вы в курсе что у вас в группе новый капица
«Не показала выдающихся знаний». Как 9-летняя Теплякова учится в МГУ
Всего через месяц после начала учёбы папа девочки Евгений Тепляков объявил, что на лекциях ей уже делать нечего: «На мой взгляд родителя, она окончила первый семестр полностью. Алиса очень далеко уходит вперёд». Но в вузе его осадили: «Не нужно выдавать своё личное мнение за истину в последней инстанции».
Под конец года снова скандально напомнило о себе многодетное семейство Тепляковых, чья старшая дочь Алиса в свои 9 лет является студенткой МГУ.
Случилось то, чего противники спринтерского обучения «по-тепляковски» втайне ждали – «гениальная» девочка завалила первую сессию. А папа Евгений Тепляков, в ярости от того, что всё пошло не по его плану, устроил в вузе мордобой и был скручен охраной на глазах у растерянной дочери.
«Не показала выдающихся знаний»
Напомним, Алиса, как и остальные шестеро детей Тепляковых, не знакома с обычной школой. Родители Евгений и Наталия, обладатели нескольких дипломов, сами дают им начальное и среднее образование дома, причём в темпе галопа.
Наталия и Евгений Тепляковы. Кадры телеканалов НТВ и Россия 1
Папа не скрывает, что из стандартной программы смело выбрасываются солидные куски – дети просто не изучают того, что он считает ненужным. Не нужны, например, Толстой и Достоевский, из пушкинской «Капитанской дочки» надо вырезать «сцены насилия», да и вообще цензурировать литературу для детей и взрослых (см. интервью Тепляковых порталу «Правмир»).
Авторов книг и разные даты тоже не обязательно запоминать – Алиса признавалась в телеинтервью, что часто даже не смотрит авторов, а из-за дат ей не очень даётся история. Это притом, что на факультете психологии МГУ, куда родители пристроили её на платной основе, история является одним из базовых предметов.
Но несмотря на все пробелы, Алиса в 8 лет смогла сдать ЕГЭ и дополнительное вступительное испытание (ДВИ) на психфаке МГУ (по биологии, письменно). Правда, есть нюанс: баллов она набрала немного, что называется, «проскочила». Результаты ЕГЭ родители принципиально скрывают, но с гордостью объявили, что ДВИ она сдала на 48 баллов из 100.
Алиса в программе «Док ток» / Первый канал
С одной стороны, для 8-летнего ребёнка это безусловно выдающийся показатель. С другой стороны, это критически низкий уровень для абитуриента, нацеленного на лучший вуз страны. В приказе МГУ о зачислении, который есть в открытом доступе, указано число баллов, которые набрала Алиса Евгеньевна Теплякова – 200. Это единственный самый низкий результат среди платников по той же специальности («психология служебной деятельности»). Средний балл был 264.
В свежем сообщении психфака МГУ, выпущенном после потасовки с Евгением Тепляковым, отмечено, что Алиса при поступлении «не показала каких-либо выдающихся знаний», и что родителям «неоднократно разъясняли о неполной готовности девочки получать профессию психолога». Но они всё равно настояли на контрактном обучении.
«Папа выдаёт своё мнение за истину в последней инстанции»
Неудивительно, что на новом, теперь уже вузовском, этапе образования Алиса начала спотыкаться. А отец девочки, который привык к тотальному доминированию и контролю, теперь, по сути, пытается переделать МГУ под себя и свою уникальную дочь.
Евгений и Алиса Тепляковы на телеканале РБК
Очное обучение на психфаке МГУ длится 6 лет. Но Евгений вбил Алисе в голову, причём без вариантов, что учёба займёт только 2 года. Девочка даже была уверена, что так учатся все. Вот дословно её диалог в студии программы «Док ток» с ведущим Александром Гордоном:
Алиса: Вообще-то два года учатся в институте. Ну, пять семестров – каждый год два семестра, и ещё пятый параллельно с четвёртым будет идти последние полгода.
Гордон: Папа же только что сказал, что шесть лет учатся в университете.
Алиса (капризно): Нет, там все по два года.
Кадр программы «Док ток» / Первый канал
В пресс-релизе психфака подтверждают, что отец с первых дней «неудержимо стремится самостоятельно организовывать учебный процесс», чтобы уместить 6-летнюю программу в 2 года. Но он так и не ознакомил руководство со своей «уникальной авторской методикой обучения». А а Алиса так и не продемонстрировала «особых способностей» и «каких-либо особых успехов» в учёбе, хотя, согласно тексту, она в целом «успешно начала учебный семестр».
Родители продолжают самовольно держать дочь на домашнем обучении – Алиса не присутствовала ни на одном занятии с 8 сентября, указывают на факультете. При этом весь семестр родители только и делали, что жаловались во все инстанции, что никто не идёт у них на поводу и не ускоряет процесс учёбы.
Сам Евгений Тепляков рассуждал в студии «Док ток»: «Обучение по университетской программе, если вы убираете оттуда контроль посещаемости, если вы убираете контрольные на лекциях, то оно будет занимать гораздо меньше времени, чем обучение в школе».
Отца тогда осадил бывший на связи завкафедрой нейро- и патопсихологии МГУ, доктор психологических наук Александр Тхостов: «Я папе говорил, что папа часто неверно формулирует вещи, потому что нужно говорить не “это так”, а “я думаю, что это так”. Это мнение папы. Он имеет на него полное право. Но не нужно выдавать это мнение за истину в последней инстанции».
Евгений Тепляков в сюжете Первого канала
«На лекциях ей уже делать нечего»
Сама Алиса, похоже, так и не поняла толком, чем же отличается среднее образование от высшего. Ведь для неё, по сути, ничего не изменилось – те же частные домашние условия, тот же вездесущий отец со своими принципами, и та же необходимость периодически сдавать экзамены посторонним дядям и тётям.
В выпуске «Док ток» о Тепляковых, показанном в конце октября, была единственная возможность расспросить Алису о впечатлениях. Она тогда вяло ответила, что в МГУ ей нравится, и что в целом учёба происходит так, как она и ожидала (как будто ей есть с чем сравнивать).
Алиса на телеканале РБК
Однокурсники же, если верить СМИ, которые цитируют их анонимно, сначала жаловались, что Алиса ведёт себя как дикарка, не имеющая навыков поведения в обществе. Девочка мешала, встревала, перебивала преподавателей, заявляя, что она это «уже читала или решала». Но довольно скоро её поведение изменилось – она научилась слушать лекции и молча записывать.
А уже 30 сентября, всего через месяц после начала учёбы, Евгений Тепляков объявил, что на лекциях ей уже делать нечего: «На мой взгляд родителя, она окончила первый семестр полностью. Алиса очень далеко уходит вперёд».
«Допрос с пристрастием»
Только вот экзаменаторов в МГУ прогресс Алисы совсем не впечатлил. По требованию родителей, первую сессию для неё организовали досрочно, в декабре, в индивидуальном порядке (остальные первокурсники психфака будут сдавать её в январе). Согласно расписанию, по данной специальности четыре экзамена: введение в психологию, анатомия центральной нервной системы, высшая математика и русский язык и культура речи.
Из ЖЖ Тепляковых who_stole_tarts известно, что по профильной дисциплине – психологии – Алиса получила «неуд» с пояснением, что у неё «знания фрагментарные, а не системные». В день сдачи этого экзамена и случился инцидент, попавший на видео – как отец Алисы с воплями «пустите меня!» пытался схватить преподавателя и боролся с двумя охранниками, которые еле-еле его удерживали.
Судя по яростным комментариям родителей в ЖЖ, отца взбесило, что экзамен принимали без его личного присутствия рядом с дочерью, что заставили её отвечать на первый вопрос билета письменно, хотя родители разрешили только устно, что удерживали в аудитории полтора часа, хотя отец требовал её выпустить, что «допрос вели с пристрастием всемером», и наконец, что объявили оценку не ему, а самой Алисе.
При этом Евгений Тепляков, получив дочь обратно, сам стал сразу же её «допрашивать» по билету в фойе МГУ, записывая на видео. Вероятно, так он пытался доказать, что Алиса всё знает и получила двойку незаслуженно. Но, опять же, её ответы впечатляют, если делать скидку на возраст. Но вряд ли детский простенький пересказ прочитанного, с одной папиной подсказкой и одним ответом «не помню», достоин высокой оценки в престижном вузе.
На факультете заявили, что «студентке были выставлены объективные оценки», и призвали родителей «при планировании её жизни и учебной деятельности учитывать её возрастные и индивидуально-психологические особенности». Отчислять Алису не будут – у неё, как и у всех студентов, есть право пересдачи.
Правда, Тепляковы-старшие уже по привычке настроены агрессивно и пишут, что от факультета «идёт поток лжи». А Алиса, видимо, так и продолжит невольно усваивать, что во внешнем мире за пределами её семьи сплошь одни «враги».
Перевод в новую группу, первый провал на бирже фриланса и курсовая по JavaScript. Продолжение «Дневника студента»
Пикабушник @vladasic вернулся после большого перерыва. Влад прошел уже больше половины 10-месячного курса по веб-разработке в Яндекс.Практикуме. В этот раз есть неутешительные новости, но при этом много стойкости и уверенности в светлом будущем.
Привет. Предыдущий пост про учебу я писал в январе, сейчас июнь — сложные концепции JavaScript меня почти доконали. Взял третий академ (всего на неделю, но тем не менее), чтобы вернуться на полтора месяца назад по программе курса и изучить все досконально. Иначе постичь объектно-ориентированное программирование, классы и API мне не удавалось.
Фишка третьего академа в том, что его, вообще-то, нет. Но если вам так же сложно разбираться в JS, как и мне, над вами сжалятся и дадут еще один отпуск.
В общей сложности у меня ушло 4,5 месяца на изучение JS. Примерно по 5-6 часов день 6 дней в неделю. Сложнее всего было въехать в классы. А рефакторинг кода теперь моя самая болезненная тема: исправлять то, что уже написано, порой сложнее, чем писать новое.
Конечно, я еще не «Про», но вполне могу работать на JS. Как минимум, реализовать обработку формы и слушателей событий у меня точно получится. Разобрался сам по учебным материалам курса. Хотя иначе и не могло быть, потому что из наставников никто тебе не даст прямого решения задачи или правильного ответа. Дадут документацию, намекнут, но сказать прямо, в чем ошибка, — так нельзя. Это противоречит системе обучения. Правда, мне (как человеку с тремя академами) кажется, что порой все же надо давать прямые подсказки. Две недели на изучение вопроса и практическую работу зачастую очень мало, если ты еще пока не мыслишь, как разработчик.
Я считаю, практика важнее всего, и когда человек застрял, его нужно вытаскивать и все разжевывать. Самостоятельно тоже рано или поздно находишь ответ, но что если ответ нашелся неправильный? Точно могу сказать одно: чтобы выучить — нужно учить. Читать, перечитывать, в конце концов тема поддастся. Какие-то вещи приходят только после пятого прочтения одного и того же материала, это нормально.
За последние месяцы я понял для себя кое-что очень важное. Если бы мне не дали третий академ и отчислили (были такие опасения), то я бы все равно продолжил сам изучать программирование, потому что это уже стало частью моей жизни.
Думаю, многим, кто заинтересовался курсом «Как стать веб-разрабом», будет интересно узнать про деньги. Несмотря на то, что я учусь по времени дольше положенного (из-за академов), я ничего не оплачиваю дополнительно. Внес только полную сумму в начале обучения. Теперь, если все-таки не доберусь до финиша, мне вернут деньги за оставшееся время. Это оговорено в нашем контракте. Но лично мне кажется, что Яндекс.Практикум заинтересован в том, чтобы доучивать людей. Только не стоит думать, что выпуститься сможет каждый, ведь вы никогда не напишете практические работы без понимания концепций. А списать, как я уже говорил, никто не даст. Да и смысла в этом нет, потому что есть такая штука, как преемственность знаний: не понял какой-то этап, дальше будешь из-за этого непонимания стопориться.
Из-за всех отпусков я отстал от своей группы, поэтому меня перевели в другую. В прошлой были очень активные ученики, которые все вопросы решали коллегиально в телеграме. За сутки в чате набиралось около 200 новых сообщений. В новой группе зато классный староста, который помогает разобрать самые сложные вопросы, может даже покопаться в твоем коде и сделать замечания.
Каждый в группе должен был подготовить свой проект, что-то вроде курсовой работы. Вот мой. Это учебная работа, поэтому какой-то крутой идеи в ней нет, а нужна она лишь для отработки навыков. Нужно было реализовать разные возможности: загружать картинки (и чтобы все могли посмотреть загруженное), удалять свои картинки, ставить лайки чужим, редактировать свой профиль. Ну и разные детали, вроде поп-апа, который переспрашивает, действительно ли ты хочешь удалить изображение.
На этом проекте закончилось обучение JS. И это не значит, что пора устраиваться на работу, потому что фронт без бэка — просто картинка. Это я четко усвоил, когда взял заказ на фриланс-бирже на создание сайта интернет-магазина и не смог довести его до конца. Казалось бы, прошло уже так много времени, но пока у меня все еще маловато знаний для полноценных проектов.
Следующий этап: изучение React — инструмента для создания пользовательского интерфейса. Это должно быть интересно (теперь-то академов точно не осталось). Я пока не знаю, чего ждать, но думаю, что со всем справлюсь. После Реакта будет наконец бэкенд для фронта — тогда-то заживу как фрилансер.
У меня позади уже больше половины курса, поэтому могу давать советы тем, кто собирается обучаться веб-разработке. Ребята, будет сложно. Просто подготовьте себя мысленно к этому. Мы все не гении, обычные люди с классическим пониманием мира — обучение кодингу равносильно первым попыткам читать и писать. Чтобы освоить новые навыки хорошо, нужно жить с ними, бесконечно совершенствоваться и практиковаться. В момент, когда будет совсем невыносимо, скажите себе: «Иногда нужно просто ничего не менять, терпеть, биться, как баран, в эту стену, и стена рухнет». А следом за ней рухнет и ваша неуверенность. Вы начнете задавать правильные вопросы, а это уже половина ответа.
69% студентов Практикума проходят обучение до конца — уверен, что тоже окажусь в их числе. И это цифра не откуда-то с потолка, а из исследования Высшей школы экономики про выпускников Яндекс.Практикума. Обдумывая, насколько курс может закрыть ваши потребности и помочь с работой, почитайте его. Еще несколько цифр оттуда же: 71% выпускник нашел новую работу (большинство без опыта в IT, технического образования и после 40 лет) с медианной зарплатой 66 000 рублей.
Это не последний мой дневник, но я уже планирую будущее после учебы. Ворвусь в студию на позицию джуниор-фронтендера, набью руку и уйду на фриланс.
Материал написан студентом Яндекс.Практикума Владом Р.
Сергей Капица: Как Россию намеренно превращают в страну дебилов
«Я предупредил министров: «Если вы будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Такой страной легче управлять, но у неё нет будущего».
СЕРГЕЙ КАПИЦА: «ЕСЛИ ВЫ ПЕРЕД ЛЮДЬМИ ИЗОБРАЖАЕТЕ УМНИКА, ГОВОРИТЕ С НИМИ НА КАКОМ-ТО ЗАГРАНИЧНОМ ЯЗЫКЕ – ЭТОГО ОНИ ВАМ НЕ ПРОЩАЮТ»
Слова из заголовка были сказаны Сергеем Петровичем еще в 2009 году, в одном из интервью газете АИФ. Тема духовной, культурной и нравственной деградации поколений в России была ему особенно близка. Сын лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы, советский и российский учёный-физик, просветитель Сергей Петрович Капица для большинства из нас не нуждается в представлении.
Но вернемся к словам Сергея Петровича, ведь они оказались пророческими. На дворе 2017 год, и поколение современной молодежи по-прежнему все меньше читает русскую классику. Чернила, ручки, книги сменились на электронные игрушки, гаджеты и мобильные приложения. Поколение мобильных и самоуверенных, информированных и псевдопрогрессирующих людей, с головой ушедших в оцифрованный мир, с легкостью подменивший настоящий, где нет места чувствам и эмоциям.
Сергей Петрович неоднократно делился своими мыслями о современном поколении, а также нередко объяснял разницу между поколениями.
Мы собрали самые важные, на наш взгляд, выдержки из интервью великого мыслителя Сергея Петровича Капицы, и попробуем разобраться, понять, что изменилось с 2009 по 2016 год, есть ли повод раздувать панические сопли и так ли все плохо в современной России?
В 2009 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам — культуры и образования — нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ!
А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? По этому поводу в 2009 году газета АИФ взяла небольшое, но развернутое интервью у профессора С. П. Капицы. Вот выдержки из этого интервью:
«РОССИЮ ПРЕВРАЩАЮТ В СТРАНУ ДУРАКОВ»
«Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.
У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас.
Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни — тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?»
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ ЧИТАТЬ?
«Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — именно книга.
Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо и вместе с ним — чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих.
Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, — 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?»
РОЛЬ ЕГЭ В ОБРАЗОВАНИИ
«Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов — пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания.
А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.»
ЧУВСТВА ВМЕСТО УМОВ
«…Вопрос потери интереса к чтению — это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми. Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт.
Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира — в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения.
Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача — перестать подчинять культуру коммерции.
ДЕНЬГИ ЕСТЬ НЕ ЦЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА, А ВСЕГО ЛИШЬ СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЦЕЛЕЙ.
Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии!
И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.
Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи — на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это.
Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры.
Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии — разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас — вновь их в это пространство вернуть.
Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран.
Я недавно разговаривал с эстонцами — они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом?
Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё — глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя.
В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.
МЫ САМИ СЕБЯ РАЗРУШИЛИ
∗ Выдержка из интервью за 2008 год.
— Сколько вообще теперь понадобится лет, чтобы российская наука вновь отвоевала утерянные позиции?
— Моего отца в 1935 году Сталин оставил в Советском Союзе, за два года построив ему институт. У нас за прошедшие 15 лет ни одного научного института не построено, а разорено почти всё, что было.
— Такие попытки были, но они не удались. Мы сами себя разрушили.
На совете министров несколько лет тому назад решили выделить 12 миллионов рублей на квартиры для молодых учёных. А в это время разгорелся скандал с прокурором, который отремонтировал свою квартиру за 20 миллионов. Я за это зацепился и сказал, что, если бы вы выделили 12 миллиардов на квартиры для молодых учёных, вы могли бы поправить дело. А все полумеры бессмысленны. И закончил словами:
«Если вы и дальше будете продолжать такую политику, то получите страну дураков. Вам будет проще этой страной править, но будущего у такой страны нет». Вышел скандал, и председатель сказал, что согласен с мыслями профессора Капицы, но не с его формулировками.
— Как вам среди этих стрессов, борьбы, обид удалось сохранить такую энергию, остроту ума?
— Нужно уметь находить себе дела. Когда меня прогоняли с телевидения, я занялся демографической наукой. Когда не мог заниматься ускорителем, нашёл себе другое занятие. И так было несколько раз в моей жизни.
И потом, у меня есть пример моего отца. Ведь отец, после того как Берия снял его с руководства Институтом физических проблем и кислородной промышленности, 8 лет прожил хоть и внутри страны, но, по сути, в изгнании — на даче. Меня тогда тоже уволили из ЦАГИ, карьера в авиации не состоялась. Я стал помогать отцу, и вместе начали заниматься экспериментальной работой по изучению течения тонких плёнок жидкости.
Чем это кончилось? В прошлом году я был введён в совет премии «Глобальная энергия». И один из её лауреатов — англичанин — получил её как раз за изучение тех самых плёнок, которыми занимался мой отец, и трогательно заявил об этом при получении премии!
— Получается, что самый главный секрет долгожительства — увлечённость своим делом?
— Конечно! И тогда всё будет в порядке.
ПОРА ВНЕДРЯТЬ ДОБРО
— Сергей Петрович, объясните, пожалуйста, такое несоответствие. Сегодня Интернет связал мир в единую сеть, развиваются нано-технологии, ведётся активное изучение стволовых клеток, клонирования… Казалось бы, учёные всё делают для того, чтобы жизнь человека стала лёгкой и безбедной. А в реальности люди по-прежнему болеют много, живут мало и тяжело.
— Думаю, дело в том, что общество не может правильно распорядиться своими знаниями.
— А как можно обвинять общество? Говорят, к примеру, мол, люди сами виноваты в том, что спиваются, потому что неправильно используют водку, — Менделеев её открыл в научных целях. Ну а как её ещё использовать? Только для примочек? Или взять создание ядерного оружия…
Поэтому ничего лучше правильного воспитания не придумаешь! Это требует большой работы, проделывать которую пока никто не рвётся. Но если мы не будем задумываться над этой проблемой серьёзно, человечество придёт к краху, первые симптомы которого уже наблюдаются в общественном сознании. Считать, что общество может дрейфовать куда угодно, — путь к самоубийству. Ведь человек отличается от животного только наличием культуры. Хотя и у животных не всё так примитивно — у них тоже есть запреты.
Звери не поедают самих себя — волки волками не питаются. В отличие от людей, которые легко «пожирают» себе подобных. Поэтому пора уже доброе и важное не только созидать, но и активно внедрять. Ведь та же заповедь «Не убий!» не требует пояснений — она требует исполнения.
НА ИГЛЕ ЧУЖИХ ТЕХНОЛОГИЙ
— А почему человечество оказалось слабым звеном прогресса? Компьютеры стали суперсовершенными, а мы остались такими же, как миллион лет назад.
— У компьютеров, по крайней мере, проблема «железа» решена, но медицинская наука ещё не может решить проблемы человеческого тела.
— Тут уже много зависит от вас: пропиваете ли вы свою жизнь, перегружаете ли стрессами. Да и мозг, к сожалению, изнашивается гораздо быстрее тела. В Америке есть старухи, которым почти под 100 лет, они доживают свой век в одиночестве, в отелях, страдая от болезней Альцгеймера или Паркинсона. Жалкое зрелище! Получается, что душа умирает раньше тела. А это неправильно: нужно умирать вместе! (Смеётся.)
— Но всё равно мы даже грипп и насморк не можем победить! Про рак уже не говорю!
— В этом случае прежде всего нужна ранняя диагностика. Если вовремя заметить болезнь, шансы на исцеление многократно возрастают. Но подобные процедуры требуют и много денег, и квалифицированных врачей, и техники. Если бы приборы для ранней диагностики были доступны не только богачам, то смертность от рака снизилась бы.
В своё время — «в той жизни», как я говорю, — я занимался разработкой ускорителей. У них есть две сферы применения. Первая — безопасность корпусов ядерных реакторов. Но с их помощью можно было излечивать людей от рака. Прибор воздействовал на поражённый орган, не задевая ничего вокруг. Перед тем как в стране всё рухнуло, у нас было сделано 6 машин: одна до сих пор работает в Институте имени Герцена, через неё прошли 20 тысяч человек.
Чтобы обеспечить весь СССР, нужно было 1000 машин, и мы были готовы их производить. Но тут, в эпоху чудовищного хаоса, к российским чиновникам пришли немцы и сказали:
«Мы дадим вам миллиардный заём, чтобы вы смогли купить наши машины». В результате мы оказались посаженными на иглу немецкой технологии. Мы писали письма, что у нас есть и клинический опыт, и что наши машины дешевле в эксплуатации, а мне отвечали: мол, чтобы изменить ситуацию, нужно дать такому-то чиновнику 20% «отката». И так — в любых областях.
От редакции: Сергей Петрович Капица был выдающейся личностью. Он относился к категории людей, меняющих этот мир к лучшему. Мудрых, гениальных людей хочется слушать сутками напролет, прислушиваться к их жизненному опыту, суждениям, мыслям; вдохновляясь идеями внедрять в свою жизнь самое лучшее. Такие люди плохого не посоветуют, плохому не научат.
Сергей Петрович прожил долгую, насыщенную жизнь, умер в Москве 14 августа 2012 года, в возрасте 84-х лет.
«А я — русский православный атеист. Это, кстати, весьма распространённая формула отношения к вере, к духовной культуре. По существу ведь и наука выросла из религии»
Что изменилось с 2009 по 2017 гг? Очень трудно давать оценку происходящему. Во-первых, злополучный эксперимент над детьми ЕГЭ все еще жив, и кажется, бороться с этим явлением бесполезно. Во-вторых, кабинет министров культуры и образования существенно не поменялся, точнее качество работы не особо отличается от 2009 года. Менялись лица, старые ушли — пришли новые, а проблемы остались. Нельзя утверждать, что ничего не решают, но существенных результатов и достижений все еще не прослеживается. Ах да — позапрошлый год был годом литературы, 2016 — год кино, этот — год экологии. Комариными шагами двигаемся вперед. Правда, вперед к чему?
Если о проблемах в образовании — зарплаты учителей по стране до сих пор высчитывают как средние. В стране с 11-ю часовыми поясами как-то неправильно высчитывать «среднюю зарплату по стране». Нужно обнародовать реальные цифры, сопоставить с данными в регионах. К примеру, недавняя публикация в Новосибирской газете с кричащим заголовком: «Минимальная зарплата учителей и врачей заморожена на уровне 9030 рублей», говорит об обратном, что все данные слишком завышены и преувеличены, а профсоюзы учителей уже давно не работают…
Статья по теме: «Утопаем в бумаготворчестве, зарплата меньше, премий не платят» — откровения российских учителей.
И таких вопросов много. Конечно, можно долго рассуждать о неуместном занимании должности того или иного министра, добиваться его смещения, или вообще с недоверием относиться ко всему кабинету министров, к правительству, ну а дальше что? Придут другие люди — системные, и отличаться от прежних будут только фамилиями и цветом волос… А проблемы останутся. А хочется, чтобы менялось отношение к проблеме, к системе в целом. Не отношение народа, а тех людей, кто водворяет эту систему в нашу жизнь.
На одной из своих последних встреч со зрителями Сергей Петрович признался:
— Лет 20 назад мне казалось, что главная проблема на нашей планете – это проблема мира, потому что мы были вооружены до зубов, и неизвестно, куда эта военная сила могла нас привести. Сейчас, мне кажется, нам надо обратиться к самому существу нашего бытия — к росту населения, к росту культуры, к целям нашей жизни. Мир, и не только наша страна, переживает глубокий перелом в своем развитии, вот этого не понимают ни политики, ни большинство людей. Почему происходит этот перелом, с чем он связан, как на него повлиять, как реагировать? Сейчас люди должны разобраться в этом, потому что прежде чем действовать, надо понять. Когда я пойму, то обязательно расскажу вам.
Теперь поймем ли мы сами, без него?
В статье использованы материалы: газета АИФ