ввб что это в автомобиле
Как правильно использовать высоковольтную батарею на Toyota Prius? 5 простых правил
Многих интересует насущный вопрос: насколько хватает высоковольтной батареи (ВВБ) Prius в реальной эксплуатации?
На этот вопрос отвечает директор хабаровского автотехцентра «Сигнал» Владимир Буянов. Именно этот автотехцентр с 2013 года занимается диагностикой и ремонтом гибридных автомобилей.
Как работает ВВБ?
Внутри корпуса ВВБ установлен контроллер, который управляет зарядкой каждого батарейного блока, а также следит за температурой и рядом других параметров батареи.
Когда автомобиль движется на низкой скорости, при этом практически всегда расходуется заряд батареи (за исключением тех случаев, когда батарея сильно разряжена) – это связано с особенностью ДВС Prius’а. В ситуации, когда машина тормозит, энергия, напротив, заряжает ВВБ.
Процесс расхода и восстановления энергии контролируется компьютером и происходит без участия пользователя.
Как использовать? 5 простых правил
Как выбрать?
Разумеется, полной уверенности, что ВВБ будет жить долго и счастливо, достичь невозможно, но есть ряд тестов, которые помогут избежать покупки некачественной ВВБ.
Итак, вы сели в машину и перед вами приборная панель. Во-первых, необходимо включить режим просмотра «потоков энергии» – там, где батарейка нарисована.
Если в текущий момент батарея заряжена, то выключите климат-контроль (кондиционер или подогрев, неважно) и начните двигаться с небольшой скоростью, 10–20 км/ч, не нажимая резко на газ. Продолжайте движение, пока не заведется ДВС.
Аккумулятор должен разрядиться постепенно, не должно быть резких провалов. Затем включите климат-контроль на максимум и ждите зарядки аккумулятора. Он должен зарядиться полностью или на одно, максимум два деления меньше.
Если ДВС работает, а аккумулятор отказывается заряжаться выше половины, то с высокой вероятностью ВВБ неисправна.
Также ВВБ неисправна, если аккумулятор зарядился нормально, но в течение 5–10 минут потерял заряд на несколько делений.
Можно ли ремонтировать ВВБ?
ВВБ на Prius состоит из большого количества отдельных элементов. Преимуществом такого подхода является возможность замены отдельных элементов без замены всей батареи. Ремонт ВВБ производится с целью выравнивания параметров отдельных связок элементов батареи и доведения ее емкости до заводских значений. При этом сама батарея разбирается на отдельные элементы, каждый из которых тестируется на специальном стенде по специальной программе. После выбраковки слабых элементов производится их замена согласно расчетам и осуществляется эквализация для выравнивания всех пар элементов батареи под определенной нагрузкой.
Наш автотехцентр выполняет ремонт высоковольтных батарей гибридных автомобилей с применением самых современных стендов для диагностики и по заводской методике, которая применяется на заводе-изготовителе батарей в Японии. Своевременное обращение к специалистам позволит сэкономить значительные средства. Ведь ВВБ – это наиболее дорогостоящий элемент любого гибридного автомобиля.
С уважением к Вам и Вашему автомобилю, Владимир Буянов.
Замена ВВБ в PRIUS 30 на батарею 4 поколения
Дрогнула рука… и, планируемая запись о замене батареи, стала записью о выявлении ошибки P0A80 с окончанием на следующем моменте…
Не знаю, откуда у меня в телефоне был контакт человека с Москвы, который занимается высоковольтными батареями с гибридов, но, обзвонив в Санкт-Петербурге несколько контор, которые специализируются на электрокарах, понял, все ведут разговор о некоем поставщике из столицы. Четких цен и гарантий у Питерских ремонтников я не услышал, перезвона мне я так и не дождался…
Решил действовать сам.
Связавшись с «Игорем из Москвы», он попросил рекомендовать его именно так), я получил полную и понятную для меня перспективу по ВВБ. Если машина на продажу — один вариант, если для себя — вариант дороже, но долговечнее и надежнее.
