вундервафля что это такое
История одного фото в автоспорте. Вундерваффе или вундервафля?
Иногда в поисках фотографий для текстов по истории мирового автоспорта можно наткнуться на совершенно необычные кадры, которые сами по себе вынуждают потратить время на углублённый поиск информации. Сегодня мы расскажем как раз о такой ситуации…
4 апреля 2020, 00:52
27 декабря 2019, 19:10
26 октября 2019, 16:56
Но сперва поясним заголовок.
Вундерваффе (Wunderwaffe)
Название ряда масштабных исследовательских проектов, направленных на создание новых видов вооружений, многократно перекрывающих уже созданные или ещё создающиеся образцы. Короче – это такая гонка вооружений. Из немецкого языка данный термин пришёл в русский и стал широко употребляться в художественной литературе и интернете.
Вундервафля
Это издевательская переделка термина «Вундерваффе». В Сети так называют технику, претендующую на переворот всяческих основ, однако обычно не проработанную дальше идеи или эскиза.
А теперь вернёмся к заглавной фотографии…
Вопрос знатокам
На фото салон раллийной Audi Quattro S1 (так называемой «крылатой» версии E2). Но это необычная Audi, таких было построено всего-навсего две (шасси RE-02 и шасси RE-15). Но в чём же их отличие от восемнадцати других построенных машин?
В качестве подсказки – вот салон обычной Audi Quattro S1 (это шасси RE-13 на котором Вальтер Рёрль выступал на ралли «Монте-Карло» 1986 года):
Увидели отличия? «Смеётесь, – скажете вы. – Да тут миллион кнопок, тумблеров и приборов. Как тут найти отличия?» Но на самом деле важное отличие только одно – это рычаг переключения передач. На заглавной фотографии – маленький джойстик с кожаным чехлом, а на втором снимке полноценная классическая «кочерга».
Дело в том, что первая машина была оснащена новейшей на тот момент коробкой передач с совершенно не выговариваемым названием Porsche-doppelkupplungsgetriebe – проще её называть PDK (но так намного менее прикольно, правда?).
Поршедоппельчто?
В середине восьмидесятых в мировом ралли царила группа Б – супермощные автомобили Lancia, Peugeot, Audi, Ford, MG не знали себе равных. Но если итальянцы, французы и британцы построили среднемоторные прототипы, то немцы всё ещё придерживались классической схемы: двигатель Audi Quattro находился спереди.
Это был один из главных минусов машины, но решить его должны были лишь к 1987 году, когда планировался дебют среднемоторной Audi Quattro новой группы S. Но что же делать в 1986 году? Как вернуть немецкой марке победную поступь? Нужно какое-то новое техническое решение, которое позволит обойти соперников.
В это время инженеры Porsche вовсю работали над преселективной коробкой передач с двойным сцеплением Porsche-doppelkupplungsgetriebe – по расчётам она должна была сократить время на переключение передач и даже позволить ездить полностью в автоматическом режиме.
По указанию директора по развитию Audi Sport Фердинанда Пиеха такую КПП установили на Audi Sport Quattro (шасси №05) и в ноябре 1984 года машину отправили на тесты на полигоне Porsche в Вайсахе – фотография не с тех самых тестов, но машина использовалась такая же:
За руль тестовой машины сел Вальтер Рёрль, Фердинанд Пиех сел справа, и… гонщик остался недоволен! По его мнению, коробка передач не давала никакого преимущества.
Такой вердикт не мог не разозлить сотрудников компании Porsche, и они бросились доводить новинку до ума. Следующими тестами стало ралли Semperit: Вальтер Рёрль отправился пробовать новую версию коробки передач PDK прямо в боевых условиях…
Победный дебют
Porsche-doppelkupplungsgetriebe поставили на новую «крылатую» Audi Quattro S1 (шасси RE-02), и на ней Вальтер Рёрль вышел на старт одиннадцатого этапа чемпионата Австрии по ралли – ралли Semperit.
На финише гонки немец был первым аж в восемнадцати минутах(. ) от ставшего вторым Хайнца Клауснера.
Убедитесь сами – динамика разгона у машины просто фантастическая!
Вот это дебют, а? Но затем последовал главный экзамен – выступление на этапе чемпионата мира по ралли.
Провальный дебют
Audi Quattro S1 с коробкой передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe лишь один-единственный раз появилась на этапе чемпионата мира по ралли – Вальтер Рёрль на машине с номером шасси RE-02 вышел на старт заключительного этапа 1985 года в Великобритании. Это была очень специфическая гонка – даже для тех времён. Сам немец не раз говорил, что боится в ней участвовать. Почему?
Для того чтобы хоть как-то упростить себе задачу и подстраховаться, заводские команды нередко прибегали к привлечению британских штурманов – на одну гонку в правое кресло гоночных машин садились местные ко-драйверы.
В Audi Вальтера Рёрля (той, что была с коробкой передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe) тоже произошла замена штурмана – место Кристиана Гайстдорфера занял британец Фил Шорт, который в 1985 году ассистировал Дэвиду Ллевеллину из команды Audi Sport UK.
Новый штурман, конечно же, не мог не оказать влияния на настрой Рёрля. Прибавьте к этому весьма своеобразную новую коробку передач, и вот результат – Вальтер продержался в гонке лишь до пятнадцатого спецучастка. Пусть вас не удивляет слово «лишь» – это сейчас программа британского этапа чемпионата мира по ралли состоит из двадцати двух спецучастков. А в 1985 году было аж шестьдесят пять спецучастков!
Сошёл же немецко-британский экипаж из-за… «авиакатастрофы» – так иронично назвали этот инцидент в команде. Audi в буквальном смысле улетела с трассы в лес и проделала просеку. Доставать машину пришлось автокраном.
Почему же вылетел опытный пилот? Ответ на этот вопрос является первым доказательством того, что Porsche-doppelkupplungsgetriebe – не самая оптимальная новинка…
И всё-таки вундервафля?
Итак, вылет Рёрля по причине первого важного недостатка PDK. Гонщик попросту не знал, какая передача у него включена в данный момент времени. Подлетая к повороту, пилот перещёлкивал передачи вниз, но если на H-образной коробке передач пилот чётко понимает, какая передача у него сейчас работает, то при секвентальной схеме переключения Вальтер мог лишь догадываться об этом – это рассказывал сам немец после обидного вылета. Он попросту включил не ту передачу и не смог справиться с автомобилем в повороте.
Любопытно, что после вылета Рёрля болельщики подбежали к лежащей на боку машине и захотели сфотографировать коробку передач снизу. Но члены команды не дали им это сделать, сославшись на секретность!
Кроме того, допустил ошибку и штурман – для Фила Шорта динамика автомобиля оказались настоящим сюрпризом. Он не был готов и попросту не мог читать стенограмму настолько быстро, насколько был быстр автомобиль. Так что к проблемам с PDK добавилась и ошибка ко-драйвера.
Но помимо отсутствия индикации были и другие недостатки…
К сожалению, коробка передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe оказалась чрезвычайно проблемной, ненадёжной, сложной в настройке и обслуживании, да и ресурс у неё оказался слабоват. Но это и неудивительно: если кольцевые машины Porsche, на некоторые из которых также устанавливался тот же агрегат, ездили по гладкому асфальту, то раллийная Audi мчалась по неровной грунтовке и камням, порой взлетая в воздух на трамплинах и достаточно жёстко приземляясь. К такому хрупкая техника оказалась не готова.
Не всё нравилось и экипажу. Коробка оказалась намного тяжелее штатной – если быть точнее, то почти в три раза! Audi Quattro имела управляемость утюга: расположенные впереди двигатель и коробка передач делали переднюю часть автомобиля очень тяжёлой, а отсюда проблемы с управляемостью. А Porsche-doppelkupplungsgetriebe имела дополнительный вес в сравнении с обычной коробкой передач – она весила восемьдесят килограммов, что на тридцать килограммов больше старой КПП.
Кстати, удлинение переднего свеса было сделано довольно экономным способом. Капот и передние крылья остались прежними, а были изменены передний бампер, а также «оправа» передних фар и фальшрадиаторной решётки (смотрите на фото сравнение обычной Audi и Audi c PDK). Интересно, что передний бампер в своей верхней части (сразу под фарами) удлинился, а в нижней (губа) наоборот укоротился. В итоге общая длина машины увеличилась лишь на четыре сантиметра.
Все перечисленные выше минусы привели к тому, что Audi Sport досрочно свернула работы над этим проектом. Изначально планировалось, что PDK поставят на все машины – для этого была запланирована постройка большой партии коробок передач. Но затем от этих планов пришлось отказаться – всего было построено пять КПП, две из которых остались у Porsche и три переданы в Audi.
Две коробки поставили на «крылатые» Audi Quattro S1 (боевое шасси RE-02 и тестовое шасси RE-15). На первой Вальтер Рёрль проехал одиннадцатый этап чемпионата Австрии по ралли – ралли Semperit. На финише немец был первым аж в восемнадцати минутах(. ) от ставшего вторым Хайнца Клауснера. Затем на этой же машине Рёрль проехал ралли RAC, где и разбил машину.
Шасси RE-15 использовалось во время сравнительных тестов к ралли «Акрополис», однако в итоге на старт греческого этапа чемпионата мира Audi Quattro с такой коробкой передач не вышла.
Третья коробка передач стояла на Audi Sport Quattro (шасси №05) во время тех самых первых тестов на полигоне Porsche в Вайсахе.
В конце 1986 года история машин группы Б в мировом ралли закончилась, и началась новая эпоха…
Жизнь после смерти
Из трёх Audi Quattro с коробкой передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe лишь одна машина сохранила её – это было тестовое шасси RE-15. В 1992 году Вальтер Рёрль ушёл из Audi, и компания сделала широкий прощальный жест, подарив ему этот автомобиль. Вместе с машиной ему достались и две другие коробки передач PDK – видимо, в качестве запасных частей.
Немец принял машину, но тут же перевёз его в музей компании Schmidt Motorsport (SMS), которая долгие годы занимается созданием и обслуживанием различной гоночной техники – от раллийных машин до «Формулы-1».
В 2001 году Рёрль принял решение продать автомобиль и машина перекочевала в музей к автодилеру Лотару Хайнцу. А ещё через восемь лет к нему по наводке Рёрля пришёл гонщик и журналист Михаэль Гербер. Он очень хотел купить именно эту Audi, но Лотар никак не соглашался. Но в итоге Михаэль всё-таки сумел уговорить продавца – правда, Хайнц отдельно оговорил, что если вдруг Герберу надоест машина, то он её вернёт обратно.
С того дня прошло больше десяти лет. В отличие от Рёрля и Хайнца Михаэль Гербер не держит машину в музее – он участвует в различных исторических ралли. Но ему пришлось внести одно изменение в конструкцию машины: практически сразу он демонтировал ту самую коробку передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe, потому что после стольких лет простоя без какого-либо обслуживания КПП попросту исчерпала свой ресурс.
Впрочем, в первой после покупки гонке он сумел проехать с ней – и это одно из последних видео Audi Quattro S1 с PDK в действии:
Вторая Audi с PDK (шасси RE-02) получила обычную шестиступенчатую механическую коробку передач еще в 1986 году, и её годом позже приобрёл Херберт Брейтенедер, чтобы выступать в ралли-кроссе. В одной из гонок машине крепко досталось – смотрите сами:
Но Херберт восстановил её, какое-то время продолжал выступления, а позднее автомобиль выкупила компания Audi UK, и теперь машина стоит в музее.
А демонтированные коробки передач Porsche-doppelkupplungsgetriebe так и пылятся в гараже Михаэля Гербера.
Вундервафли: «чудо-оружие» Третьего рейха
Третий рейх давно стал историей, неприятной и кровавой для всего человечества. А ещё, он оставил после себя массу загадок, многие из которых до сих пор не разгаданы. И «чудо-оружие», намного опередившее техническое развитие того времени. На немецком чудо-оружие — Вундерваффе (Wunderwaffe).
Штурмовая винтовка и «Код вампира» Sturmgewehr 44
Супертяжелая «Мышь»
Германцы издревле тяготели к мощному вооружению. Эта склонность вылилась в создание супертяжелого танка, получившего длинное название Panzerkampfwagen VIII Maus (в простонародье «Мышка»). Он весил больше 180 тонн, а версия Bear и того более. Так что танк не мог проехать по обыкновенному мосту: большинство подобных сооружений того времени просто бы рухнуло под ним. Да и дороги просто крошились под гусеницами. Зато этот монстр имел следующее вооружение: Калибр и марка пушки 128-мм KwK.44 L/55, 75-мм KwK40 L/36 Тип пушки нарезная Длина ствола, калибров 55 для 128-мм, 36,6 для 75-мм Боекомплект пушки 61 × 128-мм, 200 × 75-мм Углы ВН, град. —7…+23 Прицелы перископический TWZF Пулемёты 1 × 7,92-мм, MG-42 Мог преодолеть приличную дистанцию под водой. Чтобы сдвинуть с места, требовалось оснащение его 4-мя дизелями, какие устанавливались на подлодки. В массовое производство этот тяжеловес не пошел: скорость и маневренность у него были слишком низки, для обслуживания требовался большой и специально обученный экипаж, стоимость танка оказалась чересчур велика для подорванной войной германской промышленности. Но, несмотря на видимые недостатки, гигант, видно, таил какие-то особые секреты: оба прототипа во время последнего наступления союзников были тщательно уничтожены.
Крылатая ракета вермахта
Первыми осваивать космос, в принципе, тоже начали нацисты. Ими была сконструирована ракета, способная улететь за пределы видимости. «Работала» она на экстремально мощном (для того времени) топливе, поднималась в атмосферу вертикально на 9 км, развивала скорость в 4000 км/ч, имела возможность корректировать курс и дозировать расход топлива. Способов перехвата V-1 (а позже и V-2) на тот момент не было. Первая такая крылатая ракета улетела на Лондон вскоре после высадки союзнических войск, которая состоялась 13 июня 1944-го. По предположениям экспертов, если бы нацисты доработали крылатые ракеты, снабдили их ядерными, биологическими или химическими боеголовками (а такие разработки велись), то исход второй мировой был бы совершенно иным. Кстати, главный идейный руководитель проекта доктор фон Браун после войны перебрался в Штаты и развивал американские космические программы. Так что его ракеты V-2, можно сказать, проторили человечеству путь за пределы Земли.
Летающее крыло
Самолёт мог взять на борт до тонны веса и развивать скорость в 1000 км/ч. Подробностей о «Летающем крыле» известно не так уж много. Есть данные, что его тестирование прошло крайне успешно. Судя по документам, в 1944-м был дан заказ на 20 единиц этой техники. Имеются разрозненные свидетельства того, что производство было запущено. Однако после падения Германии союзники сумели найти только незаконченную модель и созданный по ней прототип. И, кстати, никакими другими разработками в истории не отметились: Уолтер Хортен дослужился до генерала в послевоенной Германии (умер в 1998-м), а Реймар Хортен эмигрировал в Аргентину, где работал по профилю до самой смерти (1994-й), но ничего неординарного предложить мировой науке больше не смог.
По ком звонил «Колокол»?
Стоит отметить, что все эти легенды и слухи, по всей видимости, специально были запущены в информационное поле спецслужбами, чтобы скрыть действительно выдающиеся технологии, информация о которых никогда не будет достоянием большинства.
Материалы по теме
А вот ещё:
ТОП-5 Самозванцев русского государства
Расцвет самозванства в России пришелся на годы Смуты, а отголоски этого явления прошли эпоху правления первых Романовых и успешно перекочевали в «золотой век дворянства» – восемнадцатое столетие. Чем удивительнее звучала история спасения очередного государя, тем легче в нее было поверить
Порождение Смуты
После событий Смутного времени прошло уже несколько десятилетий, как вдруг за пределами Российского государства объявился царевич Иван Васильевич, сын Василия Шуйского.
Самозванец, настоящее имя которого Тимофей Анкудинов, родился в 1617 году в семье мелкого вологодского торговца. Благополучно отучившись в монастырской школе, он стал келейником новгородского архиерея Нектария, а затем и вовсе женился на его внучке. В 1636 году Нектарий скончался, а новый архиерей, по-видимому, не слишком благоволил Тимофею. К тому времени Анкудинов почти ничего не оставил от приданого супруги (все ценности он проиграл в зернь), но не отчаялся и поехал пытать счастья в столице.
Устроившись писцом при князе Черкасском, Тимофей Анкудинов получает в свое распоряжение невиданные суммы и начинает нести ответственность за все поступающие в казну налоги с многочисленных приказных кабаков и кружечных дворов, число которых к середине XVII века превысило тысячу. Будучи авантюристом по натуре и, как выяснится впоследствии, по призванию, Анкудинов в течение нескольких лет с размахом злоупотребляет своими полномочиями. В попытках избежать обвинений в растратах средств из казны Тимофей подстроил собственную смерть: взяв из своего дома все ценности, он поджег здание вместе со спящей женой! Согласно данным ревизии, Анкудинов должен был погибнуть в этом доме.
В действительности преступник был уже на пути в Польшу. Въезжая в Варшаву, он объявляет себя чудом спасшимся сыном царя Василия Шуйского, чем вызывает интерес короля Владислава IV, в свое время отказавшегося от претензий на русский престол. Иллюзий относительно происхождения Лжеивана Васильевича король не испытывал, однако наградил его жильем, слугами и даже небольшим войском. «Нам ведомо, что он вор, но через него я принесу много хлопот Московии», – говорил Владислав.
После смерти польского короля Тимофей Анкудинов резко меняет свой «политический курс» и бежит к Богдану Хмельницкому, где находится до прибытия в Переяславль русского посольства. Следующей точкой маршрута самозванца оказалась ставка крымского хана, где Анкудинов принял ислам и уверил правителя в своих добрых намерениях. Но и здесь «царевич» не задержался надолго, отправившись на сей раз в Швецию, где его ожидала королева Кристина.
Пользуясь своим даром очаровывать людей и устраивать настоящие театрализованные представления, самозванец добился интереса и доверия скандинавской правительницы. К тому же он был близок королеве по духу: в отличие от своих чинных современниц, Кристина предпочитала проводить время за традиционно «мужскими» развлечениями, любила охотиться и ездить верхом, а также вести беседы о науке и философии. По распоряжению королевы Тимофей получает финансовую помощь, личное имение и военную поддержку. Когда королеве доложили об истинном происхождении самозванца и потребовали выдать его для суда, было уже поздно: «царевич» бежал и присоединился к труппе бродячих артистов, с которой странствовал по немецким княжествам.
Среди прочих самозванцев Тимофей выделялся и своим литературным талантом. Он фактически стал одним из первых русских поэтов, сочинял едкие стихотворения с критикой первых Романовых и хвалебные оды всем монархам, приютившим его в своих странах (все они еще со времен Смуты имели претензии к Российскому государству). Названия были соответствующими: «Декларация московскому посольству», «Похвала турецкому султану», «На нынешнюю московскую власть», «На Филарета митрополита». Кроме того, Анкудинов издавал указы от лица мифического Ивана Шуйского, для которых даже изобрел особый формуляр и печать.
К сожалению для Тимофея Анкудинова, стать неуловимым авантюристом ему не удалось – подвела тяга к воровству. После очередного мелкого преступления он был схвачен и по приказу герцога Голштинского выдан царскому правительству. В 1654 году самозванец был четвертован и включен в список преданных анафеме, в котором упоминался вплоть до XIX столетия.
Лжепетр и вредная привычка
Одним из государей, чью репутацию регулярно портили самозванцы, был сам Петр Великий. Преобразования царя-реформатора первое время не встречали понимания у народа: так и родилась мысль о Петре Алексеевиче, сгинувшем во время Великого посольства. О том, кто же тогда занимает российский престол, людям было неизвестно. Со временем стали поговаривать, что самозванцев из-за границы «поставляет» приближенный царя Александр Данилович Меншиков, интриган и опытный царедворец.
Подобные слухи породили появление в России множества «настоящих царей», одним из которых стал некто Тимофей Кобылкин. Любопытно, что прикинуться государем его заставила не жажда власти, а неприятная ситуация. Однажды купец Кобылкин возвращался в родной Псков, но по дороге был ограблен «лихими людьми», в результате чего оказался вынужден продолжать свой путь пешком и без копейки в кармане.
Останавливаясь на ночлег в придорожных трактирах, Кобылкин называл себя то царем, то капитаном Преображенского полка Петром Алексеевым, а взамен на свои увлекательные истории получал бесплатную еду и горячительные напитки. Они-то и сыграли злую шутку с неудавшимся самозванцем. Тимофей Кобылкин расхрабрился настолько, что начал рассылать воеводам угрожающие депеши, подписываясь чужим именем.
Несмотря на отменное чувство юмора, Петр I поведения псковского купца не оценил. Царь повелел дождаться возвращения Кобылкина домой, где того арестовали, пытали и казнили. А ведь мог бы наградить медалью «За пьянство» и отпустить с миром!
Предшественник Пугачева
Имя Емельяна Пугачева как самого известного самозванца, выдававшего себя за Петра III, постоянно возникает, когда речь идет о правлении Екатерины Великой. Но был ли Пугачев первым?
Почти на десятилетие казака опередил беглый солдат Гаврила Кремнев – он представился спасшимся супругом императрицы еще в 1765 году. Отслужив в армии 14 лет, Кремнев бежал из полка и привлек на свою сторону пару крепостных крестьян, обещая им волю. Затем самозванец обзавелся лошадью и отправился по близлежащим селам, собирая все больше сторонников. Поначалу он не решался назваться именем Петра Федоровича и представлялся как «капитан на императорской службе», но затем осмелел и заявил ни много ни мало о правах на престол. От своего первого имени Гаврила Кремнев тоже не отказывался и говорил, что оно помогает ему спасаться от убийц, нанятых Екатериной II.
В моменты наибольшей популярности «Петра Федоровича» войско Кремнева насчитывало до полутора тысяч человек, однако стремительно развалилось, как только на подавление бунта был прислан эскадрон гусар.
Дальнейшая судьба самозванца была незавидной, но все же не такой печальной, как у его последователей. Его не казнили, а сослали на вечное поселение в сибирский город Нерчинск. Правда, предварительно Екатерина II приказала возить Гаврилу Кремнева по городам и весям, привязав к его груди доску с надписью «Беглец и самозванец», а также прилюдно сечь кнутом. После завершения поездки Кремнев получил клеймо: теперь на лбу у Гаврилы виднелись буквы «БС» (Беглец и Самозванец).
Чудом спасшийся государь Петр Федорович
Емельян Пугачев, кажется, не усвоил уроков прошлого самозванца и начал свою собственную борьбу с государыней императрицей.
До восстания 1773–1775 годов казак Пугачев принимал участие в Семилетней и русско-турецкой войнах, но в 1771 году по состоянию здоровья был возвращен в станицу Зимовейскую. Находясь на малой родине, он хотел подать в отставку, но получил отказ. Так закончилась история хорунжего Емельяна Пугачева. И началась история «чудом спасшегося» царя Петра Федоровича.
Впервые самозванец объявился у яицких казаков, которые проживали на отдаленных рубежах Российской империи, а затем стал популярен среди крестьянства. 31 июля 1774 года он издал манифест от лица Петра III с призывом «злодеев дворян… ловить, казнить и вешать». Характерно, что для обозначения легитимности своей власти самопровозглашенный государь не придумывал ничего нового. Чины, пожалования за службу – все повторяло уже существующие при дворе постановления и традиции. Государственные акты, издаваемые Пугачевым, так же носили названия указов или манифестов, а вышеупомянутый манифест 1774 года впоследствии назовут «Жалованной грамотой крестьянству». Он освобождал крепостных от податей и отягощений, «чинимых от злодеев дворян и градских мздоимцев».
После подавления бунта Пугачев был схвачен и в ноябре 1775 года доставлен в Москву. Клетку с мятежным самозванцем сопровождал герой русско-турецких войн и прославленный полководец А.В. Суворов. После проведения следствия состоялся суд, который постановил приговорить Емельяна Пугачева и нескольких его соратников к четвертованию. Приговор был приведен в исполнение на Болотной площади.
Несчастья и приключения княжны Владимирской
Пока в России шла крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, в Европе объявилась его (а точнее – Петра Федоровича) родственница. Некая «принцесса Владимирская» увлеченно рассказывала о том, что Пугачев – ее сводный брат, который воюет за трон для истинной правительницы.
О самозванке, получившей в дальнейшем прозвище «княжна Тараканова», впервые стало известно в Польше в 1773 году. Передавались слухи, дескать, совсем недалеко живет дочь Елизаветы Петровны и ее фаворита Алексея Разумовского, мечтающая вернуть трон взамен на некоторые территориальные уступки. Сама княжна, или принцесса, объясняла, что до 1753 года жила в России вместе с матерью и должна была унаследовать престол (а Петр III стал бы регентом), но Екатерина II захватила трон и отправила соперницу в Сибирь, откуда та выбралась при помощи верных подданных.
Алексей Орлов откликнулся на предложение княжны, общался с ней почтительно и быстро завоевал доверие. В феврале 1775 года он пригласил ее в Ливорно, чтобы осмотреть эскадру. Когда самозванка поднималась на борт флагмана «Святой великомученик Исидор», матросы и офицеры в парадной форме встречали ее криками «Ура!» и салютом, а потом вдруг объявили, что она арестована. Граф Орлов и на этот раз не подвел Екатерину II: сразу после получения «манифеста» самозванки он оповестил о нем императрицу и действовал согласно ее указаниям.
Находясь под стражей, Елизавета Владимирская не призналась, кем является на самом деле, что породило массу мифов и загадочных историй о ее личности. Кстати, именем «княжна Тараканова» она не пользовалась никогда: его придумал французский дипломат Жан Анри Кастера спустя 20 лет после смерти самозванки.
В 1864 году художник Константин Флавицкий написал картину, героиней которой являлась княжна Владимирская, погибающая во время наводнения. На самом деле жизнь самозванки оборвалась куда менее живописно: 15 декабря 1775 года она умерла от туберкулеза в Петропавловской крепости. Происхождение Елизаветы Владимирской так и не удалось выяснить.