выбор приемной кампании что значит магистратура это
Словарь абитуриента
При поступлении абитуриентам придется столкнуться с десятками малопонятных формулировок. Объясняем, что все они значат. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Конкурс
Конкурс в вузе – это отбор на имеющиеся у учебного заведения места абитуриентов, подавших заявления для поступления на определенную специальность или направление. Средний конкурс по вузу – это среднее арифметическое конкурсов на каждой специальности/направлении/программе – в зависимости от того, как вуз ведет прием. На одной программе конкурс может быть 2 человека на место, на другой – 20, среднее арифметическое для вуза в целом – 11 человек на место. Поэтому для абитуриентов более показателен конкурс на место на отдельной специальности или форме обучения (бюджетной, платной, очной, заочной).
Конкурс на место – в цифровом выражении это количество поданных заявлений на специальность/направление, деленное на количество имеющихся на специальности мест.
Поскольку у абитуриентов есть право подавать заявления в 5 вузов и сразу на несколько специальностей, реальный конкурс на место всегда ниже формального. Многие поступающие просто не отзывают свои документы и остаются в конкурсных списках, даже если передумали поступать или прошли в другой вуз.
Общий конкурс – он проводится для абитуриентов, поступающих без каких-либо особых прав: возможности зачисления без экзаменов или по целевым и особым квотам. Официально он называется конкурсом на основные места в рамках контрольных цифр приема.
Однопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов в целом на специальность или направление. Еще один вариант: в целом на несколько однопрофильных (смежных, похожих) программ в рамках одной специальности.
Многопрофильный конкурс – это отбор абитуриентов сразу на укрупненную группу направлений, в которой может быть 2–4 и больше специальностей. Распределение студентов по конкретным направлениям/специальностям группы проходит после первого курса или в середине второго. Например, если проводится многопрофильный конкурс на группу «Науки о Земле», то кем в конце концов станет студент: геологом, географом, картографом, экологом или гидрометеорологом – он узнает, только проучившись год-полтора в университете.
Вне конкурса (БВИ, без экзаменов) – это все одно и то же. БВИ означает «без вступительных испытаний». Главным вступительным испытанием при поступлении в российские вузы считается ЕГЭ. Поступить в университет/институт/академию вне конкурса – значит быть зачисленным на учебу по результатам олимпиад. Других оснований для поступления без экзаменов нет.
Ранжированный конкурсный список – это рейтинг абитуриентов в соответствии с набранными баллами. Он формируется по убыванию суммы баллов за экзамены и личные достижения. Верхние строчки занимают наиболее вероятные кандидаты на зачисление. Если на направлении 15 бюджетных мест, а позиция абитуриента – 75, шансы поступить стремятся к нулю. Может, конечно, случиться так, что предшествующие 60 человек не принесут оригиналы документов и согласия на зачисление. Тогда он поступит на бюджет.
Зачисление
Контрольные цифры приема (КЦП) – это количество бюджетных мест в вузе.
Обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета – бесплатная учеба, то есть на бюджетных местах.
Целевая квота – часть бюджетных мест, которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) поступающих по целевым направлениям от предприятий, организаций, имеющих в уставном капитале долю государства. Среди целевиков проводится отдельный конкурс на выделенные для них (квотированные) места. Их количество не лимитируется. На некоторых специальностях (оборонная промышленность, медицина и др.) они могут составлять 100 % всех бюджетных мест.
Особая квота – часть бюджетных мест (не меньше 10 %), которая выделяется для приема на конкретную специальность (направление) абитуриентов, имеющих особые права (социальные льготы). Для этой категории поступающих проводится отдельный от основного конкурс. Если все места на специальности отданы под целевую квоту, то для особой места выделяют из целевой квоты.
Основные места в рамках контрольных цифр – это бюджетные места, которые остаются на программе/специальности/направлении после вычета из общего количества мест, отданных абитуриентам, поступающим по целевой и особой квотам.
Если оказывается так, что на квоты выделяются все бюджетные места, то на основные места вузы зачисляют, только если будет недобор на квотированные места.
Обучение по договору об образовании (об оказании платных образовательных услуг) – платная учеба за свой счет или за средства любого физического/юридического лица, готового финансировать получение образования. Еще одно название – внебюджет.
Особые права при поступлении – это льготы, которые получают некоторые категории абитуриентов:
Приоритет при зачислении – это право на первоочередное зачисление в случае равенства конкурсных баллов и других условий. Например, два целевика набрали 240 баллов за ЕГЭ и индивидуальные достижения, а место для приема только одно. По конкурсу на него пройдет тот, у кого есть право на приоритетное зачисление.
Приоритетность вступительных испытаний – это ранжирование по степени важности для поступления на определенную специальность предметов ЕГЭ или дисциплин, которые абитуриенты сдают на внутренних экзаменах в вузе. Например, для зачисления на «программную инженерию» нужно сдать математику, информатику и физику. Вуз считает, что самый важный для этой специальности предмет – информатика, за ним следует математика и только потом физика. При равенстве суммы баллов за три ЕГЭ и дефиците мест зачислят абитуриента, у которого оценка за информатику выше. В творческих вузах приоритетность (первое место по степени важности) может быть отдана не предметам ЕГЭ, а результатам дополнительных вступительных испытаний – прослушивания, конкурса художественных работ и т. д.
Этап приоритетного зачисления – начинается сразу после опубликования конкурсных списков. На этом этапе вузы зачисляют поступающих на бюджет без экзаменов и по квотам. 28–30 июля.
Основной этап зачисления – следует сразу за приоритетным, в эти дни абитуриентов зачисляют на оставшиеся бюджетные места. 3–5 августа.
Согласие на зачисление – письменное подтверждение намерения учиться на конкретной и единственной программе/специальности, на которую абитуриент прошел по конкурсу, и согласие со всеми условиями будущего обучения – очно или заочно, платно или на бюджете, в головном вузе или в филиале. Без согласия на зачисление поступающего не зачислят в вуз, даже если он принес оригиналы документов о предыдущем образовании.
Направления, специальности, укрупненные группы
Направление подготовки (специальность) – это общая профессиональная сфера, в рамках которой вузы готовят бакалавров, специалистов, магистров. Направление может включать сразу несколько специальностей, предполагающих наличие разных компетенций: например, в «Педагогическое образование» входят самые разные специальности – педагоги начальной и средней школы, дополнительного образования, учителя математики, химии, английского языка и т. д.
В бакалавриате студенты получают общую профессиональную подготовку, поэтому на этом уровне образования вузы набирают на направления. В специалитете студентов готовят к конкретной профессиональной деятельности, поэтому их принимают на учебу по специальностям.
Направления и специальности собраны в укрупненные группы. Например, в «Языкознание и литературоведение» (код 45.00.00) на уровне бакалавриата входят 4 направления (по сути, это специальности, как и в специалитете, и обычно их так и называют):
Для каждого направления и специальности разработан ФГОС – федеральный образовательный стандарт, им присвоены коды (приказ Минобрнауки № 1061).
Укрупненные группы объединены в области образования.
Код специальности – это шифр из последовательных двузначных кодов, указывающий на классификацию направления или специальности в ОКСО – Общероссийском классификаторе специальностей по образованию. Первые две цифры – это код укрупненной группы (всего их 57), вторые две – код уровня образования, последние две – код специальности, направления подготовки, а для СПО – профессии.
Например: 01.03.01 Математика. В этом шифре:
Коды уровней высшего образования:
Направленность (профиль) образовательной программы – это узкая специализация в рамках общего направления. Какой именно она будет, зависит от содержания программы, которую разработает вуз. Например, у направления «Прикладная математика и информатика» 01.03.02 может быть несколько десятков профилей (направленностей): прикладная информатика в экономике, химии, биологии; программное обеспечение транспортных систем и т. д. Поэтому при поступлении надо внимательно изучать профили направлений, на который идет набор в вуз.
Экзамены
Вступительные испытания (ВИ) – это экзамены для поступления в вуз. По умолчанию это несколько предметов ЕГЭ, обычно три, реже четыре. Вместо «единого» вузы могут принимать внутренние экзамены по предметам ЕГЭ, но только у отдельных категорий поступающих – выпускников колледжей, техникумов, вузов, специнтернатов и зарубежных образовательных организаций; абитуриентов с ОВЗ.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) – это экзамены, которые вузы проводят в дополнение к основным – ЕГЭ или заменяющим их внутренним по предметам ЕГЭ. ДВИ могут быть творческой или профессиональной направленности: будущие актеры читают басни, вокалисты поют, художники рисуют, журналисты пишут эссе, военные сдают физкультурные нормативы, медики проходят психологическое тестирование. ДВИ, дублирующие предметы ЕГЭ, может проводить ограниченное число высших учебных заведений: МГУ, СПбГУ, военные вузы и университеты силовых структур.
Вступительное испытание профильной направленности – это экзамен по предметам ЕГЭ. Еще одно официальное название этого вида экзамена – общеобразовательное вступительное испытание.
Дополнительные вступительные испытания (ДВИ) творческой и (или) профессиональной направленности – это экзамены по тем предметам и дисциплинам, которые не сдаются на ЕГЭ. Обычно именно эти ДВИ имеются в виду, когда вуз сообщает, что при поступлении проводит дополнительные вступительные испытания. Какие именно, надо уточнять в правилах приема каждого учебного заведения.
Общеобразовательное вступительное испытание – это предмет ЕГЭ, соответственно, результат общеобразовательного вступительного испытания – это баллы ЕГЭ за определенный предмет. ДВИ профильной направленности, которые могут проводить некоторые вузы, – это и есть общеобразовательное вступительное испытание, то есть экзамен по предмету ЕГЭ.
Индивидуальные достижения (ИД) – это «особые заслуги» абитуриента: победы в предметных или спортивных олимпиадах, волонтерство, аттестат или диплом СПО с отличием, значок ГТО и другие имеющие значение для вуза личные академические или общественные успехи абитуриента. Каждое ИД оценивается в баллах – от одного до десяти. В сумме за все достижения можно набрать не больше десяти. Эти баллы прибавляются к оценкам за ЕГЭ.
Особенности поступления в вузы в 2021 году: какие документы нужны для поступления в вуз
Особенности поступления в 2021 году
В 2021 году дистанционный приём документов — обязательное требование для всех вузов. Подавать заявку в любой университет можно через специальный сервис на портале Госуслуги, а следить за результатами отбора — в личном кабинете. Не потребуется от абитуриента и информации о баллах по ЕГЭ — в 2021 году приёмная комиссия получит результаты экзаменов из общей государственной базы данных.
Вступительные испытания: как это будет
Выпускники в этом году сдавали всего один обязательный госэкзамен — по русскому языку. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году, к радости учеников, отменили. Все остальные предметы — по желанию.
В 2021 году каждый вуз сам определяет, какие экзамены (в том числе ЕГЭ) необходимы для зачисления на конкретные направления. В свою очередь, выпускники решают, какие результаты ЕГЭ лучше предоставить приёмной комиссии. Например, если абитуриент поступает на факультет социологии, то университет может дать право выбора: воспользоваться результатами экзамена по обществознанию или по истории. Как это работает в конкретном вузе — лучше уточнить у приёмной комиссии.
Победителям и призёрам олимпиад, чтобы пройти в вуз, нужно не только набрать минимум 75 баллов по профильному предмету, но и пройти дополнительное вступительное испытание, если этого потребует вуз.
Что изменилось: раньше вступительные испытания были общими для всех. И от выпускников класса, и от тех, у кого среднее профессиональное образование, требовали одного и того же «набора» ЕГЭ. Теперь же вузы сами решают, какие экзамены нужно сдавать разным категориям абитуриентов в конкурсе на одну и ту же специальность.
Новые правила конкурсного отбора
Как будет проходить зачисление
В 2021 году ликвидирована «вторая волна» зачислений на бюджет по очной форме. Теперь приём студентов проходит в два этапа:
10 критериев выбора ВУЗа, специальности, программы обучения
Сделать осознанный выбор будущей профессии при поступлении в университет помогает разъяснение всех тонкостей приемной кампании и иерархии образовательной системы. Не менее важную роль играет терминология, с которой у большинства абитуриентов реальные проблемы. Многие подростки не знают разницу между специальностью и специализацией. В итоге им сложно сориентироваться в многообразии вариантов для поступления.
Если в самом начале сделать некорректный выбор, подав документы на ту программу подготовки, на которой хотелось обучаться, но ошибившись с направлением, то можно попасть в затруднительную ситуацию. С одной стороны, человек получает высшее образование. С другой стороны, время и силы потрачены зря, потому что он не хочет в будущем работать по данной специализации. Самое обидное, когда студенту еще приходится оплачивать все годы обучения в ВУЗе.
Важно понимать, что направление подготовки подразумевает набор специальностей высшего образования, а профиль обучения – это ряд смежных специализаций. Таким образом, абитуриентам нужно последовательно анализировать и выбирать направление, специальность, профиль обучения и специализацию.
Что такое специальность?
На сегодняшний день все образовательные стандарты отечественных ВУЗов регламентированы в нормативно-правовых актах Министерства образования и науки РФ. В них прописаны все нюансы реализации главных программ высшего образования, которые легитимны на территории России. Для каждого уровня образования существуют свои стандарты. В настоящее время выделяют 4 общепринятых уровней высшего образования:
Несмотря на то, что многие университеты уже перешли на болонскую систему образования, в некоторых еще остается специалитет. Законодательно ВУЗам не диктуется, какую систему обучения выбирать, главное, чтобы она соответствовала федеральным стандартам. Вышеуказанные уровни образования призваны обеспечить потребность экономики страны в подготовке квалифицированных специалистов и сохранений знаний и профессионального опыта на местном рынке труда. Большая часть программ обучения направлена на подготовку кадров для народного хозяйства и экономики.
Для примера можно рассмотреть стандарты образования на бакалавриате. Сегодня они предусматривают более 200 специальностей. Пусть в одном условном университете на бакалавриате студенты могут обучаться по 5 направлениям подготовки. Каждое из них состоит еще из 6 профилей обучения.
В итоге абитуриенту для поступления будет на выбор 30 программ обучения. При этом 20 из них могут быть посвящены прикладным наукам. Если абитуриент хочет быть в будущем занятым в практической сфере, к примеру, инженерии, то ему придется тщательно проанализировать все плюсы и минусы каждой из 20 программ обучения.
Что такое специализация?
Для каждой специализации есть один или несколько соответствующих профилей обучения. В свою очередь, у каждого из них есть свои уникальные дисциплины и стандарты подготовки. Выбирая одну специальность, абитуриентам открывается целый спектр различных профилей. Например, у специальности «Строительство» существуют следующие программ обучения:
Каждый строительный профиль дополнительно может быть связан с другим направлением:
Таким образом, сделать правильный выбор относительно профиля и программы обучения можно только на основе анализа профильных дисциплин.
Как выбрать программу обучения?
Как поступающему быстрее сориентироваться в многообразии специальностей, специализаций и программ обучения в университете? Разобраться этих нюансам поможет простой пример:
Пусть абитуриент собирается поступать на программу дизайна, то есть в будущем хочет связать свою жизнь с дизайнерской деятельностью. Искать подходящий профиль образования рекомендуется в соответствующих направлениях подготовки. В конкретном университете для поступления предлагают 4 специальности, связанные с дизайном:
По каждому из направлений существует один или несколько профилей подготовки, которые связаны с дизайнерской деятельностью. У общей специальности «Дизайн» есть следующие подходящие программы обучения:
У специальности «Дизайн архитектурной среды» для поступления открыты такие профили, как:
По направлению «Прикладная информатика» абитуриенты могут поступить на следующие дизайнерские программы обучения:
Что касается специальности «Химические технологии», то здесь доступна только одна смежная с дизайном программа подготовки кадров – Дизайн полимерных материалов.
Как исключить ошибки?
Важно отметить, что профили могут называться одинаково, но иметь абсолютно разные профессиональные дисциплины, да и подход к обучению будет кардинально отличаться. В итоге выпускники разных программ будут заняты в разных сферах деятельности, и их карьера будет развиваться в разных направлениях.
Если абитуриент мечтает в будущем работать в сфере веб-дизайна, то есть проектировать интерфейсы программных продуктов и информационных системы, то ему необходимо выбрать профиль из специальности «Информационные системы и технологии». Основными предметами здесь будут программирование, архитектура информационных систем, веб-верстка и т.д.
Если выбрать для поступления направления «Дизайн», то по его профилям подготовка веб-дизайнеров будет намного слабее. В основном студентов будут знакомить с общими понятиями и базовой структурой программирования. Более углубленно разобраться в области просто не позволит ограниченное количество выделенных на предметы часов.
В чем скрыт главный подвох?
Большинство абитуриентов черпает информацию о направлениях и программах подготовки на официальных сайтах ВУЗов, но они так и могут разобраться в тонкостях обучения по каждого пункту. В чем причина? Дело в том, что многие сайты университетов действительно малоинформативны. Сегодня Министерство образования и науки РФ обязывает ВУЗы публиковать только бюджетные квоты по специальностям. Все остальные сведения для абитуриентов могут быть скрыты.
В итоге выпускник школы может просмотреть все разделы сайта выбранного университета и не найти ничего полезного для себя, кроме списка факультетов и специальностей. Однако при подаче документов он должен сразу написать в заявлении ректору выбранную программу обучения. Хорошо, если стенды на факультете предоставляют всю необходимую для анализа информацию. Но что делать, если абитуриент живет далеко от выбранного ВУЗа? Не ехать же ему через всю страну ради прочтения стендов, а по телефону члены приемной комиссии всегда неохотно отвечают на вопросы о профилях, ограничиваюсь только их названиями или кодом из федерального образовательного кадастра.
Выхода из этой ситуации не найти, потому что невозможно выявить системность. Одни университеты специально прячут информацию о профилях, другие указывают ее на стендах, третьи дают исчерпывающее описание каждой программы обучения на сайте, четвертые предлагают любую информацию при личном общении с членами приемной комиссии. Пока данный момент не будет четко регламентирован в законодательстве РФ, никакой системности не будет. Получается, абитуриенты должны своими силами искать информацию из неофициальных источников (форумы, социальные сети, рейтинги и т.д.).
Зачем университетам нужно скрывать информацию о профилях? Основная причина в том, что ВУЗы стараются всячески выполнить планы отбора студентов на наиболее непопулярные профили образования. Нередко бывает, что итоговое распределение абитуриентов по программам обучения происходит без ведома и участия самих поступающих. К примеру, подросток выбрал специальность, но не указал в заявлении профиль. В итоге он прошел по среднему проходному баллу на наименее востребованную программу обучения, куда автоматически зачисляется без личного согласия.
Подобные манипуляции разрешены законом, чем ВУЗы с радостью пользуются. В итоге это грозит молодым людям ужасными последствиями, связанными неправильным выбором профессии, социальной дезадаптацией и сниженной самооценкой.
Куда лучше не поступать?
Нередко бывают случаи, когда программа обучения по названию и специфике подготовки кадров не соответствует специальности и наоборот. Таким образом многие ВУЗы пытаются повысить собственный доход. Они намеренно создают больше профилей образования, не уделяя внимания набору профессиональных дисциплин и практическому курсу.
Для примера можно взять условный юридический институт, на базе которого открыты такие профили, как «Менеджмент», «Дизайн» и «Информационное технологии». Не могут ВУЗы качественно готовить специалистов по непрофильным программам, потому что у них попросту не будет подходящего профессионального штата преподавателей. Такая стратегия развития опасна для студентов, но очень выгодна для коммерческого потенциала образовательного учреждения.
Эксперты не рекомендуют получать высшее образование по профилю, который не свойственен конкретному ВУЗу (филиалу). Первым сигналом к предостережению будет отсутствие бюджетных мест на данной программе обучения. Если государственный ВУЗ не располагает хотя бы минимальной бюджетной квотой по профилю, то с ним явно что-то не так. Скорее всего причина кроется в отсутствии лицензии на подготовку специалистов по данной программе.
Также абитуриентов должно насторожить уникальное название профиля, которое не используется ни в одном другом университете. Такие программы обучения могут быть даже в профильных ВУЗах. При анализе подобных профилей нужно обратить внимание на их предметную область и реальные перспективы на рынке труда. Работодатели не жалуют кандидатов с сомнительным профилем в дипломе, о котором они никогда ранее не слышали.
Как правильно выбрать ВУЗ?
При выборе подходящего учебного заведения для получения высшего образования необходимо смотреть на целый ряд критериев:
Для анализа всех приоритетных вариантов поступления информацию рекомендуется брать не только с официальных сайтов ВУЗов и их буклетов, но и из независимых источников, к примеру, из социальных сетей и форумов, от действующих студентов, недавних выпускников и т.д.
Многие школьники и студенты готовятся к выпуску из учебного заведения. В России предусмотрена двухуровневая система получения образования. Школьники могут получить полное и неполное среднее образование. Точно так же студенты могут забрать документы после бакалавриата или получить полное высшее образование на магистратуре.
Как поступить в магистратуру – это основной вопрос студентов, которые хотят получить более глубокие знания в своей специальности. Давайте же узнаем более подробно о приемной кампании 2021 года, а также об особенностях обучения в магистратуре.
Что такое магистратура?
Сложно ли поступить в магистратуру?
Сложно ли учиться в магистратуре?
Стоит ли поступать в магистратуру или можно работать без нее?
‒ Какие документы нужны, чтобы поступить в магистратуру
‒ Как проходят вступительные экзамены при поступлении в магистратуру
‒ Как проходит зачисление в магистратуру
‒ Какую форму обучения выбрать
‒ Какую основу обучения выбрать – бюджет или коммерция
Как поступить в магистратуру на бюджет?
Проверка научных работ на Антиплагиат в магистратуре – требования
Как повысить уникальность текста?
Что такое магистратура?
«Что такое магистратура?», – спрашивают нас первокурсники и выпускники школ. Те, кто только поступил в университет, выбирали между бакалавриатом (4 года обучения) и специалитетом (5 лет учебы). Оба варианта представляют собой первую ступень высшего образования.
Магистратура представляет вторую ступень. Она позволяет выпускникам углубить знания в научной области, получить практические навыки специальности.
У студентов есть выбор: после получения первой академической степени пойти работать, либо получить магистерскую степень и только после этого трудоустраиваться. В чем разница между двумя этими вариантами?
Бакалаврская степень подходит тому, кто не собирается работать по специальности. Тем, кто хочет сменить профессию, достаточно иметь документ, удостоверяющий получение высшего образования. Если устроиться на работу по своей профессии с бакалаврским дипломом, то через 3-5 лет придется повышать квалификацию при желании карьерного роста.
Тот, кто хочет сразу после университета устроиться на должность с высокой заработной платой, должен отдать еще 2 года учебе. Затем он сможет подниматься по карьерной лестнице без проблем. Также магистратура необходима для ведения научно-исследовательской и педагогической деятельности.
Поступать в магистратуру можно по своей специальности. Также можно поступить на другой факультет или другое направление. При этом и в первом и во втором случае допускается возможность попасть на бюджет.
Магистратура отличается от второго высшего образования. Второй вариант предполагает обучение на бакалавриате или специалитете.
При поступлении в магистратуру могут рассматриваться профили смежные с изученной профессиональной областью.
Например, если вы учились на журналиста, то можете поступить в магистратуру на филологический факультет, психологический, социальный.
Таким образом, поступать в магистратуру необязательно. В зависимости от ваших целей, вы можете поменять направление обучение и получить другую квалификацию.