выборы по спискам что это
Выборы по спискам что это
Мандат — правительственный указ или полномочие, даваемое посланнику. В данном случае — право быть депутатом.
От латинского mandatum — полномочие, наказ, поручение.
Впервые с 2003 года половина депутатов — 225 — будут избраны по одномандатным округам.
Одномандатные округа образуются из административных территориальных единиц так, чтобы обеспечить примерное равенство избирателей на один депутатский мандат. Для этого Центризбирком поделил все страну на округа по примерно одинаковому количеству населения в каждом — около 490 тысяч жителей. Больше всего округов получили Москва (15), Подмосковье (11), и Санкт-Петербург (8). В 32 субъектах федерации образовано по одному округу.
Округа созданы с использованием так называемой «лепестковой нарезки». При такой системе в рамках одного округа к городским районам присоединяются сельские территории региона.
Они называются одномандатными, потому что в каждом округе разыгрывается один депутатский мандат, а значит, только один представитель округа попадёт в парламент. Чтобы победить в округе, достаточно набрать больше голосов избирателей, чем остальные кандидаты. Такая система называется мажоритарной. Избиратели при мажоритарной системе голосуют за человека, а не за партию.
Одномандатные округа дают шансы ярким кандидатам, популярным в регионах, попасть в Государственную думу.
Мажоритарная избирательная система — система выборов, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своём избирательном округе.
Что нужно знать о выборах депутатов Госдумы восьмого созыва
17 сентября граждане России начали выбирать депутатов Госдумы восьмого созыва. Первыми на участки идут жители Камчатки и Чукотки – там голосование началось в 23:00 16 сентября по московскому времени. В Москве голосование начнется в 8:00 в пятницу и завершится в 20:00 в воскресенье, 19 сентября.
Кого и как выбирают
В Госдуме следующие пять лет (2021–2026 гг.) будут работать 450 депутатов. Их выберут по смешанной системе. 225 депутатов будут представлять одномандатные округа – территории, на которые разделена Россия. В этих выборах участвуют 2020 кандидатов-одномандатников, т. е. конкуренция составляет около 8,9 человека на место. Чтобы выиграть, одномандатнику достаточно победить оппонента, набрав простое большинство голосов.
Элла Памфилова представила доклад о конкуренции на выборах
Еще 225 кресел на Охотном Ряду распределят среди депутатов, избранных по партийным спискам, – таких 3828 человек, таким образом, конкуренция составляет 17 человек на место. Условия избрания от партии чуть сложнее: чтобы пройти в Госдуму, партийный список должен набрать более 5% голосов.
На выборах есть и другие бонусы, помимо самой победы. Набрав более 3% голосов, партия получит право на государственное финансирование – 152 руб. за каждый отданный в ее поддержку голос, даже если не дотянет до проходного барьера. На прошлых выборах государственное финансирование получили только четыре партии, которые набрали больше 5% и прошли в Госдуму, за остальных проголосовало меньше 3%.
На прохождение в Госдуму и госфинансирование в 2021 г. претендуют кандидаты 14 партий из 32, которые имеют право участвовать в выборах. У всех этих партий были фракции в Госдуме или региональных законодательных собраниях, и поэтому они выдвинули кандидатов без сбора подписей. «Российский общенародный союз» не смог зарегистрировать список со сбором подписей.
Кто ведет партии на выборы в Госдуму
Специфика выборов 2021 года
Кто может принять участие в онлайн-голосовании
Еще одним новшеством этих выборов стало использование дистанционного электронного голосования (ДЭГ). В нем могут принять участие жители семи регионов – Москвы, Севастополя, Нижегородской, Ярославской, Ростовской, Мурманской и Курской областей. Всего на ДЭГ записалось более 2,8 млн человек, сообщила 15 сентября Памфилова. Из них в Москве дистанционно могут проголосовать более 2 млн человек.
Еще 3,5 млн человек записались на голосование по системе «Мобильный избиратель». Этот механизм позволяет любому гражданину проголосовать на любом удобном ему избирательном участке по месту нахождения, а не по месту постоянной или временной регистрации.
Подведение итогов
Результаты голосования будут введены в государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы». ЦИК публикует предварительные результаты выборов по мере поступления данных на своих информационных ресурсах.
В течение трех недель после дня голосования ЦИК должен опубликовать официальные результаты выборов. Мандаты распределяются между кандидатами в одномандатных округах и кандидатами, выдвинувшимися по спискам. В последнем случае используется так называемый метод Хэйра (проценты голосов, которые получили не прошедшие партии, де-факто перераспределяются в пользу прошедших, в выигрыше оказывается та партия, что набрала наибольшую долю голосов).
По Конституции Госдума должна собраться на первое заседание на 30-й день после избрания. Президент имеет право своим решением созвать первое заседание нижней палаты парламента и ранее этого срока. В 2003, 2007, 2011 и 2016 гг. президент пользовался этим правом.
Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте
Наши проекты
Контакты
Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту
Ведомости в Facebook
Ведомости в Twitter
Ведомости в Telegram
Ведомости в Instagram
Ведомости в Flipboard
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021
Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546
Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»
И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна
Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных
Словарь избирателя: объясняем ТИКи, УИКи и одномандатные округа
Собрали главные понятия грядущих выборов в Госдуму и петербургский Закс и стараемся понятно объяснить, чем ТИК отличается от УИК, что такое единый избирательный округ и какие полномочия есть у наблюдателей.
Горизбирком / ГИК / Санкт-Петербургская избирательная комиссия
Вышестоящая избирательная комиссия на территории Петербурга.
Горизбирком распределяет деньги из городского бюджета, выделенные на подготовку и проведение выборов, разрабатывает схему одномандатных округов, формирует окружные и территориальные избирательные комиссии, рассматривает жалобы на их действия и принимает решения по таким заявлениям.
В ведении Горизбиркома также всё, что связано с голосованием по единому избирательному округу: он регистрирует и публикует списки кандидатов, устанавливает, кто из включенных в список избран, и выдает им удостоверения.
Именно Горизбирком определяет и официально публикует общие результаты выборов по Петербургу, а также назначает и организует повторные и дополнительные выборы.
Работа депутата Госдумы — лично присутствовать на заседаниях парламента и парламентских слушаниях, участвовать в работе комитетов и комиссий, а также вносить законопроекты и поправки к ним и голосовать за или против принятия федеральных законов. Кроме того, депутаты обязаны рассматривать обращения избирателей и лично встречаться с ними.
Депутат может направлять запросы главам ведомств и руководителям органов власти, на которые те обязаны ответить в течение месяца. Зарплату депутаты получают из бюджета. Им запрещено заниматься предпринимательством или другой оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, научной и преподавательской, а также иметь счета в иностранных банках.
Депутата Госдумы не могут обыскивать и допрашивать, если только он не задержан на месте преступления или привлечен к уголовной или административной ответственности. Это называется депутатской неприкосновенностью, и ее можно лишить по представлению Генпрокуратуры.
Работа петербургского парламентария очень похожа на работу федерального. Он должен присутствовать на заседаниях Законодательного собрания, участвовать в подготовке проектов решений Закса и поправок к ним, посещать депутатские слушания, выполнять поручения Закса, направлять депутатские запросы. Депутат также обязан оборудовать приемную и принимать там граждан — рассматривать их жалобы и другие обращения.
Деятельность депутатов Закса влияет на жизнь города, несмотря на то, что принципиально новые законы, как правило, городской парламент не принимает — чаще уточняет федеральные. Например, инициированный петербургскими депутатами запрет продавать алкоголь после 22 часов — это ужесточение всероссийского требования. Закс также решает, какому бизнесу дать налоговые льготы, какую территорию отдать под застройку, какие штрафы повысить или понизить.
В петербургском парламенте депутаты получают зарплату — как в Госдуме, и им запрещено заниматься бизнесом или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской или научной. Но это скорее исключение из правила — в большинстве регионов России не так.
Единый избирательный округ
Территория, от которой депутаты парламента избираются по партийным спискам.
На выборах в петербургский Закс единый избирательный округ включает в себя всю территорию Петербурга, на выборах в Государственную думу — всю территорию России. По единому округу избирается половина парламента (25 человек в Закс и 225 человек в Госдуму), остальные — по одномандатным округам.
Человек, уполномоченный наблюдать за деятельностью избирательной комиссии во время голосования и подсчета голосов. Он может обжаловать ее решения в вышестоящей избирательной комиссии или в суде. Главная задача наблюдателя на выборах — предотвращать и фиксировать нарушения.
Наблюдатель имеет право знакомиться со списками избирателей, любыми избирательными бюллетенями, следить за составлением протоколов об итогах голосования, получать их заверенные копии, обращаться с предложениями и замечаниями к председателю избирательной комиссии, а также фотографировать и снимать на видео происходящее на участке — правда, только только с места, определенного председателем. При этом препятствовать работе комиссии и участвовать в принятии решений наблюдатель не может.
Наблюдателей на участки направляют избирательные штабы кандидатов или партий. Стать наблюдателем может любой гражданин России, обладающий активным избирательным правом, кроме некоторых должностных лиц, депутатов и госслужащих.
Одномандатный избирательный округ
Территория, от которой избирается один депутат. Одномандатные округа формируют так, чтобы в них было примерно равное число избирателей — так каждый депутат будет представлять в парламенте примерно одинаковое число людей, независимо от того, избран он от густонаселенного или малонаселенного региона или района. Побеждает кандидат, получивший большинство голосов.
На выборах в городской парламент в Петербурге 25 таких округов — посмотреть, как они распределены, можно здесь. По ним избирается половина Законодательного собрания — то есть 25 депутатов из 50 представляют в городском парламенте какой-то округ.
В Госдуму половина депутатов, то есть 225, также избирается по одномандатным округам. У Петербурга их восемь — то есть город получит в парламенте восемь представителей.
Кандидата можно выдвинуть одновременно по одномандатному избирательному округу и по единому избирательному округу в составе партийного списка.
Документ, удостоверяющий право избирателя проголосовать на любом избирательном участке вместо того, к которому он приписан по месту регистрации. На выборах 2021 года его фактически заменяет распечатываемая часть заявления об изменении избирательного участка, подать которое можно через сайт госуслуг (как это сделать, «Бумага» писала в инструкции).
Открепительные удостоверения нередко фигурируют в нарушениях на выборах. Среди типовых проект «Гражданин наблюдатель» называет использование одного и того же удостоверения на разных избирательных участках, принуждение получить открепительное и передачу его другому лицу.
Учителя и сотрудники бюджетных учреждений в Петербурге неоднократно рассказывали, что их принуждают брать открепительные и голосовать не на своих избирательных участках.
Список кандидатов от одной партии, избирающихся по единому избирательному округу.
Половина парламента (и Госдумы, и петербургского Закса) избирается по пропорциональной системе. Избиратели голосуют за партию, и по итогам выборов места в парламенте распределяются между депутатами пропорционально полученным голосам. То есть если по результатам выборов партия получает десять мест в парламенте, депутатами становятся первые десять человек из списка. Кто и в каком порядке будет перечислен в списке, решает партия.
Список может участвовать в распределении мандатов, только если за него проголосовало не менее определенного процента избирателей. На нынешних выборах и в Госдуму, и в Закс Петербурга этот барьер составляет 5 %.
Гражданин России, выдвинувший свою кандидатуру на пост депутата по одномандатному избирательному округу. Чтобы быть зарегистрированным на выборах, ему нужно собрать подписи не менее 3 % избирателей, зарегистрированных в выбранном округе.
Кандидат-самовыдвиженец может быть членом политической партии и вправе указать это при подаче документов, но быть выдвинутым политической партией он не может.
Территориальная избирательная комиссия / ТИК
Избирательная комиссия, действующая на определенной территории.
ТИК устанавливает итоги голосования на своей территории — и по одномандатному округу, и по партийным спискам, — после чего направляет протоколы об итогах голосования в вышестоящую комиссию.
В Петербурге 64 территориальных комиссии — реформа 2020 года увеличила их число в два раза и изменила границы. На выборах 2021 года на ТИКи также возложили полномочия окружных избирательных комиссий в одномандатных избирательных округах. Это значит, что ТИКи также регистрируют кандидатов, выдают удостоверения об избрании и проводят повторные и дополнительные выборы.
ТИК — вышестоящая избирательная комиссия для участковых избирательных комиссий. Она формирует их состав, освобождает от должности председателей, координирует и контролирует работу, рассматривает жалобы и принимает по ним мотивированные решения, обязательные для исполнения участковыми комиссиями.
Участковая избирательная комиссия / УИК
Нижестоящая избирательная комиссия в Петербурге.
УИК организует голосование на избирательном участке: информирует людей о дне, времени и месте голосования, уточняет и при необходимости исправляет список избирателей, составленный ТИК, готовит помещение, выдает открепительные удостоверения.
УИК также подсчитывает голоса и передает протоколы об итогах голосования в ТИК, а их заверенные копии — наблюдателям.
Подробнее о работе Законодательного собрания и в целом об устройстве петербургской политики можно прочесть в этом материале «Бумаги». А здесь ищите словарь демократических понятий.
Схема округов действует до 2025 года
Если в округе их меньше 100 тысяч — не менее 3 тысяч подписей избирателей
Подробнее о том, как менялась система ТИК в городе, можно узнать здесь.
Избирательные системы
Для того, чтобы иметь более подробное представление о том, как должна выглядеть политическая система страны, нужно разобраться в том, какие бывают избирательные системы. В этой статье мы попробуем решить такую задачу.
Данная статья является своеобразным продолжением статьи, где мы разбираем однопалатные и двухпалатные парламенты, и она будет посвящена вопросу выборов и их очень важной части: избирательным системам. Статья является вводной, в ней не будет сложных вариаций и формул: она необходима главным образом для того, чтобы читатели смогли понять, что это такое и как это в целом работает.
Что такое выборы
Зачем нужны выборы как таковые? Они нужны для систематического обновления власти, позволяют выявить реальные интересы общества, способствуют приобщению граждан к политике, обеспечивают демократию, являясь неотъемлемым её атрибутом, и придают власти легитимность (то есть законный характер). Сами выборы разнообразны по масштабу (от городских до государственных), объектам (выборы Президента, парламента, референдум и так далее) и срокам (очередные, досрочные и повторные). Но выборы имеют правила и особенности, и именно о них мы поговорим далее.
Что такое избирательная система?
Вот определение, которое даётся в ученике по конституционному праву:
В Большой юридической энциклопедии есть целых два варианта определения 3 :
Рассмотрев все эти определения, мы можем заключить, что избирательная система – это набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм выборов, благодаря которым избираются как представительные органы власти, так и какие-либо выборные должности. Но избирательные системы бывают разные, и чтобы понять, какая из них подходящая, рассмотрим каждую из них.
При мажоритарной системе победа в избирательном округе достаётся кандидату, набравшему большинство голосов. Например, в своём округе Иванов набирает больше голосов, чем Петров. Депутатом становится Иванов, Петров не получает ничего.
При пропорциональной системе места в парламенте делятся между партиями в соответствии с процентом голосов, который они набрали на выборах. Например, партия А набирает 20% голосов, а партия Б — 10%. В результате партия А получает вдвое больше мест в парламенте, чем партия Б.
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная система (от французского majoritee – большинство) – это система, при которой победителем в выборах считается кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов избирателей. Другие определения:
Можно сказать, что мажоритарная система – это вид избирательной системы, в котором человек голосует за определённого кандидата, и победителем считается тот, кто наберёт установленное большинство голосов в округе.
Данная система самая универсальная, так как с её помощью можно выбирать как главу образования (муниципалитет, регион, государство), так и депутатов в представительные органы власти. Используется она в большом количестве стран – в частности, в России (выборы Президента), США (выборы в Конгресс) и Франции (выборы Президента и в нижнюю палату Французского Парламента- Национальное собрание).
В этой системе округа представлены чаще всего одномандатными (то есть от них представлен один кандидат) округами. Сама система делится на три типа:
Для понимания того, как функционирует эта избирательная система, рассмотрим Конгресс США, который состоит из двух палат:
Разделение по штатам
Также есть и представительства от территорий, которые не считаются штатами, таких как округ Колумбия, остров Гуам, Восточное Самоа – по одному представителю – но так как Конституцией представительство федеральных территорий не предусмотрено, они не имеют право решающего голоса.
Чтобы стать конгрессменом (так называют представителей нижней палаты), необходимо иметь возраст 25 и более лет, и быть гражданином США в течение 7 лет; также кандидат в конгрессмены является во время проведения выборов жителем того штата, от которого он избирается (статья 1, раздел 2). Палата представителей избирается на 2 года.
2. Сенат. Верхняя палата. В Сенате всего 100 мест, по 2 представителя от каждого штата (не штаты тут не представлены), которых избирают на 6 лет, но он постоянно обновляется в порядке ротации. Это нужно для преемственности законодательной власти.
Сначала представителей делят на «классы» или «группы», которые находятся в Сенате 6 лет, а потом их поочерёдно избирают – например, 1 класс в 2012 году (33 человека), 2 класс в 2014 году (33 человека), а 3 класс в 2016 году (34 человека), и так как сенатор, избранный, допустим, в 1 «группу», работает в течение 6 лет, то если он будет переизбран, его срок продолжится. При этом деление работает так, чтобы сразу двух представителей Штата избрать было нельзя, поэтому они также меняются поэтапно. Стоит отметить, что в Сенате по факту 101 человек, так как вице-президент, согласно Конституции (статья 1, раздел 3) является его председателем, но он не может голосовать, кроме тех случаев, когда голоса разделены 50 на 50. И обычно председателем вместо вице-президента, который чаще всего отсутствует в Сенате, является Председатель pro tempore или Временный президент Сената США.
К плюсам мажоритарной системы чаще всего относят следующее 13 14 :
Минусы данной системы:
Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная система – это система, при которой партия получает в представительном органе власти места пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах. Другие определения:
Можно сказать, что пропорциональная система – это вид избирательной системы, в котором человек голосует за список кандидатов от блока, партий, объединений, и который используется для выборов в представительные органы власти.
Партийный список – это список кандидатов от того или иного объединения (в основном от партии, иногда от коалиции партий). Благодаря этому списку партии получают места пропорционально своей доле голосов, а кандидаты — в порядке очерёдности по партийному списку. Также это список кандидатов, выдвигаемый избирательным объединением или его блоком на выборах в представительные органы государственной власти, проводимых по пропорциональной избирательной системе. Партийные списки бывают:
Пропорциональные системы также отличаются наличием или отсутствием процентного барьера (при котором, чтобы попасть в парламент, партия должна набрать определённый минимум голосов). Процентный барьер есть, например, в Исландии, Нидерландах, Чехии. Его нет, к примеру, в Финляндии, Португалии, Северной Македонии. Чтобы лучше понимать принципы действия пропорциональной системы, рассмотрим нижнюю палату Австрийского Парламента, а именно Национальный совет Австрии.
Территория самой Федерации разделяется на территориальные избирательные округа, при этом границы не могут разрезать границы земли (как и в ФРГ, Земля – это наименование региона). Данные избирательные округа (всего их 39) подразделяются на региональные территориальные избирательные участки.
У пропорциональной системы есть следующие плюсы:
Однако, у неё есть и свои минусы:
Хотя третий указанный минус некоторыми рассматривается как плюс – ведь человек голосует по сути не за лидера, а за партию, которая является, в отличие от лидера, коллективом, в котором чаще всего присутствует взаимоконтроль. Это также усложняет формирование вождизма. Перекладывание ответственности депутатов на партии тоже не является критическим минусом – ведь партия, которая не может контролировать своих депутатов, в таком случае будет терять избирателей (чаще всего это ведёт к тому, что партии как раз начинают контролировать своих депутатов и их ответственность только возрастает по сравнению с ситуацией, когда их пытаются привлечь к ответственности обычные граждане, не имеющие механизмов быстрого и прямого воздействия на них). Объединение в блоки же, хоть вредит партийным интересам, но не вредит общественным, а даже лучше транслирует мнение избирателей. Существенный же плюс пропорциональной системы с открытыми списками – то, что она используется в таких успешных обществах, как Норвегия и Швейцария.
Смешанная система
И для рассмотрения смешанной системы возьмём выборы в Бундестаг – это «нижняя» (почему это спорное утверждение, мы потом рассмотрим в статье о политическом устройстве ФРГ) палата Германского Парламента:
В теории в Бундестаге 598 мест, и соответственно 299 человек избирается по мажоритарной системе (то есть выбираются непосредственно кандидаты), а 299 по пропорциональной системе (то есть выбирается список кандидатов). Поэтому у каждого жителя Германии 2 голоса:
Но если посмотреть количество мест на 27 марта 2021 года, то мест аж 709.
1. Дополнительные. Эти места появляются, если партия в одной из земель с помощью первых голосов получила для своих кандидатов больше мест в Бундестаге, чем ей полагалось иметь в этой земле по результатам подсчёта вторых голосов.
А если первых голосов меньше, а вторых больше? Если, например, какая-либо партия в какой-либо федеральной земле получила десять мандатов согласно своей доле вторых голосов и добилась в той же земле четырёх прямых мандатов, то остаются только шесть мест, которые достаются кандидатам этой партии по земельному партийному списку. Зачем ввели подобные места? В смешанной избирательной системе нередко одна из партий — из-за успеха её кандидатов в одномандатных избирательных округах — получает в отдельных федеральных землях больше мандатов, чем ей полагалось бы по количеству вторых голосов. Лишать места в парламенте кандидата, напрямую выигравшего выборы в своем округе, нельзя. Вот так и возникают дополнительные мандаты.
В принципе такая система может помочь малым партиям занять определённое количество мест (если они прошли цензы в виде числа мест и процента поддержки). В результате партия получает в бундестаге непропорционально много мест, что привело к спорам в самой ФРГ и появлению второго типа мандатов.
Смысл этих мест в том, что дополнительные места будут компенсироваться путём предоставления компенсаторных мест (уравнивающих мандатов) в той мере, которая в итоге позволит обеспечить распределение мест пропорционально результатам подсчёта вторых голосов. Каждая партия, которая хочет попасть в Бундестаг, должна набрать по всей стране минимум пять процентов вторых голосов (это процентный барьер, который не позволяет мелким партиям пройти в парламент, во избежание раздробленности партийной системы, которая могла бы ослабить парламент). Единственное исключение: если партия получит, как минимум, три прямых мандата, она проходит в Бундестаг, невзирая на пятипроцентный барьер, со своей долей полученных вторых голосов.
В итоге получается, что на 27 марта 2021 года из-за 111 дополнительных мест, парламент выглядит так: 299 мест избраны по мажоритарной системе, а 410 по пропорциональной. Голосовать можно с 18 лет, при этом последние три месяца необходимо прожить непосредственно в Германии, избраться в Бундестаг также можно с 18 лет. Современная система, существующая с 2013 года, хоть и сложная на первый взгляд, но она очень интересна и практична, так как она выравнивает политические силы в парламенте, не давая многим партиям становиться по факту гегемонами в парламенте, а также обеспечивает пропорциональность.
В России система чуточку схожая, но более простая, чем в Германии, что вроде бы и не делает её плохой, но у нас по определённым причинам она не работает эффективно, и чтобы понять, почему, разберём, как избирается наш парламент и что не так с системой в целом.
Избирательная система в России
В нашей стране на 5 лет избирается нижняя палата Федерального Собрания, а именно Государственная Дума.
При этом, чтобы попасть по спискам, партия должна преодолеть пятипроцентный барьер.
1. Наличие партии власти, которой на сегодня является «Единая Россия». Обычно «Единую Россию» называют доминирующей партией (что, собственно, видно по числу мест в парламенте), но что такое партия власти? Определений этого понятия достаточно много, и вот некоторые из них 35 :
В целом можно сказать, что партия власти – это партия, представляющая из себя конгломерат представителей вертикали власти, которые создаются действующей властью, с целью реализации её интересов. На сегодняшний день подобной партией является «Единая Россия», которая на сегодня имеет 336 мест в Госдуме, что составляет 74,66%.
2. Непонятные округа. Их существование связано с тем, что на выборах 2016 года округа поделили таким образом, что в себя они включали как городскую, так и сельскую территории. То есть, в подавляющем большинстве случаев крупные города будут поделены на части, к которым будут присоединены сёла.
3. Странные списки. Помимо региональных списков (у нас все списки – региональные, но де-факто у нас их два типа – региональные и окружные), которые есть в большинстве стран с пропорциональной избирательной системой, есть ещё и так называемые «межрегиональные партийные списки» (это список кандидатов, который будут выбирать не представители округа или региона, а сразу нескольких субъектов – то есть, например, список из 7 человек, которых выбирают жители Свердловской области, Челябинской и Тюменской). При этом партия должна выставить столько межрегиональных списков, чтобы закрыть не менее 35 округов по всей стране.
Я не знаю, есть ли подобное в других странах, но это можно назвать глупостью, так как в большинстве стран партийные списки региональные/окружные (межрегиональных нет) – хоть и со своими особенностями – потому что у регионов также бывают свои интересы, а такие списки приводят к искажению их интересов и результатов голосования [прим. Е. Иванова].
4. Отсутствие региональных партий. Эта проблема связана с тем, что существование понятия только федеральных партий очень сильно вредит региональному представительству, так как региональные партии могут лучше представлять интересы самого региона, которые могут иметь свою специфику; также федеральные партии тяжелее создать (региональные отделения такой партии должны быть не менее чем в половине субъектов Российской Федерации), и это не считая всяких юридических сложностей, о которых мы ещё будем рассказывать.
В РФ также нужно собирать подписи, но есть особые партии, которым не надо собирать эти подписи. Кто их может не собирать 48 :
Если же такого нет, то в поддержку выдвижения политической партией и её федерального списка кандидатов должно быть собрано не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7 тысяч подписей избирателей, зарегистрированных в данном субъекте Российской Федерации.
Если кандидат независимый, то они должны собрать подписей избирателей в количестве не менее 3 процентов от указанного в федеральном законе об утверждении схемы одномандатных избирательных округов общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, а если в избирательном округе менее 100 тысяч избирателей, — не менее 3 тысяч подписей избирателей.
8. Муниципальный фильтр. Хотя мы говорим скорее о выборах в ГД, местные выборы нельзя обделить вниманием. С 2012 года, чтобы стать главой региона (если он, конечно, избирается напрямую), помимо подписей обычных избирателей нужно ещё получить определённый процент подписей и от муниципальных депутатов (выдвижение кандидата должны поддержать не менее 5 и не более 10 процентов депутатов, при этом конкретный процент устанавливается субъектом РФ 49 ).
В Докладе Российского общественного института избирательного права, который целиком посвящён исследованию муниципального фильтра, содержатся данные, обоснованные с научной точки зрения. Не углубляясь в подробности, можно привести наиболее значимые выводы по результатам исследования 51 :
Однако по факту данная система работает очень слабо, и стала надёжным средством отсеивания «ненужных» оппозиционных конкурентов и допуска кандидатов-спойлеров с целью создания лишь видимости политической борьбы, а также функционирования демократических институтов без угрозы утраты власти для действующей политической элиты.
Пропорциональная система с открытыми списками видится лучшим вариантом, чем мажоритарная, однако, поскольку смешанная система позволяет сочетать их преимущества, мы можем и должны задумываться о том, как именно должна быть устроена такая смешанная система в России. В статье о палатах парламента мы указывали, что обе палаты должны быть выборными. Во-первых, нижняя палата будет избираться по пропорциональной системе с открытыми списками. Верхняя же может избираться по мажоритарной системе относительного большинства. При этом придётся реализовать следующее:
И, несмотря на противоречия избирательных систем, мы считаем, что смешанная система хоть не решит их полностью (и ни одна система не решит), но минимизирует их, и наша задача этому поспособствовать, чтобы политическая система России работала более эффективно.
Источники
Студент факультета политологии. Придерживается прогрессивных левых взглядов.