второй контур на камазе за что отвечает
Второй контур на камазе за что отвечает
Тройной защитный клапан предназначен для разделения сжатого воздуха на три контура (привода тормозных механизмов передних колес, задней тележки и вспомогательного тормоза); автоматического отключения одного из контуров в случае его повреждения или нарушения герметичности; сохранения сжатого воздуха во всех контурах в случае повреждения или нарушения герметичности питающей магистрали; питания вспомогательного контура от первого и второго контуров (до тех пор, пока давление в них не снизится до заданного уровня). По типу диафрагменный. Крепится к левому лонжерону рамы автомобиля и соединен с питающим трубопроводом, идущим от конденсационного баллона.
Клапан состоит из корпуса, трех крышек, трех клапанов, трех диафрагм, двух обратных клапанов, пружин клапанов.
Принцип действия заключается в открывании клапанов под действием пружин, с одной стороны, и сжатого воздуха, с другой, в зависимости от давления в контурах или питающей магистрали.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
При разделении на три контура сжатый воздух поступает по каналам в корпусе в полости а и б под клапаны, первого и второго контуров. При достижении давления под клапанами 520 кПа (5,2 кгс/см2) клапаны перемещаются вверх, прогибая диафрагмы и сжимая пружины в крышках. Сжатый воздух через открытые клапаны поступает к выводам I и II и заполняет контуры. Одновременно сжатый воздух проходит в полости над обратными клапанами, открывает их и поступает в полость в над клапаном контура вспомогательного тормозного привода. Клапан открывается, диафрагма этого клапана прогибается, пружина сжимается, и воздух заполняет контур.
При разгерметизации одного из контуров, например первого, давление в корпусе под диафрагмой клапана этого контура падает. Вследствие этого клапан и обратный клапан со стороны неисправного контура закрываются, предотвращая падение давления в исправных контурах. Питание привода вспомогательной тормозной системы осуществляется через другой обратный клапан. При достижении давления воздуха в исправных контурах и под клапаном неисправного контура выше заданного (520 кПа) клапан вновь открывается и избыток воздуха выходит в атмосферу через разгерметизированный контур.
При повреждении или нарушении герметичности питающей магистрали давление во входном штуцере, в полостях а и б под клапанами 3, 6 первого и второго контуров падает, клапаны под действием своих пружин закрываются и не позволяют падать давлению в контурах.
Вспомогательный контур своего воздушного баллона не имеет; питается сжатым воздухом от питающей магистрали или от первого и второго контуров, имеющих свои воздушные баллоны. Если питающая магистраль не подает сжатый воздух к тройному защитному клапану, клапаны, первого и второго контуров под действием своих пружин закрыты. Сжатый воздух от первого и второго контуров давит на клапан, перемещает его вниз и поступает в полость в.
Рис. 103. Тройной защитный клапан
Под давлением клапан 8 открывается, и сжатый воздух заполняет контур вспомогательной тормозной системы.
Питание контура осуществляется до тех пор, пока давление в первом и втором контурах не снизится до определенного уровня (510 кПа). Клапаны, под действием своих пружин закроются.
Тормозной кран поршневой, двухсекционный, прямого действия, предназначен для управления тормозными механизмами двухконтурного привода рабочих тормозов.
Кран имеет две независимые секции, расположенные последовательно, питающиеся от раздельных контуров и управляющие: нижняя секция — тормозными механизмами передних управляемых колес; верхняя — тормозными механизмами задней тележки и тормозами прицепа.
Он установлен на кронштейне, который крепится к левому лонжерону рамы с внутренней стороны.
Управление краном осуществляется механическим приводом с помощью системы рычагов и тяг от тормозной педали.
Тормозной кран (рис. 104) состоит из корпуса, опорной плиты (фланца), рычага, толкателя, упругого элемента, верхнего поршня, клапана верхней секции, большого поршня, малого поршня, толкателя малого поршня, клапана нижней секции, атмосферного клапана, пружин поршней и клапанов.
Корпус изготовлен из алюминиевого сплава, состоит из двух частей, соединенных между собой винтами и уплотнительным резьбовым кольцом. В верхней части корпуса крепится рычажный механизм, который состоит из корпуса, рычага, ролика, толкателя крана, закрываемых защитным чехлом для предотвращения попадания грязи, влаги. С помощью опорной плиты кран крепится через кронштейн к левому лонжерону рамы. В верхнем поршне установлены упругий резиновый элемент и тарелка. Верхний поршень поджимается к толкателю пружиной. В нижней части установлен большой поршень, внутри которого находится малый поршень, поджимаемый к большому пружиной. На толкатель надет клапан верхней секции крана, который прижимается к седлу в верхнем корпусе пружиной.
В нижнем корпусе расположен клапан нижней секции, прижимаемый к седлу клапана пружиной.
Корпус имеет выводы, которые соединяются:
I — с воздушным баллоном первого контура;
II — с двумя воздушными баллонами второго контура;
III — с пневмокамерами привода тормозных механизмов задней тележки;
IV — с пневмокамерой привода тормозных механизмов передних колес.
Привод тормозного крана механический, предназначен для передачи усилия от педали управления через систему тяг и рычагов на рычаг тормозного крана.
Он состоит из тормозной педали, тяги педали, переднего кронштейна, промежуточной тяги, промежуточного рычага, промежуточного кронштейна, задней тяги.
Работа тормозного крана.
а) Исходное положение (педаль не нажата, рис. 104, а).
Рычаг находится в крайнем левом положении. Поршни 30, 28, 15 под действием своих пружин находятся в крайнем верхнем положении.
Клапаны, верхней и нижней секций поджаты пружинами вверх к своим седлам и не дают возможности сжатому воздуху поступать из выводов I, II в выводы III и IV.
Рис. 104. Тормозной кран:
а — устройство крана; б — положение деталей крана при торможении; 1 — рычаг; 2 — регулировочный винт; 3 — защитный чехол; 4 — ось ролика; 5 — ролик; 6 — толкатель; 7 — корпус рычага; 8 — гайка; 9 — тарелка; 10, 16, 20, 27 — уплотнительные кольца; 11 — Шпилька: 12, 13, 24, 26 — пружины; 14 — опорное кольцо; 15 — малый поршень; 17 — клапан нижней секции; 18 — толкатель малого поршня; 19 — опорное кольцо; 21 — клапан атмосферного вывода; 22 — упорное кольцо; 23 — корпус атмосферного вывода; 25 — нижний корпус; 28 — большой поршень; 29 — клапан верхней секции; 30 — верхний поршень; 31 — упругий элемент: 32— фланец; 33 — верхний корпус
При нажатии тормозной педали силовое воздействие передается через систему рычагов и тяг привода на рычаг 1 крана и далее через толкатель 6, тарелку 9 и упругий элемент 31 на верхний поршень 30, который перемещается вниз, сначала закрывает щель над клапаном 29 верхней секции, а затем отрывает клапан 29 от седла, открывая проход сжатому воздуху из вывода II в вывод III и далее к пневмокамерам привода тормозных механизмов задней тележки.
Давление на выводе III повышается до тех пор, пока сила нажатия на рычаг не уравнивается усилием, создаваемым сжатым воздухом на верхний поршень 30 снизу.
Таким образом осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана.
Одновременно с повышением давления в выводе III сжатый воздух через отверстие А в корпусе попадает в полость Б над большим поршнем нижней секции тормозного крана.
Перемещаясь вниз, большой поршень перемещает малый поршень, закрывает щель над клапаном нижней секции и отрывает его от седла в нижнем корпусе. Сжатый воздух из вывода I поступает в вывод IV и далее к пневмокамерам тормозных механизмов передних колес.
Одновременно с повышением давления в выводе IV повышается давление под поршнями, в результате чего уравновешивается сила давления сжатого воздуха на поршень сверху.
Поршни под действием пружины пойдут вверх, клапан сядет на седло и прекратит подачу сжатого воздуха из вывода I в вывод IV. Вследствие одинакового усилия на поршни сверху и снизу устанавливается давление на выводе IV, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана.
Таким образом осуществляется следящее действие тормозного крана в нижней секции.
в) Резкое торможение (полное нажатие на тормозную педаль).
Рис. 105. Тормозная камера типа 24:
1 — штуцер; 2 — крышка корпуса; 3 —диафрагма; 4 —опорный диск; 5 — возвратная пружина; 6 — хомут ; 7 — шток; 8 — корпус камеры; 9 — кольцо; 10 — контргайка; 11 — вилка; 12 — болт; 13 — фланец;
При дальнейшем движении поршня вниз клапан нижней секции отрывается от седла, полностью открывается, и сжатый воздух поступает из вывода I в вывод IV.
Таким образом, при резком и полном нажатии на педаль управление верхней и нижней секциями обеспечивается механической связью между рычагом крана и исполнительными элементами секций. В этом режиме работы крана давление в выводах III и IV будет максимальным.
Тормозная камера типа 24 диафрагменная, предназначена для преобразования энергии сжатого воздуха в работу по приведению в действие тормозного механизма.
Цифра 24 указывает величину активной площади диафрагмы камеры в квадратных дюймах при нормальном ходе штока.
Тормозные камеры переднего моста крепятся на кронштейне к корпусу поворотных кулаков, а задней тележки — к крон-Штейнам валов разжимных кулаков.
К корпусам тормозных камер задней тележки крепятся цилиндры энергоаккумуляторов.
Тормозная камера (рис. 105) состоит из корпуса, крышки корпуса, диафрагмы, опорного диска, штока с вилкой, пружины, резинового чехла.
Корпус с крышкой стянуты хомутом. Диафрагма зажата между корпусом и крышкой. Полость под диафрагмой соединена с атмосферой через дренажные отверстия, выполненные в корпусе. Диафрагма опорным диском и пружиной прижимается к крышке. В крышке установлен резьбовой штуцер, соединенный с подводящей магистралью рабочего тормоза.
При торможении, т. е. при подаче сжатого воздуха через штуцер, диафрагма прогибается, воздействует на опорный диск и перемещает шток, который поворачивает регулировочный рычаг тормозного механизма вместе с разжимным кулаком. Кулак прижимает колодки к тормозному барабану с силой, пропорциональной давлению поданного в тормозную камеру сжатого воздуха.
При растормаживании, т. е. при выпуске воздуха из камеры, опорный диск, диафрагма под действием пружины возвращаются в исходное положение.
Регулировочный рычаг с кулаком и колодками под действием четырех стяжных пружин тормозного механизма возвращаются в расторможенное пололнение.
Пять контуров тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310)
Разделение тормозной системы автомобилей КамАЗ 5320 (4310) позволяет действовать каждому контуру независимо, что важно при возникновении неисправности.
Контур I
Это контур передней оси состоит из ресивера вместимостью 20 л с датчиком падения давления и краником, тройного защитного клапана, двухстрелочного манометра, клапана ограничения давления, клапана контрольного вывода, нижней секции тормозного крана, двух камер и прочих механизмов, шлангов и трубопроводов. Кроме того, в первый контур входит трубопровод от клапана тормозной системы прицепа до нижней секции крана.
Ниже на схеме ниже показано устройство тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310. Для КамАЗ-5320 картинка немного ниже:
Контур II
Это контур тормозов задней тележки.
Устройство тормозов тележки автомобилей Камаз 5320 (4310) состоит из верхней секции тормозного крана, части тройного защитного клапана, ресиверов с общей вместимостью 40 л с датчиком давления и кранами слива конденсата, клапана контрольного вывода автоматического регулятора, двухстрелочного манометра, четырёх тормозных камер, тормозных механизмов промежуточного и заднего мостов тележки, шланга и трубопроводов.
В контур входит трубопровод от клапана управления тормозными механизмами до верхней секции тормозного крана.
Контур III
Это контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов полуприцепа (прицепа). Он состоит из:
Контур IV
Этот контур вспомогательной тормозной системы своего ресивера не имеет. Он состоит из пневматического крана, части двойного защитного клапана, двух цилиндров привода заслонок, пневмоэлектрического датчика, цилиндра привода рычага останова двигателя, трубопроводов и шлангов.
Контур V
Этот контур аварийного растормаживания не имеет исполнительных органов и своего ресивера.
Он состоит из части двухмагистрального перепускного клапана, пневматического крана, части тройного защитного клапана, соединяющих аппараты шлангов и трубопроводов.
Пневматические тормозные приводы автомобиля Камаз и прицепа соединяются тремя магистралями: магистралью двухпроводного привода, питающей магистралью и магистралью однопроводного привода. В питающей части тормозного привода моделей 53212 и 53213, для улучшения влагоотделения на участке «регулятор давления — компрессор», предусмотрен влагоотделитель, устанавливаемый в зоне интенсивного обдува на первой поперечине автомобиля. На всех моделях КамАЗ с такой же целью на участке «защитные клапаны – предохранитель» от замерзания защищает конденсационный ресивер ёмкостью 20 литров.
Ремонт автомобилей
Руководства по ремонту, обслуживанию, эксплуатации
Устройство тормозных систем (разделение на контуры) автомобилей КамАЗ 5320 (4310)
Автомобили КамАЗ оснащены четырьмя автономными тормозными системами:
Контуры тормозных систем имеют общие элементы, но работают они независимо, что обеспечивает высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации.
Схема многоконтурного пневматического привода тормозных систем автомобилей КамАЗ
Контур I (контур тормозов передней оси)
Контур II (контур тормозов задней тележки)
Контур III (контур стояночной, запасной тормозных систем и комбинированного привода тормозных механизмов прицепа)
Контур IV (контур вспомогательной тормозной системы)
Контур V (контур аварийного растормаживания)
Как работает пневматический привод тормозных систем
Работа привода рабочей тормозной системы
Сжатый воздух из компрессора через регулятор давления и предохранитель от замерзания поступает к блоку защитных клапанов. Он состоит из двойного и тройного клапанов, которые заполняют воздухом ресиверы всех контуров тормозных систем.
Защитные клапаны отрегулированы так, что сначала заполняются ресиверы контура III (стояночного и запасного тормозов), а затем ресиверы остальных контуров.
Воздух из ресиверов емкостью 40 и 20 литров поступает в соответствующие секции тормозного крана. При нажатии на педаль тормоза воздух из нижней секции через клапан ограничения давления поступает в тормозные камеры (тип 24), которые приводят в действие тормозные механизмы колес передней оси. Из верхней секции крана через регулятор тормозных сил воздух подается в тормозные камеры (тип 20), которые приводят в действие тормозные механизмы колес среднего и заднего мостов. Одновременно от обоих контуров рабочего тормоза по отдельным магистралям воздух поступает к клапану управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
Работа привода запасной тормозной системы
Тормозной кран стояночного тормоза имеет следящее устройство, которое позволяет притормаживать автомобиль с интенсивностью, зависящей от положения рукоятки тормозного крана.
При повороте крана из управляющей магистрали ускорительного клапана выпускается воздух, количество которого пропорционально углу поворота рукоятки. При этом через атмосферный вывод ускорительного клапана выходит соответствующее количество воздуха из цилиндров пружинных энергоаккумуляторов. Одновременно с торможением автомобиля притормаживается прицеп или полуприцеп.
Работа привода стояночной тормозной системы
Для затормаживания автомобиля или автопоезда на стояке необходимо установить рукоятку тормозного крана в заднее фиксированное положение. При этом, воздух из управляющей магистрали ускорительного клапана выходит в атмосферу. Одновременно через атмосферный вывод ускорительного клапана выпускается воздух из цилиндров энергоаккумуляторов тормозных камер. Пружины, разжимаясь, приводят в действие тормозные механизмы заднего и среднего мостов. Одновременно тормозной кран включает клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом.
Для выключения стояночного тормоза рукоятку тормозного крана следует установить в переднее фиксированное положение. При этом воздух из ресиверов проходит через тормозной кран и поступает в управляющую магистраль ускорительного клапана, который срабатывает и начинает пропускать сжатый воздух из ресивера через перепускной клапан, минуя тормозной кран, в пружинные энергоаккумуляторы. При этом силовые пружины сжимаются и прицеп растормаживается.
В случае аварийного падения давления в контуре привода стояночного тормоза пружинные энергоаккумуляторы срабатывают, и автомобиль затормаживается. Для того чтобы автомобиль растормозить, необходимо воспользоваться системой аварийного растормаживания.
При нажатии на кран аварийного растормаживания, сжатый воздух из воздушных ресиверов через трехмагистральный защитный клапан и перепускной клапан поступит в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов и сожмет пружины, растормаживая автомобиль.
Если отсутствует запас сжатого воздуха в контуре аварийного растормаживания, автомобиль можно растормозить с помощью устройств для механического растормаживания, которые встроены в цилиндры пружинных энергоаккумуляторов. Для этого следует вывернуть винт до упора. При этом он через упорный подшипник упрется в днище поршня и поднимет его вверх, сжимая силовую пружину энергоаккумулятора. Толкатель, поднимаясь, освободит шток тормозной камеры, который под действием возвратной пружины поднимется вверх. Пружины стянут колодки, и автомобиль растормозится.
Работа привода вспомогательной тормозной системы
При нажатии на кран включения вспомогательного тормоза сжатый воздух из ресивера поступает в пневмоцилиндры. Шток цилиндра, связанный с рычагом рейки топливного насоса, переместится, и подача топлива прекратится. Штоки цилиндров, связанные с рычагами заслонок вспомогательного тормоза, повернут заслонки, и они перекроют приемные трубы глушителя.
Контакты пневмоэлектрического датчика, установленного в магистрали перед цилиндром, замкнутся, и включится электромагнитный клапан прицепа, который частично пропустит сжатый воздух из воздушного баллона прицепа в его тормозные камеры. Таким образом, осуществляется притормаживание прицепа, что предотвращает «складывание» автопоезда.
Назначение, устройство и работа контуров пневматического тормозного привода автомобиля КамАЗ – 5320.
Назначение, устройство и работа контура I привода тормозов рабочей тормозной системы передних колес и прицепа.
Контур I (рис. 3) предназначен для управления тормозными механизмами передних колес, а также подачи воздуха к аппаратам, осуществляющим управление тормозами прицепа.
При отсутствии торможения сжатый воздух от ресивера 24 подается в нижнюю секцию тормозного крана 16, клапан которой закрывает доступ воздуха к тормозным камерам передних колес 1. Пневматические полости тормозных камер передних колес через соответствующий клапан тормозного крана соединены с атмосферой, тормозные механизмы передних колес находятся в расторможенном состоянии.
При нажатии на педаль тормоза усилие передается тормозному крану 16, который открывает доступ воздуха в тормозные камеры передних колес 1, что приводит к срабатыванию тормозных механизмов. Одновременно сжатый воздух поступает в нижнюю секцию клапана 31 управления тормозными механизмами колес прицепа с двухпроводным приводом. Давление в ресивере 24 контролируется водителем по манометру 5.
Назначение, устройство и работа контура II привода тормозов рабочей тормозной системы колес задней тележки и прицепа.
Контур II (рис. 4) предназначен для управления тормозными механизмами колес задней тележки, а также подачи воздуха к аппаратам, осуществляющим управление тормозами прицепа.
Работа. При отсутствии торможения сжатый воздух от ресиверов 22 подается в верхнюю секцию тормозного крана 16, клапан которой закрывает доступ воздуха к тормозным камерам колес задней тележки.
При нажатии на педаль тормоза открывается доступ воздуха из тормозного крана 16 в автоматический регулятор тормозных сил 30. Одновременно сжатый воздух поступает в верхнюю секцию клапана 31 управления тормозными механизмами колес прицепа с двухпроводным приводом. Давление в ресиверах 22 контролируется водителем по манометру 5.
Назначение, устройство и работа контура III привода тормозов стояночной и запасной тормозных систем и прицепа.
Контур № 3 (рис. 5) предназначен для управления тормозными механизмами колес задней тележки при обеспечении их заторможенного состояния во время стоянки автомобиля. Кроме того аппараты контура обеспечивают при необходимости частичное торможение, т. е. контур выполняет функцию запасной тормозной системы. Также как и контуры I и II, контур III обеспечивает подачу воздуха к аппаратам, осуществляющим управление тормозами прицепа для затормаживания их на стоянке и торможения запасной тормозной системой.
С точки зрения надежности стояночной системы лучшее решение заключается в том, что данная система должна срабатывать при выпуске воздуха. Это позволит автомобилю на стоянке с заглушенным двигателем оставаться заторможенным даже после утечки сжатого воздуха из пневмосистемы. Такое возможно только при независимом от бортовых источников энергии энергоаккумуляторе, воздействующем на тормозные механизмы колес. Наиболее простым и надежным таким источником является пружина.
Работа. При отсутствии торможения стояночной или запасной тормозными системами рукоятка крана 2 повернута против часовой стрелки до фиксированного положения. Сжатый воздух из ресиверов 25 через кран 2 поступает в управляющую линию ускорительного клапана 29. В результате этого ускорительный клапан срабатывает и соединяет пружинные энергоаккумуляторы 28 через перепускной клапан 32 с ресиверами 25, колеса задней тележки находятся в расторможенном состоянии. Под давлением сжатого воздуха также находится средняя секция клапана 31 управления тормозными механизмами колес прицепа с двухпроводным приводом.
При повороте рукоятки крана 3 по часовой стрелке сжатый воздух из управляющей линии ускорительного клапана 29 выходит в атмосферу. Ускорительный клапан срабатывает таким образом, что отключается подача сжатого воздуха в пружинные энергоаккумуляторы 28, и их полость через клапан 29 соединяется с атмосферой. Т.к. клапан 29 располагается значительно ближе к задней тележке, чем ручной кран, воздух через него выходит быстрее, нежели бы он выходил через ручной кран. Таким образом, клапан 29 относится к группе улучшающих устройств, поскольку увеличивает быстродействие стояночной и запасной тормозных систем. Одновременно соединяется с атмосферой средняя секция клапана 31 управления тормозными механизмами колес прицепа с двухпроводным приводом.
Назначение, устройство и работа контура IV привода вспомогательной тормозной системы и питания потребителей.
Работа. При нажатии на кран вспомогательного тормозного механизма 4 воздух из ресивера 20 подается в пневмоцилиндр 10, который срабатывает, и его шток выводит рейку топливного насоса дизельного двигателя на нулевую подачу. Одновременно воздух подается в пневмоцилиндры 23, штоки которых поворачивают валы заслонок, закрывающих выпускные коллекторы. Двигатель автомобиля начинает работать в компрессорном режиме, потребляя механическую энергию. При включенной передаче в КП и сцеплении за счет прокрутки коленчатого вала двигателя осуществляется торможение автомобиля.
Назначение, устройство и работа контура V привода системы аварийного растормаживания тормозов стояночной тормозной системы.
Контур V (рис. 7) предназначен для растормаживания колес задней тележки в случае разгерметизации контура III.
Работа. При нажатии кнопки крана 3 сжатый воздух поступает к перепускному клапану 32 и далее в пружинные энергоаккумуляторы 28, растормаживая задние колеса.