выхожу один я на дорогу о чем

Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу: Стих

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – стихотворение «И скучно, и грустно», которое наполнено мрачностью и пессимизмом. «Выхожу один я на дорогу» представляет собой резкий контраст подавленному душевному настроению Лермонтова. В нем преобладает мотив спокойной печали.

Лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.

Лирический герой вроде бы избавился от всех волнующих сердце желаний, расстался с надеждами и мечтами о будущем. Он без сожаления распрощался с прошлой жизнью. Отныне он хочет только «свободы и покоя!».

Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой, что придает ему стиль элегии. Лексических выразительных средств немного: эпитеты («торжественно и чудно», «сладкий»), олицетворения («звезда с звездою говорит», «спит земля»), метафора («холодным сном могилы»). Основное настроение придают произведению риторические вопросы, восклицания и многоточия.

Неизвестно, что подразумевал поэт под бессмертием. Он не отличался особой религиозностью, поэтому вряд ли надеялся на райское спасение. Но его надежда оправдалась в том великом литературном наследии, которое он оставил потомкам. Дух Лермонтова всегда будет присутствовать в его знаменитых произведениях.

Источник

«Выхожу один я на дорогу» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – история создания, жанр, тема

выхожу один я на дорогу о чем. Смотреть фото выхожу один я на дорогу о чем. Смотреть картинку выхожу один я на дорогу о чем. Картинка про выхожу один я на дорогу о чем. Фото выхожу один я на дорогу о чем

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Выхожу один я на дорогу.

История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).

Тема стихотворения – это произведение об одиночестве, которое тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами.

Композиция – простая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с анапестическими ходами.

Эпитеты – “кремнистый путь”, “холодный сон”, “тихий голос“.

Инверсия – “сиянье голубое“.

Олицетворение – “пустыня внемлет Богу“, “звезда со звездою говорит“.

Оксюморон – “светлая печаль”.

История создания

Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нем, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчеркивает, что не хотел бы заснуть “холодным сном могилы” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.

Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году – в журнале “Отечественные записки”.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.

Центральной является тема одиночества, которая проходит через все творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт поднимает тему жизни и смерти, подчеркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же – ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждет покоя и любви, он прославляет все сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.

Написан стих пятистопным хореем, в котором прослеживаются анапестические ходы, с помощью которых ритмика немного сбивается, помогая имитировать человека. Окончательную ритмическую завершенность произведение придает чередование мужской и женской рифмы.

Это произведение отражает мысли поэта, которых хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:

Также в качестве вспомогательных средств выступают риторические вопросы – “Жду ль чего? жалею ли о чём?” и восклицания – “Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!“. Они придают стихотворению экспрессию, подчеркивают эмоциональную окраску определенных строф.

Источник

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

выхожу один я на дорогу о чем. Смотреть фото выхожу один я на дорогу о чем. Смотреть картинку выхожу один я на дорогу о чем. Картинка про выхожу один я на дорогу о чем. Фото выхожу один я на дорогу о чем

Всего получено оценок: 112.

Всего получено оценок: 112.

выхожу один я на дорогу о чем. Смотреть фото выхожу один я на дорогу о чем. Смотреть картинку выхожу один я на дорогу о чем. Картинка про выхожу один я на дорогу о чем. Фото выхожу один я на дорогу о чем

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Выхожу один я на дорогу.

История создания – написано стихотворение незадолго до гибели Лермонтова на дуэли, в 1841 году, а опубликовано уже посмертно, в 1843 году (журнал “Отечественные записки”).

Тема стихотворения – это произведение относится к философской лирике, оно об одиночестве, которое тяготит поэта, ведь ему не с кем поделиться своими сокровенными мыслями и чувствами.

Композиция – прямая, мысль развивается последовательно от первой строфы до пятой.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – пятистопный хорей.

Инверсия – “ сиянье голубое “.

Олицетворение – “ пустыня внемлет Богу “, “ звезда с звездою говорит “.

Оксюморон – “ светлая печаль”.

История создания

Стихотворение Лермонтова “Выхожу один я на дорогу” написано в конце весны – начале лета 1841 года, то есть незадолго до того, как он погибнет на дуэли подобно своему кумиру, Пушкину. В нём, как и в других произведениях позднего периода, явно прослеживаются все типичные черты лермонтовской поэзии. История создания тесно связана с внутренними исканиями поэта, который хотел найти истинную свободу. При этом он подчёркивает, что не хотел бы заснуть “ холодным сном могилы ” – Лермонтов как будто предчувствовал, что именно такая печальная судьба его и ожидает.

Как и многие последние стихотворения поэта, это было опубликовано уже после его смерти, в 1843 году в журнале “Отечественные записки”.

Композиция

Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания испытывает его лирический герой. Так, в первой строфе звучит мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звёзды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчёркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободы и покоя, а четвёртая и пятая поясняют, что имелось в виду: человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под её покровительством.
Написан стих пятистопным хореем. Рифмовка перекрёстная. Окончательную ритмическую завершенность произведению придаёт чередование мужской и женской рифмы.

Это классический пример жанра философской лирики. Несмотря на то, что многие мысли высказываются Лермонтовым с помощью образов природы, его нельзя отнести к лирике пейзажной – все описания здесь необходимы для того, чтобы передать чувства лирического героя (не связанные с природой), помочь лучше прочувствовать их.
Центральной является тема одиночества, которая проходит через всё творчество Лермонтова, который остро чувствовал, что его никто не понимает. В то же время поэт раскрывает тему жизни и смерти, подчёркивая мысль, что, несмотря на усталость от людей, он по-прежнему хотел бы ощущать всю полноту жизни, но не так, как другие люди, а в единении с природой. Также он как будто подводит итог своей жизни, спрашивая у себя же, ждет ли он чего-то или, может быть, жалеет о том, что было в прошлом.

Ему хочется изменить свою жизнь, он ждёт покоя и любви, он прославляет всё сущее и не жалеет даже о том плохом, что было за прошедшие годы. При этом и о смерти лирический герой, олицетворяющий самого поэта, говорит с удивительным для человека такого возраста спокойствием.

Это произведение – лирическое стихотворение. Оно отражает мысли и чувства лирического героя. Образ лирического героя и самого поэта максимально сближены в данном стихотворении. Поэт также хотел бы продолжать жить в покое и счастье – и в некотором роде так и произошло, потому что душа Лермонтова осталась жить в его произведениях.

Средства выразительности

В этом непростом философском стихотворении Лермонтов использовал разнообразные средства выразительности. Они могут показаться достаточно простыми, но на самом деле полностью решают художественную задачу, выражая мысли, которые волновали поэта в момент написания. В стихотворении есть:

Также в качестве вспомогательных средств выступат вопросительные предложения – “ Жду ль чего? жалею ли о чём? ” и восклицания – “ Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! “. Они придают стихотворению экспрессию, подчёркивают эмоциональную окраску определённых строф.

Источник

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 23.11.2019 · Обновлено 23.11.2019

Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения «Выхожу один я на дорогу…» по плану. В нем он проанализирует содержание и форму произведения, перечислит тропы, определит жанр и размер стиха, а также посвятит Вас в интересные подробности истории создания текста.

История создания

В лирике Лермонтова нередко прослеживаются детали из самой жизни поэта, часто его произведения автобиографичны. Именно творчество могло быть единственной отдушиной автора, в чьей судьбе было немало страданий, разочарований и потерь. Благодаря его работам читатели могли проследить образы не только его известных персонажей, но и проследить явные сходства с творцом этих книг, лучше понять самого писателя. Поэтому произведения Лермонтова можно назвать подлинным достоянием истории отечественной литературы, драгоценным памятником русской письменности.

Нередко стихотворения многих поэтов оказывались пророческими, предсказывали ближайшие события в стране или саму судьбу авторов. Именно такой особенностью обладали произведения Михаила Юрьевича. Они отражали настоящие и грядущие события его жизни, сам поэт будто знал в точности, что с ним произойдет. Таким примером может послужить стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», названное по первой строчке. Оно было написано в 1841 году, накануне смерти великого поэта. В этом же году он был застрелен на дуэли. К сожалению, работа была опубликована в журнале «Отечественные записки» уже после гибели автора. Но от этого ценность стихотворения не теряется, сам В. Белинский считал это произведение лучшим из всей лирики Лермонтова.

Жанр, направление, размер

Род — лирика. Жанр стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» — элегия, поскольку оно пронизано грустными мотивами одиночества, разочарования и опустошенности.

Хоть и принято относить раннюю лирику Лермонтова к романтизму, это произведение имеет то же направление, несмотря на дату написания. Лирический герой открыто заявляет о своем беспокойстве, разочаровании в нынешнем мире, который и становится виновником поиска совершенного, желанного оазиса. Осознание своего положения в мире, принятие отсутствия возможности достичь желаемого идеала не останавливает его в стремлении когда-нибудь обрести на этом «кремнистом пути» свободу.

Кроме того, экзотический пейзаж еще раз напоминает читателю о романтическом начале стихотворения. Образ пустыни и звездного неба выступают оазисом для лирического героя, оставляя его наедине с собственными мыслями. Такой хронотоп выбран неслучайно, только в этом мире при лунном свете герой находит ответы на свои вопросы.

Размер стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» – пятистопный хорей, поскольку ударение в каждой стопе падает на первую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные.

Композиция

Композиция произведения «Выхожу один я на дорогу…» условно делится на две части.

Само стихотворение состоит из 5 строф.

Образы и символы

Система образов в лирике Лермонтова красочно дополняет речевую и философскую окраску содержания.

Темы, настроение и проблемы

Тематика произведения «Выхожу один я на дорогу…» типична для философской лирики:

Первые 4 стиха сопровождаются спокойным и даже умиротворенным настроением. Оно в свою очередь окрашено грустью и разочарованностью в своей жизни, окружении, судьбе. Ведь не просто так наш герой приходит к вопросам о смысле жизни. Возможно, они волновали его всегда. Но сейчас в звездную ночь наступает полное умиротворение в природе и в душе лирического героя, что и способствует зарождению философских мыслей и вопросов.

Проблематика стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» напрямую переплетается с тематикой произведения. Вопросы, которыми задается лирическое «я», связаны с самоощущением себя в этом пустом мире. Но герой смирился со своей участью, он лишь смотрит в бесконечную даль, не оглядываясь назад на уже пройденную дорогу, свое прошлое. Теперь для него искомый идеал — это мир покоя. «Но не тем холодным сном могилы…Я бы желал навеки так уснуть…», – рассуждает герой. Он просит не о загробной жизни, а об отдыхе от сует, бессмысленных ожиданий и вечной погони за счастьем.

Основная идея

Смысл стихотворения «Выхожу один я на дорогу…» можно найти в 3 строфе. Здесь лирический герой заявляет, что не ждет от жизни ничего, не жалеет о свершившемся. Он лишь хочет обрести покой и свободу, но на земле, а не в могиле. В этих строках он перечисляет свои зрелые жизненные ценности, с которыми люди определяются, получив опыт и совершив ошибки. Дорога символизирует жизнь, и в ней одинокий лирический герой ищет упоения любви, даже если она — всего лишь иллюзия, ведь о любви в стихотворении всего лишь «сладкий голос пел». Он хочет скрыться от посторонних в глаз в тени и наслаждаться покоем.

Главная мысль, заложенная в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», учит быть терпимее к окружающим, себе. Ведь человек обретает настоящее счастье, только пройдя некоторые преграды. Нет определенной временной точки для всех, когда произойдет нравственное возрождение, обретение смысла жизни, прозрение. Каждый обретает эту способность индивидуально, в свой час. Но самое главное – такой момент обязательно наступит.

Средства выразительности

Произведение «Выхожу один я на дорогу…» наделено ярким поэтическим содержанием.

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в конце весны – начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели Лермонтова. Он погиб на дуэли, так же, как и обожаемый им Пушкин.

Вероятнее всего, поэта посещало предчувствие скорой смерти. Он размышляет о бессмертии и одиночестве, предчувствуя собственную участь. Создаётся впечатление, что в этом произведении поэт подводит итоги своей короткой жизни.

Стихотворение было впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1843 году.

2. Литературное направление

Стихотворение написано в романтической стилистике, в нём присутствуют такие черты романтизма, как вера в особое предназначение творящей личности, двоемирие, стремление познать непознаваемое.

3. Род

Перед нами лирическое произведение: в нём есть лирический сюжет (размышление) и лирический герой.

4. Жанр

Данное произведение Лермонтова являет собой образец философской лирики. По форме это стихотворение или стансы.

5. Проблематика

Поэт напрямую касается проблемы вечной жизни души. С одной стороны, он хочет покоя, с другой – не желает бесчувственного небытия.

6. Тематика

Основная тема стихотворения – переход от жизни к смерти.

Находясь в особом состоянии настроенности на разговор с Вселенной, поэт слышит звуки неведомых миров, подводит жизненные итоги, гадает о том, что ждёт его впереди.

7. Идея

Лирический герой устал от несовершенства земной жизни. Он понимает, что в гармоничном мире природы всё устроено мудро и справедливо, у всего живого есть собеседник («И звезда с звездою говорит…»). Лишь он чувствует разлад и одиночество.

Для себя ему уже ничего не нужно, поэт призывает сон, забытье. Но вечный сон пугает его, он хочет остаться чутким к звукам и зовам земной красоты, — тому лучшему, что создал Всевышний.

8. Пафос

Стихотворение написано с надеждой на продолжение духовной жизни за гранью земного бытия, с сожалением и признанием абсолютного одиночества поэта на земле.

9. Система образов

Для данного стихотворения очень значимы образы природы. Они делятся на образы земли (дорога, путь, могила) и образы неба (туман, звёзды, сиянье голубое»).

Душа, вынужденная скитаться между миром грёз и миром телесным, не в силах представить, что ждёт её за порогом земного существования. Поэту необходимо найти нечто, что всегда будет связывать его душу с миром людей.

Это образ тёмного дуба, уходящего мощными корнями в землю и возносящего крону к небу. Дуб соотносится с мировым древом, соединяющим верхний и нижний миры, осью пространства.

Голос, поющий о любви, — мотив, перекликающийся со стихотворением «Ангел». Песня ангела, напоминающая поэту материнскую колыбельную, примиряет его с неизбежностью ухода, сулит избавление от вечного одиночества. Он готов бесконечно слушать её в сладостном забытьи.

10. Центральные персонажи

Центральные персонажи стихотворения: поэт и Бог.

«Пустыня внемлет Богу», — сообщает поэт. Ему покорна ночь («ночь тиха»), Ему внемлет пустыня. Тихо так, что слышно, как переговариваются звёзды.

Несмотря на эту благость, поэту «больно» и «трудно», он выпадает из вселенского круга.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения находится на границе между мирами. Он знает больше, чем положено знать для спокойной жизни на земле, но и знание о загробном мире для него закрыто.

Душа томится предчувствием неизвестного и не хочет разлучаться с привычным миром «навек».

12. Сюжет

Сюжет стихотворения складывается из описания тихой лунной ночи и размышления героя над причиной мучительной тоски. Он спрашивает себя, отчего ему «так больно» и «так трудно».

Поэт признаётся, что не ждёт ничего от жизни, не сожалеет о прошлом и желает только покоя. Правда, его отталкивает могильный холод. Герой стихотворения предпочёл бы слышать над собой немолчный сладкий голос, поющий о любви и шум древесных крон.

13. Композиция

Композиция произведения линейная.

В пяти строфах последовательно развивается мысль о переходе души из одного состояния в другое.

Первые два четверостишия представляют собой завязку с кульминацией-вопросом в 8-й строке, три последующих содержат ответ на вопрос и развязку в 5-м четверостишии.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения богат образными определениями, благодаря чему стихотворение легко представить в виде художественного полотна, ночного пейзажа.

Синтаксис отличают риторические вопросы, ряды однородных сказуемых и обстоятельств. Вопросно-ответные конструкции помогают автору передать внутренний диалог, который происходит в его душе. На самом деле, так можно разговаривать лишь с Богом.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано хореем.

Мужские и женские рифмы чередуются.

Такой ритмический рисунок соответствует ходу мыслей поэта, соотносится с мерными звуками неторопливой, словно прерывающейся время от времени походки.

Используется перекрёстная рифмовка (АБАБ).

Текст разбит на 5 четверостиший.

16. Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

С помощью аллитераций («х», «д», «т», «с») поэт передаёт тихие звуки ночи: шорохи шагов, трепет листьев, колыханье воздуха. Постепенно он сводит звонкость к нулю, достигая эффекта тишины, после чего резко переходит к теме смерти.

Во второй части стихотворения звонкие согласные («з», «ж», «г») присутствуют для того, чтобы вновь вернуть звучание мрачной картине вечного сна.

Ассонансы «ы», «о», «у» придают происходящему торжественное звучание, погружают слушателей в космическую акустику.

17. Значение произведения

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…» — одно из последних произведений Лермонтова, в котором ярко выразился его пророческий дар.

Исключительность этого шедевра в том, что поэт говорит о смерти спокойно, с готовностью принять её, с философской настроенностью на слияние с Вселенной.

18. Актуальность

Размышления об участи человеческой души всегда будут актуальны. Мы все рождаемся и умираем, ничего не зная о том, откуда пришли и куда уходим в течение своей земной жизни.

Поэт обнажает глубинные вопросы бытия, говорит о боли и страхе, которые испытывает каждый, кто не боится заглянуть за полог неизвестности.

19. Моё отношение

Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» похоже на прогулку в лунную ночь. Тревожно вдумываться в глубинный смысл этого послания, ведь за ним – множество неразрешимых вопросов.

Как и поэт, я понимаю, что когда-нибудь меня не станет в этом мире. Как и он, я не хочу потерять возможность слышать, чувствовать, осознавать. Данное произведение волнует душу, слегка пугает и настраивает на волну долгих размышлений.

20. Чему учит

В строках лермонтовского стихотворения слышится напоминание о краткости жизни, бренности всего земного. Оно учит нас видеть вечные ценности: переливающиеся звёзды над головой, кроны деревьев, лица людей, с которыми нам не одиноко.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *