выход на глиссаду что это
Заход на посадку по курсо-глиссадной системе
Состав и принцип работы КГС
Итак, из чего состоит КГС:
Теперь о том, как работают эти маяки. Возьмем за основу курсовой маяк и несколько упрощенно рассмотрим его работу. При работе маяк формирует 2 разночастотных сигнала, которые схематично можно показать как 2 лепестка, направленные вдоль траектории захода на посадку.
В случае, если самолет находится точно на пересечении этих двух лепестков, мощность обоих сигналов одинакова, соответственно разность их мощностей равна нулю, и индикаторы прибора выдают 0. Мы на курсе. Если самолет отклонился влево или вправо, то один сигнал начинает преобладать над другим. И чем дальше от линии курса, тем больше это преобладание. В результате этого за счет разницы в мощности сигнала приемник самолета точно устанавливает, насколько далеко мы от линии курса.
Глиссадный маяк работает точно по такому же принципу, только в вертикальной плоскости.
Читаем показания приборов
Итак, мы вошли в зону действия КГС. Планки на ПНП отшкалили, значит пора нам сориентироваться, где мы находимся и как нам надо пилотировать самолет, чтобы точно вписаться в траекторию захода.
Теперь давайте пройдемся по разным положениям самолета и посмотрим на индикацию прибора в положениях, указанных на общем рисунке.
2. Мы находимся в точке входа в глиссаду (ТВГ). Это точка, образованная пересечением глиссады с высотой круга. Средняя величина удаления ТВГ составляет примерно 12 км. Естественно, чем выше высота круга и чем меньше УНГ, тем дальше от порога ВПП находится ТВГ.
3. Мы находимся левее и выше. Надо довернуть вправо и увеличить скорость снижения.
4. Мы находимся левее и ниже. Приберем вертикальную и довернем вправо.
5. Мы находимся правее и выше. Довернем влево и увеличим вертикальную.
6. Мы правее и ниже. Догадайтесь, что нужно сделать 🙂
Ну в общем-то это все, что хотелось вам сообщить 🙂
Напоследок хочу сделать одно весьма важное дополнение.
Учтите, что чем ближе мы находимся к ВПП, тем меньше должны быть эволюции самолета, потому что прибор становится очень чувствительным. К примеру, если мы находимся на удалении 10 км от порога ВПП, положение курсовой планки на второй точке шкалы может означать боковое отклонение в 400 метров или более (это к примеру). Чтобы довернуть, нам понадобится изменить курс на 4-5 градусов или более. Если же мы находимся на удалении 2 км, то такое положение планки означает, что отклонения превысили предельно допустимые, и единственное, что нам остается, это уходить на второй круг. Чем ближе самолет к порогу ВПП, тем ближе к центру должна быть курсовая планка. В идеале конечно точно в центре 🙂 И соответственно, чем мы ближе, тем меньше должны быть эволюции самолета. Нет смысла закладывать 30-градусный крен в районе ближнего привода. Во-первых, это опасно на такой высоте, во-вторых вы просто не успеете довернуть, учитывая инерцию самолета.
То же самое касается и глиссады. Если мы находимся ниже глиссады, то на большом удалении нам иногда приходится уменьшать вертикальную до нуля, а на маленьком удалении это было бы неверно опять же из-за опасности перелета и, соответственно, выкатывания за ВПП.
Поэтому обязательно учитывайте удаление от порога ВПП, прежде чем начинать маневрирование. В общем-то поэтому ТВГ и сделали на таком большом удалении, чтобы вы успели поправить все ошибки и точно выполнить заход 🙂
Выход на глиссаду. „Захват» глиссады
Переход от горизонтального полета к снижению по глиссаде вляется довольно сложным и ответственным этапом захода на посадку. От него в большой степени зависит качество последующей абилизации самолета на глиссаде.
Очевидно, что в идеальном случае траектория выхода самолета а глиссаду представляет собой кривую, сопрягающую горизонталь — ‘ю прямую с глиссадой снижения (рис. 3.71, кривая 1). Мини — _альный радиус ее кривизны ограничивается некоторым допустимым значением изменения вертикальной перегрузки Дпу во время ого маневра. Вертикальная скорость при движении самолета по
Рис. 3.71. Выход самолета на глис-
саду
Кривой 1 изменяется ОТ Vy = О ДО Уу=и^0гл* Полет по этой кривой может быть осуществлен в том случае, если снижение начнется при определенном линейном отклонении Д#о самолета от глиссады. Если снижение начать при большем отклонении, то самолет будет двигаться по более низко расположенной траектории (кривая 2). При более позднем начале снижения самолет пересечет глиссаду и будет «садиться» на нее сверху (кривая 3). В последнем случае самолет имеет повышенные вертикальные скорости.
С точки зрения безопасности полета лучше, чтобы при снижении самолет находился над глиссадой, чем под ней. Поэтому в отечественных системах траєкторного управления переключение на режим снижения осуществляется после пересечения глиссады. Для формирования сигнала «захвата» глиссады используется релейный усилитель, на вход которого подаются сигналы ГРП. Релейный усилитель срабатывает при отклонениях самолета ^^^Захв* В системах САУ-1Т и «Привод» порог £3ахв = 0,1°. Траектория снижения самолета при использовании этих систем находится над глиссадой.
В некоторых зарубежных системах траєкторного управления сигнал «захвата» глиссады выдается, когда отклонение самолета от равносигнальной зоны ГРМ станет меньше некоторой заданной
Глиссада – что это в авиации
Современный язык полон слов и выражений, смысл которых, порой, не совсем понятен, требует пояснений. Обычно это профессиональные слова, которые вошли в нашу повседневную речь от специалистов той или иной профессии.
Поскольку для многих воздушные перелеты стали привычным способом передвижения, в нашей речи мы все чаще употребляем авиационные термины, ранее применяемые и понятные лишь профессионалами. Итак, ответим на вопрос – что такое глиссада?
Что такое глиссада, значение слова
Определимся с понятием слова глиссада. Оно происходит от французского glissade – скользить, скольжение.
В авиации это траектория при заходе на посадку, по которой происходит снижение воздушного судна или любого другого летательного аппарата. Движения по ней приводит самолет в зону посадки. Для большинства аэродромов выход на глиссаду начинается на расстоянии 15-20 км от взлетно-посадочной полосы (ВПП). От диспетчера разрешение на посадку борт получает лишь тогда, когда он находится на этой траектории. Тогда же самолет выпускает шасси.
Одной из важных характеристик ВПП служит угол наклона глиссады (УНК) – угол между плоскостями глиссады и горизонтом. В зависимости от того, насколько точно выдержан этот угол, будет зависеть дальнейшие действия летчика – заход на второй круг или мягкое приземление. По рекомендации Международной организации гражданской авиации УНК равен 3º. В СССР было принято значение 2º40′. Современные аэродромы гражданской авиации –значение угла в пределах от 2º до 4º.
При полете по глиссаде при выпущенной механизацией крыла запас по сваливанию определяют нормы летной годности (НЛГ). Чтобы обеспечить необходимый запас, не превышающий допустимый, скорость воздушного судна, движущегося по глиссаде, должна превышать скорость сваливания как минимум на треть. Для разных летательных аппаратов это составляет примерно 60±10 км/ч.
В этом режиме даже отказавший двигатель не снизит скорость воздушного судна, сохранит необходимую устойчивость и управляемость.
Заход на посадку
Заключительный и наиболее сложный этап выполнения полета, перед осуществлением посадки самолета. При этом пилот должен вывести летательный аппарат на траекторию – предпосадочную прямую – ведущую непосредственно в точку приземления.
Этот этап может быть осуществлен несколькими способами.
Визуальным (ВЗП). При этом для экипажа ориентиром является естественная линия горизонта, ориентиры на местности и наблюдаемая ВПП. Проводится, как правило, согласно схемам, определенных инструкциями по осуществлению полетов. Разрешается диспетчером после того, как осуществлен визуальный контакт с полосой, самолет находится в зоне визуального маневрирования.
По бортовым или аэродромным радионавигационным приборам. Такой способ обеспечивает заход на посадку при неблагоприятных метеоусловиях, когда визуальным методом выполнить безопасный маневр не получится. Поскольку при таком режиме экипаж строго соблюдает установленный и много раз проверенный алгоритм действий, поддерживающий заданные параметры полета и осуществляющий взаимоконтроль всех систем, он практически исключает грубые ошибки, приводящие к потере скорости и сваливанию.
Считается, что визуальный метод более экономичный по расходу топлива. Но выбор всегда остается за экипажем и диспетчером, который обеспечивает управление воздушным движением и видит всю обстановку над аэродромом.
Проанализировав случаи аварий, связанные с приземлением летательных аппаратов мимо ВПП или выкатывания судна за его пределы, видно, что они следствие некоординированного изменения направления на высоте принятия решения (ВПР). Очевидно, что в этом случае борт не был готов к посадке. В каждом случае происходило несоответствие ожидаемого поведения – судно не подчинялось управлению, осуществляя произвольное движение. Это объясняется резким увеличением лобового сопротивления судна, т.к. создаётся большой угол скольжения. Происходит уменьшение поступательной скорости, которая влияет на работу руля, подъемной силы. Самолет уходит с траектории.
Движение летательного аппарата, не контролируемые пилотом, максимальное отклонение рулей приводит к эффекту их «затенения», изменяет усилия на обратные.
Несанкционированное изменение траектории движения по предпосадочной прямой приводит к таким последствиям:
Поэтому при полете по глиссаде на ВПР исправление отклонения по курсу возможно в границах, требования которых определены требованиями руководящих документов, строго используя координированную технику пилотирования. В технические характеристики лайнера заложена возможность исправления отклонений с помощью разворота – координированного и подконтрольного.
Если все принятые действия не привели к исправлению траектории движения воздушного корабля, то командир принимает решение захода на второй круг и более тщательной подготовки к заходу на посадку.
глиссада
Полезное
Смотреть что такое «глиссада» в других словарях:
ГЛИССАДА — (франц. glissade, от glisser скользить). Легкий прыжок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЛИССАДА франц. glissade, от glisser, скользить. Легкий прыжок. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
глиссада — ы, ж. glissade f. 1. То же, что Глиссад. 2. Траектория полета самолета, вертолета, планера и т. п. при снижении. БАС 2. Самолет выходит на последнюю финишную прямую глиссаду. Сов. Рос. 7. 5. 1966. А ее <скорости> снижение тоже невозможно:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
глиссада — траектория, радиоглиссада, скольжение Словарь русских синонимов. глиссада сущ., кол во синонимов: 3 • радиоглиссада (1) • … Словарь синонимов
ГЛИССАДА — (франц. glissade букв. скольжение), траектория полета самолета, вертолета, планера при снижении … Большой Энциклопедический словарь
Глиссада — профиль снижения, установленный для вертикального наведения на конечном этапе захода на посадку. Источник: Приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 (ред. от 26.04.2012) Об утверждении Федеральных авиационных правил Организация воздушного… … Официальная терминология
глиссада — ы; ж. [франц. glissade] Авиа. Траектория снижения самолёта, вертолёта, планера. * * * глиссада (франц. glissade, буквально скольжение), траектория полёта самолёта, вертолёта, планёра при снижении. * * * ГЛИССАДА ГЛИССАДА (франц. glissade, букв.… … Энциклопедический словарь
Глиссада — Траектория полета по глиссаде (Glideslope). Глиссада (фр. glissade «скольжение») траектория полёта летательного аппарата, по которой он снижается непосредственно перед посадкой. В р … Википедия
Глиссада — в авиации (франц. glissade, буквально скольжение), прямолинейная траектория планирования (снижения) самолёта … Большая советская энциклопедия
Глиссада — ж. Траектория полета самолета, вертолета, планера и т.п. при снижении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
глиссада — глиссада, глиссады, глиссады, глиссад, глиссаде, глиссадам, глиссаду, глиссады, глиссадой, глиссадою, глиссадами, глиссаде, глиссадах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Глиссада
Глиссада (фр. glissade — «скольжение») — траектория полёта летательного аппарата, по которой он снижается непосредственно перед посадкой. В результате полёта по глиссаде летательный аппарат попадает в зону приземления на взлётно-посадочной полосе.
В парапланеризме базовой глиссадой называется прямая траектория непосредственно перед посадкой.
Угол наклона глиссады — угол между плоскостью глиссады и горизонтальной плоскостью. Угол наклона глиссады является одной из важных характеристик взлётно-посадочной полосы аэродрома. Для современных гражданских аэродромов обычно находится в пределах 2—4,5°. На величину угла наклона глиссады может влиять наличие препятствий в зоне аэродрома.
В Советском Союзе типовым значением угла наклона глиссады было принято 2°40′. Международная организация гражданской авиации рекомендует УНГ 3°.
Также глиссадой иногда называют сам процесс снижения самолёта перед посадкой.
Содержание
См. также
Примечания
Источники
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Глиссада» в других словарях:
ГЛИССАДА — (франц. glissade, от glisser скользить). Легкий прыжок. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЛИССАДА франц. glissade, от glisser, скользить. Легкий прыжок. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
глиссада — ы, ж. glissade f. 1. То же, что Глиссад. 2. Траектория полета самолета, вертолета, планера и т. п. при снижении. БАС 2. Самолет выходит на последнюю финишную прямую глиссаду. Сов. Рос. 7. 5. 1966. А ее <скорости> снижение тоже невозможно:… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
глиссада — траектория, радиоглиссада, скольжение Словарь русских синонимов. глиссада сущ., кол во синонимов: 3 • радиоглиссада (1) • … Словарь синонимов
ГЛИССАДА — (франц. glissade букв. скольжение), траектория полета самолета, вертолета, планера при снижении … Большой Энциклопедический словарь
Глиссада — профиль снижения, установленный для вертикального наведения на конечном этапе захода на посадку. Источник: Приказ Минтранса России от 25.11.2011 N 293 (ред. от 26.04.2012) Об утверждении Федеральных авиационных правил Организация воздушного… … Официальная терминология
глиссада — прямолинейная траектория движения самолёта, планёра при заходе на посадку. Снижение по глиссаде под углом 0.046 0.087 рад (2.64 5.0 град.) к горизонтальной плоскости обеспечивает самолёту плавное, скользящее приземление и существенно уменьшает… … Энциклопедия техники
глиссада — ы; ж. [франц. glissade] Авиа. Траектория снижения самолёта, вертолёта, планера. * * * глиссада (франц. glissade, буквально скольжение), траектория полёта самолёта, вертолёта, планёра при снижении. * * * ГЛИССАДА ГЛИССАДА (франц. glissade, букв.… … Энциклопедический словарь
Глиссада — в авиации (франц. glissade, буквально скольжение), прямолинейная траектория планирования (снижения) самолёта … Большая советская энциклопедия
Глиссада — ж. Траектория полета самолета, вертолета, планера и т.п. при снижении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
глиссада — глиссада, глиссады, глиссады, глиссад, глиссаде, глиссадам, глиссаду, глиссады, глиссадой, глиссадою, глиссадами, глиссаде, глиссадах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов