вьяяма что это такое
Традиционно принято считать, что роль «разминки» перед практикой асан в традиционной йоге играют комплексы сурья-намаскара: «несколько повторений сурья-намаскар перед началом занятий аскрепощают зажатые мышцы и суставы и облегчают последующее выполнение асан» (Свами Шивананда). Аналогичного мнения придерживаются и в Бихарской школе йоги. В «майсорской школе» Кришнамачарьи, где практика асан совмещалась с выполнением «виньяс», построенных по тому же принципу, что и сурья намаскара (первые шесть движений в любой «виньясе» идентичны движениям сурья-намаскра), необходимости в выполнении отдельных комплексов сурья намаскара отсутствовала. соответственно, в «Аштанга виньяса йоге» Джойса, «Винийоге» Дешикачара, и других аналогичных направлениях, практически отсутствуют чисто разминочные упражнениях –их роль выполняет сама динамика тренировочных последовательностей. Интересно, что Б.К.С. Айенгар, обучавшийся у Кришнамачарьи, убрав из своего варианта йоги «виньясы», и придав ей более мягкий и статичный вид, так и не ввел никаких особых упражнений для разминки, сделав акцент на «стоячих асанах», выполнение которых тоже приводило к разогреву всего тела и повышению гибкости.
Впервые с этой системой упражнений и самим термином «вьяяма» наши энтузиасты йоги познакомились в семидесятые годы двадцатого века, после визита в СССР учителя йоги из Вишваятан Йогашрама (Кашмир, Индрия) Дхирендры Брахмачари. Его книга «Сукшма вьяяма», была долгое время доступна в «самиздатовском» варианте, и выдержала несколько «пиратских» изданий во времена «перестройки», пока, наконец, не вышла в «солидном» варианте в изд-ве София в 2000 году. В книге подробно описываются 48 техник раздела «сукшма вьяяма» и несколько упражнений «стхула вьяяма», а также приводятся подробные рекомендации по «отстраиванию» ширшасаны (стойки на голове), выполнению очистительных техник «шат карма» и вправлению смещенного пупка. Так уж вышло, что, не особо вникая в тонкости пестрого разнообразия школ йоги в самой Индии, многие решили, что техники «вьяяма» являются специфической особенностью именно школы Дхирендры Брахмачари, на чем и успокоились.
На самом деле, все обстоит иначе – и техники «вьяяма» имеют место в йоге большинства известных нам направлений.
Система «вьяяма», таким образом, представляет собой уникальный комплекс разнообразных упражнений, в том числе, самых простых, пригодных для ослабленных и болезненных людей – что делает ее незаменимой для начинающих в йоге, работы с детьми и пожилыми людьми, в йога-терапии. К сожалению, на сегодняшний день, в СНГ уделяется слишком мало внимания этим упражнениям – и совершенно зря. Будучи не только вспомогательными упражнениями к основному комплексу хатха-йоги, но и самостоятельной системой психофизического развития, не уступающей тому же китайскому «ци-гун», система «вьяяма» должна занять свое достойное место в фундаменте величественного здания йоги.
Впервые опубликовано в журнале «Йога» №7 2004.
Йога Сукшма Вьяяма
Сукшма Вьяяма популярна в Индии. Новую систему йоги создал мастер Махариши Картикейи, а его ученик — Дхирендра Брахмачари — открыл этот вид йоги для всего мира.
Особенности Сукшма Вьяяма
В России этот вид йоги появился в середине 60-х годов прошлого века. Советские ученые изучали новую йоговскую практику для внедрения ее в ход подготовки космонавтов. Термин «Сукшма» переводится как тонкое или мягкое, а «Вьяяма» означает растяжение, упражнение. Сукшма Вьяяма — это мягкое растяжение, но чаще всего ее называют суставной гимнастикой.
Некоторые мастера йоги утверждают, что второе название не совсем корректно: йога включает в себя множество упражнений, среди которых и силовые, влияющие не только на тонкое тело человека, но и на физическое. Регулярное выполнение асан приводит к оздоровлению энергетического тела и полной энергетической структуры человека. В этом наблюдается сходство Сукшма Вьяямы с тибетскими пульсациями.
Еще одна характерная черта практики — продолжительное стимулирование работы внутренних органов человека и органов внутренней секреции в результате выполнения упражнений.
Составляющие части йоги
Сукшма Вьяяма состоит из:
Асаны — это традиционные для йоги упражнения, которые выполняются в определенной последовательности. Они развивают гибкость и выносливость, силу, координацию движения, пластичность, улучшают здоровье и настроение. Регулярные занятия учат понимать и контролировать свое тело, мысли, эмоции и дыхание. Учеными доказан оздоровительных эффект упражнений.
При выполнении асан важной является фиксация внимания или дришти.
После правильного дыхания дришти является основной частью йоги. Концентрация внимания позволяет сосредоточиться в асане на ощущениях, энергии, расслаблении. Постепенно умение фокусироваться и осознавать текущий момент переносится и в обычную жизнь.
Пранаяма — система дыхательных упражнений. Она направлена на восстановление энергетического потенциала. Регулярное выполнение улучшает работу системы кровообращения, насыщает кислородов все внутренние органы и ткани, стабилизирует обменные процессы в организме.
Мудры — это упражнения для пальцев рук. Их складывают определенным образом, а каждая из мудр влияет на здоровье и эмоциональное состояние человека. С их помощью можно справиться с приступами гнева или паники, раздражительности, усталости, потери концентрации внимания. Мудры наполняют человека положительной и теплой энергией, светлыми эмоциями. Часто мудры называют миниатюрной йогой: упражнения можно выполнять в любой обстановке, они не занимают много времени и не привлекают внимания окружающих.
Бандхи — энергетические замки. Выполняются для энергетической подпитки, замедления процесса старения, предотвращения напрасного расходования жизненной энергии. А кумбхаки — практика по задержке дыхания. Она позволяет максимально насытить кислородом кровь и внутренние органы.
Польза Сукшма Вьяямы
Основной плюс этого направления — безопасность асан, и их доступность для людей любого возраста. Положительные результаты от регулярных занятий:
Правила выполнения асан
Выполняется Сукшма Вьяяма как самостоятельный комплекс или как разминка для разогрева мышц. Для выполнения упражнений понадобиться специальный коврик. Во время выполнения нужно следить за спиной: она должна быть прямой, а плечи — чуть отведенными назад. Нельзя напрягать шею, но делать акцент на ее вытяжении. Все движения должны быть плавными и равномерными. Дыхание на протяжении всего комплекса упражнений остаётся ровным, без задержек или учащения ритма. Каждое упражнение повторяют от 5 до 10 раз, если в описании не оговорено иное количество.
Важно также соблюдать последовательность: каждый следующий комплекс является органичным продолжением предыдущего.
Комплексы упражнений Сукшма Вьяямы
Для разогрева
Начинают выполнение асан для шейного отдела позвоночника. Сукхасана расслабляет мышцы шеи, укрепляет их, помогает бороться с остеохондрозом и отложением солей. На выдохе голову медленно наклоняют, и прижимают подбородок к груди. На вдохе голова отводится назад. В идеальном исполнении — затылок ложится на спину. Переходят к вращательным движениям головой. Дыхание сохраняют ровным и глубоким, а описываемая окружность постепенно увеличивается. В каждую сторону делают по 5 полных оборотов.
Возвращаются в исходное положение, и приступают к поворотам головы из стороны в сторону. На быстром выдохе голову поворачивают налево, подбородок тянется к плечу. Повторяют в противоположную сторону. Важно почувствовать натяжение мышц шеи. После этого приступают к наклонам головы. На среднем по продолжительности выдохе голова наклоняется к правому плечу, затем к левому. Нужно постараться прижать ухо к самому плечу за счет растяжения мышц шеи.
Гимнастика для суставов рук
Занятия начинают с вращения предплечий. Выполняется оно сидя. Взгляд — перед собой, ладони покоятся на плечах, спина прямая. Первым движением локти соединяются снизу и отводят вверх. Из верхнего положения их разводят в стороны, и вновь опускают. Получается полный ровный круг. Повторяют по 10 раз в каждую сторону. После перерыва в два дыхательных цикла начинают вращение запястьями. Руки вытягиваются в стороны. Большие пальцы спрятаны в кулаках. Делают по 10 вращательных движений в каждую сторону.
Для выполнения вращений руками в локтевых суставах важно оставить кулаки плотно сжатыми. При выполнении упражнения двигаются только нижние предплечья, верхние же остаются неподвижными. Вращения локтями начинают с направления кулаков вверх, затем вниз, и вновь через стороны вверх.
Далее приступают к силовому загибу в запястье. Выполняют его сидя. Руки разводятся в стороны, ладони смотрят вниз. На входе кисть поднимают, и направляют на себя. Задерживаются на несколько секунд, и еще немного подтягивают пальцы на себя. На выдохе кисть опускается вниз, положение руки снова фиксируется, пальцы тянуться на себя.
Гимнастика для спины
В ходе выполнения упражнений происходит равномерная проработка мышц спины, возвращение гибкости позвоночнику, улучшение осанки. Важное условие для выполнения упражнений: нет болевых ощущений в спине. Выполнять из положения сидя.
Руки положить на колени. На выдохе спину вытягивают назад, голова же наклоняется вперед. Вес тела переносится на копчик. Позвоночник максимально вытягивается. На входе делают прогиб в области грудной клетки, голова запрокидывается назад. Возвращаются в исходное положение, и приступают к вращению корпусом. Руки обхватывают колени. На выдохе делают вращение телом, равномерно отводят его в стороны и назад. Центр тяжести переносится на копчик, в руках должно появиться ощущение напряжения.
Через 10 повторов делают перерыв в два дыхательных цикла. Начинают делать наклоны. Руки разведены в стороны. Наклон вправо: правая рука сгибается в локте и ложится на коврик. Левая рука заводится за голову. Зафиксировать на несколько секунд, сделать еще один выдох и потянуть корпус еще вправо. Расслабиться, повторить в противоположную сторону. Следующий цикл наклонов делают с вытянутыми руками. Правую кисть ставят на коврик. Делая наклон вправо — левая рука тянется вверх, ладонь разворачивается к телу. Левая рука должна составлять единую линию с боком и тазобедренным суставом. Выдержать в положении от 15 до 35 секунд. Повторить в другую сторону.
Заканчивают гимнастику наклонами с натяжением. Для этого руки поднимают над головой и расслабляют мышцы спины. На вдохе нужно потянуться так, чтобы предплечья коснулись ушей. На выдохе — медленный наклон вперед с прямой спиной. Ладони покоятся на полу. Тело расслабляется, тянется вперед за счет удлинения позвоночника. Выдерживают от 30 до 60 секунд. Выходят из асаны на вдохе.
Гимнастика для укрепления ног
Простые упражнения комплекса прорабатывают суставы и связки ног от пальцев до тазобедренной области. Исходное положение — сидя. Ноги и спина остаются прямыми. Внимание сосредоточено на пальцах ступней. На выдохе резко напрягают и расслабляют пальцы. Потом начинают вращательные движения, постепенно увеличивая амплитуду вращения. Пятка остается прижатой к полу.
Далее левую ногу сгибают в коленном суставе. Ступня подтягивается к тазу, пятка — рядом с промежностью. Сделать быстрый выдох, и опустить колено к полу, поднять и выпрямить ногу. Вернуться в исходное положение, повторить с противоположной стороной. Для следующего упражнения корпус чуть подают влево. Правая нога сгибается и подводится под тело. Носок тянется назад. На быстром выдохе делают наклон вправо, с ощутимым надавливанием на согнутую ногу. Выдержать несколько секунд, отвести корпус назад и распрямить ногу. Повторить с другой стороной.
Правая нога сгибается в коленном суставе и поднимается. Пальцы левой руки обхватывают внешнюю сторону правой стопы. Правая же рука поддерживает голень под коленной чашечкой. На выдохе правую ногу оттягивают в сторону, пытаясь завести за спину. Упражнение сложное, и требует подготовки. Не нужно с первых исполнений пытаться сделать его идеально. Натяжение необходимо прекратить, если появились болевые ощущения в мышцах. Тело будет приспосабливаться к нагрузкам постепенно.
Гимнастика из положения стоя
В этом положении удобнее прорабатывать суставы ног и позвоночник, а нагрузка на них становится более естественной. Регулярное исполнение позволяет улучшить тонус и укрепить мышцы спины, распрямить плечи и улучшить осанку, освободить ткани и мышцы от зажимов.
Первое упражнение начинают с приседания. Нужно сесть на корточки, а для сохранения равновесия можно опереться на руки. Затем поднимаются на носки. На каждом выдохе отталкиваются от коврика так, чтобы щиколотки продвинулись вперед и вверх, и на вдохе — вернулись назад.
Второе упражнение — балансировка на носках. Исходное положение то же самое. Вес тела переносится на ноги, руки отрываются от пола и вытягиваются вперед. Колени тянутся вверх. Пятки не касаются пола. Выдержать в положении три-четыре дыхательных цикла. После чего бедра ставятся параллельно полу, и снова фиксируются на три-четыре цикла ровного дыхания.
Затем приступают к вращению коленями. Для этого нужно сесть на корточки, таз — выше уровня колен. Локти сводятся вместе, поясница расслаблена. Делают по 5 вращательных движений в каждую сторону. Стопа не отрывается от пола, а спина остается прямой.
Для растяжения позвоночника ноги расставляют на ширину плеч и делают плавный наклон вперед. Тело должно стать параллельно полу. Руки ставят на бедра. На выдохе поясница расслабляется, руки выпрямляются. Все внимание сосредоточено на вытяжении позвоночника. Выдержать в положении несколько секунд.
Прогиб спины начинается с заведения рук за спину. Ладони ложатся на поясницу. На выдохе делают прогиб спины до максимального натяжения мышц. Выдерживают от 10 до 20 секунд. После чего переходят к наклонам вперед. Ноги разводятся в стороны. Руки — за спину. Ладони лежат на пояснице. На вдохе — чуть присесть и подать спину назад. На выдохе — быстрый наклон вперед.
Через 10 повторов приступают к глубоким наклонам. На вдохе — приподнимают тело, а на выдохе — опускают как можно ниже. Руки остаются за спиной. Тело тянется вниз за счет удлинения позвоночника. На глубоком вдохе руки опускаются вниз, спина расслабляется. В таком положении выдержать 10-15 секунд. Затем рассоединить ладони, поднять руки и ухватиться над головой за локти. Расслабить спину. На вдохе медленно подняться.
Бандха
Бандха — главная энергетическая практика Сукшма Вьяямы после асан. Выполнять ее нужно утром перед завтраком. Количество повторов — от 5. Выполняются упражнения сидя, спину держат прямо, а ноги — сведены вместе.
Начинают с медленного вдоха через нос. Воздух наполняет нижнюю часть легких, что приводит к увеличению живота. Затем дыхание задерживают, и выдыхают. Воздух выходит из легких за счет втягивания живота. Далее вытягивают губы трубочкой, и всасывают воздух через щель между ними. Во время вдоха подбородок опускается к грудной клетке. Дыхание задерживается. После чего делают медленный выдох через нос. Важно: воздух должен полностью покинуть легкие. Время задержки дыхания начинается от 15-20 секунд, и с каждой новой практикой увеличивается. Максимально можно выдержать до 3 минут.
Регулярное выполнение стимулирует движение крови. Происходит естественный массаж сердца за счет вертикального движения диафрагмы. Укрепляются нервные узлы, находящиеся в области солнечного сплетения. Практика этого упражнения особенно полезна людям с нарушением пищеварения.
Сукшма Вьяяма йога
Сукшма Вьяяма йога – это практика, которая зародилась в Индии. Она представляет собой особую последовательность асан, которые оказывают очень мощное воздействие на энергетическое тело человека, что понятно из самого названия (с санскрита Сукшма переводится, как «тонкое», что является явным намеком на тонкое тело). За исключением этого Сукшма Вьяяма йога положительно сказывается на всех внутренних органах, железах и центральной нервной системе.
Упражнения в этой йогической практике были разработаны так, чтобы оказывать развивающее и стимулирующее воздействие на кости и мышцы. Кроме того, выполнение асан из Сукшма Вьяяма йога нормализует работу тех органов, на работу которых человек не может сознательно повлиять в повседневной жизни: нервную, пищеварительную систему, железы внутренней секреции. Упражнения этого учения активизируют работу Нервус Вахуса, который простирается от головного мозга до основания позвоночника, что и объясняет их эффективность. В Сукшма Вьяяма йога особое внимание уделяется пранаяме, что в купе с выполнением мудр, бандх и упражнениями, направленными на концентрацию внимания, делают первую очень эффективной. Если верить индийской философии, то в процессе практики этой йоги, жизненная сила Прана поступает в человека без каких либо преград и наполняет его в той степени, в которой необходимо. Благодаря достаточному поступлению космической энергии, человек становится более здоровым, счастливым и открытым.
Регулярная практика Сукшмы Вьяяма йоги избавляет человека не только от душевных терзаний, депрессии и нормализует работу внутренних органов, но еще и излечивает многие болезни. Благодаря ей, многие люди справились с недугами, которые мучили их на протяжении многих лет.
Основоположником этого учения является Дхирендра Брахмачари. В начале 70-х годов он прилетал в Советский Союз для того, чтобы улучшить физические и психологические показатели космонавтов. Благодаря этому человеку, были разработаны методики, позволяющие находиться на космической орбите в течение года. Следует отметить, что эти техники используются по сей день и считаются самыми эффективными в мире.
Сукшма Вьяяма йога – это практика, рассчитанная на самых разных людей. Она включает в себя как достаточно как простые упражнения, так и те, что требуют достаточно хорошей подготовки. Следует отметить, что даже при выполнении этих мощных асан и эффект достаточно мощный, особенно если сравнивать с некоторыми другими техниками.
Важно знать, что сукшма вьяяма – это йогическая практика, которая в первую очередь направлена на чистку и развитие тонкого тела. Практикуя ее регулярно, вы быстро заметите, насколько улучшилось ваше психическое состояние. Вы станете более расслабленным и уравновешенным, а это именно то, что нужно современному человеку, живущему в мегаполисе.
Сукшма-вьяяма и Сурья намаскар
Сукшма-вьяямой в Индии называют гимнастику в обычных спортивных залах, поэтому вариаций последовательностей упражнений может быть сколько угодно. Любое гимнастическое упражнение, если ему приставить название на хинди, будет вьяямой. Конечно, это далеко не практика по обретению сиддха-дехи, а просто определенная подготовка. Сукшма-вьяяма очень полезна для тела.
Что касается динамических практик, на подобии сукшма-вьяямы, то они тоже имеют свою ценность, потому что они работают на раскрытие тела, устранение в нем блоков, тугоподвижности мышц, также вьяяма мобилизует двигательные функции тела.
Сукшма-вьяяма так же еще называется «викасака» – развитие, а именно «стхула» и «сукшма», грубого и тонкого тел. Прежде, чем начинать управлять энергией, приводя ее в порядок через равновесие, необходимо само наличие этой энергии, этим «наличием» и занимается викасака. В асане энергетический процесс перенаправляется от раскрытия к собиранию энергии уже на качественно более высоком уровне.
Сурья-намаскар и Сукшма-вьяяма
Но не будем далеко уходить в тантрическую символику, ибо в случае с Дхирендрой Брахмачари все куда проще – он учился хатха-йоге не у Свами Картикеи, как многие думают, а у Раджбали Мишры. РБМ учил разным факирским вещам, в общем, больше физической стороне йоги, чем в совершенстве и владел Дхирендра Брахмачари.
Например, как мне говорил Гуру Ракеш Пандей, Дхирендра Брахмачари владел ваджроли-крией и прочими сложными техниками, делал это все в полном физическом варианте. Немного РБМ учил и просто гимнастическим подходам, сукшма-вьяяма как раз и создавалась как вспомогательный для простых людей элемент хатха-йоги, как и Сурья-намаскар, они оба появились значительно позднее.
Исходя из того, что 84 асаны были связаны с медитацией на сиддхов, отождествления с их силами, видимо, и практики вроде Сурья-намаскар появились таким же образом, когда-то в Ведах они были, и остаются по сей день, как форма пуджи Солнцу. Любое поклонение ведет к отождествлению с объектом поклонения, так «физическая форма» обросла постепенно религиозной смысловой нагрузкой.
Кто-то сейчас даже это не учитывает, просто делает те или иные последовательности Сурья-намаскар без каких либо мантр, та же обычная виньяса тому наглядный пример. Также многие просто изобретают сейчас бесчисленное множество Сурья-намаскаров, с самыми разными вставленными асанами, просто исходя из эффективности как гимнастической техники, нежели с опорой на какой-то религиозный смысл. Практика Сурья-намаскар и связанная с ней символика Сурья-намаскар – это практика почитания солнца, которая берет свое начало из Риг-веды.
Очевидно, в связи с тем, что йога всегда носила в Индии духовный характер, многие внешние садханы, связанные с поклонением, были так или иначе соотнесены с йогическими практиками. Каждый натховский пантх подразумевает акцент на определенной упасане, ну, и практики йоги, которые ей соответствуют. Солнце играет большую роль в сандхья упасане (это временные периоды положения солнца утром, в полдень и вечером), время наиболее благоприятное для практики йоги. В Индии брахманы в эти моменты времени читают гаятри, солнечную мантру; натхи обычно проводят арати. Считается, что арати означает высший свет преданности, который рассеивает «темноту».
Если вы посмотрите на ночное небо, то увидите множество сияющих звезд. Все эти космические образования ничто иное, как состояние уплотненного света, не заходя далеко в современные научные теории, скажем только, что натхи всегда знали эти законы, просто по-другому их излагали. Материя, это ничто иное, как свет в уплотненном состоянии, поэтому обычно землю изображают желтой или золотистого цвета.
Когда натхи делают хому (огненный ритуал), в первую очередь, при установлении в земле дхуни, они почитают землю как Богиню и как Сурью. Дхартри (опора, поддержка) – Богиня земли. Не просто земли, в том понимании как её многие рассматривают, она – Шакти, которая поддерживает всю вселенную (брахманду), и в этой вселенной бесконечное количество планет, созвездий, галактик. Дхартри также связана с телесной структурой человека. В общем-то, если Сурья-намаскар рассматривать с такой позиции, то это получается средство для расширения сознания, пробуждения жизненной силы, средство, благодаря которому мы свое тело и сознание приводим в полную гармонию и способны в нем видеть все силы вселенной.
Поэтому Сурья-намаскар – очень уникальная психофизическая техника, как метод поклонения, так и совершенствования физического тела. Здесь мы почитаем как внешнее солнце, так и внутреннее. Описание, каким образом в теле расположены космические объекты мы можем найти в джьотише, а так же есть объяснение в «Сиддха-сиддханта-паддхати», это текст традиции натхов, где описаны философско-метафизические аспекты, практики и принципы, по которым строится йогическая садхана.
Традиционно в индийской космологии, онтологии, самых различных религиозных культах, свет рассматривался как появление одного трансцендентного светящегося сознания, его называли Пракаша или Парасамвит и т.д. Он проявлялся в виде света солнца, луны и огня, трех гун, как проявление активной творящей природы мироздания. Все в этом проявленном мире зависит от этих гун, благодаря которым решается то, в каких мирах и телах воплотится живое существо. Поэтому гуны связаны с разными формами живых существ и с разными асанами (как положениями тела).
Вопросы к Гуру Матсьендранатху Махараджу:
Какие отличия между техникой сукшма-вьяямы в Традиции натхов и той, которую передавал Дхирендра Брахмачари?
Работая с физическим телом, энергетическое состояние переносится в тонкое и наоборот. Тогда и происходит полное раскрепощение и «ощущение бесконечности». Что же касается сукшма-вьяямы – это внешняя динамика, которая на определенном этапе активизирует внутреннюю динамику, снимает блоки в энергетическом и ментальном телах. Сукшма-вьяяме в нашей школе всех обучают, независимо от того, кто это – натхи или не натхи.
Не все натхи практикуют вьяямы, но у них есть множество и других садхан, ведущих к практически тем же результатам. Без нормального здорового тела не может быть здоровое сознание, хотя бы на каком-то уровне. Потому что если не снять закрепощения в теле, то ум всё равно будет стремиться, явно не к объектам дхьяны и внешнее нахождение в асане ещё не будет означать внутренней чистоты. Соответственно, асана не будет асаной как таковой, а правильнее такой вариант будет назвать «внешне устойчивой позицией» – «стхити», но эта стхити только внешняя.
К сожалению или к счастью, не такой и большой процент людей, практикующих хатха-йогу это понимает, а существует погоня за гибкостью и внешними результатами, вплоть до их самых гипертрофированных форм. Однажды я был приглашен на соревнования в Калькутту, где увидел дикое зрелище, как нескольких человек унесли со сцены, когда они пытались продемонстрировать сверхсложные асаны, с целью получить призы в «чемпионате по йоге».
Та вьяяма, которой учат у нас, смотрится как довольно большой комплекс упражнений, тем не менее, она качественно прорабатывает тело. Это способствует не только травмобезопасности, но и надёжному освоению асаны. Критерий правильной асаны в том, что в теле не возникает обратного эффекта (т.е. сегодня вы сделали хорошее растяжение, а завтра больно даже просто ходить).
У нас вьяяма более разнообразная по количеству упражнений, потому что подготовке тела мы уделяем большое внимание. Более того, такой подход используется в корейских, китайских, вьетнамских психофизических практиках.
Мой Гуру всегда говорит, что вьяяму, несмотря на её простоту, никогда не стоит игнорировать – если тело не будет полностью свободным от грубых энергий, то Кундалини-шакти не будет пробуждена и не даст восприятие высших энергий. При этом, большая часть моих Учителей, у которых я изучал методы хатха-йоги, не были ориентированны на то, чтобы учить западных людей и так же тех, для кого ценность представляет только временное излечение от болезней. Техники и подходы, которые используются у нас, направлены на более широкое качество.
Ещё деталь по вьяяме – в Традиции натхов в неё как бы «вставляются» асаны. Тем самым переход непосредственно к самой асане как таковой происходит постепенно, то же самое относительно пранаямы, мудp и бандх. Каждая часть (анга) йоги в какой-то мере включает элементы остальных. Mожно качественно работать с одной анга, например, асаной, и исходя из опыта в асанах создаётся лучшее понимание пранаямы или пратьяхары. И опять же, вопрос этот весьма тонкий, потому что наполнить асаны чем попало не сложно, так что и асаной её будет назвать сложно. Поэтому, комплексы упражнений может состaвлять только очень хороший специалист. Вообще, в Индии вьяямы используют очень многие школы, причём в самых разных вариациях, техника далеко не ограничена вариантом, составленным Дхирендрой Брахмачари.