введен код программы что выполняет данная программа
Программирование с нуля
Данная статья описывает основные конструкции в программировании и предназначена для тех, кто хочет в этом разобраться. Но статья не описывает все нюансы, потому что их слишком много. Если описывать их все, будет очень нудно и непонятно.
Использовать будем си-подобный синтаксис, то есть подобный языку си, но не будем вникать в заголовочные файлы, указатели и другие особенности относительно низкоуровневых языков, перейдём на синтаксис более высокоуровневых языков, которые сделают рутинную работу за нас. А конкретно, будем использовать синтаксис языка Java. Добро пожаловать под кат.
Двоичная система счисления
Числа в двоичной системе счисления состоят всего из двух знаков. Нуля и единицы. 00000001 – число один. 00000010 – число два. 00000100 – число 4. Как вы можете заметить, когда единица смещается влево, число увеличивается в два раза. Чтобы получилось число 3, необходимо написать 00000011. Таким образом можно составить все необходимые числа. В данном примере мы использовали двоичное число с восемью знаками, иначе говоря число восьмиразрядное. Чем больше у числа разрядов, тем большее оно может вместить значение. Например, восьмиразрядное число вмещает максимальное значение 255, если считать ноль, тогда 256, а в программировании ноль считается всегда. Если увеличить разряд на один, получится девятиразрядное число и его вместимость увеличится в два раза, то есть станет 512. Но так в программировании никогда не делается и обычно каждая следующая разрядность увеличивается вдвое. Один разряд, потом 2 разряда, потом 4 разряда, потом 8 разрядов, потом 16 разрядов, потом 32 разряда и далее.
Шестнадцатеричная система счисления
Всё аналогично двоичной, только вместо нулей и единиц участвуют цифры от 0 до 15. 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F, где A – 10, B – 11, C – 12, D – 13, E – 14, F – 15.
Знак минус в программировании
Буквы и знаки
Буквы, знаки, смайлики и так далее обозначаются также числами. Буква А может быть числом 00000001 или любым другим, или даже комбинацией чисел в зависимости от кодировки символов. Кодировок много.
Типы данных
В программировании есть типы данных. Числовые, такие как 233, которые разобрали выше. Называются почти везде int, от слова integer. С плавающей запятой, такие как 198,76, называются почти везде float. У букв тип char, у строк тип String. Тип bool имеет два значения – истина (true) и ложь (false). У этого типа реализация в разных языках разная, но самая простая, когда ноль — значит ложь, а любое другое число истину. Нестандартные типы данных, такие как числа с фиксированной запятой, рассматривать не будем.
Применение
Прежде чем использовать числа в программировании их нужно объявить, то есть сказать с помощью языка программирования, что они существуют.
Это стандартное объявление примитивного типа.
Сначала пишем тип, потом имя переменной, то есть нашего числа. Всегда заканчиваем наше выражение, да и любое, точкой с запятой.
Теперь мы можем использовать переменную по её имени.
Здесь мы присвоили переменной значение. В отличии от математики в программировании = значит взять значение справа и присвоить переменной слева. = — это знак/оператор присвоения.
Можно объединить объявление и присвоение, то есть сразу инициализировать переменную.
Буквы выделяются одинарными кавычками, строки выделяются двойными кавычками. Числа типа int не выделяются.
К числам с плавающей запятой одинарной точности в конце добавляется f.
К числам с плавающей запятой двойной точности ничего не добавляется.
Операторы
После того как мы записали наше выражение, например сложения,
получается значение. Но так как оно ни одной переменной не присваивается, оно исчезает. Чтобы присвоить значение переменной используется специальный оператор присвоения, который коротко описан выше.
Повторим ещё раз. Он берёт значение со своей правой стороны и присваивает его переменной в левой стороне. Это оператор =, и он не имеет ничего общего со знаком равно из математики.
Также у нас есть логические операторы, такие как (больше),
Введен код программы что выполняет данная программа
На обработку поступает последовательность из четырёх целых чисел. Нужно написать программу, которая выводит на экран количество неотрицательных чисел последовательности и их произведение. Если неотрицательных чисел нет, требуется вывести на экран «NO». Известно, что вводимые числа по абсолютной величине не превышают 10. Программист написал программу неправильно. Ниже эта программа для Вашего удобства приведена на пяти языках программирования.
нц для i от 1 до 4
var p,i,x,count: integer;
if x >= 0 then begin
using namespace std;
Последовательно выполните следующее.
2. Приведите пример такой последовательности, содержащей хотя бы одно неотрицательное число, что, несмотря на ошибки, программа печатает правильный ответ.
3. Найдите все ошибки в этой программе (их может быть одна или несколько). Известно, что каждая ошибка затрагивает только одну строку и может быть исправлена без изменения других строк. Для каждой ошибки:
1) выпишите строку, в которой сделана ошибка;
2) укажите, как исправить ошибку, т. е. приведите правильный вариант строки.
Достаточно указать ошибки и способ их исправления для одного языка программирования.
Обратите внимание, что требуется найти ошибки в имеющейся программе, а не написать свою, возможно, использующую другой алгоритм решения.
Исправление ошибки должно затрагивать только строку, в которой находится ошибка.
Решение использует запись программы на Паскале. Допускается использование программы на трёх других языках.
1. Программа выведет два числа: 3 и 0.
Замечание для проверяющего. Программа будет работать верно, если в последовательности содержится 0 и при этом последнее число последовательности будет равно количеству неотрицательных чисел в последовательности.
3. Первая ошибка. Неверная инициализация произведения.
Возможный вариант исправления:
4. Вторая ошибка. Вместо значения переменной count выводится значение переменной х:
Возможный вариант исправления:
На обработку поступает последовательность из четырёх целых чисел. Нужно написать программу, которая выводит на экран сумму всех отрицательных чисел последовательности и максимальное число в последовательности.
Известно, что вводимые числа по абсолютной величине не превышают 1000. Программист написал программу неправильно. Ниже эта программа для Вашего удобства приведена на пяти языках программирования.
нц для i от 1 до 4
using namespace std;
Последовательно выполните следующее.
2. Приведите пример такой последовательности, содержащей хотя бы одно неотрицательное число, что, несмотря на ошибки, программа печатает правильный ответ.
3. Найдите все ошибки в этой программе (их может быть одна или несколько). Известно, что каждая ошибка затрагивает только одну строку и может быть исправлена без изменения других строк. Для каждой ошибки:
1) выпишите строку, в которой сделана ошибка;
2) укажите, как исправить ошибку, т. е. приведите правильный вариант строки.
Достаточно указать ошибки и способ их исправления для одного языка программирования.
Обратите внимание, что требуется найти ошибки в имеющейся программе, а не написать свою, возможно, использующую другой алгоритм решения.
Исправление ошибки должно затрагивать только строку, в которой находится ошибка.
Решение использует запись программы на Паскале. Допускается использование программы на трёх других языках.
3. Первая ошибка. Неверная инициализация максимума.
Возможный вариант исправления:
4. Вторая ошибка. Неверно ведётся суммирование элементов.
Возможный вариант исправления:
IF I MOD 2 = 0 THEN
for i:=1 to 6 do begin
if i mod 2 = 0 then
using namespace std;
Последовательно выполните следующее.
1. Напишите, что выведет эта программа при вводе последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8.
2. Приведите пример последовательности, при вводе которой программа выдаст верный ответ.
3. Найдите в программе все ошибки (их может быть одна или несколько).
Для каждой ошибки выпишите строку, в которой она допущена, и приведите эту же строку в исправленном виде. Обратите внимание: Вам нужно исправить приведённую программу, а не написать свою. Вы можете только заменять ошибочные строки, но не можете удалять строки или добавлять новые. Заменять следует только ошибочные строки: за исправления, внесённые в строки, не содержащие ошибок, баллы будут снижаться.
1. При вводе последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8 программа выведет число 13.
Комментарий. Приведённая программа вместо подсчёта суммы чётных чисел считает сумму чисел, стоящих на чётных позициях в последовательности, и дополнительно увеличивает эту сумму на 1 из-за неверной инициализации.
2. Пример последовательности, для которой программа даёт верный ответ:
Комментарий. При любом вводе данных результатом программы будет сумма второго, четвертого и шестого чисел, увеличенная на 1. Чтобы результат был верным, нужно подобрать такую последовательность, в которой эта сумма совпадет с суммой чётных чисел. Например, в приведённой выше последовательности обе суммы равны 6.
3. Ошибки содержатся в двух строках программы:
1) неверная инициализация переменной s: вместо значения 1 нужно присваивать 0;
2) неверная проверка условия: вместо чётности i нужно проверять четность n.
Пример исправления для языка Паскаль
Первая строка с ошибкой:
Вторая строка с ошибкой:
if i mod 2 = 0 then
if n mod 2 = 0 then
В программах на других языках ошибочные строки и их исправления аналогичны.
Создание простейших программ (стр. 1 )
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Создание простейших программ
Пример 1. Создать программу, которая работает с глобальными переменными, рассчитывая выражение:
Результат выдается в диалоговое окно Msgbox.
1. Активизируйте приложение Word, создайте (сохраните) новый документ под именем Операции.
2. Выйдите в редактор VBA (Alt+F11).
3. Правой кнопкой мыши выделите Project(Document), где Document – название созданного документа, например Операции, и выберите команду Insert + Module (рис. 2). Если же имеется папка Modules, то добавьте в нее.
Рис. 2. Добавление нового модуля в папку Project
4. Дважды щелкните по классу Module1 (рис. 3). В результате в правой части редактора VBA активизируется модуль (появится курсор), в котором можно прописывать все создаваемые программы, причем при вводе заготовки создаваемого модуля (слово Sub) и его имени (list1 – от листинг, можно вписать любое имя) появляется окончание данного модуля End Sub.
Рис. 3. Создание модуля List1
При объявлении глобальных переменных (согласно условию задачи) необходимо поставить курсор перед словом Sub, нажать Enter и вписать необходимые переменные, обращая внимание на раскрывающийся список (рис. 4).
Рис. 4. Создание переменных 4. Напишите следующую программу.
Dim b, c, d As Double
Const Pi As Double = 3.14
c = Sin(a ^ 2) + Cos(b) + Pi
5. Запустите программу на выполнение, предварительно ее откомпилировав (проверив синтаксические ошибки). Для компиляции проекта выполните команду меню: Debug + Compile Project. Если ошибок нет, запустите приложение при помощи кнопки
Запуск панели инструментов или клавиши F5. Если все действия выполнены верно, то на экране появится диалоговое окно Msgbox с итоговым сообщением (рис. 5).
Рис. 5. Итоговый результат расчетов примера 1
Создание простейших программ
Пример 2. Создать программу, которая производит сложение строковых переменных и результат выводит в диалоговое окно msgbox.
1. В том же документе Операции выделите правой кнопкой мыши папку Modules и выполните команду: Insert + Module (рис. 6).
Рис. 6. Добавление нового модуля
2. В результате появится новый модуль, где можно создать новую программу (модуль). Пропишите следующий код.
Dim a, b, c As String
b = « Пока не сложно?»
В данном примере переменным a и b присваиваются строковые значения (в кавычках!), после чего происходит сложение строк. Результат показан на рис. 7.
Рис. 7. Результат примера 2
3. Прокомпилируйте программу и запустите ее на выполнение.
Примечание. Если в одном документе находятся несколько модулей, то при запуске программ может появляться диалоговое окно выбора макроса (модуля), в котором необходимо выбрать макрос, выделить его и нажать кнопку «Run» (рис. 8).
Рис. 8. Выбор макроса на выполнение
Создание простейших программ
Пример 3. Создать программу, которая, используя инструкцию if … then, выполняет следующие действия: если переменной а присваивается значение больше нуля, то находится сумма чисел а и b, если меньше нуля, то находится произведение. Результат выводится в стандартное диалоговое окно msgbox.
1. В документе Операции (пример 2) выделите правой кнопкой мыши папку Modules и выполните команду: Insert + Module (рис. 6).
2. В появившемся модуле пропишите программу и запустите на выполнение.
Dim a, b, c As Integer
Dim a, b, c As Integer
Пример 4. Создать форму, в которой при вводе имени в текстовое поле после нажатия кнопки ОК выдается приветственное сообщение в метку в виде: «Имя, привет! Сегодня – дата и время запуска программы».
Программа, считывая значение с текстового поля, выводит в соответствующий элемент управления данное значение и дополнительно использует функцию вывода времени и даты запуска программы.
Любая разработка программы на VBA будет сопровождаться разработкой формы, которая непосредственно связана с создаваемой программой. Поэтому на данном примере будет подробно рассмотрен порядок выполнения работы.
1-й шаг. Проектирование программы-примера
Программа-пример должна будет открывать на экране новое окно с показанным в нем приветствием, а также датой и временем (сообщением). Окно будет оставаться на экране до тех пор, пока пользователь не щелкнет на кнопке ОК.
Имея подробное описание задачи, можно определить те элементы, из которых должна состоять форма, взаимодействующая с разрабатываемой программой. По условиям примера программа имеет одно пользовательское диалоговое окно, поэтому необходимо создать одну форму (UserForm). Для формы потребуются два элемента управления – надпись для сообщения и кнопка для команды ОК. Нужно будет также создать программный код для двух процедур: одной – для надписи, в которую нужно поместить сообщение, а другой – для выхода из программы, когда пользователь щелкнет на кнопке ОК.
2-й шаг. Реализация проекта
Для выполнения данного шага выполните следующие действия.
1. Активизируйте приложение Word, сохраните документ под соответствующим именем (Время) и перейдите в редактор VBA.
2. Щелкните правой кнопкой мыши в окне проекта по пункту Project (Время), выберите пункт Insert + UserForm (появится новая форма UserForm с панелью элементов управления).
3. Расположите на форме следующие элементы: TextBox, Button1, Button2, Label1, Label2 (см. рис. 13).
Рис. 13. Форма для примера 4 в режиме конструктора
Добавление надписи в форму
Чтобы поместить надпись в пользовательскую форму, выполните следующее.
• Убедитесь, что форма активна, щелкнув по ней. Панель элементов управления видна только тогда, когда форма активна.
• Щелкните на кнопку А (метка) панели элементов управления.
• Поместите указатель мыши в форму, где необходимо расположить сообщение.
• В окне свойств (Properties – левая нижняя панель окна) выделите свойство Caption и наберите строчку «Введите имя», во второй метке данное свойство должно быть пустым, чтобы при запуске программы надпись Label2 была невидима.
4. Измените заголовок самой формы. Для этого щелкните на полосе заголовка окна формы. В изменившемся при этом окне свойств найдите свойство Caption и измените его на «Время». Этот новый заголовок появится в полосе заголовка формы.
Добавление программного кода
Для нашей программы требуется создать две процедуры, и они связаны с событиями, возникающими в процессе выполнения программы. Первая процедура должна при нажатии на кнопку Сообщение отобразить нужное сообщение, а вторая – завершить выполнение программы, когда кто-нибудь щелкнет на кнопке ОК.
5. Щелкните дважды по кнопке OK. В появившемся при этом окне программного кода появится заготовка процедуры. Первой строкой созданного программного кода будет Private Sub CommandButton2_Click().
В любой VBA-процедуре первая строка программного кода определяет тип процедуры (в данном случае это процедура типа Sub, т. е. подпрограмма) и имя процедуры. Private и Sub относятся к ключевым словам VBA, т. е. к словам и символам, которые являются частью языка VBA. В данном случае VBA предлагает для процедуры имя CommandButton2_Click, которое представляет собой комбинацию имени кнопки и типа события.
Последней строкой автоматически генерируемого программного кода будет End Sub.
Такой строкой должны заканчиваться все процедуры типа Sub. Эта строка сообщает VBA о том, что выполнение процедуры завершено.
Для выполнения первой процедуры (закрытия формы) необходимо прописать программный код в этой заготовке:
Оператор Unload убирает указанный объект из памяти. Здесь это объект с именем Me, имеющим в VBA специальный смысл. В данном случае оно означает форму и весь ее программный код.
6. Создайте обработчик события для кнопки «Сообщение», для чего дважды щелкните по созданной кнопке и пропишите код:
Вторая процедура, которая должна отображать на экране сообщение, чуть сложнее первой. Первая из напечатанных строк
создает переменную с именем ima и определяет ее как строковую, что означает последовательность текстовых символов.
Вторая строка данной переменной присваивает строковое значение, введенное в элемент TextBox1 (текстовое окно может «читать» только текстовое значение). Третья строка выводит сообщение в расположенную на форме метку Label2, для чего устанавливает свойству Caption программно-строковое значение. Функция Format выдает дату и время.
3-й шаг. Тестирование программы
Чтобы запустить программу из редактора Visual Basic, выполните следующее.
1. Щелкните либо в окне формы, либо в окне программного кода, чтобы соответствующее окно стало активным.
2. Прокомпилируйте программу: меню + debug + compile project.
3. Запустите программу на выполнение (F5).
После небольшой задержки окно вашей программы появится на фоне вашего VBA-приложения (а не редактора Visual Basic). Если все в порядке, на фоне приложения (Word или Excel) появится созданная форма в рабочем состоянии (рис. 14).
Рис. 14. Форма примера 4 в рабочем состоянии
Если при запуске разработанной формы появляются сообщения вида (рис. 15 или рис. 16) о слишком большой защите приложения от макросов, т. е. вмешательства извне, необходимо выполнить следующие действия:
1) закрыть редактор VBA;
Рис. 15. Предупреждение 1-го вида
Рис. 16. Предупреждение 2-го вида о высокой защите приложений
2) в приложении Excel или Word (там, где происходит работа в текущий момент) выполнить команду: Сервис + Макрос + Безопасность;
4) установить низкую безопасность, так как создаваемая форма не несет никакой угрозы для операционной системы вашего компьютера (рис. 17);
5) закрыть приложение (Word или Excel) и запустить его вновь.
Рассмотрим простейшие примеры работы с циклами.
Пример 5. Используя инструкцию case, создать программу, которая в зависимости от введенного значения переменной а производит различные вычисления с переменными b и c. Если значение переменной а не совпадает с программными, то выдается сообщение «Введено не то значение».
Все переменные вводятся в текстовые поля формы. При нажатии на кнопку «Результат» происходят выбор действия и вывод полученного значения в специальную метку формы.
Рис. 17. Включение режима низкой безопасности
1. Активизируйте приложение Word, сохраните документ под именем Case.
2. Перейдите в редактор VBA и создайте форму (рис. 18).
3. Пропишите обработчик кнопки «Результат».
Программный код
Исхо́дный код (также исхо́дный текст) — текст компьютерной программы на каком-либо языке программирования. В обобщённом смысле — любые входные данные для транслятора.
Исходный код либо транслируется в исполняемый код при помощи компилятора, либо исполняется непосредственно по тексту при помощи интерпретатора.
Содержание
Назначение
Исходный код либо используется для получения объектного кода, либо выполняется интерпретатором. Изменения никогда не выполняются над объектным кодом, только над исходным, с последующим повторным преобразованием в объектный.
Другое важное назначение исходного кода — в качестве описания программы. По тексту программы можно восстановить логику её поведения. Для облегчения понимания исходного кода используются комментарии. Существуют также инструментальные средства, позволяющие автоматически получать документацию по исходному коду — т. н. генераторы документации.
Кроме того, исходный код имеет много других применений. Он может использоваться как инструмент обучения; начинающим программистам бывает полезно исследовать существующий исходный код для изучения техники и методологии программирования. Он также используется как инструмент общения между опытными программистами, благодаря своей (идеально) лаконичной и недвусмысленной природе. Совместное использование кода разработчиками часто упоминается как фактор, способствующий улучшению опыта программистов.
Программисты часто переносят исходный код из одного проекта в другой, что носит название повторного использования кода (Software reusability).
Исходный код — важнейший компонент для процесса портирования программного обеспечения на другие платформы. Без исходного кода какой-либо части ПО, портирование либо слишком сложно, либо вообще невозможно.
Организация
Исходный код некоторой части ПО (модуля, компонента) может состоять из одного или нескольких файлов. Код программы не обязательно пишется только на одном языке программирования. Например, часто программы, написанные на языке Си, с целью оптимизации, содержат вставки кода на языке ассемблера. Также возможны ситуации, когда некоторые компоненты или части программы пишутся на различных языках, с последующей сборкой в единый исполняемый модуль при помощи технологии известной как компоновка библиотек (library linking).
Сложное программное обеспечение при сборке требует использования десятков, или даже сотен файлов с исходным кодом. В таких случаях для упрощения сборки обычно используются файлы проектов, содержащие описание зависимостей между файлами с исходным кодом, и описывающие процесс сборки. Эти файлы так же могут содержать и другие параметры компилятора и среды проектирования. Для разных сред проектирования могут применяться разные файлы проекта, причем в некоторых средах эти файлы могут быть в текстовом формате, пригодном для непосредственного редактирования программистом с помощью универсальных текстовых редакторов, в других средах поддерживаются специальные форматы, а создание и изменения файлов производится с помощью специальных инструментальных программ. Файлы проектов обычно включают в понятие «исходный код». В подавляющем большинстве современных языковых сред обязательно используются файлы проектов вне зависимости от сложности прочего исходного кода, входящего в данный проект. Часто под исходным кодом подразумевают и файлы ресурсов, содержащие различные данные, например, графические изображения, нужные для сборки программы.
Для облегчения работы с исходным кодом, для совместной работы над кодом командой программистов, используются системы управления версиями.
Качество
В отличие от человека, для компьютера нет «хорошо написанного» или «плохо написанного» кода. Но то, как написан код, может сильно влиять на процесс сопровождения ПО. О качестве исходного кода можно судить по следующим параметрам:
Неисполняемый исходный код
Копилефтные лицензии для свободного ПО требуют распространения исходного кода. Эти лицензии часто используются также для работ, не являющихся программами — например, документации, изображений, файлов данных для компьютерных игр.
В таких случаях исходным кодом считается форма данной работы, предпочтительная для её редактирования. В лицензиях, предназначенных не только для ПО, она также может называться версией в «прозрачном формате». Это может быть, например: