втулка для чего предназначена
Что такое втулка? Где используется, для чего нужна, виды и характеристики.
Современные машины и механизмы имеют множество конструктивных элементов, узлов и агрегатов. От точности их настройки и продуманной сборки зависит эффективность и безопасность эксплуатации всего агрегата. Важнейшим элементом, который влияет и на монтаж, и на работу всей конструкции являются втулки. На первый взгляд они незаметны, но данные элементы — полноценные бойцы невидимого фронта.
Производятся втулки по ГОСТ, ОСТ или чертежам заказчика. В данном случае требуется разработка технического регламента отдельно под каждую разновидность изделий. Расчёты проводятся максимально точно и учитывают не только размеры, но и тип материала, необходимость использования его покрытия или упрочнения и прочее. Изготовление втулок на заказ в Санкт-Петербурге, с доставкой по всей России и СНГ, мы рекомендуем у производителя «ВОЛАТ», чьё название является официально зарегистрированным товарным знаком.
Зачем нужна втулка
Втулка — это элемент механизма либо машины имеющий коническую или цилиндрическую форму. В ней имеется цилиндрическое отверстие, в которое и входит деталь, которую требуется сочленить. Служит втулка для уменьшения трения.
Что это значит простым языком, если отбросить все технические детали? Втулки монтируются в механизм и становятся его частью. Они предохраняют другие узлы и детали от чрезмерных нагрузок, принимая большую их часть на себя. Таким образом существенно снижается износ критичных для обеспечения работы или дорогостоящих элементов. Если бы втулок не было, что использование целого ряда машин и механизмов было бы нецелесообразно или даже — невозможно.
Какие бывают втулки
Изготовление втулок отличается в зависимости от сферы их применения. Существует несколько видов, которые имеют свои индивидуальные особенности.
Хоть втулка выглядит просто и кажется незначительным элементом, но обойтись без неё зачастую нельзя. К примеру, во фрезерном станке она является одним из ключевых переходных элементов.
Из чего производятся втулки
Материалы для производства втулок определены ГОСТ и ОСТ. Производятся они из легированных и нелегированных сталей, а также различных сплавов. Изготовление втулок по тех регламенту позволяет использовать абсолютно разные материалы в зависимости от предполагаемых нагрузок и условий эксплуатации изделия — медь, латунь, цветные металлы. К примеру, втулки из нержавеющей стали применяются для глухих элементов, из латуни — для паяльных конструкций. А втулки из бронзы предпочитают заказывать, если хотят максимально увеличить срок эксплуатации механизма.
Изготовление втулки, не смотря на всю её видимую простоту, – технологически сложный процесс. Он имеет целый ряд обязательных этапов — от обточки заготовки на станке, до процесса закаливания и нанесения защитного покрытия. Ошибка на любом из них приведёт к потере качества изделия.
Втулки – сфера применения и виды
Металлические втулки впервые начали применяться в машиностроении и производственных процессах ещё на заре XIX века, когда отрасли получили толчок в развитии. С тех пор, процессы стали технологичнее, а механизмы и конструкции гораздо сложнее. Но альтернатива втулкам так и не была разработана. Более того, без них работа множества современных агрегатов была бы либо невозможной, либо нерациональной с экономической точки зрения.
Что такое втулка, зачем она нужна, какие разновидности металлоизделия выпускаются для промышленности? Здесь мы собрали ответы на все эти вопросы.
Что такое втулка?
Втулка – это деталь внутри машины, устройства или механизма имеющая коническую либо цилиндрическую форму. Если совсем упрощать терминологию, то внешне она может напоминать трубку, так как в ней имеется осевое отверстие. Оно необходимо для помещения в него сопрягаемой детали.
Таким образом, две детали узла или механизма не соприкасаются между собой. Это делает невозможным их трение, а также снижает чрезмерную нагрузку, которую втулка принимает на себя. Благодаря этому, агрегаты, узлы и механизмы, а также их детали используются максимально эффективно, а показатель их износостойкости существенно возрастает. Такой подход даёт возможность продлить срок службы и обеспечить бесперебойную эксплуатацию механизмов, в том числе и дорогостоящих. Изготовление втулок предусматривает возможность их производства по ГОСТ, ОСТ (отраслевым стандартам) и чертежам заказчика с разработкой индивидуального технического регламента. Вне зависимости от производственных стандартов которые применяются к данному метало изделию, все втулки можно разделить на несколько разновидностей:
Подбираются они в зависимости от возложенных на деталь задач. К примеру, для повышения работы неразъемного подшипника применяют специальную втулку с креплением на корпусе детали.
Материалы для изготовления втулок
Из каких материалов изготавливаются втулки изначально определено ГОСТ и ОСТ. Даже при производстве изделий по техдокументации, необходимо опираться на утверждённые стандарты, чтобы обеспечить качество и высокие эксплуатационные характеристики изделия. Так, для втулок используются: углеродистые, легированные и нелегированные стали, различные сплавы. В зависимости от механизма в котором они будут расположены, условий эксплуатации, в том числе агрессивного воздействия окружающей среды, заказывают изготовление втулок из нержавеющей стали, латуни, бронзы, меди, цветных металлов.
К примеру, в паяльных конструкциях используются латунные элементы, а в глухих – из нержавеющей стали. Хорошо зарекомендовали себя бронзовые втулки для подшипников. Металл, обладающий антифрикционными характеристиками, позволяет существенно увеличить срок службы дорогостоящих деталей, например в двигателях.
Все материалы, из которых изготавливают втулки можно условно разделить на три категории:
• По степени сопротивления трению
Для различных агрегатов и механизмов втулки подбираются индивидуально с учётом расчётной нагрузки на них и условий эксплуатации.
Где используются втулки?
Наиболее востребованными втулки являются в машиностроении и автомобилестроении. Без них будет просто невозможной работа транспорта и производственных станков. Ведь располагаюсь между двумя подвижными элементами, они являются надёжной защитой для каждого из них. Поэтому сами по себе втулки должны быть пластичными и прочными.
В работе любого агрегата не обойтись без подшипниковых втулок, которые обеспечивают не только предотвращение преждевременного износа других элементов, но и снижают расход дорогостоящих антискользящих материалов. Отличными эксплуатационными характеристиками обладают и шариковые втулки, которые в свою очередь делятся на открытые, закрытые и фланцевые. Конкретный тип подбирается непосредственно под задачи. А опорные втулки позволяют уменьшить расход уплотнительного материала в процессе монтажа и повысить эксплуатационные характеристики.
Использование втулок позволяет в процессе эксплуатации того или иного механизма осуществить плановую замену самого элемента. При этом, при соблюдении условий эксплуатации и регулярном обслуживании, замена дорогостоящих деталей изделия или его корпуса не потребуется. Сами же втулки, зачастую являются расходниками, позволяющими обеспечивать работу больших узлов и агрегатов.
Процесс изготовления втулок
Втулки используются повсеместно – и в детской машинке, и во фрезерном станке, и для вращения лопастей вертолёта. Эти внешне простые и незамысловатые изделия несут на себе высокую нагрузку. От их качества во многом зависит не только работоспособность механизма, но также здоровье и жизнь людей. Поэтому, изготовление втулок – процесс ответственный. Он состоит из ряда этапов:
1. Изготовление заготовки;
2. Черновая обработка, включающая в себя токарную подготовку всех рабочих и дополнительных частей;
3. Полная проработка рабочих поверхностей;
4. Черновая подготовка вспомогательных поверхностей которая включает: фрезировку пазов, сверление отверстий, нарезку резьбы и прочее;
5. Проведение термической закалки металла;
6. Финишная проработка изделия
При необходимости, втулки могут поддаваться дополнительному упрочнению или покрытию антикоррозийными и прочими составами. Они повышают срок службы металлоизделий.
Использование втулок сделанных в соответствии всем стандартам и нормативной документации позволяет обеспечить эффективную, бесперебойную работу машин и механизмов. Испытывая повышенные эксплуатационные нагрузки в режиме 24/7, они надёжно защищают дорогостоящие узлы и детали.
Втулка
Смотреть что такое «Втулка» в других словарях:
Втулка — Втулка деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы (с осевой симметрией), имеющая осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь. В зависимости от назначения применяют втулки подшипниковые, закрепительные,… … Википедия
ВТУЛКА — ВТУЛКА, втулки, жен. (спец.). 1. Металлическое кольцо или короткая трубка, помещаемые в местах опоры вала, внутри колесной ступицы для уменьшения трения. Втулка подшипника. Колесная втулка. 2. Металлическая или деревянная затычка, пробка для… … Толковый словарь Ушакова
втулка — втулочка, пробка, затычка, штуцер, бушинг, цанга Словарь русских синонимов. втулка см, пробка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
втулка ВК — втулка ветроколеса Элемент ВК, предназначенный для крепления лопастей и передачи момента вращения к СПМ ветроагрегата. [ГОСТ Р 51237 98] Тематики ветроэнергетика Синонимы втулка ветроколеса EN hub … Справочник технического переводчика
втулка — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] втулка Механическая деталь, обычно жесткая трубка, используемая для законцовки зачищенного конца провода. [ГОСТ … Справочник технического переводчика
ВТУЛКА — деталь машины или устройства в виде полого цилиндра (конуса), в отверстие которого входит сопрягаемая деталь. Втулки бывают сплошные и разрезные … Большой Энциклопедический словарь
ВТУЛКА — ВТУЛКА, и, жен. 1. Цилиндрическая или конической формы деталь машины с продольным отверстием для вставляемой другой детали. 2. Затычка, пробка. | прил. втулочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ВТУЛКА — центральная часть всякого колеса с цилиндрическим отверстием, предназначенная для насаживания колеса на ось или вал. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ВТУЛКА — сменяемая деталь механизма, через к рую проходят вал, стержень или поршень, имеющие вращательное или прямолинейное поступательно возвратное движение, вследствие чего изнашивается В., а не крупная деталь механизма, в к рую В. поставлена. Обычное… … Технический железнодорожный словарь
Втулка — – деталь цилиндрической формы с отверстием, входящая в состав сварной анкерной плиты. [ГОСТ 24379.1 2012] Рубрика термина: Скобяные изделия Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ВТУЛКА — деталь типа тел вращения с осевым отверстием для сопрягаемой детали … Большая политехническая энциклопедия
Втулки
Одна из основных частей любого велосипеда – колесо.
Конструкция колеса состоит из
В этой статье мы рассмотрим, что такое втулка, какие они бывают по типам, видам и т.п.
Что такое велосипедная втулка?
Втулка – это центральная деталь велосипедного колеса, вращающаяся на подшипниках вокруг неподвижной оси. Она соединяется спицами с ободом и образует единую жесткую конструкцию колеса.
Различаются они по многим параметрам, которые мы сейчас и рассмотрим.
Прежде всего, они делятся по расположению колеса, для которого предназначены:
Их конструкция достаточно проста, так как используются они только для крепления колеса на вилке. Передние втулки бывают обычные и динамо-втулки, позволяющие вырабатывать электричество во время езды.
Их конструкция сложнее, и разновидностей больше:
Отличия трещотки от кассеты для многоскоростного велосипеда описаны в этой статье.
Различия задних втулок для кассеты и трещотки
Задние втулки для трещоток и кассет различаются между собой и несовместимы друг с другом.
Важным плюсом у втулок для кассет является то, что подшипники у них расположены по краям, близко к дропаутам. Это, в отличие от трещоточных моделей, позволяет значительно лучше переносить большие нагрузки на ось при тяжёлом велосипедисте (более 90-100 кг), большом грузе на багажнике или при сильных динамических нагрузках (ударах) на заднее колесо.
Ось на втулках для трещоток, при таких же нагрузках может погнуться, так как в них подшипник, держащий нагрузку, расположен под первыми звездами, а дропауты давят на края оси. Напомним, что нумерация задних звезд начинается от самой большой. В результате возникает значительно большее, чем у кассет, плечо у силы давления дропаутами на ось и большая нагрузка на неё, которая и может привести к изгибу или даже поломке оси.
У моделей для трещоток храповый механизм (механизм свободного хода) расположен внутри самой трещотки и шарики у подшипников в нем маленькие и, соответственно, нагрузку они выдерживают меньшую, чем у кассеты.
У втулок для кассет храповый механизм встроен внутри неё самой. Там больше места, поэтому шарики в подшипниках более крупные и могут выдерживать большие нагрузки. В дорогих и качественных моделях производители устанавливают промподшипники.
Учтите, что шлицы кассет некоторых производителей, таких как Shimano/Sram и Compagnolo, отличаются по ширине и высоте. Т.е. кассеты производства Compagnolo на втулку с барабаном стандарта Shimano/Sram и наоборот установить нельзя!
Но в случае, если втулка с более широким барабаном, чем требуется, свободное пространство можно заполнить специальными проставками, которые называются «спейсерами».
Втулки различаются по типу крепления оси на вилке или перьях рамы:
Это крепление отлично подходит для городских, шоссейных велосипедов, но его не рекомендуется использовать для агрессивных стилей катания. Для них это слабое крепление.
Подходит для случаев, когда периодически нужно быстро снимать колесо. Например, при домашнем хранении, перевозке.
Рекомендуется использовать только для вертикальных дропаутов.
По материалу изготовления
Стальные – самые дешевые и тяжелые. Но для большинства городских велосипедов отлично подходят.
Алюминиевые – очень распространенные, легче предыдущих, но и дороже. Чуть менее прочные, чем стальные, но не так, что бы это было критично. Естественно, не ржавеют.
Титановые сплавы – самые легкие и прочные, но и самые дорогие. Часто в таких изделиях применяется комбинация материалов. Например, ось – титановая, а сама втулка – из алюминиевых сплавов. Их используют, например, в Shimano XTR, и применяются для профессиональных гонок, как правило, на кросс-кантрийных велосипедах.
По количеству отверстий для спиц
В настоящее время наиболее распространены стандарты на 28, 32 и 36 спиц, но встречаются и другие варианты, например, на 24 спицы,
Чем меньше количество спиц, тем легче колесо, но при этом оно становится менее прочным и жестким. В гоночных моделях, где идет борьба за каждый грамм, количество спиц в колесах меньше, чем в моделях для экстремальных дисциплин.
Главное, что количество отверстий для спиц в ободе и втулке должно совпадать.
По типу спиц
По типу используемого подшипника
Бывают на насыпных или промышленных подшипниках (промподшипники). Плюсы и минусы каждого варианта и какой из них лучше для каких велосипедов боле подробно рассмотрены в статье «Подшипники в велосипедных втулках – промышленные или насыпные?»
По типу тормозов
Об отличиях втулок для дисковых тормозов и вариантах крепления ротора дискового тормоза к втулке описано в статье «Как ротор дискового тормоза крепится к втулке. 6 болтов или CenterLock».
По физическим размерам
Если Вы меняете старую втулку на новую, то учтите все её размеры:
Если диаметры фланцев новой и старой втулки не совпадают, то вероятнее всего придется менять и спицы.
Есть разные стандарты осей втулок, различающиеся по диаметру и длине. Чем он больше диаметр, тем надежнее втулка, но при этом весить она будет также больше.
Диаметры осей бывают: 9, 9.5, 10, 12, 15, 20 мм.
Для обычного горного и кроссового велосипеда диаметры 9-10 мм, более экстремального – 15-20 мм.
Оси различаются по длине.
Стандарты осей для передних втулок
9 х 100 мм | Самый распространенный в использовании вариант. Используется как для варианта с креплением на гайках, так для крепления на эксцентриках. |
9 х 112 мм | Для трейловых, кросскантрийных велосипедов |
10 х 135 мм | Используется для фэт-байков |
15 х 100 мм 15 х 110 мм | Встречается в трейловых, кросскантрийных велосипедах. Полая, с эксцентриковым зажимом. |
20 х 110 мм | Для велосипедов, предназначенных для экстремального велоспорта. Полая. Также бывают для крепления болтами и эксцентриками. Крепление на болтах лучше – выдерживает большие нагрузки. |
Стандарты осей для задних втулок
В таблицах приведены не все возможные размеры, поэтому при выборе оси будьте внимательны – проверяйте все размеры.
Динамо-втулки
Это обычно передние втулки со встроенным электрогенератором.
Их очень удобно и полезно использовать для туристических велосипедов во время многодневных маршрутов, чтобы избежать проблем с постоянным поиском розетки. Конечно, можно взять с собой повербанк (Power Bank) или небольшую солнечную батарею. Но, Power Bank не решит проблему, а только отложит на некоторое время поиск розетки, да и солнышко ведь то же не всегда ярко светит.
Так что динамо-втулка в этом случае очень даже не плохой вариант. Едешь и потихоньку подзаряжаешь аккумулятор фонаря, смартфон или тот же повербанк.
Правда, не всё так просто. Подключать напрямую динамо-втулку к смартфону или фонарю не получится – нужен будет специальный конвертер с аккумулятором.
Динамо-втулки выпускают под V-brake, дисковые и роллерные тормоза.
Исходя из всего описанного выше разнообразия характеристик и свойств втулок становится понятно, что замена старой на новую может стать не такой простой операцией. При покупке обязательно учтите все геометрические размеры и требуемые характеристики. И еще помните, что замена втулки всегда приводит к переустановке спиц. И тут уже для не специалиста вполне резонно встает вопрос, что проще и дешевле выйдет в итоге: купить новое колесо в сборе или покупать втулку, спицы и платить за перенабор спиц на колесе.
А этот вопрос каждый велосипедист решает в силу обстоятельств и финансовых возможностей.
Втулка
Втулка — деталь машины, механизма, прибора цилиндрической или конической формы (с осевой симметрией), имеющая осевое отверстие, в которое входит сопрягаемая деталь.
В зависимости от назначения применяют втулки подшипниковые, закрепительные, переходные и др.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Втулка» в других словарях:
ВТУЛКА — ВТУЛКА, втулки, жен. (спец.). 1. Металлическое кольцо или короткая трубка, помещаемые в местах опоры вала, внутри колесной ступицы для уменьшения трения. Втулка подшипника. Колесная втулка. 2. Металлическая или деревянная затычка, пробка для… … Толковый словарь Ушакова
втулка — втулочка, пробка, затычка, штуцер, бушинг, цанга Словарь русских синонимов. втулка см, пробка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
втулка ВК — втулка ветроколеса Элемент ВК, предназначенный для крепления лопастей и передачи момента вращения к СПМ ветроагрегата. [ГОСТ Р 51237 98] Тематики ветроэнергетика Синонимы втулка ветроколеса EN hub … Справочник технического переводчика
втулка — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] втулка Механическая деталь, обычно жесткая трубка, используемая для законцовки зачищенного конца провода. [ГОСТ … Справочник технического переводчика
ВТУЛКА — деталь машины или устройства в виде полого цилиндра (конуса), в отверстие которого входит сопрягаемая деталь. Втулки бывают сплошные и разрезные … Большой Энциклопедический словарь
ВТУЛКА — ВТУЛКА, и, жен. 1. Цилиндрическая или конической формы деталь машины с продольным отверстием для вставляемой другой детали. 2. Затычка, пробка. | прил. втулочный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ВТУЛКА — центральная часть всякого колеса с цилиндрическим отверстием, предназначенная для насаживания колеса на ось или вал. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
ВТУЛКА — сменяемая деталь механизма, через к рую проходят вал, стержень или поршень, имеющие вращательное или прямолинейное поступательно возвратное движение, вследствие чего изнашивается В., а не крупная деталь механизма, в к рую В. поставлена. Обычное… … Технический железнодорожный словарь
Втулка — – деталь цилиндрической формы с отверстием, входящая в состав сварной анкерной плиты. [ГОСТ 24379.1 2012] Рубрика термина: Скобяные изделия Рубрики энциклопедии: Абразивное оборудование, Абразивы, Автодороги … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ВТУЛКА — деталь типа тел вращения с осевым отверстием для сопрягаемой детали … Большая политехническая энциклопедия