выдвинул постулат утверждающий что первое что человек обнаруживает в себе
Введение в общую психологию (7 стр.)
«Что же такое мысль?» – задает себе дальше вопрос Декарт. И отвечает, что под мышлением он подразумевает «все то, что происходит в нас», все, что мы «воспринимаем непосредственно само собою». И поэтому мыслить – значит не только понимать, но и «желать», «воображать», «чувствовать» (31, с. 429).
В этих утверждениях Декарта и содержится тот основной постулат, из которого стала исходить психология конца XIX в., – постулат, утверждающий, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание. Существование сознания – главный и безусловный факт, и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояния и содержания сознания. Так, «новая психология», восприняв дух идей Декарта, сделала своим предметом сознание.
Что же имеют в виду, когда говорят о состояниях и содержаниях сознания? Хотя предполагается, что они непосредственно известны каждому из нас, возьмем для примера несколько конкретных описаний, взятых из психологических и художественных текстов.
Вот один отрывок из книги известного немецкого психолога В. Кёлера «Гештальтпсихология», в котором он пытается проиллюстрировать те содержания сознания, которыми, по его мнению, должна заниматься психология. В целом они составляют некоторую «картину мира».
«В моем случае эта картина – голубое озеро, окруженное темным лесом, серая холодная скала, к которой я прислонился, бумага, на которой я пишу, приглушенный шум листвы, едва колышимой ветром, и этот сильный запах, идущий от лодок и улова. Но мир содержит значительно больше, чем эта картина.
Не знаю почему, но передо мной вдруг мелькнуло совсем другое голубое озеро, которым я любовался несколько лет тому назад в Иллинойсе. С давних пор для меня стало привычным появление подобных воспоминаний, когда я нахожусь в одиночестве.
И этот мир содержит еще множество других вещей, например мою руку и мои пальцы, которые помещаются на бумаге.
Сейчас, когда я перестал писать и вновь оглядываюсь вокруг себя, я испытываю чувство силы и благополучия. Но мгновением позже я ощущаю в себе странное напряжение, переходящее почти в чувство загнанности: я обещал сдать эту рукопись законченной через несколько месяцев».
В этом отрывке мы знакомимся с содержанием сознания, которое однажды нашел в себе и описал В. Кёлер. Мы видим, что в это описание входят и образы непосредственно окружающего мира, и образы-воспоминания, и мимолетные ощущения себя, своей силы и благополучия, и острое отрицательное эмоциональное переживание.
Приведу еще один отрывок, на этот раз взятый из текста известного естествоиспытателя Г. Гельмгольца, в котором он описывает процесс мышления.
«…Мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение Каждый раз мне приходилось сперва всячески переворачивать мою задачу на все лады, так что все ее изгибы и сплетения залегли прочно в голове и могли быть снова пройдены наизусть, без помощи письма.
Дойти до этого обычно невозможно без долгой продолжительной работы. Затем, когда прошло наступившее утомление, требовался часок полной телесной свежести и чувства спокойного благосостояния – и только тогда приходили хорошие идеи» (26, с. 367).
Конечно, нет недостатка в описаниях «состояний сознания», особенно эмоциональных состояний, в художественной литературе. Вот отрывок из романа «Анна Каренина» Л. Н. Толстого, в котором описываются переживания сына Анны, Сережи:
Излишне напоминать, что вся мировая лирика наполнена описаниями эмоциональных состояний, тончайших «движений души». Вот хотя бы этот отрывок из известного стихотворения А. С. Пушкина:
Или из стихотворения М. Ю. Лермонтова:
Итак, на исследование вот какой сложной реальности отважились психологи в конце XIX века.
Как же такое исследование проводить? Прежде всего, считали они, нужно описать свойства сознания.
Первое, что мы обнаруживаем при взгляде на «поле сознания», – это необыкновенное разнообразие его содержаний, которое мы уже отмечали. Один психолог сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания – все это может находится там одновременно.
Однако это далеко не все, что можно сказать про сознание. Его поле неоднородно еще и в другом смысле: в нем отчетливо выделяется центральная область, особенно ясная и отчетливая; это – «поле внимания», или «фокус сознания»; за пределами ее находится область, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчленены; это – «периферия сознания».
Далее, содержания сознания, заполняющие обе описанные области, находятся в непрерывном движении. В. Джеймс, которому принадлежит яркое описание различных феноменов сознания, выделяет два вида его состояния: устойчивые и изменчивые, быстро преходящие. Когда мы, например, размышляем, мысль останавливается на тех образах, в которые облекается предмет нашего размышления. Наряду с этим бывают неуловимые переходы от одной мысли к другой. Весь процесс в целом похож на полет птицы: периоды спокойного парения (устойчивые состояния) перемежаются со взмахами крыльев (изменчивые состояния). Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением, ибо если мы пытаемся их остановить, то исчезает само движение, а если мы пытаемся о них вспомнить по их окончании, то яркий чувственный образ, сопровождающий устойчивые состояния, затмевает моменты движения.
Движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний В. Джеймс отразил в понятии «поток сознания». Поток сознания невозможно остановить, ни одно минувшее состояние сознание не повторяется. Тождественным может быть только объект внимания, а не впечатление о нем. Кстати, удерживается внимание на объекте только в том случае, если в нем открываются все новые и новые стороны.
Далее, можно обнаружить, что процессы сознания делятся на два больших класса. Одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются субъектом. Первые процессы называются непроизвольными, вторые – произвольными.
Оба типа процессов, а также ряд других замечательных свойств сознания хорошо демонстрируются с помощью прибора, которым пользовался в своих экспериментах В. Вундт. Это – метроном; его прямое назначение – задавать ритм при игре на музыкальных инструментах. В лаборатории же В. Вундта он стал практически первым психологическим прибором.
В. Вундт предлагает вслушаться в серию монотонных щелчков метронома. Можно заметить, что звуковой ряд в нашем восприятии непроизвольно ритмизируется. Например, мы можем услышать его как серию парных щелчков с ударением на каждом втором звуке («тик-та́к», «тик-та́к»…). Второй щелчок звучит настолько громче и яснее, что мы можем приписать это объективному свойству метронома. Однако такое предположение легко опровергается тем, что, как оказывается, можно произвольно изменить ритмическую организацию звуков. Например, начать слышать акцент на первом звуке каждой пары («та́к-тик», «та́к-тик»…) или вообще организовать звуки в более сложный такт из четырех щелчков.
Возникновение психологических знаний. Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления
Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.
Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» − дух, душа) − древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как независимая от тела сущность, управляющая всеми живыми и неживыми предметами.
Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались в плане идеализма либо в плане материализма. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикурпонимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.
Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа − это что-то божественное, отличающееся от тела, и душа у человека существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Она есть образ и истечение мировой души. Душа − это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Разум размещается в голове, мужество − в груди, вожделение − в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле человека и направляет его на протяжении всей его жизни, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку душа − самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье больше, чем о здоровье тела.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Аристотель выдвинул концепцию души как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к ней феномена. Душа, или «психе», − это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Главная функция души, по Аристотелю, − реализация биологического существования организма. Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Эти впечатления образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения человека является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека − ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений − образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.
В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте. Поэтому первый этап развития науки длился довольно долго.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда естьодно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Мышление является вечным свойством субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени мышление присуще и камню, и животным, и в значительной степени присуще человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на уровне человека.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил − бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII века X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» − связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает изучению умственной деятельности и сознания.
Локк считал, что существует два источника всех знаний человека: первый источник − это объекты внешнего мира, второй − деятельность собственного ума человека. Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства − рефлексии. Рефлексия − по Локку − это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Душевная деятельность может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого уровня − восприятия, мысли, желания (они есть у каждого человека и ребенка); процессы второго уровня − наблюдение или «созерцание» этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Основы психологии
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Введение в психологию
1. Психология как наука
Что изучает психология? Что это за наука? Если задать эти вопросы студентам, не изучавшим данную науку, то можно услышать типичные ответы: «изучает поведение человека», «изучает мысли, чувства, желания человека», обязательно найдется шутник, который ответит: «изучает психов». Если не требовать строгой академичности и терминологической грамотности, то эти ответы можно частично признать близкими к истине. Действительно, психология изучает все перечисленное и еще многое другое. За долгую историю своего развития психология не раз меняла направление своих исследований.
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. По-видимому, люди начали задумываться над существованием некоего духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку, например некую «Тень», обитающую в теле и покидающую его после смерти, или Богов, которых считали ответственными за все действия людей. Позднее греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Аристотель в трактате «О душе» заложил основы психологии как самостоятельной области знаний. Так первоначально психология выступала как наука о душе.
Происхождение Своим названием и первым on-
слова «психология» ределением психология обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.
Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
Введение в психологию
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.
Всем важно понять, что хотят, что могут окружающие нас люди, как ориентироваться в особенностях личности, мотивах поведения, памяти и мышления, характера и темперамента. Не имея таких ориентиров в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения, приходится нередко идти вслепую, делая ошибки, совершая иной раз бестактность, приобретая врагов там, где могли бы быть друзья. Не менее важно понять и свои возможности, достоинства и недостатки, одним словом, уметь психологически достоверно охарактеризовать самого себя как личность. Этим задачам как раз и отвечает система знаний, именуемая психологией. Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.
1.1. Задачи и место психологии в системе наук
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования его
центральной нервной системы. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим, на наш взгляд, углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом человек приобретает психические свойства социально- ориентировочного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Отсюда понятна связь психологии человека с педагогикой. Наконец, психология находится в родственных отношениях с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого сознания и деятельности.
« ПСИХОЛОГИЯ» По теме: « История развития психологии как науки».
Реферат по дисциплине:
« История развития психологии как науки».
Иваншина Татьяна Александровна
1.Психология как наука о душе……………………………………………..3
1.1 материалистическое направление;
1.2 идеалистическое направление;
1.3. дуалистическое направление
1.4. История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения…………………………………………………………. 6
2. Психология как наука о сознании (начало XVII века – середина XIX века)……………………………………………………………………………. 7
7. Приложение: Развитие психологической мысли в России………… ….16
Психология – это наука о душе; это область знаний о внутреннем мире человека и животных, т.е. наука о психике человека и животных. Согласно классификации Б. М. Кедрова, психология находится на стыке трёх дисциплин: естественных, социальных и философских.
Сложно изучить психологические « параметры» личности, не опираясь на философское учение о человеке, специфике его бытия, о природе человеческого сознания и деятельности.
Как формировалась философская мысль, послужившая основой для возникновения и развития психологических знаний и основных направлений психологии, можно рассмотреть из истории развития психологии.
Термин « психология» был введён немецкими схоластами Р. Гоклениусом и О. Кассманом в 1590г. и окончательно утвердился после выхода в 1732г. книги « Рациональная психология» Х. Вольфа. Однако этому событию предшествовал огромный, длиною в несколько веков период становления психологического знания.
В своём развитии психология прошла четыре этапа:
1 этап: Психология как наука о душе (5 век до н. эры). Наличием души пытались все непонятные явления в жизни человека.
2 этап: психология как наука о сознании (начало 17 века, в связи с развитием естественных наук). Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Наблюдение человека за самим собой считалось основным методом изучения сознания.
3 этап: психология как наука о поведении (начало второй половины 19 века). Наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека относились к задачам психологии.
4 этап: Психология как наука, изучающая факты, закономерности механизмы психики. В настоящее время психология превратилась в многоотраслевую науку.
Как любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что приводит к возникновению новых отраслей психологии.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
Психология как наука о душе.
Ранние представления о душе связаны с трудами древнегреческих философов и основаны на практическом познании человека, на религиозных и мифических представлениях о мире, о душе. Изучение души является первым этапом в становлении предмета психологии. Наличие души признавалось всеми.
Выделяют несколько основных подходов, наиболее важных для развития психологической мысли:
1.1. Материалистическое направление . «Душа – тончайшая материя». Наиболее яркими представителями этого направления были Гераклит, Демокрит, Анаксагор.
Развитие гилозоизма связано с именем Гераклита, рассматривающего универсум( космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. По Гераклиту, развитие души происходит через себя: « Познай самого себя».Гераклит учил: « По каким бы дорогам ни шёл, не найдёшь границ души, так глубок её Логос»
Идея развития в учении Гераклита перешла в идею причинности Демокрита. По Демокриту, душа, тело и макрокосмос состоят из атомов огня; случайными нам кажутся те события, причину которых мы не знаем; согласно Логосу – нет беспричинных явлений, все они неотвратимый результат соударения атомов. В последствие принцип причинности назвали детерминизмом.
Афинский философ Анаксагор не принял идеи Гераклита и Демокрита. Анаксагор признал началом разум; от того, какова степень представленности разума в различных телах, зависит их совершенство.
Так материалисты- философы понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Открытые две с половиной тысячи лет назад: идея закономерности Гераклита, идея причинности Демокрита и идея Анаксагора, стали основой познания душевных явлений на всех этапах развития психологической науки.
Поворот от природы к человеку был совершён группой философов, названных « софистами» (учителями мудрости). Из представлений о душе исчезали признаки её подчинённости строгим законам и неотвратимым причинам, действующим в физической природе, так как язык и мысль лишены подобной неотвратимости. Их интересовала не природа с её не зависящими от человека законами, а сам человек, которого они называли «мерой всех вещей».
Вернуть представление о душе, о мышлении стремился Сократ. Формула Гераклита «познай самого себя » означала у Сократа обращение не к вселенческому закону (Логосу), а к внутреннему миру субъекта, его убеждениям и ценностям, его умению действовать как разумное существо.
Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону ( 347- 427 г.до н.э.),который был учеником и последователем Сократа, душа – это что-то божественное, отличающаяся от тела, и душа существует прежде, чем она вступает в соединение с телом. Платон разделил материальное смертное тело и нематериальную бессмертную душу. Душа есть образ и источник мировой души. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять человеком, направлять жизнь человека. Платон утвердил принцип первичности вечных идей по отношению ко всему происходящему в тленном телесном мире.
Дуализм – учение о независимом, самостоятельном существовании тела и души. Берёт своё начало в работах в работах древних философов, но полное развитие получает в средние века,
Представителем этого направления является Аристотель. Аристотель – древнегреческий философ и естествоиспытатель, живший в 4 веке до нащей эры, открывший новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания. В своём психологическом трактате «О душе» Аристотель дал принципиально новое представление о душе. Он выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. По Аристотелю, душа есть нечто иное.
Душа бестелесна, она есть форма живого органического тела и обеспечивает предназначение, причина и цель всех жизненных функций. Душа является основой всех жизненных проявлений и неотделима от тела. Главная функция души, по Аристотелю, реализация биологического существования организма. Центр «психе» (души), находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Чувственные восприятия составляют начало познания.
Аристотель считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Представления Аристотеля о душе полностью противоречило учению Платона о вселении душ при рождении и истечении их при смерти. Но оба философа принимали то, что душа определяет цель активности живого тела. Аристотелю принадлежит одна из самых ранних формулировок объяснительных принципов психологии – развития, детерминизма, целостности, активности.
Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что «природа ничего не делает напрасно», « нужно видеть то, ради чего совершается действие». Отцом психологии как науки считают Аристотеля. Его работа « О душе»- является первым курсом общей психологии.
Теофраст(287-372г.до н.э.), ученик Платона, последователь Аристотеля, развил аристотелевское представление о характере, как свойстве человека, в трактате «Характеры», где дал описание 30 видов различных характеров. Эта работа положила начало отдельной линии в психологии, которую продолжили в эпоху Возрождения, в эпоху Просвещения, а затем и в наше время.
1.4 История развития психологической мысли в эпоху феодализма и в период Возрождения.
Основой всех дальнейших разработок психологического знания, послужили успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе.
В 3-4 веках н.э. в работах Плотина (205-270г), Аврелия Августина (354-430г)и и других философов и теологов, внутренний мир человека, возможности самопознания выделяются в качестве предмета исследования, впервые появляются описания феноменов сознания.
С 5 по 14 в. в работах Боеция (480-524г), Фомы Аквинского, Дунса Скотта (1256-1308г) складывается представление о личности. Фома Аквинский распространил иерархический шаблон на описание душевной жизни; каждое явление имеет своё место; в ступенчатом ряду расположены души (растительная, животная, человеческая); внутри самой души иерархически располагаются способности и их продукты (ощущение, представление, понятие). Учение Фомы Аквинского было канонизировано как истинно католическая философия и психология. Это учение получило название томизма ( в наши дни – неотомизма).
Идеологи переходного периода от феодальной культуры к буржуазной –эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей.
Леонардо да Винчи ( 15-16 век) считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности, преобразовывать природу своим творчеством. Испанский врач Х. Вивес в книге « О душе и жизни» писал, что природа человека им познаётся путём наблюдения и опытом; на природу ребёнка можно влиять, если правильно его воспитывать.
Завершением этапа развития учения о душе стала система взглядов Френсиса Бэкона (1561-1626г).Новизна системы Ф.Бэкона была в отказе от умозрительного решения вопросов о природе души и переходе к эмпирическому изучению её особенностей. Учение Ф.Бэкона возродило идею гилозоизма: способностью выбора обладают и живые, и мёртвые тела.
2. Психология как наука о сознании (начало XVII века – середина XIX века).
Философская теория познания, учения об опыте и сознании формировались сначала XVII века до середины XIX века. С XVII века начинается новая эпоха развития психологического знания.
С утверждением простых технических устройств в общественном производстве, принцип их действия всё больше привлекает научную мысль для объяснения по их образу и подобию функций организма. Первым достижением стало открытие Гарвеем системы кровообращения, в которой сердце представлялось помпой, перекачивающей жидкость, для чего не требуется участия души.
Французский естествоиспытатель Рене де Карт (1596-1650г ) представил теоретическую модель организма как механически работающего автомата. Если Гарвей « устранил» душу из разряда регуляторов внутренних органов, то Р.Декарт «покончил» с ней на уровне целостного организма. Произошёл поворот в понятие о душе. Де Карт создал новую форму дуализма в виде отношения души и тела; разделил чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные. По его мнению, причинному объяснению поддаётся только первая, поскольку она зависит от организма и биологической механики; вторую можно только понять и описать. Учение Де Карта составило основу нового психологического знания.
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделённого учением Де Карта, предпринял голландский философ Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677г). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяжённой субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход даёт возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Этот отрезок времени в развитии психологии как науки можно представить как дилемму рационализма- эмпиризма. К рационалистам относятся ДеКарт, Спиноза и Лейбниц, о которых говорилось выше. К эмпиристам относят таких ярких философов своего времени, как Т.Гоббс и Д. Локк.
Д.Локк (1632-1704г) открывает два источника опыта, на котором базируется человеческое сознание: ощущение и рефлексию. Источником простых идей является информация, полученная от органов чувств. Локк считал, что развитие психики происходит благодаря тому, что из простых идей создаются сложные и все они предстают перед судом сознания. Так формируется рефлексия, т.е. наблюдение души за её собственной деятельностью. К рефлексивным идеям относятся такие идеи как «познание», «желание», « восприятие», т. е. собственно психические феномены.
Локк определяет сознание, которое становится предметом психологии на последующие два столетия, через его доступную объективность. « Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме».
Повторяя идею ДеКарта, такое понимание сознания становится краеугольным камнем новой психологии, названной интроспективной. Появление термина «психология» связано либо с теологическими трудами деятеля Реформации Филиппа Меланхтона (1497-1560г), либо с обозначением особого раздела литературы, введённого в XVI веке философами Гоклениусом и Кассманом. Лейбниц предложил для обозначения знаний о душе термин «пневматология», но его ученик Вольф ввёл в широкое употребление термин « психология».
Эти нововведения надолго определили ход развития философского учения о познании, а затем послужили важным фактором при образовании и развитии научных парадигм в психологии. Теория познания – гносеология, развитие которой было определено этими важными факторами. Учение о сознании формировалось в рамках теории познания.
Основой изучения сознания, как у предшественников Вольфа – Гоббса и Локка, так и у мыслителей, развивавших это учение до второй половины 19 века – Кондильяка (1715-1780г), Гербарта (1776-1841г), Лотце( 1817-1881г),был именно приём интроспекции. Их объединяла идея сущности изучаемых явлений, постигаемых исключительно самонаблюдением.
Итак, XVII век радикально повысил планку критерия научности и преобразования объяснительных принципов, доставшихся ему от прежних веков.
3.Психология как наука о поведении (середина XIX — начало XX века).
Дальнейшее развитие психологии связано с появлением критических взглядов на психологию « чистого сознания». Особой критике подвергался интроспективный метод исследования, как субъективный.
Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что непосредственно можно увидеть, а именно: наблюдение за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
В это время в США зародилось новое направление в развитии психологии – бихевиоризм (от английского « behavior » – поведение). Основателем бихевиоризма считается Джон Уотсон, а также И.В. Павлов.
Важной заслугой бихевиоризма является внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакции, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакции поведения.
Формула бихевиоризма была чёткой и однозначной: стимул – реакция. Этот постулат был поставлен под сомнение необихевиористами . Кларк Халл ввёл в формулу «стимул – реакция» другое средне звено – потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.). Новые формы поведения появляются в результате условных рефлексов. Любое поведение определяется своими последствиями. Человеческие действия формируются под воздействием социальной среды, человек полностью от неё зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учётом того, насколько благоприятны могут быть результаты такого подражания для него самого.
Основные положения бихевиоризма:
— Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. При этом формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных.
-Невротический симптом или аномалии поведения являются следствием неадекватной условной связи.
В психологии возникает тенденция в соответствии с которой научное исследование должно полагаться только на объективное описание. С зарождением в США бихевиоризма, наука о функциях сознания окончательно уступила место науке о поведении.
Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучёте сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.
4. Психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
В конце 18 – начале 19 вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии – в языкознание, в этнографию, в биологию и медицину.
XIX век ознаменовался переходом от механистической к физиологической трактовке психики. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было « анатомическое начало». Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения в зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.
Плодотворный контакт с физиологией и анатомией развит при разработке идей Декарта о рефлексе. Фантастическая по своей эмпирической фактуре, рефлекторная схема Декарта, оказалась правдоподобной, благодаря обнаружению различий между чувствительными(сенсорными) и двигательными (моторными) нервными путями, ведущими в спинной мозг.
Это открытие принадлежало врачам и натуралистам: чеху И. Прохазке, французу Ф. Мажанди, англичанину Ч. Беллу, которое позволило объяснить механизм связи нервов через так называемую рефлекторную дугу; возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию. Оно опытным путём доказывало зависимость функций организма, касающихся его поведения во внешней среде, от телесного субстрата, а не сознания ( или души) как особой бестелесной сущности.
Второе открытие, которое подрывало версию о существовании этой сущности, было сделано при изучении органов чувств, их нервных окончаний. Иоганнес Мюллер (1801—1858) сформулировал «закон специфической энергии органов чувств»: никакой иной энергией, кроме известной физике, нервная ткань не обладает. Выводы Мюллера укрепляли научное воззрение на психику, показывая причинную зависимость ее чувственных элементов (ощущений) от объективных материальных факторов: внешнего раздражителя и свойства нервного субстрата.
Опыты и математические выкладки стали истоком течения, влившегося в современную науку под именем психофизики Ее основоположником выступил немецкий ученый Густав Фехнер (1801—1887). . Прорыв от психофизиологии к психофизике был знаменателен в том отношении, что разделил принципы причинности и закономерности. Психофизика доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесном субстрате, строго эмпирически, могут быть открыты законы, которым подвластны ее явления.
Герман Людвиг Гельмгольц (1821—1894 ) преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе психического. Им были открыты скорость прохождения импульса по нерву; закон сохранения знергии. «Мы все дети Солнца, — говорил он, — ибо живой организм, с позиций физики, это система, в которой нет ничего, кроме преобразований различных видов энергии». Его опыты указывали, что возникающий в сознании образ внешнего предмета порождается независимым от сознания телесным механизмом. Так наметилось разделение психики и сознания.
Последующие исследования стали основой психологии, развившейся и достигшей расцвета уже в XX в.
Научная психология – возникает во второй половине XIX века, становится самостоятельной научной дисциплиной, обретает свой научный предмет, использует специальные методы, что позволяет опираться в теоретических построениях на эмпирическую (экспериментальную) основу.
Для обретения психологией научной самостоятельности важную роль сыграло создание В. Вундтом в 1879 году в Германии, в Лейпцигском университете, первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. ( Вскоре, в 1885 году, В.М. Бехтерев организовал подобную лаборатория в России).
Программа Вундта ориентировалась на общенаучный экспериментальный метод. В качестве основного исследовательского метода был избран метод интроспекции, т.е. организованного по специальным правилам самонаблюдения. Цель исследования – получение данных о структуре сознания через выделение «чистых» его элементов. В короткое время была создана экспериментальная база, организован выпуск психологического журнала, положено начало периодическим форумам психологов мира – проведению международных психологических конгрессов. В вундтовском институте образовалась международная школа подготовки профессиональных психологов, обеспечившая возможность формирования мировой организационной структуры психологической науки. Научное направление школы В.Вундта поучило название структурализма.
Интроспекция, предложенная Вундтом в качестве метода психологии, получила дальнейшее развитие в парадигме структурной психологии, которую основал Титченер (1867 – 1927), продолжатель идей Вундта в США. Отличие состояло в том, что Титченер изучал структуру сознания, отвлекаясь от функциональной роли психики в поведении. Важнейшее нововведение Титченера – метод аналитической интроспекции.
Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены З.Фрейдом (1856-1939), который основал парадигму психоанализа.
В течение многих веков психологические знания накапливались в недрах других наук, философии и естествознания, педагогики и медицины, а возраст современной научной психологии, которую мы изучаем, очень «мал» — всего около ста лет.
Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах.
История мировой психологии насыщена концепциями, сыгравшими существенную роль в ее становлении и развитии (ассоциативная психология, глубинная психология, гештальтпсихология, гуманистическая психология, экзистенциальная психология и др.). Однако структурализм, функционализм, бихевиоризм и фрейдизм создали фундамент научной самостоятельности психологии с символом вундтовской школы. Таким образом, были заложены основы практической психологии, сыгравшей затем решающую роль в развитии психологии как науки.
Развитие психологии в разных странах, несмотря на общие закономерности, имело свои специфические особенности. Это относится и к отечественной психологии.
1.Гиппенрейтер Ю.Б . Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996.