вынести такфир что значит

Отлучение от веры (такфир)

Нередко радикальные группировки, а также враждующие течения в исламе, прибегают к процедуре отлучения от веры (такфир). Слово «такфир» является однокоренным понятию «куфр», которое переводится как «неверие».

Во все времена такфир служил орудием в руках враждующих сторон, которые обвиняли друг друга в неверии, приводя при этом доказательства своей правоты.

На сегодняшний день не существует единого мнения относительно дозволенности такфира в тех или иных ситуациях, что, в свою очередь, вызывает некоторые разногласия в среде богословов. Все учёные едины в том, что отлучению от веры подлежит тот человек, который отрицает фундаментальные положения ислама, например, столпы ислама или столпы веры. То есть если раб Аллаха не только не совершает, но и не считает необходимым выполнять намаз или поститься в Рамазан, то он не является мусульманином.

Что касается ситуации, когда человек не соблюдает религиозную практику, но при этом он не отрицает её необходимость, мнения ученых разделились. Большинство богословов относят таких людей к грешным мусульманам. Исходя из этого, человек не может быть отлучён от веры в случае несоблюдения им религиозных предписаний. В данном случае лишь может снизиться уровень его имана.

Другие же учёные уверены, что мусульманином вправе считаться лишь тот, кто неукоснительно соблюдает предписания религии, а значит, их несоблюдение является причиной для такфира.

Кроме того, более радикально настроенные богословы утверждают, что человек, не соблюдающий предписания религии, не только подлежит такфиру, но и становится мушриком (многобожником), что означает, что такие люди навечно окажутся в Адском пламени. Также некоторые хариджитские течения считают, что человека следует отлучить от веры в том случае, если он упорствует в совершении какого-либо тяжкого греха, например, прелюбодеянии (зина), ростовщичестве (риба), употреблении спиртного и так далее.

Существует и такое мнение, которого придерживаются, например, мутазилиты, гласящее, что в случае, если человек совершает тяжкие грехи, то он не подлежит отлучению, но при этом он не может считаться мусульманином, и таким образом, он занимает промежуточное положение между верой и куфром.

Так или иначе, при вынесении такфира, согласно Шариату, должны соблюдаться следующие условия:

иски, связанные с такфиромР

Процедура отлучения от веры несёт в себе множество рисков, в связи с чем верующим следует быть крайне острожными со своими словами и действиями. Необходимо помнить, что обвинение в неверии – весьма серьёзная процедура, которая в случае малейшей ошибки способна привести к негативным последствиям. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) предостерегал: «Когда один обвиняет другого в нечестии или неверии, обвинение обязательно возвращается к нему самому, если тот, кого он обвиняет, на самом деле таковым не является» (хадис приводится в сборниках Бухари). Это означает, что мусульманин, обвинивший другого в неверии незаслуженно, сам становится неверующим. Таким образом, верующим следует крайне осторожно подходить к вопросу отлучения от веры.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Источник

Что такое такфир и как его рассматривает Шариат?

Уважаемый шейх. Что такое такфир и как его рассматривает Шариат?

Шейх Абдулла Джибрин:

Такфир – это выведение из Ислама определенных личностей или людей с определенными убеждениями или тех, кто исповедует определенную религию. Того, кто вышел из религии Ислам называют кафиром. То есть человек либо мусульманин, либо кафир. И это из убеждений ахлю-сунна. Куфр и Ислам это две противоположные и противоречащие друг другу вещи. С теми, кто в Исламе строятся взаимоотношения как с мусульманином, даже если он совершает что-то из нововведений, которые не выводят из Ислама. А с тем, кто является неверующим, строятся отношения как с неверующим, даже если он обладает некоторыми качествами, присущими мусульманам. То есть человек является либо верующим, либо неверующим. В некоторых текстах (аяты или хадисы) применяется слово куфр в отношении мусульманина за совершение определенных грехов. Однако, ученые сказали, что такой куфр не выводит из религии.

Каковы причины распространения такфира?

Вероятно то, что они посмотрели на некоторые тексты, в которых применяется слово куфр, однако, они не прочли разъяснений ученых по этим текстам. Тем самым они сошлись с хариджитами в этом неправильном убеждении, так как хариджиты считают большой грех куфром, а малый грех большим. Тем, кто распускает свои языки, обвиняя в неверии мусульман, прочитав некоторые тексты без разъяснения ученых, мы ответим так: «Существуют тексты в аятах Корана и хадисах, которые понимаются, как угроза (а не в прямом смысле). Например, угроза от Аллаха убийце: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (Коран. 4:93). А также угроза тому, кто пожирает имущество сироты: «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (Коран. 4:10). Угроза тем, кто во время сражения убегает с поля битвы: «Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (Коран. 8:16). И таких аятов в Коране много. Также существуют хадисы, в которых применяется слово «куфр». Например, слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Ругать мусульманина – нечестие, а сражение с ним – куфр». А также его слова, мир ему и благословение Аллаха: «Два качества в людях является неверием: ругать родословную и громкое причитание по покойному». Ученые единогласны в том, что подобное не выводит из религии, даже если это и называется куфром и имеет с ним схожесть. Таким образом, ученые ахлю-сунна, разъясняя это, сказали, что такие аяты и хадисы приводятся для того, чтобы люди предостерегались от совершения этих грехов, а также для того, чтобы нечестивцы не погрязли в этих грехах, считая их незначительными.

Каким образом по Шариату выносится постановление о том, что человек стал кафиром?

Шейх Салих Али Шейх:

Ученые говорят, что категорически нельзя выводить из Ислама мусульманина, засвидетельствовавшего, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад Посланник Аллаха, кроме как с ясным доказательством, равным тому, с чем он пришел в Ислам. Ведь он зашел в религию с ясным доказательством: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад Посланник Аллаха». Выведение из этого свидетельства должно быть таким же ясным, как и само это свидетельство. Поэтому ученые установили условия и препятствия для такфира.

Условиями такфира являются:

1. Намерение. Слова или действия человека должны быть преднамеренными.

2. Знание. То есть знание того, что он говорит. Чтобы он не был невежественным человеком или живущим далеко от знаний.

3. Сомнение. Для осуждения обязательно устранить у него сомнения. Возможно, он делает та’виль (искажение) или же неправильное толкование. Всякое возможно. Если есть вероятность неправильного понимания в его словах, действиях или поведении, то непременно надо обратиться к судье или к муфтию, для того, чтобы они разъяснили ему его ошибку.

Такфир выносится только в том случае, когда в этом вопросе есть единогласное мнение ученых. И он не выносится в тех вопросах, в которых есть разногласия ученых. Например, один ученый считает, что такое-то действие выводит из Ислама, а другой так не считает, и нет явного довода из Корана и Сунны, которые бы доказывали мнение одной из сторон. Значит, это стало вопросом иджтихада о вероотступничестве, а в этом случае нельзя делать такфир, потому что такфир – это выведение из религии, и он непременно должен основываться на явном и единогласном решении. А в тех вопросах, в которых есть разногласия делать такфир нельзя.

Кто дал тебе право вершить суд над людьми?! Ты говоришь: такой-то кафир! Такой-то нечестивец (фасик)! Дорогой брат, остановись, постой! Знай, ты будешь спрошен: «почему назвал такого-то кафиром?! Почему разжигал смуту между людьми?!» Брат, лучше следи за собой, за своим сердцем и искренностью. Чего ты хочешь этими словами: довольство Аллаха или угождаешь своим страстям? Не обвиняй в неверии никого. Ты обвиняешь людей говоря: «такой-то кафир». Клянусь Аллахом ты не будешь спрошен в Судный день: «почему не обвинил такого-то в неверии?» Но наоборот будешь спрошен: «Почему обвинил такого-то в неверии?!». «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий», – стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Коран. 4:94)

Человек, который обвиняет в неверии целые страны и общества, сам попадает в чувство изолированности и отчужденности. Я помню одного молодого человека, который говорил о футболе. Он говорил, что судья кафир, потому что он судит не тем, что ниспослал Аллах. Также и игроки кафиры, потому что подчинялись судье, который судит не тем, что ниспослал Аллах. А что с обществом? Он говорил, что они тоже кафиры, потому что они довольны этим судом и не противодействовали ему. Эта цепная реакция в вынесении приговоров людям и выведения их из религии приводит к тому, что тем самым человек изолирует себя от общества.

Шейх Мухаммад Исмаил

Шейх Мухаммад Хасан

Одной из причин распространения такфира является опора на старые книги по фикху. И это не значит, что их не надо читать. Нет. Однако, много, что есть в этих книгах, нельзя применять к действительности, в которой мы живем. Упомянем некоторые высказывания ученых об этой проблеме, которые предостерегали от этого. Ибн Кайим, да помилует его Аллах, сказал по этому поводу, что не следует опираться на старые книги по фикху, потому что не все, что есть в этих книгах подходит к нашей действительности. И он сказал следующее: «Кто дал фатву просто опираясь на то, что в книгах, не беря в расчет различие людей в понятиях, привычках, время, местность и положение, тот заблуждается сам и вводит в заблуждение других. Его преступление против религии больше преступления врача, который лечит всех людей одним и тем же методом, опираясь на книгу по медицине. Он не берет в расчет различие стран, привычек, времени и природных качеств людей. Невежественный ученый и невежественный врач наносят самый большой вред религии людей и их здоровью, и да поможет нам Аллах». Ибн Кайим, да помилует его Аллах, говорит: «Применение старых фатв на новые обстоятельства, которые совпадают в названиях и отличаются в положениях, приводят к заблуждению, так как жизнь людей меняется. Проблемы исламского общества и происшествия в мире отличаются от того, что было в прошлом». По этой причине у имама Шафии, да помилует его Аллах, в Ираке был один мазхаб, а когда он переселился в Египет, он поменял свой мазхаб полностью. Почему? Потому что обстоятельства людей изменились, но не потому, что изменилась религия. Религия предусматривает все происходящие изменения и противоречия и поэтому изменение фатвы является нормальным явлением. И это потому, что обстоятельства и проблемы изменяются в зависимости от времени. Более того, одну из глав своей книги «А’лям аль Муакки’ин» он назвал «Глава об изменении и различии фатв по мере изменения времени, местности, обстоятельств, намерений и целей». Однако кто разбирается в этом? Ученые. А эти молодые студенты берут частичные постановления и применяют их относительно проблем Уммы. Необходимо сказать, что есть частичные постановления и общие правила, и они оба должны быть соблюдены в применение на происходящее.
Отличается ли вынесение решения, что какое-то действие является куфром, от вынесения решения относительно того, кто это действие совершил?

Шейх Салих Али Шейх

Не каждый, кто совершил куфр становится кафиром. Не каждый, кто совершил нововведение – нововведенец. Не каждый, кто совершил нечестие – нечестивец. Потому что установление этих решений, это другая тема. Слово, дело, сомнение или неправильное понимание и т.д., которое совершает человек, бывает нововведением, нечестием или куфром. То есть его действие будет либо нововведением, либо нечестием, либо куфром. Как устанавливается решение по этим вопросам? Мы уже говорили, что для этого должны наступить все условия и устранены препятствия.

У наших праведных предков есть правило, что какое-то действие является куфром, но совершивший это не становится кафиром. Потому что для такфира есть свои условия и препятствия. Когда юноша читает высказывание ученых о такфире, он думает, что личности становятся кафирами. Человек может совершать дела куфра, но в то же время не становиться кафиром. Потому что выносить решение относительно определенного человека, что он кафир, дело не легкое. Для этого нужно, чтобы в человеке были все условия для такфира и не было препятствий. И об этом упомянули ученые в своих книгах по данной теме. Здесь мы упомянем некоторые высказывания ученых о запрете такфира личности. Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Произношение некоторых слов является куфром, однако некоторые люди могут не знать, что это куфр. Поэтому не выносится такфир личностям, пока до него не доведут довод». Слова ибн Таймии и других ясно дают знать, что они не выносили личный (персональный) такфир людям такой заблудшей группы как «джахмия». Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Человек, произнесший слова, которые выводят из Ислама, может быть оправдан по следующим причинам: возможно, до него не дошли тексты, обязывающие знание истины; возможно, что тексты дошли до него, но у него они не подтвердились; или у него не было возможности для совершения этого действия; или же у него есть сомнения, из-за которых Аллах его простит». Вот эти вещи препятствуют такфиру. Поэтому не стоит выносить такфир личностям. Какое-то действие может быть куфром, но ему не выносится такфир личности. Молодежь, которая занимается такфиром, узнав, что некоторые ученые называют некоторых людей кафирами подумали, что каждая личность, которая совпала с ними в действиях, становится кафиром.

Шейх Мухаммад Хасан

Шейх Мухаммад Абдульваххаб, которого обвиняют в том, что он самый ярый такфирит, говорит в своей книге «Дурар ас-Самия фи аджуйба ан-Надждия»: «Если мы не считаем кафирами тех, кто совершает таваф (обход) вокруг идола, который стоит на месте могилы Бадави, то как же мы будем обвинять в неверии тех, кто совершает меньшее?!» Ты должен понять, что должен установить довод. Ты скажешь, что довод доведен. Брат не торопись! Общий довод (худжа) дошел с посланнической миссией Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Есть другой, частный довод, который надо довести до каждой отдельной личности для того, чтобы принять решение стал ли человек кафиром, нечестивцем или нововведенцем. И обрати внимание на то, что проблема не в том, чтобы просто довести довод. Этот довод надо довести так, чтобы человек понял его. Шейх ибн Таймия сказал: «Есть разница между установлением довода и его пониманием».

Шейх Салих Али Шейх

Ученые говорят, что одним из правил выведения человека из Ислама является: «Кто сомневается в куфре кафира, тот сам становится кафиром». Некоторые люди подумали, что это правило означает, что, если кто-то скажет, что такой-то кафир, и кто-то усомнился в его куфре, тот сам становится кафиром. Шейх уль-Ислам ибн Теймия и другие ученые салафитского призыва разъяснили, что кафир, которого имели в виду ученые в этом правиле, это тот, кого назвали кафиром Аллах или Его Посланник, мир ему и благословение Аллаха, прямым текстом, или же было принято единогласное решение ученых, что такой-то стал кафиром. Что же касается человека, относительно которого такфир вынесен на основе иджтихада, то есть кто-то из ученых вынес ему такфир, а кто-то нет, то такой человек не подпадает под это правило.

Шейх Саид Абдульазым

Закончим разговор разъяснением правила «Кто не считает кафира кафиром, тот сам становится кафиром». В этом правиле говорится о кафире, относительно которого нет сомнения, а не о том, относительно кого разногласили ученые, или же решение относительно которого вынесено на основе иджтихада. Это правило применимо относительно куфра Фараона или, например, Абу Джахля. И мы говорим, что тот, кто не считает их кафирами, сам становится кафиром. Однако это правило не распространяется на того, кому вынесен такфир на основе иджтихада. Например, вынесение такфира ижтихадом на правителя, который не судит по законам Аллаха. Если ты применишь это правило на тех, кто не считает такого правителя кафиром, то ты обвинишь в неверии многих людей. Имам Ахмад считает кафиром того, кто не совершает намаз из-за лени, а имам аш-Шафии не считает такого человека кафиром. Разме имам Ахмад, опираясь на это правило, сделал такфир имаму аш-Шафии? Нет! Хотя он не выносил такфир оставившему молитву из-за лени. Это правило применимо только к тем, в чьем куфре нет сомнения.

Шейх Салих аль-Фавзан

Обязанностью исламской молодежи является взяться за получение полезных знаний, с которыми они смогут отличить истину от лжи, и особенно, чтобы различать, кто из грешников стал кафиром, а кто нет. И чтобы у них было понимание об их положении. И нельзя им говорить на такие темы, пока они этого не изучили. Сначала знание! Изучив это полезное знание они смогут говорить на основе полной сознательности, беспристрастно и справедливо. Если же они будут говорить без знаний, то они в большой опасности! Всевышний Аллах сказал: «не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (Коран. 17:36). Также Всевышний сказал: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете» (Коран. 7:33), и сказал Он: «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха. Недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания» (Коран. 16:116-117). О мусульманская молодежь! Держите языки за зубами от этих тем, так как сейчас время смуты, страха, невежества и следования страстям!

Мой искренний совет от всего сердца нашей молодежи и студентам, чтобы они находились среди людей и учили их таухиду и сунне, но делали это вежливо с любовью, милосердием и мудростью.

Подготовил: Мавлудин Караханов
Источник

Источник

Вынести такфир что значит

Слова шейха Абдуллах Бин Абдуррахман Ас-Са’д

Спросили у шейха-мухаддиса, имама Абдуллаха бин АбдурРахмана Ас-Са’да:

Каковы шуруты (условия) такфира конкретной личности?

И часть людей по своему джахлю говорят, что конкретной личности не выносится такфир абсолютно, и это не является правильным. Когда утвердились доказательства, что, действительно, данная персона сделала деяние или сказала слово, вводящее ее в куфр и ридда, и установлен над ней довод в этом, то нет сомнений в том, что это указывает на то, что он кафир.

И в этом вопросе есть подробное разграничение.

И приведем некоторые наглядные примеры и некоторые подробности:

И также есть здесь поступки, за которые должны быть доведены худжжа (довод).

Или человек, который живёт далеко от мусульман, и является не знающим вопросах, знание которых необходимо в религии, то в таком случае необходимо установить довод над ним, и если он отвергнет его, то он кафир.

Источник: سؤال وجه للشيخ ضمن أسئلة «منتدى أهل الحديث

2. Слова шейха Али Аль Худейра

Спросили Шейх Али аль-Худейра:

Вопрос: Кто имеет право сделать такфир какого-либо конкретного лица? Допустимо ли для нормального человека, сделать личный такфир на человека, который впал в ясный куфр, если он знает принципы такфира и его препятствия? Или мы говорим ему: нет, мы не делаем это, и оставить это для судьи, муфтия и ученых?

[Вопрос к Шейх Али аль-Худейра на форуме «Саляфиюн»]

3. Шейх Ибн Баз также разьяснял этот вопрос:

«Простой человек (не учёный) не выносит такфир, кроме как с доказательством (далилем), у простого человека нет знания, это является проблемой, однако, тот, у кого есть знание о какой-либо определенной вещи, как, например, кто отрицает запрет прелюбодеяния, этот становиться неверным (кяфиром) у простых людей и знающих, в отношении этого нет шубхи (сомнительного довода).

Если кто-либо скажет: «прелюбодеяние является разрешенным», то он становиться кяфиром у всех, у простых людей и знающих. Эти вещи не нуждаются в доказательствах. Это не нуждается в доказательствах. Или если кто-либо скажет, что ширк является разрешенным, разрешает людям поклоняться не Аллаху, кто-либо сомневается в этом. Это не нуждается в доказательствах. Если кто-либо скажет: «людям разрешено поклоняться идолам, поклоняться звездам, поклоняться джиннам», то он становиться кяфиром.

Воздержание бывает в неясных вещах, которые могут быть неизвестны простому человеку.»

(шарх «Кяшф аш-шубухат» Абдуль-Азиза бин Абдуллаха бин База,1-ая кассета, 57:24)

Источник

Такфир

Такфир — это обвинение кафира в куфре. Обвинение мушрика в куфре является основой имана. Без такфира нету имана. Ведь Аллаха сказал: ман йакфур биттагути уа йю’мин биЛЛЯХИ факадистамсака биль-гъуратильуско. — Кто сделал такфир тагута (обвинил тагута в куфре) и уверовал в Аллаха, тот ухватился за надежную рукоять.

Ученые сделали тафсир слова «Уско» по разному, но между ними нет противоречия. Это таухид, это прямой путь, это ислам. И как видим без того, чтобы не объявить такфир тагуту, нету имана. Как сказали ученые, сделать такфир тагута — это значит отказаться от ширка и его приспешников, без чего имана нету.

Такфир делится на два вида: 1. Муаййян 2. Мутлак.

Муаййян — это свидетельствовать о ком-то, что он кафир в этом мире и в мире потустороннем. Этот вид такфира касается только тех, о ком Аллах дал знать конкретно: люди писания, тех, кто умерли до прихода ислама, как сказал пророк, мир ему и благословение, чтобы проходя мимо могил тех, кто умер до прихода ислама, модно говорить: о такой-то ты в огне джаханнама. Так же те, кто умерли сражаясь против мусульман.

Мутлак — это такфир выше названных и тех, кто совершают явный ширк и куфр, на ширк и куфр которых есть иджма и есть доказательство, что человек бы в здравом уме и не под икрахом.

А в остальных случаях такфир считается недействительным. Если человек будучи искренним ошибется и сделает такфир, то грех его возвращается к нему. Но не такфир. Но кто из-за своего нафса из-за какой-то своей пользы сделал такфир мусульманину и умрет в таком состояниии, то нет гарантии в том, что он умер мушриком. Но это касается его сердечных дел, мы не можем его назвать кафиром, если нет у нас доказательства против него. Но ему доносится худжа и если он не примет худжу и продолжает несправедливо обвинять в куфре и если установится его интерес в этом, то такой может быть обвинен в куфре. Аллаху Тааля алям.

Сегодня многие мусульмане (да это не оговорка, так как сегодня многие практикуют основы ислама), разделились на секты по причине того, что не возвращают разногласия к Книге Аллаха и Сунне посланника Аллаха, а если и возвращают, делают это невежественно. В результате чего, угодили врагам Аллаха и стали слабыми на земле и находятся под сапогом тагута. И это наказание Аллаха, Аллаху Тааля алям.

А разногласия заключаются не в основах, ибо это куфр, а в подробностях имана. А подробности это намаз за мушриком, и многие другие вопросы, которые входят в малое уаля, но русскоязычное большинство приписывают это к большому уаля, которое является ширком.

Просим Аллаха, чтобы он наставил наших братьев-перегибщиков. Как сказал Али, да будет доволен им Аллах: наши братья (хариджиты) совершили ошибку. Амин.

Share this:

Понравилось это:

3 отзыва на “Такфир

Такфир сильсиля (цепочный)
Мурджииты используя фатвы о запрете такфира в скрытых темах, в которых запретен особоенно цепочный такфир, так как это двойной зульм по отношению к тому, кто сделал малый куфр, запрещают такфирв вообще, пугая людей,чтотакфир — это право Аллаха. Это естесственно, что такфир право Аллаха. И мы не имеем право нарушать его не в одну сторону, ни в другую. Если оправдываясь этим мы не будем применять такфир и цепочный такфир, когда касается вопросов основ религии, то это для нас хуже, чем мы ошибемся в обратном. Так как мы не увидели ширка, а значит мы не знаем такфира или лицемерим. Уальйаузу биЛЛЯХ. А тот, кто из-за неправильной ложной богобоязненности в этом вопросе сделает такфир в неясных вопросах человека, тот совершить зульм по отношению к человеку. А если потребует и цепочный такфир, то он сделает двойной зульм. Такой стоит перед опасностью, что и сам попадет в куфр. Но мы ему не делаем такфир, так как не знаем его сердечное положение, то есть из каких побуждений он поступает подобным образом. Но цепочный такфир в таком случае опасен и тем, что мусульмане расппадаются, то есть вносится раскол в ряды мусульман. Давайте рассмотрим, что имели ввиду в своих фатвах ученые, и не будем забывать о том, что в основах религии фатвы не выдаются. Разве, что в этом вопросе тоже есть свои тафсиляты: это то, что например если человек сам не признается, что совершил ширк-куфр и нет шариатских доказательств. Тут даже грамотный кадий бывает бессилен, чтобы дать точный хукм. Но на том человеке, который сам видел его куфр, ответственность такая, что он не имеет право считать его мусульманином, если уверен, что он был в здравом уме и не под икрахом.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия во многих своих трудах писал: “Сторонники Сунны из числа обладающих знанием не обвиняют в неверии тех, кто противоречит им, даже если те обвиняют в неверии их, поскольку такфир – это шариатское положение, и человек не имеет права мстить этим. Если, например, человек возвел на тебя ложь или совершил прелюбодеяние с кем-либо из членов твоей семьи, то ты не должен совершать то же самое по отношению к нему, поскольку ложь и прелюбодеяние запрещены! Также и такфир является правом Аллаха Всевышнего, и не дозволено обвинять в неверии никого, кроме тех, кого обвинили в неверии Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)!” См. “Маджму’уль-фатауа” 3/245, “Минхаджу-Ссунна” 5/244, “ар-Радду ‘аля аль-Бакри” 254.

Как видим здесь идет речь об обратном такфире. Многие люди болеют этой болезнью, когда делают такфир лишь только за то, что им сделали такфир. Но тут тоже могут быть положения, когда он тоже по ошибке сделал это, а не из мести. Поэтому обе стороны достойны того, чтобы мы о них сделали хусну занн.

Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Обвинение в неверии является правом Аллаха, а затем Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), которое основывается на шариате, а не на словах кого-либо”. См. “Мухтасар ас-Сауа’икъ” 494.

Да, даже если это касается основ религии, свидетель куфра должен довести об этом кадыю, правителю, чтобы они разобрали этот вопрос, потому что могут быть обстоятельства, которые его оправдают. Надо исключить все вероятности. Возможно человек был под икрахом, возможно он был в замешательстве и тд.

Ибн Таймия сказал:
“Не выносится такфир человеку за причину, где могут быть разные вероятности”.
(Ас-Сарим аль-Маслюль, 517)

То есть, если нет этих вероятностей, то свидетель обязан выносить такфир, но остальные должны принять суждение кадия.

Науауи передает от Саймари и Хатиба:
“Если муфтия спросят о человеке, который сказал некоторые слова, не являющиеся ясным куфром, то муфтий должен спросить того, человека, что он подразумевал, затем он должен сказать: “Если он подразумевал то-то, то хукм его такой, если он подразумевал другое, то его хукм изменится соответственно тому, что он подразумевал “.
(Маджмуъ лин-Науауи, 1/49)
Как видим, ученые не говрят о том, что мы не имеем право выносить такфир, а говорят о том, что это дело муфтиев кадыев. Однако свидетель куфра, если уверен, что обвиняемый лжет, то на свидетеле нет вины за такфир. Напротив даже могут быть положения, что он не имеет право забрать свой такфир.

Ибн Хазм сказал:
“Выносить такфир людям за логическое следствие их слов является ошибкой. Так как это клевета на оппонента и навязывание ему того, что он не говорил. Если он даже и сказал слово, из которого может выйти опасный смысл, то это означает только то, что он противоречит себе (то есть с одной стороны отвергает тот смысл, с другой стороны говорит такие слова, что если выводить из них логические следствия они приведут к тому смыслу). Но быть противоречивым и непонятным не является куфром. Наоборот хорошо, если он принимает это противоречие, так как он спасется от куфра. Поэтому человеку может быть вынесен такфир только за явный смысл его слов и за явную акиду, которой он придерживается”.
(Аль-Фасль, 3/294)

То есть ученые указывают на то, что следствие из мазхаба не есть сам мазхаб. Такфир выносится за ясные положения, в которых нет нужды в иджтихаде. А иджтихад предоставляем муфтиям и кадыям.

Сказал имам Ибн Таймийа (661-728 г.х.):

ولا يجوز تكفير المسلم بذنب فعله ولا بخطأ أخطأ فيه كالمسائل التي تنازع فيها أهل القبلة
«И не является дозволенным обвинение в неверии мусульманина по причине совершенного им греха или допущенной ошибки, как вопросы, в которых у мусульман есть разногласия».

Тут тоже видим, что речь идет не об основах. И в заключение вот это:

Маджму фатава, (1/268)

Эта статья должна освежить затуманенные головы как мурджиитов, так и наших братьев-хариджитов.
УаЛЛАХУ ТААЛЯ алям.

Сказал имам аш Шаукани:

“Хариджиты объединились на том, что каждый, кто не считает так, как они, впал в куфр, и дозволили его имущество, кровь и семью!” См. “Найлюль-аутар” 7/304.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *