вуду пипл что это значит
Мэджик пипл, вуду пипл…
Когда шаман привязывает к палке голову обезьяны и высовывает её язык наружу, это значит, что он хочет наслать на кого-то очень страшное проклятие.
Возле измазанного кровью козы куска ткани проводятся ритуалы.
Один мужчина несёт на спине труп козы, а другие танцуют вокруг него.
Питон для вудуистов – священное животное. На фото святыня – Храм питонов.
Куклы вуду, лежащие за поясом одной из женщин.
Самые почитаемые из шаманов – адепты, наблюдают за жертвоприношение козы у Храма питонов.
Жертвенной козе протыкают шейные артерии и сливают кровь в большие чаны.
Далее происходит ликование по поводу жертвоприношения
Детей приобщают к религии предков с малых лет.
Один из участников фестиваля позирует перед фотографом.
Жрица, одетая в белые одежды, ведёт женщин и детей на фестиваль.
Она же восседает в ритуальной комнате.
На заднем плане фотографии монумент, напоминающий о временах, когда чернокожие считались рабами.
Женщины совершают менее кровавое жертвоприношение на пляже.
Верующие танцуют особые ритуальные танцы.
Ещё танцы. Теперь уже рядом с Храмом питонов.
У Храма питонов происходит посвящение змеёй.
Voodoo People
«No Good (Start The Dance)» (1994) | «Voodoo People» (1994) | «Poison» (1995) |
EP-издание (1995) | ||
---|---|---|
Voodoo People — сингл британской группы The Prodigy из альбома Music For The Jilted Generation. На сингле присутствует несколько официальных ремиксов: ремикс от Chemical Brothers и танцевальная версия «Haiti Island Mix» (на композицию «Voodoo People»), а также ремикс «Goa (The Heat (The Energy) Part 2)». Композиция «Voodoo People» содержит переигранный семпл из песни «Very Ape» американской группы Nirvana. Сингл смог превзойти успех предыдущих двух синглов из альбома Music for the Jilted Generation и с тех пор пользуется большой популярностью среди фанатов группы.
Содержание
Музыкальное видео
Список композиций
XL Recordings
12″ винил
EP-издание (1995)
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Voodoo People» в других словарях:
Voodoo People — The Prodigy Veröffentlichung September 1994 Länge 4:05 Genre(s) Big Beat, Breakcore Autor(en) Liam Howlett … Deutsch Wikipedia
Voodoo People — Infobox Single Name = Voodoo People Artist = The Prodigy from Album = Music For the Jilted Generation Released = August 1994 Format = 12 inch vinyl record CD single Recorded = Essex, England Genre = Hardcore Techno Length = 4:05 (Edit) Label = XL … Wikipedia
Voodoo People (EP) — Infobox Album | Name = Voodoo People Type = EP Artist = The Prodigy Released = 1995 Recorded = Genre = Big Beat Length = 43:05 Label = Mute Records Producer = Reviews = Last album = Music for the Jilted Generation (1994) This album = Voodoo… … Wikipedia
Voodoo People (Pendulum Remix) — «Voodoo People (Pendulum Remix)» … Википедия
Voodoo People (Pendulum Remix)/Out Of Space (Audio Bullys Remix) — Voodoo People (Pendulum Remix / Out Of Space (Audio Bullys) es el decimoséptimo sencillo lanzado el 3 de octubre de 2005 por la banda británica de música electrónica The Prodigy, y fue el único sencillo extraído de su álbum recopilatorio Their… … Wikipedia Español
Voodoo — Altar mit mehreren Fetischen in Abomey, Benin (2008) Voodoo [ˈvuːduː], auch Vodun, Voudou oder Wodu, ist eine überwiegend kreolische Religion, die in Haiti und anderen Teilen Amerikas und in Afrika beheimatet ist. Die Religion ist in westl … Deutsch Wikipedia
Voodoo — The term Voodoo may refer to:Religions* Haitian Vodou * Louisiana Voodoo * West African VodunAircraft* F 101 Voodoo, an American supersonic military fighter * CF 101 Voodoo, the F 101 in Canadian service * XF 88 Voodoo, a prototype jet fighter… … Wikipedia
Voodoo Ray — is an early Acid House single by Gerald Simpson, recording under the name A Guy Called Gerald. The single was released the UK in 1988, in the 7 and 12 vinyl formats, on the Rham! label. It reached number 12 in the UK singles chart, and was the… … Wikipedia
Voodoo Vince — Infobox VG| title = Voodoo Vince developer = Beep Industries publisher = Microsoft Game Studios designer = engine = released = September 23, 2003 genre = Platformer modes = Single player ratings = ESRB: Teen (T) platforms = Xbox media =… … Wikipedia
Божественная магия Вуду
Словосочетание «культ Вуду» и сегодня наводит ужас на многих жителей мегаполисов, независимо от их социального статуса и полученного образования. Как ни удивительно, сила суеверий настолько велика, что её не в состоянии побороть ни исторические, ни научные доводы. Впрочем, стоит ли этому удивляться? На дворе уже XXI век, но находится немалое количество людей, которые поворачивают в другую сторону, завидев на пути чёрную кошку.
Кинематограф, художественная литература, а также многочисленные легенды изображают Вуду ожившим кошмаром: мир тьмы и поклонения дьяволу, дикие ритуалы во мраке ночи, злые духи, проклятия и порча, и наконец — ходячие мертвецы-зомби. Именно так многие представляют себе Вуду.
В действительности Вуду — это наследие традиционных африканских верований — многоликая религия, дающая миллионам последователей веру и утешение. Предположительно, она зародилась от 6 до 10 тысяч лет назад на территории современного Бенина. До сих пор примерно половина населения Центральной Африки и побережья Гвинейского залива исповедует это учение. Более сорока миллионов адептов практикуют Вуду по всему миру. Но вряд ли культ получил бы настолько широкую мировую известность, если бы областью его локализации оставался лишь африканский континент.
«Если я попрошу вас перечислить мировые религии, вы назовёте: Христианство, Ислам, Иудаизм, Буддизм… Но один континент всегда не учитывается — чёрная Африка. Существует молчаливое убеждение в том, что у чёрных не было религии. Но мы-то знаем правду!» — рассуждает знаменитый канадский антрополог, океанолог, писатель и фотограф Уэйд Девис. Девис стал известен с 1985 года, когда вышел его роман-бестселлер «Змей и Радуга», основанный на реальных событиях, и повествующий о зомби на Гаити.
Окончательно культура Вуду сформировалась сравнительно недавно — около четырёх столетий назад. Своим возникновением она обязана смешению религиозных традиций (христианской и языческой) в период французского колониального рабства.
Первые рабы были привезены на Гаити в 1503 году. Отлучённые от дома африканцы несли знания о своих богах и фетишах по всей Атлантике. Именно на Гаити учение Вуду пустило свои корни. На стенах церквей по всему острову часто можно увидеть символы Вуду, но эти две религии в лучшем случае всегда пребывали в состоянии беспокойного мира.
В Западной Африке слово «Вуду» означает Бога Духов — название осталось от языка «фон», где «vodun» переводится как «дух». Поклонение небу, земле, грому и змеям процветало задолго до того, как в Новый Свет начали привозить первых рабов. Вопреки мнению обывателей, у вудуистов есть единый Бог — Бондьё — высшее божество, всемогущий создатель. По легенде, сотворив землю, он ушёл на отдых, отстранился от происходящего в нашем мире, и больше не вмешивается в дела людей. Имя Бондьё происходит от французского bon Dieu (в переводе — добрый Бог). Божеств более низкого порядка называют Лоа. С ними и имеют дело последователи Вуду, обращаясь за помощью через молитвы и ритуалы.
Сегодня сердцем Вуду на Западе является Гаити, где большинство местного населения — приверженцы этой религии. Люди, обладающие особым магическим знанием, становятся жрецами. В этой культуре ими могут стать в равной степени как мужчины (их называют Хунган), так и женщины (Мамбо). Все жрецы, будучи колдунами, общаются с духами через людей, в которых те вселяются. Духи Вуду могут быть добрыми или злыми, священными или обычными. Но одно из этих качеств должно доминировать. Не быть ни злым, ни добрым — значит, быть ничем — то есть, зомби.
Каждый жрец обязан владеть навыками чёрной магии, даже если сам её не практикует — зло нужно знать в лицо и уметь в случае необходимости сразиться с ним.
Чтобы наконец разобраться в том, кто же такие зомби, будет не лишним выслушать мнение из первых уст — настоящего жреца. «Голливуд обрёл в Вуду одного из своих самых ужасных монстров — восставших из могил зомби. Тем не менее, бо́льшая часть этих фильмов — плод воображения продюсеров. На деле феномен зомби заключается в специальных приёмах, которыми пользуются гаитяне, чтобы превратить человека в подобие мёртвого, захоронить его, а потом заставить встать из могилы. Голливуд же свёл сложную религию с четырёхсотлетней историей в один единственный образ» — поясняет священник Вуду Макс Бувуар (Max Bouvoir). «Зомби в Вуду называется существо, душу которого взял колдун и, в следствие этого, оно оказывается как бы в вечном чистилище — оно только кажется мёртвым, когда его хоронят заживо. Человек, превращённый в зомби — это тот, кто совершил серьёзное преступление, которое в других обществах наказывается смертью, или пожизненным заключением. В Вуду мы не убиваем людей. Фактически «не убий» — это заповедь Вуду. Вместо того, чтобы убивать человека, его просто изолируют от общества — именно это происходит с тем, кто, как мы это называем, прошёл через могилу».
История гаитянских зомби легла в основу книги Уэйда Девиса, по которой в 1988 году был снят одноимённый фильм «Змей и Радуга». «На Гаити боятся не самих зомби, как это часто показывают в фильмах, там боятся стать зомби, потому, что став зомби, человек переходит в состояние вечного чистилища, в котором нельзя следовать естественному циклу жизни и смерти. Это своего рода наказание, аналогичное электрическому стулу» — объясняет Девис.
Барон Суббота изображается в виде скелета в чёрном фраке и чёрном цилиндре — одежда похоронных дел мастера. В его руках трость. Он курит крепкие сигары, пьёт ром и нецензурно ругается. Любит детей и жизнь, как вторую составляющую смерти. Если ребёнок находится при смерти, то надо обращаться к Барону. Он милосерден к детям, хотя, порой, весьма по-своему. Первая могила умершего мужчины на новом кладбище всегда посвящается Барону Субботе.
Также неотъемлемой частью его образа является крест — это не христианское распятие, а известный практически во всех культурах знак перекрёстка дорог.
Считается, что человек, в которого вселился Барон Суббота, проявляет невоздержанность в питье и пище, курении и сексе. Подобно мексиканской Santa Muerte (Святая Смерть), Суббота покровительствует всем бандитам и головорезам.
В ноябре, в канун Дня Всех Святых, на Гаити отмечается Праздник Геде (Guédé) — день Мёртвых — это, прежде всего, праздник Барона Субботы. Накануне толпы паломников собираются у его могилы и веселятся всю ночь напролёт: поют в его честь, курят, пьют, поливают ромом толпу и ждут нисхождения виновника торжества. Подношения соответствуют своему герою — чёрный кофе, чёрный петух, чёрный козёл, жареный арахис, ром, настоянный на 21 перце, и, само собой, сигары.
Все те, чьим покровителем является Барон, могут легко общаться с мёртвыми, исцелять людей, а также насылать жуткие проклятия, против которых никто не устоит.
Наравне с Бароном прославляют и его верную супругу — хозяйку ворот кладбища Маму Бриджит (Maman Brigitte). Она является одним из немногих Лоа, обладающих европейской внешностью — белой кожей, зелёными глазами и русыми волосами.
Чтобы приблизиться к истокам своей веры и разобраться в её тайнах, многие гаитянские жрецы отправляются в Бенин. На базарах Западной Африки можно найти порошки и фетиши, необходимые для того, чтобы вызвать духа или божество. Самый крупный рынок фетишей находится в городе Котону.́ Человеку непосвящённому такое место может показаться мрачным и диким. Но представленные здесь товары не всегда нужны для того, чтобы навредить кому-то. Чаще всего эти снадобья используются для общения с Лоа и лечения недугов.
Конечно, можно отыскать здесь и атрибуты для проведения зловещих ритуалов, способных калечить и даже убивать. По легенде особой силой обладают амулеты с использованием глаз и кожи белого человека. Но Вам их не покажут и уж тем более не продадут ни за какие деньги. Зато с лёгкостью можно приобрести куда более приятные и невинные вещицы: скелеты миниатюрных крокодильчиков, куриные перья и всевозможные сушёные травы-отравы… Среди сувениров попадаются волшебные чудо-бутылки. В эти сосуды нужно наливать свой любимый крепкий алкоголь и настаивать на фетишах, что находятся внутри. Выпиваешь стопку такого зелья и просишь Лоа исполнить желание — оно непременно сбудется!
Наиболее известная разновидность вудуистских талисманов — мешочки с различными предметами, называемые гри-гри. Они наполнены высушенными травами, камушками, перьями и т.п… Такой мешочек приносит своему владельцу удачу и защищает от зла.
Небезызвестные куклы Вуду по своей сути могут считаться одной из форм гри-гри. При их упоминании многим представляется образ свирепого шамана, безжалостно вонзающего иглу в тело тряпичной фигурки. Однако, изначальное и основное применение кукол Вуду заключается в обратном: привлечении удачи, улучшении благосостояния, исцелении сложных заболеваний…
Обереги в виде небольших цветных человеческих фигурок издревле подвешивали над входной дверью, чтобы сдерживать нежелательную энергетику, приходящую в дом.
Нередко куклы Вуду переходили по наследству, становясь семейной реликвией. Многие современные семьи до сих пор хранят в своих домах кукол, служивших ещё первым переселенцам из Африки.
Не менее интересная традиция связана со свадьбой. У вудуистов считается плохим тоном не принести в подарок новобрачным пару кукол с вонзёнными в них иголками. Эти куклы проходят через руки гостей — каждый втыкает иглу определённого цвета в определённые части тела фигурок. Если желают долгой и крепкой любви — в область сердца вонзают синюю или красную иглу. Игла в пятке символизирует нерушимый брак, а в области паха — большое количество детей. Прийдя домой, молодожёны ставят талисман на самое видное место.
И по сей день в Старом и Новом Свете велико влияние Вуду. Сегодня эта религия приобрела широкую популярность в современной поп-культуре: в моде, музыке, литературе и кинематографе.
Не секрет, что многие музыканты активно эксплуатируют тему демонических сил. Всё началось с первых исполнителей негритянского блюза, окруживших себя поистине фаустовской атмосферой. Перекрёсток (как наиболее значительный мистический символ Вуду) неоднократно упоминается в мрачной лирике этих певцов. Один из наиболее известных блюзменов — Роберт Джонсон — выделялся не только своим таинственным образом тёмной личности. Его виртуозное владение гитарой приписывалось сделке с Дьяволом, заключённой у перекрёстка. А песня «Crossroad Blues» стала настоящим гимном Вуду. Именно легенда про встречу Джонсона с Сатаной легла в основу сценария культового фильма 1986 года «Crossroads».
Другой легендарный блюзмен — Peetie Wheatstraw — именовал себя «зятем Дьявола и главным шерифом Ада».
Но не только от музыки чернокожих веет демонической магией и проклятиями. Начнём с того, что «Роллинг Стоунз» сделали названием своей группы песню «Rollin’ Stone» (Бродяга) великого и ужасного Мадди Уотерса. Роллинги провели уйму времени в Новом Орлеане, постигая азы настоящей «чёрной» музыки. Вот что говорит Кейт Ричардс, который сегодня и сам похож на жреца культа Вуду: «Публика боится и трепещет от нашего ритма. Он её возбуждает. Здесь каждая звуковая вибрация действует на тебя. Ты можешь создавать определённые шумы, которые тут же взвинчивают тебя самого. Практически каждый звук действует на тело, и хороший фоновый ритм в рок-музыке заставляет людей двигать пальцами в своих ботинках».
Росту популярности ещё одной британской группы — «The Prodigy» сильно поспособствовал сингл «Voodoo People», клип на который снимался на Гаити. В этом видео музыкант Лирой Торнхилл предстал в образе нашего нового друга — Барона Субботы.
Открывая в Лондоне свой второй магазин, модельер Вивьен Вествуд дала ему имя «Ностальгия по Грязи» (Nostalgia of Mud). Снаружи он был украшен географической картой, а внутри стилизован под археологические раскопки с земляным полом и фигурками Вуду.
В западной прессе не раз отмечали тот факт, что супермодель Наоми Кэмпбелл увлекается магией, познавая навыки бразильского культа Кандомбле́, весьма схожего с учением Вуду.
В продолжение модной темы нельзя не отметить молодёжные бренды «Swatch» и «Nike», которые выпустили лимитированные капсульные коллекции по мотивам Voodoo.
И кто знает, сколько ещё молодых дизайнеров, музыкантов и художников готовы пойти на тот самый таинственный перекрёсток, чтобы продать душу дьяволу в обмен на мировое признание своего таланта…
Так ли страшно вуду, как его малюют?
В то время как многие африканские традиции отступают под напором современной жизни, одна процветает. Вуду.
Внутри храма в яме копошатся полсотни змей, а верующие замаливают грехи на церемонии очищения.
Кровь, змеи и сила
Но для этого должна пролиться кровь.
Жертвоприношения животных являются важной частью ритуалов вуду
Последователи вуду верят, что им воздастся за стремление жить в мире и творить добро, а злонамеренных ждет кара. Аналогичные концепции праведности и греховности существуют в христианстве.
Последователи вуду общаются с богами через молитву и медитацию
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
Конец истории Подкаст
Но, как говорит эксперт по вопросам африканских религий и традиций, профессор социологии и антропологии Доджи Амузуви, многие верующие в Бенине придерживаются «двойной религии».
Демонстрация подобного дуализма налицо: по другую сторону площади от Храма питонов стоит католическая церковь.
Культ вуду давно практикуется далеко за пределами Африки. Но как он попал в Новый Орлеан и на Гаити?
У кромки моря в Уиде стоит La Porte du Non-Retour (Дверь туда, откуда не возвращаются). Это монумент-арка из камня с резными изображениями людей, закованных в цепи и ведомых к судну работорговцев.
Практиковать вуду на чужбине было опасно. Рабовладельцы часто жестоко наказывали за это. Но гонения лишь укрепляли веру.
Некоторые ритуалы вуду непосвященным могут показаться дикими. Многих отталкивает жертвоприношение животных. Но Амузуви считает, что вуду мало отличается от других религий.
Режин Ромэн, изучающая феномен вуду, разделяет это мнение.
Впервые она узнала о вуду от своей тети на Гаити. Она отправилась по историческому маршруту работорговли, и ее последней остановкой стал Бенин, где она провела больше года.
«Вуду не зло»
Ромэн считает, что негативный образ вуду во многом насажден Голливудом.
Верховный жрец Даагбо Хунон: «Мир несправедлив к вуду».
Тем временем процессия от Храма питонов добралась до центра города для финальной части ритуала.
Больше не бьют барабаны, стихло пение, прекратились танцы. Четырех животных, принесенных в жертву, готовят в больших глиняных котлах. Сваренное мясо делят между собой все участники процессии.
В этот день ритуалы проводит местный верховный жрец вуду Даагбо Хунон.
Это большой мужчина с зычным голосом. Он с воодушевлением рассказывает о своей вере. По его словам, вуду недопонимают.
Хунону очень хочется, чтобы к нему чаще приезжали иностранные гости.
В городке есть ритуал инициации людей, которые приезжают со всего мира, чтобы узнать о религии. Их участ пользоваться лекарственными травами, молиться и медитировать, исполнять религиозные ритуалы.
По словам Хунона, его программа популярна у туристов с Кубы, из США и некоторых стран Европы.
Для многих выходцев из Западной Африки вуду стал символическим возвращением на родину предков.
На церемониях вуду собираются и стар, и млад
Ромэн также входит в западноафриканскую диаспору. Она считает, что практики вуду стали популярными, потому что помогают возродить забытую самоидентификацию.
Она рассказала мне, что вуду набирает популярность среди молодежи на американском континенте.
Власти Бенина намерены прилагать все усилия для сохранения религии.
Железные и деревянные тотемы в натуральную величину появились среди высоких деревьев. По задумке создателей мемориала, в этом месте молодежь будет узнавать о наследии вуду.
С поддержкой властей дома и с популяризацией вуду среди потомков рабов в других странах древняя традиция нашла свое место в современном мире.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Одна из самых интересных афро-карибских религий — вуду. Многие из нас связывают это слово с мрачными колдунами, которые создают зомби, протыкают иглами куклы своих врагов, насылают зловещие проклятия. Такие представления во многом связаны с фильмами ужасов, которыми нас снабжает американская киноиндустрия.
То, что можно увидеть в подобных фильмах, соответствует действительному положению вещей менее, чем на один процент. В действительности, вуду — это в первую очередь религия, последователи которой почитают божественных духов и своих умерших предков, приносят им небольшие жертвоприношения, празднуют религиозные праздники и участвуют в церемониях.
Конечно, в рамках этой религии существует колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т. п. Но также существуют и черные, злые колдуны, которые практикуют черную магию. Именно с ними следует связывать все то ужасное, что говорят и пишут о вуду. Вуду — это и религия, и колдовская система.
Давайте узнаем о ее истории подробнее …
Vodun — возникшая на Карибских островах (о.Гаити) религия, еще известная как Voodoo и Hoodoo. Корни религии уходят в Западную Африку, откуда привозились на Гаити рабы.
Смешение традиционных верований народности Дагомеи и католических церемоний привели к формированию этой религии. На основе этого можно отнести данную религию к продукту работорговли. Это был своеобразный ответ рабов на те унижения, которые им пришлось пережить во время расцвета работорговли. Под страхом страшных пыток и казни религия была запрещена местными властями, рабов насильно крестили как католиков, что и выразилось обычаях и ритуалах религии, которую местное население держало в большом секрете. Конкретно это выразилось в том, что божества схожи по форме с католическими святыми; свои ритуалы те, кто исповедовал вуду, очень приблизили к католическим, стали использовать статуи, свечи, мощи, реликвии и тому подобное.
Впоследствии вместе с переселенцами религия vodun перекочевала на другие Карибские острова, наибольшее распространение она снискала на Ямайке и Тринидаде. Кроме того, на Кубе, в частности, она трансформировалась в религию Сантерия (Santeria), где вместо привнесенного французами католического начала, наряду с африканскими, встали испанские католические тенденции. Хотя, в принципе, все религии Карибского бассейна так или иначе схожи между собой, имея общие корни и отличаясь лишь в деталях.
Религия vodun в этом ряду занимает особое место, выделяясь по целому ряду характеристик. Будучи религией более чем гибкой, она трансформировалась при переходе от одного поколения к другому. Будучи гибридом завезенных извне религий и укоренившись на Гаити, vodun в свою очередь стала предметом «на вывоз» и стала потихоньку перемещаться на континент. Особую популярность она снискала в Новом Орлеане, в штате Майами и в Нью-Йоркском мегаполисе, повсюду порождая новые взгляды и убеждения, таким образом снискав по всему миру в общей сложности более пятидесяти миллионов последователей.
Вуду характеризуется прежде всего верой, что мир населен добрыми и злыми лоа, которые формируют всю сущность религии, и от них зависят здоровье и благосостояние всех людей. Приверженцы вуду полагают, что предметы служащие лоа, продлевают и выражают его. Лоа весьма активны в мире и часто овладевают верующими в течение всего ритуала. Только специальные люди такие, как белые колдуны унганы (houngan) и колдуньи мамбо (mambo), могут напрямую общаться с лоа. Во время обряда совершаются жертвоприношение и ритуальные танцы, затем унган впадают в транс и упрашивают лоа о помощи и покровительстве в житейских делах, о благосостоянии. Если лоа остаются довольны щедрыми подарками и обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.
В отличие от остальных схожих религий, вуду имеет свои высокоупорядоченные взгляды в отношении «темной» стороны лоаи людей. Колдунов, использующих черную магию, именуют бокорами (bokor), они объединены в тайные общества. Они могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу или оживить мертвеца полностью подчинив его себе, наслать на врага и тем самым смертельно запугать его. Последователи вуду в редких случаях обращаются к бокорам, и если это происходит, то недругам приходится не сладко.
Множество книг, в том числе и документальная литература, а так же некоторые кинофильмы неправильные представления об этой религии, сосредотачивая внимание на ложные направления, такие как каннибализм и прочее. Так о вуду в 1884 году в Европе узнали из книги миссионера С.Ст.Джона Гайти, описывающий отвратительные и весьма преувеличенные подробности о ритуалах этой религии, таких как поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев, каннибализм. С тех пор было снято несколько кинолент и написано немало книг утверждающих и преувеличивающих черные обряды этой религии.
Уроборос, или, как называют его гаитяне, Дамбалла Ведо (Damballah Wedo), главный и обязательный элемент во всех таинствах вуду, потому что он есть начало и конец всех вещей; Океан Вечности, со всех сторон окружающий материальный мир; безбрежное пространство, из которого все вышло и к которому все рано или поздно вернется вновь.
Дамбалла — это источник Силы и местонахождение всех лоа. Приверженцы религии считают, что все вокруг пронизано незримой силой лоа, что роднит вуду с чисто шаманскими воззрениями как Старого, так и нового Света. Лоа неисчислимы, как песок на морском берегу, и у каждого естьсвой знак, имя и предназначение. Например, есть лоа — Легба (Legba) или Папа Легба (Papa Legba), который как Меркурий или греческий Гермес, является посредником между другими богами и связывает лоа с жрецами унган и мамбо, которые, в свою очередь, доносят ему волю народа через ритуальные танцы и песнопения.
В рамках этой религии существует и колдовство. Жрецы занимаются исцелением больных, снятием проклятий и т.п. Колдуны вуду практикуют черную магию, с чем и связана основная масса негативных представлений об этой религии.
Слово «вуду» имеет африканские корни. В переводе с языка африканского народа фон это слово означает «дух» или «божество». Есть несколько ответвлений этой религии, со схожими святыми и обрядами. То, что называется вуду на Гаити, в Бразилии называется сантерия, что дословно обозначает «вера в святых». В других странах Латинской Америки практикуется ещё один культ, аналог вуду, – макумба.
Вуду практикуется жителями Гаити, Кубы и некоторых частей Соединенных Штатов Америки. Всего последователей вуду (вудуистов) насчитывается около 50 млн.
Как духовная традиция вуду появилась на Гаити — острове Вест-Индии — во время французского колониального рабства. Африканцы разного этнического происхождения силой перевозились на Гаити в качестве сельскохозяйственных рабов.
Когда рабы впервые были привезены на Гаити из Африки в 1503 году, их владельцы (сначала испанцы, затем французы) запрещали им практиковать народные религии, заставляя исповедовать католицизм. Но рабовладельцы не хотели посвящать своих рабов во все аспекты своей веры, так как они боялись, что рабы примут католическое учение и благодаря ему осознают, что они такие же полноценные люди, как их хозяева, и что рабство порочно. Поэтому рабы стали использовать католическую религию как «прикрытие» — приняв католических святых и другие атрибуты этой религии, они поклонялись своим народным божествам.
Рабы включили различные аспекты христианства в свои национальные традиции. Они находили много общего в католицизме и своей традиционной вере. Ведь обе религии поклоняются одному Высшему Богу и верят в существование сверхъестественных существ и жизни после смерти. Католическая месса связывалась с жертвоприношением крови, также общей была идея о помощи духовных существ (loa — у африканцев, святых — у католиков), которые действовали как посредники между Высшим Богом и людьми.
На Гаити вуду является официальной религией. Последователи гаитянского вуду верят в существование Бога-Создателя (Bondieu — Доброго Бога), Который не участвует в жизни Своих созданий, и духов (лоа), которые являются детьми Бога-Создателя и которым молятся и почитают как старших членов семьи. По верованиям вудуистов, в человеке живёт несколько душ. До рождения и после смерти он является гвинейским ангелом. Кроме того, в нём живёт посол Бога — совесть.
Население Гаити и, следовательно, его религия вуду происходит, в основном, из двух африканских регионов: Дагомеи (северное побережье Гвинейского залива в Западной Африке, где проживали племена йоруба, эве, фон и др., ныне территория Того, Бенина и Нигерии) и Конго (бассейн реки Конго и побережье Атлантического океана в западной части Центральной Африки). В обоих регионах проходил длительный процесс эволюции родоплеменных религий, вызванный тем фактом, что ни одна из местных традиций не считалась ортодоксальной, и все они были, таким образом, способны к гибкому приспособлению. Оба региона, особенно Конго, также имели длительный контакт с христианством. Население Конго считало себя христианами, в Дагомеи также присутствовало некоторое знание христианства. После того, как люди из этих регионов попали на Гаити, они стали развивать национальные общины, основанные на взаимной помощи и поддержке людей из их родных областей, а жизнь на плантациях вынудила людей из различных областей Африки жить близко друг к другу. Смесь христианства и вуду обеспечила связи между различными общинами.
Ключевой частью ритуалов вуду являются музыка и танцы. От зла спасают очистительные жертвоприношения и талисманы. В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (хунфор — святилище).
Основные атрибуты культа:митан (столб — «дорога богов») и чёрные свечи. Трое барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к лоа (искажённое французское «roi»)Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа».
Танцуя вокруг столба-шеста, мамбо (колдунья), вместе со своей помощницей унси и помощником ла пласом, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легби и охранителя дома Огуна Феррея (Ogou Fer), дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Унган или мамбо посыпает пол мукой и чертит веве (символы лоа). Затем обязательна экстатическая пляска (билонго) под звук барабанов. Женщины участвуют в церемонии в белых платьях, а мужчины в костюмах. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники сантерии (церемонии) впадают в транс и на них нисходит благодать духов (лоа). Жертву подвешивают за ноги вниз головой и вспарывают живот ритуальным кинжалом.
Пантеон вуду чрезвычайно обширен и не поддаётся строгой классификации. В него включаются как собственно африканские божества, так и божества, заимствованные из других религий: католические святые, духи местного индейского населения и проч. Кроме того, в каждой общине жрецы могут организовывать поклонение собственным божествам местного значения, такими божествами часто становятся прежние руководители общины.
Тем не менее, можно попытаться выделить определённое количество наиболее значимых божеств в пантеоне вуду:
— Агве (Agwe) — дух воды, покровитель моряков и путешествующих по воде.
— Барон Суббота (Baron Samedi, Ghede) — дух смерти и загробного мира. Изображается в виде скелета (черепа) в цилиндре с сигаретой и черных очках. Одержимый им пьет ром.
— Барон Каррефур — дух несчастий, неудач и покровитель чёрной магии.
— Дамбала — дух, связанный со змеями (Святой Патрик).
— Легба (Legba) — дух дверей (Святой Петр, ибо по традиции Пётр изображался с ключами от Рая).
— Эрзули Фреда (Erzuli Freda— Дева Мария) — дух любви в виде прекрасной непорочной девы в наряде невесты. Её символ — сердце. Её цвета — красный и голубой.
— Симби — дух водных источников (пресных).
— Огун (Ogu) — дух огня и молний, бог железа и войны, покровитель кузнецов и воинов.
— Мама Бриджит — супруга Барона Субботы.
— Марасса (Marassa) — духи-близнецы.
— Мадемуазель Шарлот — покровительница молоденьких девушек.
— Собо (Sobo) — дух в виде французского генерала.
— Согбо (Sogbo) — дух молний.
— Ти-Жан-Петро (Ti-Jean-Petro) — злой дух в виде одноногого или хромого карлика, муж Ezili Danto.
— Эшу Рэй (Exu Rei) — управляющий духами Лоа. Ему подчиняются все живые и мёртвые.
В 1791 году на Гаити вспыхнуло восстание под предводительством вудуистов. К тому времени в западной части острова испанские власти сменились французскими. Воспользовавшись тем, что дух французов был сломлен поражением монархии во время Французской революции, вудуисты решили тоже начать свою борьбу. Восстание началось 14 августа в городке Буа-Кайман. После кровавого жертвоприношения верующие впали в религиозный транс и пошли уничтожать своих господ. Это было страшное время, настоящая резня, в которой не щадили ни женщин, ни детей. Чёрные в демоническом экстазе захватывали целые города, в которых к ним присоединялись все бывшие угнетённые. Восстание продолжалось до тех пор, пока в стране не осталось ни одного белого человека. И в 1804 году, после полной победы, Гаити стала независимой республикой, а религия вуду – официальной религией государства. До сих пор культа вуду придерживаются более восьмидесяти процентов населения. Понятно, что достигнутая таким кровавым путём независимость, не могла быть поддержана развитыми странами.
Поэтому Гаити долгое время находилось в экономической блокаде со стороны Америки и Европы. Но когда, наконец, гаитянские власти разрешили католическим священникам въезжать в страну, экономическая изоляция была снята.
Наиболее видной фигурой в истории американского вуду была Мэри Лаво (Marie Laveau), легендарная «Королева Вуду». Благодаря древним обрядам вуду она имела сильное влияние как среди обычного народа, так и среди аристократического дворянства, что почти невообразимо для черной женщины во времена рабства. Согласно легенде, один богатый джентльмен в Новом Орлеане в 1830 году был очень встревожен будущим своего сына, обвинявшегося в убийстве. Джентльмен обратился к местной женщине, известной за ее способность обеспечить сверхъестественную помощь в безнадежных ситуациях. Он предложил ей свой собственный дом на улице Святой Анны во Вьё Кер, если она сможет спасти его сына от несправедливости. В день суда Мэри, которая с детства была католичкой, посетила Собор Святого Луи. Она провела утро в молитве, держа три гвинейских перца во рту.
Затем она вошла в Кабильдо, здание суда, смежного с Собором. Мэри убедила уборщика позволить ей войти в пустой зал суда. После этого колдунья спрятала гвинейские перцы под стулом судьи и ушла. Через некоторое время состоялся суд. Спустя некоторое время после начала заседания джентльмен вышел из суда со своим сыном; молодой человек был признан невиновным и освобожден. Мэри Лаво немедленно стала известной в пределах всех классов общества Нового Орлеана, включая элиту — местных аристократов французского и испанского происхождения.
В 1881 году Мэри Лаво умерла и была похоронена на кладбище Святого Луи. Ее могила посещается приверженцами вуду и любопытными круглый год. Многие помещают на ее могиле небольшие жертвоприношения, а некоторые рисуют мелом на ее каменной могиле кресты. Многие полагают, что 23 июня, в канун дня святого Иоанна, дух Мэри поднимается из могилы. В этот день проводится захватывающий ритуал поклонения Королеве Вуду.
В России общее число приверженцев вуду невелико. Они, как правило, оказываются оторванными от основной традиции. В России имеется община вуду новоорлеанской традиции в Архангельске, поддерживающая связь с новоорлеанским Voodoo Spiritual Temple.
Легендарный сингл британцев The Prodigy, вошедший в число самых успешных записей группы. Клип, снятый на композицию «Voodoo People», содержит видеовставки реальных церемоний вуду: