вы заинтересованы в разработке проекта потому что
Фразы-шаблоны для исследовательской работы
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
ПОРТФОЛИО (ПАПКА) ПРОЕКТА
ДНЕВНИК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
Название проекта |
Состав проектной группы (ФИО, класс) |
Руководитель проекта |
Консультант проекта |
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту |
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта |
Необходимое оборудование |
Предполагаемые продукты проекта |
Проект начат Проект окончен |
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
Деятельность по выполнению проекта | Сроки выполнения | Продукт выполнения |
Проблема Почему выбрана именно эта тема? Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему? | ||
Проектирование (планирование) Какие шаги Вам предстоит проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта? | ||
Поиск информации Всё ли у Вас есть для выполнения проекта? Информация? Оборудование? Материалы для изготовления продукта? Чего не хватает? Где это можно найти? | ||
Продукт Что Вы создадите, чтобы цель была достигнута? Что Вы уже умеете делать? Чему придётся научиться? | ||
Презентация В каком виде лучше представить результаты своей работы? | ||
Портфолио (папка проекта) |
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
ПРОБЛЕМА Анализ проблемной ситуации
Сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить |
Вы заинтересованы в разработке проекта, потому что… |
Сложившаяся ситуация |
Основные признаки сложившейся ситуации |
Желаемая ситуация |
Основные признаки желаемой ситуации |
Почему эти признаки важны для Вас? |
Причины существования проблемы |
Варианты решения проблемы (выдвижение гипотез)
Варианты решения проблемы | Достоинства | Недостатки |
Окончательный вариант решения проблемы |
Анализ целипроекта
ЦЕЛЬ | |
Препятствия в достижении цели | |
Перечислите «шаги», которые необходимо последовательно выполнить для достижения цели проекта | Задачи проекта: |
ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
Предполагаемый продукт проекта
Зарисуйте продукт, который Вы планируете получить по завершении работы над проектом
(чертёж, модель, схему или др.)
Экономическое обоснование Вашего способа решения проблемы
(сведения заполняются в зависимости от темы и типа проекта)
Обоснуйте целесообразность Вашего способа решения проблемы.
Средняя стоимость аналогичного продукта в магазине составляет _________________________
Наименование необходимого материала | Цена | Количество | Стоимость |
Итого: |
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ
Сбор информации (исследование)
Каким способом можно собрать информацию? Где можно её получить? Какие инструменты, ресурсы, материалы и источники для этого нужны?Как можно записать результаты исследования?
Конкретные действия по выполнению проекта | Сроки выполнения | Инструментарий, ресурсы, источники | Ответственные |
Эксперименты | |||
Наблюдение и самонаблюдение | |||
Анкетирование и тестирование | |||
Интервьюирование | |||
Другие способы сбора информации |
Обработка, анализ и представление результатовисследования
Как лучше обработать информацию? Что для этого нужно? Кто может помочь?1.Проанализируйте полученные результаты, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу. 2. Уточните, соответствуют ли они поставленным целям. 3. Подумайте, какие рекомендации возможно составить по результатам исследования.
Конкретные действия по выполнению проекта | Сроки выполнения | Необходимый инструментарий | Продукт | Ответственные |
Компьютерная обработка результатов исследования | ||||
Другие способы обработки результатов исследования | ||||
Возможные рекомендации |
Апробация результатов исследования (подтверждение гипотезы)
Конкретные действия по выполнению проекта | Сроки выполнения | Инструментарий | Ответственные |
Наблюдение или самонаблюдение при использовании рекомендаций | |||
Другие способы апробации результатов исследования |
Вывод (по итогам апробации):
Оформление исследования
В какой форме представить результаты исследования (статья, тезисы, доклад, сообщение, реферат, текст научного сочинения, отчёт…)?
ПРОДУКТ
Конкретные действия по реализации проекта | Сроки выполнения | Инструментарий, материал, ресурсы | Ответственные |
Построение компьютерной модели выходного продукта | |||
Другие способы изготовления выходного продукта | |||
Оформление выходного продукта |
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ЗАЩИТА) ПРОДУКТА
В каком виде лучше всего представить результаты своей работы?
Практическая работа «Мой проектный замысел»
студента группы: впиши номер
впиши ФИО в родительном падеже
куратор проекта: впиши ФИО твоего куратора
Цель работы:Выявление сформированности умений формулировать тему, определять проблему проекта и вытекающие из нее задачи, ставить цель; классифицирование проекта и выбор формы проектного продукта.
Требования к теоретической готовности обучающегося к выполнению практической работы:
Для выполнения практической работы обучающийся должен уметь:
– формулировать тему проекта;
– определять проблему и вытекающие из нее задачи;
– выбирать соответствующую форму проектного продукта;
– понятия: «проект», «проектный продукт»;
– о классификации проектов и формах их проектных продуктах;
должен иметь представление:
– об основах проектной деятельности.
Задание практической работы:Проведите оценку своих умений по формулированию темы, определению проблемы проекта и вытекающих из нее задач, ставить цель; оцените свои знания о классификации проектов и формах проектных продуктов:
Задание 1. Сформулируйте тему своего проекта и запиши её во втором столбце таблицы: | |
Проект по теме: | «Место для твоей темы здесь» |
Для её выявления помогут ответы на следующие вопросы: «Почему выбрана именно эта тема? Что вам уже известно? Что надо изучить? Что еще недостаточно или совсем не изучено?»
Рекомендации: Напиши, чем эта тема интересна не только тебе, как автору работы, но и другим людям? Чем эта тема важна сейчас, в данное время? Может быть, эта тема плохо исследована, может быть, напрямую касается тебя, может быть связана с теми событиями, что происходят в мире, в стране или даже в нашем колледже?
Задание 4. Определи цель проекта, ответив на вопрос: «Что и для чего это нужно делать?» Результат запиши во втором столбце таблицы: | |
Цель проекта: | «Место для твоей цели здесь» |
Задание 5. Определи задачи проекта, ответив на вопрос: «Что надо сделать, чтобы получить определенный результат или подтвердить гипотезу, предположение?» Результат запиши во втором столбце таблицы: | |
Задачи проекта: | «Место для твоих задач здесь» 1) 2) 3) 4) |
Рекомендации: Ожидаемый результат должен быть конкретным, измеряемым, реалистичным. Нужно точно знать: Что Вы создадите, чтобы цель была достигнута? Что Вы уже умеете делать? Чему придётся научиться? Как и для чего можно использовать продукт моего проекта?
Таблица «Классификация проектов»
Критерий для классификации | Классификационный признак | Вид проекта |
Класс проекта | По составу и структуре проекта и его предметной области | Монопроекты |
Мультипроекты | ||
Мегапроекты | ||
Тип проекта | По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект | Информационный |
Творческий | ||
Социальный | ||
Практико-ориентированный | ||
Экономический | ||
Смешанный | ||
Вид проекта | По характеру предметной области реализации | Инновационный |
Научно-исследовательский | ||
Учебно-образовательный | ||
Инвестиционный | ||
Смешанный | ||
Масштаб проекта | По объёмам работ проекта | Мелкие |
Средние | ||
Крупные | ||
Очень крупные | ||
Длительность проекта | По продолжительности периода осуществления проекта | Краткосрочные |
Среднесрочные | ||
Долгосрочные |
Таблица «Примерные формы проектной деятельности»
Наименование продукта | Описание продукта |
Альбом | Красивое печатное издание на особой бумаге, в котором представлены картины, фотографии и т. п; собрание изображений или таблиц для наглядного объяснения разных научных сведений |
Бизнес-план | План, программа осуществления бизнес-операции, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности или документ, вырабатываемый новой или действующей фирмой, компанией, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия. |
Буклет | Вид печатной продукции, характерный для рекламной полиграфии, имеющей внешнюю схожесть с брошюрой, но обычно более сложной конструкции и проработанного дизайна. |
Веб-сайт (Web-сайт) | Одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. |
Видеофильм | Аудиовизуальное произведение, снимается по определенному сценарию |
Видеоклип | Короткий музыкальный видеосюжет или непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. |
Виртуальная экскурсия | Представляет собой программно-информационный продукт в виде гипертекста, предназначенный для интегрированного представления материалов экспедиции по программе. |
Выставка | Публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. |
Дневник путешествий | Последовательное изложение передвижений по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. |
Журнал | Издание в виде книжки, содержащее статьи, художественные произведение, рисунки или иллюстрации. |
Игра, соревнование, конкурс, викторины и т.п. | Разновидность физической или интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Продуктом является разработанный сценарий. |
Карта | Картографическое произведение; построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты (предметы и явления) в определенной системе условных знаков. |
Костюм | Одежда человека, в том числе маскарадная, театральная и т.п. |
Коллекция | Систематизированное собрание каких-либо предметов (однородных или объединённых общностью темы) или совокупность предметов, объединенных общей социальной, культурной, эстетической или иной целью и составляющих единое целое (коллекция произведений живописи, монет, марок и др.). |
Макет | Модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. |
Модель | Воспроизведение предмета в уменьшенном виде; образец обыкновенно в малом виде, по которому изготовляют какое-либо изделье. |
Музыкальное произведение | Инструментальная или вокальная пьеса, являющаяся результатом композиторской деятельности. |
Мультимедийный продукт | Интерактивная, компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т. д. |
Прибор | Устройство или приспособление для выполнения определенной задачи, какой-н. работы. Измерительный прибор. Счетный прибор. Прибор сложной конструкции |
Публикация | Литературное произведение, научный труд, газетная статья и т.д., которые были где-то напечатаны. Продуктом проекта является публикация в официальных источниках. |
Путеводитель | Краткое справочное издание (путеводитель по стране, городу и т.п., предназначенные главным образом для туристов, содержат сведения о местных достопримечательностях, учреждениях культуры, путях сообщения, отелях и т.п.); печатный, электронный или аудиовизуальный справочник о каком-нибудь городе, историческом месте, музее, туристическом маршруте. |
Рекомендации | Положение нормативного документа, содержащее совет. Документ, описывающий лучшую практику, которая рекомендует необходимые действия. |
Сборник | Книга, в которой собраны, напечатаны вместе различные документы, литературные или иные произведения. Сборник рассказов. Сборник статей, стихотворений. Сборник романсов. |
Сказка | Жанр литературного творчества с установкой на вымысел. |
Словарь | Справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, и т.д.) |
Справочник | Издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку. |
Электронная газета или журнал | Сайт, где размещаются новости, обзоры, аналитические материалы, а также статьи по конкретной тематике. |
Иные виды продуктов |
Для проведения самооценки своей деятельности при выполнении практической работы заполни таблицу «Критерии оценки»:
Дневник проектной деятельности
Дневник для работы над проектом для ученика
Просмотр содержимого документа
«Дневник проектной деятельности»
ДНЕВНИК ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
Состав проектной группы
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта
Предполагаемые продукты проекта
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
по выполнению проекта
Почему выбрана именно эта тема?
Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему?
Какие шаги Вам предстоит проделать от проблемы проекта до реализации цели проекта?
Всё ли у Вас есть для выполнения проекта?
Информация? Оборудование? Материалы для изготовления продукта?
Чего не хватает? Где это можно найти?
Что Вы создадите, чтобы цель была достигнута?
Что Вы уже умеете делать? Чему придётся научиться?
В каком виде лучше представить результаты своей работы?
Портфолио (папка проекта)
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
ПРОБЛЕМА Анализ проблемной ситуации
Сформулируйте проблему, которую Вы хотите решить
Вы заинтересованы в разработке проекта, потому что…
Основные признаки сложившейся ситуации
Основные признаки желаемой ситуации
Почему эти признаки важны для Вас?
Причины существования проблемы
Варианты решения проблемы (выдвижение гипотез)
Окончательный вариант решения проблемы
Анализ цели проекта
Препятствия в достижении цели
Перечислите «шаги», которые необходимо последовательно выполнить для достижения цели проекта
Предполагаемый продукт проекта
Зарисуйте продукт, который Вы планируете получить по завершении работы над проектом
(чертёж, модель, схему или др.)
Экономическое обоснование Вашего способа решения проблемы
(сведения заполняются в зависимости от темы и типа проекта)
Обоснуйте целесообразность Вашего способа решения проблемы.
Средняя стоимость аналогичного продукта в магазине составляет _________________________
Сбор информации (исследование)
Каким способом можно собрать информацию? Где можно её получить? Какие инструменты, ресурсы, материалы и источники для этого нужны? Как можно записать результаты исследования?
по выполнению проекта
Наблюдение и самонаблюдение
Анкетирование и тестирование
Другие способы сбора информации
Обработка, анализ и представление результатов исследования
Как лучше обработать информацию? Что для этого нужно? Кто может помочь? 1. Проанализируйте полученные результаты, насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу. 2. Уточните, соответствуют ли они поставленным целям. 3. Подумайте, какие рекомендации возможно составить по результатам исследования.
Управление проектами
Методология управления проектами PMBoK
Заинтересованные стороны и руководство проектом
Заинтересованная сторона — лицо, группа или организация, которая может влиять, на которую могут повлиять или которая может воспринимать себя подвергнутой влиянию решения, операции или результата проекта. Заинтересованные стороны могут активно участвовать в проекте или иметь интересы, которые могут быть затронуты как положительно, так и отрицательно в ходе исполнения или в результате завершения проекта. Различные заинтересованные стороны могут иметь конкурирующие ожидания, которые могут создавать конфликты внутри проекта. Заинтересованные стороны также могут оказывать влияние на проект, его поставляемые результаты и на членов команды проекта для достижения результатов, удовлетворяющих стратегическим бизнес-целям или другим потребностям.
Руководство проектом — приведение проекта в соответствие с потребностями или задачами заинтересованных сторон — имеет решающее значение для успешного управления вовлечением заинтересованных сторон и для достижения организационных целей. Руководство проектом позволяет организациям последовательно управлять проектами и максимально повышать ценность результатов проекта, а также приводить проекты в соответствие с бизнес-стратегией. Оно предоставляет структуру, в которой руководитель проекта и спонсоры могут принимать решения, соответствующие как потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, так и организационным стратегическим задачам, или реагировать на обстоятельства, когда они не приведены в соответствие.
Заинтересованные стороны проекта
Заинтересованные стороны включают в себя всех участников команды проекта, а также всех заинтересованных субъектов, как внутренних, так и внешних по отношению к организации. Команда проекта выявляет внутренние и внешние, положительные и отрицательные, а также исполняющие и консультирующие заинтересованные стороны, чтобы определить требования, предъявляемые к проекту, и ожидания всех вовлеченных сторон. Руководитель проекта должен управлять влиянием различных заинтересованных сторон в связи с требованиями, предъявляемыми к проекту, чтобы обеспечить успешное получение конечного результата. На рис. 2-7 показана взаимосвязь между проектом, командой проекта и различными заинтересованными сторонами.
Рис. 2-7. Взаимосвязь между заинтересованными сторонами и проектом |
Заинтересованные стороны имеют разные степени ответственности и полномочий при участии в проекте. Эти уровни могут меняться на протяжении жизненного цикла проекта. Их вовлеченность может варьироваться от периодического участия в опросах и целевых группах до полного спонсорства проекта, включающего предоставление финансовой, политической или другой поддержки. Некоторые заинтересованные стороны могут также препятствовать успеху проекта — либо пассивно, либо активно. Эти заинтересованные стороны требуют внимания руководителя проекта на протяжении жизненного цикла проекта, а также планирования реагирования на любые проблемы, поднимаемые ими.
Выявление заинтересованных сторон является непрерывным процессом на протяжении всего жизненного цикла проекта. Выявление заинтересованных сторон, понимание относительной степени их влияния на проект и уравновешивание их требований, потребностей и ожиданий является критически важной задачей для успеха проекта. Невыполнение этой задачи может привести к отсрочкам, увеличению стоимости, неожиданным проблемам и другим негативным последствиям, включая отмену проекта. Примером может являться позднее выяснение того, что юридический отдел является важной заинтересованной стороной проекта, что приводит к задержкам и росту затрат в связи с юридическими требованиями, которые должны быть удовлетворены до завершения проекта или до поставки содержания проекта.
Точно так же как заинтересованные стороны могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на цели проекта, проект может восприниматься заинтересованными сторонами как имеющий и положительные, и отрицательные результаты. Например, руководители ведущих предприятий района, которые получат выгоду от проекта промышленного развития, увидят позитивный экономический эффект для района в виде дополнительных рабочих мест, поддерживающей инфраструктуры и налогов. В случае, когда заинтересованные стороны имеют положительные ожидания в отношении проекта, в их интересах будет содействовать его успешному выполнению. И наоборот, те заинтересованные стороны, на которые проект оказывает отрицательное воздействие, будут препятствовать проекту, например, собственники близлежащих домов или владельцы малых предприятий, которые могут потерять собственность либо будут вынуждены переехать или смириться с нежелательными изменениями местной окружающей среды. Неспособность заметить отрицательно настроенные заинтересованные стороны может привести к увеличению вероятности неудачи, отсрочкам или другим отрицательным последствиям для проекта.
Важной составляющей обязанностей руководителя проекта является управление ожиданиями заинтересованных сторон, что может быть затруднено, потому что заинтересованные стороны часто имеют очень разные или конфликтующие цели. Одной из обязанностей руководителя проекта является поддержание баланса между этими интересами и обеспечение того, чтобы команда проекта взаимодействовала с заинтересованными сторонами профессионально и с позиций сотрудничества.
Руководители проектов могут привлекать спонсора проекта или других членов команды из разных мест для выявления и управления заинтересованными сторонами, которые могут быть разбросаны по всему миру.
Ниже представлены некоторые примеры заинтересованных сторон проекта: