вузовский компонент что это

Основные компоненты ГОС высшего образования

ГОС ВПО содержит три компонента:

Федеральный компонент образовательного стандарта вуза определяет обязательный минимум требований к уровню подготовки выпускников. Он устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по конкретным направлениям и специальностям.

Федеральный компонент ГОС ВПОвключает в себя:

Это означает, что для каждого блока в стандарте должны быть указаны дисциплины, входящие в него, и очень кратко (несколько строк) их содержание, а также содержание учебных и производственных практик.

Это, в свою очередь, означает, что разработчики конкретного ГОС должны, исходя из понимания профессиональной деятельности того или иного специалиста (т.е. на основе модели специалиста), описать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечат ему профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он подготовлен. Не должна быть при этом упущена и общая культура личности, т.е. среди требований к выпускнику, скажем, инженерного профиля должны быть требования к его знаниям в сфере психологии, философии, культурологи, педагогики, владения иностранных языков и т.д.

Сведения о том, какие итоговые испытания предстоит выдержать выпускнику для присвоения ему соответствующей квалификации с вручением диплома.

Региональный компонент образовательного стандарта отражает национально-региональные особенности подготовки специалистов, а также обеспечивает им конкурентноспособность на региональном рынке интеллектуального труда, то есть, по сути, отражает интеграцию вуза с научно-производственной сферой региона.

Необходимо отметить, что подобная структура позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения образовательное пространство, не подавляя интересов, традиций и научных школ РФ. Кроме того, это является одной из важнейших задач формирования единого европейского образовательного пространства.

Вузовский компонент образовательного стандарта отражает особенность научных школ, традиции, опыт и понимание вузовским сообществом современного уровня подготовки специалистов, а также обеспечивает формирование имиджа выпускников, их необходимую профессиональную мобильность, а также конкурентоспособность на национальном и мировом рынке интеллектуального труда.

Вузовский компонент образовательного стандарта может включать в части дополнительных общих требований к образованности выпускника:

В части дополнительных требований к знаниям и умениям выпускника по циклам дисциплин:

Дата добавления: 2017-04-20 ; просмотров: 914 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Нормативная основа образования

вузовский компонент что это. Смотреть фото вузовский компонент что это. Смотреть картинку вузовский компонент что это. Картинка про вузовский компонент что это. Фото вузовский компонент что это вузовский компонент что это. Смотреть фото вузовский компонент что это. Смотреть картинку вузовский компонент что это. Картинка про вузовский компонент что это. Фото вузовский компонент что это вузовский компонент что это. Смотреть фото вузовский компонент что это. Смотреть картинку вузовский компонент что это. Картинка про вузовский компонент что это. Фото вузовский компонент что это вузовский компонент что это. Смотреть фото вузовский компонент что это. Смотреть картинку вузовский компонент что это. Картинка про вузовский компонент что это. Фото вузовский компонент что это

вузовский компонент что это. Смотреть фото вузовский компонент что это. Смотреть картинку вузовский компонент что это. Картинка про вузовский компонент что это. Фото вузовский компонент что это

вузовский компонент что это. Смотреть фото вузовский компонент что это. Смотреть картинку вузовский компонент что это. Картинка про вузовский компонент что это. Фото вузовский компонент что это

1.Конституцией РФ и Законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

— Образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

— Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

— Требования к уровню подготовки выпускников.

Госстандарт состоит из трех компонентов:

Федеральный компонент— инвариантная (неизменяемая) часть учебного плана. В него входят предметы, подлежащие изучению во всех образ.учреждениях данного профиля РФ.

Национально-региональный компонент вариантная часть учебного плана, перечень учебных предметов в составе данного компонента, который определяется региональными органами управления образованием сучетом национальных и региональных традиций, особенностей экономического и социально-культурного развития региона.

Вузовский компонент— вариантная часть учебного плана, которая формируется педагогическим коллективом образовательного учреждения с учетом потребностей и интересов обучающихся, мнения их родителей, возможностей образовательного учреждения.

2.На основе ГОСов разрабатываются учебные планы образовательных учреждений. Учебный план нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, годовое и недельное количество времени, отводимое на каждый учебный предмет, и структуру учебного года.

Типовые учебные планы утверждаются Министерством образования РФ и носят рекомендательный характер. Собственно учебные планы образовательных учреждений разрабатываются на основе типовых планов на весь период обучения. Рабочие планы разрабатываются с учетом конкретных условий на каждый год обучения.

В учебных планах определяется состав учебных предметов, изучаемых в данном образовательном учреждении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество учебных часов и структура учебного года.

3.На основе учебных планов разрабатываются учебные программы.Учебная программа— нормативный документ, определяющий содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый раздел и тему.

4.Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениямио соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Нормы типовых положений не могут ограничивать права граждан и образовательных учреждений по сравнению с законом. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.

5.На основе примерного положения разрабатывается Устав образовательного учреждения, в котором указывается:

наименование, место нахождения, юридический и фактический адрес, статус, учредитель, организационно-правовая форма образовательного учреждения;

цели образовательного процесса, типы, виды реализуемых образовательных программ, основные характеристики организации образовательного процесса, система оценок, режим занятий, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления;

структура финансовой и хозяйственной деятельности;

порядок управления образовательным учреждением.

Устав принимается коллективом образовательного учреждения и утверждается учредителем.

Источник

Основные компоненты ГОС ВПО

ГОС ВПО 2 поколения включает три компонента: федеральный, национально-региональный и вузовский.

Федеральный компонент образовательного стандарта вуза определяет обязательный минимум требований к уровню подготовки выпускников. Он устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по конкретным направлениям и специальностям.

Федеральный компонент ГОС ВПО включает в себя:

I. Общая характеристика специальности или направления подготовки:

1. Приказ, которым утверждена данная специальность;

2. Квалификационная академическая степень;

3. Перечень образовательных программ, реализуемых в рамках данного направления;

4. Квалификационная характеристика выпускника (область профессиональной деятельности, объекты профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, обобщенные (типовые) задачи профессиональной деятельности, квалификационные требования);

5. Возможность продолжения образования.

II. Требования к уровню подготовки абитуриента;

8. Общие требования к основной образовательной программе ВПО;

9. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы, разделенной на 4 блока:

Блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

Блок математических и естественнонаучных дисциплин;

Блок общепрофессиональных дисциплин;

Блок специальных дисциплин.

Это означает, что для каждого блока в стандарте должны быть указаны дисциплины, входящие в него, и очень кратко (несколько строк) их содержание, а также содержание учебных и производственных практик.

10. Срок освоения основной образовательной программы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

11. Требования к разработке к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе требования к кадровому обеспечению учебного процесса, учебно-методическому обеспечению, материально-техническому обеспечению, к организации практик;

12. Требования к уровню подготовки освоивших содержание всей образовательной программы;

Это, в свою очередь, означает, что разработчики конкретного ГОС должны, исходя из понимания профессиональной деятельности того или иного специалиста (т.е. на основе модели специалиста), описать те итоговые знания, умения и навыки, которые обеспечат ему профессиональную компетентность в сфере труда, для которой он подготовлен. Не должна быть при этом упущена и общая культура личности, т.е. среди требований к выпускнику, скажем, инженерного профиля должны быть требования к его знаниям в сфере психологии, философии, культурологи, педагогики, владения иностранных языков и т.д.

13. Требования к итоговой государственной аттестации выпускников.

Сведения о том, какие итоговые испытания предстоит выдержать выпускнику для присвоения ему соответствующей квалификации с вручением диплома.

Региональный компонент образовательного стандарта отражает национально-региональные особенности подготовки специалистов, а также обеспечивает им конкурентноспособность на региональном рынке интеллектуального труда, то есть, по сути, отражает интеграцию вуза с научно-производственной сферой региона.

Необходимо отметить, что подобная структура позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения образовательное пространство, не подавляя интересов, традиций и научных школ РФ.

Вузовский компонент образовательного стандарта отражает особенность научных школ, традиции, опыт и понимание вузовским сообществом современного уровня подготовки специалистов, а также обеспечивает формирование имиджа выпускников, их необходимую профессиональную мобильность, а также конкурентоспособность на национальном и мировом рынке интеллектуального труда.

Вузовский компонент образовательного стандарта может включать в части дополнительных общих требований к образованности выпускника:

— понимание определяющей роли методологических и мировоззренческих взглядов в деятельности профессионала;

— ориентацию на профессиональное мастерство и творческое развитие профессии и человека в ней;

— широкую эрудицию, высокую культуру поведения и хорошие манеры.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура ФГОС ВПО так называемого 3-го поколения, согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Одними из внешних факторов, обусловивших внедрение новых образовательных стандартов, являются рекомендациями Болонского процесса и участием России в построении единого общеевропейского образовательного пространства.

Разработка 3-го поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в РФ велось в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования РФ на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы.

ФГОС ВПО третьего поколения предусматривает:

— Формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части.

— Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций, как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной.

— Разработку стандартов без деления их на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП).

— Установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ.

— Введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы.

— Установление объема учебной работы студента основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.

Структурно ФГОС ВПО третьего поколения содержит следующие элементы:

— Область применения (стандарт является комплексной нормой качества высшего образования по направлению подготовки и уровням подготовки; право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии).

— Термины, определения, обозначения, сокращения (в федеральном стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с международными документами в сфере высшего образования).

— Общая характеристика направления подготовки (нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ и соответствующие квалификации (степени) по уровням высшего профессионального образования; формулируются цели ВПО в области обучения; формулируются цели основной образовательной программы в области формирования социально-личностных качеств студентов; перечисляются области профессиональной деятельности, для которых ведется подготовка специалистов; указываются объекты и виды профессиональной деятельности выпускников; указываются задачи профессиональной деятельности выпускников по уровням).

Устанавливаются общие требования к условиям реализации основных образовательных программ:

— высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают основную образовательную программу специальности;

— основная образовательная программа разрабатывается на основе ФГОС специальности с учетом потребностей рынка труда;

— оценка качества подготовки состоит из текущей, промежуточной и итоговой государственную аттестацию;

— при разработке общей образовательной программы должны быть определены компетенций выпускников;

— основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла;

— ВУЗ обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.

В сравнении с предыдущими поколениями образовательных стандартов, особенностью ФГОС ВПО третьего поколения состоит в том, что он разрабатывается на основе компетентностного подхода. В нем отсутствуют деления на компоненты федеральный, региональный и вузовский. ФГОС ВПО предусматривает новые требования к результатам освоения образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Обязательным компонентом становится научно-исследовательская работа студента. Трудоемкость программы измеряется не в часах, а в зачетных единицах.

Таким образом, внедрение ФГОС ВПО третьего поколения это важный и ответственный момент для всего Российского высшего профессионального образования. Реализации образовательных программ третьего поколения предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов. Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса.

Дата добавления: 2016-04-11 ; просмотров: 2058 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *