выделить важнейшую функцию семьи в области воспитания что это
Воспитательная функция семьи: важность и смысл воспитания
Воспитательная функция семьи — одна из главных функций, определяющих духовно-нравственное и социальное развитие ребёнка. Всё идёт из семьи… Сколько раз каждый из нас слышал эту фразу? Что мы получаем в семье и как формируется личность ребёнка, воспитывающегося в семье?
Воспитательная функция в семье рассматривается в отношении как родителей, так и ребёнка. Не только взрослые воспитывают детей, но и те, в свою очередь, заставляют родителей пересмотреть свои взгляды на жизнь.
С появлением детей в жизни человека меняется всё: не только жизненный уклад, но и отношение к жизни. Новый вид ответственности за жизнь и безопасность другого человека приводит к переоценке ценностей и формирует новую картину мира.
В чём заключается воспитательная функция семьи, в чём её особенность и ценностный потенциал?
Воспитательная функция семьи: что это значит?
Говоря о семье как о социальной ячейке общества, мы прежде всего имеем в виду природное родство и общность взглядов, интересов, потребностей детей и взрослых. Речь идёт не просто о совместном проживании на одной территории, а о том, что составляет духовно-нравственную основу личности.
Воспитательная функция семьи реализуется в действии. Эта реализация будет успешной, если слова взрослых совпадают с делом.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, какой стиль поведения выбирают родители, выстраивая парадигму общения с ребёнком.
Воспитательная функция семьи: что родители могут дать детям?
Родители — пример для детей
Мама и папа — это те взрослые, которые находятся рядом с ребёнком с момента его рождения. Ребёнок познаёт мир, приобретая собственный опыт и усваивая опыт родителей. Как говорится в известной английской пословице, «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас». Вы никогда не задумывались над тем, как точно передан смысл воспитательной функции семьи в одном предложении?
Родители — первые и самые значимые «учителя» для ребёнка. Он воспринимает близких ему взрослых как идеал, которому нужно подражать, на который он стремится быть похожим. Ребёнок усваивает не только всё хорошее, что есть в родителях, но и вредные привычки и нехорошие дела.
Если с детства ребёнок видит, что его родители курят или употребляют спиртные напитки. Ребёнок воспринимает это как норму. Взрослея, он может перенять эти вредные привычки. И неудивительно, что будучи еще совсем юным, ребёнок попробует сигареты и алкоголь на вкус.
Следует обращать внимание и на то, как проходит общение внутри семьи. Какое оно — доброе, агрессивное или в семье царит душевный холод и равнодушие? Глядя, как относятся родители друг к другу, ребёнок усваивает для себя модель поведения и переносит её во взрослую жизнь. И больших усилий потом стоит ему перебороть свою натуру и изменить поведение, если оно несёт негативный посыл.
Модель поведения в обществе
Родители — это значимые взрослые для ребёнка не только внутри семьи, но и во внешнем пространстве. А вы никогда не замечали, что ребёнок следует очень знакомым моделям поведения, общаясь с окружающими людьми?
Эти поведенческие модели он заимствует у родителей. И чем старше он становится, тем ярче проявляются в его поведении неосознанные родительские установки. Поэтому важно подавать ребёнку правильный пример взаимоотношений с другими людьми, воспитывая в нём такие важные качества личности, как вежливость, чувства такта, уважения и способность сопереживать собеседнику.
Не удивляйтесь, если вдруг услышите, что ваш ребёнок грубо разговаривает со своим другом или пытается дерзить в ответ на ваши замечания или просьбы. А сколько раз вы позволяли себе нелестные высказывания в адрес других людей или просто поругались с кассиром в магазине? Такие ситуации не проходят бесследно, а оставляют в душе ребёнка неизгладимый след.
Модель поведения в обществе формируется под влиянием родительских установок.
Важность родительского авторитета
Эта характеристика тесно связана с формированием социальной поведенческой моделью и определяется позицией родителей по отношению к собственным детям, другим людям.
Авторитет, основанный на уважении и взаимопонимании, когда все члены семьи имеют своё мнение и могут свободно высказывать его, является лучшей почвой для воспитания в ребёнке адекватной самооценки, ответственности, уважения к другим людям, способности сопереживать.
В педагогике также упоминается «авторитет любви». Несмотря на позитивное название, эта тактика родительского и детского взаимодействия несёт в себе негативный оттенок. Любовь без меры и воспитание на основе вседозволенности и всепрощения, приводит к тому, что ребёнок вырастает эгоистичным, требовательным, часто безосновательно, к окружающим.
«Авторитет подкупа», когда родители ни в чём не отказывают своему чаду, «доказывая» свою любовь материальными ценностями, также наносит вред и формирует ложное представление об истинных ценностях человека.
Нет ничего страшнее «авторитета подавления», основанного на страхе, угрозах, наказаниях. Дети, воспитанные на эмоциональном терроре, вырастают слабыми, безвольными. Их агрессивность приводит к печальным последствиям.
Эти ложные авторитеты оказывают негативное влияние на воспитательный процесс и способны вызвать необратимые явления в формировании личности ребёнка.
Воспитательная функция семьи: что получают родители?
Пока ребёнок маленький и не может самостоятельно обеспечивать свою жизнь (речь идёт не столько о материальных благах, сколько о способах существования в обществе), родители берут на себя ответственность за его жизнь и развитие, воспитывая в нем положительные черты личности. Ребёнок нуждается в них, получая не только удовлетворение жизненно необходимых потребностей, таких как потребность в еде, тепле, безопасности.
Немаловажное значение имеют духовно-нравственные «желания» ребёнка. Он нуждается в любви, вере, понимании и поддержке со стороны взрослых. Если родителям удаётся соединить эти составляющие — физиологическую и духовную, ребёнок растёт в атмосфере любви и счастья. Если возникают проблемы в какой-то одной из этих сфер, то они отразятся и на другой тоже.
Продолжение рода
Дети в семье — это счастье и смысл жизни, которые определяют сущность человеческой жизни. В детях продолжается человеческий род. Это самая высшая награда для человека. Поэтому важно воспитать в ребёнке те качества, которыми можно гордиться и которые нужно транслировать в обществе.
Воспитательная функция семьи способствует накоплению и передаче из поколения в поколение человеческого опыта, нравственных ценностей и морально-этических установок человечества.
Сохранение культурных традиций
Семья — это настоящий кладезь культурного наследия. Воспитывая ребёнка в духе национальных традиций, родители не только формируют мощную платформу для развития духовно-нравственных качеств личности, но и сохраняют культурную память народа. Сильная культурная составляющая сохраняется в семьях, где чтут традиции рода, нации, соблюдая их в повседневной жизни, тем самым показывая их важность в жизни не только одной семьи, но и целых поколений.
Меняемся местами
Отдавая свои силы, любовь, ласку детям, родители учат их жить в этом мире, воспитывают в них качества, которые станут основой для успешного существования в социуме. Сначала ребёнок воспринимает на веру всё, что родители предлагают ему. Взрослея, он начинает сомневаться и пробует самостоятельно разобраться и найти решение, часто спотыкаясь и «набивая шишки», но приобретая собственный бесценный опыт.
Со временем ситуация меняется, дети взрослеют и общаются с родителями с позиции собственных представлений о жизни. Теперь детям приходится помогать взрослым. И вот здесь важно то, как воспитывали ребёнка в детстве, чем наполнили его душу родители. Это как зеркало: в поведении уже взрослых детей отражается поведение родителей. Что посеешь, то и пожнёшь, поэтому нужно правильно и ответственно подходить к процессу воспитания ребёнка.
Сидяева Кристина Вениаминовна
Магистр педагогики ГАУДО «Оренбургский областной дворец
творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко»
Воспитательные функции семьи: их характеристика и особенности
Семья оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, так как процесс воспитания – это процесс социализации, который можно регулировать.
Потребность в эмоциональных контактах
Данная функция связана с необходимостью ориентации в эмоциональных состояниях окружающих. Человек, как общественное существо, обладает специфической формой ориентирования – направленности на психологический портрет других людей.
Вместе с тем, имеется ввиду двусторонняя связь, благодаря которой человек начинает ощущать себя в качестве объекта заинтересованности, совместно с тем, что окружающие аналогичным с ним образом ощущают собственные эмоции.
Необходимость в созвучных эмоциональных контактах характерна каждому здоровому человеку, вне зависимости от его возраста, уровня образования, а также ценностных ориентиров.
Ребенок начинает выступать в качестве центра потребностей, а также единственного объекта для их удовлетворения.
Потребность в смысле жизни
Каждому человеку свойственны поиски смысла собственной жизни, не удовлетворяя данную потребность, функционирование человека на нормальном уровне становится невозможным. Также он перестает активизировать на максимальном уровне все индивидуальные способности.
Значительные сложности возникают в ситуации общения с ребенком в том случае, если для родителей воспитание начинает становиться единственной формой активности, в котором на их взгляд реализуется их потребность в смысле жизни. Зачастую в таких случаях, любые проявления ребенком самостоятельности отслеживаются родителями с особым усердием. Такая форма самопожертвования очевидно наносит ребенку непоправимый вред.
Потребность в достижении результатов
Связь воспитания и необходимости достижения результатов проявляется в том случае, если по определенным причинам у родителей не вышло в силу определенных обстоятельств, либо вследствие недостаточных способностей и настойчивости самим добиться определенных результатов.
Отец ребенка мечтал о профессии врача, однако это ему не удалось, и он хочет, чтобы ребенок, воплощая его мечту, стал врачом.
Мать хотела стать пианисткой, однако для этого не было необходимых условий, и теперь ее ребенок усиленно занимается музыкой.
Данные родительские поведенческие паттерны, на неосознаваемом для родителей уровне свидетельствует о проявлении эгоизма – то есть они хотят воспитывать ребенка по собственному образу и подобию, так как он является продолжением их жизни.
В подобных ситуациях у ребенка отсутствует необходимая ему независимость, а также происходит искажение восприятия собственных способностей и индивидуально-личностных качеств, которые формируются у него в течение жизни. Как правило, в данном случае, возможности, склонности и интересы ребенка, которые различны от запрограммированных родителями целей не принимаются во внимание.
Ребенок может находится в рамках не близких для него родительских ценностей и установок только для того, чтобы обеспечить для себя родительскую любовь и удовлетворение. Однако в данном случае он будет проходить ложный путь, который не соответствует его личностной индивидуальности и его способностям, что в результате нередко заканчивается полным провалом.
Однако ребенок может продемонстрировать протест против не близких для него родительских требований, вызывая этим большое родительское разочарование из-за их несбывшихся надежд, что может стать причиной глубоких конфликтов в межличностных отношениях между родителями и ребенком.
Функционирование определенной системы
В некоторые семьях итоговая цель воспитания «отстраняется» от личности ребенка и направляется не на его личность, а на осуществление родителями признаваемой и выбранной ими воспитательной системы. Как правило, такие родители являются весьма компетентными и эрудированными, уделяющими большое количество времени и внимания собственным детям.
После ознакомления с определенной воспитательной системой, которая является для них близкой из-за определенных постулатов, родители, доверяясь ей, весьма целеустремленно и педантично начинают к последовательной реализации всех ее положений.
Иногда даже можно проследить историю возникновения этих воспитательных целей, которые зачастую являются следствием модных тенденций в области воспитания.
Некоторые родители полагаются и следуют воспитательным положениям семьи Никитиных, в которых отстаивается необходимость наиболее раннего интеллектуального воспитания, либо идеи о том, что научиться плавать ребенок должен раньше, чем научиться ходить.
В некоторых семьях следуют идеям всепрощения, что, согласно позиции родителей, реализует эффективную воспитательную стратегию.
Без сомнений, каждая из этих воспитательных систем обладает собственными ценными находками, а также большое количество полезных и важных положений. Однако некоторым родителям свойственно следовать определенным идеям и воспитательным концепциям чрезмерно точно, без критического осмысления, не вникая в сущность того, что не ребенок создан для системы воспитания, а система воспитания создана для развития личности ребенка.
Примечательно, что родители, которые следуют реализации воспитательного процесса в стиле функционирования определенной системы обладают рядом схожих личностных качеств между собой, общей для них особенностью является определенная невнимательность к индивидуальности психологического облика собственного ребенка.
В заметках на тему «Характеристика моего ребенка» таким родителям свойственно, на неосознанном уровне описание не особенностей характера, вкусов и привычек собственных детей, сколько описание средств воспитания своего ребенка.
Средство развития черт личности
Родители могут выстраивать собственную систему воспитания таким образом, чтобы у его ребенка обязательно были сформированы определенные «ценные» качества.
Родители могут быть уверены в том, что их дети обязательно должны вырасти смелыми, добрыми и эрудированными.
В ситуациях, когда ценности и установки родителей вступают в противоречие либо возрастным возможностям ребенка, либо его индивидуально-психологическим особенностям, вопросы независимости личности ребенка становятся наиболее острыми.
Так, может казаться, что в случае, когда в качестве единственного, либо основного воспитательного мотива является потребность в эмоциональных контактах, либо потребность в достижениях, либо потребность в смысле жизни, процессы воспитания реализуются на укороченных дистанциях и ребенок может быть ограничен в собственной самостоятельности.
При этом, реализуя определенную систему воспитания, когда мотивы воспитания отстраняются непосредственно от личности ребенка и дистанция может быть любого уровня, такие положения определяются не столько личностными убеждениями родителей, либо индивидуально-личностными особенностями ребенка, сколько положениями о воспитании конкретной системы воспитания.
Вопросы независимости отчетливо проявляются и в этом случае, так как она выражается в виде отсутствия у ребенка свободы в области проявления характерных для него качеств.
Таким образом, сверхценные идеи и мотивы родителей в области воспитания в значительной мере препятствуют свободному развитию талантов, склонностей ребенка, а также делают развитие ребенка более сложным, нарушая, и в некоторых случаях искажая при этом гармонию развития.
Функции семьи. Основные и вторичные функции семьи
Семья представляет собой социальный институт, наделенный различными функциями, которые постепенно изменялись в историческом развитии.
Функции семьи делят на основные и вторичные. Основные функции представлены на всех этапах развития семьи, роль вторичных функций возрастала или уменьшалась в разные исторические периоды.
Основными функциями семьи являются репродуктивная, воспитательная и хозяйственно-экономическая функции.
Репродуктивная функция
Репродуктивная функция отвечает за биологическое воспроизводство населения (деторождение) и является одной из важнейших функций. Так же репродуктивная функция регулирует сферу сексуальных отношений супругов, которая является важной для гармоничных и здоровых отношений. В основе репродуктивной функции должны учитываться индивидуальные запросы и права каждого из супругов.
Социальная политика большинства стран мира направлена на поддержку родительства как цели создания семьи.
Сегодняшняя демографическая ситуации характеризуется следующими аспектами:
В российской семье так же наблюдается снижение рождаемости из-за наличия социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается наше общество в последние десятилетия.
Воспитательная функция
Воспитательная функция (функция социализации) направлена на передачу детям общепризнанных социальных ценностей, обучение детей социальным ролям, признанным в обществе.
Социолог Т. Парсонс отмечал, что первичная социализация, которая осуществляется в семье, положительно влияет на весь последующий процесс включения личности в общественные структуры. Именно с детства ребенок усваивает ценности и нормы, которым потом руководствуется в жизни.
В истории известны факты, когда роль первичной социализации возлагали на государство (система общественного воспитания в СССР и культурная революция в КНР, кибуцы в Израиле и социалистические эксперименты в Швеции). Однако все эти попытки показали свою несостоятельность и неэффективность.
Нельзя оставить без внимания факты негативной социализации в неблагополучных семьях. В России особого внимания требуют проблемы беспризорничества, алкоголизма и наркомании в семье, малолетней преступности и детской проституции.
Хозяйственно-экономическая функция
Хозяйственно-экономическая функция семьи связана с ведением домашнего хозяйства, организацией семейного потребления, формированием семейного бюджета, разделением обязанностей по дому и т.д.
В доиндустриальном обществе семья представляла собой основу экономической ячейки общественной жизни. С переходом к индустриальной стадии развития, данная сторона семьи минимизируется, семья превращается из производительной ячейки общества в потребительскую. Члены семьи должны теперь больше работать вне дома, чтобы получать средства для покупки количественно и качественно возрастающего набора товаров и услуг.
Важно отметить, что занятость в общественном производстве одних членов семьи является условием обеспечения жизнедеятельности других (детей, инвалидов, стариков и других). В каждой семье происходит взаимный обмен услугами, именно поэтому необходимо разделение домашних обязанностей между членами семьи.
Так же в хозяйственно-экономическую функцию семьи входит передача имущества и финансовых сбережений детям по наследству. Если в советское время этот аспект не был отражен в законе, то в сегодняшней российской правовой системе он обрел легитимность и отражение в законодательстве.
Функция эмоционального и духовного общения
Функция эмоционального и духовного общения является одной из основных функций, т.к. в семье человек получает помощь и поддержку, удовлетворяет свои потребности в эмоциональном общении и взаимопонимании. Если в семье не хватает тепла, любви и взаимопонимания, то в этой семье чаще будут проявляться поведенческие и эмоциональные трудности.
Семья обеспечивает эмоциональную стабильность не только своих членов, но еще и тех людей, с которыми она взаимодействует. Совместное проведение досуга членов семьи усиливает их сплоченность, способствует пониманию друг друга.Благодаря данной функции в значительной степени создаются благоприятные условия для реализации целей, поставленных семьей.
Функция эмоционального и духовного общения реализуется более успешно, если семья поддерживает широкие контакты и дружественные отношения со своими родственниками (бабушками, дедушками, дядями, тетями, племянниками и т.д.)
Вторичные функции семьи
К вторичным функциям семьи относят статусную функцию, функцию первичного социального контроля, досуговую функцию.
Статусная функция связанна с тем, что принадлежность к семье позволяет человеку подтвердить и закрепить занимаемые им позиции (традиционное общество), либо даже продвинуться в социальной иерархии (современное общество). В некоторых странах наличие семьи служит фактором уважения и престижа не только в глазах общества, но и в собственном понимании.
Функция первичного социального контроля регламентирует поведение семьи через взаимную ответственность и обязательства в отношениях между ее членами, с учетом возраста, занимаемого места в структуре семьи и выполняемых ролей. В случаях нарушения членом семьи общепринятых социальных норм первичный контроль семьи поддерживается правами и моральными санкциями общества.
Досуговая функция обеспечивает организацию досуга в семейной группе, совместное времяпрепровождение членов семьи на основе взаимных интересов.
Этот перечень функций не является исчерпывающим, он может быть продолжен, однако все другие функции будут, в той или иной степени, модификациями уже рассмотренных.
Выделить важнейшую функцию семьи в области воспитания что это
Воспитательная функция семьи относится к наиболее важнейшим из семейных функций. Она тесно связана с репродуктивной деятельностью семьи, поскольку супруги занимаются воспитанием детей, рожденных в своей семье (хотя это не жесткое правило, поскольку есть, например, приемные семьи, где воспитание получают неродные дети).
Воспитательная функция семьи заключается в обучении ребенка правилам поведения в обществе, прививания ему норм культуры и обычаев того социума, в котором он родился. Семья призвана обеспечить психологическую адаптацию ребенка к обществу ко времени своего взросления, когда он станет зрелым, сформировавшимся человеком. В семье закладываются фундаментальные, глубинные основы личности и формируется стиль поведения, речь и манеры.
Семья дает первичную социализацию индивиду, учит его жить среди людей. Но этими мерами не ограничивается ее воспитательная функция. Семья прививает ребенку основы определенных идейно-политических взглядов, мировоззренческих установок, в семье он познает и осваивает нравственные нормы, здесь же у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения, шлифуются индивидуальные нравственно-психологические черты и другие особенности личности.
Семья не только формирует психологическую сторону личности, в рамках семьи закладываются основы для физического здоровья и развития. Родители своим примером, демонстрируя ведение здорового (или нездорового) образа жизни, определенным образом ориентируют ребенка на конкретный стиль жизни и отношение к собственному телу и его физическому состоянию.
Воспитание осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками и всеми людьми, с которыми семья поддерживает более или менее постоянные отношения. Такая первичная социализация служит своеобразным соединительным звеном между «малым» миром ребенка, где он получает свои первые впечатления от жизни, с «большим» миром, в который он переходит по мере созревания.
Во время учебы ребенка в школе, затем в среднем или высшем учебном заведении, а также во время работы на производстве воспитательная функция семьи никуда не уходит, воспитательное воздействие на юное поколение не прекращается. Человек, выросший в нормальной семье, получивший хорошее воспитание, уважающий своих родителей, в своих поступках, как правило, руководствуется не только мнением общества или друзей, но в значительной мере и мнением членов своей семьи. Это нередко помогает ему уберечь себя от опрометчивых поступков и неблаговидных действий.
Родительское собрание «Воспитательные функции семьи»
Воспитательные функции семьи.
Петрова Т. Е. – педагог-психолог.
«Научить человека быть счастливым
нельзя, но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно».
Уважаемые родители и их родственники!
Сегодня я хотела бы Вам рассказать о важной роли родителей – это умение устанавливать благополучные детско-родительские отношения.
И хотелось бы начать мое выступление с небольшой притчи.
«Однажды Царь спросил у Визиря: «Что важнее природа или воспитание?». Визирь, подумав, ответил: «Природа! Ибо это корень. А как известно жизнь даже самого маленького листочка зависит от корня».
И как Вы поняли, что корень – это Вы – родители, которые дают начало детской жизни!
Чтобы научиться поддерживать ребенка, взрослым, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрения того, что он делает.
Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т.д. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно, педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний мало.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи в том, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
СЛАЙД Функции семьи:
воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
и нетрудоспособных членов семьи;
функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи:
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Произошедшие не так давно социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию в мире. Семья, очень уважаемый социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы.
Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание.
СЛАЙД Факторы, влияющие на формирование личности делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы (по классификации А. В. Мудрика).
Макрофакторы (космос, планету, страну, общество и государство).
Мезофакторы (рост и развитие детей в разных частях земного шара).
Микрофакторы (тип поселения (село, город), этнокультурные и исторические условия).
Среди микрофакторов выделяют семью, школу и ближайшее окружение ребенка.
Как надо воспитывать своего ребенка?
Как правило, родители ждут конкретного ответа на этот вопрос: воспитывать строго или снисходительно? наказывать или не наказывать? воспитывать авторитетно или по-товарищески? чувством или разумом?
Как и любой другой процесс, воспитание детей в семье имеет ряд определенных задач и целей. Основной целью воспитания является становление ребенка как личности. Причем личность эта должна быть всесторонне развита, как в интеллектуальном, так и в физическом плане. А для достижения этой цели ставится ряд задач.
СЛАЙД То есть, основными задачами воспитания детей в семье являются трудовое, эстетическое, нравственное, физическое и половое воспитание.
На половом воспитание мы с Вами остановимся поподробнее.
СЛАЙД За последнее десятилетие, как в нашей стране, так и в городах и селах, резко изменилось сексуальное поведение молодых людей. Возросла сексуальная активность подростков, порождающая комплекс проблем:
· Болезни, передаваемые половым путем, включая СПИД;
Очень часто родители не замечают, как их маленькая девочка и маленький мальчик в один миг становится взрослой женщиной и мужчиной.
СЛАЙД Раннее начало половой жизни, плохая осведомленность о методах и средствах контрацепции, недостаточное их использование приводят к росту абортов и родов у подростков в условиях их биологической, психологической и социальной незрелости.
Деторождение в раннем возрасте связано с высоким риском заболеваемости и смертности как самой матери, так и ее ребенка. Кроме того, юное материнство ограничивает возможности для получения образования и оказывает неблагоприятное влияния на социальное и культурное развитие подростка.
СЛАЙД Подростки в силу своей психо-социальной уязвимости не в состоянии адаптироваться к постоянно меняющейся социальной ситуации в стране и легко становятся жертвами своей безграмотности в вопросах ответственного поведения и безопасного секса.
В России давно заговорили о буме подростковой беременности, но мы пока еще спокойно наблюдаем за процессом. А может, уже пора бить во все колокола?
Сегодня мы должны во весь голос говорить о важности роли семьи, об ответственности не только матерей, но и отцов.
Нервная система подростков весьма ранима, она терпит грубого вмешательства, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям.
СЛАЙД Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью первого чувства, получить совет от близких людей, а не от людей «с улицы». Нельзя воспитание на этом этапе сводить к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями как поступать. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу юные влюбленные пришли сами.
Взаимоотношения юношей и девушек сталкивают их с множеством моральных проблем. Наберитесь мудрости, отнеситесь с понимание к тому, что ваш ребенок стремиться общаться с противоположным полом: так он обретает социальный опыт, без которого вряд ли будет в последствии счастливым.
В первую очередь, необходимо быть в доверительных отношениях, разговаривать со своим ребенком, не обходя так называемые «запретные» темы. Это, конечно, касается не только родителей девочек. Мальчики также нуждаются в подобном общении, особенно со стороны отца. Можно дать почитать своему ребенку необходимую литературу, если чувствуете, что не готовы к подобным разговорам. «Подбрасывание» подросткам «таблеток от головной боли родителей» — презервативов — вариант неплохой, но этого, конечно, недостаточно. Ведь только комбинируя полученные знания о половом воспитании и методы предохранения, девочки-подростки смогут себя защитить от нежелательной ранней беременности. Конечно, здесь речь не идет о криминальных случаях, таких, как изнасилование, от которых, к сожалению, никто не застрахован. Тем не менее, и об этой опасности дети тоже должны быть проинформированы.
Безусловно, нельзя сказать, что ранняя беременность имеет только негативные последствия. Есть, конечно, и счастливые исключения, как, например целеустремленная и не сломленная жизненными трудностями юная Катя Тихомирова из любимого многим кинофильмы «Москва слезам не верит» в исполнении Веры Алентовой. Но много ли таких Кать среди нас?
Период взросления сопровождается проблемами, с которыми необходимо уметь справиться. Одна из самых серьёзных – незапланированная беременность. Более миллиона девушек в год оказывается в «интересном положении» раньше, чем справляет 18-й день рождения.
Всем родителям хочется думать, что их дочери ещё не повзрослели, но, увы, с начала пубертатного периода никто не застрахован от неприятных сюрпризов.
Организм подростка не вполне готов к беременности – тазовые кости ещё недостаточно расширились, гормональный фон не стабилизировался, рост тела не завершился. У несовершеннолетних мам высок риск выкидышей, токсикозов, материнской и детской смертности – у девушек моложе 15 лет вероятность умереть во время беременности или от родов вдвое выше, чем у взрослых. Из менее опасных осложнений часто встречаются анемия, недостаточный набор веса, преждевременные роды, низкий вес, гипоксию и родовые травмы у новорожденных.
Для школьницы беременность означает серьёзные проблемы с учебой, домашнее обучение или вечернюю школу спустя несколько лет. Да и материальные проблемы не стоит сбрасывать со счетов.
Аборт у нерожавшей девушки приводит к тяжелым последствиям. Среди возможных осложнений – кровотечения, перфорация матки, спайки в яичниках и трубах, бесплодие и заражение крови. Психологические последствия раннего аборта, в особенности проведенного против желания молодой мамы, остаются на всю жизнь. Однако при зачатии в результате инцеста или изнасилования сохранение беременности может привести к тяжелейшим душевным заболеваниям или суициду.
Гораздо проще и безопаснее предовратить беременность, чем ее прерывать! Для этого всего лишь необходимо пользоваться эффективными и безопасными методами контрацепции.
Многие родители предпочитают не вникать в основы сексуального воспитания своих детей. Они возлагают эту ответственность на средства массовой информации, школу и интернет.
Приобретение книг и средств контрацепции детям не снижает риск беременности, так как в первую очередь надо привить им желание пользоваться подобными методами для сохранения своего здоровья и социальных возможностей. Поэтому ранняя беременность в подростковом возрасте чаще является следствием неправильного полового воспитания.
Важно потому, что в мире существуют венерические заболевания и риск нежелательной беременности. Что касается ранних беременностей, то хорошо бы было иметь контакт с родственницей или подругой, у которой есть маленький ребенок, чтобы обратить внимание подростка на ту уйму времени и сил, что требует лялечка. Ибо бывает, что девочки-подростки действительно ОЧЕНЬ ХОТЯТ ребенка, иррационально, не задумываясь о последствиях такого шага. Но с другой стороны, точно не следует запугивать подростка «ужасами материнства».
После 16 лет разговоры на тему секса между детьми и родителями обычно происходят только при условии очень большого доверия и открытости – хотя и до того без взаимной теплоты и доверия едва ли сможете поднимать эти темы. Так что берегите ваши отношения с детками, они так быстро растут и уходят – сначала в себя, потом к новым горизонтам и партнерам.
СЛАЙД Только грамотно и корректно разъясненная информация, а также доверие и открытость между родителями и подростками поможет избежать таких сложных проблем как ранняя беременность. Кроме того, если девочка не будет испытывать страх перед родителями, то в случае наступления беременности не станет искать сомнительно безопасные пути избавления от нее, а обратится за помощью к близким, что поможет сохранить здоровье, а возможно, и жизнь ей и малышу.
«Установление благополучных детско-родительских отношений»
СЛАЙД Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вербально и невербально, старший сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.
Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда
ему хорошо.
СЛАЙД Психологическая поддержка — это процесс:
• в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
• который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
• который помогает ребенку избежать ошибок или исправлять их;
• который поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему внимание.
СЛАЙД Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
— Зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо.
— У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
— Это серьезный вызов, и я уверен, что ты готов к нему.
— Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.
— В жизни бывают удачи и неудачи. Но вместе преодолеем трудности.
Успехов Вам в воспитании детей и взаимопонимания в Ваших семьях!