выготский установил что цикличность неравномерность метаморфозы сочетание процессов эволюции это

Закономерности детского развития по Л.С. Выготскому

Закономерности детского развития по Л.С. Выготскому.

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих.

Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли впсихическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.

Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития, а закономерности детского развития, сформулированные Л.С. Выготским, и в настоящее время являются основополагающими в работе, не только психологов, но и всех педагогов в общем.

Источник

Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности, или особенности, детского развития.

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Есть периоды, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития, а остальные функции оказываются на периферии сознания и зависят от доминирующей функции. Каждый новый возрастной период знаменуется перестройкой межфункциональных связей — в центр выдвигается другая функция, устанавливаются новые отношения зависимости между остальными функциями.

3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.

Возвращаясь к высказанной Л.С. Выготским гипотезе о развитии сознания, отметим, что многие исследователи, признавая ее большой творческий потенциал, указывали на определенные недостатки этой концепции: интеллектуалистический характер (рассматриваются познавательные процессы), акцентирование и преувеличение роли именно речевого общения ребенка и взрослого для развития мышления ребенка; малую опору на фактический материал. Преодоление недостатков и исторически обусловленных ограничений этой гипотезы происходило в дальнейшем развитии российской детской психологии в рамках культурно-исторической парадигмы.

В конце 1930-х гг. психологи харьковской школы А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович показали, что в основе развития обобщений лежит непосредственная практическая деятельность субъекта, а не речевое общение. Тезис о значении деятельности в психическом развитии человека позволил по-новому проанализировать проблему детерминации психического развития, преодолеть пределы двухфакторной (наследственность и среда) трактовки развития. В работах отечественных психологов показано, что усвоение общественно-исторического опыта может происходить только в активной деятельности самого ребенка. Введение понятия «деятельность» акцентирует активность субъекта развития, поворачивает проблему развития на самого субъекта. Как резюмирует Л.Ф. Обухова, «процесс развития — это самодвижение субъекта, осуществляющееся благодаря его деятельности в предмете, а факторы наследственности и среды являются необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость личности».

Отсюда новую трактовку получила категория «движущие силы развития», под которыми стали понимать деятельность ребенка; взаимодействие с окружающей действительностью при осуществлении деятельности; противоречия внутри деятельности. Д.Б. Эльконин углубил идею о ведущей роли обучения, указав принципиальный путь развития — организацию детской деятельности, соответствующей данному возрасту.

ИЛИ КОРОЧЕ

Центральная проблема для Выготского – соотношение обучения и развития.

Выделил три подхода:

2. развитие отождествляется с научением, каждый шаг в научении равен шагу в развитии (бихевиоризм, теории научения);

3. в определенной степени признается влияние обучения на развитие. Бывает развитие как созревание и развитие как научение;

Выготский рассматривал обучение как движущую силу развития. Через обучение в сознание внедряются ВПФ. Но: ведущим является далеко не каждое обучение, оно должно быть в зоне ближайшего развития. ЗБР – расхождение между уровнем развития, обнаруживаемом самостоятельно, деятельности ребенка и уровнем, которого он достигает в сотрудничестве со взрослым. Позволяет строить прогноз на будущее. То, чего ребенок уже достиг к моменту обучения, характеризуется Л. С. Выготским как «зона актуального развития».

Величина ЗБР зависит от двух условий:

1. Созревающих способностей;

2. Форм сотрудничества и совместной деятельности.

Хорошо только то обучение, которое ориентировано на усвоение понятий, преобразующих сознание ребенка.

Понятие ЗБР ставит вопрос о сенситивных периодах, как периодов макс чувствительности ребенка к определенным воздействиям. Сенситивность задает оптимальное соотношение обучения и равития. Проблема сенситивных периодов получила развитие в системном и смысловом строении сознания.

14. Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка.

Кризисы – особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития.

Кризис (от греческого krineo) означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Общие черты кризиса:

Источник возникновения кризиса— это противоречие между возрастающими физическими и психическими возможностями ребенка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (способами) деятельности.

Форма, длительность и острота протекания кризисов также может заметно различаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, социальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом.

Для ребенка же кризис означает резкую перемену во многих своих чертах. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости». Ребенок выходит из-под контроля взрослых.

Кризис 1 года

Он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

Кризис 3 лет

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это кризис выделения своего “я” (по Д.Б. Эльконину). Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. У ребенка появляется первичная самооценка – осознание не только своего “я”, но и того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хороший и больше никакой”. Произнося “я сам”, ребенок стремится действовать в этом мире, изменять его.

Кризис 7 лет

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.

Происходит переоценка ценностей. То, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой – менее важным.

Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.

Кризис 13 лет

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет («Я сам»), только теперь это «Я сам» в социальном смысле. В литературе описан как «возраст второй перерезки пуповины, «негативная фаза полового созревания». Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

15. Понятие «зоны ближайшего развития». Ее теоретическое и практическое значение. (еще можно посмотреть вопрос 13)

Зона ближайшего развития — понятие, введенное Л. С. Выготским для характеристики связи обучения и психологического развития. ЗБР определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого. Наличие ЗБР. свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.

То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка ЗБР., на те психологические процессы, которые начинают складываться у него в совместной работе со взрослыми, а затем функционируют в его деятельности. ЗБР позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка.

16. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.

17. Роль деятельности в психическом развитии ребенка.

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований в данной ступени развития.

Каждому возрастному периоду онтогенеза свойственна социальная ситуация развития, т.е. особое отношение растущего человека к социальной действительности.

Ведущая деятельность характеризуется тремя признаками:

Во-первых, эта такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности.

Во-вторых, ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. При этом формирование или перестройка всех психических процессов происходит не только внутри ведущей деятельности. Некоторые психические процессы формируются и перестраиваются в других видах деятельности, генетически с ней связанных.

В-третьих, ведущая деятельность – это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка. Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Виды ведущей деятельности:

В этой общей картине развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности и особенности.

Во-первых, названные ведущие типы деятельности находятся в генетически преемственной связи, и их формирование может происходить только в определенном порядке.

Во-вторых, психическое развитие ребенка следует понимать как единый процесс. А для этого важно ликвидировать разрыв в рассмотрении развития познавательных сил и аффективно-потребностной сферы ребенка.

18. Понятие «ведущей деятельности».

То же самое, что и в предыдущем вопросе оО

19. Проблема движущих сил, условий и источников психического развития ребенка в современной отечественной психологии.

20. Проблема периодизации психического развития ребенка в современной отечественной психологии.

21. Теории детской игры.

Источник

Основные закономерности или особенности детского развития по Л.С. Выготскому

Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности детского развития :

1. Цикличность.Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой такой цикл, со своим особым темпом и содержанием.

2. Неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена.

Первоначально, в младенческом возрасте (до года), сознание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями (Л.С. Выготский говорит об «аффективном восприятии»), не полностью разграничены восприятие формы, восприятие цвета и т.д.

Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Например, память вплетена в процесс восприятия — ребенок до 3 лет не пытается вспомнить что-нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.

Ранний возраст — период появления первоначальной структуры сознания. Каждый новый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей — сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установлением новых отношений между ними. В этой перестройке функции дифференцируются, не проходя через доминирующее положение. По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Переход от одной системы к другой совершается иначе и сложнее, чем переход от недифференцированного, лишенного всякой системы сознания к первичной системе. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.

3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Источник

Законы психических процессов

Вы будете перенаправлены на Автор24

Закономерности развития психических процессов — это те механизмы, которые управляют развитием психологических процессов личности. Особое внимание закономерностям развития психических процессов уделял Л.С. Выготский. Он выделял четыре закономерности развития психики:

Цикличность

Цикличность в развитии психических процессов выражается в череде подъемов и спадов. Одним из примеров цикличности в развитии психики выступает чередование так называемых критических возрастов (1 год, 3 года, 7 лет) и периодов стабильного развития психики.

В результате развития психики и психических процессов происходят качественные преобразования. Психика ребенка будет отличатся на каждой степени своего развития. Важность каждого этапа характеризуется тем, какую роль он несет в развитии. Например, если ребенок в возрасте 2 лет на год отстает в развитии от своих сверстников, то это является нарушением, в отличии от ситуации, когда ребенок 15 лет отстает в развитии от своих сверстников на год. Память, речь, интеллект цикличны в своем развитии.

Неравномерность развития

Психические функции и процессы личности ведут свое развитие не равномерно. В каком-то определённом возрасте какая-то функция начинает доминировать над остальными.

В младенчестве сознание ребенка является недифференцированным. Дифференциация начинается с раннего детства. В первую очередь начинают доминировать основные функции, такие как восприятие. Восприятие имеет интенсивное развитие и стоит в центре сознания. Другие функции в этот момент зависят от доминирующей. Сильно взаимодействуют восприятие и память. Ребенок, видя некую знакомую ему вещь, ориентируется на связанные с ней события. Когда функция находится в роли доминирующей, в этот момент происходит ее самое сильное и полноценное развитие.

Как уже было сказано выше, восприятие является доминирующей функцией для детей в раннем возрасте, помаять является доминирующей функцией в дошкольном возрасте, мышление является доминирующей функцией в младшем школьном возрасте.

Готовые работы на аналогичную тему

Неравномерность развития психики выражается в:

Под акселерацией помают процесс, в ходе которого у ребенка происходит ускорение физического развития и частично психического, что характерно для детского и подросткового возраста.

Психофизическое созревание ребенка дает почву для реализации психических функций. По морфологическим и функциональным показателям судят о зрелости структур организма на определенных этапах его развития.

Ученые называют две основные причины, которые вызывают ретардацию:

К относительным причинам относят заболевания, но в течении некоторого времени ребенок догоняет в развитии сверстников.

Особое внимание в развитии ретардации заслуживает социальный фактор. Материальное положение семьи, в которой растет ребенок, играет наименьшее значение. Более важным является микроклимат в семье, окружение ребёнка.

«Метаморфозы» в детском возрасте

В результате развития психических процессов происходят качественные изменения этих процессов. Психика ребёнка на одном этапе качественным образом отличается от психики на других этапах. Развитие психики ребенка отличается от развития психики взрослого. Взрослый если мало знает и умеет постепенно приобретает знания и навыки. Большое заблуждение воспринимать ребенка как маленького взрослого, который отличается от взрослого человека лишь количественными изменениями. Но на самом деле ребенок совершенно иначе воспринимает мир. Его восприятие и логика построены на иных принципах.

В начале жизни у ребенка преобладают лишь органические ощущения: покой-бодрствование, напряжение-успокоение. Внешний мир воспринимается примитивно. Ребенок овладевает пространством через ротовой, осязательный и зрительный процесс. Ребенок воспринимает мир неустойчиво. Мышление у ребенка первых лет жизни достаточно примитивное, оно основано на физиологическом осознании.

Сочетание эволюции и инволюции в детском возрасте

Эволюция – это то что связано с прогрессом и развитием вперед, инволюция — это регресс, развитие назад. Инволюция неразрывно связана с прогрессом. Те психические функции, которые сложились на прошлых этапах постепенно или отмирают, или преобразовываются. Например, если ребенок освоил речь, но он уже не будет лепетать. У младших школьников исчезают дошкольные интересы, исчезают особенности мышления, которые присутствовали в младшем возрасте. Инволюция является необходимой частью развития психологических процессов и функций ребенка, если инволюция не происходит вовремя, то ребенок переносит в новый возраст старые черты своего поведения, в результате чего развивается инфантилизм.

Источник

Глава 3. Основные закономерности психического развития человека

В отечественной психологии.

Теория культурно-исторического развития психики

Л.С. Выготского

Для Выготского Л.С. развитие – это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было раньше в готовом виде. Каждый психологический возраст, по Выготскому, характеризу­ется складывающейся к началу каждого возрастного периода со­циальной ситуацией развития.

Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаи­модействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.

Однако обучение и воспитание по своему значению превосходят роль природных особенностей. В широком смысле сама жизнь в человеческом обществе (стихийное обучение) является необходимым условием специфически человеческого развития ребенка. Таким образом, под условиями развития, которые оказывают влияние на вариативность развития в пределах нормы, в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и общение.

Л.С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности, детского развития.

1. Цикличность. Развитие имеет сложную организацию во
времени, темп и содержание развития изменяются на протяжении
детства. Подъем, интенсивное развитие сменяется замедлением, затуханием. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом. Ценность месяца в жизни ребенка определяется тем, ка­кое место он занимает в циклах развития: месяц в младенчестве не равен месяцу в подростничестве.

3. «Метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это не рост, а цепь качественных преобразований. Ребенок не похож на маленького взрослого. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше и того, что будет потом.

4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы инволюции закономерно включены в прогрессивное развитие. То, что сложилось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. Выделяет стабильные и кризисные периоды.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид:

Развитие и обучение.

Обучение не есть развитие, но правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывая к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение есть, таким образом, внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение является источником развития.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 6376 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *