выплачивать закят что значит

А ты владеешь нисабом? Закят и его нормы

В статье «Закят: приумножает и очищает» мы рассказали о его определении, статусе, достоинстве выплаты, тяжести неуплаты, а также мудрости предписания. Сегодня мы, с дозволения Аллаха, остановимся на основных правовых аспектах, касающихся этого столпа ислама. В одной подобной статье не представляется возможным полностью раскрыть данную тему. Это требует научного подхода, который труден для восприятия и запоминания информации. По этой причине людям, не обладающим исламскими знаниями, необходимо обращаться к специалистам в области исламского права, которые разъяснят, как правильно рассчитать и выплатить закят в той или иной частной ситуации, которая выходит за рамки самых простых общих случаев. Данная же статья даст только поверхностные представления о том, кто, когда, кому и сколько должен. На сегодняшний день мусульмане в первую очередь должны осознать обязательность соблюдения третьего столпа ислама. А узнать, как это осуществляется на практике, сегодня, хвала Аллаху, не проблема.

Для кого обязателен закят?

Выплата закята обязательна при следующих условиях:

1. Ислам. Закят является обязанностью, возложенной на мусульман, и не выплачивается немусульманами. Доказательством этому служит хадис от Муаза, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Призови их к свидетельству о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, … если они подчинятся тебе в этом, то разъясни им, что Аллах обязал их выплачивать закят…» (Аль-Бухари, Муслим). Как видно из хадиса, принятие ислама предшествует выплате закята, чему есть и много других доказательств.

Однако это не означает, что кяфиры не будут наказаны за неуплату закята или за любую другую обязанность, возложенную Всевышним на мусульман. Просто шариат не предписывает им ничего до того, как они примут ислам. Всевышний Аллах сказал: «В Райских садах они будут расспрашивать друг друга о грешниках. Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз. Мы не кормили бедняков. Мы погружались в словоблудие вместе с погружавшимися. Мы считали ложью Последний день, пока к нам не явилась убеждённость (смерть)» (Священный Коран, сура «Завернувшийся», аяты 40 – 47, перевод смысла).

2. Владение нисабом – минимумом любого из облагаемых закятом видов имущества. С имущества мусульманина в количестве, не достигающем нисаба, закят не выплачивается. Доказательства этого условия будут приведены с разъяснением относительно каждого вида имущества в отдельности, иншаАллах.

3. Владение нисабом в течение лунного года. Закят с имущества не выплачивается, пока не пройдёт полный непрерывный лунный год владения его нисабом. Если, к примеру, мусульманин начал отсчёт года с момента овладения нисабом одного из облагаемых закятом видов имущества, и до того, как прошёл год, количество данного вида имущества опустилось ниже нисаба, пусть даже на один день, то отсчёт должен быть начат заново. За прошедшее же время закят не выплачивается, каким бы большим количеством имущества человек не обладал. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Закят не выплачивается с имущества, которым человек не владеет в течение целого года» (Абу Дауд).

Исключение составляют предметы торговли и продукты земледелия (об этом далее), а также клады золота и серебра, на чём мы не будем останавливаться.

Как вытекает из приведённых условий, закятом облагается и имущество недееспособных мусульман: детей и умалишённых, на что указывает сообщение от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которое подкрепляется словами и практикой сподвижников. Ответственными за выплату закята с имущества недееспособных мусульман являются их опекуны.

Также важно отметить, что, согласно более сильному из мнений учёных, при расчёте нисаба и закята в имущество мусульманина включают и суммы его долгов.

Виды имущества, облагаемого закятом

Закят выплачивается со следующих видов имущества:

1. Золото, серебро, деньги. Всевышний Аллах сказал: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (сура «Покаяние», аят 34, перевод смысла) Как разъяснил Ибн Умар, под накоплением в данном аяте подразумевается золото и серебро, с которого не выплачивается закят (Аль-Бухари).

2. Скот: верблюды, коровы, овцы и козы. Доказательством этого является известное письмо Абу Бакра, текст которого приводит Аль-Бухари. В нём говорится о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязал мусульман выплачивать закят с перечисленных выше видов животных.

3. Продукты земледелия: плоды и зерновые. Всевышний Аллах сказал: «Вкушайте эти плоды, когда они созревают, и отдавайте должное в день уборки» (сура «Скот», аят 141, перевод смысла). От Ибн Аббаса передаётся, что в этом аяте имеется в виду выплата закята.

Закят выплачивается c продуктов земледелия, которые могут выступать основными продуктами питания. От Абу Мусы аль-Аш’ари и Муаза передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал им: «Собирайте закят только с четырёх видов зерновых и плодов: “ячменя, пшеницы, изюма и фиников”» (передал Аль-Хаким с достоверным иснадом).

4. Предметы торговли. В этот пункт входит всё, чем торгует мусульманин, независимо от того, облагаются предметы товара закятом сами по себе (как перечисленные выше) или нет. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Делайте пожертвования из приобретённых вами благ» (сура «Корова», аят 267, перевод смысла). От Муджахида передаётся, что этот аят был ниспослан по поводу торговли.

5. Клады золота и серебра. Относительно закята с кладов золота и серебра передаются достоверные хадисы, а обязательность выплаты утверждена единогласным мнением исламских учёных (Ан-Навави, «Аль-Маджму’», 6/73,74).

Нисаб и доля выплаты из имущества каждого вида

1. Золото, серебро, деньги. Нисаб золота составляет 85 грамм. Нисаб серебра – 595 грамм. Нисаб денег – эквивалент 85 грамм чистого золота. Выплачиваемая доля со всех трёх данных видов имущества – 2,5 % на момент выплаты. Со слов Али ибн Абу Талиба передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если у тебя есть двести серебряных дирхемов, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них пять дирхемов. И ты не обязан выплачивать закят, если у тебя золота меньше двадцати динаров. А если у тебя есть двадцать динаров, которыми ты владел в течение целого года, то ты должен выплатить с них полдинара. Если денег будет больше, то закят следует подсчитывать из такого же расчёта. Однако закят не выплачивается с имущества, которым человек не владел в течение целого года»(Абу Дауд). 200 серебряных дирхемов и 20 золотых динаров соответствуют 85 граммам золота и 595 граммам серебра (согласно наиболее сильному из мнений учёных по данному вопросу (Мухаммад Мухтар аш-Шанкити «Дурусу умдати льфикх»)).

2. Скот. Нисаб коров составляет 30 голов. Выплачиваемая доля: со стада, включающего от 30 до 39 голов, закят составляет одну однолетку; от 40 до 59 голов – одну двухлетку; более 60 голов – две однолетки; и далее с каждых 30 голов взимается однолетка, а с каждых 40 голов – двухлетка.

Нисаб овец и коз составляет 40 голов. Выплачиваемая доля: со стада, включающего от 40 до 120 голов, закят составляет одну овцу; от 121 до 200 голов – две овцы; более 201 головы – три овцы; и далее с каждой сотни взимается одна овца. Доказательством перечисленного является уже упомянутое письмо Абу Бакра.

3. Продукты земледелия. Нисаб с плодов и зёрен составляет 900 литров. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Зёрна и плоды не облагаются закятом, если их меньше пяти поклаж» (Муслим). 5 поклаж соответствуют 900 литрам.

Выплачиваемая доля: при поливе без участия человека выплачивается одна десятая часть урожая; при самостоятельном орошении – одна двадцатая. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «С того, что поливается водой с неба и с пальм, впитывающих корнями дождевую воду из вырытых ям, выплачивается одна десятая [часть урожая], а с того, что орошается, – одна двадцатая» (Аль-Бухари).

4. Предметы торговли. Нисаб – эквивалент 85 грамм золота. Выплачиваемая доля – 2,5 % стоимости товара на момент выплаты. Закят с торговли выплачивается деньгами.

Дополнения

1. Относительно выплаты закята с золотых и серебряных украшений женщины учёные разделились. Согласно одному мнению, закят с украшений, используемых женщиной, количество которых не выходит за рамки обычая и традиций в обществе, не выплачивается. Согласно другому мнению, закят выплачивается со всех золотых и серебряных украшений. Шафииты придерживаются первого мнения.

2. Скот, который не пасётся на пастбище большую часть года, закятом не облагается. Также закятом не облагается рабочий скот. Условие владения имуществом в течение года не касается потомства скота, которое появляется в ходе отсчитываемого периода.

3. Закят с урожая (продуктов земледелия) выплачивается сразу после его сбора.

4. Дополнительным условием закята с предметов торговли является намерение на торговлю. Если мусульманин, к примеру, приобрёл автомобиль для личного пользования, после чего решил его продать, то в таком случае он не облагается закятом.

Так же, как если бы он приобрёл его для торговли, однако решил оставить себе.

Ещё одно отличие закята с предметов торговли состоит в том, что владение нисабом берётся в расчёт только в конце отсчитываемого года. Таким образом, неважно, владел ли торговец нисабом в начале и в течение года или нет. Если он имел товар, который намеревался продать, в течение полного лунного года, и при подсчёте товара в конце этого года оказалось, что он владеет нисабом, то торговец обязан выплатить закят.

Кому выплачивается закят?

Закят выплачивается восьми категориям мусульман, перечисленным в аяте: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60, перевод смысла).

Заключение

Выплата закята – это поклонение Всевышнему Аллаху, которое, как и другие виды поклонения, требует искренности, неподдельности и намерения, без которого оно не будет действительным. Мусульманин, выплачивающий закят, должен знать, что исполняет возложенную на него Всевышним Аллахом обязанность, от которой его не освобождают никакие другие добровольные пожертвования, какими бы большими они ни были.

Основные использованные источники:
1. Мустафа аль-Хин, Мустафа аль-Буга, Али аш-Шурбаджи, «Фикху-ль-манхаджи ‘аля мазхаби-ль-имами ш-Шафии»;
2. Мухаммад Мухтар аш-Шанкити, «Дурусу умдати-ль-фикх ли-бни Кьудама».

Абдулмумин Гаджиев [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Источник

Основы Ислама

Закят и Милостыня (аль-Фитр)

ЗАКЯТ

ЧТО ТАКОЕ ЗАКЯТ. ПОЛЬЗА ЗАКЯТА

Четвертым столпом Ислама является закят. Выплата его была вменена мусульманам в обязанность во втором году хиджры, до того как пост в месяц Рамадан стал обязательным. Закят – это поклонение Создателю имуществом.

Закят заключается в ежегодном отчислении состоятельным мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу бедных.

Закят вместе с намазом упоминаются в Коране 27 раз. Этот факт подтверждает его важную роль в Исламе.

Закят – это поклонение (ибада), которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество и пробуждает в душах людей милосердие. Благодаря закяту зависть покидает сердца бедных и неимущих, укрепляется единство общества.

Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаха и освобождался от подчинения всему иному, являясь господином всего того, что есть в этом мире.

Закят увеличивает состояние верующего и сохраняет его благоденствие (баракят). Имущество, с которого был выплачен закят, оберегается Аллахом. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Оберегайте ваше имущество выплатой закята» [1] .

Закят служит мерилом искренности верующего. Отчисляя закят, человек вверяет себя Аллаху, благодарит Его за дарованные блага и милости. Он приносит пользу обществу и заслуживает любовь окружающих.

Благодаря выплате закята бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности, имеющие отношение к проявлению повиновения Аллаху. Также благодаря закяту бедный человек ощущает на себе заботу и внимание других членов общества, он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его. Нуждающийся человек принимает помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженными, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которая принадлежит ему по праву.

Кто должен выплачивать закят

Выплачивать закят обязан тот, кто является:

НИСАБ. УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВЫПЛАТА ЗАКЯТА ОБЯЗАТЕЛЬНА

Нисаб – это мера богатства, установленная религией, обладая которым человек обязан выплачивать закят. Нисаб составляет сумму денежных единиц (валют), золота и серебра, которая в совокупности равна стоимости примерно 80 граммов золота или 561 грамма серебра.

Владея данным имуществом в течении одного полного лунного года, обязательно (фард) выплатить 2,5% от общей стоимости имущества на конец года, если оно равно или превышает нисаб.

Выплата милостыня «аль-фитр» в месяц Рамадан и совершение жертвоприношение (курбан) в дни праздника Курбан-байрам является необходимым (ваджиб) для обладающих нисабом имущества или денег, но при этом не требуется владение имуществом полный год и не требуется, чтобы имущество было увеличивающимся.

Также условием правильной выплаты закята является намерение, которое должен сделать выплачивающий при передаче закята. Произносить его вслух необязательно.

ИМУЩЕСТВО, КОТОРОЕ НЕ ВХОДИТ В ИСЧИСЛЕНИЕ НИСАБА

При исчислении нисаба в него не включаются предметы первой необходимости, такие как дома и квартиры, в которых живут, предметы домашнего обихода, одежда и обувь, средства передвижения, книги, не предназначенные для торговли, инструменты ремесленника, необходимая пища, украшения из алмазов, изумрудов и т.д. (кроме золота и серебра), которые не предназначаются для продажи.

НИСАБ И РАЗМЕР ЗАКЯТА С РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА

Вид имущества

Нисаб

Размер закята

≥ стоимости 80,18 г золота

≥ стоимости 80,18 г золота

1 годовалый теленок

С увеличением поголовья скота формула исчисления закята меняется. За вышеперечисленное имущество можно платить закят как самим имуществом, так и деньгами.

КОМУ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ

В Священном Коране говорится:

Таким образом, выделяют следующие направления выплаты закята:

При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:

Следует стараться, чтобы средства закята дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.

Закят не выплачивается:

ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЗАКЯТ

Те, кто обязаны выплачивать закят, но не выполняют данное предписание религии, будут наказаны Всевышним Аллахом.

В Священном Коране говорится:

«Горе язычникам (многобожникам), которые не выплачивают закят и отрицают жизнь вечную» [4] .

В Судный День обитатели Рая спросят у грешников:

Человек, не выплачивающий закят, но не отрицающий его обязательности (фард), является грешником, но остается верующим мусульманином. Отрицающий обязательность выплаты закята выходит из Ислама.

Выплата милостыни «аль-фитр» является необходимым (ваджиб) для мусульманина, который не имеет долгов и обладает нисабом на день праздника Ураза-байрам. При этом не обязательно владеть имуществом в течении года и его увеличение.

Милостыню «аль-фитр» раздают во время месяца Рамадан. Лучшее время для ее выплаты – это день праздника Ураза-байрам до праздничного намаза. Можно также отдать его в течение всего месяца Рамадан и в день праздника.

Для обладающего нисабом мусульманина необходимым (ваджиб) является выплата милостыни «аль-фитр» за себя и за своих детей, которые не достигли совершеннолетия.

Обычно в качестве милостыни «аль-фитр» дается определенное количество одного из следующих продуктов:

Однако, милостыню «аль-фитр» можно выплатить и в денежном эквиваленте. Лучше дать то, что принесет большую пользу нуждающемуся.

Одна милостыня «аль-фитр» не делится, ее отдают только одному человеку. Можно дать одному бедняку больше одной милостыни «аль-фитр». При ее передаче делается намерение, что это милостыня «аль-фитр», но говорить об этом бедняку вслух не обязательно.

Милостыня «аль-фитр» выплачивают тем же, кому выплачивают закят.

Тот, кто обладает нисабом и не соблюдал пост в месяц Рамадан, также должен выплатить «аль-фитр».

Раздавая милостыню «аль-фитр» в день праздника, состоятельные мусульмане радуют бедняков. Выплата этой милостыни способствует принятию поста верующего и спасению от мучительной смерти и наказания в могиле.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

[1] Ат-таргыб ват-тархиб, том I, стр. 520.

Источник

Значение и польза закята

выплачивать закят что значит. Смотреть фото выплачивать закят что значит. Смотреть картинку выплачивать закят что значит. Картинка про выплачивать закят что значит. Фото выплачивать закят что значит

Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, достигших определенного уровня.

Всевышний, говоря в Коране о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придается закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность – это обязанность.

Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определенного достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не отдаем им положенное, т.е. не выплачиваем закят, то получается, что мы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Это недостойный мусульман поступок.

В тоже время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха и увеличении блага для тех, кто расходует на закят из того, чем Аллах их наделил.

Размер и сроки выплаты закята.

Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.

Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.

Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 часть, т.е. 2,5% из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что более этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, чем больше та часть имущества, которая выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом. Воистину нет ничего справедливее предписаний Всевышнего.

Из чего же состоит закят?

Он делится на две основные части:

1. Закят разговения (закят уль-фитр)

2. Закят с имущества (закят уль-мал)

Первая часть закята – закят уль-фитр связана с соблюдением поста в месяц Рамазан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., недопустимые для постящегося, так же, как пища и питье.

Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.

Закят с имущества обязателен по истечении определенного срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.

Как распределяется закят?

Всевышний в Коране четко определил людей, которым предназначен закят. Милостыня предназначена для бедных, нуждающихся, работающих в связи со сбором и выплатой закята, тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обремененных долгами, для тех, кто на пути Аллаха и для путников. Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня. Вторая категория – нуждающиеся (факир) это нищие, которые отличаются от бедных еще худшим положением. Это те, которые не владеют ни чем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать. Третья категория – люди связанные с закятом (амиль) – это те, которых назначил имам для сбора и распределения закята. Четвертая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалафату кулубихим) – это люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке. Пятая категория, получающих закят (рикаб), – это рабы, освобожденные с условием выкупа. Шестая категория (харим) – это обремененные долгами, которые разрешены Шариатом. Седьмая категория (ахлу сабилиллах) – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу. Восьмая категория – путники (ибн сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.

Дача закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Муталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.

Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т.п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что не уменьшается имущество того, кто дает милостыню.

Да поможет Всевышний верующим идти по пути Истины! Амин.

Источник

Кому выплачивать закят?

Когда наступает время выплаты закята, я забываю некоторые моменты — кому можно, кому нежелательно. Не могли бы вы подробнее раскрыть этот вопрос. Захида Шарипова, Казань.

Всевышний сказал: «Поистине, собираемая милостыня (закят) предназначается беднякам и нуждающимся, сборщикам закята, для привлечения сердец, освобождения рабов, для погашения долгов, на пути Аллаха и путешественнику, оставшемуся без средств. Так предписано Аллахом, ведь Аллах Мудрый и Знающий» (Сура «ат-Тауба», 9 / 60).

В этом аяте Всевышний определил восемь целей расходования закята:

3) Сборщикам закята.

4) Для привлечения сердец к Исламу.

5) Для освобождения рабов.

Бедняк — это неимущий обездоленный мусульманин, у которого нет заработка и самого необходимого для жизни.

Нуждающийся — человек, который имеет прожиточный минимум, но остаётся без средств на другие потребности, например, лечение, образование.

К этим категориям относятся: сироты, вдовы, разведённые, пожилые, инвалиды, больные, которые лишены возможности работать, учащиеся, семьи, чьи кормильцы в заключении или неизвестно их местонахождение.

Сборщики закята — люди, которым доверен сбор средств руководством мусульманского государства или уммы. К этой категории относятся все, кто принимает участие в получении, хранении, учёте и распределении закята. Сборщик должен соответствовать следующим условиям:

1) Быть мусульманином.

3) Праведным и честным, заслуживающим доверие мусульманином.

4) Иметь достаточные знания о закяте.

5) Соответствовать выполняемой работе.

Для привлечения сердец — если выплата закята немусульманам принесёт благо умме или отвратит зло. Также к этой категории относятся новообращённые или слабые в вере мусульмане, которых выплата закята укрепит в вере. В современном мире действительно закят можно давать новообращенным и слабым в вере мусульманам.

Также сюда относятся акции, которые верующие проводят для укрепления межконфессиональных отношений и формирования положительного образа Ислама и мусульман. В эту категорию закята входит распространение призыва к Истине через средства массовой информации и противостояние исламофобии.

Можно добавить и помощь немусульманам, попавшим в стихийные бедствия и катастрофы, так как это создаёт положительное представление о мусульманах.

Для освобождения рабов — Ислам освобождает человечество от любых форм зависимости. Поэтому Аллах повелел расходовать закят для освобождения мусульман от рабства и получения свободы. Слава Всевышнему, сегодня нет в мире рабства, но закят можно использовать для освобождения пленных мусульман.

Должники — это мусульмане, которые имеют не связанные с запретным долги и имущество которых не достигает нисаба. Считается, что к этой категории также относятся мусульмане, ставшие жертвами катастроф, природных бедствий и несчастных случаев.

На пути Аллаха — по мнению большинства алимов, закят для тех, кто на пути Аллаха учится, служит людям ради Аллаха, возвеличивания и распространения Ислама. Многие учёные современности считают, что сегодня сюда относятся все виды деятельности, не связанные с войной, но направленные на возвышение, возвеличивание распространение Ислама. Это создание исламских центров в немусульманских странах для просвещения людей, издание мусульманских книг и журналов, поддержка исламских проповедников и преподавателей.

Путники — люди, которые остались в чужой стране без средств. Закят предоставляет им средства для возвращения домой. При этом цель совершаемого путешествия не должна быть греховной: поездка может быть обязательной, желательной или не поощряемой, но не запрещённой шариатом. Условием предоставления помощи является также отсутствие у путника возможности взять деньги в долг. Он имеет право получить помощь, если вынужден для завершения дел надолго задержаться в чужой стране.

При расходовании закята необязательно распределять средства по всем восьми категориям.

Правила выплаты закята

1. Закят разрешается выплачивать одной из указанных восьми категорий людей, и не обязательно распределять их между всеми группами.

2. Разрешается выдавать деньги для выплаты долга целиком или частично.

3. Средства закята не выплачиваются неверным или вероотступникам. Если же человек соглашается принять Ислам, то ему можно выдать помощь в качестве поощрения.

4. Закят не выплачивается состоятельным людям, так как Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «В нём нет доли ни для богатого, ни для трудоспособного человека».

Закят не принимается Аллахом, если отдан тому, кому он не полагается. Однако если к мусульманину пришёл человек, который выглядит бедным, и он дал ему закят, а впоследствии оказалось, что проситель был богат (и ему не полагались эти средства), то такой закят принимается. Потому что человек может судить только исходя из того, что ему известно, и Аллах не возлагает на него груз выше способностей. Такого мнения придерживались многие алимы, но считали, что подобная ошибка прощается только в том случае, если раздающий закят счёл богатого бедным.

Обо всех остальных случаях алимы говорили, что выплаченный закят не принимается. Однако более достоверным является мнение, что закят принимается, если мусульманин старался поступить правильно, но по ошибке отнёс к одной из восьми вышеперечисленных категорий, которым разрешается брать закят, того, кто к ним не относится. Например, верующий дал средства человеку, будучи уверенным, что тот имеет долг, а оказалось, что у него нет долга. В этом случае закят принимается.

5. Нельзя выплачивать закят тем, кого человек обязан содержать — родителям, детям и жене, но разрешается выплачивать его другим нуждающимся родственникам (дяде, брату, сестре и т.д.). Если же сын обеспечивает отца, у которого есть долг, то сын может из своего закята вернуть долг. Ибо сын обязан обеспечивать родителей, но не обязан выплачивать за них долги. Однако не разрешается возвращать долг из закята, если отец взял их для обеспечения своего существования. Потому что это является обязанностью сына. То же самое относится и к тем, кто обеспечивает мать, сыновей, дочерей и жён.

6. Супруга может давать закят мужу, если он беден, так как она не обязана обеспечивать его материально. Известно, что жена Абдуллаха ибн Масуда выплатила закят своему супругу, и Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) разрешил это.

7. Закят пересылается в другой город или страну только в случае особой необходимости, например, при голоде или отсутствии бедных в этом населённом пункте.

8. Если мусульманин трудился не в городе постоянного проживания, то он должен выплачивать закят в той же местности, а пересылать его в родной город разрешается только в вышеперечисленных случаях.

9. Если человек не в состоянии сразу выплатить закят с имущества, то должен сделать это при первой возможности.

10. Если по прошествии года имущество мусульманина, с которого он должен выплатить закят, пропало или сгорело, то он освобождается от выплаты, даже если точно известна сумма. Однако, если он по прошествии года подсчитал закят, но медлил и в это время лишился имущества, то он не освобождается от выплаты.

11. Не разрешается выкупать обратно вещи, которые мусульманин раздал в качестве закята или пожертвования. Однажды Умар ибн аль-Хаттаб (радыяллаху анху) попросил у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) разрешения купить лошадь, которую он пожертвовал ради Аллаха, тот запретил ему делать это.

Уважаемая сестра Захида, так же Вы можете расширить свои знания, обратившись к статьям по следующим ссылкам:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *