выбор приемной кампании что выбрать

Как вузам России избежать недобора студентов

выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть фото выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть картинку выбор приемной кампании что выбрать. Картинка про выбор приемной кампании что выбрать. Фото выбор приемной кампании что выбрать

Об эксперте: Григорий Канторович, заслуженный профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ.

Приемная кампания 2021 года высветила новый феномен: ряд университетов — в том числе, самых известных и престижных — к сроку не выполнили план по приему на бюджетные места. Им даже разрешили, в нарушение действующего Порядка приема, провести дополнительный набор. Обсуждение ситуации в СМИ и социальных сетях назвало «виновниками» изменения, внесенные в Порядок приема — в первую очередь, зачисление в «одну волну». Мне же кажется, что фундаментальная причина в другом.

Недоборы были и в прошлые годы, несмотря на наличие нескольких волн зачисления, но тогда не были затронуты ведущие университеты, и проблема не привлекала особого внимания. Кроме перехода на зачисление в одну волну приемная кампания этого лета характеризуется еще двумя новыми чертами, которые увеличили непредсказуемость ситуации как для университетов, так и для абитуриентов.

Первая из них была вызвана эпидемией. Если раньше в знак согласия на зачисление абитуриент отдавал в приемную комиссию подлинник аттестата, то в этом году разрешили зачислять по письменному согласию, присланному в электронном виде. Однако никто не был в состоянии проконтролировать, сколько таких согласий «на всякий случай» разослал абитуриент.

выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть фото выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть картинку выбор приемной кампании что выбрать. Картинка про выбор приемной кампании что выбрать. Фото выбор приемной кампании что выбрать

Второй чертой стала публикация вместо ежедневного упорядоченного пофамильного списка абитуриентов номеров их социального страхования или даже их регистрационных номеров в конкретном вузе. И если раньше абитуриент видел, что имярек числится в головке списков 3–4 ведущих вузов, и лучше понимал конкурсную ситуацию в каждом из них, то в этом году он этой возможности был лишен.

А теперь о главной, по моему мнению, фундаментальной причине недобора.

Десять лет назад с введением ЕГЭ произошло крупное институциональное изменение: мы упразднили вступительные испытания в высшие учебные заведения. Основной причиной послужил переход к массовому высшему образованию. С 1992 по 2008 год (накануне введения ЕГЭ в полном масштабе) отношение числа принятых в высшую школу в России на все формы обучения к числу выпускников средней школы выросло с 38% до 98,7%. Переход этот был стимулирован не государством, которое поддерживало закрепленный в законе об образовании норматив бюджетных мест в вузах, а вузами и населением. На это красноречиво указывает популярность платного высшего образования.

Массовость высшего образования сделала необходимым обеспечить абитуриентам возможность участвовать в конкурсе одновременно в несколько вузов. Причина в том, что не только абитуриенты не одинаковы по своему потенциалу и готовности к обучению, но и университеты различаются по своему уровню. Нет, и не может быть ситуации, когда все университеты страны находятся на одном уровне, да это и не нужно. Будь все университеты уровня Оксфорда и Кембриджа, не нашлось бы студентов надлежащего уровня, а если бы и нашлось, то где найти для выпускников нужное количество рабочих мест, требующих такой высокой квалификации. Если бы в современной России абитуриенты могли подавать документы только в один университет и участвовать только в одном конкурсе, то уже на стадии подачи заявлений обнаружилось бы несоответствие спроса и предложения: «где густо, а где пусто». В престижных университетах было бы много заявлений, а во множестве других — явный недобор. Получилось бы, что сильные (но не сильнейшие) абитуриенты не только не проходили бы в лучшие вузы, но и не могли бы даже участвовать в конкурсе в университеты «второго эшелона», то есть нормальные, нужные стране учебные заведения не получали бы даже абитуриентов. ЕГЭ решил эту проблему. Участие абитуриентов в нескольких конкурсах дает возможность «нащупать» соответствие между уровнями университетов и абитуриентов.

выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть фото выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть картинку выбор приемной кампании что выбрать. Картинка про выбор приемной кампании что выбрать. Фото выбор приемной кампании что выбрать

Однако участие абитуриента в нескольких конкурсах изменило роли университетов и абитуриентов в процедуре приема. Если раньше университет «выдавал» остродефицитные места тем, кого он счел более достойными, то теперь свобода выбора появилась и у абитуриента. Сейчас абитуриент может выбирать между несколькими университетами, причем даже на той стадии, на которой при прежнем способе перехода из школы в вуз у абитуриента уже не было никакой свободы — после завершения вступительных испытаний. И это создало для университета чрезвычайно дискомфортную ситуацию. Кажется, абитуриент есть, все хорошо, и вдруг — он утек между пальцев в другой университет. Это очень важный момент, который я хотел бы отметить. Неопределенность появилась не только у абитуриента, но и у университета. Обе стороны должны принимать решения в условиях неопределенности.

Принимая решение в условиях неопределенности, обе стороны рискуют, но последствия неудачных решений разные: абитуриент не поступает, а университет не выполняет или перевыполняет госзадание по приему. Если университет хочет, чтобы сильные абитуриенты не ушли, он должен снизить их риск, взяв его частично на себя. Например, в моем университете, Высшей школе экономики, еще десять лет назад ввели механизм, который мы назвали «зеленой волной».

Как устроена «зеленая волна» в НИУ ВШЭ:

По каждому конкурсу объявляется сумма баллов, и все абитуриенты, которые набрали эту сумму или выше, гарантировано зачисляются в университет, если они в оговоренный срок согласились на зачисление. Если согласившихся оказалось больше контрольных цифр приема, то «Вышка» зачисляла «лишних» на платные места, но с оплатой обучения университетом. Разумеется, университет заинтересован как можно точнее определить пограничную сумму баллов, чтобы избежать дополнительных расходов из своего бюджета. При таком механизме количество волн зачисления не существенно.

Вот и в 2021 году в ВШЭ «зеленая волна» была установлена, недобора не было, но оплаченный вузом «перебор» есть.

Не обязательно копировать механизм «Вышки», главное — гарантировать абитуриенту прием на бесплатное обучение. Наверное, не все университеты готовы нести дополнительные расходы. И большинство трудностей с недобором возникают из необходимости втиснуться в прокрустово ложе контрольных цифр приема.

На мой взгляд, созрела задача заменить жесткий и устаревший механизм контрольных цифр на более современный, гибкий, с наличием обратной связи. Сегодня механизм выделения бюджетного финансирования вузов схематически выглядит так. Учебные заведения подают заявки на контрольные цифры приема следующего учебного года. Все заявки собираются в Минобрнауки, и оно принимает решение, какому какой план приема установить. Замечу, что к этому времени расходы на образование уже заложены в государственном бюджете, так что «революционных» решений министерство принять не может. Добавлю, что прогнозировать с точностью до человека спрос на специалистов на рынке труда на 4–6 лет вперед не умеет никто в мире.

выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть фото выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть картинку выбор приемной кампании что выбрать. Картинка про выбор приемной кампании что выбрать. Фото выбор приемной кампании что выбрать

Именно план приема, а не реальный контингент студентов, в значительной степени определяет бюджетное финансирование вуза. Контрольные цифры стали важным элементом борьбы высших учебных заведений за ресурсы, за статус. В сегодняшних реалиях, когда абитуриенты выбирают вуз, а не наоборот, точное попадание в контрольные цифры представляется еще более сложной задачей, чем прогноз спроса на специалистов на четыре года вперед. Чтобы выполнить план приема наверняка, вуз должен зачислять студентов «с запасом», например, как в «Вышке». Но тогда у него есть риск перебрать студентов.

Представляется, что, если контрольные цифры приема будут носить индикативный, а не плановый характер, и у вуза появится возможность отклоняться от этих цифр, скажем, на плюс-минус 10%, ситуация значительно улучшится. Зачисление будет зависеть не только от «прогноза», но и от реального спроса на учебные места в конкретном университете. Конечно, финансирование тогда следует осуществлять, исходя из фактического количества принятых студентов, а не из контрольных цифр приема. Переход к финансированию обучения того числа студентов, которое привлек вуз, мне представляется логичным и неизбежным. Это может быть постепенным переходом, я вовсе не говорю, что прямо завтра нужно изменить действующий процесс. Для проверки и отработки механизма можно провести эксперимент, установив прямо на следующее лето гибкие (индикативные) контрольные цифры только для ведущих вузов. Мне кажется, многие согласятся, особенно учитывая, что на 2022/23 учебный год количество бюджетных мест в стране возросло на 28 тыс.

Источник

Приемная кампания‑2021: как абитуриентам подать документы в вуз

Сроки подачи документов

выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть фото выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть картинку выбор приемной кампании что выбрать. Картинка про выбор приемной кампании что выбрать. Фото выбор приемной кампании что выбрать

Приемная кампания в вузах началась 20 июня – с этого дня абитуриенты могут подавать документы в учебные заведения. Однако некоторые вузы начали принимать документы и раньше.

Срок завершения приема документов на обучение без прохождения вступительных испытаний – 29 июля.

Необходимые документы

выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть фото выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть картинку выбор приемной кампании что выбрать. Картинка про выбор приемной кампании что выбрать. Фото выбор приемной кампании что выбрать

При поступлении абитуриенту нужно будет заполнить заявление о поступлении – его можно скачать на сайте выбранного вуза. Кроме того, к заявлению нужно приложить:

— аттестат об окончании школы или другой документ о предыдущем полученном образовании;

— информацию о результатах ЕГЭ;

— две фотографии (при прохождении дополнительных вступительных испытаний);

— приписное свидетельство или военный билет (при наличии);

— медицинскую справку формы 086/у (для медицинских, педагогических и некоторых других специальностей);

— при подаче заявления представителем – нотариально заверенная доверенность и документ, удостоверяющий его личность;

— форму согласия на обработку персональных данных, подписанную родителем или опекуном (для несовершеннолетних абитуриентов);

— документы, подтверждающие индивидуальные достижения, а также особые права и льготы.

Представить можно как оригиналы, так и копии – нотариально заверять их не нужно. Могут понадобиться и дополнительные документы в зависимости от выбранного вуза.

Источник

Инструкция по успешному поступлению в ВУЗ в 2021 году

Схема поступления может разниться на фоне множества факторов. В одном случае успех зависит от текущей успеваемости и возможностей/способностей абитуриента, в другом – от выбранной им специализации и ВУЗа, его требований, в третьем – от мнения или давления со стороны друзей, учителей, родителей и пр. В любом случае каждый из поступающих принимает окончательное решение самостоятельно, идет своей дорогой.

выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть фото выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть картинку выбор приемной кампании что выбрать. Картинка про выбор приемной кампании что выбрать. Фото выбор приемной кампании что выбрать

Схема поступления может разниться на фоне множества факторов. В одном случае успех зависит от текущей успеваемости и возможностей/способностей абитуриента, в другом – от выбранной им специализации и ВУЗа, его требований, в третьем – от мнения или давления со стороны друзей, учителей, родителей и пр. В любом случае каждый из поступающих принимает окончательное решение самостоятельно, идет своей дорогой.

Из этой статьи Вы узнаете, как правильно выбрать высшее образование, чтобы потом не сожалеть ни о чем, и что для этого пригодится.

Инструкция по поступлению в ВУЗ: отборочный этап

Шаг №1. Какую профессию выбрать?

Это первый и самый важный вопрос, на который абитуриенту предстоит найти правильный ответ еще до выбора предметов для сдачи в форме ЕГЭ. Именно будущая специальность предопределяет план дальнейших действий: куда поступать, какие предметы необходимо подготовить (вступительные испытания) и пр.

Как правило, выпускники школ поддаются детским мечтам и различным современным искушениям (мода, престиж, востребованность и пр.). Опытные эксперты рекомендуют выбирать будущую профессию с учетом собственных возможностей: имеющихся представлений, знаний и навыков, предрасположенности к изучению отдельных предметов, востребованность специалистов на рынке труда и пр. Здесь важно учесть максимум факторов, ведь именно «под ручку с профессией» Вам предстоит пройти более половины жизни.

Если абитуриент все еще не определился с будущей специальностью, то ему помогут:

Учтите, что специальность или профессия должна быть не просто модной и востребованной, хорошо оплачиваемой. Важно, чтобы она приносила удовлетворение во всех планах (материальное, моральное, интеллектуальное и пр.). Для этого нужно проанализировать все аспекты, достоинства и недостатки и сделать правильный выбор.

Шаг №2. Выбираем подходящую образовательную программу.

После того, как абитуриент определился, кем он желает стать, необходимо подобрать подходящую образовательную программу, которая сумеет подготовить дипломированного специалиста в рамках выбранного направления.

Образовательная программа представляет собой перечень дисциплин, которые студент будет изучать на протяжении всего пребывания в ВУЗе. Притом у одной и той же специальности (профессии) может быть предусмотрено несколько образовательных программ. Например, в рамках журналистики учащиеся могут освоить следующие программы «Телевидение», «Радиовещание», «СМИ», «Международная журналистика» и пр. Как видим, один и тот же профиль может действовать в разных сферах деятельности, от чего и будет зависеть уникальность обучения.

выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть фото выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть картинку выбор приемной кампании что выбрать. Картинка про выбор приемной кампании что выбрать. Фото выбор приемной кампании что выбратьОпределяем будущую профессию

Более того, образовательная программа предопределяет и вступительные испытания: профильные предметы могут разниться. Поэтому после выбора подходящей профессии необходимо определиться с образовательной программой. Для этого достаточно посмотреть специальный каталог образовательных программ, изучить информацию на сайтах ВУЗов, обратиться за помощью к консультантам (которые сумеют разъяснить особенности профессионального становления конкретного специалиста, опишут основные предметы и навыки и пр.).

Шаг №3. Выбираем ВУЗ.

Здесь важно, чтобы пересекались желания и возможности абитуриента: ВУЗ готовил специалистов в рамках желаемой профессии, действовала подходящая образовательная программа, абитуриент соответствовал требованиям учебного центра.

На данном этапе необходимо учитывать уровень текущей подготовки (для этого нужно хотя бы проанализировать успеваемость учащегося), правила приема (перечень вступительных испытаний, минимальный и средний проходной балл, наличие бюджетных и коммерческих мест, статистические данные ВУЗа и пр.).

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Важно выбирать то учебное заведение, которое будет Вам посильно, позволит получить достойное высшее образование и занять свою нишу на рынке труда. Для этого необходимо:

В этом деле на помощь придут как педагоги, родители, друзья, консультанты, так и современные технологии: различные сайты (например, Поступи.Онлайн) с возможностями быстрого подбора и сравнения ВУЗов (где предусмотрена настройка нужных фильтров).

Также на данном этапе поможет посещение Дней открытых дверей, где можно вживую познакомиться с ВУЗом, оценить условия пребывания в нем, пообщаться со студентами и педагогами и пр.

Шаг №4. Выбираем предметы для сдачи ЕГЭ.

Выбор ЕГЭ – самый последний шаг в «отборочном этапе». Это вполне оправдано, ведь абитуриент уже определился с профессией, учебным заведением, знает его требования и знаком с перечнем вступительных испытаний. Это поможет ему сделать правильный выбор предметов для сдачи ЕГЭ и приступить к тотальной подготовке заранее.

выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть фото выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть картинку выбор приемной кампании что выбрать. Картинка про выбор приемной кампании что выбрать. Фото выбор приемной кампании что выбратьЧто такое ЕГЭ?

Не стоит ориентироваться исключительно на те дисциплины, которые легко поддаются изучению. Хорошее знание отдельных предметов еще не гарантирует поступление в желаемый ВУЗ. Более того, они могут не иметь ничего общего с будущей специальностью.

Инструкция по поступлению в ВУЗ: подготовительный этап

После конкретизации будущего направления, места обучения и необходимых ЕГЭ, абитуриент должен приступить к очередному этапу – подготовительному. Здесь ему предстоит:

Шаг №1. Подготовка к ЕГЭ.

Сперва необходимо тщательно спланировать день и приступить к подготовке дисциплин, которые придется сдавать в форме ЕГЭ. Существует масса вариантов: самостоятельное изучение предмета, посещение школьных курсов, подготовительных секций при Вузе, найм репетитора или тьютора, онлайн-занятия и пр.

