второй день после похорон по церковному что делать
На следующий день после похорон
День похорон близкого человека является одним из самых страшных и печальных в жизни каждого. Независимо от того, умер старый человек или ребенок, члены его семьи пребывают в горести, испытывают боль от утраты. Важно помнить, что даже в горестных мыслях нужно думать о душе покойника, соблюдать положенные ритуалы и церковные правила, установленные в православии. Это необходимо для успокоения усопшего, а также это долг оставшихся в живых. Есть правила для погребения, поминок, нужно знать, что делать на следующий день после похорон.
Основные правила по организации и проведении похорон
Православные ответственно и с уважением относятся к порядку погребения умершего, к его памяти. Одним из проявлений уважение являются молитвы близких за душу покойника, проведение поминок, панихиды. П что носят на кладбище о верованиям в христианстве душа умершего остается 40 дней в доме, рядом с семьей. Этот период соблюдается несколько правил.
При погребении родным свойственно плакать, горевать за ушедшим близким человеком. Успокоить в горе может молитва и вера в то, что душа найдет защиту и милость у Бога. Не рекомендуется идти на кладбище, стоять возле могилы деткам, не ездят и беременные. После кладбища обязательно нужно помыть руки перед тем, как сесть за поминальный стон. Поминки проводятся не на кладбище, а в доме или в специально выделенном для этого месте.
Семье усопшего, после смерти его, с похоронами часто помогают соседи, родственники, коллеги, они ездят по ритуальным службам. Они разделяют боль утраты и дают возможность без суеты провести последние часы возле умершего. Когда люди хоронят любимых, им сложно думать о бытовых вопросах, заниматься подготовкой поминального стола или заказом катафалка. Но уже на следующий день членам семьи нужно собраться, чтобы правильно провести все обряды, помолиться. Как вести себя правильно в первый день после похорон, какие службы заказываются, нужно ли идти или ехать к могиле?
Посещение могилы после похорон
На следующий день после похорон родные также пребывают в горе, скучают за ушедшим на тот свет. И понятно их желание поскорее ехать на кладбище, посетить могилу, иногда родные ездят, ходят к ней издалека. По христианским поверьям, душа еще привязана к месту погребения, и семью поэтому тянет также туда. По традиции родные несут завтрак на кладбище на следующий день после похорон. Не все знают, зачем нужно приходить с завтраком. Им пришедшие хотят пробудить близкого человека и примирить душу покойного с тем, что она уже будет в загробном мире.
Что делать в часы посещения возле места погребения? Можно немного прибрать возле могилки, поправить венки, надо зажечь свечку. Раскладываются продукты, обычно носят те, которые остались с поминального обеда после похорон. Но надо приносить продукты и блюда, соответствующие православным правилам, придерживаться обычаев. Традиционно приносят:
Не нужно излишеств, множества блюд, завтрак должен быть скромным, символичным. Конфеты и печень принято раздать нищим. Необходимо принести налить в стакан воды и поставить на могилку, а вот алкоголь будет лишним. Плохо поступают те, кто наливает алкогольные напитки в стакан и оставляет покойному, выливает содержимое на холмик.
Принесенные продукты нельзя трогать родным, но можно угостить ими других людей, сопроводив приглашение просьбой помянуть покойника.
Время для молитвы
Основной смысл того, чтобы ехать утром на кладбище, — помочь душе покойника привыкнуть к новой реальности. Близким также в первое время легче, если они ходят к захоронению, посещать кладбище. Обязательно следует молиться в такие часы, просить защиты и милосердия Божьего для усопшего. Искренняя молитва, полная веры, – лучшее, что можно сделать для почившего. Она станет и лекарством от горя для остальных.
Что делать с едой от похорон и поминок
Поминальный обед, завтрак после похорон на могилке — это выражения уважения к усопшему, память о нем. Следует собрать дома утром нужные продукты, взять свечи, принести цветы, поехать на кладбище. В конце ритуального завтрака продукты остаются возле могилки, их смогут забрать нищие, что ходят рядом. Выпечку носят в церковь, можно раздать тем, кто просит милостыню возле нее. Если с похоронного обеда остаются продукты, нельзя их выбрасывать — следует принести и отдать домашним животным. Продукты, отправленные на мусор, осквернять память покойного.
Значение и смысл утреннего визита к могилке
Почему после похорон на следующий день нужно идти на кладбище? Обычаи, связанные с погребением, следует соблюдать, так как в них заложен большой смысл. Почему после похорон нужно идти на кладбище, посещать его на 9-ый, 40-ой день? Душа почившего привязана к могиле и первое время ей тяжело, потеряна связь с семьей, с любимыми людьми. Горестные эмоции наполняют и живых. Посещение могилы, приготовление завтрака для мертвого позволяет успокоиться, почувствовать себя ближе к нему. Родственники носят традиционные блюда, накрывают стол возле холмика, раздают конфеты, можно сходить в церковь и отнести продукты. Простые действия дают некоторое успокоение, которое поддерживают молитвы и разговоры, воспоминания об ушедшем. Легче и душе, которая чувствует рядом близких, знает, что они ее не забудут и будут молиться. Похоронная трапеза помогает душе окрепнуть и приготовиться к встрече с Богом.
Поминальный завтрак в доме
Церковные правила не категоричны в этом вопросе. Если не получается поехать или сходить на кладбище, можно накрыть стол дома, чтобы помянуть покойника. Перед завтраком следует помолиться, попросить у Бога милосердия к новопреставленному. За столом собираются родственники, близкие люди, они вспоминают того, кого только потеряли, говорят о нем теплые, приятные слова. Блюда на стол несут постными, смысл трапезы не в том, чтобы наестся. Собравшись за одним столом, проведя время в разговорах о почившем, членам семьи легче переживать потерю, стоит зайти и в храм. Душа умершего также чувствует, что она не забыта. Когда есть сомнения в проведении обрядов, ритуалов, всегда можно прийти в храм, обратиться за советом к священнослужителю.
Церковь о завтраке на кладбище после погребения
Некоторые священники указывают на то, что завтрак на кладбище на второй день после похорон является ритуалом от язычества. Продукты не могут чем-то помочь покойному. Но запрета приходить от церкви нет, пришедшие должны только не забывать о молитвах к Богу. Небольшая утренняя трапеза на кладбище может просто немного успокоить горе, отвлечь.
При посещении могилки не нужно самим есть трапезные блюда, употреблять напитки, произносить тосты даже за упокой души. Распитие алкоголя является грехом. Оно не поможет усопшей душе.
Что нельзя делать после погребения
В православии есть правила поведения на после похорон, они включают запрет на некоторые действия. Душа покойного 40 суток находится еще в доме, рядом с близкими, нужно осторожно вести себя в этот период, не нарушать спокойную атмосферу. Не рекомендуется затевать ремонт, перестановки, переезды. Душе будет приятнее побыть последние часы в привычной атмосфере, обстановке, среди знакомых любимых вещей.
По этой же причине не стоит раздавать в первое время одежду покойного, его вещи. Сохранение привычной обстановки благотворно, успокаивающе действует и на живых, не так подчеркивает невосполнимость утраты и изменений в жизни.
Традиционно соблюдается и ритуал с закрытыми зеркалами, другими отражающими поверхностями. В доме не включается громко телевизор, музыкальная аппаратура, не устраиваются веселые и шумные застолья.
9 и 40 дней после смерти
Поминки по покойнику устраиваются еще на 9-ый и 40-ой день после дня погребения. На такие поминальные трапезы не нужно кого-то приглашать — родственники, соседи, коллеги приходят сами, чтобы почтить память почившего. Готовятся ритуальные блюда и обычные, рекомендуется не ставить на стол спиртное. Главная часть поминальной трапезы — молитва. Когда наступила дата 40-го дня, нужно посещать храм, где священнослужитель проведет панихиду, заказывается и сорокоуст. Нужно поминать в такой день покойника хорошими словами, ведь душа его покидает землю и отправляется на небо, чтобы предстать перед Всевышним.
Кончина близкого — что делать христианину?
На сайт Саратовской епархии «Православие и современность» пришли вопросы на очень сложную и больную тему: кончина близкого — что делать христианину? Мы попросили ответить на них Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
— Да. Именно поэтому я бы начал этот разговор с другого. Немного раньше: не с того, что надо делать, когда человек умер,— а что нужно делать, когда он умирает.
Полное разрушение церковной жизни в нашей стране в течение многих десятилетий привело к очень тяжелой ситуации: большая, подавляющая часть нашего народа, в том числе и крещеные православные люди, уходят в мир иной неподготовленными, то есть без последнего напутствия. Еще некоторое время тому назад это было совершенно немыслимо. А сейчас мы видим, что, во-первых, по незнанию, а во-вторых, из-за суеверной боязни люди не готовятся к смерти.
— А в чем заключается подготовка к смерти?
— Это обязательно соборование, исповедь и Причастие. Те христиане, которые готовятся предстать пред Богом, стремятся сделать это с чистой совестью. Но сегодня священника приглашают к больным или умирающим крайне редко — боятся. Укоренилось суеверие, что соборование, которое называют таинством исцеления, это то, что совершают исключительно над умирающими. И, бывает, что даже если кто-то из родственников предлагает: «Давайте батюшку позовем?» — сам больной отвечает: «А вы что — меня уже хоронить собрались?». Получается, что человек изо всех сил цепляется за жизнь, даже понимая, что она заканчивается, и вместо того, чтобы подумать о том, как достойно завершить свой жизненный путь — раскаяться в грехах, причаститься,— не может и не хочет согласиться с неизбежностью близкой смерти. Буквально на днях мы разговаривали с одним батюшкой, и он говорит: «Вы знаете, Владыка, сколько раз я соборую в последнее время (а соборование — достаточно долгое таинство, больного семь раз помазывают освященным маслом) — и не успеваю закончить: умирают во время соборования». Это говорит о том, что родственники изо всех сил оттягивают участие человека в таинствах и приглашают священника, когда умирающий уже отходит,— и то это буквально единицы. У людей совершенно нет представления о том, что такое последнее напутствие и как оно важно для человека. Это проблема нашей церковной жизни, и она сегодня стоит очень остро.
А потом, как обычно, приходят какие-то бабушки, соседки и начинают занавешивать зеркала, телевизоры, открывать окна, ставить стаканы с хлебом и водой, а то и с водкой… Я не знаю, откуда берутся эти бабушки и эти «обычаи», список которых варьируется в зависимости от местности. Это, конечно, производит удручающее впечатление. И эта мелочная глупейшая суета выполняет функцию «замещения» того, что действительно необходимо,— молитвы к Богу и поминовения усопшего близкого человека.
— Владыка, как же молиться о тех, кто умирает, и об ушедших близких?
— Церковь сопровождает человека всю жизнь и особым, я бы сказал, трогательным вниманием, почтением окружает его исход в вечность. Есть специальные молитвы, которые можно найти в молитвословах. Существует канон на исход души, который читается, когда человек умирает. Есть молитвы, которые читаются, когда человек долго страдает и не может умереть. И обычно после того, как их прочитают, душа разрешается от тела.
После смерти человека омывают, одевают, полагают во гроб и начинают читать над ним Псалтирь. Совершаются панихиды, потом отпевание в храме. В те времена, когда церковная жизнь была нашему народу близка и знакома, родные старались, чтобы гроб с телом усопшего пробыл хотя бы одну ночь перед погребением в храме. В эту ночь над ним также читали Псалтирь. Обязательно устраивались православные поминки, смысл которых раньше был немного другим. Это была трапеза, на которую приглашались во множестве бедные, неимущие. За ней старались обязательно накормить как можно больше нуждающихся людей, чтобы они помолились о новопреставленном.
— Владыка, нам пришел такой вопрос: есть ли какой-то минимальный список того, что должен сделать православный христианин при смерти близкого человека, а что необязательно?
— Совершенно не обязательна вся та накипь, о которой мы сейчас говорили: занавешивать зеркала, прятать вилки и прочее. Следовать всяким «народным обычаям» ни в коем случае не нужно. И всех этих доморощенных специалистов — соседок-старушек и прочих — надо просто с Богом вежливо провожать.
Обязательно нужно начинать молиться о человеке с момента его кончины — и самим близким, и просить молитв Церкви. Обрядив покойного, опрятав его и положив во гроб, необходимо начинать чтение Псалтири, которое закончится перед погребением. После похорон близким усопшего можно читать Псалтирь девять, сорок дней, полгода — кто как может. Обязательно нужно служить панихиды и поминать усопшего на Божественной литургии. Обычно стараются заказать сорокоуст, то есть поминовение, которое будет совершаться 40 литургий. Это как минимум, а как максимум — можно всю жизнь поминать своих родственников. Здесь все на усмотрение родни — по возможности и по силам.
— Обязательны ли поминки? Нам пишут: «Не всегда с усопшим были хорошие отношения, не всегда боль потери позволяет вынести это действо, да и не все в принципе любят поминки. Можно ли без них обойтись?».
— Видите ли, по своей сути поминки — это призыв к как можно большему количеству людей молиться об усопшем. Кроме того, они имеют и чисто практический смысл. На похороны обычно во множестве собираются родственники и знакомые. Если они верующие, христиане, то они идут в церковь, стоят на Литургии. После Литургии совершается отпевание человека, оно достаточно долгое. Потом все едут на кладбище. Время уже за полдень. А если учесть, что верующие люди приходят на Литургию натощак, то к середине дня все уже голодные и уставшие. Поэтому устроить поминки и пригласить за стол всех, кто пришел проститься с умершим, совершенно естественно. В этом нет ничего предосудительного. Предосудительно, если поминки переходят в попойку и, как иногда бывает, еще и в потасовку. Это, конечно, страшно. Такого не должно быть ни в коем случае. Поэтому Церковь призывает на поминках никогда не употреблять спиртного. Но это, конечно, трудно, поскольку у нас уже прижилась «традиция», в плохом смысле этого слова, поминать водкой. Кто-то, может быть, и начнет возмущаться. Христианину здесь просто нужно проявить мужество, силу воли и отказаться от распития спиртных напитков на поминках и, если это зависит от него, не ставить их на стол.
— Следующий вопрос, Владыка: «Обязательно ли получать прощение у всех знакомых перед их или своей кончиной? Как понять, у кого нужно просить прощения, а у кого нет? С одной стороны, совесть может мучить из-за детских обид, но не будешь же писать всем подряд. Стоит ли на словах просить прощения у близкого родственника, не имея душевных сил в реальности его простить?».
— Думаю, это вопрос от человека, не представляющего себе, что такое христианство. Сам этот вопрос — «а нужно ли просить прощения у этого, а у того, может, и не нужно» — не христианский. Прощать нужно всех, и всех нужно просить о том, чтобы тебя простили.
Мы часто говорим о смирении. Есть замечательные слова об этом преподобного Амвросия Оптинского: смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Вот так и должен жить христианин — ни на кого не гневаясь и никого не прогневляя. Если же это случилось, нужно тут же просить прощения. И ни в коем случае не пытаться рассуждать, достоин или нет человек нашего прощения.
— «Я никак не могу понять,— пишет наш читатель,— почему нельзя кремировать людей. В Греции, например, покойников закапывают, потом из-за нехватки земли их выкапывают и вроде как кремируют. Почему нельзя кремировать сразу, ведь Господь всемогущ и может воскресить всех умерших из любого состояния, как говорится в Православии?»
— Действительно, кремация тел усопших Церковью не благословляется. Прежде всего, позиция Церкви тут основывается на словах Священного Писания: яко земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Человек создан Богом из земли, и по кончине человек также уходит в землю. Запрет на кремацию существовал еще в ветхозаветные времена. Он был установлен в противовес тем языческим верованиям, для которых кремирование было основным видом погребения, начиная от античного Рима и заканчивая восточными экзотическими культами. То есть кремация всегда была не просто каким-то удобным, как иногда сегодня говорят, «гигиеничным» способом погребения, а имела религиозную окраску. Естественно, что народ Ветхого Завета, который призывался не ходить вслед идолопоклонников, не принимал так называемого «огненного погребения» — кремации — как неотъемлемой части языческих верований. И сегодня мы поступаем так же.
Кстати, вспомните, что, когда большевики пришли к власти, крематории стали для них одним из символов нового мира. Многие известные деятели большевизма тоже были заражены оккультизмом, и идею кремации они проталкивали с небывалой настойчивостью. Помните известную фразу из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Ну что, старик, в крематорий пора? — Пора, батюшка, в наш советский колумбарий». Самый первый крематорий в России, в Москве, кстати, был устроен в церкви Донского монастыря. Он так неумеренно расхваливался, рекламировался, что это было самое натуральное беснование. Сам этот факт достаточно показателен и говорит о том, что вопрос кремации лежал далеко не в практической плоскости, а в идеологической, я бы даже сказал, квазирелигиозной. Это из той же серии, что и лжемощи, которые до сих пор находятся на Красной площади.
Что касается Греции — это древний обычай, характерный для всего Средиземноморья. Действительно, через некоторое время костные останки там откапывают и вкладывают в особые помещения — костницы. Они есть и в Западной Европе, и в православных Греции, Румынии, Болгарии. Кремация тут ни при чем. И связано это не с недостатком земли, а с другими обычаями, которые идут со времен античности.
Слава Богу, в России земли много. Поэтому разговоры о том, что у нас не хватает земли для того, чтобы погребать усопших, как минимум недобросовестны.
Господь действительно может воскресить человека из любой субстанции, любого состояния. Если посмотреть на какую-нибудь старинную историческую фреску Страшного Суда, то там, возле трубящих ангелов, обычно в медальонах, изображены сцены, которые подписаны так: «Земля отдает мертвые своя», «Вода отдает мертвые своя», «Огонь…» — и так далее. Ведь люди погибают по разным причинам. Но Господь силен воссоздать каждого человека в воскресение Суда.
— Нас спрашивают: «Люди тратят большие суммы на похороны, памятники и прочее. Можно ли сэкономить на похоронах, сделать по минимуму? Ведь, с одной стороны, человек умер, и его душе важнее молитва, нежели памятник, как мне кажется. С другой стороны, многие хотят почтить память усопших и тратят много средств на это. Как найти разумный компромисс?»
— Действительно, все должно быть разумным. Конечно, огромные мемориалы воздвигать совершенно ни к чему. Очень неприятное впечатление складывается, когда приходишь на кладбище и видишь, что люди кичатся друг перед другом своим богатством даже после смерти близкого, возложив на его могилу неимоверное количество мрамора. Но и совсем не заботиться о месте последнего упокоения наших близких тоже неправильно. Поэтому надо все делать скромно, достойно и прилично, насколько позволяют ваши возможности.
Газета «Православная вера» № 23 (618)
Порядок действий после похорон по православной традиции
Как гласит не каноничная, но очень распространенная традиция, в течение первых сорока дней после смерти человека его душа проходит различные испытания (мытарства) и в это время родным и близким умершего следует почаще молиться о нем. Внешне память об ушедшем традиция предписывает проявлять в сдержанности – причем это касается как одежды, так светской жизни, которую желательно на это время ограничить. Сосредоточившись на молитвенном поминовении усопшего, также можно творить добрые дела – раздавать милостыню, помогать нищим, слабым и убогим. Помимо духовной работы, есть и просто традиционные ритуальные действия, которые можно предпринять родственникам и друзьям умершего.
На третий день
Когда умершего хоронят (обычно это происходит как раз на третий день) и могилу закапывают, поверх нее по традиции принято укладывать венки из цветов, цветочные корзины, букеты и фотографии умершего. У изножья могилы устанавливают крест, сперва деревянный, который затем может быть заменен металлическим или каменным.
По завершению погребения обычно устраивают поминки. Смысл этой ритуально трапезы – сделать доброе дело, угостив всех в память об ушедшем человеке чем-либо вкусным, поэтому на нее можно приглашать и знакомых, и незнакомых людей. Рабочих, закопавших гроб, тоже желательно угостить. Конечно же, при этом желательно молитвенное единение всех участников трапезы, чтобы поминальное угощение не превратилось в пьянку.
Четвертый день после смерти
На следующий день после похорон правильным считается прийти на могилу и в тишине помолиться о душе умершего. Языческие традиции вроде приношения еды лучше все-таки не соблюдать, поскольку от них польза только бродячим животным.
Девятый день после смерти
Когда наступает девятый день после смерти человека, та самая не совсем каноничная православная традиция предписывает пойти в храм и молиться за умершего, поскольку считается, что в этот день его душа, наконец, предстает перед Богом. Близкие люди в этот день возносят молитвы о том, чтобы божий суд был к умершему благосклонен.
Сороковой день
Сороковой по счету день с момента смерти считается очень важным, поскольку, по традиционным представлениям, именно в этот день окончательно решается дальнейшая судьба умершего, и Господь определяет, идти ему в Рай или в Ад. Считается, что к этому моменту душа побывала и в Аду, и в Раю, прошла все испытания, так что готова принять свою дальнейшую судьбу. Считается, что участь, полученная на сороковой день после смерти, не может быть изменена до момента Страшного Суда после Апокалипсиса.
Год после смерти
На первую годовщину смерти традиция считает правильным всем близким умершего собраться у него на могиле и помолиться о его душе, а также помянуть его и устроить трапезу в его честь. Затем подобные посещения можно повторять каждый год.
Поминки после похорон
Поминки не являются православной церковной традицией, однако церковь не осуждает их. Традиционные поминки включают в себя совместную молитву и совместную трапезу. Поминки могут быть устроены по умершему человеку в любой день, однако некоторые дни традиция выделяет особенно.
Третий день
В этот день, когда, как правило, хоронят умершего, его поминают вместе с воспоминанием о воскресении Христа и в честь Святой Троицы. По народным поверьям считается, что первые два дня душа умершего не покидает землю, перемещаясь вместе со своим ангелом-хранителем по памятным местам прошлого, а на третий день начинается ее путь на небеса, к божественному судилищу. Совместной молитвой и общим поминанием живые люди, по традиционным поверьям, помогают умершему начать этот нелегкий путь. Накрывать стал для таких поминок можно где угодно – в доме умершего, на кладбище, при храме, где было отпевание, еще где-то – однако оно должно быть чинным и спокойным.
Девятый день
На девятый день по народной традиции можно собраться и помянуть умершего в честь девяти ангельских чинов, защищающий душу человека перед лицом Бога. Все предшествующие дни умерший, согласно традиции, размышляет над своей прожитой жизнью и в этот день, наконец, предстает перед Богом.
Сороковой день
Считается, что именно через сорок дней после смерти Господь решает, куда отправится душа умершего – в Рай или Ад. Поминальное собрание в этот день возможно и в честь сорокадневного поста Иисуса накануне начала его евангельской проповеди.
В этот день умершего поминают, потому что дата смерти – это его рождение в новой, вечной жизни. К тому же богослужебный цикл тоже имеет длину в один год, и все православные праздники после этой даты идут по новой.
В какие дни посещать могилу умершего
Чтобы прийти на могилу умершего, не требуется особый повод, однако по традиции это следует делать в определенные дни года, связанные с церковными праздниками. приходя на могилу, можно помолиться о упокоении души своими словами или прочесть 90-й псалом и молитву «Отче наш». Также можно осмотреть участок и поправить повреждения в надгробии и ограде, однако главное – это вспомнить теплыми словами покойного. Можно заказать при посещении могилы служение литии или панихиды.
Дни, в которые следует поминать умершего:
Родительские субботы на второй, третей и четвёртой неделе Великого поста
Родительские субботы специально предназначены Церковью для поминания всех умерших родных и близких, особенно родителей. В эти дни следует молиться близких о людях, покинувших этот мир и желательно посетить их могилы.
Мясопустная суббота
Мясопустная неделя нужна в годичном богослужебном цикле, чтобы подготовить людей к началу Великого поста, и она вся должна быть посвящена размышлениям о Страшном Суде. Суббота этой недели служит днем, когда вся Церковь молится о живых и умерших, прося у Господа помиловать их. В народе считается, что поминание в такой день приносит душе на том свете особенно большую пользу.
Троицкая суббота
В этот день, когда вся Христианская Церковь празднует день сошествия Святого Духа на апостолов, после которого началась их проповедь по миру, радуются возможности спасения душ человеческих и живые, и уже умершие люди. Поминание в этот день является светлым размышлением о том, что вся наша земная жизнь есть лишь приготовление к жизни вечной.
Вторник недели о Фоме или Радоница
Так называется вторник второй недели после Пасхи, Светлого Христова Воскресения. В этот день Церковь и все христиане празднуют сошествие Иисуса в Ад и его победу над смертью, так что поминание мертвых в этот день озарено благой вестью о том, что на самом деле они живы. Панихиды в этот день, равно как и во всю Пасхалию, не служатся, но умерших людей священник поминает на Литургиии.
Возможно, вам будет интересно: