Имитируется вспышка ядерного взрыва или подается команда «Вспышка справа (слева)» и т.д. По вспышке или команде обучаемые залегают на местности (на дно кузова), а при наличии в двух-трех шагах естественных укрытий, блиндажей или убежищ занимают их.
Категории обучаемых
Оценка по времени
Отлично
Хорошо
Удовлет
Военнослужащие
При движении на штатной технике механик-водитель останавливает машину, ставит ее на тормоз, глушит двигатель, закрывает боковые стекла автомобиля и жалюзи. Весь личный состав закрывает люки и крепко держится за имеющиеся поручни или агрегаты, а водитель пригибается ниже ветрового стекла.
Категории обучаемых
Оценка по времени
Отлично
Хорошо
Удовлет
Отделение, расчет
Время отсчитывается с момента подачи команды до принятия обучаемыми соответствующего положения.
б) При наличии в двух-трех шагах естественного укрытия или инженерного сооружения занять его.
в) При движении в штатной технике:
— водителю — остановить машину, поставить на тормоз, заглушить двигатель, закрыть жалюзи и люки и крепко держаться за поручни или агрегаты, а в автомобиле, кроме того,— пригнуться ниже ветрового стекла;
— экипажу — закрыть люки, пригнуться ниже ветрового стекла или лечь «лицом вниз на дно кузова и крепко держаться за поручни или агрегаты автомобиля.
В России, как и в Европе, обучение населения основам гражданской обороны началось во время Первой Мировой войны: тогда появились оповещения о бомбардировках, о правилах поведения во время химических атак, инструкции по оказанию медицинской помощи. В 1930-х для граждан стали проводиться регулярные мероприятия по информированию жителей о способах защиты от разного рода угроз.
А окончательно система гражданской обороны СССР сложилась в 1960-х, во времена «Холодной войны», когда в каждом населенном пункте и на каждом более-менее крупном предприятии появились штабы гражданской обороны.
От младенцев до пенсионеров
Подростки и гражданская оборона.
В пионерских лагерях дети не просто отдыхали на природе, у них были командные игры вроде «Зарницы», в которых подростки тренировались ориентироваться на местности и оказывать первую медицинскую помощь.
Школьники на занятиях по дезактивации, май 1942.
В средних и высших учебных заведениях и на предприятиях учения по гражданской обороне проходили с учетом выбранной специальности.
Для родителей детей, которые в силу возраста не могли надевать себе противогаз, были разработаны специальные защитные камеры с прозрачными окошками, которые нужно было устанавливать на коляску или санки.
Для пенсионеров лекции проводили во дворах и парках местные органы ГО, причем вне зависимости от возраста гражданина, особое внимание уделялось морально-психологической подготовке. В любой ситуации нужно сохранять спокойствие и действовать по инструкции.
Вспышка слева, вспышка справа!
При команде «Вспышка слева (справа)» нужно лечь на землю, желательно найдя укрытие от ядерного взрыва. На это дается три секунды. Оценка снижается, если экзаменуемый неверно оценил защитные свойства местности или не спрятал кисти рук и голову. И подобные нормативы были по оказанию медицинской помощи, строительству укреплений, скорости заполнения убежища и так далее.
На занятиях по гражданской обороне, 1990.
А что сегодня?
Хотя многие относились к подобным учениям не самым серьезным образом, в СССР во многих семьях были противогазы, а подростки умели шить маски из подручных материалов и знали, где находится ближайшее бомбоубежище.
Практические занятия по гражданской обороне на пункте выдачи средств индивидуальной защиты в среднеобразовательной школе №182.
Практические действия личного состава по вспышке ядерного взрыва. Обучение выполнению норматива: «Действия по вспышке ядерного взрыва»
При нахождении обучаемых в кузовах открытых автомобилей они залегают на дно кузова, выполняя те же действия, что и на открытой местности.
При наличии в 2-3 шагах естественных укрытий, блиндажей или убежищ занимают их.
Особенности отработки нормативов по РХБЗ
Нормативы в ходе занятий и тренировок отрабатываются с использованием исправных, подогнанных, проверенных и закрепленных за военнослужащим средств индивидуальной защиты.
Средства индивидуальной защиты, приборы радиационной (химической) разведки и контроля должны быть полностью укомплектованы, уложены и закреплены на своих местах.
Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.
Если при отработке норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая могла бы привести к травме (поражению) личного состава, поломке техники, вооружения или аварии, выполнение норматива прекращается и обучаемый оценивается на «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО».
За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) техники и вооружения, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, оценка снижается на один балл.
При выполнении нормативов личным составом в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) – на 10%, кроме нормативов, выполнение которых предусмотрено только в средствах защиты.
При температуре воздуха минус 10°С и ниже, плюс 30°С и выше, при сильном дожде, снегопаде, время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.
Технические неисправности СИЗ, приборов и комплектов, обнаруженные в ходе выполнения норматива, не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива).
Обучаемый после выполнения норматива докладывает о выявленных неисправностях.
Порядок определения оценки за выполнения нормативов
Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольного занятия.
Индивидуальная оценка военнослужащему за выполнение нескольких нормативов по тактической подготовке определяется по оценкам, полученным за выполнение каждого норматива, и считается:
если не менее 90% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценено «отлично»
если не менее 80% проверенных нормативов оценены положительно, при этом не менее 50% нормативов оценены не ниже «хорошо»
если не менее 70% нормативов оценены положительно, а при оценке по трем нормативам положительно оценены два, один из них – не ниже «хорошо»
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»
Оценка за выполнение одиночных нормативов подразделению выводится по индивидуаль-ным оценкам обучаемых и определяется:
если не менее 90% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку «отлично»
если не менее 80% обучаемых получили положительные оценки, при этом не менее 50% обучаемых получили оценку не ниже «хорошо»
если не менее 70% обучаемых получили положительные оценки
если не выполнены условия на оценку «удовлетворительно»
Условия и методические указания по отработке норматива: «Действия по вспышке ядерного взрыва»
Условия, порядок выполнения и методические указания по отработке норматива
Действия по вспышке ядерного взрыва
Условия выполнения норматива
Обучаемые выполняют боевую задачу в пешем порядке или на машинах, находятся в районе сосредоточения на открытых автомобилях или вне них.
Порядок выполнения норматива
При движении на технике водитель останавливает машину и пригибается ниже ветрового стекла, а личный состав закрывает люки и крепко держится за имеющиеся поручни или агрегаты.
Методические указания по отработке норматива
При выполнении норматива на открытой местности (в кузове открытой технике), необходимо требовать от обучаемых, чтобы при выполнении команды они прятали кисти рук под себя, а также поднимали воротники верхней одежды для того, чтобы все открытые участки тела были защищены.
При занятии убежищ и блиндажей необходимо следить за тем, чтобы обучаемые занимали в них места вдали от входа.
Порядок выполнения норматива
Порядок выполнения приема
1. При нахождении на позиции, на местности или в открытой технике:
ложится на землю ногами в сторону взрыва
При нахождении обучаемых в кузовах открытых автомобилей они залегают на дно кузова, выполняя те же действия, что и на открытой местности.
При наличии в 2-3 шагах естественных укрытий, блиндажей или убежищ занимают их.
2. При нахождении в закрытой технике:
герметизирует технику и держится за поручни (агрегаты)
При движении на технике водитель останавливает машину, ставит ее на тормоз, глушит двигатель, закрывает боковые стекла автомобиля и жалюзи и пригибается ниже ветрового стекла.
Личный состав закрывает люки и крепко держится за имеющиеся поручни или агрегаты.
2. После принятия соответствующего положения останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.
Временные показатели и оценка за выполнение норматива
Оценка по времени (секунд)
На открытой местности (в кузовах открытой техники)
Обучаемые выполняют боевую задачу в пешем порядке или на машинах, находятся в районе сосредоточения на открытых автомобилях или вне них.
Порядок выполнения норматива
При движении на технике водитель останавливает машину и пригибается ниже ветрового стекла, а личный состав закрывает люки и крепко держится за имеющиеся поручни или агрегаты.
Методические указания по отработке норматива
При выполнении норматива на открытой местности (в кузове открытой технике), необходимо требовать от обучаемых, чтобы при выполнении команды они прятали кисти рук под себя, а также поднимали воротники верхней одежды для того, чтобы все открытые участки тела были защищены.
При занятии убежищ и блиндажей необходимо следить за тем, чтобы обучаемые занимали в них места вдали от входа.
Порядок выполнения приема
1. При нахождении на позиции, на местности или в открытой технике:
· ложится на землю ногами в сторону взрыва
При нахождении обучаемых в кузовах открытых автомобилей они залегают на дно кузова, выполняя те же действия, что и на открытой местности. При наличии в 2-3 шагах естественных укрытий, блиндажей или убежищ занимают их.
2. При нахождении в закрытой технике:
· герметизирует технику и держится за поручни (агрегаты)
При движении на технике водитель останавливает машину, ставит ее на тормоз, глушит двигатель, закрывает боковые стекла автомобиля и жалюзи и пригибается ниже ветрового стекла.
Личный состав закрывает люки и крепко держится за имеющиеся поручни или агрегаты.
2. После принятия соответствующего положения останавливает секундомер и фиксирует время выполнения норматива.
Автоматика современных цифровых фотокамер достигла небывалых высот. Многие фотографы благополучно забыли слово «экспонометр», отдавшись «умной» электронике, и просто наслаждаются съёмкой. Это закономерно, более того — цифровые камеры имеют огромный потенциал по контролю экспозиции. Например, фотоаппарат может не только рассчитать оптимальные параметры съёмки для кадра в целом, но и избирательно разделить его на зоны с разной экспозицией, а то и вовсе адаптируясь в каждом пикселе съёмки. Это лишь вопрос времени и вычислительной мощности. Уже сейчас мы можем найти это в виде специальных программных режимов типа «салют», «ночной портрет», «движущийся объект» и т. п. Впрочем, есть надежда, что и в те светлые времена «умелые» руки начинающих, а также ухищрения инженеров и программистов не оставят нас без работы. А посему займёмся вопросами исправления классических дефектов экспозиции.
Все дефектные изображения поделим на два класса: недо- и переэкспонированные (слишком тёмные и светлые). В первом случае есть риск возникновения «провала в тенях», когда не разглядеть детали в области высоких плотностей. При избыточной экспозиции эффект противоположный — «засвет», когда детали становятся неразличимыми из-за слишком высоких яркостей. И «провал» и «засвет» могут быть художественными приёмами, которыми охотно пользуются фотографы, но чаще это брак съёмки.
По закону подлости дефект возникает на самом ответственном месте кадра, чаще всего — на физиономиях. Засветы на лицах бывают трёх видов: 1) блики вспышки (при фронтальной съёмке результат практически неизбежный); 2) засвет отдельных цветовых каналов (обычно красного, часто возникает при съёмке в прямых солнечных лучах, реже при окрашенном освещении); 3) тотальный засвет (результат грубого промаха, когда все цветовые каналы не несут светотеневой информации — эдакая «лепёшка с глазками»).
Сразу отбросим последний вариант как малоперспективный. Чудес не бывает — если в лице нет светотени, то восстановить её можно только изобретательным рисованием. А вот с бликами и засвеченными каналами можно и нужно бороться.
Блики вспышки обычно выглядят как белые пятна. Чаще всего — на лбу, щеках, подбородке, т. е. округлых частях лица. Как правило, никаких сложных деталей на этих местах нет, поэтому нужно просто разровнять эти участки в тон кожи. Каждый ретушёр знает, что простая заливка цветом — самое бездарное решение. Лицо становится плоским, а границы заливки очевидными. Более опытные применяют к слою с заливкой режим наложения Darken (Замена тёмным), но результат всё равно остаётся навязчиво плоским.
Идеальное решение не должно убивать округлость форм. Поэтому выделим области бликов так, чтобы в выделение попали и прилегающие нормальные участки цвета кожи. А затем с помощью размытия добьёмся эффекта «затягивания» бликов. На начальной стадии воспользуемся одним из цветовых каналов для выделения самых светлых участков. Теперь по шагам.