выиграл суд первой инстанции но проиграл апелляцию что делать

Проиграл Суд! Что дальше? Практика 2021

Проиграл Суд! Что дальше? Если проиграл суд, и как поступить, чтобы обезопасить себя от поражения. Проиграл дело в арбитражном суде — проконсультируйся.

Рекомендуем относиться к проигрышу как к вероятности, которая существует всегда. И не опускать руки заранее — за судом первой инстанции следуют другие, и проигранная битва еще не означает проигранную войну.

Если проиграли суд, как поступить, чтобы максимально обезопасить себя от поражения. Рекомендуем заранее заказать услугу: Оценка судебной перспективы.

Проиграли суд? Оценка судебной перспективы WhatsApp +79169906144

Проиграл дело в суде! Что делать?

Суд первой инстанции — не конец. После него идут кассационный и надзорный, а если вы обращались в арбитражный, то до кассационного идет апелляционный. В Москве кассационными жалобами занимается коллегия Московского городского суда — такие коллегии есть во всех областях, округах, краях. Направлять жалобу нужно туда.

Жалоба подается через суд первой инстанции, срок обращения — 7 дней по уголовному делу, 10 — по гражданскому. Бывает, что текст приговора на руки выдают не сразу, но не нужно ждать всех бумаг: вы имеете законное право подать «предварительную жалобу» без мотивировочной части, ее еще называют краткой, а мотивировочную часть направить позднее. В таких предварительных жалобах приводятся те же доводы, что и в суде первой инстанции, полезно указывать любые нарушения законов, на которые вы или ваш юрист обратили внимание, в том числе этические.

Судьи совершают процессуальные ошибки

Что должно быть в предварительной апелляционной жалобе?

Предварительная апелляция составляется по тем же правилам, что и обычная, но некоторые пункты в ней можно пропустить.

Что делать, если проиграл дело в суде снова, и снова, и снова?

Существует еще одна сила, обладающая хоть и неофициальной, но ощутимой властью. Это журналисты. Если совсем ничего не помогает, а вы стали жертвой вопиющей несправедливости, обратиться можно к ним. Поднявшаяся в прессе шумиха гарантирует внимание со стороны властей, и иногда этот метод реально работает.

Чтобы не проиграть дело?

Вероятность проигрыша всегда есть, даже если кажется, что дело — ерунда, и решение точно будет принято в вашу пользу. Мы рассказали о том, что делать дальше, если проиграл суд, а теперь поговорим о том, как себя обезопасить. То есть, сделать все возможное, чтобы выиграть.

По нашему опыту, многие проигранные в первой инстанции суды выигрываются в дальнейших.

Источник

Как обжаловать решение суда

Когда судья выносит решение, одна из сторон этим решением часто недовольна.

Это нормально: если бы была «золотая середина», участники договорились бы обо всем до суда. Важно заранее оценить перспективы и понять: решение вам просто не нравится или оно неправильное с точки зрения закона. В первом случае имеет смысл обжаловать решение суда, только чтобы его исполнили позже. Во втором случае результат обжалования напрямую зависит от количества и качества документов, которые попали в дело в первой инстанции.

В статье я расскажу, как обжаловать решение суда общей юрисдикции первой инстанции, то есть про апелляционную процедуру.

Кто и в какой срок может обжаловать решение суда

Не все имеют право обжаловать решение. Вот кто может это сделать:

Решение можно обжаловать, пока оно не вступило в законную силу. Сначала судья выносит мотивированное решение. Это полное решение суда, в котором судья подробно рассказывает, какие доказательства сторон он рассматривал и почему счел их убедительными или сомнительными. Потом проходит месяц, и решение вступает в законную силу.

Если дело рассмотрели без вызова сторон, в упрощенном порядке, решение вступит в силу через 15 дней после принятия или после составления мотивированного решения по запросу участника судебного процесса.

Еще существует резолютивная часть решения. В ней судья пишет, кто с кем и о чем спорил, кратко перечисляет законодательные нормы, которыми руководствовался, и приводит итоговое решение. Резолютивную часть оглашают в заседании.

Мотивированное решение судья районного суда обязан составить в течение 10 дней после оглашения резолютивной части, а мировой судья — тоже в течение 10 дней, но после того, как поступит запрос от участника процесса. Но на практике так бывает не всегда.

С 1 октября 2019 года составлять мотивированное решение по делу, рассмотренному в упрощенном порядке, суды будут не 5, а 10 дней после запроса от участника процесса. Так что решение вступит в силу позднее

Бывает так, что судья составляет мотивированное решение недели две — а дату, когда он составил решение, указывает «по правилам». В одном деле, где я участвовала, судья написала мотивированное решение через три недели после того, как решение огласили. За это время она успела слетать в отпуск. Бывает и наоборот — когда судьи надолго закрываются в своем кабинете после заседания и выходят сразу с мотивированным решением.

Когда судьи долго готовят решение, хочется ускорить процесс. Некоторые юристы подают жалобу председателю, но я так делать не советую. Задержки не так велики, чтобы портить отношения с судьями.

Не исключено, что позже вы попадете к этому же судье с субъективным вопросом вроде компенсации морального вреда. Если судья злопамятный, он может присудить вам 10 тысяч вместо 20. И такое вряд ли получится обжаловать. Или же в другом процессе не удастся договориться с судьей на удобное вам время судебного заседания. Тогда придется отказаться от запланированного отпуска, потому что когда-то вы отказались понять загруженность судьи.

Если судья задерживает выдачу мотивированного решения, это не мешает подать краткую апелляционную жалобу. Всё равно суд первой инстанции будет направлять в апелляционный суд готовое дело с полным решением, и до апелляционного заседания у вас будет возможность получить решение и обдумать его недостатки.

Скачать образец краткой жалобыPDF, 52 КБ

Скачать образец полной жалобы на решение судаPDF, 60 КБ

Вы можете звонить в суд первой инстанции и регулярно напоминать о своем желании получить решение. Еще можно раз в неделю письменно запрашивать решение — бланки и образцы есть в канцелярии. Письменные запросы будут проходить через председателя суда — мне это помогало.

Апелляционная инстанция должна рассмотреть жалобу в течение двух месяцев. На практике, скорее всего, так и получится. Но если суд решит рассматривать дело по правилам суда первой инстанции — с представлением дополнительных доказательств — все может затянуться.

Зачем юристы подают краткую жалобу

Чтобы имело смысл подавать апелляционную жалобу, в ней нужно указать веские доводы. Но иногда времени на подготовку этих доводов просто нет: поздно получили решение или человек обратился к юристу только после провала дела в первой инстанции. В этом случае нужно срочно подать в суд краткую апелляционную жалобу, чтобы не пропустить сроки обжалования, а потом уже готовить «сильную» жалобу.

За свою практику я подала десятки кратких жалоб. Но когда доводилось представлять интересы физических лиц, не раз сталкивалась с недоверием клиентов к такой жалобе. Они считали, что это непрофессионально, и порой уходили к другим юристам. Но в обжаловании важны процессуальные моменты — если их не соблюдать, жалоба может вообще не дойти до апелляционной инстанции. А чтобы победить, нужно отшлифовать ее содержание. Это лучше не делать второпях.

В какой срок можно обжаловать заочные решения

Бывает, что суды извещают ответчика о заседании, но он не приходит. В этом случае судья может вынести заочное решение и направить его ответчику по почте. У ответчика есть 7 дней после того, как ему вручили копию решения. За это время он может сообщить суду, почему его не было на заседании, и потребовать отменить решение. Все сообщения суду направляют в письменной форме почтой или через канцелярию суда. К сообщению нужно приложить документы, которые подтверждают, что ответчика не было по уважительным причинам.

Месяц на апелляционное обжалование отсчитывают после окончания этих семи дней или, если ответчик подал заявление об отмене, после вынесения определения об отказе в удовлетворении заявления. Если срок пропустили по уважительной причине, можно вместе с жалобой заявить ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Например, суд может восстановить срок на обжалование, если человек не знал о рассмотрении дела, потому что повестки приходили по адресу, где он не живет. В таких случаях срок восстанавливают по ходатайству заинтересованного лица.

Скачать образец ходатайства о восстановлении срока на обжалованиеPDF, 72 КБ

Гражданско-процессуальный кодекс называет одной из уважительных причин пропуска сроков тяжелую болезнь — когда человек знал о вынесенном решении, но не мог подать жалобу по объективным причинам. Но на практике суд восстанавливает сроки, только если человек не только не был способен лично дойти до суда или почты, чтобы отправить жалобу, но и не мог осознавать смысл происходящего. Судьи отказывают восстанавливать срок человеку со сломанной ногой, потому что считают, что он мог попросить кого-нибудь отправить письмо в суд или послать жалобу в электронном виде.

Бесполезно подавать апелляционную жалобу, если пропустили срок на обжалование без уважительной причины: ее не будут рассматривать.

Какие доводы приводить в жалобе

Судебное решение можно обжаловать по материальным или процессуальным основаниям.

Материальные основания связаны с сущностью законов и встречаются реже, но по ним обжалование результативнее: например, если в законе написано одно, а судья написал в решении совсем наоборот, то такое решение отменят.

Процессуальные основания связаны с тем, как нужно рассматривать дело. Эти основания встречаются чаще, но влияют скорее на качество решения, а не на его сущность. Это происходит, когда судья нарушил строгие правила судебного разбирательства и это повлияло на возможность участников отстоять свою точку зрения — например, если на заседании не вели протокол.

Суд апелляционной инстанции полностью рассматривает решение суда первой инстанции с процессуальной стороны, а с материальной — только в пределах доводов сторон. Но и материальные аспекты дела суд вправе проверить полностью в интересах законности.

То есть во второй инстанции проверят, соблюдены ли нормы Гражданского процессуального кодекса РФ, даже если участники процесса об этом не просили. При этом то, соответствует ли решение другим законам, проверят, только если об этом попросили в апелляционной жалобе. Но судьи, скорее всего, не пропустят очевидные ошибки в решении, даже если в жалобе про них ничего нет.

В апелляционной жалобе нельзя заявлять новые требования или представлять новые документы. Можно лишь просить заново оценить ранее представленные документы. Исключение действует только для лиц, которых не привлекли к первому рассмотрению дела. Например, если наследственный спор рассмотрели без жены умершего, та может подать апелляционную жалобу и все ее требования и документы будут новыми для дела.

Еще можно представить документы, которые было невозможно представить при первом рассмотрении. Например, участник дела не смог получить вовремя какой-то документ и попросил в ходатайстве отправить запрос на этот документ. Если судья вынес решение без него, документ можно представить в апелляции.

Ссылаться нужно на те доводы, которые ГПК считает вескими для отмены решения: в решении отсутствует логика, не соблюдены законы и нарушен процессуальный порядок. Я всегда писала жалобы, опираясь на список оснований для отмены, последовательно проходя по нему и выписывая подходящие основания. К ним я добавляла обстоятельства конкретного дела.

Решение суда должно быть законным. Еще решение должно быть основано на доказательствах, представленных на заседании. Может случиться так, что представленные сторонами документы об одном, а решение о другом. Тогда решение суда нельзя подтвердить никакими документами, и апелляционный суд может отменить это решение.

Суд должен правильно выбирать закон, на который будет опираться в решении. Если вместо нужного закона он использовал неподходящий, а подходящий закон не использовал или истолковал неправильно, апелляционная инстанция может изменить решение.

Например, если физлицо покупает товар или услугу для себя, применяют закон о защите прав потребителей. Если товар некачественный, покупатель может вернуть деньги. Если компания не вернет деньги за товар добровольно, покупатель сможет требовать в суде штраф в 50% от всей присужденной суммы. А если обе стороны — организации, назначать такой штраф нельзя: закон о защите прав потребителей касается только физлиц.

В заседании нужно соблюдать все процессуальные формальности. При этом правильное по существу решение суда первой инстанции вряд ли отменят по одним только формальным соображениям. Но есть случаи, когда решение точно отменят:

Во всех этих случаях апелляционная инстанция будет рассматривать дело заново — можно будет представлять новые документы, просить об экспертизах и прочее, как в первой инстанции. Это очень редкая ситуация, когда апелляционная инстанция может даже назначить одно или несколько новых судебных заседаний.

Именно поэтому большая часть решений после апелляции, кассации и надзора сохраняет свое практическое содержание. Даже Верховный суд РФ часто отправляет дела на пересмотр, чтобы привести в порядок формулировки, а не изменить суть решения.

Как сформировать пакет документов

С технической стороны обращаться в апелляционную инстанцию проще всего — нужны только сама жалоба, чек об оплате госпошлины и доверенность, если за участника процесса действует юрист. Судебное решение приложит тот суд, который рассматривал дело.

Апелляционную жалобу нужно правильно оформить, иначе ее вернут. В жалобе нужно указать:

Жалобу нужно подписать, дату указывать необязательно. Время, когда подали жалобу, определяют по входящему штампу канцелярии суда или по штампу почтового отделения о принятии заказного письма с описью вложения.

В суд общей юрисдикции жалобу направляют по количеству участников дела — для судьи и сторон. Если вы истец и судитесь с двумя ответчиками, то должны подать в суд три экземпляра жалобы: для судьи и двух ответчиков. На вашем экземпляре в канцелярии суда поставят входящий штамп с датой. Приложения тоже нужно подавать по количеству участников. Квитанцию об оплате госпошлины и доверенность представителя копировать не нужно.

С 1 октября 2019 года копии жалобы в суд общей юрисдикции самостоятельно направляют другим участникам судебного разбирательства, как в арбитражном разбирательстве. К жалобе, направленной в суд, прикладывают почтовые квитанции. Они подтвердят, что вы действительно направили копии жалобы сторонам. Если вы отдали их участникам лично, направьте в суд экземпляр жалобы с отметками участников о получении.

На практике это происходит так: на почте с описью вложения нужно сформировать почтовые отправления для второй стороны, а уже после вложить почтовые квитанции в конверт для суда. Я всегда фотографировала эти квитанции, чтобы сохранить идентификатор для отслеживания и подтвердить расходы на отправку для клиента или бухгалтерии.

Размер госпошлины за апелляционную жалобу — 150 Р для граждан и 3000 Р для организаций. Госпошлину уплачивают по реквизитам суда апелляционной инстанции: они есть на сайтах абсолютно всех судов.

Как подать жалобу в суд

У судов общей юрисдикции есть своя иерархия. Апелляционную жалобу рассматривает суд, следующий за тем, в котором рассматривали дело изначально. Например, если решение вынес мировой судья, обжаловать это решение нужно в районном суде.

Другие случаи встречаются реже, но выше главного суда региона стоят пять апелляционных судов общей юрисдикции. Они находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске и рассматривают апелляционную жалобу, если дело касается государственной тайны или если нужно признать решение иностранного суда.

Жалобу направляют в тот же суд, который рассматривал дело. Суд первой инстанции проверит, правильно ли подана жалоба с формальной стороны, и передаст дело в апелляционную инстанцию.

Вторая сторона может письменно изложить свои возражения на апелляционную жалобу и передать их другим участникам через суд. К возражениям обычно прилагают документальные доказательства своей позиции. Когда истечет месяц на обжалование, судья первой инстанции отправит все документы в апелляционную инстанцию.

Когда могут вернуть жалобу

Апелляционную жалобу могут оставить без движения или вернуть.

Жалобу оставят без движения, то есть дадут срок на устранение недостатков, если:

Судья оставит жалобу без движения на конкретный срок. За этот срок нужно успеть устранить недостатки жалобы и известить об этом суд — тогда жалобу передадут дальше. Если не устранить недостатки в срок, жалобу вернут.

Жалобу вернут и в том случае, если ее поздно подали и не приложили ходатайство о восстановлении срока. Подающий жалобу и сам может попросить о возврате. От жалобы тогда нужно письменно отказаться. Сделать это можно только до тех пор, пока по жалобе не вынесли апелляционное определение.

С 1 октября 2019 года суд апелляционной инстанции возвращает дело в суд первой инстанции, если судья:

Как рассматривают жалобу

Апелляционный суд заблаговременно известит стороны о дате, времени и месте судебного заседания. После доклада председательствующего судьи предложат высказаться подателю жалобы или истцу, если жалобы поступили от обеих сторон. Потом судьи выслушают возражения на жалобу и разберутся с поступившими ходатайствами и новыми доказательствами.

В итоговой части судебного заседания — в прениях — сторонам дадут второе и последнее право высказаться. Обычно в прениях кратко повторяют свою позицию по жалобе и поступившим возражениям, но иногда участник процесса начинает по новой зачитывать доводы своей жалобы или свои возражения. Это не запрещено, но бесполезно и раздражает судей, у которых и так очень плотный график с длинными задержками.

После прений судебная коллегия удаляется в совещательную комнату и за закрытыми дверями принимает решение по жалобе.

Суд апелляционной инстанции вправе:

Решение первой инстанции отменяют достаточно редко. Например, по статистике судебного департамента при Верховном суде РФ за первое полугодие 2020 года, по апелляционным жалобам отменили 24,9% решений по гражданским делам, а изменили — 2,8%. 70,6% решений апелляционная инстанция оставила без изменения, прочие же жалобы не стали рассматривать либо прекратили в связи с отказом заявителей.

Но эта сухая статистика не совсем отражает действительность. Я не раз слышала, казалось бы, такое очевидное начало «Апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить с вынесением нового решения…» А потом судья по сути повторяла обжалованное решение, но с другими юридическими формулировками.

То есть на практике, если решение отменят или изменят, это не всегда что-то меняет для истца и ответчика. Иногда апелляционная инстанция просто редактирует решение первого судьи, выражает его более юридически грамотным языком.

Это связано не только с солидарностью судей разных уровней, но и с тем, что отмена решений идет судьям в личный незачет. Идти против закона или плохо делать свою работу судьям экономически невыгодно — они могут потерять свой статус с хорошими бонусами. По моему мнению, плохих судей — единицы, и их быстро снимают с должности.

С 1 октября 2019 года исчезло правило о том, что жалобы обязательно должна рассматривать коллегия судей. То есть в областном суде можно попасть к одному судье.

Самое большое количество судей, которое я видела одновременно, — 18. Это была кассационная инстанция в президиуме областного суда. Большая часть судей была слушателями, они сидели сзади. Психологически это некомфортно. Думаю, что неюристам, самостоятельно отстаивающим свои права в суде, будет легче выступать перед одним судьей.

Свою позицию суд выносит в виде апелляционного определения, которое сразу вступает в законную силу. На его основании можно получить исполнительный лист или обязать государственные органы зарегистрировать какой-то юридический факт.

Обычно после оглашения апелляционного определения говорят, что текст можно будет получить в суде первой инстанции через три недели. За это время судья составляет мотивированное определение, приводит дело в порядок и отправляет его в нижестоящий суд.

На практике этот срок может быть больше из-за загруженности судов. В этом случае я звонила в областной суд и напоминала о своем желании получить документы. Еще я писала запросы на выдачу определения и повторные запросы: «Определение вынесено месяц назад и письменно запрошено дважды — такого-то и такого-то числа — но до сих пор мной не получено». Это помогало.

Если апелляционное определение не устроило участников судебного разбирательства, они могут обратиться в кассацию и надзор. По моему мнению, эти виды обжалования менее эффективные. Обжаловать определение в кассационной инстанции может и человек без юридического образования и без образования вообще, но грамотный юрист значительно увеличит шансы на победу.

Большое значение имеет качество доказательств, попавших в суд в первой инстанции: иногда проигрышное решение — трамплин к победе в следующей инстанции.

Источник

Как обжаловать решение суда?

Судебный процесс состоит из нескольких этапов. Четыре из них — стадии пересмотра решения (апелляция, первая и вторая кассации, надзор). Причем лишь в некоторых случаях на апелляции дело может пересматриваться по существу, а на последующих проверяют только законность принятого решения. В каждую из инстанций подается жалоба в определенные сроки.

Прохлопали ушами и пропустили срок — упустили возможность обжаловать решение. Также закон предъявляет ряд требований к содержанию и списку документов, которые нужно приложить к жалобе. Без знания всех вышеперечисленных нюансов ваше обращение просто не будет рассмотрено судом.

Любой судебный процесс требует знания его тонкостей. Профессиональные юристы знают, что недостаточно просто прочесть закон, чтобы понять, как действовать. Если вы хотите, чтобы ваши требования в суде были удовлетворены, лучше сразу обратиться к опытному специалисту. Особенно это касается обжалования приговоров.

Обжалование решений судов общей юрисдикции

Любое решение любого суда (за исключением тех, что приняты высшей инстанцией) можно обжаловать: по гражданскому, административному, уголовному делу или экономическим спорам. С последними, если вы предприниматель, нужно идти в арбитражный суд. В зависимости от конкретной инстанции, различается срок подачи и порядок обжалования.

Как подать апелляционную жалобу

Первый этап судебного процесса — рассмотрение дела в суде первой инстанции. Это могут быть как мировые суды, так и районные, суды уровня субъекта и даже Верховный Суд (его Судебные коллегии по гражданским, уголовным, административным делам, Апелляционная коллегия, Президиум), в зависимости от характера спора. Подавляющее большинство гражданских, уголовных и административных дел начинаются в мировых и районных судах.

С момента, как судья в первой инстанции принял решение, оно еще не имеет законной силы, пока не пройдет срок для его обжалования. Только после этого оно начинает действовать, и обжаловать его в апелляционной инстанции будет нельзя. Это ее главная особенность: пересмотр решений, не вступивших в законную силу.

Сначала их рассматривают в неполной апелляции — то есть проверяют на предмет того, не допустил ли суд первой инстанции ошибку при рассмотрении дела и вынесении решения. Если этот факт установлен, судья переходит к полной апелляции — пересмотру дела по правилам первой инстанции. Это то, к чему стремится каждый податель апелляционной жалобы.

Самое главное — знать сроки, в которые можно подать такую жалобу по разным видам дел. Статья 321 Гражданского процессуального кодекса говорит, что обжаловать судебный акт можно в течение месяца с момента, как он был вынесен. То же правило установлено и статьей 298 Кодекса административного судопроизводства, а также статьей 259 Арбитражного процессуального кодекса.

Из их ряда выбивается статья 389.4 Уголовного процессуального кодекса, в которой установлен десятидневный срок обжалования для всех, кроме лиц, находящихся под стражей: они могут сделать это исключительно в день вынесения приговора.

Но любой срок может быть восстановлен, если был пропущен по уважительной (с точки зрения суда) причине. Решение того, насколько уважительной была причина пропуска, принимается на усмотрение судьи. Примером такой причины является, например, допущение ошибки в определении срока в судебном акте, поскольку здесь нет вашей вины.

Итак, срок для апелляционного обжалования решения не истек: как подготовить саму жалобу? Требования процессуальных кодексов к форме этого документа единообразны — согласно статьям 322 ГПК, 260 АПК, 389.6 УПК и 299 КАС, жалоба должна содержать:

Апелляционную жалобу не подают напрямую в суд одноименной инстанции. Это делают через судебный орган, принявший решение, которое вы собрались обжаловать: через мировой в районный суд и через арбитражный суд субъекта в апелляционный арбитражный суд. Это самый простой случай.

Если по первой инстанции решение вынесено районным судом, то оспаривать его нужно в судебной коллегии по гражданским, уголовным или административным делам суда уровня субъекта (краевого, областного и т.д.).

А если по первой инстанции дело рассматривалось одной из указанных коллегий, то судебный акт можно обжаловать только в соответствующей коллегии уже Верховного Суда РФ. Если же вдруг ваше дело в качестве суда первой инстанции рассматривала одна из коллегий ВС РФ, то апелляционное обжалование будет происходить в Апелляционной коллегии ВС РФ.

Несколько иначе дела обстоят в системе арбитражных судов (отдельной от судов общей юрисдикции), над которой также обособленно стоит ВС РФ. Учтите — если ваше дело по первой инстанции рассматривалось в окружном арбитражном суде, то обжаловать в апелляции судебное решение не получится, так как оно сразу вступит в законную силу. Но обжаловать его можно все равно — правда, уже в кассационной инстанции.

Если вы собираетесь обжаловать решение суда по гражданскому, арбитражному или административному делу, обязательно приложите к жалобе квитанцию об уплате государственной пошлины (если таковая требуется в вашем конкретном случае). Потребуется доверенность, если жалоба подается доверенным лицом. АПК РФ требует прикладывать копию оспариваемого решения. С апелляционной жалобы и приложений к ней должны быть сняты копии и направлены прочим лицам, участвующим в деле.

Особые указания имеет по отношению к апелляционной жалобе УПК РФ. Если вы хотите, чтобы доказательства, представленные при рассмотрении в суде первой инстанции, были исследованы в апелляции, об этом обязательно нужно заявить в тексте жалобы. Приведите также перечень лиц, которых, по вашему мнению, нужно вызвать на заседание: свидетелей, экспертов и т.д. Если вы были осуждены и хотите участвовать в апелляционном процессе, обязательно укажите это в жалобе.

Как подать кассационную жалобу

Следующий за апелляцией этап — кассация. Их две, они последовательны — первая и вторая. Это обжалование вступившего в законную силу судебного акта. Здесь дело по существу уже не рассматривается, а производится проверка законности принятого решения. Поводом для его отмены в кассации служит, например, неправильное применение судьей норм материального и процессуального права.

Такие решения нужно обжаловать напрямую в суде кассационной инстанции. То, в какой суд вам предстоит направить жалобу, будет зависеть от суда, который рассматривал дело в качестве первой инстанции:

Сроки кассационного обжалования составляют 2 месяца с момента, как обжалуемое решение вступило в законную силу, и полгода по гражданским и административным делам. Сроки подачи кассационной жалобы не ограничены для осужденных, но ограничены годом для тех, кто требует ухудшения положения осужденного или оправданного.

То, что от вас требуется указать в кассационной жалобе, будет мало чем отличаться от того, что вы писали в апелляционной жалобе. Только теперь вам нужно указать, какой суд рассматривал дело в апелляции, первой кассации (если имело место), и какие решения были приняты (понадобятся их копии). В остальном, требования те же: направление копий жалобы и приложений по числу лиц, участвующих в деле, список приложений и т.д.

Как подать надзорную жалобу

Пересмотром всех решений в порядке надзора занимается ВС РФ. Этот процесс предполагает пересмотр вступивших в законную силу решений, принятых второй кассацией или апелляцией самого ВС. На этом этапе происходит формальная проверка законности: не нарушил ли суд при вынесении решения нормы Конституции РФ, например? Перескочить нельзя: только пройдя все описанные нами выше этапы, можно дойти до надзора.

Куда подавать надзорную жалобу? Казалось бы, понятно: в ВС РФ. Но он имеет сложную структуру, каждое звено которой рассматривает те или иные дела, как мы уже заметили. Правда, в отличие от предыдущих случаев, здесь все гораздо проще: если вы хотите оспорить решение по гражданскому, уголовному или административному делу, то надзорная жалоба всегда подается в Президиум ВС РФ. Правило работает так же, если вы являетесь участником экономического спора. Подавать жалобу нужно непосредственно в Президиум.

В какие сроки можно оспорить решение в порядке надзора? Статья 391.2 ГПК, статья 308.1 АПК и статья 333 КАС говорят, что это можно сделать в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу обжалуемого решения.

Учтите — если вы являетесь осужденным, сроки надзорного обжалования для вас не ограничены. А вот если вы хотите обжаловать приговор в отношении другого лица в сторону ужесточения его положения, сделать это можно только в течение года.

Содержание надзорной жалобы аналогично содержанию апелляционной и кассационной жалобы. Вы также должны перечислить все пройденные вами ступени обжалования и указать принятые ими решения. К жалобе по уголовному, гражданскому или административному делу нужно приложить оригиналы указанных актов (потом их вам вернут).

Надзорная жалоба по экономическому спору может быть направлена в электронном виде на сайте ВС РФ через личный кабинет Госуслуг: на портале ВС кликните на кнопку регистрация, и откроется окно, в которое нужно ввести данные с Единого портала госуслуг.

Под обжалованием решения суда подразумеваются процессы сразу в нескольких судебных инстанциях: апелляционной, кассационной (первой, второй) и надзорной. Они последовательны — нельзя перескочить через одну, кроме случаев, когда это прямо предусмотрено законом. Один из ключевых моментов — соблюдение сроков обжалования. Они единообразны для гражданских, административных дел и экономических споров, а в отношении уголовных дел действуют специальные правила.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *