выигрыш слона в шахматах что это такое
Правила шахмат | Как может закончиться шахматная партия?
Шахматные партии могут завершаться по-разному.
Обычно исход абсолютно ясен, но есть и такие случаи, когда у шахматистов остаются вопросы, почему партия завершилась так, а не иначе.
Чтобы разобраться во всем, рассказываем о восьми чаще всего встречающихся финалах шахматной борьбы.
Победа/Поражение:
Ничья:
Победа/Поражение:
Шахматная партия может завершиться результативно тремя способами: матом, сдачей или окончанием времени. Посмотрим несколько партий и видео в качестве примера.
Мат
Если эти условия выполнены, шахматист, давший шах, побеждает матом.
Как черные могут дать мат в один ход?
Этот мат несложен. В турнирах сильнейших шахматистов, таких как ПРО лига, бывает не так просто объявить мат.
Тренировки: Даем мат | Уроки: Даем мат
Сдача
Некоторые партии завершаются матом на доске, но во многих дело до этого не доходит.
Иногда один из шахматистов понимает, что неизбежно получит мат, и сдается, не дожидаясь завершения партии. На диаграмме мы видим, что после хода белых мат неизбежен, поэтому шахматист, игравший черными, сдался.
Какой ход вынудит черных сдаться?
Оставайтесь начеку! Иногда нам кажется, что мы проигрываем, хотя это на самом деле не так. На турнире в Вейк-ан-Зее в 2019 году Сэм Шенкленд, чемпион США 2018 года, в партии против супергроссмейстера Аниша Гири сдался в ничейной позиции.
Закончилось время
Распределение времени и использование его во время партии критически важно.
Время может закончиться в результате разрыва связи, когда один из противников теряет подключение к серверу. В этом случае ему присуждается поражение. На Chess.com, отключившемуся шахматисту дается достаточно времени, чтобы восстановить связь, но не настолько много, чтобы его противник испытывал дискомфорт от напрасного ожидания.
Ничья:
Если результативные исходы, в основном, интуитивно понятны, то с ничьей дело может обстоять сложнее. Тем, кто только учится играть в шахматы, не всегда просто понять правила пата или нехватки фигур. Объясним все подробно.
Пат
В этом примере у белых лишняя пешка, но когда они пытаются провести ее в ферзи, у черного короля заканчиваются ходы, и на доске ничья патом.
Пример пата в шахматах.
Статья: Что такое пат? | Шахматный словарь
Недостаточно фигур
В некоторых случаях у одного из противников в конце партии остается больше фигур, чем у другого, но не всегда этого хватает для победы, потому что некоторые фигуры или их сочетания не могут дать мат.
Партия считается ничейной, когда у обоих противников «недостаточно фигур», чтобы дать мат.
Недостаточно фигур (мат невозможен или возможен только при кооперативной игре):
Если у обоих противников остается по королю, партия автоматически признается ничьей, потому что никто из них не может победить.
Король и легкая фигура (слон или конь) не могут добиться победы в одиночку, потому что невозможно дать мат с использованием этих фигур. Партия автоматически признается ничьей.
Король и конь или король и слон не могут дать мат королю.
Что случается, когда у одного из противников остается один лишь король, а у другого много фигур, но при этом заканчивается время на обдумывание? В позиции на доске белые легко победили бы, но у них закончилось время!
Этот случай иногда называют «окончание времени при нехватке фигур».
При этом сочетании фигур мат возможен только, если противник будет вам подыгрывать. Партия ничейна.
Мат королем и легкой фигурой, которые борются с королем и другой легкой фигурой, возможен, если эти фигуры не являются слонами, расположенными на полях одинакового цвета. Но вновь мат невозможно объявить, если противник не будет вам подыгрывать. Партия ничейна.
При этом сочетании легких фигур возможен только кооперативный мат.
Чтобы понять, как можно поставить мат при помощи соперника, взгляните на диаграмму. Тем не менее, это соотношение сил ничейно.
Правило 50 ходов
Правило 50 ходов позволяет любому из противников заявить о ничьей, если на протяжении последних 50 ходов не совершалось взятий или ходов пешками.
Самая длинная партия в истории шахмат не могла быть сыграна в наши дни, потому что она закончилась бы вничью намного раньше. С 1984 по 1989 годы разрешалось делать по 100 ходов без взятий и ходов пешками.
Повторение позиции
По правилу троекратного повторения позиции, когда она повторится трижды, любой из противников может заявить о ничьей. Это правило появилось, чтобы при повторении позиции партии не затягивались из-за того, что противники делают одни и те же ходы снова и снова. В партиях онлайн ничья фиксируется автоматически при третьем повторении.
По соглашению
Когда оба противника считают, что им хватит ничьей, партия заканчивается вничью по соглашению. Обычно такое случается, потому что по мнению шахматистов никто из них не может добиться перевеса.
Ничья по соглашению может вызывать толки, когда она случается в партии, где обоих противников устраивает ничья в связи с турнирным положением.
Чтобы предложить ничью на Chess.com, достаточно нажать соответствующую кнопку.
В следующем примере Грищук и Мамедъяров согласились на ничью всего за 16 ходов.
На некоторых турнирах сейчас используется правило 40 ходов, по которому предложение ничьей до 40-го хода запрещено.
Есть ли у вас вопросы о том, как может закончиться шахматная партия? Задавайте их в комментариях.
Выигрыш слона в шахматах что это такое
Вот что нужно знать о слоне:
Слоны на своих начальных позициях.
Слон считается легкой фигурой (как и конь ) и оценивается в три балла. Он намного ценнее пешки (которая стоит один балл), примерно равен коню (по три балла), но уступает ладье (пять баллов) или ферзю (девять баллов).
Как ходит слон
Слон ходит по диагоналям!
Каждому из слонов доступна ровно половина полей доски. Слон может ходить либо по белым полям, либо по черным. Слон называется белопольным, если он ходит по белым полям и чернопольным, если он ходит по черным. Два слона взаимодействуют оптимально, когда они расположены на соседних диагоналях—вот как много полей держат под боем такие слоны!
Два слона держат под боем много полей!
Белопольный слон не может стать чернопольным, и наоборот. Слон может взять фигуру противника, заняв поле, на котором она расположена, и преодолеть сколько угодно полей в любом направлении, если они свободны от других фигур.
На этой диаграмме чернопольный слон черных не может сделать ни одного хода!
Чернопольный слон черных заблокирован!
Проверим себя
Проверим, видим ли мы, куда может пойти слон. Может ли белопольный слон белых на этой диаграмме взять пешку f7?
Может ли белопольный слон белых взять пешку f7?
Может ли белопольный слон белых взять коня c6?
Нет! Слон не может взять коня c6, потому что его закрыла собой пешка b5.
Заключение
Мы узнали, где расположены слоны в начале партии, какова их ценность, и как они ходят. Испытаем слонов в сражении с друзьями или пройдем еще больше интерактивных уроков!
Смотрим видео
Пара слонов: 5 вещей, которые следует знать
Дата публикации: 2020-06-17
В современных шахматах пара слонов в большинстве случаев считается позиционным преимуществом. В наши дни часто можно услышать, как шахматные наставники советуют ученикам «сохранять своих слонов» или «поймать слона». Значение, придаваемое этим двум фигурам, возросло до такой степени, что в некоторых популярных дебютных вариантах основной целью стало получение пары слонов.
Мы можем видеть это в Славянской защите, где после 1. d4 d5 2. c4 c6 3. Nf3 Nf6 4. e3 Bf5 5. Nc3 e6 6. Nh4 белые стремятся уничтожить белопольного слона и бороться в миттельшпиле / эндшпиле с позиционным преимуществом двух слонов.
Во-первых, давайте рассмотрим некоторые основные понятия, которые вы должны знать при игре с парой слонов:
Давайте теперь посмотрим на пару слонов в двух разных позициях.
1. Два слона в эндшпиле
Примечание: Чтобы развить позиционное понимание позиции, необходимо самому разыгрывать ходы в партиях GM, и понимать, зачем они сделаны. Только побывав в «шкуре» сильного игрока, Вы сможете понять с какими проблемами он сталкивался в партии и это усилит Ваш шахматный уровень. Данные методы применяются в нашем обучающем курсе.
2. Атака с парой слонов
В этих четырех играх мы рассмотрели основные темы и идеи, которые могут возникнуть в середине игры / эндшпиле с двумя слонами. Есть и много других примеров, но знание основных понятий, перечисленных выше, поможет вам найти правильный план в любых аналогичных ситуациях.
Изучаем слона (часть 2)
Продолжаем изучение шахматных фигур. Следующая фигура — это слон.
Казалось бы, слон фигура которая ходит еще проще чем ладья. Но, тем не менее, при первичном изучении слона с ним связано больше проблем чем с ладьей. Дети легче воспринимают движение по горизонталям и вертикалям, чем по диагоналям. Чтобы научить ребенка ходить слоном – заходите под кат. Вас там ждут диаграммы, некоторые не самые простые (для детей).
Предыдущие части курса Вы можете прочитать здесь:
Перед тем как начать изучать слона, стоит рассказать о том, что это такое, дать следующие понятия:
1. Как ходит слон.
2. Какие бывают слоны (чернопольные и белопольные).
3. Названия остающихся в окончаниях слонов (одноцветные и разноцветные).
После того как мы изучили ладью, наши цели немного расширяются. Теперь надо не только научиться ходить слоном, но еще и понять – кто сильнее слон или ладья. Поэтому перед тем как начнем изучать слона попросим ребенка поставить сначала слона, а затем ладью в центр поля и посчитать количество полей на которые эти фигуры могут пойти (у слона 13 полей, у ладьи – 14). Затем ставим слона и ладью в угол – опять считаем количество полей, на которые могут пойти фигуры (слон – 7 полей, ладья – 14). Объясняем ребенку, что сила фигуры определяется тем, на какое количество полей она может пойти.
Нужно донести до ребенка то, что если у фигуры ходов меньше – то она слабее чем та, у которой ходов больше. Данный аспект необходимо проделывать в дальнейшем со всеми фигурами. И тогда будет очень легко объяснить силу фигур и их ценность на основании этой силы.
Понимая причинно-следственную связь между силой слона и ладьи, мы начинаем выстраивать в мозге ребенка понимание того, что все в мире взаимосвязано.
Кроме того, изучая силу фигур, надо доносить до ребенка методы борьбы с каждой конкретной фигурой. Это мы будем постепенно проходить в заданиях.
Те, кто изучал шахматы в детстве по другим методикам, прекрасно знают, как бороться с каждой конкретной фигурой. В спортивной подготовке, например при изучении слоновых окончаний, рассматриваются сильные и слабые стороны слона. Но это все потом. Что мне нравится в методике И.Г. Сухина – то что сила и слабость фигур изучаются как бы промежду прочим, в упражнениях и задачах. При этом ребенок на практике усваивает методы борьбы с фигурами.
Перейдем непосредственно к изучению слона. Типы заданий примерно такие же, но Вы скоро увидите различия по сравнению с ладьей, я на этом остановлюсь. Первые типы упражнений подобны заданиям с ладьей. К тем заданиям которые и так ясно как выполнять – я комментариев давать не буду. Общий комментарий к таким заданиям простой – следите за действиями ребенка, он будет иногда ошибаться по различным причинам. Причины – индивидуальны (опять же – вундеркиндов я не рассматриваю – программа общеобразовательная).
Упражнение №1. «Один в поле воин».
Упражнение №2. «Кратчайший путь»
В первом задании кратчайший путь — 2 хода, во втором и третьем — 3 хода.
Упражнение №3. «Лабиринт»
К этому упражнению следует сделать небольшую ремарку. Дело в том, что дети в задании №1 проходят обычно его за 9 ходов делая петлю через низ. Оптимальный режим прохода – 7 ходов. Практически все залетают в угол, поэтому я обычно торможу их и говорю что надо пройти за 7 ходов. С остальными заданиями проблем, чаще всего, не возникает.
Упражнение №4. «Перехитри часовых»
Задание №1 выполняется легко.
В задании №3 все хитрее – его решают гораздо реже, т.к. тут требуется выжидательный ход своим слоном, иначе черный слон берет контрольное поле под защиту и не уходит с него. Для решения необходимо сделать ход назад и только потом устремиться к контрольному полю.
Упражнение №6. «Ограничение подвижности».
Прежде чем давать ребенку решить эти задание – решите их сами, а то можно и проколоться. Опять же — считаем темпы (количество ходов за сколько слон дойдет до цели). А в последнем задании делаем выжидательный ход когда дойдем до конца доски — в угол не лезем, там слон ловится.
Теперь мы подошли к самому интересному в изучении слона. Дело в том, что теперь в задания вводится ладья, которую ребенок изучил раньше. На примере следующих заданий, обучаемому надо понять кто сильнее – ладья или слон. Как ладья может бороться со слоном, и как слон может бороться с ладьей.
Упражнение №7. «Атака неприятельской фигуры».
Замечание №1. Вы можете составить задание, где слон нападает двумя способами на ладью, но в реальности это скорее исключение чем правило, т.к. слон слабее. И цель этих заданий донести до ребенка что слон слабее. Ребенок должен сделать именно этот вывод и закрепить его.
Упражнение №8. «Двойной удар».
В этом задании, ребенок должен напасть на две черные фигуры одновременно первым ходом. Собственно и ладья и слон это могут сделать – в этом они похожи. И, опять же, бить черные фигуры не надо.
В этом задании все понятно – надо побить незащищенную фигуру. Интересно то, что не всегда дети видят какая фигура без защиты. Кроме того, защита может проходить и через белую фигуру. Трудности у детей иногда возникают, но не настолько часто. Хотя контроль необходим, внимательно смотрите какую фигуру дети будут бить.
Ребенок должен понять — защитить фигуру можно «через голову соперника», т.е. и нападая и защищая свою фигуру одновременно. Конечно, дети еще долго подобные защиты не видят и не умеют применять, но на этом стоит сделать упор — чтобы они знали о таком способе. В дальнейшем, в заданиях, такие способы защиты будут применяться.
Надо сделать такой ход, чтобы черным было невыгодно брать белую фигуру. Т.к. стоимость фигур еще не проходится, то проигрывает тот кто потерял все фигуры. И про этот момент необходимо напомнить ребенку перед выполнением задания.
Упражнение №11. «Выиграй фигуру»
Надо сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных, вторым ходом забрать одну из черных фигур. Не забудьте напомнить что черные фигуры в этом задании ходят.
Упражнение №12. «Перехитри часовых». Снова возвращаемся к часовым, но теперь в часовых будут еще и ладьи.
На этом упражнении я остановлюсь более подробно.
Задание №1. Здесь трудностей обычно не возникает, хотя дети так и норовят прыгнуть в начале на поле f3.
Задание №2. Это задание обычно нравится девочкам. Дело в том, что если нарисовать траекторию как идет слон – получается сердечко. Девочки – в восторге.
Задание №3. Самое мозговыносительное задание. В нем дети себя должны поломать для того чтобы его решить. Редко кто из детей может решить его сразу, и обычно это дети старше 8-ми лет. Все кто младше застревают на простом фокусе – слон должен на втором ходе отойти назад, вернуться чуть-чуть чтобы потом дойти до цели. Я подозреваю, что ход назад по диагонали, у детей связан с отходом назад вообще, они воспринимают новую траекторию как обратную — а на самом деле это ведь не так.
Постарайтесь не вмешиваться в решение этой задачи, только если ребенок совсем уж начнет психовать. И еще момент – дело в том что данная задача решается обычном перебором. С каждого поля у слона обычно два хода – один назад, второй вперед. Есть еще вариант в тупик – но они сразу бракуются. Но именно на этом задании дети сидят минут по 20 бывает. А то и больше. Хотя после того как они его решают – у них наступает бешеная радость в том что они его решили.
Это задание на самом деле достаточно сложное почему-то для начинающих детей. Так что — отнеситесь с полной серьезностью.
Упражнение №13. «Сними часовых».
Это новый вид заданий. Дело в том, что в самой ладье, мы не могли побить часовых – как только нападали на ладью – она нас тут же убивала. Теперь фигуры разные, и мы это можем сделать. Смысл заданий – надо побить черные фигуры. Черные фигуры не ходят, но стреляют как снайперы (см. задание «Перехитри часовых»).
В этом задании ребенок уже начинает сравнивать фигуры ладью и слона. У него в голове наступает разграничение вида ходов и самих фигур. Но с их силой еще не все так ясно.
Упражнение №14. «Захват контрольного поля». Теперь уже с разными фигурами.
Здесь детей уже ожидают некоторые сложности. Дело в том, что в этих заданиях надо не только захватывать контрольное поле, но и вынуждать соперника ходить туда куда надо Вам. А для этого необходимо нападать на само поле-цель. Рассмотрим подробнее.
Задание №1. Тут все достаточно просто. Для того чтобы попасть на контрольное поле, нам надо на него напасть, но так, чтобы ладья его не защитила. Сделать это можно на поле c6. Хотя дети пытаются ходить на поле c2 иногда, но в этом случае ладья сразу же защищает ходом на a8, и согнать ее с вертикали слон не сможет.
Задание №2. Здесь уже ладья вынуждает ходить слона на поле a7 нападая на контрольное поле с поля b2. Дело в том что слон может защитить поле b8 пойдя либо на a7 либо на h2. Так вот, диагональ h2-b8 длинная, и согнать оттуда слона у ладьи не полчится. Поэтому сначала b2, затем слон ходит на a7, мы делаем выжидательных ход по вертикали на любое поле (но только не под бой) – слон уходит и мы захватываем поле b8.
Задание №3. Похоже на второе. Надо определить длинную диагональ – это диагональ a3-f8. И не пускать туда слона вынуждая ходить его на поле c1. Затем слона надо согнать с диагонали a3-c1 и захватить контрольное поле. Т.е. последовательность ходов ладьей – d3 – b3 – a3.
Упражнение №15. «Ограничение подвижности».
Задание №1 достаточно простое. Слон ловится сразу же.
Задание №2 – уже есть некоторые сложности. Как и в упражнении №12 нельзя пускать слона на длинную диагональ. Т.е. решение простое – c1 – c7
Задание №3. Тут следует остановиться на том, что нам надо побить все фигуры противника. При этом мы выиграем если у нас останется хоть что-то. Т.е. надо заблокировать черную ладью слоном. Верное решение – пойти слоном на поле g1.
Упражнение №16. «Игра на уничтожение».
В этих заданиях приходит окончательное понимание как и когда можно бороться со слоном, либо ладьей. Я приведу некоторые задачи из курса И.Г. Сухина.
Задание №1 решается достаточно просто – в один ход. Слон убивается вторым ходом.
Задание №2 решается в два хода – слон убивается третьим ходом.
Задание №3. Если тут слон выберется на черную диагональ из трех клеток – то ладья его уже не поймает. Поэтому главная задача не дать ему туда выбраться. Решение простое – вправо на 2 клетки, затем влево на одну. И третьим ходом слон бьется.
Задание №4. Решение простое до жути, но дети его обычно найти не могут. Тут весь фокус в том, что нельзя пускать слона на длинную диагональ. Там 4 клетки, ладья слона на 3х то клетках ловит тяжело, а на 4х она его поймать не сможет никогда. Поэтому вся задача это сопротивление попаданию слона на большую диагональ. Дети обычно сидят над этой задачей минут по 15-20. А потом я им подсказываю.
Оптимальная подсказка — сказать что слон на диагонали сильнее и поймать там его нельзя. И попросить ребенка каждым ходом начать блокировать выход слона на диагональ. Уже на втором ходе у ребенка наступает изумление, а на 4м (когда он слона бъет) — радость. Вообще за этими процессами интересно наблюдать и именно на это задаче — все стадии налицо — трудность, удивление, изумление, радость.
Ну вот, теперь мы закончили проходить слона. Казалось бы – легкая фигура, но не такая простая. После прохождения этих заданий ребенок должен знать, как ходит слон, понимать в чем его сила. И как слон может сопротивляться ладье. А так же, он должен понимать, что ладья сильнее слона и почему. Кроме того, иметь слона вместо ладье — еще не значит проиграть. Играя в шахматы, Вы наверняка с этим не раз сталкивались. Для успешной игры в голове не должно быть никаких ограничений и недооценок слона. Слон — это тоже фигура, да — не самая сильная, но фигура. И ей можно сопротивляться. Но это надо уметь делать. Сила слона — в диагоналях. Заняв длинную диагональ слон по ней и начинает работать, там он силен. Справиться со слоном на длинной диагонали ладья не может. Именно это знание, кроме того как ходит слон, ребенок и должен уяснить в итоге.
Напишу вдогонку еще раз – ребенок все должен делать сам. Задача общеобразовательных шахмат – привить интерес к предмету. Детям интересно решать головоломки, особенно когда они знают что те им по зубам. Радости при решении вышеприведенных заданий очень много, особенно если задачки сложные на первый взгляд. Я специально даю задачи простые и немного посложнее и поинтереснее, Вам будет, чем голову поломать вместе с сыном или дочерью. Да-да, девочкам нравится решать такие задачки. Если это не из под палки.
В общем удачи. А я пойду готовить следующие части изучения шахматных правил. После слона у нас ферзь. Ну и задачки посложнее естественно.
Для недавно подключившихся к курсе, напоминаю что все задания в данной статье приведены по учебнику «Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. — Обнинск: Духовное возрождение, 2017».
И еще, в прошлой статье я не выразил благодарность авторам программы Кветка — выражаю сейчас. Все диаграммы набранные для статей сделаны в этой программе. Удобство для меня лично — неоспоримое. Я просто перерисовал набор фигур и заменил пешки шашками, а короля — крестиком. В итоге времени на разработку диаграмм уходит минимальное количество.