выбери что означает кузбасский регионализм забутовка в литературном русском языке
Значение слова «забутовка»
Забутовка улучшает связь крепи со стенками выработки, способствуя повышению устойчивости породного массива, увеличению несущей способности крепи, более равномерному распределению напряжений, продлению сроков безремонтного поддержания выработок, а также предотвращает скопление в закрепном пространстве взрывоопасных веществ (метана, угольной пыли и др.).
Забутовка — составная часть процесса крепления, осуществляется вручную или с помощью забутовочных машин. Зазоры, устраняемые при забутовке между породным массивом и крепью в выработках, пройденных буровзрывным и комбайновым способами, в среднем 200—320 мм. Объёмы пустот полостей обрушения и выбросов угля, породы и газа за крепью 1—5 м³ на 1 метр пройденной выработки (суммарный ежегодный объём на угольных шахтах превышает 1 млн м³).
Трудоемкость ручной забутовки достигает 40—50 % суммарных затрат труда по креплению. Механизация забутовки позволяет в 3 раза снизить значение этого показателя, в 2,5—3,5 раза увеличить производительность труда, в 1,5 раза повысить плотность забутовочного слоя, а также обеспечить безопасные условия труда проходчиков.
забуто́вка
1. горн. заполнение породой пространства между крепью и боковыми стенками выработки
2. строит. заполнение промежутка между внутренней и внешней оболочками стены камнем, щебнем, битым кирпичом и т. д. ◆ Фундамент стены у Арбатских ворот был 4, 5 м, у Фроловских (Мясницких) ― 6 м. Он состоял из стенок толщиной около 1 м и забутовки из щебня и известкового раствора. С. А. Еремеева, «Лекции по русскому искусству», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: спасть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
забутовка
Подходит женщина и высказывает наболевшее: три дня не может купить мужу колбасы на забутовку, начальство обжирается, а шахтёры голодные. («Край», Кемерово; 09.07.2004)
А какую колбасу мы брали с собой на «забутовку»? («Наша газета», Кемерово; 29.06.1999)
Помню, в те годы в забутовке у шахтера в лучшем случае были хлеб и сало, а чаще — кусок хлеба и луковица. («Губернские ведомости», Кузбасс; 13.07.2004)
Смотреть что такое «забутовка» в других словарях:
забутовка — забутка, заполнение Словарь русских синонимов. забутовка сущ., кол во синонимов: 2 • забутка (1) • … Словарь синонимов
Забутовка — (a. backing, backfilling; н. Hinterfullen, Hinterfullung; ф. remplissage, rembourrage; и. relleno de reemplazamiento) заполнение забутовочным материалом пространства между крепью и вмещающими горн. выработку породами. З. применяют в CCCP … Геологическая энциклопедия
забутовка — (забутка) Заповнення муруванням між внутрішнім і зовнішнім шарами стіни або пазухами склепіння, що складався з каменів (буту), щебеня й битої цегли … Архітектура і монументальне мистецтво
забутовка — Заполнение породой пространства между крепью и боковыми стенками выработки [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики геология, геофизика EN filling DE Anpacken FR blocagerembourrage … Справочник технического переводчика
забутовка — backing, backfilling *Hinterfüllen, Hinterfüllung заповнення простору між кріпленням і боковими стінками виробки щебенем, піском, подрібненою породою тощо. Результат забутовування. 3. застосовують в Україні, Росії, ФРН, Бельгії та ін. країнах при … Гірничий енциклопедичний словник
Забутовка — – заполнение промежутка между внутренней и внешней оболочками стены камнем, щебнем, битым кирпичом и т. д. [СТБ 1900 2008] Рубрика термина: Виды кладки Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Забутовка — Забутовка процесс заполнения забутовочным материалом пространства между крепью и вмещающими горную выработку породами. Забутовка улучшает связь крепи со стенками выработки, способствуя повышению устойчивости породного массива, увеличению… … Википедия
Забутовка — ж. Заполнение какого либо пространства бутом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
забутовка — забутовка, забутовки, забутовки, забутовок, забутовке, забутовкам, забутовку, забутовки, забутовкой, забутовкою, забутовками, забутовке, забутовках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ЗАБУТОВКА — заполнение породой пространства между крепью и боковыми стенками выработки (Болгарский язык; Български) запълване (на откос при минен крепеж) (Чешский язык; Čeština) zához (Немецкий язык; Deutsch) Anpacken (Венгерский язык; Magyar) hátfalazás;… … Строительный словарь
Забутовка — (забутка) Часть стены, заполняющая пространство между кирпичами или каменными блоками лицевых поверхностей. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
Тормозок и забутовка, или Кухня по-кузбасски
Национальная, географическая или иная?
Начав с того, что практически всем известно такое понятие, как «национальная кухня» (французская, китайская, итальянская, русская и другие), лектор обратил внимание на существование и «региональных кухонь». Их в нашей стране в достатке. Можно выделить кухню московскую, донскую, приволжскую, уральскую, сибирскую, дальневосточную… Но есть ли отдельная кузбасская кухня, в чём-то отличающаяся от сибирской? Владимир Сухацкий считает, что есть.
Но только не надо покупаться на обещания общепита. Он вспоминает такой случай: в одном из кемеровских ресторанов голландские журналисты попросили принести им что-нибудь исконно кузбасское. А получив так называемый «омлет по-кузбасски» (курица в омлете), страшно удивились: они и подумать не могли, что французский бризоль является традиционно нашим блюдом…
Сухацкий предлагает разобраться прежде всего в том, что же такое кухня вообще.
– Кухня – это совокупность блюд и приёмов готовки, свойственных какой-либо общности людей. Мы, конечно, знаем, что в Кузбассе живут коренные народы, у которых есть свои национальные блюда. Так, может, эта кухня и является кузбасской? Но кто из вас хотя бы слышал названия этих блюд? Или пробовал? Вероятно, единицы. У настоящей же шахтёрской кухни имеются и собственная история, и специфические черты, делающие её непохожей на другие. А в основе лежит обычная русская крестьянская кухня с её ржаным хлебом, щами, молоком и кашей.
Новое в питании
В начале ХХ века в жизни местных крестьян произошёл ряд важных перемен. Многие из них, помимо (или вместо) труда по обработке земли, занимались индивидуальной добычей угля на продажу. Эти «копачи» были независимы, в любой момент могли прервать работу и пойти домой пообедать. Но затем в Кузбассе открылись первые частные промышленные рудники с глубокой добычей, новым оборудованием и жёстко регламентированным распорядком. Копачей сменили профессионалы, которые уже не могли всё бросить, когда им заблагорассудится, и подняться на поверхность. Новая организация труда требовала и новой системы питания.
Говоря об условиях труда шахтёров, автор подчёркивает, что в начале ХХ века на копях Михельсона (Судженка) рабочая смена длилась 8 часов. Но после 12-часового отдыха шахтёр снова отправлялся в забой. Получалось, что в течение суток он находился под землёй ровно 12 часов и при этом должен был кайлить, ставить крепь, впрягаться в салазки, перегружать уголь в вагонетки и тащить добытое на-гора. Справиться с такой чрезмерно тяжёлой работой мог только сильный и выносливый мужчина. А силы ему могла дать высококалорийная пища, то есть жирная и мучная. Но котелок с кулешом с собой в шахту не возьмёшь… Как же быть? И приемлемый выход нашелся!
Полностью статью читайте в газете «Кемерово» №32 от 19 июля 2019 г.
Забутовка
Г. П. Дмитриев.
Полезное
Смотреть что такое «Забутовка» в других словарях:
забутовка — забутка, заполнение Словарь русских синонимов. забутовка сущ., кол во синонимов: 2 • забутка (1) • … Словарь синонимов
забутовка — (забутка) Заповнення муруванням між внутрішнім і зовнішнім шарами стіни або пазухами склепіння, що складався з каменів (буту), щебеня й битої цегли … Архітектура і монументальне мистецтво
забутовка — Заполнение породой пространства между крепью и боковыми стенками выработки [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики геология, геофизика EN filling DE Anpacken FR blocagerembourrage … Справочник технического переводчика
забутовка — backing, backfilling *Hinterfüllen, Hinterfüllung заповнення простору між кріпленням і боковими стінками виробки щебенем, піском, подрібненою породою тощо. Результат забутовування. 3. застосовують в Україні, Росії, ФРН, Бельгії та ін. країнах при … Гірничий енциклопедичний словник
Забутовка — – заполнение промежутка между внутренней и внешней оболочками стены камнем, щебнем, битым кирпичом и т. д. [СТБ 1900 2008] Рубрика термина: Виды кладки Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
Забутовка — Забутовка процесс заполнения забутовочным материалом пространства между крепью и вмещающими горную выработку породами. Забутовка улучшает связь крепи со стенками выработки, способствуя повышению устойчивости породного массива, увеличению… … Википедия
Забутовка — ж. Заполнение какого либо пространства бутом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
забутовка — забутовка, забутовки, забутовки, забутовок, забутовке, забутовкам, забутовку, забутовки, забутовкой, забутовкою, забутовками, забутовке, забутовках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ЗАБУТОВКА — заполнение породой пространства между крепью и боковыми стенками выработки (Болгарский язык; Български) запълване (на откос при минен крепеж) (Чешский язык; Čeština) zához (Немецкий язык; Deutsch) Anpacken (Венгерский язык; Magyar) hátfalazás;… … Строительный словарь
Забутовка — (забутка) Часть стены, заполняющая пространство между кирпичами или каменными блоками лицевых поверхностей. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) … Архитектурный словарь
Выбери что означает кузбасский регионализм забутовка в литературном русском языке
Ввести ученика в ситуацию, требующую ориентации на общий (теоретический) способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий, — это значит:
А)Создать схему ООД
B)Составить линейную программу
C)Создать проблемную ситуацию
D)Поставить учебную задачу
Объяснение:
Обратимся к определению: «Поставить учебную задачу — значит ввести учащихся в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее решения во всех возможных частных и конкретных условиях» по И. А. Зимней.
Теоретические основы создания учебной литературы начали активно разрабатываться в отечественной педагогике, начиная с:
А)60-х годов ХХ столетия
B)20-х годов ХХ столетия
C)Середины XVIII века
D) Конца ХIХ столетия
Объяснение:
Процесс создания и развития учебной литературы в Российской школе был длительным и сложным как по целевому назначению, так и по содержанию. Строение учебника менялось вместе с изменением понимания сущности процесса обучения и осознаваемых возможных функций учебника. Весомые труды в данной области относятся к 60-м годам XX столетия: исследования и научные труды Е. И. Перовского, Н.А. Менчинской.
Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы психолога и педагога:
А) Дж. Локка
B) Дж. Брунера
C) П.Я. Гальперина
D) И.Ф. Гербарта
Объяснение:
Наибольшее влияние на развитие современной концепции проблемного обучения оказали работы американского психолога Дж.Брунера (Брунер Дж., 1977; аннотация). В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний как основы эвристического мышления. Главное внимание Брунер уделил структуре знаний, которая должна включать в себя все необходимые элементы системы знаний и определять направление развития ученика.
Что из предложенного включает в себя когнитивный компонент готовности к педагогической деятельности:
А) Определенный уровень общепедагогических и специальных знаний
B) Умение управлять собой в конкретных ситуациях и направлять свои профессиональные усилия на всестороннее развитие личности ребенка
C) Умение определять и применять способы наиболее эффективного достижения поставленных целей
D) Ценности педагогической деятельности, позволяющие учителю удовлетворять свои потребности и служащие ориентиром в его профессиональной работе
Обоснование:
Когнитивный компонент готовности к профессионально-педагогической деятельности необходимо рассматривать в двух аспектах: общеинтеллектуальные способности и знания в конкретной предметной области. В. Д. Шадриков определял любую способность как свойство, на основе которого реализуется конкретная психическая функция. С позиции системного подхода автор раскрывает взаимовлияние способностей и деятельности, делая акцент на том, что любую деятельность можно дифференцировать на отдельные психические функции: при реализации любого действия необходимо что-то воспринять, представить, запомнить, осмыслить и т.д.
Учитель в своей практике идет к достижению цели через стандартизированное предъявление материалов и привлечение элементов соревновательности. К какой группе вы бы отнесли такого учителя?
А) SJ
B) NT
C) SP
D) NF
Объяснение:
Основой тестирования служит классификация Карла Юнга, разделившего в 1920 г. различные группы людей по основным архетипам (совокупности инстинктов). Основой типологии (сейчас чаще пользуются термином «тип менталитета» вместо «архетип») являются различия в определенных стилях поведения, определенных наборах «функций». При этом следует иметь ввиду, что ни один из типов менталитета (психотипов) не важнее любого другого.
Методика И.Маерс и К. Бриггс (Маерс—Бриггс) была основана на признании особенностей поведения отдельных личностей как врожденных характеристиках. Генерализованные типы (архетипы) имеют следующие обозначения: SP, SJ, NF и NT. В зависимости от особенностей характерологических проявлений того или иного архетипа возможны следующие подтипы: ESFP, ISPP, ESTP, ISTP; ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ; ENFJ. INFJ, ENFP, INFP; ENTJ, INTJ, ENTP, 1NTP. Общие характеристики типа, в принципе, верны и для подтипа, но особенности личности накладывают свой отпечаток на инверсионные возможности проявления.
ТИП SJ — основные характеристики людей этого типа — надежность, стабильность, сохранение традиций.
Поведение, нарушающее установленные правовые нормы и приводящее к правонарушениям, проступкам и преступлениям, — это:
А) Ресоциализация
B) Виктимогенность
C) Девиантное поведение
D) Делинквентное поведение
Объяснение:
А) Ресоциализация — это приспособление человека к жизни в новом сообществе. Примерами могут служить эмиграция, обретение нового вероисповедания, уход в монастырь, вхождение в более высокий социальный класс.
B) Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и др.). Виктимизация — это процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации (А. В. Мудрик).
C) Девиантное поведение — это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей. Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия.
D) Делинквентное поведение — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощенное в его проступках, наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятие «делинквентное поведение» произошло от английского слова «delinquency», что переводится как «правонарушение, проступок, провинность».
Объем оперативной памяти у школьников составляет:
А) От 1 до 3 единиц
B) От 3 до 5 единиц
C) От 2 до 4 единиц
Объяснение:
На основе ряда исследований, проводимых научно-педагогическим коллективом УРФУ, рядом нейропсихологических центров России объем оперативной памяти у школьников составляет от 2 до 4 единиц.
Чтобы гиперактивного ребенка побудить к действию, необходимо:
А) Проговорить информацию 4 раза
B) Проговорить информацию 3 раза
C) Проговорить информацию 5 раз
D) Проговорить информацию 2 раза
Объяснение:
Согласно методике работы с гиперактивными детьми (Н.Н.Заваденко, Р. Кэмбелл) необходимо проговорит информацию 4 раза.
Как вы думаете, согласно Д.Б. Эльконину, система отношений «ребенок — взрослый» превращается в какую систему отношений?
А) «ребенок — ребенок»
B) «ребенок — общественный взрослый»
C) «ребенок — общественный предмет»
D) «ребенок — предмет»
Объяснение:
Система «ребенок-взрослый» превращается, по Д.Б. Эльконинну, в систему «ребенок — общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности.
К дидактическим принципам, предложенным Л.В. Занковым, не относится принцип:
А) Ведущей роли прикладных знаний в начальном обучении
B) Обучения быстрым темпом
C) Обучения на высоком уровне трудности
D) Осознания школьниками процесса учения
Объяснение:
Основу системы обучения по Л. В. Занкову составляют следующие взаимосвязанные принципы:
Принцип обучения на высоком уровне трудности
Реализация этого принципа предполагает осуществление обучения в зоне ближайшего развития (Л. С. Выготский), преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений. Обязательное условие соблюдение меры трудности. Содержание этого принципа может быть соотнесено с проблемностью в обучении.
Принцип ведущей роли теоретических знаний
Согласно этому принципу отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков. Он был выдвинут в противовес традиционным представлениям о конкретности мышления младших школьников.
Принцип осознания школьниками процесса учения
Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции. Л. В. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять теоретические знания на практике, овладения мыслительными операциями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения), а также признавал необходимость позитивного отношения школьников к учебному труду.
Принцип работы над развитием всех учащихся
Согласно этому принципу должны быть учтены все индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо, но словам Л. В. Занкова, «развитие есть следствие развития». Содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса.
Принцип продвижения в изучении материала быстрым темпом
Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного, при этом самое важное — непрерывное обогащение школьников новыми знаниями. Однако нельзя путать быстрый темп обучения с поспешностью в учебной работе, также не следует стремиться к большому количеству заданий, выполняемых школьниками.