вуду в исламе что это

Как совершать малое омовение (вуду)?

Вуду (малое омовение) – это омовение и протирание определенных частей тела. Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Когда человек при совершении омовения моет руки, ему прощаются грехи, совершенные руками, когда моет лицо, прощаются грехи, совершенные глазами, когда протирает голову, то прощаются грехи, совершенные ушами, когда моет ноги, то прощаются грехи, совершенные ногами при ходьбе» (Муслим, Ат-Тирмизи).

В Священном Коране Аллах указывает нам на способ совершения малого омовения (вуду), который осуществляется перед молитвой, описанный следующим образом:

«О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток»

Священный Коран. Сура 5 «Аль-Маида» / «Трапеза», аят 6

Действия, без свершения которых омовение считается недействительным

1. Мытье лица – 1 раз

2. Мытье рук, включая локти – 1 раз

3. Протирание ¼ части головы – 1 раз

4. Мытье ног, включая щиколотки – 1 раз

Пророк, мир ему и благословение, сказал, что грехи того человека, который, подготавливая себя к молитве, с должным вниманием отнесется к омовению, будут смыты вместе с нечистой водой, как капли, спадающие с кончиков его ногтей.

Как совершать вуду?

По возможности следует повернуться в сторону Киблы, сделать намерение на совершение малого омовения (вуду) ради Аллаха и произнести: Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Затем:

1. Вымойте кисти рук до запястья 3 раза: вначале правую, затем левую. Если есть кольцо, нужно сдвинуть его, чтобы под ним протекла вода

2. Если есть возможность, почистите зубы сиваком или зубной щеткой

2. Набирая воду правой рукой, 3 раза прополощите рот, потом 3 раза промойте нос, высмаркиваясь левой рукой

3. 3 раза вымойте лицо (границы лица от начала волосяного покрова на лбу и висках до подбородка (у женщин включая нижнюю часть челюсти) и от правого уха до левого);

4. 3 раза вымойте руки до локтей включительно. Сначала правую руку, потом — левую

5. Намочите правую ладонь и 1 раз протрите ею голову

6. Намочите руки и указательными пальцами протрите внутри, а большими пальцами — снаружи ушных раковин, после чего протрите шею тыльной стороной ладони

7. Наконец, 3 раза вымойте правую, а затем левую ноги до щиколотки включительно, промывая между пальцами

После омовения желательно, повернувшись к Кибле, произнести шахаду: Ашхаду алля иляха илля-Ллах уа ашхаду анна Мухаммада-р-Расулю-Ллах – «Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую что Мухаммад – Его Посланник».

Также желательно прочитать дуа: اللّهُـمَّ اجْعَلنـي مِنَ التَّـوّابينَ وَاجْعَـلْني مِنَ المتَطَهّـرين الله أكبر – Аллахумма-дж’аль-ни мин ат-таввабина ва-дж’аль-ни мин аль-мутатаххирина! – «О Аллах, причисли меня к кающимся и причисли меня к очищающимся!»

Нежелательные действия (макрух) при совершении вуду:

1. Излишний расход воды. Пророк Мухаммад ﷺ никогда не использовал для вуду (малого омовения) больше 1 литра воды, а на гусль (полное омовение) тратил не более 3 литров воды. И никто не совершал омовение лучше него

2. Чрезмерная экономия воды

3. Плескание воды на лицо или на другие части тела

4. Разговор во время омовения без необходимости

5. Совершение омовения в нечистых местах

6. Сморкание правой рукой

8. Пользование чьей-либо помощью без необходимости

Источник

Ритуальное омовение

вуду в исламе что это. Смотреть фото вуду в исламе что это. Смотреть картинку вуду в исламе что это. Картинка про вуду в исламе что это. Фото вуду в исламе что это

Раздел шестой. Ритуальное омовение (вуду).

Омовение – это ритуальное очищение мусульманина, которое устраняет так называемое состояние хадас. Иными словами, омовение – это использование воды на определённых частях тела, начинающееся с намерения. Состояние человека без омовения называют хадасом. При совершении ритуального омовения (вуду) с человека снимаются все запреты, которые возлагались на него во время его отсутствия: разрешается совершать намаз, таваф, прикасаться к Корану и т. д. У омовения есть обязательные, желательные и нежелательные действия. Обязательные составляющие омовения делятся на две категории – обязанности, которых нужно соблюдать до омовения (шурут) и те, которые необходимо соблюдать после омовения.

Обязательные элементы омовения до вступления в него:

1. Наличие обычной воды (мау мутлак) (о пригодной для ритуального очищения воде читайте в первом разделе);

2. Протекание воды по органам, следовательно, не хватает простого прикосновения воды.

3. Отсутствие на теле всего, что может изменить свойства воды, из-за чего она становится непригодной для ритуального очищения. Например, наличие косметики, которая при смешении с водой меняет её вкус, цвет, или запах;

4. Чтобы органы омовения не были прикрыты чем-либо, что не пропускает воду до кожи. Например, слой какого-нибудь крема или лака, в частности, лак для ногтей. Это, в основном, касается макияжа. Пока макияж, изменяющий или не пропускающий воду не будет удалён, омовение не является действительным. Но если места омовения будут масляными из-за чистого и жидкого масла, то омовение считается. Тут стоит обратить внимание и на то, что омовение не принимается, если вода свободно не проникает под ногти человека из-за налипшей туда грязи, муки, мазута и т.п.

5. Для человека, который не в состоянии контролировать свои выделения, (например, страдающий недержанием мочи), условием омовения является наступление времени намаза. Следовательно, такой человек не может совершить омовение, скажем, для вечернего намаза, до наступления его времени (до захода солнца). Омовение такого типа людей имеет еще и другие отличия, о которых будет указано ниже.

Обязательные составляющие омовения:

Первое: намерение, связанное с мытьем лица, т.е. конец намерения должен быть увязан с началом мытья лица. Необходимо иметь одно из следующих намерений: «Я намереваюсь совершить обязательное омовение», «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения» или же «Я намереваюсь избавить себя от состояния хадаса». Последний вид намерения недопустим для человека, который не может контролировать свои естественные выделения. Он должен намереваться сделать дозволенным совершение намаза. Страдающие такими болезнями, как было сказано ранее, должны учесть и другие особенности;

— Сразу после подмывания мужчинам необходимо закрыть отверстие полового члена ватным тампоном. Вата впитает в себя капли выделений и не даст им просочиться наружу. Или же необходимо обертывать половой член чем-либо, если выделения обильные. Женщине следует вставить во влагалище ватный тампон, если она не соблюдает пост. Если же постится, то следует использовать прокладки, не пропускающие выделения наружу.

— Сразу же после этого следует быстро совершить омовение.

— Состояние человека, который находится в таких обстоятельствах, называется «постоянным малым хадасом». Таким же образом для каждого обязательного намаза он должен обновлять омовение. Не следует забывать и о том, что одежда, включая нижнее белье, должна быть чистой.

— если он знает, что у него омовение сохранится в течение определённого времени (например, у него омовение не нарушается в течение получаса после двенадцати), то он обязан совершить намаз в это время, по мере возможности;

— совершив омовение, он обязан совершить намаз не откладывая, хотя ему и разрешается откладывание, связанное с намазом, например, для ожидания джамаата в мечети. Если же он отложит свой намаз по причинам, не имеющим отношение к намазу, то его омовение портится и для совершения намаза он обязан возобновить его;

— если он будет соблюдать вышеперечисленные условия и при совершении намаза у него нарушится омовение, то его намаз считается. Например, если страдающий недержанием мочи совершит омовение, придёт в мечеть, будет ждать джамаат, потом совершит намаз, то его намаз считается действительным, даже если в период ожидания джамаата или во время намаза у него выйдет моча.

Второе: омовение лица. Границами лица в омовении является: по вертикали – участок между обычным местом вырастания волос и там, где заканчивается подбородок (но не низ подбородка, его промывать желательно), а по горизонтали – участок между ушами. Следовательно, необходимо промывать волосы бровей, ресниц, усов, эспаньолку. Необходимо промывать как волосы, так и кожу под ними. Что касается бакенбард и бороды, то их нужно мыть и кожу под ними, если они не густые. Если же бакенбарды и борода густые, то необходимо помыть их сверху, а доводить воду до кожи под ними является сунной. Густыми считаются волосы, через которые не видна кожа.

Третье: омовение рук и локтей. Следует промывать кожу, волосы и ногти. Если часть руки отсутствует, то нужно промыть оставшуюся часть. Если рука отрезана по локоть, то необходимо омывать край оставшейся руки. Если же рука отрезана еще дальше, то нет необходимости промывать предплечье, но это является желательным.

Четвертое: протирание части головы – кожи или волос при условии, чтобы протираемые волосы были непосредственно на границе головы.

Пятое: мытье ног, включая щиколотки.

Шестое: выполнение этих обязательных пунктов омовения в строгой последовательности. Если помыть ноги до обтирания головы или обтереть голову до промывания рук, то такое омовение не считается.

Если человек без омовения окунётся в воду с намерением омовения, то у него омовение считается.

Если вместе с правильным намерением омовения иметь намерение освежиться или очиститься, то такое намерение тоже подходит для омовения.

Желательные действия омовения

— До омывания лица и до обязательного намерения, омовение желательно начать с мытья кистей рук, причем желательно знать, что их моют для ритуального очищения, а не просто так. Bo время их мытья рекомендуется произнести: «А‘узу билляхи мина щайтани рраджим» и «Бисмилляхи ррахмани ррахим» и вымыть руки, включая запястья, три раза. Если вы забудете произнести «Бисмилях» в начале омовения, то желательно его произнести во время омовения.

Затем рекомендуется прополоскать рот и нос три раза, поднося воду правой рукой. Вначале воду берут в рот, а затем оставшуюся часть – в нос. Высморкаться желательно левой рукой, повторить три раза.

Далее сердцем делается намерение для обязательного омовения, когда вода касается вашего лица: «Я намереваюсь выполнить обязанности омовения (или вуду) ради Аллаха». Однако произнести вначале намерение языком является желательным (сунной).

При мытье лица, как и других омываемых частей тела, нет обязательных молитв, которые необходимо читать, поэтому для начала можно произносить «Шахаду». «ШАХАДА» – формула принятия и свидетельствования Единобожия.

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ

(Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и еще раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха (мир ему и благословение)).

В последующем желательно выучить дополнительные специальные молитвы, которые мы приведем ниже. Лицо желательно омыть больше положенного, включая обе стороны шеи, ибо передаётся, что все омытые части тела украсятся и будут сиять на том свете. Желательно разделять густую бороду. Для этого берут горсть воды и раздвинутыми пальцами из-под челюсти разделяют бороду. Промывая лицо, желательно прочитать следующее:

اَللَّهُمَّ بَيِّضْ وَجْهِي بِنُورِكَ يَوْمَ تَبْيَضُّ وُجُهٌ وَ تَسْوَدُّ وُجُوهٌ

О Аллах! Освети моё лицо Твоим нуром в тот день, когда осветятся лица] Твоих любимцев[, и не очерняй мое лицо, ]когда очернятся лица Твоих врагов[.

Затем желательно мыть правую руку, разделяя пальцы, включая локти, до уровня плеча, три раза. Промывая правую руку, желательно прочитать следующую молитву:

اَللّهُمَّ أَعْطِني كِتابي بِيَميني وَحاسِبْني حِسابًا يَسيرًا

(О Аллах, вручи мне свитки моих земных деяний в День Суда с правой стороны и отчитывай меня отчётом лёгким).

Затем также моют левую руку, читая следующую молитву:

اَللّهُمَّ لا تُعْطِني كِتابي بِشِمالي وَلا مِنْ وَراءِ ظَهْري

(О Аллах, не вручай мне свитки моих деяний слева и сзади.)

Затем смоченной в воде рукой желательно протереть три раза всю голову. Для этого желательно поставить большие пальцы на виски, а кончиками других пальцев обеих рук, соприкоснув друг с другом, обтереть голову, начиная от лба и до затылка, а после повернуть руки в обратную сторону. Если не получается протереть всю голову из-за головного убора, то желательно протереть голову, сколько получается, а далее провести рукой по головному убору. При этом желательно прочитать следующую молитву:

اَللّهُمَّ حَرِّمْ شَعْري وَبَشَري عَلَى النّارِ

«Аллахумма харрим ша‘ри ва башари ‘аля-ннар».

(О Аллах, сделай запретными для огня Ада мои волосы и кожу).

Затем рекомендуется также три раза протирать ушные раковины, как с внутренней, так и с внешней стороны Для этого нужно снова увлажнить руки после обтирания головы.

اللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ الَّذِينَ يَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَيَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ

(О Аллах, сделай меня из тех, кто прислушивается к сказанному и следует (придерживаются) за лучшим из услышанного).

Затем моют правую ногу, включая щиколотки, до колена, три раза. При этом вода должна проходить между пальцами ног. Для этого мизинцем левой руки с нижней стороны проводят между пальцами ног справа налево. При мытье ног читают:

اَللّهُمَّ ثَبِّتْ قَدَمَيَّ عَلَى الصِّراطِ يَوْمَ تَزِلُّ فيهِ الْأَقْدامُ

(О Аллах, укрепи ноги мои на мосту Сират в тот день, когда они будут скользить).

Затем точно так же левой же рукой моют левую ногу.

Желательно промывать все органы подряд, не прерываясь на столько, чтобы при обычной температуре тела и климата один орган мог высохнуть до промывания следующего.

Не желательно без причины просить кого-то наливать воду для своего омовения, а просить, чтобы другой человек омыл твои органы тела ещё более нежелательно. Но если это делается по причине слабости или болезни, то в этом нет ничего нежелательного.

Не желательно без надобности вытираться после омовения, но в целях сохранения здоровья в холодное время года или же в целях сохранения чистоты в мечети разрешается пользоваться полотенцем.

После завершения омовения, вытянув руки вперед и направив взор в небо, читают следующую молитву:

أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لا شَريكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُوَرَسُولُهُ اَللّهُمَّ اجْعَلْني مِنَ التَّوّابينَ وَاجْعَلْني مِنَ الْمُتَطَهِّرينَ وَاجْعَلْنيمِنْ عِبادِكَ الصّالِحينَ سُبْحانَكَ اللّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاّ أَنْتَأَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ وَصَلَّى اللهُ عَلى سَيِّدِنا مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَصَحْبِهوَسَلَّمْ

О Аллах, сделай меня из кающихся в грехах своих, и сделай меня из соблюдающих чистоту, и сделай меня из благочестивых слуг Твоих, которые хорошо служат Тебе. Ты пречист от всех недостатков, хвала Тебе. Я свидетельствую, что нет ничего достойного поклонения кроме Тебя. Прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. И благословение Аллаха нашему господину Мухаммаду, его роду и сподвижникам, мир им и благополучие).

Ахмад Магомедов

Преподаватель Дагестанского теологического института им. Саида-афанди

Источник

Порядок совершения малого омовения

1. Прежде всего необходимо иметь намерение совершить омовение с целью выполнения молитвы или просто ради нахождения в состоянии ритуальной чистоты[1]. При этом важно иметь сокровенное намерение в сердце, но произнесение намерения вслух все же желательно.

2. Как и при выполнении любого другого богоугодного дела, верующему желательно произнести «бисмил-ляяхи ррахмани ррахим» («именем Бога, милость Которого безгранична и вечна»), тем самым прося Божьего благословения и помощи.

3. Трижды вымыть руки до запястий включительно, не забывая промыть между пальцами. При наличии кольца или перстня их следует снять или, слегка двигая, постараться, чтобы кожа под ними оказалась промыта[2].

4. Трижды прополоскать рот, набирая воду правой рукой.

5. Трижды промыть нос, набирая воду правой рукой и высмаркиваясь с помощью левой.

6. Трижды вымыть лицо.

7. Трижды вымыть руки до локтя включительно (сначала правую, затем левую)[3].

8. Протереть мокрыми руками волосы головы (минимум ¼ часть волос)[4].

9. После промыть руки и протереть внутреннюю и внешнюю части ушей[5]; лицевой (тыльной) частью рук протереть шею[6].

10. Трижды вымыть ступни ног до щиколоток включительно, не забывая промыть между пальцами, начиная с мизинца правой ноги и заканчивая мизинцем левой. Мыть сначала правую ступню, затем – левую[7].

После или в процессе омовения человек может высушить омытые части тела, воспользовавшись полотенцем. В конце желательно[8] произнести следующие слова:

Транскрипция дуа: «Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху вахдэху ляя шарийкя ляхь, ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюх. Аллаахумма-дж‘альнии минат-тавваабиин, вэдж‘альнии минэль-мутатоххириин. Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ашхаду алляя иляяхэ илляя энтэ, астагфирукя ва атуубу иляйкь. Ва салли, аллаахумма ‘аляя сайидина мухаммад ва ‘аля ээли мухаммад».

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ الله ُ وَحْدَهُ لاَ شَريِكَ لَهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ اَللَّهُمَّ اجْعَلْنِي مِنَ التَّوَّابِينَ وَ اجْعَلْنِي مِنَ المْتُـَطَهِّرِينَ سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إلَهَ إلاَّ أَنْتَ أَسْـتَـغـْفِرُكَ وَ أَتوُبُ إلَيْكَ وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ مُحَمَّدٍ

Перевод дуа:

«Я свидетельствую, что нет бога, кроме Единого Господа, у Которого нет сотоварищей. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Его и посланник. О Аллах! Причисли меня к кающимся и предельно чистым. Восхваляю Тебя, о Господи, и благодарю. Свидетельствую, что нет бога, кроме Тебя. Прошу прощения у Тебя и каюсь пред Тобою. Да благослови, о Всевышний, Мухаммада и род его».

По поводу иных молитв (ду‘а), произносимых некоторыми верующими во время омовения, имам ан-Навави отмечал, что «молитвы (ду‘а), читаемые некоторыми при омовении во время промывания отдельных частей тела, канонически не обоснованы и не упоминались богословами раннеисламского периода»[12]. Кроме того, согласно мнению богослова Ибн ас-Салаха[13], «о необходимости или желательности этого [т.е. произнесения молитв-ду‘а во время промывания отдельных частей тела] нет ни одного достоверного хадиса»[14]. Из всего вышесказанного следует, что желательным и канонически обоснованным является омовение, начатое с именем Творца (со слов «бисмил-ляхи ррахмани ррахим») и завершенное вышеприведенное молитвой.

Вода для омовения

Омовение можно совершать любой чистой водой: пресной, газированной, минерализованной и даже соленой морской.

О разрешенности последнего сказано в одном из достоверных высказываний пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует): «Морская вода является для вас чистой и очищающей [то есть в полной мере пригодна для совершения малого (вуду’) и полного (гусль) омовений], а умершее в море [то есть все, что живет в море и умерло в нем[15]] пригодно для употребления в пищу»[16].

Кроме того, для омовения можно использовать снег[17], при условии, что он тает от тепла тела и протираемая поверхность становится мокрой (влажной)[18]. Вода, спускающаяся с небес и проистекающая из земли, во всех формах является разрешенной для использования при совершении малого омовения (вуду’) и полного омовения (гусль)[19].

В Священном Коране сказано:

«Мы [«Мы» указывает на величие Творца, но никак не на Его множественность] низвели с небес воду чистую, очищающую» (см. Св. Коран, 25:48).

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются] по намерениям» (хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима). Мнение богословов едино в том, что для получения пред Всевышним вознаграждения (саваб) за совершение правильного и благого действия необходимо присутствие намерения. Намерение же с канонической точки зрения – это вознамеренность сердца (души) непременно совершить что-либо. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’ [Словарь богословских терминов]. Бейрут: ан-Нафаис, 1988. С. 490.

[2] Лаки, краски, клей, оставшиеся на руках, препятствуют проникновению воды к коже и ногтям, поэтому следует внимательно отнестись к процессу удаления этих веществ. Однако если по роду своей профессиональной деятельности человек постоянно пачкается красками или лаками, то для него достаточно поверхностного очищения. Он подпадает под положение « ‘умумуль-бальва», ему канонически прощается («ма‘фуввун ‘анх») то, что смыть сложно. Важна естественность, а усложнения и сомнения – от Сатаны. Покрытые лаком ногти женщины никак не связаны с совершением молитв и не влияют на их полноценность. А вот что касается полного омовения (или малого), то они будут недействительны, если совершены с покрашенными ногтями, так как вода из-за лака не проходит к ногтям, следовательно, не омываются те части тела, которые при данных ритуальных гигиенических процедурах должны быть омыты. Касательно полного омовения имеется один нюанс: если после его совершения женщина вспомнила, что случайно забыла снять лак, то ей не нужно вновь его повторять, а достаточно будет просто промыть ногти, предварительно очистив их. Наиболее практично, если женщина пользуется лаком во время месячных, когда молитвы она не совершает.

[3] «Пророк любил во многих делах начинать справа: в использовании воды при омовении, при причесывании и при надевании обуви» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: Ан-Навави Я. Рияд ас-салихин. С. 300, хадис № 720. Возможно, что в ритуалах, в которых правая сторона предшествует левой, отражается общечеловеческое представление о том, что правая сторона символизирует добро (ср. русское «правда», «правота», «праведность»; английское «right» – «правый», «правильный», «справедливый»; немецкое «richtig» – «правильно» от «recht» – «правый» и т.д.).

[4] 1/4 часть – это обязательный минимум (фард) у ханафитских богословов. Богословы-шафииты говорят, что достаточно даже легкого движения влажной кистью руки по волосам. При желании можно протереть весь волосяной покров головы, что является сунной.

[5] Для женщины нет необходимости при этом вынимать серьги из ушей.

[6] Те ученые, которые говорили о протирании шеи, относили это к категории возможного (адаб). Большая же часть богословов считала, что протирание шеи не имеет никаких канонических обоснований.

[7] На случай крайней нехватки воды или времени можно ограничиться пунктами № 1, 6–8, 10 без трехкратного повторения. К этим пяти пунктам ученые шафиитского мазхаба добавляют шестой – последовательность в совершении пяти упомянутых. Если на ту часть тела, которая должна быть обязательно омыта при совершении омовения, наложены гипс или водонепроницаемая повязка, то человек протирает поверх нее влажной рукой. В данном случае это засчитывается как фактическое омытие водой.

[8] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. Т. 1. С. 255.

[9] Хадис от ‘Умара; св. х. Муслима, Абу Дауда, Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

[10] Яхья ибн Шараф ан-Навави (1233–1277) – выдающийся имам, мухаддис. Его наиболее известные труды – «Рияд ас-салихин», «Арба‘унэ ан-нававия», «Минхадж ат-талибин».

[11] См., например: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям [Пути мира]. В 4 т. Каир: аль-Хадис, 1994. Т. 1. С. 80.

[12] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80.

[13] Абу ‘Амру Такыюддин ‘Усман ибн Салах (?–1245) – шафиитский факых, известный мухаддис и комментатор (муфассир) Священного Корана. Вел преподавательскую деятельность в Дамаске, где и скончался. Среди его трудов – «Аль-фатава», «Аль-амали», «Ма‘рифату анва‘и ‘ильм аль-хадис», «Шарх аль-васыт».

[14] См.: Ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям. Т. 1. С. 80; аль-Хатыб аш-Ширбини Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 1. С. 126, 127.

[15] Подробнее о том, что из морепродуктов можно употреблять в пищу, см.: Аляутдинов Ш. Ответы на ваши вопросы об Исламе. М., 2003. С. 54, 55.

[16] Данный хадис был передан семью сподвижниками Пророка. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991. Т. 4. С. 49, хадис № 1243, «сахих», а также С. 51, хадис № 1244, «хасан».

[17] Здесь подразумеваются исключительные ситуации, когда человек, живущий в северных широтах, в силу обстоятельств не может воспользоваться теплой водопроводной водой.

[18] См., например: ‘Аляуд-дин ибн аль-‘Аттор. Фатава аль-имам ан-навави [Фетвы имама ан-Навави]. Бейрут: аль-Башаир аль-исламийя, 1990. С. 26.

[19] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 265.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *