втулка флип флоп что это
Флип-Флоп втулки
Флип-Флоп (Flip-Flop) втулка, или «двухсторонние втулка», — втулка, с каждой стороны которой может быть установлена либо фиксированная шестерёнка, либо трещотка. При использовании таких втулок, звезда меняется при помощи переворота колеса на другую сторону. Существует несколько типов таких втулок. Их сновное назначение — возможность сменить тип привода простой перестановкой колеса. Как правило флип-флоп втулки устанавливают на фиксед-гир или сингл-спид велосипеды.
Фиксед-гир велосипеды
Как правило, на таких втулках на одной стороне резьба под звезду (cog), а на другой под фривил. Но можно найти втулки под звезды с обеих сторон, но это редкость и всего несколько фирм выпускают подобное (Phil Wood в США, Goldtec в Великобритании, Formula в Тайване). Сторона под звезду обладает особым диаметром, специально под локринг. Увеличенный диаметр позволяет установить стандартную заднюю звезду и фривил с другой стороны с таким же диаметром. По I.S.O. стандарт резьбы 1.375» х 24 tpi (шаг резьбы на дюйм), но в некоторых странах установлены свои стандарты (Великобритания — 1.370» х 24, Франция — 34.7 х 1 мм, Италия — 35 мм х 24).
Локринг необходим для закрепления звезды, чтобы при езде она не откручивалась. Для «левостроннего» локринга тоже существуют свои стандарты: Английский / ISO 1.29″ x 24 tpi, Campagnolo / Phil Wood 1.32″ x 24 tpi, Французкий (старый) 33 мм x 1.0 мм. Два первых самые распространенные, а французкий встречается гораздо реже. Обязательно смотрите под какой локринг подходит резьба втулки. Часто локринг с неправильно резьбой можно без проблем поставить на «не свою» втулку, но со временем резьба начнет изнашеваться, а затем разрушится.
Чаще всего на флип-флоп втулки ставят звезды и фривилы с большим или равным звезде количеством зубьев. Одинаковые размеры удобны, т.к. не меняют соотношение передач, но с другой, установка большей звезды позволяет легче преодолевать подъемы. Стандарты ISO для фривилом схожи с звездами для фиксед-гира. Обычный фривил для BMX’а с легкостью встанет на флип-флоп втулк. Если у вас нет возможности или желания купить трекову втулку, то вы можете поставить трековую звезду на обычную втулку, используя «правостороннюю» резьбу, а в качестве локринга сойдет локринг от каретки с английским ISO стандартом (их резьба совпадает). Но не стоит злоупотреблять этим, на пользу резьбе это точно не пойдет.
Трековые звезды бывают с различным количеством зубьев, от 12 до 23, и двух размеров 3/32″ и 1/8″ (толщина зубьев). 3/32″ создан для 3/32″ цепей, но подойдет и под 1/8″ (или даже более широких цепей для bmx или сингл-спидов). А вот звезды 1/8″ подходят только под соответствующие цепи. Вы можете поставить и цепь 3/16″ (для bmx), она подойдет под любую звезду с количество зубьев от 11 (или 16 для фривила). Фривилы бывают с 16-23 зубьями и также с разными размерами 3/32″ и 1/8″. Компания ACS выпускает «FAT» bmx-фривилы (14-16 зубов) только под цепь 3/16″ (есть варианты и под 3/32″).
BMX / Сингл-спид велосипеды
Под такие велосипеды существует несколько вариантов флип-флоп втулок, отличающихся от трековых. Большинство втулок для bmx имеют на одной стороне резьбу стандарта ISO и более тонкую на другой (30 мм х 1 мм), что позволяет установить фривилы с количеством зубьев 14 или 15. В настоящее время на рынке начали появляться и 13-зубные фривилы.
Следует знать, что существуют «правосторонние» и «левостронние» флип-флоп втулки. На одну сторону можно установить обычный «правосторонний» фривил, а на другую «левосторонний» (1.375″ x 24L tpi). Одной из первой моделью такого фривила был ACS South Paw Claw на 16t. DK Bicycles выпустили Dual Drive втулку с меньшим диаметром (30 мм х 1 мм) под 13-15t фривилы, с двумя адаптерами в комплекте (левый и правый), с уменьшенной резьбой и резьбой стандарта ISO.
Барабанные / Дисковые тормоза под тандем втулки
Это достаточно редкий вид втулок, которые не являются флип-флоп втулкой, но может использоваться как таковая. На таких втулках с обеих сторон резьба стандарта ISO 1.375″ x 24 tpi. На одну сторону такой втулки устанавливают барабанные или дисковые тормоза, а на другую многоскоростной фривил.
Fixed gear. В чём прикол гонять на трековом веле по улице?
«Тебе не будет проще, ты будешь быстрее.»
Статей по теме множество, но все что я читал, о том как покупать и катать, и о том какая это модная штука, как круто влиться в четкий движ и затусить… О технической части минимум. Попробую это исправить. Я новичок, так что будем считать и этот текст, и свежесобранный вел, чем-то типа дипломной работы. Проверим — насколько я сам что-то понял по теме. 🙂
Что такое фиксед гир (фикс)? Буквально — фиксированная передача. То есть одна задняя звездочка, жестко закрепленная на втулке. И педали крутятся всегда, пока крутятся колеса. Непривычным это может показаться только современникам, первые велосипеды были именно такими. И сейчас таким может быть любой. Хоть горный, хоть прогулочный. Однако по факту — фикс — это не просто абы какой вел без свободного хода, а более-менее близкий к гоночному трековому.
Почему? Отправляться на таком в дальнобой накладно в первую очередь из-за рельефа. Чем больше спусков и подъемов, тем сложнее подобрать оптимальное соотношение звезд, чтоб и в гору въехать, и с горы не притормаживать рискуя переборщить с каденсом (частотой вращения педалей). До сих пор помню, как в детстве с растопыренными ногами (между которых бешено вращались педали) летел с горы и тормозил в забор… То есть шоссейный и туристический вариант отпадают. А наваливать на горном не выйдет еще и потому, что специфика езды по бездорожью заставляет часто ехать стоя на педалях. Что затруднительно, когда они вращаются… Та же история с трюковым байком (BMX). А любителям прогулок на расслабоне вообще непонятно — зачем всю дорогу крутить педали.
А и в самом деле — зачем? Стандартная отмазка большинства обзоров — простота конструкции, из которой вроде бы логично следуют легкость, доступность и надежность. Но любой продвинутый автолюбитель знает, что зависимость эта весьма и весьма опосредованная. Надежность определяется скорее качеством, а не количеством деталей, да и легкость тоже. Производители для выставок делают шоссеры весом по 2,5 кило, но в велогонках тоже есть регламент, и в том числе по весу — аж 6,8 кг в снаряженном виде. А то ветром сдует, да и дорого. Хотя дешево все равно не выходит, и вовсе не из-за «лишних» деталей вроде передач и тормозов. Хорошая гоночная рама — произведение инженерного искусства, что шоссейная, что горная, что трековая. И ценники соответствующие. Доступность не синоним минимализма. В Ашане полно дешевых байков, обвешанных что твоя новогодняя елка не только тормозами и передачами, но звонками, катафотами, насосами, багажниками, подножками и прочей лабудой.
Да, минимализм это красиво, но мы собрали очень симатичный вел из того самого ашанбайка, просто сняв с него весь этот сказочный обвес, ободрав наклейки (и наклеив свои), и заменив некоторые детали. Та же одна передача, минимум деталей, и тормозов не видно, тормоз-то ножной, в задней втулке, как в старые-добрые времена. Внешний эффект ровно тот же, хотя с фиксом вообще ничего общего. Доступно, красиво, и никакого экстрима. Мне этого байка показалось мало, захотелось больше скорости и драйва, вот и решился на фикс. В деталях еще не зная — что за зверь, в целом сразу понял — оно.
А хитрость вот в чем. На обычном как? Разогнал и катишься, отдыхаешь… А тут та же инерция работает не только на накат, но и вращение педалей. На обычном усилие ног с каждым кругом начинается по сути с нуля, а на фиксе — нет. Психологически кажется, что всю дорогу крутить — масса лишней работы, а оказывается — наоборот. Сами крутятся, на поддержание движения нужно минимум усилий. А настоящая работа начинается на большой скорости.
И вот здесь возникает масса конструктивных особенностей, который отличают фикс буквальный, от фикса реального, как дорожной ипостаси трековой пушки-гонки. Легкость, конечно, важна, как и минимальные потери в трансмиссии, но интереснее, да и актуальнее, наверное, жесткость и аэродинамика. С жесткостью все просто — любая податливость, рамы, вилки, колес, педалей, даже руля… Любой прогиб будет засчитан в потери ватт, накрученных ногами. Если взять горный велосипед, как наиболее наглядный пример, и представить как от нажатия на педаль не только прокручивается заднее колесо, но и прогибается вся хитромудрая амортизация, толстые колеса с низким давлением, даже шашечки протектора. От каждого нажатия! Сколько энергии, добытой в неравной борьбе с педалями, тупо уходит в землю… Повторюсь, это просто пример, отговаривать людей ездить по городу на MTB примерно так же бессмысленно, как на TLC. 🙂
Рассказ о том, какое непреодолимое аэродинамическое сопротивление создают ручки, тросики, переключатели, натяжители и «лишние» звездочки, мог бы вызвать усмешку, если бы мы не знали как поклонники шоссеров любят тросы, убранные в раму… На самом деле история с аэродинамикой похожа на историю с весом. Сопротивление отдельного взятого компонента вряд ли почувствует даже профи, но все в комплексе дает очень ощутимый эффект. А самый большой вклад в обтекаемость, как и в общую массу, дает сам ездок. Шмотки само-собой, но главное — посадка. Именно поэтому на трековом байке руль стоит значительно ниже, чем на шоссейном. Тем более, что у трекового каретка стоит выше, чтобы не цеплять педалями при наклонах. А значит и педали, и зад, и нагибаться надо еще ниже. А это не только требует отдельных тренировок на растяжку и ухудшает обзор, но еще и затрудняет дыхание, что, в свою очередь, ухудшает снабжение мышц кислородом. И ничего не попишешь, скорость требует жертв.
Долго ты так протянешь? Далеко ли уедешь? В спринте вопрос не актуальный, а в городе? А что такое 20 км для участника веломногодневки а-ля Тур де Франс? Чисто перекур. Особенно если город не в горах, как те же Москва и Питер. Так зачем весь этот тюнинг в бетонном зоопарке? Чтоб коленки не болели проще ездить на мопеде. Спорт это боль, иначе… «Была без радости любовь, разлука будет без печали.» Да и никто на самом деле не заставляет ехать в город с трека прям как есть. Ставь выше руль, ставь тормоза, меньше звезды, толще шины… Но ездить по городу на гоночной технике… Даже медленно… Никто не хочет Caterham на номерах, да? 🙂
Втулка флип флоп что это
Дропауты
А как же на фиксед гире? На нем нет ни переключателей или натяжителей. Потому и нужна рама с горизонтальными дропаутами, с ними нет никаких проблем. Кстати, именно такие являются классическими для шоссейных, трековых и старых горных велосипедов. Большинство втулок для фиксед гиров расчитаны именно на такие дропауты, в их основе ось с гайкамипо бокам. Вы можете двигать колесо, натягивая цепь, и закрепить его. Такая система проста и надежна (точно так же и на bmx’ах).
Расстояние между перьями
Это очень важный момент в выборе втулки. Существуют несколько стандартов, самые популярные из них:
Померте расстояние между перьями на своей раме. Если ваша втулка не подходит, то можно использовать дополнительные проставки, либо применить механическое воздействие на перья, для изменения расстояния (но это не самое лучшее решение, особенно для стальных рам).
Количество спиц
Высота фланцев
Здесь нет каких-либо установленных правил. Фланцы бывают высокие, что увеличивает прочность колеса (засчет использования более коротких спиц) и низкие, которые смягчают неровности дороги (опять же, благодаря длине спиц).
Флип-флоп втулка или простая?
Большинство обычных втулок для сингл спида не подойдет для вашего фиксед гира. Втулку подойдет, если звезда будет установлена на левостороннюю резьбу. Ето связано с установкой lockring’а, который вам обязательно нужен. Lockring представляет собой кольцо с резьбой, закрепляющее и удерживающее элементы от раскручивания.
Конечно обычная втулка для фиксед гира имеет минималистичный вид, что смотрится очень эстетично и красиво. Зато флип-флоп втулка дает вам больше возможностей. На одной стороне у вас будет звезда, а на другой фривил, превращающий ваш фиксед гир в сингл спид байк. Возможно такой вариант предпочтительней для начинающих велосипедистов, неуверенных окончательно в том, что им нужно и хотят ли они фиксед гир.
Chainline
Этот параметр, кажущийся на первый взгляд ерундой, является важным для профессиональны гонщиков, который представляет собой расстояние от передней звезды к середине рамы.
Существуют несколько стандартов, которые вы можете попробовать добиться.
Втулки для фиксед гира
Мы уже писали здесь как выбрать втулки. Но в той статье мы обошли стороной очень важный вопрос — как выбрать втулку для вашего фиксед гира. Итак начнем:
Дропауты
В основном дропауты бывают двух типов — вертикальные и горизонтальные. Первые все чаще можно увидеть на современных горных велосипедах. На них нет проблем с натяжением цепи, с этим справляется задний переключатель или поставленный специально натяжитель цепи.
А как же на фиксед гире? На нем нет ни переключателей или натяжителей. Потому и нужна рама с горизонтальными дропаутами, с ними нет никаких проблем. Кстати, именно такие являются классическими для шоссейных, трековых и старых горных велосипедов. Большинство втулок для фиксед гиров расчитаны именно на такие дропауты, в их основе ось с гайкамипо бокам. Вы можете двигать колесо, натягивая цепь, и закрепить его. Такая система проста и надежна (точно так же и на bmx’ах).
Расстояние между перьями
Это очень важный момент в выборе втулки. Существуют несколько стандартов, самые популярные из них:
Для передних втулок стандарт — 100мм (для фиксед гира)
Померте расстояние между перьями на своей раме. Если ваша втулка не подходит, то можно использовать дополнительные проставки, либо применить механическое воздействие на перья, для изменения расстояния (но это не самое лучшее решение, особенно для стальных рам).
Количество спиц
Каждая втулка отличается количеством спиц. Тут тоже есть несколько стандартов, самый редкий из них — это на 28 спиц. Такое колесо очень слабое и не желательно ездить на таких, если ваш вес более 60 кг. Самый популярный стандарт количества спиц — это 32, он используется как и на обычных горных велосипедах, так и на фиксед гирах. Еще распространенный вариант — 36, такое количество повышает прочность колеса (на bmx’ах колеса с 36 спицами).
Высота фланцев
Здесь нет каких-либо установленных правил. Фланцы бывают высокие, что увеличивает прочность колеса (засчет использования более коротких спиц) и низкие, которые смягчают неровности дороги (опять же, благодаря длине спиц).
Флип-флоп втулка или простая?
Большинство обычных втулок для сингл спида не подойдет для вашего фиксед гира. Втулку подойдет, если звезда будет установлена на левостороннюю резьбу. Ето связано с установкой lockring’а, который вам обязательно нужен. Lockring представляет собой кольцо с резьбой, закрепляющее и удерживающее элементы от раскручивания.
Конечно обычная втулка для фиксед гира имеет минималистичный вид, что смотрится очень эстетично и красиво. Зато флип-флоп втулка дает вам больше возможностей. На одной стороне у вас будет звезда, а на другой фривил, превращающий ваш фиксед гир в сингл спид байк. Возможно такой вариант предпочтительней для начинающих велосипедистов, неуверенных окончательно в том, что им нужно и хотят ли они фиксед гир.
Chainline
Этот параметр, кажущийся на первый взгляд ерундой, является важным для профессиональны гонщиков, который представляет собой расстояние от передней звезды к середине рамы.
Существуют несколько стандартов, которые вы можете попробовать добиться.
Сравнительная таблица самых популярных втулок для фиксед гира и сингл спида
Начинающим ФИКСопедистам на заметку
Купил себе фиксед и делюсь впечатлениями, которые, вероятно помогут новичкам в этом виде вело-покатушек.
Основано на реальных событиях.
Эпиграф, мать его в дышло.
«Забудь все чему учили тебя ранее. ща будем учиться заново»©Любой препод/работодатель
Придется учиться заново.
И так. Ты какими-то правдами или неправдами раздобыл себе фиксер(он же фиксед, он же фикс, он же «смотрищаёпнется!»).
4. Про проходимость можешь забыть! Если на горнике ты смело срезал по газону в любую погоду, плевал на ямы и колдобины(вилка то амортизирует-на!) то на фиксе придется просчитывать маршрут точнее, с учетом более менее ровного асфальта. Так стоит помнить что ПЕДАЛИ КРУТЯТСЯ ПОСТОЯННО! У тебя не получится на педальках замереть, закинуть переднее колесо на бордюр/поребрик, перекинуть вес на передок, дождаться пока заднее колесо упрется в препятствие и крутануть педали дабы вылезти с проезжей части. Нет! тут все надо делать быстро и одновременно.
В грязи завязнешь, в жидкой грязи забуксуешь. Говорят какие то сумасшедшие зимой на фиксах катают. КАК. Я на зубастой резине по гололеду или наледи убирался в дорогу с ходу.
В общем езди по асфальту. По ровному асфальту
По основному пока все. Разве что мелочи остались:
— руками размахивай аккуратнее. тут управление чувствительнее и каждый твой дёрг в сторону отзывается на траектории движения.
— оборачивайся аккуратнее! тут управление. ну ты понял.
Надеюсь тебе это помогло.