выборка в кино что это
термины кинопроизводства
Когда новичок попадает на съемочную площадку, поначалу ему может показаться, что все говорят на каком-то странном языке. В обычную речь постоянно вмешиваются непонятные словечки, и если ты не знаешь, что они означают, то ты немного в проигрыше, потому что не можешь быстро реагировать. На съемочной площадке нужны люди, которые быстро соображают и правильно действуют. Давайте разбираться.
Подготовительный период
В подготовительном периоде будут часто встречаться такие термины как КПП, драфт, референс. Все они касаются планирования и подготовки. Например, КПП – это не «контрольно-пропускной пункт», как многие поначалу думают, а «календарно-постановочный план». КПП является главным документом для производства, над ним работают продюсер, второй режиссер по планированию, режиссер-постановщик и оператор-постановщик. На составление этого плана в огромной степени влияют графики актеров, ведь они могут быть одновременно заняты не в одном кинопроекте, и часто это театральные актеры, что накладывает жесткие ограничения, и весь съемочный процесс подстраивается именно под актеров.
Драфт
Драфт – это очередной или окончательный вариант сценария, по которому расписывается КПП. Желательно, чтобы в него не вносились изменения после утверждения календаря актеров.
Референс
Референс – это образец или пример, на который ссылаются оператор или режиссер. Продюсер иногда просит предоставить такие примеры, чтобы лучше себе представить атмосферу или стилистику изображения будущего фильма. Также референс может быть хорошим способом понять друг друга самим постановщикам, если они еще не работали вместе и не знают вкусы и возможности друг друга.
Продакшн
Постпродакшн
В постпродакшне (монтажно-тонировочном периоде) основным термином становится слово дедлайн. Это тот срок, к которому необходимо сдать готовый фильм заказчику. В самом процессе монтажа и озвучиванья также используется много терминов, но они интересны только узкому кругу специалистов. Как бы не было обидно специалистам закадрового труда, основной интерес новичка всегда вызывают сами киносъемки.
Вызывной лист и как с ним работать
Вызывной лист (Call Sheet) является основным документом съемочного периода и представляет собой график явки группы на площадку с информацией для всех департаментов, принимающих участие в съемках. Составляется лист, как правило, вторым режиссером по планированию при согласовании с режиссером, продюсером и директором съемочной группы. Выдается (рассылается) в канун дня съемок.
Для создания вызывного листа, чаще всего, используют готовые бланки в электронном или, реже, в бумажном виде, которые заполняют вручную. Это наиболее распространенный способ.
Менее популярным является использование специализированных программ по планированию (Production Management Software). В качестве примера здесь можно назвать такие решения как Fuzzlecheck, Gorilla, WattWenn, Sunfrog. Однако наибольшее распространение получила программа Movie Magic Scheduling (MMS). К сожалению, дороговизна и отсутствие пробного периода, сделали программу уделом лишь немногих профессионалов. В свою очередь разработчики гарантируют соблюдение всех внутренних стандартов киноиндустрии (характерных, разумеется, для Голливуда), что и демонстрируют на многочисленных скриншотах. MMS покрывает весь перечень документов, необходимых в кинопроизводстве, в том числе и автоматическую генерацию вызывных листов.
Примечание
Следуя ныне популярной тенденции перехода в облачные технологии, в индустрии появился ряд сервисов, позволяющих вести работу над фильмом удаленно. В качестве примера здесь можно назвать такие решения, как Adobe Story, TheTakes (Дубли), SferaKino CPM, Scenechronize, LightSPEED eps.
Тем не менее, чтобы вы ни выбрали, основой для составления вызывного листа является график занятости актеров и анализ сценария. На последнем остановимся более подробно.
1 Анализ сценария
В общем случае под анализом подразумевают поиск в сценарии всех ключевых элементов (сцены и их описание, герои, объекты, костюмы, реквизит, техника, спецэффекты и т.д.) и формирование их списков для передачи в департаменты, задействованных в съемках.
Примечание
Процесс анализа сценария в англоязычной литературе известен, как Script Breakdown, что можно перевести, как разбивка (разблокировка) сценария на элементы, а листы со списками элементов — Breakdown Sheets.
Анализ сценария — общепринятая практика в подготовке к съемке фильма любой сложности. Полученные в ходе анализа данные, являются основой для составления графика съемок (Shooting Schedules) и, как следствие, сметы (Budget). Рассмотрим основные этапы анализа сценария.
1.1 Изменения в сценарии
Зачастую, финальную версию сценария получают только к концу периода создания фильма. Изменения могут вноситься прямо на съемочной площадке, а это неизбежно влечет изменения и во всех производных документах.
Для учета всех изменений разработан ряд методов ведения ревизий документов. В частности, на западе большое распространение получила практика цветных ревизий [1]. Суть ее заключается в том, что страницы, в которые внесены изменения, заменяются новыми, распечатанными на бумаге определенного цвета. Стандартный ряд цветов определен в следующем порядке: белый, синий, розовый, желтый, зеленый и т.д.
Практика цветных ревизий
С распространением электронного документооборота вместо цветных страниц, цвет ревизии стали указывать просто текстом (рис. 2).
Ревизия сценария в Final Draft 8
Идея с цветными ревизиями нам кажется не совсем удобной. Во-первых, нужно постоянно помнить предложенную последовательность цветов. Во-вторых, не всегда могут оказаться в наличии цветные страницы, да еще и нужного цвета, особенно у того, кто получил сценарий по электронной почте. Куда более практичной оказывается цифровая нумерация ревизий. В этом случае номер ревизии указывается сверху страницы, а титульный лист содержит информацию о всех ревизиях сценария.
1.2 Нумерация сцен
Для однозначной идентификации сцен в сценарии, каждой из них присваивается уникальный номер. На этапе планирования нумерация сцен является обязательным условием. Обычно сцены получают сквозную нумерацию и не меняют ее на протяжении всего периода создания фильма.
Большинство сценарных программ уже имеют встроенный функционал нумерации сцен, однако, если используемое вами ПО не имеет такой функции, то это можно сделать вручную на бумаге. В этом случае номер указывается обведенным кружком, на полях возле названия сцены.
Нумерация сцен в сценарии
Примечание
Номер сцены используют также и на площадке: его указывают на хлопушке при съемке каждого дубля.
В случае добавления новых сцен в промежутке между имеющимися, их номера дополняются буквой. Например, если между 14-й и 15-й сценами необходимо добавить три новых, то им могут быть присвоены номера, как 14, 14А, 14В, 14С, 15 так и 14, С15, В15, А15, 15 в зависимости от того, к какой они ближе по контексту [2]. В случае удаления сцены — ставится пометка «удалена».
1.3 Длительность сцены
Обязательным элементом анализа сценария является подсчет длительности каждой сцены. Длительность сцены у кинематографистов измеряется не в единицах времени, а в количестве страниц, которые она занимает. Для более точного подсчета, страницу дополнительно делят по вертикали на 8 равных частей, а за единицу измерения принимают ее 1/8 часть. Схематично это выглядит так:
Условное деление страницы
Далее, для удобства подсчета, каждую сцену отделяют горизонтальной линией и для полученных участков, справа на полях, указывают длительность каждого из них. Так, длительность сцены, занимаемой полстраницы, составит 4/8, четверть — 2/8, полторы страницы — 1 4/8 и т.д. Длительность сцены не может быть меньше 1/8.
Примечание
Резонно возникает вопрос, почему же страница делится именно на 8 частей? Дело в том, что область, занимаемая текстом на странице по высоте, составляет 8 дюймов, т.е. минимальная высота участка текста 1 дюйм, что и составляет 1/8 часть страницы.
Кстати, если принять во внимание, что страница сценария соответствует одной минуте экранного времени, то в результате несложных вычислений получаем, что 1/8 — это порядка 8 секунд. Здесь не лишним будет напомнить о важности правильного форматирования текста сценария.
Примечание
Для ознакомления с правилами разметки рекомендуем ознакомиться с пособием О. Смирновой «Формат разметки сценария».
1.4 Компоненты сцены
Компоненты в тексте сценария принято выделять цветом и/или подчеркиванием. К основным компонентам относят:
В отличие от цветных ревизий, выделение цветами компонентов кажется, куда более логичным. Рекомендованные цвета для компонентов приведен в [3].
1.5 Список героев
Еще одним обязательным шагом в анализе сценария является создания пронумерованного списка героев. Присвоение номера герою может быть подчинено различным правилам. Например, упорядочить список можно по факту наиболее частого присутствия героя в сценах или по его значимости в рассказываемой истории.
Второй режиссер Луи Рэйс (Louis Race) предложил собственную систему нумерации, опробованную им в течение нескольких лет [4]:
После описанных процедур, полученный сценарий не будет иметь ничего общего с первоначальным оформлением:
Пример анализа сценария
Далее, после анализа сценария, заполняются листы разбивки (Breakdown Sheets): в каждую графу заносится соответствующий элемент сценария.
Бланк листа разбивки и его заполненный вариант
В сети имеется множество видео-руководств, где воочию можно наблюдать за процессом анализа сценария. Вот несколько из них:
Информация в листах разбивки является основой для составления вызывного листа.
2 Составление вызывного листа
После того, как были определены даты съемочных дней, приступают к заполнению вызывного листа для каждого дня съемок. Исторически сложилось, что вариаций вызывного листа огромное количество, но его формат всегда включает 6 информационных блоков (рис. 7):
Примеры вызывных листов
На первый взгляд вызывной лист кажется сложным и чрезмерно насыщенным информацией документом. И отчасти это, действительно, так, ведь создание фильма — процесс коллективный и его организация требует детальной проработки.
Для составления вызывного листа совсем не обязательно приобретать дорогостоящее ПО. В некоторых случаях, особенно для indie-кинематографа, вполне может быть оказаться достаточно пакета офисных программ. И если, сгенерировать полностью лист по нажатию одной кнопки вряд ли удастся, то частично автоматизировать его составление вполне возможно. В последнее время появилось несколько решений такого класса и одно из них– Casper компании ThinkCrew, построенное на базе Excel, входящего в состав Microsoft Office.
2.1 Casper
Casper представляет собой Excel-книгу, включающую в себя шаблоны нескольких документов, в том числе и вызывного листа. Все документы, содержащиеся в Casper, согласованы друг с другом, практически, исключая необходимость повторного ввода данных.
Вызывной лист в Casper состоит из двух страниц CS Front и CS Back, и тоже включает 6 блоков:
Пример вызывного листа Casper
Примечание
Никогда не удаляйте строки в шаблонах Casper. Для исключения лишних строк, используйте стандартную функцию скрытия.
Суть работы Casper состоит в том, что вся информация из сценария аккумулируется в определенных листах, назовем их листами базы данных, а в шаблонах документов указывается лишь ссылки на нужные записи в базе данных. В шаблонах документов текст вводится в ячейки желтого цвета, ячейки белого цвета содержат формулы (в них ничего вводить не нужно).
Листы базы данных выделены синим цветом и названы Breakdown, Cast и Days. В Breakdown переносится вся информация из листов разбивки; Cast – содержит пронумерованный список героев и имена актеров; Days – содержит список дней с датами проведения съемок. Также заполняется лист с общими данными Globals – сюда заносится информация общего характера, как то название фильма, контакты компании, тарифная «вилка» оплаты съемочной группы и т.д. После этого файл можно сохранить как мастер-версию под именем, скажем, Master.xlsx, и использовать, как основу для создания документов на каждый съемочный день.
Примечание
На сайте компании ThinkCrew имеется ряд видеороликов, демонстрирующих перенос данных (разбивки) из MMS в Casper. Использовать предложенных подход можно и для других программ, например для Sophocles 2007.
Словарь терминов — Сценарий, Кинодраматургия
Аннотация
— краткое изложение фабулы фильма, используемое в рекламных целях, и размещаемое, к примеру, на коробках DVD для ознакомления потенциального зрителя
Антагонист
— Главный «отрицательный» герой, противостоящий главному «положительному» герою, протагонисту
Антагонист не обязательно должен быть человеком, но он должен быть осязаемым, видимым препятствием. Обычно это человек, просто потому, что такой конфликт проще создать.
Антигерой
— нетипичный герой, лишенный привычных «положительных» героических черт и наделенный «отрицательными», но при этом занимающий место протагониста
Новый Голливуд стал эпохой антигероев: Бонни и Клайд, Грязный Гарри, Рэндл МакМерфи, наконец, Вито и Майкл Карлеоне
Арка героя/Сюжет героя
[Character arc/Character development]
— процесс внутреннего изменения, развития героя на протяжении истории
— А где здесь арка главного героя?
— Мне кажется, что рекурсия отношений между персонажами является хорошим развитием арки главного героя.
Аутлайн
— «рыба», основа сценария, его краткое содержание; может включать детальную иерархию персонажей, с обозначением взаимосвязей между ними, или последовательность событий (особенно необходима для создания сценариев с флэш-бэками); также может быть дополнен деталями и даже частью диалогов
Николай набросал аутлайн будущего сценария, чтобы потом самому не запутаться в сюжетных линиях.
Внутренний монолог
[Internal monologue/Internal speech/Inner voice]
— обращенный к самому себе закадровый голос героя, неслышный другим персонажам
Внутренним монологом в кино приходится изъясняться животным. В «Собачьем сердце», например.
Диалог
— обмен репликами между двумя и более персонажами
Драфт/Черновик/Набросок
— один из черновых вариантов сценария
Завязка
— событие, которое создает конфликт и тем самым служит началом действия
В фильме «Челюсти» завязкой является нападение акулы на девушку, тело которой потом выносит на пляж.
Заявка/Сценарная заявка
— суть сценария, его краткое (1-2 стр.) содержание, дающее представление о сюжете, конфликте, характерах основных героев, жанре и т.д.
Николай надеялся, что после прочтения сценарной заявки продюсер заинтересуется его гениальным сценарием.
— то, что утверждается фильмом, главная мысль, обобщающее смысловое содержание; способ разрешения обозначенных в произведении проблем; отвечает на вопрос «для чего?» (ср. Тема)
Катарсис
— процесс сильного потрясения человека под воздействием произведения искусства; подразумевает эмоциональную разрядку, духовное очищение; как правило, переживается в момент кульминации фильма
Композиция
— способ построения и организации фабулы, соотношения ее основных элементов (экспозиции, кульминации, развязки и т.д.)
Конфликт
— столкновение интересов, страстей, идей, характеров и т.д.; м.б. внешним (столкновение героев) и внутренним (столкновение внутри героя); подразумевает некие действия героя, направленные на достижение цели
Кризис
— момент столкновения героя с проблемой, требующий решительных действий, и, как правило, внутренне меняющий героя
«Крючок»
— сюжетный поворот, призванный заставить зрителя продолжать следить за действием; в сериалах, как правило, помещается в конце эпизода
Кульминация
— точка наивысшего напряжения действия; как правило, предшествует развязке; зачастую сопровождается катарсисом
В кульминации вы должны найти решение, которое, изменив все в лучшую или худшую сторону, обеспечит обретение нового порядка.Роберт Макки
Кульминация не обязательно должна быть одна. В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» их три: нападение МакМерфи на сестру Рэтчед, лоботомия МакМерфи, бегство вождя из психиатрической клиники.
Логлайн
— краткий, но информативный пересказ сюжета; умещается в одно-два предложения или в 20-25 слов; сообщает информацию о главном герое, его цели, конфликте и антагонисте
Логлайн – это почти как изложить весь сценарий в одном твите.
МакГаффин
— некий загадочный предмет, имеющий для героев исключительную ценность, суть которой не разъясняется зрителю; служит побуждающим мотивом к возникновению конфликта, поскольку каждый из героев желает заполучить этот предмет
Не важно, что такое МакГаффин, важно лишь, чтобы герои хотели им обладать.
Альфред Хичкок
Монолог
— речь героя, обращенная к самому себе, к другому герою или к зрителю и, как правило, не подразумевающая отклика
Линейное повествование
— способ композиционной организации повествования, подразумевающий последовательное развитие действия
Нелинейное повествование
— способ композиционной организации повествования, при котором нарушена хронологическая последовательность действий
Нелинейное повествование редко используется в сериалах, но может стать очень ярким приемом, как, например, в “Настоящем детективе”.
Перипетия/Сюжетный поворот/Поворотный пункт
— действие, событие, информация и т.д., поворачивающие развитие действия в иное, как правило, неожиданное направление
Побочная сюжетная линия
[Subplot/Secondary plot/“B” story/“C” story etc.]
— второстепенный сюжет, развивающийся параллельно основному
Поэпизодный план/Поэпизодник/Тритмент
— запись сюжета на нескольких страницах, предназначенная для того, чтобы заинтересовать возможных покупателей сценария
Что почитать: Майкл Хальперин «Как написать убийственный тритмент: Продай свою историю без сценария»
Пролог
— часть фильма, предшествующая началу основного действия; может иметь форму эпиграфа, предыстории, ретроспекции и т.д.
Протагонист
— главный герой, как правило, «положительный»
Протагонист должен сразиться с антагонистом и победить его. Не обязательно сходиться на ринге или в стальной клетке и лупить друг друга цепями и бейсбольными битами до смерти, но выжить, тем не менее, должен только один.
Развитие
— часть фильма, обычно самая большая, в которой происходит основное действие
Развязка
— часть фильма, исчерпывающая основной конфликт
Режиссерский сценарий
— сценарий, переработанный режиссером непосредственно для работы на съемочной площадке; помогает ответить на вопросы «что снимать?» и «как снимать?»
Синопсис
— изложение сценария без деталей и подробностей, призванное ознакомить с главным героем и ключевыми событиями истории; как правило, занимает от одной до трех страниц (расширенный синопсис – до 10-15 страниц)
Чтобы не вспоминать каждый раз как переводится греческое слово «sinopsis» достаточно запомнить его латинский синоним «conspectus» (конспект).
Сеттинг
— мир, в котором развивается история; вымышленные условия, задающие время и место действия, особенности пространства, нормы поведения героев и т.д.
Сеттинг истории имеет четыре измерения – период, длительность, локация и уровень конфликта.
Роберт Макки
Спекулятивный сценарий
[Spec script/Speculative script]
— сценарий, написанный до достижения каких-либо договоренностей о его постановке, в надежде на успешную продажу готовой работы
Структура
— последовательность событий, происходящих в фильме
Сценарий
— литературно-драматическое произведение, включающее описание сцен действия и диалоги героев, и служащее основой для постановки фильма
Чтобы сделать великий фильм, необходимы три вещи — сценарий, сценарий и еще раз сценарий.
Альфред Хичкок
Общепринятый в Голливуд объем сценария составляет от 95 до 125 страниц.
Сценарный доктор/Скрипт-доктор
— автор, приглашаемый для «доведения до ума» чужого сценария, в том числе, для исправления и доработки структуры, диалогов и других элементов
Сюжет
— смысловое зерно произведения, его содержание, предмет, о котором идет речь; реализуется в фабуле
Твист/Перевертыш/Неожиданная развязка
[Plot twist/Twist ending/Surprise ending]
— разновидность перипетии, выявляющая ложность ранее полученной зрителем информации
— то, о чем говорится в фильме, главный предмет повествования; отвечает на вопрос «про что?» (ср. Идея)
Точка невозврата/Центральный поворот
[Midpoint/Point of no return]
— момент повествования, после которого главный герой не может действовать прежним образом, и вынужден меняться
Трехактная структура
— классическая структура драматургического произведения, подразумевающая его деление на три акта, зачастую обозначаемых как завязка, развитие и развязка
Фабула
— перечень событий, происходящих в произведении, их причинно-следственная связь и последовательность; посредством фабулы реализуется сюжет
«Король умер, а затем умерла королева» – это фабула. «Король умер, и королева умерла от горя» – это сюжет.
Финал
— заключительная часть фильма, знаменующая его смысловое завершение; м.б. закрытый финал (когда конфликт исчерпан) и открытый (когда конфликт не исчерпан или не поставлена смысловая точка)
Флэшбэк
— композиционный прием, нарушающий хронологию повествования и подразумевающий ретроспекцию, сюжетный взгляд в прошлое
Все учебники по сценарному искусству пишут примерно следующее: используйте флешбеки, только если это действительно необходимо. В сценарии «Молчания ягнят» сначала было семь флешбеков. В экранном варианте остался только один.
Флэшфорвард
— прием, аналогичный флэшбэку, только подразумевающий обращение не к прошлому, а к будущему
Совет о флэшбэках актуален и для флэшфорвардов. Сериал, сценарий которого основан на флэшфорвардах, именно так и называется – «FlashForward” (рус. «Вспомни, что будет»). После первого сезона из-за низких рейтингов было принято решений о прекращении съемок.
Экспозиция
— часть фильма, предшествующая завязке и показывающая ситуацию перед возникновением конфликта; используется для знакомства с персонажами, местом и временем действия
Эпилог
— заключительная часть фильма, следующая за окончанием основного действия; как правило, сообщает о последующем развитии событий, о дальнейшей судьбе героев и т.п.