выберите то что любит дениска
Конспект урока по Денискиным рассказам
В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
Внеклассное чтение, 5 класс.
3.Воспитательные:
— через образ главного героя поставить вопрос нравственного воспитания, воспитания прекрасного в человеке;
— воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе;
— воспитывать интерес к чтению, к музыке.
Ход урока.
(Класс разделён на 3 равноценные группы по 6 человек)
— Ребята, я очень рада видеть вас. Меня зовут Светлана Ивановна.
(на слайде – фото В. Драгунского, обложки книги
«Денискины рассказы» и запись темы урока)
-Есть на свете книги, которые мы узнаём и начинаем любить с самого детства. К ним относятся и книги Виктора Драгунского.
(Слайд – портрет и обложка книги «Денискины рассказы»)
-В детстве Виктор очень любил читать, был весёлым, у него было много друзей. За свою жизнь он сменил множество занятий: работал токарем, лодочником и даже клоуном. Но всем нам он запомнился как автор замечательных детских книг. А самые известные его произведения – «Денискины рассказы». Неувядаемую прелесть придают этим рассказам юмор и живой разговорный язык!
-Сегодня урок внеклассного чтения у нас не совсем обычный. Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Виктора Драгунского. В ходе путешествия мы будем читать, отвечать на вопросы, анализировать.
-Мы поплывем на прекрасном корабле. (слайд)
(На доске – рисунки: 4 острова и теплоход).
-Но сначала нужно получить билет. Сейчас проверим, какие вы внимательные читатели!
— К какому рассказу эта картинка?
(слайды с вопросами – картинками)
1- «Друг детства»
2- «Он живой и светится»
3- «Похититель собак»
4- «Ровно 25 кило»
5- «Сражение у чистой речки»
6- «Тайное становится явным»
7- «Главные реки»
8- «Девочка на шаре»
-Молодцы, ребята. Все команды получают билеты, и мы можем отправляться в путешествие!
(Вручаю каждой группе красочный БИЛЕТ).
– Как кратко сказать, что любит Мишка? (Продукты.)
– Найдите в тексте и прочитайте, как учитель отреагировал
на ответ Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)
– А чего ждал Мишка от учителя? (Похвалы. Он хочет, чтобы всего было больше, чтобы его тоже, как и Дениску, похвалили).
– О чём ещё Борис Сергеевич спросил Мишку?
(Любит ли он людей, животных).
– Выберите из текста глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на вопрос учителя. (Встрепенулся и покраснел.)
– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)
– Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)
– Оказывается, он любит еще и котят, и бабушку, и родителей. Только пока не выделяет это, как главное.
Подхожу к каждой группе и предлагаю выбрать карточку синего цвета с названиями рассказов).
— Вы должны выбрать, какой рассказ представит ваша группа и кто будет выступать. На обсуждение – 2 минуты.
Карточка №1.
1.Сестра моя Ксения.
2.Друг детства.
3.Главные реки.
Карточка №2.
1. Девочка на шаре.
2. Что я люблю.
3. Он живой и светится.
Карточка №3.
1. Ровно 25 кило.
2. Тайное становится явным.
3. Двадцать лет под кроватью.
1.Больше всего мне понравился рассказ – …
2.Главные герои рассказа – …
3.В рассказе меня заинтересовало (или насмешило )…
4.Этот рассказ учит …
-Итак, прошу высказаться!
(Высказывания детей на тему: «Мой любимый Денискин рассказ»)
-Молодцы!
— Наше путешествие продолжается! И, пока мы плывём, я предлагаю вам отдохнуть и выполнить гимнастику для глаз.
-Следите за движущимися предметами.
(Физминутка для глаз – «Чунга – чанга»)
-Молодцы!
-Дальше маршрут ведёт нас на остров Дружеских писем.
-Хотелось бы вам иметь такого друга, как Дениска? Почему?
-Давайте мы сейчас пофантазируем и напишем письмо Дениске!
— Перед вами на сиреневых карточках – план, которым вы можете воспользоваться, чтобы написать письмо.
На ваше творчество – 5 минут.
-Перед вами лежат разноцветные флажки. Желтый цвет соответствует прекрасному настроению, а зелёный – если вам есть над чем задуматься. Выберите флажок, который соответствует вашему настроению, и украсьте им наш корабль!
(Дети прикрепляют флажки на корабль: на обратной стороне флажков – маленькие магнитики)
-Я рада, что преобладают жёлтые флажки. А это значит – цель нашего путешествия достигнута. Спасибо за урок!
Что я люблю — Драгунский В.
В рассказе Дениска говорит, что он любит. Он любит висеть на папином колене, как белье. Любит разные игры, но чтобы обязательно выигрывать. И еще много-много всего любит Дениска.
Что я люблю читать
Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо.
Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезать к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней, и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она будет потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за нею сам вытирать лужицы, и она будет ходить за мной, как верный пес.
Я люблю также смотреть телевизор: все равно, что показывают, пусть даже только одни таблицы.
Я люблю дышать носом маме в ушко. Особенно я люблю петь и всегда пою очень громко.
Ужасно люблю рассказы про красных кавалеристов, и чтобы они всегда побеждали.
Люблю стоять перед зеркалом и гримасничать, как будто я Петрушка из кукольного театра. Шпроты я тоже очень люблю.
Люблю читать сказки про Канчиля. Это такая маленькая, умная и озорная лань. У нее веселые глазки, и маленькие рожки, и розовые отполированные копытца. Когда мы будем жить просторней, мы купим себе Канчиля, он будет жить в ванной.
Еще я люблю плавать там, где мелко, чтобы можно было держаться руками за песчаное дно.
Я люблю на демонстрациях махать красным флажком и дудеть в «уйди-уйди!».
Очень я люблю звонить по телефону.
Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. И все это я люблю дарить.
Когда я читаю, я люблю грызть сухарь или еще что-нибудь.
Еще я очень люблю ужей, ящериц и лягушек. Они такие ловкие. Я ношу их в карманах. Я люблю, чтобы ужик лежал на столе, когда я обедаю. Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка: «Уберите эту гадость!» — и убегает из комнаты. Тогда я помираю от смеха.
Я люблю посмеяться… Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех — смотришь, через пять минут и вправду становится смешно. И я прямо кисну от смеха.
Когда у меня хорошее настроение, я люблю скакать. Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:
— Я скачу, что ты мой папа!
Я люблю ходить в зоопарк! Там чудесные слоны. И есть один слоненок. Когда мы будем жить просторней, мы купим слоненка. Я выстрою ему гараж.
Я очень люблю стоять позади автомобиля, когда он фырчит, и нюхать бензин.
Люблю ходить в кафе — есть мороженое и запивать его газированной водой. От нее колет в носу и слезы выступают на глазах.
Когда я бегаю по коридору, то люблю изо всех сил топать ногами.
Я очень люблю лошадей, у них такие красивые и добрые лица.
И чего не люблю! — Драгунский В.
Рассказ о том, чего Дениска не любит. Он не любит лечить зубы, играть за белых и попадаться в плен, порезать палец и мазать его йодом, ходить в новом костюме и много чего еще.
И чего не люблю! читать
Чего не люблю, так это лечить зубы. Как увижу зубное кресло, сразу хочется убежать на край света. Еще не люблю, когда приходят гости, вставать на стул и читать стихи.
Не люблю, когда папа с мамой уходят в театр.
Терпеть не могу яйца всмятку, когда их взбалтывают в стакане, накрошат туда хлеба и заставляют есть.
Еще не люблю, когда мама идет со мной погулять и вдруг встречает тетю Розу!
Они тогда разговаривают только друг с дружкой, а я просто не знаю, чем бы заняться.
Не люблю ходить в новом костюме — я в нем как деревянный.
Когда мы играем в красных и белых, я не люблю быть белым. Тогда я выхожу из игры, и все! А когда я бываю красным, не люблю попадать в плен. Я все равно убегаю.
Не люблю, когда у меня выигрывают.
Не люблю, когда день рождения, играть в «каравай»: я не маленький.
Не люблю, когда ребята задаются.
И очень не люблю, когда порежусь, вдобавок — мазать палец йодом.
Я не люблю, что у нас в коридоре тесно и взрослые каждую минуту снуют туда-сюда, кто со сковородкой, кто с чайником, и кричат:
— Дети, не вертитесь под ногами! Осторожно, у меня горячая кастрюля!
А когда я ложусь спать, не люблю, чтобы в соседней комнате пели хором:
Очень не люблю, что по радио мальчишки и девчонки говорят старушечьими голосами.
Урок на тему «Автор размышляет о детстве. В. Ю. Драгунский «Что я люблю»
Тема урока: Автор размышляет о детстве. В. Ю. Драгунский «Что я люблю»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование у обучающихся способности к новому способу действия
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов
Личностные действия: смыслообразование, самоопределение, нравственно-этическая ориентация
Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные действия: общеучебные логические, постановка и решение проблемы
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Методы и приёмы: приём ТРКМ «Верите ли вы, что…» на стадии вызова; прием ТРКМ «Чтение с остановками» на стадии осмысления; прием ТРКМ «Кластер» на стадии рефлексии.
Улыбнитесь мне. Друг другу. Гостям, чтобы наш класс наполнился хорошим настроением.
1. Установка на успех. Игра «Морщинки»
4. С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения?- (Виктор Юзефович Драгунский)
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский работал актером и даже какое-то время работал в цирке…□
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский писал книги о войне…□
● Верите ли вы, что В.Ю Драгунский написал весёлые рассказы про вымышленного мальчика Дениса Кораблёва и его друга Мишку Слонова…□
● Верите ли вы, что «Денискины рассказы» пользовались особой популярностью… □
● Верите ли вы, что имя Дениска было выбрано неслучайно — так звали сына Драгунского…□
— Проверим, верны ли ваши предположения.
-Вы неплохо запомнили факты биографии В.Ю.Драгунского.
Попробуйте сформулировать тему и задачи нашего урока:
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением В.Ю Драгунского. Будем читать, узнаем новые слова, познакомимся с героями, научимся у них и у автора чему-нибудь полезному.
Автор рассказа – Виктор Драгунский – взрослый человек, а от чьего имени он написал этот рассказ? Что помогло нам сделать вывод?
Вывод: Любое произведение, конечно, написано автором, но не всегда от своего лица, даже когда он употребляет местоимение “Я”. Перед нами именно такое произведение, где рассказ ведет не сам автор, а герой. И называется такой герой – герой-рассказчик.
— Рассказ Драгунского – это рассказ его героя Дениски. Почему именно такой приём выбрал автор? (Так удобнее размышлять о своём детстве.)
— Как вы думаете, чем является история Дениски?
— К какому виду относится это литературное произведение? (РАССКАЗ)
— Почему рассказ? ( малое количество героев, одно событие)
7. В тексте встретятся слова, смысл которых нам нужно уточнить.
ПОТЕШНАЯ – смешная, забавная;
КАВАЛЕРИСТ – конный воин;
ГРИМАСНИЧАТЬ – намеренное или невольное искажение лица;
ПЕТРУШКА – герой кукольного представления;
КАНЧИЛЬ – самое маленькое животное семейства оленьих из Африки; – Кто читал про него сказку? Это очень интересная индонезийская сказка об олененке, который обманул множество злобных крокодилов.
БИЗОНЫ – дикий бык, похож на зубра;
ГЛУХАРЬ – крупная лесная птица.
На доске: А теперь прочитаем орфографически.
ка-ва-ле-рис- тов КАВАЛЕРИСТОВ
8.-Сейчас мы прочитаем рассказ «Что я люблю».
-Чтение «Буксир», с остановками.
9. Повторное чтение произведения.
— Давайте выберем, что же именно любит Дениска. Составим кластер.
читать сказки про Канчиля
ужей, ящериц, лягушек и т.д.
играть в шашки, шахматы и домино
(Ответы детей: Дениска добрый, трудолюбивый, любит читать, любит животных, хочет быть взрослым, общительный, любознательный, веселый…)
— Он похож чем-то на ваших друзей? А на вас? Конечно, вы тоже любите…
-Что вам особенно понравилось в этой истории?
( У Дениски интересная жизнь).
– Чему учит это произведение? ( любви ко всему окружающему, мечтать, увлекаться многим).
Попробуем «сказать» что-нибудь своим телом:
Плечами: «Я горжусь», «Я старый человек»
Ногами «Идёт солдат», «Танцует балерина»
Руками: «Порхает бабочка», «Летит орёл»
Носом «Ах, как вкусно пахнет!», «Я обожаю это печенье»
10. Групповая работа. Давайте подробней охарактеризуем нашего героя-рассказчика. Я предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы будет своё задание. Оформлять так, чтобы было всем видно с доски.
-– Какая фраза повторяется в рассказе несколько раз?
(«Когда мы будем жить просторней…»)
– Почему Дениска об этом мечтает?
(Дениска мечтает жить просторней, для того чтобы завести себе животных.)
– Обратите внимание на то, что мечтает Дениска всегда об одном и том же – жить просторней, но не для себя, а для того, чтобы завести какое-нибудь животное.
2.Группа. Создаём коллективный портрет Дениске.
Нарисуйте Дениску таким, каким себе вы его представляете.
Играть в настольные игры, читать сказки, плавать…
-Ребята, обратите внимание, в каком случае Дениска любит играть в настольные игры?
-Только если он выигрывает
-Это хорошее качество человека? Почему?
-Нет, потому что надо уметь проигрывать тоже и признавать свое поражение
– Любит ли Дениска проводить время с папой?
«Я очень люблю лечь животом на папино колено …» 1-й абзац с.123
«И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать…» 2-й абзац
«Однажды мы с папой пошли в зоопарк… Я скажу, что ты мой папа!» стр.125
4 группа. Напишите свои впечатления, о прочитанном рассказе используя слова: Нам очень понравилось, нам запомнилось из прочитанного рассказа…..
Группа. Вставьте недостающие слова в текст, используя слова помощники.
____ читать сказки про Канчиля. Это такая ______, умная и озорная _____. У нее ______ глазки, и маленькие _______, и _____ отполированные ______. Когда мы _____ жить просторней, мы купим ____ Канчиля, он будет жить ________.
Слова помощники: люблю, лань, маленькая, веселые, рожки, розовые, копытца, будем, себе, в ванной.
(«Я люблю дышать носом маме в ушко…» – начало
3-го абзаца, с. 123.)
– Найдите строки о бабушке. («Люблю, когда бабушка кричит про лягушонка…» – конец, с. 124 – начало,
с. 125.)
– Как вы думаете, Дениску можно назвать богатым?
(У него богатый внутренний мир, интересная жизнь, он многое любит делать, он мечтает..)
– Что такое настоящее богатство?
– Настоящее богатство-это любить многое и увлекаться многим, уметь мечтать и любить.
(Любить многое: родителей и друзей, природу и животных, книги и иллюстрации, и увлекаться многим: чтением, рисованием, лепкой, строганием, спортом, коллекционированием и т.д.).Это и означает быть богатым человеком.
Скучен день до вечера коли делать нечего.
Жизнь дана на добрые дела.
В тесноте, да не в обиде.
— Кому из вас захотелось прочитать ещё рассказы Виктора Драгунского?
Хотите поиграть в игру «Литературный футбол»? Сейчас ребята с 1 ряда задают вопрос ребятам 2 ряда, они должны ответить, т.е отбить мяч, и задать свой вопрос 3 ряду, 3-1-му и т.д.
-О каком писателе мы сегодня говорили? (о Викторе Драгунском)
— С каким произведением познакомились? ( Что я люблю)
-О ком мы прочитали? ( о Дениске)
-Как звали героя-рассказчика? (Дениска)
-Почему рассказ так назван? (потомучто автор захотел поразмышлять о детстве)
-Как вы думаете, есть ли у Дениски что-то, что он не любит? Об этом мы узнаем на следующем уроке.
Возьмите лист самоконтроля и отметьте настроение в конце урока. Выберите нужное высказывание.
Лист самоконтроля. Фамилия, имя ________________________________________
Настроение в начале урока
Настроение в конце урока
1.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
2.Урок для меня показался
3.Материал урока мне был
понятен / не понятен
—У каждого разные вкусы
И в жизни свои мечты.
Дениска много что любит,
А что, скажи, любишь ты?
А дома вам предстоит выполнить творческую работу. Придумать свой рассказ «Что я люблю»
Что любит Мишка — Драгунский В.
Однажды Дениска с Мишкой услышали, как Борис Сергеевич играл Шопена. Потом он спросил у ребят, что они любят. Дениска сказал, что любит “собаку“, “слоненка“, “лань на розовых копытцах” и многое другое. А Мишка стал перечислять еду…
Что любит Мишка читать
Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:
– О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете?
– Это вы что играли, Борис Сергеевич?
– Это Шопен. Я его очень люблю.
– Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.
– Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».
Он серьезно и ясно ответил:
– Му-зы-ка. Шопен – великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете.
Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:
– Ну, а ты что любишь? Больше всего на свете?
– Я много чего люблю.
И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слоненка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, и про прохладные звезды, и про лошадиные лица, всё, всё…
Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:
– Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь еще маленький, ты не обижайся, а смотри-ка – любишь как много! Целый мир.
Тут в разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:
– А я еще больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!
Борис Сергеевич рассмеялся:
– Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету! И так, начинай! Что же ты любишь?
Мишка поерзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:
– Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом.
Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.
А еще я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку.
Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копченую, и полукопченую, и сырокопченую! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с краснй коркой или с белой – все равно.
Люблю вареники с творогом, творог соленый, сладкий, кислый; люблю яблоки, тертые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные, то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску – кожуру!
Люблю печенку, котлеты, селедку, фасолевый суп, зеленый горошек, вареное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочке, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшенной кашей. Так… Ну, про халву говорить не буду – какой дурак не любит халвы? А еще я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах, да! Я всей душой люблю мороженое. За семь, за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.
Мишка обвел глазами потолок и перевел дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше.
– Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, колбасу, хотя колбасу тоже говорил…
Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка еще скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.
Первый не выдержал Борис Сергеевич.
– Что ж, Миша, – сказал он, – ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно какое-то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только… А люди? Кого ты любишь? Или из животных?
Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.
– Ой, – сказал он смущенно, – чуть не забыл! Ещё – котят! И бабушку!