В связи с тем, что машину брали для долгой эксплуатации, я попросил его предложить несколько вариантов по цене и выбрал для себя оптимальный: 4 поколение батареи, год выпуска — 2019.
В Приусе 30 используются батареи 3 поколения, но, по форм-фактору, отдельные ячейки ВВБ идентичны ячейкам в батареях 4 поколения.
Через неделю моей денежной подготовки я позвонил Игорю по номеру +7 (926) 563-7404 и попросил подготовить батарею к пересылке. Человек работает по предоплате, поэтому каждый волен сам выбирать для себя — доверять или нет, но… Игорь на рынке очень долгое время, положительных отзывов на Авито, драйве и других форумах очень много.
Через три дня я забирал батарею в офисе Деловых линий.
Менять решил сам, там особо сложного ничего нет. В комплекте с новой батарей идут медные перемычки и гайки.
Чтобы не открутить лишнего, батарея крепится на (6) шести болтах: спереди по два совмещенных с креплениями сидений и два сзади. Остальное — провода, клипсы и кожуха, которые надо снять.
Разбирая, лучше фотографировать каждый этап.
Для выемки кассеты элементов батареи нужно с нижней стороны открутить каждую кассету (два винта).
После этого устанавливается новая батарея, старые шлейфы, предварительно заменив в них медные перемычки. Состояние старых видно на фото…
Состояние вентилятора было нормальным, продул воздухом и поставил обратно.
Новая батарея перед установкой на штатное место.
и она же после установки…
Нужно не забыть, ставя «чеку» на место, сдвинуть ее вправо. Я, как и 98% новичков, забыл это сделать и автомобиль сразу же начал ругаться на ошибку гибридной системы.
Ну и главное фото, ради которого все и происходило…
ПС. Проводить тест батареи нужно после нескольких циклов заряда-разряда батареи.
Ремонт ВВБ, диагностика ВВБ, заряд ВВБ или поездка на море)
Всем привет. Долго думал, нужна эта запись или нет, но исходя из собранной мной информации и наблюдениями работы гибрида, все таки решил поделиться опытом.
Будет наверное много букв)) Если читать не хочется и Вы все знаете, то посмотрите просто на фотографии) Не плохо я отдохнул)) А если серьезно, то все началось с наступлением жары на улице. Гибридная установка стала меньше помогать в движении автомобиля, появились реколы (некорректный разряд и заряд ВВБ). Ошибок IMA не было, но и правильной работы тоже. За 30 000 пробега, батарея снималась один раз для до заряда (тогда мне казалось прокачки). Но изучая техническую сторону аккумуляторов и эксплуатируя автомобиль ежедневно, я понял что первые впечатления и проделанная работа была не верной!
На радостях, что мне приехали 4 неплохих пары (а это 35% от всей батареи), я не сомневаясь разобрал свою ВВБ. Дал ей пару дней полежать и сделав замеры вольтажа на каждой паре — выявил 4 пары для замены. Их саморазряд был самый большой из всех. Времени как всегда было мало, я подровнял вольтаж и установил все на место. В эту же ночь я уехал в Крым. Дорога не более 700 км в одну сторону. Все должно было быть прекрасно. но в первые 100 км пути, я понял что ВВБ стала еще хуже… отдавала всего 3 кубика заряда и падала в ноль. Кое как я добрался до конечной точки и забросил автомобиль.
На улице жара, море и отдых… Мне было все равно, на то что там будет с зарядом. Я наслаждался чистой и теплой водичкой))) Но отдых был бы не полноценным, если бы родные не захотели посмотреть в очередной раз на разные достопримечательности южного побережья Крыма. Красиво, черт возьми… Сколько раз был уже в Крыму, но каждый раз природа поражает. Сумки собраны, к поездке готовы. Завожу своего коня. А он оооочень грубо со мной. Начал посылать меня.кидаться и чеками, и IMA ошибками… Кое как побережье было покорено и автомобиль через некоторое время даже доставил нас в Харьков.
По приезду, все вновь было разобрано. Каждая пара подверглась глубокой диагностики. Было изучена техническая часть эксплуатации NIMH элементов. Поверхностно разобрана схема работы IMA. Долго можно это все описывать… Постараюсь объяснить человеческими словами, то что мне удалось изучить и понять!
Черпая все новую и новую информацию, я выяснил что корректность работы всей системы — напрямую зависит от ровности напряжения во всех 11 секциях. Но как ему быть одинаковым, если в каждой паре разное количество работающих элементов? Ни как. Саморазряд будет везде разным и соответственно и вольтаж на секциях постоянно будет отличатся — так называемая дизбаланс. Ремонтировать каждую секцию не было времени. Я обзавелся еще некоторым количеством секций (пар бамбуков) и решил собрать ВВБ. Собрать одинаково подобраны секции, по количеству нормальных (живых, работающих) элементов. Потратив почти две недели, я выбрал 11 пар в которых 1 элемент после отдачи 50% заявленной емкости — падает в 0,1 вольта. В итоге я собрал батарею, в которой есть требуемые замены элементы, но их количество (1 элемент) на каждую секцию одинаково. Таким образом саморазряд в теории должен быть идентичным в каждой паре бамбуков. Толком не заряжая каждую секцию, после полнейшего разряда и только лишь выровняв за 5 часов вольтаж (параллельно подключив все секции/пары) — батарея была установлена в автомобиль. Пуск автомобиля произошел без участия стартера. Батарея долга сама заряжалась. порядка 15 минут шел беспрерывный заряд. Шкала на приборной панели поползла по кубику вверх. Дойдя до 4 кубиков, заряд остановился и индикация на приборке сообщила про полную заряженность.
Пока не получается разрядить батарею. Мне хватает города, что бы разрядить более 3х кубиков. Честно говоря, такой работы гибрида я еще не видел. Автостоп работает всегда. Машина на ровной дороге едит без потребления топлива.
Буду обновлять этот пост, каждую неделю и сообщать о поведении ВВБ.
Сегодня 7 ой день эксплуатации, после подбора секций.
На сегодняшний день, уже отремонтировал 3 пары бамбуков, путем замены исчерпавших себя элементов. Обязательно опишу весь процесс и сообщу о результатах такого ремонта, но в следующий раз!
Возможно я где то ошибаюсь! Мало времени скажете Вы!
Но это мои доводы и мысли! Я не заставляю и не ввожу в заблуждения, а просто делюсь опытом эксплуатации гибрида.
Замена ВВБ.
Доброго времени суток! 😎
И вот настал момент написать и максимально описать весь процесс, о чем я писал ниже в борт журнале, как у меня развалилась ВВБ. И что следует ее замена целиком и не как иначе, и как был приобретен дивайс или можно назвать программное обеспечение, которое отвечает за работу вентилятора при нагревании ВВБ, очень нужная вещь, задача максимально защитить и продлить жизнь элементам ВВБ. Точнее старой ВВБ ну и конечно в будущем новой. 😉
И так, пожалуй начну свою историю с того что после диагностики и выноса окончательного вердикта по батарее и ее поиском, в дальнейшем покупки и установки новой ВВБ прошло не много не мало 🤔 чуть меньше 1.5 месяца 🙂. И вот она установлена и работает. 🧐😊
Конечно заморочился с этим GEN, очень много вопросов, очень мало ответов, но еще пообщавшись с Игорем и распросив все о его ВВБ, откуда чего и как и попутно про ЕГР и ещё много вопросов, получал на это ответы, за что хочу сказать спасибо за терпение.
Конечно было страшновато переводить 90 касиков человеку которого не знаешь и не видел 😥, но все сходится к доверию, еще пообщавшись, и решив момент с гарантией со слов Игоря один год с момента установки 👍 решил купить у него, почему то решение шло к приобретению GEN 4, мысли, что новое поколение точно лучше, доработаные так скажем.
Решено, заказываем, созваниваемся предварительно, обговариваем детали отправки и вот перевод денег, ВВБ с отчетом отправлена.
Добавлю несколько фото до отправки из ЕКБ 😮 состояние отличное 😋.
Что нужно для замены 🤔, Игорь посоветовал купить силиконовую смазку для того что бы обработать клеммы и предотвратить преждевременное окисление контактов, и посоветовал затягивать клеммы Динамомерическим ключом с затяжной 0.7 H-M, с его слов это самое оптимальная затяжка. Был приобретен ключ, вот он дороговат зараза, но в Чите мне кажется дешевле не бывает, если разве на 100 ₽ ☺
Со смазкой в нашем городе именно для клемм электрооборудованию оказалось проблемой, был в нескольких магазинах а в полом объезжать город не очень хотелось, но мой друганя Анотон работающий в РЖД и у них на работе есть немецкая смазка, которая применяется для электрооборудования именно для того чтобы не окислялись контакты, ну все остальное как у всех, все в последовательности, извлекаем ВВБ перекидываем элементы с новой на старый корпус т. к корпус с CH-R другой и расположения плюс-минус зеркальное, разворачиваем элементы и составляем в том же порядке в котором стояли, в обратной последовательности собираем все на место, смазывая не большим колличеством силиконовой смазки и протягиваем через ключ 7 H-M
Установка и снятие, разборка ВВБ очень простая, вот ссылочка на одного профессора там все в принципе понятно и наглядно показано что и как в какой последовательности нужно двигаться
Вот на этом пожалуйста и все, расписал я конечно 😬, точнее поделился своими эмоциями, процесса.
Сделали диагностику, показания в норме 😀, но все же было некоторое волнение 😤, но все в порядке.
Хочу поздравить всех с Наступающим Новым годом.
Восстановление умирающей ВВБ часть 2
Как я уже писал в предыдущей части 1
Проблемы с батареей начались в конце лета и с наступлением холодов появились ошибки.
После получения 4 элементов, снял батарею с авто: как это сделать есть видео, только можно не снимать обшивку багажника справа, не трогать ремень и центральные накладки.
Понадобится инструмент: ключи торцевые на 10 и 12 с удлинителями, узкогубцы, отвёртки.
Вкратце:
1. Вытаскиваем коврики, корыто, боковые карманы, откидываем спинки, снимаем кожухи батареи.
4. Отключаем три штекера с кабелями, кабели отсоединяем от держателей.
5. Снимаем оранжевые клипсы (можно середину поддеть тоненькой отвёрткой или прокрутить центр).
6. Снимаем железную крышку и отключаем силовой кабель.
7. Откручиваем шесть крепёжных болтов на 12.
Это всё, чтобы удачно вытащить батарею желательно подстелить на низ тряпку чтобы меньше поцарапать краску, одному можно легко справиться.
Информация по номерам элементов.
первые две цифры — число
третья — номер месяца.
буква — обозначение года (Японская нумерация по алфавиту).
E — 2003
F — 2004
G — 2005
H — 2006
I — 2007
J — 2008
K — 2009
L — 2010
M — 2011
N — 2012
O — 2013
P — 2014
Q — 2015
R — 2016
S — 2017
T— 2018
например мои 028L — были изготовлены 02 августа 2010г.
Год выпуска батареи это 12 и 13 числа.
Состояние контактов, есть окислы но не критичные, под гайками чистая медь.
Раскрутил и снял перемычки.
Очистка от окислов:
Медные перемычки помещаем в лимонную кислоту и держим их там пока не посветлеют (два пакетика по 20гр. хватает на 50мл, продается в приправах).
Гайки сюда бросать не нужно пойдет не хилая реакция, гайки чистим в спирте.
После ни какой наждачки, берем школьную резинку и чистим медные пластины и контактную поверхность гаек.
Результат: блестят как у кота 🙂
Дальше нужно протестировать каждый элемент на остаточную ёмкость, без этого этапа нет смысла перебирать батарею, замер только по напряжению может показать как самый дохлый элемент так и самый ёмкий.
Мерил Ватметром в качестве нагрузки служили две лампы H4, ток выходил около 7.5 Ампер,
когда принес заряженную батарею на элементах без нагрузки было напряжение 8.17 — 8.15 вольт, от этого напряжения я и мерил емкость до 6.60 в после этого напряжения банка теряет напряжение очень быстро и по графикам Prius старается не разряжать блок ниже 13.2 в.
Ватметр измеряет Ампер/часы а I-Max тут-же заряжает другие элементы до 8.64в после снятия заряда напряжение будет около 8.15в.
Вот что получилось по емкости восьмилетней батарейки, в 30-ом Приусе счет блоков идет справа — налево (от блока управления) а я пронумеровал ячейки неправильно слева — направо. Этот замер ёмкости элементов не с полного заряда и отражает не полную ёмкость но наглядно отражает состояние элементов.
Протестировал 4 элемента которые мне прислали с Владивостока с 30 Приуса 2012 года, сами элементы оказались выпуска 09.2011 и по ёмкости они были 1.7Ah, 1.8Ah, 1.9Ah и 1.9Ah, списался и отправил их назад в эту контору.
В итоге на автомобиле с самым дохлым элементом №13 программа Dr. Hybrid показывала 33.52% жизни батареи.
Полную ёмкость я протестировал на нескольких элементах напряжение полного заряда 8.97-9.05в после отключения зарядки падало до 8.40в, разряд до 6.60в
№13 — 0.960Ah
№12 — 1.340Ah
№14 — 1.390Ah
№21 — 1.710Ah
№7 — 2.711Ah
Если посмотреть графики до скольки заряжаются и разряжаются элементы в Приусе то можно сделать вывод что Приус выжимает элементы на все 100% и ни о какой щадящей работе от 40% до 70% аккумуляторов не может быть речи.
Себе приобрёл контрактную 2008 года от 20ки в Кемерово, в этой батарейке не было просадки элементов в середине а как бы наоборот к краям, когда покупал проверял только напряжение на элементах, оно было почти везде одинаковое в минусе были на 0.01-0.02 вольта несколько элементов с края, средняя ёмкость элементов оказалась 2.800Ah с 8.15 до 6.60в, самый просаженный элемент в моих замерах имел емкость 2.390Ач самый хороший 3.039Ач. Разброс емкости батареи с 30ки был намного больше от 0.477Ач до 3.190Ач.
Машина теперь радует, пропали провалы, батарея долго разряжается.
Прогрел батарею до плюсовых температур и сделал тест программой Dr. Hybrid, устали ноги давить на педали, время теста закончилось но батарея ещё не просела, ждал ещё минуты две результата… Результат очень неожиданный…
Скорее всего программа завышает показания на 30%, по тому как допустим элементы в среднем 4.00Ah ни как не могут выдавать 98%, и так же с дохлой батареей 33% а ошибки уже лезут.
Всем удач в этом не легком деле!
Запчасти
Toyota Prius 2010, двигатель бензиновый 1.8 л., 136 л. с., передний привод, вариатор — своими руками
Машины в продаже
Комментарии 59
Странные у вас измерения, Ватметр как вы его назвали, это измеритель мощности, формула мощности ток *на напряжение. Следующее, щаявленная емкость батареи с завода, 6500 ма/ч, это 6,5 а/ч, судя по вашим выводам, ваша батарея выдает меньше чем в половину — типо на хороших элементах, и на 80% меньше остальные, при таких условиях она вообще не должна работать, скорее всего ваши измерения не верны.
А я старые воскрешать пытаюсь. Что я только не дела с ними, короче лайф хак, вообще чисто мое мнение. Немного возможной теории, при работе батареи нагреваются газ внутри расширяется и через предохранительный клапан выходит наружу, объем оставшегося газа уменьшается, после охлаждения батареи уменьшенный объем газа создаёт вакуум внутри так как клапан предохранительный работает только наружу. Это приводит с тому что пластины внутри секции сжимаются и начинают с друг другом соединяться, что приводит к повышению саморазряду и снижению ёмкости. Значит идея такая берем иглу от шприца протыкаем предохранительный клапан, для этого предварительно ставим батареи на полный разряд до нуля вольт смотрим как начнут надуваться протыкаем, газы выходят оставляем так разряжается в ноль (для выравнивания ёмкости по ячейкам и расслоения пластин внутри газами выделяемыми при разряде и заряде), после заряжаем до 8.4 вольт максимально возможным током, вытаскиваем иглу пользуемся. Если внутренняя изоляцией между пластин ещё не сильно повреждена то эффект будет заметен саморазряд уйдет. Если болезнь слишком старая то на сдачу в металлолом.
При нагреве происходит переход электролита в газообразное состояние а вследствии высыхание элемента…
Так может долить электролита не?
Наклейка на крышке со стороны сидений, посмотреть я думаю возможно.
где наклейка с серииным номером находится? Ее видно без снятия батареи?
время около недели
Ведёт хорошо, километраж не особо большой, середина сильнее греется, охлаждение нужно мудрить.
Добрый день перечитал пного постов на эту тему. Ваш один из лучших. Встала подобная проблема. Подскажите два нюанса:
1) Замеры при разрядке снимала при достижении 6,6 или когда вольтаж начинал резко падать?
2) Как определяли что батарея полностью заряжена (iMax отключал?) и каким током заряжали (0.65, 1, 2амп?)? Или просто отключали на 8,64?
Просто столкнулся с умирающей первой банкой и когда полез смотреть, а батарею продаваны перебралю почти всю (писана переподписана и номера банок почти все разные) вот сейчас в отпуске хочу сделать отбраковку и выяснить всю ВВБ под замену или отделаюсь легкой кровью и парой банок…
1. Отключал сам при достижении 6.6в, дальше разряжать смысла нет, после этого напряжения идет резкий провал.
2. В основном заряжал чтобы оставалось напряжение на элементе 8.15в (не полный заряд) и если до полного Imax определял полный заряд около 9 вольт.
Интересно на 9 вольтах сильный нагрев наблюдался? И силу тока заряда подскажите какую использовали?
зарядка 5A, заряжал стянутыми, нагрев не измерял, скорее он не большой был.
В данный момент взял один элемент разрядил до 6.60 и поставил на заряд 5а уже влито 5700 мах а вольтаж 9.15( как то страшновато) но элемент даж не теплый
После 9.20 начал раздувать батарею… постояла батарея часик и 8.4 стала
Жаль что imax не выключается сам
я сейчас ремонтирую ВВБ, всё он отключает по delta peak, у меня выставлен показатель 6, и в зависимости от живучести элемента он отключает заряд 8,5…9,1.
Как по мне автор не правильно замерил ёмкость, нужно заряжать до дельта пик, давать отстоятся и разряжать до 6 вольт…и тогда покажет ёмкость та что осталась в элементе. Но это занимает очень много времени, если элемент живой, где-то часов 12 imax его мурыжит) за 4 дня я протестил 11 элементов (аймакс стоит день-ночь)
Понятно, я ёмкость мерил до 6вольт, не правильно емае, ёмкости показали самый худший 1020 mAn, самый лучший 5400…судя по твоему комментарию я мерил не правильно. Рукалицо
Мне больше интересует как это делать правильнее ( какими токами заряжать одну ячейку и разряжать )— что б давать ей более реалистическую нагрузку как в авто( те условия в которых она работает в авто, а не дома на столе с аймаксом)
Вот возьми пример с программ которые проверяют ёмкость, там всё наглядно, при разряде нагрузкой ток в зеленой зоне нужно удержать при этом программа показывает ток около 7A… чем больше ток тем меньше сможет элемент выдать Ач… как и в кислотниках при разряде током 20А он выдаст 10Ач а при разряде током 5А выдаст 30Ач