вступительные экзамены композиция что это
Особенности вступительного испытания по композиции
Для поступающих на специальности:
«Дизайн (по отраслям)»
«Дизайн (Дизайн костюма)»
«Дизайн (Рекламная графика)»
Форма проведения профессионального испытания – предоставление электронного портфолио (просмотр) на платформе, определенной для проведения вступительного испытания.
Все фото загружаемых в портфолио работ должны быть выполнены при хорошем освещении, без геометрических искажений. Учитывается и общее художественное впечатление от портфолио.
Портфолио должно содержать:
Количество работ: 2-3
Формат: А4
Техника исполнения: чёрно-белая графика (монохромная графика)
Материалы: бумага для черчения, графический карандаш, гелиевая ручка, маркер, линер, линейка, угольник, циркуль, ластик.
Требования:
Абитуриент должен предоставить работы, содержащие чёрно-белые графические плоскостные композиции из геометрических фигур с применением декоративной проработки. Для оформления каждой работы в листе формата А4, необходимо расположить рабочее поле 100*150 мм, в данном рабочем поле требуется разместить композицию из геометрических фигур.
Абитуриенту необходимо выбрать и выполнить два-три из следующих заданий:
1. Создать композицию, состоящую из двух прямоугольников, одного квадрата, двух кругов, одного прямоугольного треугольника.
2. Создать композицию, состоящую из одного квадрата, одного прямоугольника, двух равнобедренных треугольников, двух кругов.
3. Создать композицию, состоящую из трех равносторонних треугольников, двух прямоугольников, двух кругов.
4. Создать композицию, состоящую из двух квадратов, одного круга, трех произвольных треугольников.
5. Создать композицию, состоящую из трех квадратов, трех кругов, двух произвольных треугольников.
При выполнении и загрузке фото работы необходимо указать номер выбранного задания.
Работы должны демонстрировать знание абитуриентом основных признаков гармоничной композиции, понимание принципов формирования композиционного центра, баланса масс, осведомленность абитуриента о методах создания различных видов композиции.
В работах необходимо отразить умение грамотно применять различные графические приемы, способность четко следовать заданному условию поставленной задачи, мыслить логически. Кроме того, работа должна отражать креативность мышления абитуриента, сохранять оригинальность (не содержать плагиата т.е. очевидного копирования существующих работ).
В работе необходимо продемонстрировать грамотную работу с инструментами, аккуратность выполнения.
При выполнении работ следует учитывать следующие рекомендации:
Максимальное количество баллов – 100.
Максимальное количество баллов
Соответствие условию экзаменационного задания
Оригинальность выполненной работы
Знание законов построения гармоничной композиции:
— характер взаимодействия геометрических фигур
— масштабные соотношения геометрических фигур
— соблюдение ритма в композиции и др.
Наличие композиционного центра
Владение приемами декоративного оформления композиции
Поступаем в художественный ВУЗ: чего ожидать от творческих испытаний?
Перед творческим конкурсом проводится консультация, на которой абитуриентам разъясняется порядок и процедура проведения вступительных экзаменов. Все этапы конкурса проходят в экзаменационных аудиториях в форме выполнения практических заданий.
И несмотря на то, что дополнительные испытания каждый вуз проводит самостоятельно, требования в разных вузах отличаются незначительно – в основном только тематиками экзаменационных заданий и отводимым временем на их выполнение. Это объясняется тем, что все они занимаются подготовкой студентов на одни и те же специальности.
В серьезных художественных вузах и колледжах для допуска к экзаменам Предметная комиссия проводит собеседование с абитуриентом, который должен принести на предварительный просмотр свои оригинальные творческие работы (портфолио) по каждому виду экзамена в соответствии с выбранным профилем – специализацией обучения или направлением своей подготовки.
Как правило, в такое портфолио входят рисунки (натюрморты с геометрическими телами, драпировкой и гипсовым орнаментом или капителью), станковая или другая живопись (натюрморт в цвете с натуры из 4-5 бытовых предметов или фруктов с драпировками при искусственном освещении) и выполненные в любой технике тематические композиции (плоскостная фронтальная, объемно-пространственная).
Организация проведения вступительных испытаний
На вступительных экзаменах требуется выполнить определенные задания за ограниченное время. Творческий экзамен проводится в течение нескольких дней. Для каждой части экзамена устанавливается свой график сдачи и продолжительность.
Процесс рисования или живописи на экзаменах – это всегда напряжение, стресс и страх от ожидания результатов и итогов. Следует заранее отработать навыки концентрированной работы, чтобы без излишней суеты и спешки грамотно выполнить экзаменационное задание, сохранив свои нервы и силы на следующие испытания.
Все места (мольберты и табуреты) в экзаменационной аудитории заранее нумеруются, а каждому абитуриенту перед началом экзамена предлагают по принципу жребия определить свое место. Перемещение оборудованных экзаменационных мест не допускается.
Работы по каждому экзаменационному предмету оцениваются отдельно по 100-балльной шкале. Полученные по предметам оценки суммируются и определяется среднее значение экзаменационной оценки.
В момент зачисления на обучение Предметная комиссия результатам творческого экзамена придает наибольшее предпочтение – они являются определяющими, а полученные по другим предметам баллы ЕГЭ зачастую лишь сравниваются с минимально допустимыми для приема в вузы.
Вузы заранее объявляют минимальный проходной балл по творческому экзамену, который начинается от 55 и возрастает по мере престижности вуза.
Экзаменационная оценка определяется на совместном закрытом индивидуальном просмотре всех работ абитуриентов Предметной (экзаменационной) комиссией при коллективном обходе и обсуждении. В редких случаях экзамен и оценка творческих работ проводится на условиях анонимности абитуриентов – перед началом экзамена они самостоятельно выбирают секретный пароль, под которым будут сдавать экзамены.
Экзаменационные работы после проверки абитуриентам не выдаются. Обсуждение итоговых результатов, разъяснение поступающим достоинств и недостатков их экзаменационных работ не проводится. Апелляции принимаются на следующий день после опубликования результатов экзаменов.
Экзаменационные задания и критерии оценивания работ
Приглашаем в Центр художественной подготовки
Художественная подготовка абитуриентов Программы по основам рисунка и живописи, подготовка к вступительным экзаменам, профориентационная программа
В зависимости от выбранной специальности и профиля обучения, т.е. специализации подготовки студента, испытания проводятся по 2-4 предметам. Так, при поступлении на Архитектуру чаще всего сдают Рисунок и Живопись, а на Дизайн костюма – 4 предмета (рисунок, живопись, композицию и письменный экзамен или собеседование по «Истории искусства и культуры»).
На экзамене по Рисунку поступающий должен графитным карандашом нарисовать натюрморт на одну из заданных тем. Чаще всего предлагают изобразить:
Поступающий должен иметь с собой:
Бумагу (ватман, формат А2 или А3). Зажимы или Кнопки канцелярские. Карандаши простые графитные. Акварельные или гуашевые краски. Кисти №№ 3, 6 и 10. Бумага для палитры и паспарту. Ластик.
Вступительные экзамены Композиция
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Цель экзамена – выявление способностей и склонностей абитуриентов к творческой и проектной деятельности.
Задание: создание двух композиций, с использованием заданных элементов по темам: «Технический объект», «Декоративный узор», «Человек», «Пейзаж», «Формальная композиция».
Темы композиций определяет комиссия перед экзаменом.
Для практического исполнения композиций по выбранной тематике всем абитуриентам выдается по 2 листа бумаги формата А-4, на тыльной стороне которых проставлен штамп приемной комиссии университета. На лицевую сторону предварительно нанесена печатным способом общая для всех система различных по расположению, величине, конфигурации линий. В системе этих линий абитуриент должен найти художественно-графические средства для интерпретации выбранной темы.
Все экзаменационные работы выполняются простым грифельным карандашом с применением любых технических приемов, с использованием различных видов и форм стилизации и графической условности изображений. Важно, чтобы все это соответствовало общему проектно-творческому замыслу и художественно-композиционному воплощению смысловой интерпретации предметного содержания избранной темы.
Экзамен проводится в один день в течение 5 академических часов:
Выбор тематики, обдумывание и творческий поиск вариантов образного решения – 1 час;
Графическое исполнение первой композиции – 2 часа;
Графическое исполнение второй композиции – 2 часа.
Работы оцениваются по следующим критериям:
1. соответствие морфологии элементов и графической структуры изображения в целом особенностям объективного содержания избранной темы – 3 балла;
2. логическая обоснованность и визуальная органичность включения заданной системы линий в общую структуру композиционного решения – 3 балла;
3. соответствие работы общим принципам художественно-композиционной организации изобразительного материала на плоскости – 2 балла;
4. необходимая и достаточная степень проработки элементов композиции и графическая культура её исполнения в целом – 1 балл;
5. оригинальность проектно-творческого замысла и адекватность его наглядно-образного воплощения в характере построения композиции – 1 балл.
Максимальное количество баллов, которое студент может получить за каждую работу – 10 баллов.
При подведении итогов баллы переводятся в оценки:
10 баллов – отлично
9 баллов – очень хорошо
7 баллов – посредственно
6 баллов – удовлетворительно
4 балла – неудовлетворительно
2 балла – очень плохо
1 балл – совершенно плохо
Оценки за первую и вторую композицию суммируются, и выставляется средняя оценка.
Рекомендуемая литература:
При подготовке к экзамену настоятельно рекомендуется посещать художественные студии или пройти подготовку по рисунку.
На экзамене при себе иметь: карандаши грифельные (HB, B, 2B, 4B и т. д.), ластик, разрезанный по диагонали.
Использование линейки не допускается.
ПРИМЕРЫ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ ПРОШЛЫХ ЛЕТ
В данном разделе приведены примеры экзаменационных работ прошлых лет, для того чтобы наглядно продемонстрировать, как применяются критерии оценивания, приведенные в описании экзамена по «Композиции».
Повторение данных работ или отдельных узнаваемых элементов на вступительном экзамене в 2010 году будет оценено неудовлетворительно.
ТЕМА: ПЕЙЗАЖ
Избранное композиционное и графическое решение соответствует заданной теме.
2. Логическая обоснованность и визуальная органичность включения заданной системы линий в общую структуру композиционного решения – 3 балла;
Линии органично включены в представленное композиционное решение.
В данной композиции все элементы органично связаны между собой; ясно обозначен композиционный центр, композиция в достаточной степени выразительна.
Все элементы проработаны в достаточной степени для выполнения поставленной задачи.
Данная работа может рассматриваться как оригинальная в плане выбранной техники исполнения.
ИТОГО: 10
Примеры удачных композиционных решений
Примеры неудачных работ
ТЕМА: ПОРТРЕТ
Данную работу невозможно трактовать как портрет, так как отсутствуют характерные для портрета акценты на психологических, социологических или профессиональных качествах изображаемого субъекта.
2. Логическая обоснованность и визуальная органичность включения заданной системы линий в общую структуру композиционного решения – О баллов.
Линии не органично включены в представленное композиционное решение. Об этом свидетельствуют две поперечные линии, которые ни композиционно, ни графически не обоснованы.
В данной композиции все элементы связаны между собой; присутствует композиционный центр, композиция в достаточной степени выразительна.
Все элементы проработаны в достаточной степени для выполнения поставленной задачи.
Данная работы может рассматриваться как оригинальная.
ИТОГО: 4 балла
ТЕМА: ПОРТРЕТ
Не возникает никаких сомнений в том, чтобы рассматривать данную работу как потрет.
2. Логическая обоснованность и визуальная органичность включения заданной системы линий в общую структуру композиционного решения – О баллов.
Линии не органично включены в представленное композиционное решение. Об этом свидетельствуют смещенные губы, линия в области носа никак не участвует в композиции.
В данной композиции все элементы связаны между собой; присутствует композиционный центр, однако, композиция не выразительна.
Все элементы проработаны в достаточной степени для выполнения поставленной задачи.
5. оригинальность проектно-творческого замысла и адекватность его наглядно-образного воплощения в характере построения композиции – 0 баллов.
В данной работе нет ни оригинального решения темы, ни композиционного, ни графического решения.
Особенности сдачи вступительных испытаний на Графический дизайн
Поступающие на направление подготовки 54.03.01 «Дизайн» («Графический дизайн мультимедиа») сдают два внутренних вступительных испытания, оцениваемые по 100-бальной шкале:
Из этой статьи вы узнаете о том, как проходят эти вступительные испытания и к выполнению каких заданий нужно готовиться поступающим.
Проведение вступительных испытаний и оценка работ поступающих, осуществляются Предметной комиссией, в состав которой входят ведущие преподаватели Института графики и искусства книги имени В.А. Фаворского. Дата и время начала каждого вступительного испытания, публикации результатов и апелляции устанавливаются расписанием вступительных испытаний, которое утверждается и публикуется на официальном сайте университета в установленные правилами приема сроки. По каждому вступительному испытанию могут быть установлены резервные дни. Вступительные испытания в дни, не предусмотренные расписанием, не проводятся.
Вступительное испытание «Рисунок»
Перед началом испытания поступающий заполняет титульный лист, в котором будут храниться выполненные им работы. Испытание проходит в один сеанс 6 академических часов с пятиминутными перерывами между каждым часом.
Поступающий должен выполнить карандашом на ватмане (формат А2) линейно-конструктивный рисунок натюрморта, составленного из геометрических гипсовых фигур с прорисовкой объемно-пространственного расположения предметов относительно друг друга.
Вступительное испытание «Колористика»
Перед началом испытания поступающий заполняет титульный лист, в котором будут храниться выполненные им работы. Испытание проходит в один сеанс 6 академических часов с пятиминутными перерывами между каждым часом.
Объектом изображения является натюрморт, составленный из геометрических гипсовых фигур. Работа выполняется в живописной технике: акварель, гуашь, темпера или акрил. Поступающий должен выполнить на ватмане (формат А2) тоново-колористическое решение натюрморта.
Обязательное условие: работа выполняется с той же точки ракурса, которую поступающий выбрал на предыдущем испытании по рисунку.
Профессиональное испытание «Декоративно-шрифтовая композиция с геометрическими элементами»
Перед началом испытания поступающий заполняет титульный лист, в котором будут храниться выполненные им работы. Испытание проходит в один сеанс 6 академических часов с пятиминутными перерывами между каждым часом.
Поступающему предоставляется три задания, содержащие набор символов и фигур, из которых поступающий должен самостоятельно выбрать одно задание и выполнить требуемую композицию.
Требования к заданию:
Работа выполняется на листе форматом А3. Размер и пропорции композиции определяются поступающим.
Композиция выполняется в два цвета (плюс цвет бумаги). Один цвет всегда черный, второй — определяется в задании. Выбор вариантов второго цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Оттенок и тон обозначенного в задании второго цвета определяется поступающим самостоятельно в соответствии с общим композиционным замыслом.
Поступающий использует собственные материалы: гуашь, акварель, акрил, тушь.
Автор текста: доцент кафедры «Рисунок и живопись», заместитель директора ИГРИК имени В.А. Фаворского Николай Александрович Котляров
Особенности сдачи вступительных испытаний на Графику
Поступающие на специальность 54.05.03 «Графика» сдают два внутренних вступительных испытания, оцениваемые по 100-бальной шкале:
Расскажем подробнее о порядке проведения этих вступительных испытаний и о том, на что поступающим стоит обращать внимание для получения высоких баллов за каждое из них.
Вступительное испытание «Рисунок»
Порядок проведения экзамена
Перед началом испытания поступающий заполняет титульный лист, в котором будут храниться выполненные им работы. Испытание проходит в один сеанс 6 академических часов с пятиминутными перерывами между каждым часом.
Поступающий должен выполнить карандашом на полулисте (формат А2) поясное изображение модели (полуфигура с руками) с элементами окружающего её интерьера.
Рисунок – основа профессиональной подготовки в любом художественном вузе. Каждая из существующих сегодня высших художественных школ имеет свое представление о рисунке как графическом жанре и учебной дисциплине. Существует такое представление и у нас.
Нашей школе равно чужды как натуралистическая затушеванность, так и чертежный схематизм, фотографическая «похожесть» и умозрительная отвлеченность в передаче формы. Рисунку свойствен лаконизм, его основное выразительное средство – рисующая линия, сеть штрихов дополняет сделанное линией, аккомпанируя ей.
Белая материя бумаги не только поддерживает ощущение материальной цельности листа, но и приобретает разные пространственные и цветовые качества. Таковы классические образцы рисунка от Леонардо да Винчи и Г. Гольбейна до А.Иванова, В. Серова и В. Фаворского.
Результат экзамена во многом зависит от умения устроить изображение в заданном формате листа, от выбора масштабных отношений между фигурой и окружающим ее пространством, от способности достоверно и убедительно передать объемно-пространственные отношения, пропорции и конструкцию фигуры. К достоинствам рисунка относится также и умение его автора живо отреагировать на цветовые характеристики натуры в условной гамме черно-белого изображения, от остроты передачи сходства изображения и модели, от способности к соподчинению деталей и целого.
Вступительное испытание «Живопись»
Порядок проведения экзамена
Перед началом испытания поступающий заполняет титульный лист, в котором будут храниться выполненные им работы. Испытание проходит в один сеанс 6 академических часов с пятиминутными перерывами между каждым часом.
Объектом изображения является натюрморт. Работа может быть выполнена в любой живописной технике: масло, акрил, акварель, гуашь или темпера. Поступающий работает на собственном холсте, картоне или бумаге. Размер и пропорции изображения – свободные, но не более 70Х90 см.
Цвет в изобразительном искусстве является важнейшим средством эмоциональной выразительности. Живописное произведение создается на основе колорита – системы цветовых и тональных взаимоотношений и соподчинений.
На экзамене по живописи предстоит написать натюрморт. Французское nature morte дословно переводится как «мертвая природа». В.А. Фаворский считал, что это слово неточно отражает суть дела и более адекватным было бы немецкое stilleben (или английское still-life), что значит «тихая жизнь». Ведь предметы в натюрморте не безразличны друг другу, их соседство порождает между ними свои пластические взаимоотношения. Увидеть пространственные, тональные, цветовые, фактурные связи и зависимости внутри натюрморта, передать зрителю рассказ об этой «тихой жизни», – таковы основные задачи экзаменационной работы. Решение этих задач требует творческого напряжения, умения найти лучший из вариантов композиционных решений, знания основ техники письма избранным материалом.
В отличие от экзамена по рисунку, где экзаменующийся должен выполнить работу в заданном формате, на экзамене по живописи выбор размера и пропорций изображения свободный. Основное внимание при оценке экзаменационной работы по живописи обращается на композиционное решение (расположение натюрморта на изобразительной поверхности), достоверность передачи цветом объемно-пространственных и тональных характеристик и качеств освещения, на гармоничность цветовых отношений.
Профессиональное испытание «Композиция» (иллюстрация)
Порядок проведения экзамена
Перед началом испытания поступающий заполняет титульный лист, в котором будут храниться выполненные им работы. Испытание проходит в один сеанс 6 академических часов с пятиминутными перерывами между каждым часом.
Поступающий должен выполнить иллюстрацию к одному из трех отрывков литературного произведения (как правило, из школьной программы старших классов). Тексты заданий озвучиваются членами Предметной комиссии перед началом испытания, распечатки предоставляются поступающим.
Работа выполняется на листе форматом А3. Размер и пропорции композиции определяются самим поступающим.
Выполняется пространственно-тоновая иллюстрация любым черно-белым графическим материалом кроме пастели, угля и других марких материалов, требующих использования специальных фиксирующих средств.
Первые два экзамена служили проверке способностей абитуриента в работе с натуры. Однако профессия художника-графика этим не ограничивается. Этот экзамен выявляет у абитуриента качества, необходимые для художника-иллюстратора: способность режиссерски организовать композицию, убедительно рассказать изобразительными средствами о литературном отрывке, проявить знакомство с материальной культурой. При этом умение рисовать по воображению, «от себя» играет далеко не последнюю роль.
Автор текста: доцент кафедры «Рисунок и живопись», заместитель директора ИГРИК имени В.А. Фаворского Николай Александрович Котляров