выход на ipo что это
Зачем компании проводят IPO: Плюсы и минусы
В последние несколько лет в интернете широко обсуждается тема IPO — выход компании на биржу часто рассматривается как подтверждение ее успешности. Несмотря на то, что часто так и бывает, выход на IPO имеет как свои очевидные преимущества, так и определенные минусы и сложности для компании — сегодня мы рассмотрим этот вопрос подробнее.
Что такое IPO
IPO (Initial Public Offering) — это первичное публичное размещение акций компании (эмиссия). Это значит, что компания в первый раз выпускает свои акции на рынок, чтобы их могли купить инвесторы, первоначально никак с ней не связанные. После выхода на биржу меняется статус компании — из частной (то есть, чьи акции не может купить любой желающий — для этого покупателю нужно лишь заключить договор с брокерской компанией, на Московской бирже можно работать через ITinvest), она становится публичной, а ее акции свободно торгуются на бирже и могут быть куплены кем угодно.
Зачем это нужно
Существует несколько основных причин, по которым компания может стремиться стать публичной. Среди них:
Проблемы открытости
Но не все так гладко, и получения статуса публичной компании влечет за собой и целый ряд сложностей. Одно из главных — необходимость разглашения информации о деятельности компании. Публичные компании обязаны периодически публиковать финансовые отчеты, которые показывают успешность или неуспешность ее деятельности и могут серьезно влиять на цену торгуемых на бирже акций.
Для того, чтобы соответствовать разнообразным требованиям регулирующих органов и успешно проходить регулярные аудиты, компаниям необходимо прилагать серьезные усилия, затраты на которые могут быть слишком существенными для не самого крупного бизнеса.
Кроме того, ожидания общественности и акционеров, которые заинтересованы в росте стоимости акций, могут тяжким грузом ложиться на плечи менеджмента компании. Это может приводить к тому, что руководители начнут работать над достижением краткосрочных целей, а не над решением задач, способствующих долгосрочному росту.
Как готовится IPO
Процесс подготовки к IPO — непростое дело, которое занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании серьезных средств. Организовать процесс самостоятельно бизнесу довольно трудно, поэтому возникает необходимость в найме инвестиционного банка (или нескольких банков), которые будут заниматься подгтовкой. Такие банки называются андеррайтерами IPO.
После выбора банка представители финансовой организации и руководство компании договариваются о параметрах будущего размещения: цене акций, которые будут выпущены в свободное обращение, их тип, общую сумму средств, которые планируется привлечь.
По итогам переговоров подписывается соглашение. После этого андеррайтер передает инвестиционный меморандум в регулирующий орган страны, на биржевой площадке которой будет осуществляться размещение акций. В США это комиссия по ценным бумагам (SEC), а в нашей стране — Банк России. В этом меморандуме содержится подробная информация о предложении и компании — финотчетность, биографии руководства, существующие юридические проблемы организации, список текущих акционеров и цель привлечения финансирования. После этого представленные данные проверяются, в случае необходимости запрашивается дополнительная информация. Если все корректно, то назначается дата IPO.
Кому еще выгодно проведение IPO
Андеррайтеры не только готовят IPO, но и являются одними из первых игроков, которые получают от всего этого процесса выгоду. Они вкладывают в подготовку размещения собственные средства, взамен получая возможность «купить» акции компании еще до того момента, как они официально попадут в листинг биржи. При этом цена, по которой акции покупает андеррайтер по условиям соглашения с компанией обычно ниже, чем финальная цена, устанавливаемая для IPO — на этой разнице банк и зарабатывает. Поэтому в случае перспективной компании, конкуренция среди потенциальных андеррайтеров за право провести ее размещение, может быть крайне серьезной.
Чтобы максимизировать свою прибыль, банки-андеррайтеры также вкладываются в продвижение предстоящего размещения — для этого, в том числе, организуются специальные road show, в ходе которых информация о компаниях предоставляется крупным и перспективным инвесторам, иногда из разных стран. Им также предлагают купить акции еще до начала торгов (allocation). К примеру, вот такие города менеджменту российских компаний, стремящихся на IPO, советуют посетить с road show эксперты Московской биржи:
Выгодно проведение IPO и самим биржам — размещение крупных и перспективных компаний позволяет повысить общую ликвидность и объём торгов, а значит, больше заработать на комиссии. Поэтому среди биржевых площадок также идет серьезная конкуренция за перспективные IPO — представители площадок выступают перед менеджментом компаний, объясняя плюсы размещения акций именно у них.
Где проводят IPO российские компании
Крупнейшей российской биржей является Московская, и компании из нашей страны периодически проводят там собственные размещения. Размещения на Московской бирже проводят компании различных отраслей — например, финансовой, лизинговой, продавцы зерна и технологические компании (например, летом 2014 года дополнительное размещение акций там провел «Яндекс»).
При этом существует возможность проведения размещения с так называемым «международным компонентом» — в этом случае компания организовывает размещение не только на Московской бирже, но и предлагает акции на зарубежной площадке. Юридические аспекты проведения IPO на Московской бирже представлены в этом документе.
В 2012 году Московская биржа публиковала подготовленную аналитиками Sberbank CIB статистику, иллюстрирующую географический состав инвесторов в IPO российских компаний:
При этом большая часть размещений акций российских компаний все же происходит за рубежом. По данным аналитической компании PWC, в период с 2005 по 2014 год, российские компании провели 117 IPO, при этом только 37 из них пришлись на Московскую биржу. Больше всего первичных размещений (67) было осуществлено на Лондонской бирже (LSE), примерно одинаковый интерес российских компаний в этот период вызывали биржи Nasdaq, Deutsche Börse, NYSE и Hong Kong Stock Exchange:
Заключение
IPO — это работающий инструмент, который позволяет компаниям привлечь деньги для серьезного развития на более выгодных условиях, чем могли бы предложить частные инвесторы. Однако размещение акций на бирже несет в себе не только плюсы, но и минусы, дает не только положительный PR, но и может становиться причиной появления волн критики, если цена на акции в итоге падает ниже уровня старта торгов.
Именно последний пункт часто называют причиной того, что в США технологические компании стали реже выходить на IPO (число таких размещений сейчас на нижнем уровне с 2008 года) — руководство таких организаций отпугивает опыт предшественников, которые с большой помпой провели IPO, а потом их акции в ходе торгов не показали хороших результатов.
В итоге, руководители многих компаний предпочитают оставаться в частном формате и не становиться публичными, пишет издание The Wall Street Journal. В таких условиях и первоначальным инвесторам компаний может быть выгоднее найти покупателя самостоятельно, а не открывать продажу для любого желающего.
Что такое IPO: как компания выходит на биржу
Каждая компания стремится привлечь капитал для развития своего бизнеса. На начальном этапе — в стадии стартапа — компании сложно привлечь банковский кредит или найти «доброго ангела», готового вложиться в ее развитие. И тогда фирма выпускает акции, которые предлагаются инвесторам. Каждый, кто купит акцию стартапа, становится его совладельцем.
Первичное публичное размещение акций, или IPO (Initial Public Offering), — первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц. Компания выпускает акции и размещает их на бирже, а любой желающий инвестор или инвестиционный фонд может приобрести бумаги. Процесс этот затратный, однако если размещение акций пройдет успешно, компания сумеет привлечь сотни тысяч, миллионы, а то и миллиарды долларов.
После того как компания задумалась о первичном выпуске акций в обращение на бирже, начинается предварительный этап IPO.
По результатам проведенного анализа компания решает, выгодно ли ей выводить свои акции на публичные торги. Совет директоров, взвесив все за и против, должен дать заключение, выходить на IPO или нет. Если да, то компания подписывает договор с андеррайтером — и начинается следующий, подготовительный этап IPO.
Андеррайтер оценивает компанию и с учетом рыночных условий определяет параметры предстоящего IPO: сколько всего акций будет выпущено и по какой начальной цене, а также когда лучше всего выпустить бумаги на биржу.
Затем андеррайтер готовит инвестиционный меморандум для регулирующего органа той страны, в которой пройдет IPO. В России работу на фондовых биржах контролирует Банк России, в США — комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC).
В инвестиционном меморандуме содержится подробная информация о компании: данные о руководстве и акционерах, финансовая отчетность, дивидендная политика. Компания также должна объяснить, для чего она решила привлечь средства. Если предоставленная в меморандуме информация удовлетворяет всем требованиям регулирующего органа, то назначается дата IPO.
И наконец, запускается рекламная кампания — чтобы повысить интерес инвесторов к размещаемым бумагам. Представители компании встречаются с потенциальными инвесторами и брокерами во время поездки по крупным мировым финансовым центрам, таким как Лондон, Нью-Йорк, Гонконг или Токио. В таком «дорожном шоу», или Road Show, менеджмент раскрывает инвесторам показатели компании и данные по размещению акций. Road Show обычно длится две-три недели.
Во время Road Show происходит сбор предварительных заявок на акции эмитента. Крупные инвесторы получают право покупки акций до их официального размещения. По собранным заявкам андеррайтер получает информацию о том, сколько акций инвесторы готовы купить и по какой цене. Андеррайтер, кстати, обладает преимущественным правом покупки акций до IPO с дальнейшей их перепродажей после размещения.
Стоит ли покупать акции в первые дни IPO
Покупать акции в первые дни IPO очень рискованно. Частные инвесторы не владеют исчерпывающей информацией о компании. Каковы ее финансовые показатели, широкой аудитории неизвестно — ведь только после выхода на биржу эмитент обязан предоставлять свою финансовую отчетность. В этом смысле покупка акций при IPO больше похожа на лотерею.
Кроме того, в первые дни размещения котировки акций обычно подвержены сильным колебаниям. Поэтому аналитики рекомендуют покупку акций лишь спустя некоторое время после их размещения — когда цена бумаг стабилизируется.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Регламентированный рынок, где встречаются продавцы и покупатели, торгующие различными активами: акциями, облигациями, валютой, фьючерсами, товарами. Стать участником торгов на бирже может каждый – для этого нужно открыть брокерский счет. Каждая сделка заключается по рыночной цене, совершается практически мгновенно, а также регистрируется и контролируется. Подробнее Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее Процедура включения ценной бумаги в список торгуемых на бирже активов.
Я хочу принять участие в IPO. Как это сделать?
IPO (Initial Public Offering), или первичное публичное размещение акций — это первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц.
Весь процесс IPO довольно долгий. Он делится на несколько этапов и завершается листингом — моментом, когда ценные бумаги компании попадают биржу и начинаются свободные торги. На открытых торгах акции могут как упасть в цене, так и вырасти от первоначальной стоимости. Во втором случае инвесторы, у которых была возможность купить акции на этапе IPO, увеличивают свой капитал.
Могу ли я поучаствовать в первичном размещении?
Самостоятельно купить акции в ходе IPO частный инвестор не сможет. Для этого ему нужно найти брокера — такие услуги предлагает ряд брокеров, работающих в России.
Еще во время подготовки IPO, до того, как акции попадают в открытую продажу, крупные инвестиционные фонды и банки первыми получают право на покупку акций, чтобы потом их продавать на открытом рынке.
Если речь идет о крупных международных компаниях, то минимальный капитал для участие в IPO может составлять десятки тысяч долларов, что делает всю процедуру бессмысленной для рядового частного инвестора. Если говорить о российских компаниях, то здесь за счет не столь высокого минимального капитала участие может быть вполне доступным. Порог входа устанавливается организаторами размещения индивидуально для каждой компании и с учетом ситуации на рынке.
Чем я рискую и какие ограничения?
Покупка акций на этапе IPO связана с повышенным риском. Цена акций, которую установила компания перед размещением, может оказаться завышенной — и тогда после начала открытых торгов существенно упасть. Последует ли за этим падением рост, зависит уже от дальнейших действий компании и того, как она ведет свой бизнес.
Некоторые брокеры устанавливают для акций, купленных на этапе первичного размещения, так называемый lock-up-период. Это время (часто от 90 до 270 дней), когда акционеры не имеют права продать свои бумаги. Правило существует для того, чтобы исключить манипуляцию с акциями в первые месяцы торгов.
Существует вероятность, что из-за большого количества желающих брокер не сможет удовлетворить вашу заявку или удовлетворит ее частично.
Если столько рисков, то для чего это нужно?
Несмотря на риски, инвесторы все равно прибегают к такому способу покупки акций — компании и оценивающие их банки рассчитывают цену размещения бумаг так, чтобы на открытом рынке они как минимум не падали. Часто их расчеты оказываются верными, хотя бывают и провалы (например, акции сервиса Uber на второй день торгов падали более чем на 10%).
«Акции большинства компаний, которые выходят на IPO, имеют сильную недооценку относительно их справедливой стоимости, — отметил Воробьев. — Это происходит в результате того, что мотивация инвестиционных банков, которые организуют IPO, и менеджмента компании состоит в создании избыточного спроса на акции в момент IPO. Если у них получается это сделать, акции показывают значительный рост в первый день торгов и такое IPO считается успешным.
За последние 30 лет средняя доходность акций в первый день после IPO на американском рынке стабильно находится в интервале 10–20%».
Если вы решите в будущем купить акции компании в ходе IPO, то аналитики рекомендуют направлять на это только часть денег, которые вы готовы потратить на инвестиции. По мнению экспертов «Фридом Финанса», эти средства не должны превышать 10% вашего портфеля.
Некоторые ожидаемые IPO российских компаний
«Яндекс.Такси». Компания уже ведет переговоры о первичном размещении бумаг в России и США с банками, в частности с Morgan Stanley и Goldman Sachs, сообщил Bloomberg. Оба банка участвовали в IPO «Яндекса» в 2011 году.
Fix Price. О том, что владельцы сети магазинов фиксированных цен задумались о продаже части акций, писал «Коммерсантъ» в 2018 году.
«ВкусВилл». О планах провести первичное размещение Reuters сообщал основатель сети Андрей Кривенко. В качестве площадки для размещения «ВкусВилл» рассматривал биржу Нью-Йорка.
Ozon. О намерении провести IPO в 2020 или 2021 году заявлял глава АФК «Система» (принадлежит 38,2% акций Ozon) Владимир Евтушенков.
«Интурист». О желании вывести туристическую компанию на биржу объявил ее новый владелец Нешет Кочкар в ноябре 2019 года. «Интурист» был российской «дочкой» британской Thomas Cook Group, ликвидированной из-за финансовых проблем.
«Мосгорломбард». Старейшая российская сеть ломбардов рассматривает для проведения IPO первый квартал 2021 года, сообщал РБК представитель компании.
«Победа». Летом 2019 года генеральный директор «Победы» Виталий Савельев рассказал «Интерфаксу», что «Аэрофлот» рассматривает продажу частным инвесторам до 25% капитала авиакомпании.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
IPO на Московской бирже: зачем это нужно, кто проводит и как купить акции
В сети можно часто встретить истории о том, как компании вышли на биржу и провели IPO, по итогам которых основатели бизнеса стали миллиардерами. Почти всегда в этих рассказах фигурируют зарубежные биржи, в основном из США, однако провести IPO (а затем и SPO) можно и в России. Сегодня мы поговорим о том, как и зачем компании размещают свои акции на Московской бирже.
Примечание: инвестиции на бирже связаны с риском, о нем следует помнить. Кроме того, для совершения операций с акциями компаний на Московской бирже вам понадобится брокерский счет. Его можно открыть в режиме онлайн по этой ссылке. Также вы можете потренироваться в совершении операций и изучить торговый софт с помощью тестового счета с виртуальными деньгами.
Что такое IPO
Если компания достигает этапа развития, на котором для дальнейшего роста ей необходим внешний капитал, то одним из способов его привлечения является размещение акций на бирже через механизм IPO (initial public offering). В таком случае компания становится публичной — купить акции сможет любой желающий.
Помимо привлечения живых денег, которые можно вкладывать в новые проекты, у проведения IPO есть и другие плюсы. Например, компания может предлагать топ-менеджерам не только зарплату, но и акции, переманивая лучших специалистов. Также размещение акций обычно хорошо влияет на имидж компании — ведь это значит, что она вышла на определенный, весьма высокий уровень развития.
Но не все так гладко, и получения статуса публичной компании влечет за собой и целый ряд сложностей. Одно из главных — необходимость разглашения информации о деятельности компании. Публичные компании обязаны периодически публиковать финансовые отчеты, которые показывают успешность или неуспешность ее деятельности и могут серьезно влиять на цену торгуемых на бирже акций.
Для того, чтобы соответствовать разнообразным требованиям регулирующих органов и успешно проходить регулярные аудиты, компаниям необходимо прилагать серьезные усилия, затраты на которые могут быть слишком существенными для не самого крупного бизнеса.
Не только IPO: вторичные размещения
На бирже проводятся не только первичные размещения акций. Существует также понятие SPO (Secondary Public Offering), при котором проводится публичное размещение акций, принадлежащих уже существующим акционерам. Такой шаг позволяет увеличить количество акций в свободном обращении (free-float), не выпуская дополнительных акций и не обесценивая их. Таким образом повышается ликвидность акций компании и стимулируется интерес инвесторов к ним.
Зачем проводят IPO/SPO в России
На зарубежных биржах обычно проводят IPO компании, которым необходимо развиваться за границей, по каким-то причинам важно наличие иностранных инвесторов, или их руководство уверено, что достаточно денег в России привлечь не удастся.
Если же компания считает, что и на родине сможет получить достаточный объем инвестиций и каких-то особенных интересов за границей не имеет, то процесс подготовки IPO/SPO на родине может быть вполне оправданным. Одна из главных причин — стоимость всего процесса.
Компания может подготовить IPO и самостоятельно, но обычно для подготовки документов, их согласования с регулирующими органами и проработкой технических моментов (стоимость акий, объем размещения) нанимают инвестиционные компании (андеррайтеры). Понятно, что в России все связанные с проведением IPO расходы – услуги андеррайтеров, различные государственные и биржевые сборы и комиссии – в конечном итоге оказываются ниже. Весь путь подготовки обычно занимает от нескольких месяцев до года.
Как готовится IPO
Процесс подготовки к IPO — непростое дело, которое занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании серьезных средств. Организовать процесс самостоятельно бизнесу довольно трудно, поэтому возникает необходимость в найме инвестиционной компании (или нескольких), которые будут заниматься подгтовкой. Такие инвесткомпании называются андеррайтерами IPO.
После выбора банка представители финансовой организации и руководство компании договариваются о параметрах будущего размещения: цене акций, которые будут выпущены в свободное обращение, их тип, общую сумму средств, которые планируется привлечь.
По итогам переговоров подписывается соглашение. После этого андеррайтер передает инвестиционный меморандум в регулирующий орган страны, на биржевой площадке которой будет осуществляться размещение акций. В США это комиссия по ценным бумагам (SEC), а в нашей стране — Банк России.
В этом меморандуме содержится подробная информация о предложении и компании — финотчетность, биографии руководства, существующие юридические проблемы организации, список текущих акционеров и цель привлечения финансирования. После этого представленные данные проверяются, в случае необходимости запрашивается дополнительная информация. Если все корректно, то назначается дата IPO.
Примеры успешных размещений акций и облигаций
На Московской бирже регулярно проходят IPO и SPO в ходе которых компании предлагают инвесторам свои акции и облигации, вот несколько успешных примеров таких размещений:
Не все так просто
Руководству и инвесторам компаний, планирующих проведение IPO стоит помнить о том, что статус публичной компании дает не только преимущества, но и накладывает некоторые ограничения. Один из главных «минусов» — необходимость разглашения информации о деятельности компании. Публичные компании обязаны публиковать финансовые отчеты о своей деятельности — показатели в этих документах могут влиять на стоимость акций, торгуемых на бирже.
Кроме того, регулирующие органы (в США – SEC, в нашей стране – Банк России) проводят аудиты и пристально следят за деятельностью публичных компаний. Затраты на соответствие таким требованиям могут быть весьма значительными.
Кроме того, публичность накладывает определенный отпечаток на деятельность компании — инвесторы и акционеры ждут роста показателей и, как следствие, ценый акций. Это может приводить к тому, что менеджмет начнет уделять больше внимания краткосрочным целям, а не решению задач, которые могут обеспечить долгосрочный рост.
Однако, несмотря на некоторые сложности, IPO (а затем и SPO) на Московской бирже – эффективный способ привлечения капитала, а значит и возможность для развития бизнеса.