вторая часть фауста о чем
«Фауст»: краткое содержание и анализ произведения
Одно из наиболее выдающихся произведений немецкой литературы — «Фауст». Краткое содержание позволяет оценить смысл трагедии и понять ее значение в мировой культуре. Расскажем подробнее о произведении.
«Фауст»: краткое содержание
Чтобы понять трагедию «Фауст» в сокращении, необходимо знать ее структуру. Она состоит из двух частей, написанных и изданных в разное время.
Первая, изданная в 1808 году, представляет собой классическую трагедию. В ее основе лежит европейская легенда о докторе Фаусте, продавшем свою душу ради познания и наслаждений.
Вторая, увидевшая свет в 1832 году, после смерти Гёте, — аллегорическая поэма, состоящая из пяти актов, каждый из которых обладает самостоятельной фабулой.
Действие поэмы происходит в античности и средневековье. Предлагаем ознакомиться с ее кратким пересказом:
«Фауст»: кратко о вступлении
Краткое содержание «Фауст» следует начать с упоминания трех вступительных текстов:
Режиссер предлагает немедля приступать к делу и проводит параллель между театром и мирозданием. По его словам, театр позволяет сойти с небес, спуститься на землю и дальше в ад.
Далее трагедия «Фауст» Гете, читать которую неподготовленному человеку непросто, продолжается знакомством с главным героем.
«Фауст»: события первой части
Фауст у себя в кабинете размышляет о том, что отдал много лет постижению наук, но не чувствует себя удовлетворенным. Похвалы помощника Вагнера его лишь раздражают, и после ухода последнего Фауст посматривает на яды, размышляя о самоубийстве. От мрачных мыслей его спасает звон колоколов. Начинается Пасха.
Утром Фауст с помощником выходит в город. Его почитают за то, что он лечил от многих болезней, не страшился эпидемий и помогал людям. Но признание не воодушевляет доктора. За ним увязывается пудель черного цвета. Придя в лабораторию, Фауст переводит Новый Завет. От занятия его отвлекает пес, который становится Мефистофелем.
Он предлагает познать все возможные наслажденья, поскольку тот долго придерживался «поста», сидя в лаборатории и грызя гранит науки. Герой подписывает договор и преображается. Он молод, красив и готов к приключениям. Фауст и Мефистофель отправляются путешествовать по Лейпцигу. Герою нравится девушка по имени Маргарита, и Мефистофель решает подстроить их встречу.
Маргарита, или Гретхен, — невинная девушка из небольшого городка. Ей пошел 15-й год. Она росла без отца, а недавно похоронила младшую сестру. Простолюдинка влечет героя, и Мефистофель делает так, чтобы Фауст и Маргарита воспылали друг к другу чувствами.
Далее по нарастающей развивается действие в трагедии Гете «Фауст». Краткое содержание продолжают такие события:
Так заканчивается первая часть трагедии «Фауст». Краткое содержание второй части начинает сцена во дворце императора.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC
«Фауст»: краткое содержание второй части
Казна опустела, и правитель не знает, как ее пополнить. Мефистофель, который прикидывался шутом, советует выпустить ценные бумаги. Их залогом будут служить недра. Мефистофель уверяет, что в земле много золота. Когда оно будет найдено, вложения себя окупят. Население покупает ценные бумаги, а Фауста и Мефистофеля чтят как чародеев.
«Фауст», краткий пересказ второй части которого состоит из отдельных эпизодов, продолжает история о знакомстве героя и Елены. Мефистофель дает Фаусту ключ, позволяющий попасть в мир к героям и языческим богам. Так персонаж оказывается на балу Елены и Париса.
Присутствующие критикуют недостатки внешности Елены, но для Фауста она является воплощением самой красоты. Он не в силах удержать ее образ, но становится одержим идеей отыскать Елену, пройдя сквозь эпохи.
Фауст ненадолго возвращается в собственную лабораторию, где Вагнер создал существо, называемое Гомункулом. Ученый уверен, что это лучший способ воспроизводства людей, но существо страдает от двойственности своей природы.
Герой находит Елену, и от их связи рождается Эвфорион — гениальный ребенок, который не хочет оставаться на земле и быть зрителем, а намерен бороться со стихиями и растворяется в воздухе. Вскоре исчезает и Елена.
Пересказывая произведение «Фауст» кратко, следует упомянуть о возвращении героя в родное средневековье. Здесь Мефистофель предлагает герою множество способов прославиться, но тот их все отвергает. У него появляется замысел построить плотину, чтобы отнять для людей у моря часть суши.
Перед тем они помогают императору, которому посоветовали выпустить ценные бумаги, расправиться с восставшими врагами.
Герой стареет и слепнет. Он уже не способен видеть света, но слышит звуки лопат. Они предают ему энергию, и он требует от рабочих энергичнее строить плотину. Фауст не знает, что это не рабочие, а духи роют для него могилу по приказу Мефистофеля.
«Фауст», содержание которого заканчивается финальным монологом героя, содержит ценные для читателя выводы. Герой утверждает, что ни власть и слава, ни богатство и женщины не придают существованию того смысла, который дает работа на общее благо.
Фауст умирает, но его душа не достается Мефистофелю. Ее на небо забирают ангелы, где проводником героя в рай становится Маргарита.
Фото: uk.m.wikipedia.org: UGC
«Фауст»: анализ произведения
Поэму «Фауст» Гете писал на протяжении всей жизни: он начал работу в 20-летнем возрасте, а закончил перед самой смертью. Она считается одним из лучших образцов немецкой поэзии.
Вот на какие моменты при анализе произведения обращают внимание специалисты:
Известно, что первый вариант произведения Гёте написал в первой половине 1770-х годов. Он содержал 1441 рифмованную строку. Оригинал не сохранился, но в 1886 году была найдена копия. Первый фрагмент произведения был опубликован в 1790-м по предложению Шиллера.
Первая часть труда появилась в начале 1800-х, а вторую Гёте закончил в 1831 году, незадолго до смерти. В завещании писатель указал, что произведение должно быть издано, когда его не станет. Поэтому вторая часть трагедии вышла в 1832 году.
Трагедия «Фауст» многие годы вызывает разногласия философов и литературных критиков по поводу ключевой идеи, которую автор вложил в произведение. Большинство исследователей сходятся во мнении, что главной темой произведения являются размышления о смысле человеческой жизни.
Она раскрывается через сюжеты об искушении дьяволом, убийстве ребенка, создании искусственного человека, преступлении и расплате за него, злодействе, сделанном ради общего блага.
Герой одержим идеей абсолютного знания, поэтому еще одной важной темой произведения является цена, которую ученый платит за исследования. Фауст ради знания готов продать душу.
«Фауст», сюжет которого меняется от части к части, является произведением многослойным. Оно приспособлено для постановки в театре.
Первая часть написана как классическая трагедия. В практике театральных постановок сложилась традиция, что актеры, играющие в прологе, исполняют ключевые роли и в пьесе. Так перед зрителем предстают: Режиссер — он же Бог, Актер — Мефистофель и Поэт — Фауст.
В первой части есть все элементы трагедии:
Вторая часть имеет более сложную композицию. Акты представляют собой набор аллегорий и загадок, оставляющих пространство для интерпретации. Действие в ней развивается нелинейно, герои попадают из средневековья в античность и обратно.
Главным героем произведения является Фауст, о чем свидетельствует название и содержание. В европейской культуре легенда о Фаусте существовала задолго до Гёте, но благодаря его пьесе обрела новое звучание. В ранних источниках участь героя печальна. Дьявол его уносил в ад.
У Гёте Фауст стал фигурой трагической, способной жертвовать собой ради познания и желающий принести пользу людям. Спустя столетие после публикации «Фауста» Освальд Шпенглер назовет европейскую культуру фаустовской — духовной, стремящейся к познанию и истине, несмотря на цену, которую придется за них заплатить.
В начале произведения персонаж не ценит того, что уже имеет. Он уважаемый врач, которого почитают за заслуги перед людьми. Он занимается любимым делом, но все равно недоволен жизнью, чувствует ее неполноценность. Фауст переводит Новый Завет, но не осознает ценности веры. От самоубийства его спасает колокольный звон, затем он становится свидетелем того, как раскаяние спасло душу Маргариты, и сам оказывается спасенным, несмотря на контракт с Мефистофелем.
Первый смог добиться расположения Фауста, явившись в образе студента и показав, что интеллектом он не уступает герою. А затем появился в образе богатого господина, предложив земные удовольствия, которыми Фауст пренебрегал в обычной жизни.
В первой части герой совершает злодеяние — соблазняет девушку, становится причиной смерти ее матери и брата. Поступок Маргариты впечатляет его, но во второй части он продолжает свои поиски, совершая новые преступления. Ради строительства плотины губит жизни двух стариков. В его представлении общее благо важнее отдельных жизней.
Спасение души Фауста в конце является одним из наиболее спорных моментов произведения. Оно порождает множество споров о фигуре героя. Но это и делает произведение интересным.
Фото: flickr.com: UGC
«Фауст» — одно из наиболее значительных произведений не только немецкой, но и мировой литературы. Вопросы, которые поставил автор, не утратили свое значение за прошедшие столетия.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Краткое содержание «Фауст»
Всего получено оценок: 4399.
О произведении
Трагедия И. В. Гете «Фауст» была написана в 1774 – 1831 годах и относится к литературному направлению романтизм. Произведение является главным трудом писателя, над которым он работал на протяжении почти всей своей жизни. В основе сюжета трагедии лежит немецкая легенда о Фаусте, известном чернокнижнике XVI века. Особое внимание привлекает композиция трагедии. Две части «Фауста» противопоставляются: в первой изображены отношения доктора с духовно чистой девушкой Маргаритой, во второй – деятельность Фауста при дворе и брак с античной героиней Еленой.
Прочитать краткое содержание «Фауста» Гете по главам будет полезно ученикам и студентам при подготовке к проверочным работам по литературе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.
Место и время действия
События трагедии происходят в античности и в средневековье (XVI век) в Германии, в самых разных местах: небеса, кабинет Фауста, город, в котором живёт Фауст.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Посвящение
В открывающем трагедию «Посвящении» к автору являются «изменчивые тени» прошлого, он вспоминает своих друзей молодости, благодарит за то, что они были рядом.
Театральное вступление
Директор театра советует ему отойти от привычного стиля и более решительно приступать к делу – «по-свойски расправляться» с поэзией, тогда его произведения будут действительно интересны людям. Директор предоставляет Поэту и Актеру все возможности театра, чтобы:
Пролог на небе
Часть первая
Тесная готическая комната. Фауст сидит без сна за книгой. Доктор размышляет:
Размышления доктора прерывает неожиданно вошедший в комнату его ученик Вагнер. Во время беседы с учеником Фауст объясняет: люди на самом деле ничего не знают о древности. Доктора возмущают самонадеянные, глупые мысли Вагнера, что человек уже дорос до того, чтобы познать все тайны мирозданья.
У ворот
Рабочая комната Фауста
Мефистофель посмеивается над человеческими слабостями, словно зная, какие мысли мучат Фауста. Вскоре дьявол собирается уйти, но его не пускает начертанная Фаустом пентаграмма. Дьявол с помощью духов усыпляет доктора и, пока тот спит, исчезает.
Второй раз Мефистофель явился к Фаусту в богатой одежде: в камзоле из карамзина, с накидкой на плечах и петушиным пером на шляпе. Дьявол уговаривает доктора покинуть стены кабинета и уйти с ним:
Фауст соглашается и подписывает договор кровью. Они отправляются в путешествие, летя прямо по воздуху на волшебном плаще дьявола.
Погреб Ауэрбаха в Лейпциге
Мефистофель и Фауст присоединяются к компании веселящихся гуляк. Дьявол угощает пьющих вином. Один из гуляк проливает напиток на землю и вино загорается. Мужчина восклицает, что это адское пламя. Присутствующие бросаются на дьявола с ножами, однако он наводит на них «дурман» – людям начинает казаться, что они в прекрасном краю. В это время Мефистофель с Фаустом исчезают.
Кухня ведьмы
Улица
Фауст, увидев на улице Маргариту (Гретхен), поражен ее красотой. Доктор просит Мефистофеля свести его с ней. Дьявол отвечает, что только что подслушал ее исповедь: она невинна, как маленький ребенок, поэтому у нечистой силы нет над ней власти. Фауст ставит условие: либо Мефистофель устраивает сегодня их свидание, либо он расторгнет их договор.
Вечер
Маргарита размышляет о том, что многое бы отдала, чтобы узнать, кем был тот встретившийся ей мужчина. Пока девушка уходит из своей комнаты, Фауст и Мефистофель оставляют ей подарок – шкатулку с драгоценностями.
На прогулке
Мать Маргариты отнесла подаренные драгоценности к священнику, так как поняла, что это подарок нечистой силы. Фауст распоряжается подарить Гретхен что-то другое.
Дом соседки
Маргарита рассказывает соседке Марте, что обнаружила у себя вторую шкатулку с драгоценностями. Соседка советует ничего не говорить о находке матери, начиная надевать украшения постепенно.
Лесная пещера
Фауст скрывается от всех. Мефистофель рассказывает доктору, что Маргарита очень сильно по нему тоскует и боится, что Генрих остыл к ней. Дьявола удивляет, что Фауст так просто решил отступиться от девушки.
Сад Марты
Фауст дает Маргарите пузырек со снотворным, чтобы она могла усыпить свою мать, и им удалось в следующий раз побыть наедине дольше.
Ночь. Улица перед домом Гретхен
Валентин, брат Гретхен, решает расправиться с возлюбленным девушки. Юноша огорчен тем, что она навлекла на себя стыд связью без брака. Увидев Фауста, Валентин вызывает его на поединок. Доктор убивает юношу. Пока их не заметили, Мефистофель и Фауст скрываются, уезжают из города. Перед смертью Валентин наставляет Маргариту, говоря, что девушка должна беречь свою честь.
Собор
Гретхен присутствует на церковной службе. Позади девушки злой дух нашептывает ей мысли о том, что Гретхен виновна в смерти матери (не проснувшейся от снотворного зелья) и брата. Кроме того, все знают, что девушка носит под сердцем ребенка. Не выдерживая навязчивых дум, Гретхен падает в обморок.
Вальпургиева ночь
Фауст и Мефистофель наблюдают за шабашем ведьм и колдунов. Прогуливаясь вдоль костров, они встречают генерала, министра, разбогатевшего дельца, писателя, ведьму-старьевщицу, Лилит, Медузу и других. Неожиданно одна из теней напоминает Фаусту Маргариту, доктору привиделось, что девушка обезглавлена.
Пасмурный день. Поле
Мефистофель рассказывает Фаусту, что Гретхен долго нищенствовала и теперь попала в тюрьму. Доктор в отчаянии, он упрекает в случившемся дьявола и требует, чтобы тот спас девушку. Мефистофель замечает, что это не он, а сам Фауст загубил Маргариту. Однако, подумав, соглашается помочь: дьявол усыпит смотрителя, а после унесет их подальше. Завладеть же ключами и вывести Маргариту из темницы придется самому Фаусту.
Тюрьма
Часть вторая
Акт первый
Императорский дворец. Маскарад
Мефистофель в образе шута предстает перед императором. В тронной зале начинается Государственный совет. Канцлер сообщает, что страна находится в упадке, у государства недостаточно денег.
Сад для гулянья
Дьявол помог государству решить проблему безденежья, провернув аферу. Мефистофель пустил в оборот ценные бумаги, залогом которых стало находящееся в недрах земли золото. Сокровище когда-то будет найдено и покроет все расходы, но пока одураченные люди расплачиваются акциями.
Темная галерея
Фауст, представший при дворе в роли кудесника, сообщает Мефистофелю, что обещал императору показать античных героев Париса и Елену. Доктор просит дьявола помочь ему. Мефистофель дает Фаусту ключ-направитель, который поможет доктору проникнуть в мир языческих богов и героев.
Рыцарский зал
Придворные ожидают появления Париса и Елены. Когда появляется древнегреческая героиня, дамы начинают обсуждать ее недостатки, однако Фауст очарован девушкой. Перед зрителями разыгрывается сцена «похищения Елены» Парисом. Потеряв самообладание, Фауст пытается спасти и удержать девушку, но духи героев внезапно испаряются.
Акт второй
Готическая комната
Фауст лежит в своей старой комнате без движения. Студент Фамулус рассказывает Мефистофелю, что ставший теперь известным ученым Вагнер все еще ожидает возвращения своего учителя Фауста, а сейчас находится на пороге великого открытия.
Лаборатория в средневековом духе
Гомункул советует Мефистофелю отнести Фауста на празднество Вальпургиевой ночи, а затем улетает вместе с доктором и дьяволом, покинув Вагнера.
Классическая Вальпургиева ночь
Мефистофель опускает Фауста на землю, и он, наконец, приходит в себя. Доктор отправляется на поиски Елены.
Акт третий
Перед дворцом Менелая в Спарте
Высаженная на берег Спарты Елена узнает от ключницы Форкиады, что царь Менелай (муж Елены) послал ее сюда в качестве жертвы для жертвоприношения. Ключница помогает спастись героине от смерти, помогая сбежать в соседний замок.
Внутренний двор замка
Елену приводят в замок Фауста. Он сообщает, что царице теперь принадлежит все в его замке. Фауст направляет свои войска против идущего на него с войной желающего отомстить Менелая, а сам с Еленой укрывается в подземном мире.
Акт четвертый
Горная местность
Фауст просит помощи у Мефистофеля. Неожиданно раздаются звуки войны. Дьявол объясняет, что император, которому они ранее помогли, попал в тяжелое положение после раскрытия обмана с ценными бумагами. Мефистофель советует Фаусту помочь монарху вернуться на престол, за что в награду он сможет получить берег моря. Доктор и Дьявол помогают императору одержать блестящую победу.
Акт пятый
Открытая местность
К старикам, любящей супружеской паре Бавкиде и Филемону наведывается странник. Когда-то старики ему уже помогли, за что он им очень благодарен. Бавкида и Филемон живут у моря, рядом находится колокольня и раскинулась липовая роща.
Дворец
Состарившийся Фауст возмущен – Бавкида и Филемон не соглашаются покинуть берег моря, чтобы он мог воплотить в жизнь свою идею. Их дом находится именно на том месте, которое теперь принадлежит доктору. Мефистофель обещает разобраться со стариками.
Глубокая ночь
Дом Бавкиды и Филемона, а с ним липовая роща и колокольня были сожжены. Мефистофель сообщил Фаусту, что они пытались выгнать стариков из дома, но те от испуга умерли, а гость, сопротивляясь, был убит слугами. Дом же загорелся случайно от искры. Фауст проклинает Мефистофеля и слуг за глухоту к его словам, так как он желал справедливого обмена, а не насилья и разбоя.
Большой двор перед дворцом
Мефистофель приказывает лемурам (замогильным призракам) рыть могилу для Фауста. Ослепший Фауст слышит стук лопат и решает, что это рабочие воплощают в жизнь его мечту:
Положение в гроб
Мефистофель ожидает, когда дух Фауста покинет тело, и он сможет представить ему их договор, подкрепленный кровью. Однако появляются ангелы и, оттиснув бесов от могилы доктора, уносят бессмертную сущность Фауста в небо.
Заключение
Трагедия И. В Гете «Фауст» является философским произведением, в котором автор размышляет над вечной темой противостояния в мире и человеке добра и зла, раскрывает вопросы познания человеком тайн мира, самопознания, затрагивает важные в любые времена вопросы власти, любви, чести, справедливости и многие другие. В наши дни «Фауст» считается одной из вершин немецкой классической поэзии. Трагедия входит в репертуар ведущих театров мира, была много раз экранизирована.
Рекомендуем ознакомиться не только с кратким пересказом «Фауста», но и прочесть великую трагедию в полном варианте.
Тест по произведению
После прочтения краткой версии трагедии – попробуйте пройти тест:
И. В. Гёте «Фауст»: краткое содержание
Романтическое сочинение Гете «Фауст» было написано в период с 1774 по 1831 год, впоследствии стало считаться наиболее значительным в творчестве писателя. Работе над ним была посвящена большая часть жизни автора.
Основу сюжета произведения Гете составила легенда о Фаусте – чернокнижнике, согласившемся на сделку с дьяволом. Композиция трагедии состоит из двух частей: в первой описываются события периода Средневековья, во второй – действие перенесено в античные времена.
Герои трагедии «Фауст»:
Краткое содержание трагедии «Фауст»
Посвящение
Автор с благодарностью вспоминает молодость, любимых и друзей, тех, чей круг был тесен, но с годами распался.
Театральное вступление
Оживленный разговор между Директором театра, Поэтом и Актером возник на почве обсуждения проблем творчества, значения искусства в жизни.
Пролог на небе
К Господу приходит Мефистофель и осуждает людей, которые были созданы разумными, но подвержены диким животным страстям. Господь интересуется у Мефистофеля, знает ли тот Фауста. Собеседник отвечает утвердительно и готов биться об заклад, что ввергнет его душу в пучину искушений. Господь принимает вызов, он уверен, что интуиция ученого не подведет, и тот выдержит испытания.
Часть первая
В толпе гуляющих Вагнера и Фауста окликает человек и благодарит доктора за содеянное добро, за то, что тот подсказал, как победить чуму. Неожиданно к наставнику и его ученику прибивается черный пудель.
Фауст решает оставить собаку у себя. Животное оборачивается Мефистофелем в образе студента. После философского разговора гость не может уйти из-за начертанной внутри жилища пентаграммы. Тогда мнимый студент усыпляет доктора и исчезает. Повторно визитер является в облачении богатого торговца, уговаривая Фауста покинуть дом и предаться различным утехам. Искуситель обещает поразить воображение Фауста. Если наслаждение захватит настолько, что захочется задержать это мгновенье, то нужно просто сказать об этом – и Фауст станет добычей дьявола. Сделка подписывается на бумаге и закрепляется кровью. Далее они отправляются летать на дьявольском плаще.
Оба странника затесываются в компанию гуляк, которым Мефистофель предлагает отведать вина. Один из них опрокидывает чашу, напиток проливается на землю и воспламеняется. Все понимают, что перед ними адское пламя и кидаются на Мефистофеля с ножами, но тот дурманит их сознание. Воспользовавшись моментом, Мефистофель и Фауст ретируются.
Путешественники попадают в логово ведьмы. Фауста не отпускают навязчивые мысли. Дьявол уверяет, что от грустных дум может отвлечь работа. По его просьбе ведьма варит для Фауста зелье, после приема которого он обретает молодость.
Фауст случайно встречает Маргариту и влюбляется в нее. Он умоляет Мефистофеля свести его с девушкой. Дьявол говорит, что она невинна, а потому у него нет над ней власти. Фауст заявляет, что если Мефистофель не устроит свидание, то он расторгнет договор.
Маргарите тоже приглянулся уличный незнакомец. Фауст и Мефистофель проникают в жилище девушки и оставляют шкатулку с драгоценностями в подарок.
Матушка Маргариты относит драгоценности в храм, поскольку догадывается об их нечистом происхождении. Фауст решает преподнести подарок Гретхен повторно.
Маргарита признается соседке Марте о новых дарах. Та рекомендует об этом не говорить матери. К Марте заявляется Мефистофель и приносит весть о смерти ее супруга. Марта требует документального подтверждения. Мефистофель заверяет, что вернется с другом, который подтвердит печальное известие. Заодно он просит Гретхен задержаться.
Наедине с Фаустом Маргарита рассказывает о себе, потом гадает на цветке. Доктор признается девушке о своих чувствах.
В дальнейшем Фауст избегает встреч с любимой. Мефистофель передает тому, как Маргарита тоскует.
Маргарита подозревает Мефистофеля в недобрых замыслах. Фауст передает Маргарите склянку со снотворным для усыпления матери, чтобы при следующей встрече им удалось бы побыть наедине подольше. От переизбытка лекарства женщина умирает.
Брат Маргариты застает влюбленных и намерен поквитаться с возлюбленным девушки, его берет досада, что та решилась на греховную связь. Во время поединка Фауст убивает соперника и покидает город.
Во время церковной службы злой дух внушает Гретхен мысли о том, что она виновата в гибели матери, брата, в зачатии внебрачного ребенка. Не выдержав, женщина теряет сознание.
Фауст и Мефистофель присутствуют на шабаше ведьм. Прогуливаясь среди костров и мифических персонажей, ученому привиделась тень обезглавленной Маргариты.
Фауст узнает, что Гретхен находится в тюрьме. Доктор просит Мефистофеля выручить ее. Мефистофель сначала отказывается, но затем соглашается усыпить надзирателя, а дальше Фауст должен действовать самостоятельно.
Доктор, очутившись в темнице, видит, что Маргарита как-то странно себя ведет. Он понимает, что девушка лишилась рассудка. Маргарита принимает возлюбленного за палача и просит отложить казнь до рассвета. Фауст объясняет, кто он. Девушка обрадована и одновременно бредит, прося доктора похоронить ее и погибших родственников. Перед смертью Маргарита касается в грехах, и Бог ее прощает.
Часть вторая
Акт первый
Мефистофель в личине шута предстает перед императором. Канцлер объявляет, что в казне пусто.
Дьявол помогает правителю обзавестись деньгами с помощью распространения среди подданных акций под залог золота в недрах.
Фауст в образе кудесника обещает императору показать Париса и Елену. Мефистофель передает Фаусту ключ, благодаря которому доктор может очутиться в античном мире.
Придворные ждут зрелища. Когда это происходит, Фауст влюбляется в красавицу Елену. Зрители видят сценку похищения девушки Парисом. Фауст пытается помешать этому, но духи героев исчезают.
Акт второй
Фауст находится у себя и слушает рассказ одного из студентов об успехах его научного последователя Вагнера.
Вагнер мечтает создать особого человека. Дьявол помогает Вагнеру, и из колбы зарождается Гомункул – существо с двойственной натурой.
Во время праздника Вальпургиевой ночи Фауст приходит в себя и отправляется на поиски Елены.
Акт третий
Елена узнает, что ее готовятся принести в жертву. Ключница помогает девушке, спрятав в замке Фауста.
Елену встречает сам владелец замка. Он отправляет войска на битву с царем Менелаем, а сам с Еленой скрывается в подземном мире. Через некоторое время у влюбленных появляется сын Эвфорион. Подросший мальчик одержим идеей достичь небес одним прыжком. Взобравшись на вершину скалы, Эвфорион прыгает и разбивается. Безутешная мать прощается с Фаустом и растворяется в воздухе. В руках мужчины остаются одежды Елены, которые становятся облаками, уносящими доктора прочь.
Акт четвертый
Фауст подплывает к скале и сетует на нехватку душевной чистоты. Вскоре туда же прилетает Мефистофель. Вместе они помогают императору вернуть престол, а в награду Фауст получает кусок побережья.
Акт пятый
К престарелым супругам приходит странник, которому они уже однажды помогли.
Фауст не в силах уговорить стариков покинуть берег моря, отныне принадлежащий ему одному. Мефистофель обещает решить это дело.
Дом супружеской пары сожжен, хозяева умерли, а их гость убит слугами. Фауст проклинает Мефистофеля, ведь ему хотелось все сделать по справедливости.
Мефистофель приказывает вырыть могилу для Фауста. Ослепший доктор слышит стук лопат и решает, что воплощается его мечта – ведется постройка плотины. Предвосхищая эту прекрасную картину, Фауст умирает.
Мефистофель ожидает, когда он сможет воспользоваться договором. Однако ангелы уносят бессмертную душу ученого на небо.