После преодоления ЕГЭ и получения результатов аттестации абитуриент сможет «откорректировать» свой путь и выбрать наиболее подходящие ВУЗы, в которые шансы на поступление будут максимальны.

выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть фото выбор приемной кампании что выбрать. Смотреть картинку выбор приемной кампании что выбрать. Картинка про выбор приемной кампании что выбрать. Фото выбор приемной кампании что выбратьЧто нужно для успешного поступления в ВУЗ?

Шаг №2. Подготовка документов.

Из года в год перечень документов необходимых для подачи заявления в желаемое учебное заведение остается практически неизменным. Важно лишь своевременно подготовить полный пакет и предоставить его приемной комиссии.

Здесь необходимо учесть следующие моменты:

На данном этапе важно подготовить полный пакет документов для подачи в учебный центр, чтобы в дальнейшем не возникло проблем. Своевременно поданные документы – половина успеха.

Подача документов

Подача пакета документов – финальный рубеж приемной кампании. Абитуриенту необходимо предоставить все необходимые файлы и справки приемной комиссии в строго очерченные сроки. В настоящее время сделать это можно двумя способами: лично посетив ВУЗ и дистанционно (притом второй вариант становится преимущественным).

После подачи документов наступает «период ожидания» — самый волнительный момент. В это время в ВУЗе проводят «конкурсный отбор», принимают окончательное решение о готовности зачислить отдельных (сильнейших!) поступающих. После выхода в свет списка рекомендованных к зачислению у абитуриентов есть всего несколько дней для предоставления оригиналов документов и согласия на зачисление. Не упустите этот момент и свой шанс!

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Источник

Особенности поступления в вузы в 2021 году: какие документы нужны для поступления в вуз

Особенности поступления в 2021 году

В 2021 году дистанционный приём документов — обязательное требование для всех вузов. Подавать заявку в любой университет можно через специальный сервис на портале Госуслуги, а следить за результатами отбора — в личном кабинете. Не потребуется от абитуриента и информации о баллах по ЕГЭ — в 2021 году приёмная комиссия получит результаты экзаменов из общей государственной базы данных.

Вступительные испытания: как это будет

Выпускники в этом году сдавали всего один обязательный госэкзамен — по русскому языку. ЕГЭ по математике базового уровня в 2021 году, к радости учеников, отменили. Все остальные предметы — по желанию.

В 2021 году каждый вуз сам определяет, какие экзамены (в том числе ЕГЭ) необходимы для зачисления на конкретные направления. В свою очередь, выпускники решают, какие результаты ЕГЭ лучше предоставить приёмной комиссии. Например, если абитуриент поступает на факультет социологии, то университет может дать право выбора: воспользоваться результатами экзамена по обществознанию или по истории. Как это работает в конкретном вузе — лучше уточнить у приёмной комиссии.

Победителям и призёрам олимпиад, чтобы пройти в вуз, нужно не только набрать минимум 75 баллов по профильному предмету, но и пройти дополнительное вступительное испытание, если этого потребует вуз.

Что изменилось: раньше вступительные испытания были общими для всех. И от выпускников класса, и от тех, у кого среднее профессиональное образование, требовали одного и того же «набора» ЕГЭ. Теперь же вузы сами решают, какие экзамены нужно сдавать разным категориям абитуриентов в конкурсе на одну и ту же специальность.

Новые правила конкурсного отбора

Как будет проходить зачисление

В 2021 году ликвидирована «вторая волна» зачислений на бюджет по очной форме. Теперь приём студентов проходит в два этапа:

Источник

10 критериев выбора ВУЗа, специальности, программы обучения

Сделать осознанный выбор будущей профессии при поступлении в университет помогает разъяснение всех тонкостей приемной кампании и иерархии образовательной системы. Не менее важную роль играет терминология, с которой у большинства абитуриентов реальные проблемы. Многие подростки не знают разницу между специальностью и специализацией. В итоге им сложно сориентироваться в многообразии вариантов для поступления.

Если в самом начале сделать некорректный выбор, подав документы на ту программу подготовки, на которой хотелось обучаться, но ошибившись с направлением, то можно попасть в затруднительную ситуацию. С одной стороны, человек получает высшее образование. С другой стороны, время и силы потрачены зря, потому что он не хочет в будущем работать по данной специализации. Самое обидное, когда студенту еще приходится оплачивать все годы обучения в ВУЗе.

Важно понимать, что направление подготовки подразумевает набор специальностей высшего образования, а профиль обучения – это ряд смежных специализаций. Таким образом, абитуриентам нужно последовательно анализировать и выбирать направление, специальность, профиль обучения и специализацию.

Что такое специальность?

На сегодняшний день все образовательные стандарты отечественных ВУЗов регламентированы в нормативно-правовых актах Министерства образования и науки РФ. В них прописаны все нюансы реализации главных программ высшего образования, которые легитимны на территории России. Для каждого уровня образования существуют свои стандарты. В настоящее время выделяют 4 общепринятых уровней высшего образования:

Несмотря на то, что многие университеты уже перешли на болонскую систему образования, в некоторых еще остается специалитет. Законодательно ВУЗам не диктуется, какую систему обучения выбирать, главное, чтобы она соответствовала федеральным стандартам. Вышеуказанные уровни образования призваны обеспечить потребность экономики страны в подготовке квалифицированных специалистов и сохранений знаний и профессионального опыта на местном рынке труда. Большая часть программ обучения направлена на подготовку кадров для народного хозяйства и экономики.

Для примера можно рассмотреть стандарты образования на бакалавриате. Сегодня они предусматривают более 200 специальностей. Пусть в одном условном университете на бакалавриате студенты могут обучаться по 5 направлениям подготовки. Каждое из них состоит еще из 6 профилей обучения.

В итоге абитуриенту для поступления будет на выбор 30 программ обучения. При этом 20 из них могут быть посвящены прикладным наукам. Если абитуриент хочет быть в будущем занятым в практической сфере, к примеру, инженерии, то ему придется тщательно проанализировать все плюсы и минусы каждой из 20 программ обучения.

Что такое специализация?

Для каждой специализации есть один или несколько соответствующих профилей обучения. В свою очередь, у каждого из них есть свои уникальные дисциплины и стандарты подготовки. Выбирая одну специальность, абитуриентам открывается целый спектр различных профилей. Например, у специальности «Строительство» существуют следующие программ обучения:

Каждый строительный профиль дополнительно может быть связан с другим направлением:

Таким образом, сделать правильный выбор относительно профиля и программы обучения можно только на основе анализа профильных дисциплин.

Как выбрать программу обучения?

Как поступающему быстрее сориентироваться в многообразии специальностей, специализаций и программ обучения в университете? Разобраться этих нюансам поможет простой пример:

Пусть абитуриент собирается поступать на программу дизайна, то есть в будущем хочет связать свою жизнь с дизайнерской деятельностью. Искать подходящий профиль образования рекомендуется в соответствующих направлениях подготовки. В конкретном университете для поступления предлагают 4 специальности, связанные с дизайном:

По каждому из направлений существует один или несколько профилей подготовки, которые связаны с дизайнерской деятельностью. У общей специальности «Дизайн» есть следующие подходящие программы обучения:

У специальности «Дизайн архитектурной среды» для поступления открыты такие профили, как:

По направлению «Прикладная информатика» абитуриенты могут поступить на следующие дизайнерские программы обучения:

Что касается специальности «Химические технологии», то здесь доступна только одна смежная с дизайном программа подготовки кадров – Дизайн полимерных материалов.

Как исключить ошибки?

Важно отметить, что профили могут называться одинаково, но иметь абсолютно разные профессиональные дисциплины, да и подход к обучению будет кардинально отличаться. В итоге выпускники разных программ будут заняты в разных сферах деятельности, и их карьера будет развиваться в разных направлениях.

Если абитуриент мечтает в будущем работать в сфере веб-дизайна, то есть проектировать интерфейсы программных продуктов и информационных системы, то ему необходимо выбрать профиль из специальности «Информационные системы и технологии». Основными предметами здесь будут программирование, архитектура информационных систем, веб-верстка и т.д.

Если выбрать для поступления направления «Дизайн», то по его профилям подготовка веб-дизайнеров будет намного слабее. В основном студентов будут знакомить с общими понятиями и базовой структурой программирования. Более углубленно разобраться в области просто не позволит ограниченное количество выделенных на предметы часов.

В чем скрыт главный подвох?

Большинство абитуриентов черпает информацию о направлениях и программах подготовки на официальных сайтах ВУЗов, но они так и могут разобраться в тонкостях обучения по каждого пункту. В чем причина? Дело в том, что многие сайты университетов действительно малоинформативны. Сегодня Министерство образования и науки РФ обязывает ВУЗы публиковать только бюджетные квоты по специальностям. Все остальные сведения для абитуриентов могут быть скрыты.

В итоге выпускник школы может просмотреть все разделы сайта выбранного университета и не найти ничего полезного для себя, кроме списка факультетов и специальностей. Однако при подаче документов он должен сразу написать в заявлении ректору выбранную программу обучения. Хорошо, если стенды на факультете предоставляют всю необходимую для анализа информацию. Но что делать, если абитуриент живет далеко от выбранного ВУЗа? Не ехать же ему через всю страну ради прочтения стендов, а по телефону члены приемной комиссии всегда неохотно отвечают на вопросы о профилях, ограничиваюсь только их названиями или кодом из федерального образовательного кадастра.

Выхода из этой ситуации не найти, потому что невозможно выявить системность. Одни университеты специально прячут информацию о профилях, другие указывают ее на стендах, третьи дают исчерпывающее описание каждой программы обучения на сайте, четвертые предлагают любую информацию при личном общении с членами приемной комиссии. Пока данный момент не будет четко регламентирован в законодательстве РФ, никакой системности не будет. Получается, абитуриенты должны своими силами искать информацию из неофициальных источников (форумы, социальные сети, рейтинги и т.д.).

Зачем университетам нужно скрывать информацию о профилях? Основная причина в том, что ВУЗы стараются всячески выполнить планы отбора студентов на наиболее непопулярные профили образования. Нередко бывает, что итоговое распределение абитуриентов по программам обучения происходит без ведома и участия самих поступающих. К примеру, подросток выбрал специальность, но не указал в заявлении профиль. В итоге он прошел по среднему проходному баллу на наименее востребованную программу обучения, куда автоматически зачисляется без личного согласия.

Подобные манипуляции разрешены законом, чем ВУЗы с радостью пользуются. В итоге это грозит молодым людям ужасными последствиями, связанными неправильным выбором профессии, социальной дезадаптацией и сниженной самооценкой.

Куда лучше не поступать?

Нередко бывают случаи, когда программа обучения по названию и специфике подготовки кадров не соответствует специальности и наоборот. Таким образом многие ВУЗы пытаются повысить собственный доход. Они намеренно создают больше профилей образования, не уделяя внимания набору профессиональных дисциплин и практическому курсу.

Для примера можно взять условный юридический институт, на базе которого открыты такие профили, как «Менеджмент», «Дизайн» и «Информационное технологии». Не могут ВУЗы качественно готовить специалистов по непрофильным программам, потому что у них попросту не будет подходящего профессионального штата преподавателей. Такая стратегия развития опасна для студентов, но очень выгодна для коммерческого потенциала образовательного учреждения.

Эксперты не рекомендуют получать высшее образование по профилю, который не свойственен конкретному ВУЗу (филиалу). Первым сигналом к предостережению будет отсутствие бюджетных мест на данной программе обучения. Если государственный ВУЗ не располагает хотя бы минимальной бюджетной квотой по профилю, то с ним явно что-то не так. Скорее всего причина кроется в отсутствии лицензии на подготовку специалистов по данной программе.

Также абитуриентов должно насторожить уникальное название профиля, которое не используется ни в одном другом университете. Такие программы обучения могут быть даже в профильных ВУЗах. При анализе подобных профилей нужно обратить внимание на их предметную область и реальные перспективы на рынке труда. Работодатели не жалуют кандидатов с сомнительным профилем в дипломе, о котором они никогда ранее не слышали.

Как правильно выбрать ВУЗ?

При выборе подходящего учебного заведения для получения высшего образования необходимо смотреть на целый ряд критериев:

Для анализа всех приоритетных вариантов поступления информацию рекомендуется брать не только с официальных сайтов ВУЗов и их буклетов, но и из независимых источников, к примеру, из социальных сетей и форумов, от действующих студентов, недавних выпускников и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *