимодействие с иностранными платежными системами, которые являются таковыми согласно законодательству стран местонахождения платежных систем и не являются таковыми согласно Закону № может быть отражено в правилах российской платежной системы, если это необходимо для обеспечения функционирования данной платежной системы.
Создание оператором платежной системы коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе, в состав которого включаются ответственные за управление рисками представители оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы является правом для оператора платежной системы (часть 6 статьи 28 Закона № и обязанностью для оператора значимой платежной системы (часть 8 статьи 28 Закона №
При этом Закон № не регулирует организационные аспекты функционирования коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе.
Правила платежной системы, определенные оператором платежной системы, должны соответствовать требованиям Закона № (пункт 3 части 8 статьи 15 Закона №
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона № безотзывность перевода денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, наступает с момента списания денежных средств с банковского счета плательщика или с момента предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета, если иное не обусловлено применяемой формой безналичных расчетов или федеральным законом.
Учитывая изложенное, а также то, что в соответствии с частью 3 статьи 20 Закона № правила платежной системы, за исключением правил платежной системы Банка России, являются договором, момент наступления безотзывности перевода денежных средств, установленный правилами платежной системы, должен соответствовать законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Указанная норма ГК РФ распространяется на договор присоединения, которым в соответствии с частями 3 и 7 статьи 20 Федерального закона № являются правила платежной системы.
Невозможность изменения по соглашению сторон договора присоединения ГК РФ и Федеральным законом № не предусмотрена.
Установленные в части 8 статьи 20 Федерального закона № сроки для внесений изменений в правила платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной системы с изменениями правил платежной системы применяются при внесении оператором платежной системы изменений в правила платежной системы в одностороннем порядке.
Таким образом, сроки внесения изменений в правила платежной системы и предварительного ознакомления участников платежной системы с изменениями правил платежной системы могут быть более короткими, чем предусмотренные частью 8 статьи 20 Федерального закона № при согласии всех участников платежной системы с вносимыми изменениями.
Что касается оформления процедуры получения такого согласия, то в соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное. Правила платежной системы имеют письменную форму. Согласно пункту 21 части 1 статьи 20 Федерального закона № порядок изменения правил платежной системы должен определяться правилами платежной системы.
Установленный частью 13 статьи 16 Закона о НПС в отношении ОУПИ запрет на приостановление (прекращение) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам применяется в рамках платежной системы, правила которой являются договором, за исключением правил платежной системы Банка России (часть 3 статьи 20 Закона о НПС), и не распространяется на обязанность ОУПИ приостанавливать (прекращать) оказание услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 5 статьи 15 Закона о НПС оператор платежной системы обязан осуществлять контроль за соблюдением правил платежной системы участниками платежной системы, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке, установленном Банком России. Часть 1 статьи 20 Закона о НПС требует включения в правила платежной системы, являющиеся публично доступными и действующими в отношении всех участников платежной системы, положений, касающихся указанных обязанностей. Кроме того, часть 10 статьи 21 Закона о НПС определяет, что для каждого вида участия в платежной системе правилами такой платежной системы устанавливаются отдельные критерии участия, которые должны включать доступные для публичного ознакомления требования, обеспечивающие равноправный доступ участников платежной системы одного вида в платежную систему, которые могут касаться, в том числе, факторов, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы.
В связи с этим не является односторонним приостановление (прекращение) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам, осуществляемое в соответствии с правилами платежной системы в целях осуществления контроля за соблюдением правил платежной системы участниками платежной системы, обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы.
Что касается включения в правила платежной системы положений, предусматривающих возможность приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и их клиентам в случаях, связанных с требованиями законодательства иностранных государств, решениями иностранных органов и должностных лиц, то это может повлечь создание условий для неисполнения оператором платежной системы обязанности по обеспечению бесперебойности оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы и бесперебойности функционирования платежной системы, установленной пунктом 5 статьи 15 Закона о НПС, что противоречит требованиям законодательства Российской Федерации и в связи с этим является недопустимым.