выброс в биосферу инертного материала к чему приводит
Тест по экологии «Антропогенный фактор» с ответами
1. Экологический фактор, обусловленный различными формами воздействия человека на природу и ведущий к количественным и качественным изменениям ее составляющих:
а) антропогенный фактор +
б) ограничивающий фактор
в) абиотический фактор
2. Уменьшение толщины озонового слоя связано с деятельностью:
а) животных
б) человека +
в) микроорганизмов
3. Среди перечисленных факторов, влияющих на обитателей экосистемы луга, укажите антропогенный:
а) заболачивание местности
б) зарастание луга кустарником
в) выпас скота +
4. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу:
а) отстрел волков +
б) рубка деревьев
в) разведение костров
5. Пример антропогенного фактора:
а) вымерзание всходов при весенних заморозках
б) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
в) уплотнение почвы автомобильным транспортом +
6. Распашка целины в целях выращивания зерновых культур — пример действия фактора:
а) биотического
б) антропогенного +
в) абиотического
7. Взаимоотношения общества и природы — это воздействие:
а) биотических факторов
б) абиотических факторов
в) антропогенных факторов +
8. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу:
а) отстрел лисиц +
б) рубка деревьев
в) разведение костров
9. Деструктивное воздействие:
а) точечное
б) кратковременное
в) разрушительное +
10. В целях устойчивого развития и сохранения биосферы человек:
а) полностью уничтожает хищников в экосистемах
б) регулирует численность популяций отдельных видов +
в) увеличивает численность насекомых-вредителей
11. Антропогенный экологический фактор:
а) биологическая защита растений +
б) землетрясение
в) наводнение
12. Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам:
а) физиологическим
б) антропогенным +
в) эволюционным
13. Антропогенный фактор:
а) промышленное загрязнение +
б) сезонные колебания температуры
в) интенсивное ультрафиолетовое излучение
15. Опасность воздействия человека на биосферу состоит в том, что в ней:
а) нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность +
б) чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных
в) круговорот веществ и энергии становится более полным
18. Изменения природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты – это …. воздействие:
а) косвенное
б) непосредственное +
в) стабилизирующее
19. Изменение природы в результате цепных реакций оказывает такое воздействие:
а) непосредственное
б) прямое
в) опосредованное +
21. Происходит ли тепловое загрязнение биосферы:
а) да +
б) неизвестно
в) нет
22. Что привело к возникновению кризиса редуцентов:
а) загрязнение почв
б) большое количество отходов +
в) уничтожение лесов
23. Кто сформулировал принцип экологической индивидуальности видов:
а) Дарвин
б) Ламарк
в) Раменский +
24. Выброс в биосферу химических веществ приводит к:
а) изменению литосферы
б) ухудшению работоспособности +
в) изменению состояния биоты
25. Выброс в биосферу инертного материала приводит к:
а) нарушению озонового слоя
б) изменению прозрачности атмосферы
в) изменению природы и климата +
26. Прямой нагрев биосферы приводит к:
а) нарушению озонового слоя
б) изменению небиологических процессов +
в) изменению погоды
27. Сколько основных причин ухудшения природной среды:
а) 2 +
б) 5
в) 4
28. Расширение использования природных ресурсов приводит к:
а) изменению небиологических процессов
б) нарушению озонового слоя
в) их истощению +
29. Биологическое воздействие ведет к:
а) изменению продолжительности жизни +
б) генетическим изменениям
в) ущербу благосостояния
30. Глобальное загрязнение среды и угрозы истощения ресурсов – это кризис:
а) консументов
б) редуцентов +
в) продуцентов
Тест с ответами: “Антропогенный фактор”
1. Экологический фактор, обусловленный различными формами воздействия человека на природу и ведущий к количественным и качественным изменениям ее составляющих:
а) антропогенный фактор +
б) ограничивающий фактор
в) абиотический фактор
2. Уменьшение толщины озонового слоя связано с деятельностью:
а) животных
б) человека +
в) микроорганизмов
3. Среди перечисленных факторов, влияющих на обитателей экосистемы луга, укажите антропогенный:
а) заболачивание местности
б) зарастание луга кустарником
в) выпас скота +
4. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу:
а) отстрел волков +
б) рубка деревьев
в) разведение костров
5. Пример антропогенного фактора:
а) вымерзание всходов при весенних заморозках
б) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
в) уплотнение почвы автомобильным транспортом +
6. Распашка целины в целях выращивания зерновых культур — пример действия фактора:
а) биотического
б) антропогенного +
в) абиотического
7. Взаимоотношения общества и природы — это воздействие:
а) биотических факторов
б) абиотических факторов
в) антропогенных факторов +
8. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу:
а) отстрел лисиц +
б) рубка деревьев
в) разведение костров
9. Деструктивное воздействие:
а) точечное
б) кратковременное
в) разрушительное +
10. В целях устойчивого развития и сохранения биосферы человек:
а) полностью уничтожает хищников в экосистемах
б) регулирует численность популяций отдельных видов +
в) увеличивает численность насекомых-вредителей
11. Антропогенный экологический фактор:
а) биологическая защита растений +
б) землетрясение
в) наводнение
12. Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам:
а) физиологическим
б) антропогенным +
в) эволюционным
13. Антропогенный фактор:
а) промышленное загрязнение +
б) сезонные колебания температуры
в) интенсивное ультрафиолетовое излучение
15. Опасность воздействия человека на биосферу состоит в том, что в ней:
а) нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность +
б) чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных
в) круговорот веществ и энергии становится более полным
18. Изменения природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты – это …. воздействие:
а) косвенное
б) непосредственное +
в) стабилизирующее
19. Изменение природы в результате цепных реакций оказывает такое воздействие:
а) непосредственное
б) прямое
в) опосредованное +
21. Происходит ли тепловое загрязнение биосферы:
а) да +
б) неизвестно
в) нет
22. Что привело к возникновению кризиса редуцентов:
а) загрязнение почв
б) большое количество отходов +
в) уничтожение лесов
23. Кто сформулировал принцип экологической индивидуальности видов:
а) Дарвин
б) Ламарк
в) Раменский +
24. Выброс в биосферу химических веществ приводит к:
а) изменению литосферы
б) ухудшению работоспособности +
в) изменению состояния биоты
25. Выброс в биосферу инертного материала приводит к:
а) нарушению озонового слоя
б) изменению прозрачности атмосферы
в) изменению природы и климата +
26. Прямой нагрев биосферы приводит к:
а) нарушению озонового слоя
б) изменению небиологических процессов +
в) изменению погоды
27. Сколько основных причин ухудшения природной среды:
а) 2 +
б) 5
в) 4
28. Расширение использования природных ресурсов приводит к:
а) изменению небиологических процессов
б) нарушению озонового слоя
в) их истощению +
29. Биологическое воздействие ведет к:
а) изменению продолжительности жизни +
б) генетическим изменениям
в) ущербу благосостояния
30. Глобальное загрязнение среды и угрозы истощения ресурсов – это кризис:
а) консументов
б) редуцентов +
в) продуцентов
Тест с ответами: “Антропогенный фактор”
1. Экологический фактор, обусловленный различными формами воздействия человека на природу и ведущий к количественным и качественным изменениям ее составляющих:
а) антропогенный фактор +
б) ограничивающий фактор
в) абиотический фактор
2. Уменьшение толщины озонового слоя связано с деятельностью:
а) животных
б) человека +
в) микроорганизмов
3. Среди перечисленных факторов, влияющих на обитателей экосистемы луга, укажите антропогенный:
а) заболачивание местности
б) зарастание луга кустарником
в) выпас скота +
4. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу:
а) отстрел волков +
б) рубка деревьев
в) разведение костров
5. Пример антропогенного фактора:
а) вымерзание всходов при весенних заморозках
б) уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
в) уплотнение почвы автомобильным транспортом +
6. Распашка целины в целях выращивания зерновых культур — пример действия фактора:
а) биотического
б) антропогенного +
в) абиотического
7. Взаимоотношения общества и природы — это воздействие:
а) биотических факторов
б) абиотических факторов
в) антропогенных факторов +
8. Какой антропогенный фактор может привести к увеличению численности популяции зайцев в лесу:
а) отстрел лисиц +
б) рубка деревьев
в) разведение костров
9. Деструктивное воздействие:
а) точечное
б) кратковременное
в) разрушительное +
10. В целях устойчивого развития и сохранения биосферы человек:
а) полностью уничтожает хищников в экосистемах
б) регулирует численность популяций отдельных видов +
в) увеличивает численность насекомых-вредителей
11. Антропогенный экологический фактор:
а) биологическая защита растений +
б) землетрясение
в) наводнение
12. Подкармливание копытных животных в зимний период в целях сохранения численности их популяций относят к факторам:
а) физиологическим
б) антропогенным +
в) эволюционным
13. Антропогенный фактор:
а) промышленное загрязнение +
б) сезонные колебания температуры
в) интенсивное ультрафиолетовое излучение
15. Опасность воздействия человека на биосферу состоит в том, что в ней:
а) нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность +
б) чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных
в) круговорот веществ и энергии становится более полным
18. Изменения природы в результате прямого воздействия хозяйственной деятельности человека на природные объекты – это …. воздействие:
а) косвенное
б) непосредственное +
в) стабилизирующее
19. Изменение природы в результате цепных реакций оказывает такое воздействие:
а) непосредственное
б) прямое
в) опосредованное +
21. Происходит ли тепловое загрязнение биосферы:
а) да +
б) неизвестно
в) нет
22. Что привело к возникновению кризиса редуцентов:
а) загрязнение почв
б) большое количество отходов +
в) уничтожение лесов
23. Кто сформулировал принцип экологической индивидуальности видов:
а) Дарвин
б) Ламарк
в) Раменский +
24. Выброс в биосферу химических веществ приводит к:
а) изменению литосферы
б) ухудшению работоспособности +
в) изменению состояния биоты
25. Выброс в биосферу инертного материала приводит к:
а) нарушению озонового слоя
б) изменению прозрачности атмосферы
в) изменению природы и климата +
26. Прямой нагрев биосферы приводит к:
а) нарушению озонового слоя
б) изменению небиологических процессов +
в) изменению погоды
27. Сколько основных причин ухудшения природной среды:
а) 2 +
б) 5
в) 4
28. Расширение использования природных ресурсов приводит к:
а) изменению небиологических процессов
б) нарушению озонового слоя
в) их истощению +
29. Биологическое воздействие ведет к:
а) изменению продолжительности жизни +
б) генетическим изменениям
в) ущербу благосостояния
30. Глобальное загрязнение среды и угрозы истощения ресурсов – это кризис:
а) консументов
б) редуцентов +
в) продуцентов
Тест с ответами: “Антропогенный фактор”
Контрольно-оценочные средства по экологии
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Краснодарский информационно-технологический техникум»
Заместитель директора по НМР
________ С. А. Колмычок
«___» _________ 2017 г.
Комплект оценочных средств
для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине ОУД. 14 Экология в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности (профессии) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики, 10.02.01Организация и технология защиты информации. 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (профессии) 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики, 10.02.01Организация и технология защиты информации. 23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин
Организация – разработчик: ГАПОУ КК «КИТТ»
Разработчик: Трудненко В.А. преподаватель химии и биологии
Рассмотрено и одобрено на заседании
Цикловой методической комиссии математики и естественно-научных дисциплин
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель ЦМК _____________ Т.А.Козырева
I.Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
1. 1. Область применения комплекта контрольно-оценочных
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и
оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу
учебной дисциплины Экологические основы природопользования.. .02.02.
Информатика и ИКТ и
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего,
рубежного контроля и промежуточной аттестации в форме
II. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
устойчивый интерес к истории
и достижениям в области
— готовность к продолжению
квалификации в избранной
значимости компетенций в
области экологии для человека и
овладение умениями и
навыками различных видов
для изучения различных сторон
методов познания (описание,
наблюдение, эксперимент) для
воздействия, с которыми
экологической культуре как
развития общества и
природы, об экологических
связях в системе «человек-
экологического мышления и
способности учитывать и
техногенные последствия для
окружающей среды, бытовой и
добывать новые для себя
направленности, используя для
этого доступные источники
— умение управлять своей
проводить самооценку уровня
взаимоотношения в команде по
решению общих задач в области
умение определять цели и
задачи деятельности, выбирать
средства их достижения на
различные источники для
и оценивать еѐ достоверность
для достижения поставленных
последствия в разных сферах
экологические знания в
связанных с выполнением
типичных социальных ролей;
гражданских прав и
обязанностей в области
энерго- и ресурсосбережения
в интересах сохранения
здоровья и безопасности
личностного отношения к
последствия своих действий
в окружающей среде;
способности к выполнению
связанных с экологической
среды, здоровьем людей и
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Формы и методы оценивания
оценки результата и их
Умение выявлять общие закономерности действия
среды на организм. Получение представлений о
Знакомство с предметом изучения социальной
экологии. Умение выделять основные черты
среды, окружающей человека
основные экологический понятий
Имеет представление об
выделять основные черты
Владеет навыками решения
за обучающимися на
рефератов и докладов,
сформированность экологического мышления и
способности учитывать и
оценивать экологические последствия в разных
Овладение знаниями об особенностях среды
обитания человека и ее основных компонентов.
Имеет представление о сформированности
Овладеет знаниями об
обитания человека и ее
за обучающимися на
рефератов и докладов,
Умение формировать собственную позицию по
отношению к сведениям, касающимся понятия
«комфорт среды обитания человека», получаемым
из разных источников, включая рекламу. Знание
основных экологических требований к
компонентам окружающей человека среды
Основные положения концепции устойчивого
и причин ее возникновения
Имеет представление об
и причин ее возникновения
за обучающимися на
рефератов и докладов,
Знание экологических требований к уровню шума,
вибрации, организации строительства жилых и
нежилых помещений, автомобильных дорог в
требований к уровню шума
за обучающимися на
рефератов и докладов,
3.2 Контрольно-оценочные средства для оценивания результатов освоения учебной
Этот тест состоит из 20 заданий. (А 1 – А 20). К каждому заданию даны 4
варианты ответов, из которых только один верный.
А 1. Закономерности возникновения приспособлений к среде обитания изучает наука
А 2. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов,
популяций, сообществ, называют
1) абиотическими факторами
2) биотическими факторами
3) экологическими факторами
4) движущими силами эволюции
А 3. Интенсивность действия фактора среды, в пределах которых процессы
жизнедеятельности организмов протекают наиболее интенсивно – фактор
А 4. Совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и
микроорганизмов), населяющих определенную территорию называют
1) видовое разнообразие
А 5. Гетеротрофные организмы в экосистеме называют
А 6. Количество особей данного вида на единице площади или в единице объема
(например, для планктона)
2) видовое разнообразие
3) плотность популяции
4) все перечисленное
А 7. Организмы, использующие для биосинтеза органических веществ энергию света
или энергию химических связей неорганических соединений, называются
А 8. Разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах,
включающее потребителей и весь спектр их источников питания
3) трофическая цепь
А 9. Географическое изображение соотношения между продуцентами, консументами и
редуцентами, выраженное в единицах массы
1) пирамида численности
2) экологическая пирамида
3) пирамида энергии
А 10. Самая низкая биомасса растений и продуктивность
А 11. Способность к восстановлению и поддержанию определенной численности в
1) плотностью популяции
2) продуктивностью популяции
3) саморегуляцией популяции
4) восстановлением популяции
А 12. Сигналом к сезонным изменениям является
4) взаимоотношения между организмами
А 13. В агроценозе пшеницу относят к продуцентам
1) окисляют органические вещества
2) потребляют готовые органические вещества
3) синтезируют органические вещества
4) разлагают органические вещества
А 14. На зиму у растений откладываются запасные вещества
4) все перечисленные вещества
А 15. Группа организмов, ограниченная в своем распространении и встречается в каком-
либо одном месте (географической области)
4) эндемический вид
А 16. Основной причиной неустойчивости экосистемы является
1) неблагоприятные условия среды
2) недостаток пищевых ресурсов
3) несбалансированный круговорот веществ
4) большое количество видов
А 17. Изменение видового состава биоценоза, сопровождающегося повышением
устойчивости сообщества, называется
А 18.Факторы среды, взаимодействующие в биогеоценозе
1) антропогенные и абиотические
2) антропогенные и биотические
3) абиотические и биотические
4) нет верного ответа
А 19.Регулярное наблюдение и контроль над состоянием окружающей среды;
определение изменений, вызванных антропогенным воздействием, называется
1) экологической борьбой
2) экологическими последствиями
3) экологической ситуацией
4) экологическим мониторингом
А 20. Территории, исключенные из хозяйственной деятельности с целью сохранения
природных комплексов, имеющих особую экологическую, историческую, эстетическую
ценность, а также используемые для отдыха и в культурных целях
3) ботанический сад
4) национальный парк
Тест 2 Среда обитания человека
В заданиях В 1 – В 2 выберите три верных ответа из шести. Запишите
выбранные буквы в алфавитном порядке.
В 1. К антропогенным экологическим факторам относят
А) внесение органических удобрений в почву
Б) уменьшение освещенности в водоемах с увеличением глубины
В) выпадение осадков
Г) прекращение вулканической деятельности
Д) прореживание саженцев сосны
Е) обмеление рек в результате вырубки лесов
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке).
В 2. В естественной экосистеме
А) разнообразный видовой состав
Б) обитает небольшое число видов
В) незамкнутый круговорот веществ
Г) замкнутый круговорот веществ
Д) разветвленные цепи питания
Е) среди консументов преобладают хищники
(Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке)
При выполнении задания В3 установите соответствие между
содержанием первого и второго столбцов. Впишите в ответ буквы
выбранных ответов без пробелов и других символов.
В 3 Установить соответствие между компонентами среды и экосистемами
Компоненты среды Экосистемы
А) Круговорот веществ незамкнутый
Б) Круговорот веществ замкнутый
В) Цепи питания короткие
Г) Цепи питания длинные
Д) Преобладание монокультур
С 1. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биологические факторы
могут привести к сокращению численности популяции клевера?
С 2. В чем причина массовых миграций животных?__
Тест 3 Социальная экология
1. Антропогенные факторы — это воздействие …..
а ) человека на природу
б) природы на здоровье человека
в) природы на хозяйственную деятельность человека
2. Взаимоотношения общества и природы — это воздействие …
а) антропогенных факторов
б) природных факторов
При выполнении заданий части С, необходимо дать развернутый ответ.
3. Какого воздействия человека на природу не существует?
б) точечного г) кратковременного
4. Деструктивное воздействие — это ….
а) кратковременное в) статическое
б) разрушительное г) точечное
а) разрушительное в) статическое
б) динамическое г) площадное
а) кратковременное в) химическое
б) стабилизирующее г) конструктивное
8. Изменения природы в результате прямого воздействия хозяйственной
человека на природные объекты — это …. воздействие
б) косвенное г) стабилизирующее
а) прямое в) стабилизирующее
б) опосредованное г) непосредственное
деятельностью человека — это
а) экологический кризис
б) экологическая катастрофа г) а), б), в)
11. С геологической точки зрения производственно — хозяйственную деятельность
можно разделить на ….. типа.
а) горно — техническая в) инжинерно — строительная
а) горно — техническая
в) инженерно — строительная
а) изменению погоды
в) изменению небиологических процессов
б) изменению климата г) нарушению азонового слоя
а) изменению природы и климата в) нарушению азонового слоя
б) изменению прозрачности атмосферы
а) ухудшению работоспособности в) изменению состояния биоты
б) генетическим эффектам г) изменению литосферы
19. Кризис консументов — это какой по счету кризис в развитии биосферы и
20. Сведение лесов вызвало изменение
а) газового состава атмосферы в) климатических условий
а) большое колличество отходов
б) загрязнение почв
г) кризиса не существовало
г) точно не известно
в) точно не известно
г) 10 и более млн. лет
31. Расширение использования природных ресурсов приводит к ………
в) увеличению загрязнения природной среды
32. Какой тип относится к производственно — хозяйственной деятельности
а) горно — технический
33. Биологическое воздействие ведет к …
а) изменению продолжительности жизни
в) ущербу благосостояния
б) генетическим эффектам
34. Прямой нагрев биосферы ведет к …
б) изменению экономики
г) изменению экономики
г) ущербу благосостояния
35. Выброс в биосферу физических и физических активных веществ ведет к…
а) изменению погоды и климата
б) изменение прозрачности атмосферы
в) крупномасштабные изменения циркуляции в атмосфере и океане
г) нарушение озонового слоя, ионосферы
36. Чрезвычайная экологическая ситуация — это …….
а) экологический кризис
б) экологическая катострфа
37. Экологическое бедствие — это …….
а) экологический кризис
б) экологическая катострофа
а) необратимое явление
б) обратимое явление
39. Катострофа — это …..
а) необратимое явление
г) и не то, и не другое
в) закономерное явление
в) закономерное явление
б) обратимое явление
40. Глобальное загрязнение среды и угрозы истощения ресурсов — это кризис …..
4 терминологический диктант
3. Экологический фактор
4. Абиотический фактор
5. Биотический фактор
6. Антропогенный фактор
7. Климатический фактор
13. Экологическая система
17. Вредное вещество
18. Исчезающая популяция
24. Локальное __________загрязнение
26. Шумовое загрязнение
Экология: основные термины и понятия
взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.
организм и которые прямо или косвенно влияют на состояние, развитие и размножение
как отдельных организмов, так и популяций.
среды, взаимодействующие с организмом.
природы: климатические (температура, влажность, свет), почвенные, орографические
человека на организмы или воздействия через изменение им среды обитания.
солнечной энергии, направлением ветров, соотношением влажности и температуры.
определенной продолжительности дня и ночи.
времени года (при наступлении осеннего короткого дня опадают листья с деревьев,
готовятся к перезимовке животные; при наступлении весеннего длинного дня начинается
возобновление растений и восстановление жизненной активности животных).
характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание надземных
побегов у травянистых жизненных форм и опадение листьев у древесных и
составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии.
саморегулирующаяся экологическая система, в которой органические компоненты
неразрывно связаны с неорганическими.
связанных в цепи питания и влияющих друг на друга.
занимающих определенный ареал, свободно скрещивающихся друг с другом, имеющих
общее происхождение, генетическую основу и в той или иной степени изолированных от
других популяций данного вида.
биоценоз. Он не способен длительно существовать без вмешательства человека, не
обладает саморегуляцией и в то же время характеризуется высокой продуктивностью
(урожайностью) одного или нескольких видов (сортов) растений либо пород животных.
после какого-либо природного или антропогенного влияния.
числа особей в популяции, которое происходит в связи с изменением сезона, колебаниями
климатических условий, урожая кормов, стихийными бедствиями. Благодаря регулярному
повторению колебание численности популяции называют также волнами жизни или
числа особей путем их истребления или разведения.
Вредное вещество 1) – химическое соединение, которое при контакте с организмом
человека может вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или
отклонения в состоянии здоровья; 2) – химическое вещество, вызывающее нарушения в
росте, развитии или состоянии здоровья организмов, а также могущее повлиять на эти
показатели со временем, в том числе в цепи поколений.
Выбросы – кратковременное или за определенное время (час, сутки) поступление в
окружающую среду любых загрязнителей. __
1. Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой
2. Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедленны до
минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.
3. Приспособление животных к перенесению зимнего времени года.
4. Потребность организмов в периодической смене определѐнной продолжительности дня
5. Фактор, где идѐт непосредственное воздействие человека на организмы или
воздействия им через изменение среды обитания.
6. Граница выносливости, за пределами которой существование организма невозможно.
7. Приспособительное свойство многолетнего растения (в зимнее время), для которого
характерно прекращение видимого роста и жизнедеятельности, отмирание надземных
побегов у травянистых жизненных форм и опадение листьев у древесных и
8. Факторы, когда живые организмы, взаимодействуют и влияют друг на друга.
9. Абиотические факторы среды, связанные с поступлением солнечной энергии,
направлением ветров, соотношением влажности и температуры.
10. Фактор, наиболее благоприятный для организма.
11. Факторы, взаимодействующие с организмом, как отдельные элементы среды.
12. Факторы неживой природы: климатические, почвенные, орографические (рельеф).
13. Регулируемая фотопериодизмом реакция организмов на изменение времени года.
Контрольная работа №1 Среда обитания человека
1. Дайте определения следующим понятиям:
4) Техногенная среда
10) Естественная среда
11) Искусственная среда
2.Приведите примеры предметов и явлений, относящихся к естественной и
искусственной среде обитания (в виде таблицы)
1. При увеличении численности популяции внешние условия становятся
сдерживающим фактором и приводят:
1). к появлению широкого разнообразия форм;
2). внутривидовой конкуренции;
4). межвидовой конкуренции.
2. Рост популяции животных определяется прежде всего комбинацией :
1). рождаемости и обеспеченности пищей;
2). смертности и миграции;
3). рождаемости и размера территории, занимаемой популяцией;
4). рождаемости и смертности.
3. Выберите биоценоз наиболее разнообразный по видовому составу:
4). широколиственный лес;
4. Как называется весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом
5. Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:
1) геологическими процессами;
2) космическими факторами;
3) высокими темпами прогресса;
4) изменением климата.
7. Основными природными факторами, влияющими на численность
человеческих популяций являются:
1) особенности рельефа местности;
2) пищевые ресурсы и болезни;
3) особенности климата;
4) географическое положение страны.
8. Рациональное природопользование подразумевает:
1) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
2) деятельность, направленную на научно обоснованное использование,
воспроизводство и охрану природных ресурсов;
3) добычу и переработку полезных ископаемых;
4) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность
9. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:
1) неисчерпаемым природным ресурсам;
2) возобновляемым природным ресурсам;
3) невозобновляемым природным ресурсам;
4) пополняющимся ресурсам.
10. Вырубка лесных массивов приводит к:
1) увеличению видового разнообразия птиц;
2) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
3) уменьшению испарения;
4) нарушению кислородного режима.
11. Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:
1) парниковым эффектом;
2) уменьшением объема грунтовых вод;
3) загрязнением водоемов;
12. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:
2) углекислого газа;
13. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые
1) резких колебаний температуры;
2) канцерогенных веществ;
3) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.
14. От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:
15. Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:
1) желудочно-кишечного тракта;
2) сердечнососудистой системы;
16. При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья
17. Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в
результате ухудшения экологической обстановки, являются:
1) болезни опорно-двигательной системы;
2) инфекционные болезни;
3) сердечнососудистые и онкологические заболевания;
4) болезни пищеварительного тракта.
18. Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:
19. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:
1) предприятия химической и угольной промышленности;
2) сельское хозяйство;
3) бытовую деятельность человека;
4) транспортные средства.
4. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации
Вопросы к дифференцированному зачету по дисциплине «Экология»
Предмет и определение экологии. История экологического знания. Структура и задачи экологии.
Уровни организации живых систем. Особенности надорганизменных систем: популяция, биоценоз, экосистема, биосфера.
Живые организмы как среда обитания.
Классификация факторов среды. Абиотические и биотические факторы. Круговорот веществ в природе.
Лимитирующие экологические факторы. Закон минимума Ю. Либиха.
Антропогенные факторы, их особенности. Многообразие и возрастающее влияние антропогенных факторов.
Понятие популяции. Структура,система,характеристики и динамика популяций.
Взаимодействия между популяциями: конкуренция, хищничество, паразитизм, мутуализм, комменсализм.
Понятие об экологической нише. Закон конкурентного исключения Г. Ф. Гаузе.
Структура биоценоза и типы биотических отношений. Функциональные компоненты биоценоза: продуценты, консументы, редуценты.
Цепи питания, пищевые сети, трофические уровни. Экологические пирамиды.
Понятие экосистемы. Циклические и направленные изменения в экосистемах. Структура и биологическая продуктивность экосистем.
Агроэкосистемы и их особенности. Стабильность и нестабильность экосистем.
Экосистемы и биогеоценозы. Теория биогеоценологии В. Н. Сукачева.
Биосфера как высший уровень организации живых систем. Границы биосферы.
Роль человека в эволюции биосферы. Влияние человеческой деятельности на современные процессы в биосфере.
Живое вещество биосферы по В.И. Вернадскому, его характеристика. Понятие ноосферы по В. И.Вернадскому.
Классификация природных ресурсов. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.
Парниковый эффект. Состояние озонового экрана.
Круговорот воды в природе. Краткая характеристика.
Международная «Красная книга». Виды природных зон.
Загрязнение вод океанов: масштаб, состав загрязнителей, последствия.
Вырубка лесов: масштаб, последствия.
Факторы окружающей среды, вызывающие заболевания органов пищеварения,органов кровообращения, способные вызвать злокачественные новообразования.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-108884
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.