встреча нефритовых дудочников пабло пикассо о чем картина
«Голубой период» Пикассо и трагическое событие, послужившее ему началом
В творчестве испанского художника, неутомимого новатора и экспериментатора Пабло Пикассо выделяется его так называемый «голубой период». Который, кстати говоря, мне особенно по душе.
Главный шедевр «голубого периода» — картина «Жизнь».
Символическое наполнение картины делает ее невероятно загадочной. Карлос Касагемас, изображенный с прижавшейся к нему любовницей, главный герой «голубого периода» Пикассо. Что означает присутствие старой женщины с новорожденным младенцем, закутанным в складки ее покаянной ризы? Возможно это образ матери друга художника, которая была уже мертва в момент трагических событий. Ее взгляд сурово смотрит на пару, в то время как Касагемас с выражением вины и отчаяния указывает пальцем в небо в знак предопределенности своей судьбы. Между двумя противостоящими фигурами расположены две композиции, символизирующие печаль и боль. Одна из них напоминает работы Гогена, другая — Ван Гога.
Пикассо был настолько шокирован смертью друга, чувствуя в этом и свою вину. Зная о невменяемости Касагемаса, он не смог предотвратить необратимость событий. После трагической кончины Касагемаса в 1901 году, Пабло Пикассо посвящает умершему другу несколько картин.
С 1901 года творчество Пабло Пикассо на фоне смерти друга окрашивается в голубые тона. Художник посвящает свое творчество теме людской немощи, страданиям и боли. Словно пытаясь отыскать через картины несуществующие ответы на земные вопросы.
Так на картине «Две сестры» Пикассо изобразил вместе монахиню и шлюху. Это мирской аналог посещения Девой Марией Святой Елизаветы, построенный на строгой симметрии форм.
«Старый еврей с мальчиком», «Слепой» и «Старый гитарист» — воплощение немощи у Пабло Пикассо.
Скорченный силуэт старого еврея, вылепленный игрой света, подчеркивает каждую вену на теле, каждую косточку под его кожей (1). Страдания старого гитариста передаются в изломанных линиях его истощенного тела (2). Сила слепого заключается в его огромной руке, которая словно ветвь сухого дерева, ищет кувшин (3).
Драматическая кульминацией «голубого периода» Пабло Пикассо является портрет одноглазой Селестины. Один из самых известных персонажей испанского театра, созданный Фернандо де Рохасом.
Лицо Селестины завораживает реализмом, совершенно не скрывающим физический недостаток — бельмо на глазу и ужасную алчность во взляде.
Портрет «Женщины с бельмом» становится одной из последних работ «голубого периода» Пикассо, закончившегося в марте 1904 года.
Посмотреть картины Пабло Пикассо, представленные в статье, можно в Музее художника в Барселоне.
*Текст блога авторский. Копирование материала без разрешения запрещено.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Вот есть такая «байка»:
Однажды на местном рынке к Пабло Пикассо подошла некая женщина, которая протянула ему листок бумаги.
— Господин Пикассо, — взволнованно сказала она, — я ваша большая поклонница. Не могли бы вы что-нибудь нарисовать для меня?
Пикассо с радостью согласился и быстро запечатлел на этом листке свое произведение искусства.
С улыбкой он вернул женщине листок и сказал: — Это будет стоить миллион долларов.
— Но господин Пикассо, — изумленно воскликнула женщина, — вы потратили каких-то 30 секунд, чтобы нарисовать этот миниатюрный шедевр!
— Добрая женщина, — усмехнулся в ответ Пикассо, — я потратил 30 лет, чтобы нарисовать этот шедевр за 30 секунд.
Лично я конечно слабо воспринимаю такого рода творчество, но вот еще несколько фактов о Пикассо:
Факт первый. При рождении Пабло посчитали мертвым — настолько слабым родился ребенок. У матери были очень тяжелые роды, и это не могло не сказаться на наследнике. Акушерка даже пошла сообщать матери ребенка печальную новость о том, что младенец родился мертвым. Однако дядя Пикассо любил сигары, и даже в комнату, где лежал «мертвый» племянник, вошел, держа во рту дымящуюся сигару. Недолго думая, дядя выпустил струю дыма в лицо младенца, а тот отреагировал плачем. Естественно, после этого его перестали считать мертвым.
Факт второй. При крещении Пикассо получил имя, состоящее из 23 слов. Полностью оно звучит следующим образом: Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Martyr Patricio Clito Ruíz y Picasso.
Факт третий. Первым словом, которое произнес мальчик, было «PIZ» — сокращение от «LAPIZ» («карандаш» по-испански). Отец Пабло, художник по профессии, начал воспитывать в сыне художника, начиная с 7 лет. Однако отец Пикассо поклялся отказаться от своего призвания, когда сыну исполнилось 13 лет — уже тода он превзошел своего отца (кстати, профессора искусств).
Факт четвертый. Первую картину художник нарисовал в девятилетнем возрасте, это был всадник, на лошади, который участвовал в корриде. Уже в 15 лет Пикассо создал свой первый шедевр — картину с изображением своих родных у алтаря.
Факт пятый. Художник с детства был очень вспыльчив, и его постоянно наказывали. Темперамент художника с возрастом становился все эксцентричнее, но его талант не исчезал, а становился все ярче.
Факт шестой. Первую серьезную работу Пикассо получил, заключив контракт с продавцом картин Pere Menach из Парижа. Это приносило ему 150 франков (на современные деньги примерно 750 долларов США — естественно, в пересчете).
Факт седьмой. В 1909 году молодой Пикассо и его друг изобрели кубизм — правда, название придумали не они, а французский критик, заметивший, что картины Пикассо полны кубиками.
Факт восьмой. Пикассо был необычайно богат, и оставил после себя только недвижимости на полтора миллиарда долларов. Его картины вообще неоценимы. Сейчас некоторые произведения Пабло Пикассо оценивают в сотни миллионов долларов.
Пабло Пикассо. В чем уникальность его картин
Официально Пабло Пикассо считается гением и пророком XX века.
Но не все с этим согласны. Есть противоположное мнение — Пикассо умелый провокатор и манипулятор. И вот какие аргументы при этом приводят.
Пикассо же ничего нового не придумал! Мы видим африканские маски в его «Женщине в шляпе».
Пабло Пикассо. Женщина в шляпе (Ольга). 1936. Picassolive.ru.
А ещё влияние Энгра, классициста начала XIX века, в портрете Ольги Хохловой.
Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой. 1917. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.
То есть он брал уже придуманное другими, «перемешивал» ингредиенты и выдавал полученное «зелье» за своё. Наглец!
Еще Пикассо прыгал от одного стиля к другому со скоростью строптивой белки. Сегодня — он кубист. Завтра — классик. А послезавтра — о ужас, сюрреалист.
Он готов на все, лишь бы эпатировать публику и зарабатывать на этом. Манипулятор!
С такой же скоростью Пикассо менял и женщин.
Однажды он завёл мартышку, а надоевшую любовницу выставил вон. Ей не хватило места в квартире.
Его дети едва сводили концы с концами, а в то же время художник покупал очередной шикарный дом.
Он явно рисовал только ради наживы, а не по велению сердца. Циник!
Сильные аргументы, согласитесь. Но есть и контраргументы.
Пикассо никогда не скрывал, что берет за основу уже изобретённое до него и вылепливает из этого нечто самобытное. Этим «грешили» все художники.
Импрессионисты оглядывались на Ватто. Ватто на Рубенса. Рубенс на Тициана. Тициан на Рафаэля. Рафаэль на Леонардо…
Да, Пикассо, конечно, можно назвать художником-хамелеоном. Он не боялся экспериментировать. Посмотрите на его работы. Их как будто создали разные художники.
Картины Пабло Пикассо. Слева: Пьяная уставшая женщина. 1902. Pablo-Ruiz-Picasso.ru. Слева: Портрет Доры Маар. 1937. Picassolive.ru.
Но по поводу меркантильного расчета я бы поспорила: когда все распробовали кубизм и требовали от Пикассо лоскутных работ, он вдруг резко ударился в… классику.
Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. arts-museum.ru.
Все чуть ли не в обморок попадали от такого поворота событий. Вместо того, чтобы грести деньги лопатой, он вернулся в XIX век! Какой же это расчёт?
Что же касается причуд Пикассо. Гениальность и характер не коррелируют. И тому есть много примеров.
Эдгар Дега был мизантропом. Рассорился со всеми с кем только можно. Но это не помешало ему остаться в веках.
Так что заведение мартышек и шикарных домов — цветочки по сравнению с другими гениями.
Что же касается выставленной из дома любовницы… Понятно, что мартышка — лишь повод наконец-то расстаться с женщиной, в которую уже больше не влюблён.
Но вот что интересно. Многие гении-пророки, которые умели заглядывать в будущее, редко получали признание своих современников.
Пикассо же достиг громкой славы при жизни. Его работы покупали именитые музеи, уже не говоря о частных коллекционерах.
Думаю, здесь стоит сказать «спасибо» XX веку. Публика привыкла к эпатажу. И любое новшество скорее приветствовалось, а не отвергалось.
Пикассо посчастливилось родиться в удачное время для реализации своего гигантского таланта.
Как понять картины Пикассо
А теперь главный вопрос: как же понять работы Пикассо.
Пикассо виртуозно издевался над формой.
Сначала он деликатно вытягивал ее в своём Голубом периоде.
Пабло Пикассо. Две сестры. 1902. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.
Потом осмелел и начал дробить ее в коллажах и кубизме.
Затем надувал женщин, как воздушные шарики.
А ещё разбивал на мелкие осколки и «склеивал» их кое-как.
Пабло Пикассо. Плачущая женщина (Дора Маар). 1937. Музей Пикассо, Париж. Artchive.ru.
Но все это Пикассо делал с одной целью. Чтобы показать СУТЬ вещи или человека, а не их ИЗОБРАЖЕНИЕ.
Я попробую это объяснить на примере двух его работ.
1. Груша, 1914.
На картине «Натюрморт с разрезанной грушей» мы НЕ видим изображение груши. Но мы видим кусочки холста в крапинку, и мы вспоминаем о подобной текстуре грушевой мякоти. Нежный бежевый и коричневый тоже ассоциируются с грушей. Уже не говоря о характерной дуге.
Все эти обрывки образа груши вызывают у нас не только зрительное воспоминание о груше, но и о ее вкусе, и том, какая она на ощупь.
Художник запускает в нашем мозгу цепочку ассоциаций, и вот ОН – полнокровный образ Груши.
2. Сон, 1932.
Во время изматывающего брака с Ольгой Хохловой Пикассо случайно встретил юную Марию-Терезу.
Он, конечно, писал ее. Лицо в стиле кубизма – показано одновременно с двух точек зрения, и в профиль, и анфас. Это прямое указание на двойственную природу этой женщины.
Пикассо показывает нам, что чувственность и мягкость преобладали в этой женщине. Поэтому в целом образ соткан из плавных и округлых линий.
Но при этом в ней была заложена вторая сторона. Физически она была слегка мужеподобна, с узкими бёдрами и широкими плечами. И эту часть художник нам тоже показывает.
Мария-Тереза вся как бы разделена на две части. Одна часть с приоткрытой грудью, другая – как будто плоская. Одна – розового оттенка, другая – холодного бледно-желтого.
Да и фон двоякий. Слева – мужские полоски, справа – женские цветочки.
Вот такой вот Инь и Янь по-пикассовски.
Андрей Аллахвердов. Пабло Пикассо. 2020. Частное собрание (всю серию портретов художников XIX-XX веков смотрите на сайте allakhverdov.com).
Как мне кажется, у Пикассо получилось показать самую большую фигу Ее Величеству Фотографии. Ведь фотография может передать любое изображение. А вот суть вещи – едва ли. Зато это может Живопись и Пикассо.
Читайте также о шедеврах художника:
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
8 малоизвестных фактов о великом революционере в искусстве Пабло Пикассо
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Пабло Пикассо был вундеркиндом
Родился будущий гениальный художник в 1881 году в Малаге на юге испанского побережья. Маленький Пабло вначале научился рисовать, а лишь потом говорить. В подростковом возрасте мальчик даже превзошёл своего отца, который был учителем рисования. Легенда гласит, что папа отдал свою палитру и кисти сыну и поклялся, что больше никогда к ним не прикоснётся. Пикассо поступил на учёбу в художественную школу в Барселоне. Обычно сдача вступительных экзаменов занимала целый месяц. Пабло управился за один день. Когда Пикассо был уже знаменит, он заявлял, что в юности он рисовал «как Рафаэль». После этого он добавлял: «Правда мне потребовалась вся моя жизнь, чтобы научиться рисовать как ребёнок».
2. Гениальный художник постоянно менял свой стиль
В подростковом возрасте Пикассо писал довольно реалистичные портреты и пейзажи. Потом последовали так называемые «голубой» и «розовый» периоды. Это было в промежутке с 1901 по 1906 годы. Пабло рисовал бедных детей и цирковые сцены. В 1907 году художник создал свою первую революционную работу «Les Demoiselles d’Avignon». Это был искажённый портрет пяти проституток. Эта картина открыла двери абстрактному стилю и кубизму. К 1912 году Пикассо изобрёл коллаж. Он прикреплял клеёнку, газетные вырезки и другие материалы к полотнам своих картин.
Всё это, наряду с повышенным акцентом на цветах, ускорило переход от так называемого аналитического кубизма к кубизму синтетическому. Чуть позже Пабло стал практиковать некую форму неоклассицизма. Он воссоздавал картины таких мастеров, как Диего Веласкес, Эдуард Мане и Эжен Делакруа. В разное время своего творчества он включал в своё искусство элементы сюрреализма, экспрессионизма, постимпрессионизма и символизма.
3. Пикассо был одним из родоначальников кубизма
Пикассо принадлежал к тем же богемным социальным кругам, что и множество других художников и писателей, включая Анри Матисса, Гертруду Стайн и Макса Джейкоба. Самые тесные творческие узы связывали его с Жоржем Браком. Именно в компании с ним он стал сооснователем кубизма в 1909 году. Картины Брака того времени весьма схожи с работами самого Пикассо.
Вместе Брак и Пикассо поддались влиянию художника-постимпрессиониста Поля Сезанна. В их творчестве ощущалось также влияние иберийской скульптуры, африканских масок. Жорж и Пабло любили посещать студии друг друга и обмениваться творческими идеями и мыслями. Сам Брак называл их отношения похожими на двух альпинистов, связанных одной верёвкой. Их сотрудничество продлилось вплоть до 1914 года, пока Брак не ушёл в армию.
4. Пикассо был не просто художником
Хотя Пикассо больше всего прославилмся своей живописью, он занимался не только этим. Художник экспериментировал со множеством различных техник. Это была и скульптура, керамика, рисунок и гравюра. В период с 1917 по 1924 год он успел потрудиться театральным художником. Пикассо создавал занавес, декорации и костюмы для нескольких балетов. В первлм из которых Пабло увлёкся оной из танцовщиц. Она стала его первой женой и матерью его первого сына. У художника после было ещё трое внебрачных детей. В 1935 году Пикассо попробовал себя в поэзии. Он стал писать стихи и даже стал автором двух пьес.
5. Пикассо активно выступал против испанского диктатора Франсиско Франко
Летом 1936 года в Испании началась Гражданская война. Диктатор Франсиско Франко возглавил группу военных, которые выступали против демократии Второй республики. Пабло был активным сторонником республиканцев. Он создал целую серию антифранко-гравюр. Также художник впервые выступил с политическим заявлением. Он заявил, что каста военных хочет погрузить Испанию в океан страданий и смерти. Позже он создал «Гернику». На это полотно его вдохновила ужасающая история бомбёжки нацистами мирных жителей города Герника. На картине Пабло изобразил раненую лошадь, обезглавленного солдата, женщину с мертвым младенцем на руках и другие жуткие образы войны. Огромное восьмиметровое полотно находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
6. Пикассо большую часть своей жизни провел в эмиграции
Ещё в молодости Пабло переехал из родной Малаги в Ла-Корунья. После он уехал в Барселону, потом в Мадрид. Позже опять вернулся в Барселону. Покинул Испанию художник в 1900 году. Долго жил в Париже. Французская столица стала его постоянным домом. В Испанию Пикассо больше никогда не возвращался. Приезжал пару раз с кратковременными визитами. Свои самые известные картины Пикассо создал во Франции.
7. В 62 года Пикассо стал коммунистом
Пабло не всегда укладывался в официальную линию партии. Портрет советского лидера французским коммунистам не понравился. Они осудили его за недостаточное восприятие. В 1956 году художник подписал письмо, в котором выражался протест против вторжения вооружённых сил СССР в Венгрию.
8. Картин Пикассо было украдено больше, чем у любого другого художника
По данным Реестра утраченных произведений искусства более тысячи работ Пабло Пикассо признаны пропавшими без вести или украденными. Это действительно более чем в два раза больше, чем у любого другого живописца. Самая последняя кража произошла в октябре прошлого года, когда грабители похитили картину Пикассо и шесть других картин, выставленных в голландском музее.
Париж манил не только Пикассо. Это место, куда съезжаются все романтики. Также ценители искусства любят французскую столицу за то, что там есть Лувр. Прочтите нашу статью 5 малоизвестных фактов об одном из самых популярных музеев мира: секреты Лувра.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Жизнь — картина Пабло Пикассо
В живописи каждый цвет может иметь символическое значение. Художники создают настроение в своих картинах, правильно подбирая оттенки. Они не делают это случайно. Иногда художники сосредотачиваются на одном цвете и делают его визитной карточкой определенного периода в своей работе. Это то, что Пабло Пикассо сделал в 1901 — 1904, когда он рисовал, он использовал только оттенки синего, следовательно, этот период в его работе, называется «голубой период».
Дата создания: | 1903 год |
Стиль: | голубой период творчества Пикассо |
Техника, материалы: | холст, масло |
Размер: | 239 × 170 см |
Местонахождение: | Художественный музей Кливленда, Огайо, США |
Похожая статья:
Синий, самый холодный в цветовой палитре, напоминает небо, воду, холод и, таким образом, ассоциируется с покоем и свежестью. Однако символическое значение этого цвета гораздо шире. Это цвет дружбы. В Иране же это проявление траура. Так что, может быть, недаром в англосаксонских странах слово «синий» переводится не только как синий, но и как «грустный, подавленный». Для Пабло Пикассо синий был цветом траура.
Смерть друга
Карлос Касагемас был другом испанского художника. Они познакомились в Барселоне в начале 20 века, в кафе «Els Quatre Gats», куда они часто бывали. Касагемас родился в 1880 году и тоже был художником. Вместе они переехали в Париж.
Карлос влюбился в танцовщицу Мулен Руж и модель, которая часто посещала кафе художников. Девушка отвергла ухаживания Карлоса. Мужчина впал в депрессию и начал злоупотреблять алкоголем. Пабло Пикассо, желая утешить своего друга, решил в конце 1900 года отвезти его в Малагу, чтобы он забыл о любви. В середине января 1901 года Пикассо был вынужден уехать в Мадрид. Затем Касагемас вернулся в Париж.
Там 17 февраля в Café de l’Hippodrome на бульваре Клиши он устроил прощальную встречу для своих друзей.
Жермен, точнее Лаура Гаргалло, поскольку это было ее настоящее имя, в 1908 году она вышла замуж за Рамона Пишо, который умер в 1925 году от хронического туберкулеза и сифилиса. Без мужа жизнь Жермен была одинокой и трудной. Поэтому она написала письма Пикассо с просьбой о помощи. Художник ухаживал за ней до конца своей жизни. Жермен умерла в 1948 году в возрасте 68 лет. Еще у нее был сифилис.
Именно синий цвет казался художнику наиболее подходящим для изображения боли и траура. Через шесть месяцев после смерти своего друга Пикассо написал «EVOCATION», похороны Касагемаса, вдохновленный работами Эль Греко. Это была дань уважения Карлосу и одновременно положила начало синему периоду в пьесе Пабло.
La Vie ( Жизнь ) считается самым важным произведением синего периода. Это не спонтанная или случайная работа, о чем свидетельствуют многие зарисовки. На переднем плане картины — обнаженная пара и женщина с ребенком. На заднем плане на стене висели две картины. На одном изображена скрюченная обнаженная пара, а на другом — одинокая фигура в позе свернувшейся калачиком. Это пример «картинка в картинке». Скорее всего, действие происходит в художественной студии. На зарисовках до сих пор можно увидеть мольберты, но Пикассо в конечном итоге не поставил их на картину.
Однозначно интерпретировать Жизнь сложно. Возможно, Пикассо в одной композиции хотел изобразить разные формы существования. У нас есть мама, которая обнимает и защищает своего ребенка. Обнаженная пара перед ней может символизировать физическую любовь. Мужчина в набедренной повязке — еще один портрет трагически погибшего друга Пабло. По мнению некоторых, повязка на голову должна быть ссылкой на бессилие Карлеса, а женщина, которая обнимает его на картине, — Жермен.
Фигура на заднем плане, лишенная сопровождающего человека, — символ одиночества. Над сбившимся в кучу героем вы можете увидеть еще одну обнимающуюся пару, но в их объятиях есть что-то отчаянное.
Некоторые утверждают, что Жизнь представляет собой противостояние молодости и эротических отношений влюбленных со зрелостью и материнством.
Многие искусствоведы пытались объяснить смысл картины Пикассо. Сам художник никогда не разделял своей трактовки Жизни. Но самым важным кажется эмоциональный слой работы. Что бы ни хотели изобразить представленные персонажи, больше всего поражает их печаль, безмолвное отчаяние, безмолвное обвинение. Это очень пессимистическая картина. Герои неподвижны и заперты в своем мире, а потому изолированы. Пикассо, кажется, разделял уныние с персонажами, которых рисовал.
Кроме того, последующие исследования показали, что под закрученной фигурой, которую мы видим на фоне Жизни, изначально было изображение странного летающего существа с птичьей головой и крыльями, но человеческими руками и ногами. Существо парит над лежащей на земле обнаженной женщиной. Странная птица может быть зловещим символом смерти или, наоборот, относиться к творческим способностям художника. Однако, каково бы ни было значение необычного существа, Пикассо решил его закрасить.
Голубой период в творчестве Пикассо закончился в 1904 году. Наступил новый этап, испанский художник обратил внимание на теплые тона.