вспышка фотоаппарата необходима под водой потому что
Как снимать под водой: выбор фотоаппаратуры
Любая фотосессия особенно подводная, учитывая все сложности, требует тщательной подготовки. Одним из важнейших условий, которое поможет вам добиться хороших результатов в подводной фотоохоте является правильный выбор фотоаппаратуры. В настоящее время её существует огромное множество, как говорится, «на любой вкус и цвет». Однако надо сказать, что фототехника профессионального уровня далеко не дешева. Комплект профессиональной фотоаппаратуры может обойтись вам в несколько тысяч долларов. Так что здесь всё зависит, как понимаете, не только от ваших желаний, но и от размеров кошелька.
И если вас привлекает подводная съемка, и вы хотите научиться снимать под водой, задайте себе вопрос: «Для чего мне нужны фотографии подводного мира, и какого качества снимков я хочу добиться?» Вы должны понимать, что хорошие фотоснимки невозможно получить при помощи дешёвой любительской «мыльницы», как на суше, так и под водой.
Если вы не стремитесь к профессиональному качеству фотографий, и собираетесь снимать просто для собственного удовольствия и семейного фотоальбома, то вполне можете обойтись всего одной цифровой «мыльницей» для подводной съёмки, или недорогой камерой в специальном водонепроницаемом боксе.
Таким образом, минимум из того, что вам потребуется для любительской фотографии на небольшой глубине – это дешёвый герметичный фотоаппарат или фотокамера в водонепроницаемом боксе и пара подводных осветителей, или хотя бы один. Недорогие подводные «мыльницы», как правило, просты в использовании, поскольку имеют фиксированный фокус и минимальное количество кнопок управления.
Перед тем как начать снимать под водой, вам необходимо определиться с выбором подводной фототехники. Давайте детально разберёмся и подробнее поговорим о том, что это такое, что относиться к фототехнике, и какой она бывает.
Фотоаппараты для подводной съемки
В первую очередь к подводной фототехнике, естественно, относиться сам фотоаппарат. На сегодняшний день все известные фотопроизводители выпускают ряд моделей фотоаппаратов, способных снимать под водой, поэтому их выбор достаточно большой. Все модели для подводной фотографии можно условно разделить на две группы.
К первой группе относятся «фотоаппараты-амфибии». Это качественные герметичные фотоаппараты, которые специально разработаны исключительно для подводной фотографии. Такими фотоаппаратами можно производить съемку под водой на глубине до шестидесяти метров, однако их стоимость довольно высока.
Ко второй группе относятся фотоаппараты, предназначенные для обыкновенной съёмки, но обладающие водонепроницаемым корпусом. Такие фотоаппараты можно не бояться погружать под воду на глубину, примерно до десяти метров. Цена этих фотоаппаратов в разы дешевле «фотоаппаратов-амфибий», и несколько дороже фотоаппаратов, предназначенных для съёмки на суше.
Но стоит заметить, что, многие из таких фотоаппаратов не предназначены для длительного нахождения под водой, а значит, их срок пребывания во влажной среде весьма ограничен. Поэтому перед тем как снимать под водой, надо тщательно подходить к выбору камеры, которой будет проводиться подводная съемка.
Видеомаски для подводной съемки
Помимо фотоаппаратов, для произведения фотосъёмки под водой, существуют специальные видеомаски для подводной съемки. Такие видеомаски способны выполнять не только подводную фотосъёмку, но и видеосъёмку. Они выглядят как обыкновенные маски для подводного плавания, но содержат встроенную аппаратуру для видео-фотосъёмки.
Видеомаски, безусловно, удобнее фотоаппаратов, поскольку полностью освобождают руки дайвера, тем самым дарят удобство, большую свободу движений и маневренность чем фотокамера. Неудобство видеомаски заключается в том, что она позволяет ныряльщику погружаться на глубину максимум до десяти метров. Кроме того, для подводной съемки в видеомаске на максимальной глубине вам ещё потребуется дополнительное осветительное оборудование, которое может крепиться на саму маску. Все видеомаски на это рассчитаны.
Перед тем как снимать под водой при помощи видеомаски, вы должны помнить о том, что профессиональных, высококачественных снимков вы от неё не добьётесь, однако достоинством видеомаски можно считать относительно невысокую стоимость.
Объективы для подводной съемки
Для подводной съёмки, как правило, используется два типа объективов: широкоугольный, а лучше сверх-широкоугольный и макро-объектив.
Широкоугольный объектив прекрасно подходит для съёмки крупных рыб, морских млекопитающих, коралловых рифов, затонувших кораблей, и подводных пейзажей. Также широкоугольный объектив подходит для съёмки в подводных пещерах. Макро-объектив позволяет фокусироваться на малых расстояниях, то есть снимать объекты очень близко, поэтому такой объектив великолепно подходит для съёмки даже самых малюсеньких морских обитателей во всех деталях.
Поэтому перед тем как снимать под водой, а точнее, перед тем как погружаться под воду с целью фотосъёмки, определитесь с тем, что вы собираетесь снимать. Тема выбора объектива актуальна для дорогих профессиональных фотокамер, и не относиться к дешёвым фотоаппаратам, лишённых возможности замены объектива.
Осветительная аппаратура для подводной съемки
Осветительные приборы для подводной фотосъёмки – это фотовспышки, которые, как и обычные фотовспышки создают дополнительное освещение при недостатке естественного. Они бывают двух типов: встроенные и внешние. Рассмотрим оба. Встроенные вспышки подходят только для съёмки на небольшой глубине при условии достаточного естественного освещения (в дневное время при ясной погоде) и в чистой, прозрачной воде.
Для съёмки на большой глубине, в вечернее или в ночное время необходимо обязательно использовать внешние осветительные приборы. Без использования осветительной аппаратуры невозможно добиться качественных фотоснимков, и чем слабее освещение окружающей среды, тем мощнее должны быть искусственные источники света.
Для подводной съемки применяется либо одна, либо сразу несколько фотовспышек, а также светорассеиватели, ручные вспышки, цифровые или макро-вспышки в зависимости от условий. Все внешние вспышки для подводной фотосъёмки имеют прочный водонепроницаемый корпус и чаще всего прикрепляются к корпусу фотокамеры длинной гибкой штангой, которая позволяет дайверу правильно направлять свет на фотографируемые объекты, практически под любым углом.
Такая вспышка может освещать объекты не только спереди, но и сбоку, позволяя добиваться интересных спецэффектов. Но надо отметить, что это недешёвый вариант. Перед тем как снимать под водой, вы должны задуматься над выбором подводных осветителей, а это, как вы поняли, будет зависеть от условий фотосъёмки и поставленных задач.
Аксессуары для подводной съемки: защитные боксы
К аксессуарам для подводной съемки, в первую очередь можно отнести подводные боксы, предназначенные для защиты фотокамеры от попадания воды. Подводные боксы могут быть двух типов: мягкие прозрачные чехлы из поливинилхлорида со встроенными стеклянными глазками для объективов и жёсткие боксы, изготовленные из пластика. Оба этих типа имеют свои достоинства и недостатки.
Мягкие чехлы относительно недороги, очень удобны в использовании и подходят для любой соразмерной модели фотокамеры. К недостаткам мягких защитных чехлов можно отнести их небольшую прочность и отсутствие возможности подключения дополнительных устройств. Кроме того, использование мягкого чехла не позволяет производить фотосъёмку на большой глубине. Предельная глубина погружения с мягким защитным чехлом составляет около 10 метров.
Жесткие боксы, как правило, изготавливаются из прозрачного твёрдого пластика, обладают хорошей прочностью и ударостойкостью. Они рассчитаны на подключение к фотокамере внешней фотовспышки и других дополнительных устройств. Преимущество жёстких боксов перед мягкими чехлами состоит в том, что они позволяют погружаться под воду на глубину до 50 — 60 метров.
Чаще всего жесткие боксы подходят только для конкретных моделей фотокамер и допускают производить под водой ручную настройку параметров фотосъёмки.
Также существуют и «универсальные» жёсткие боксы, которые подходят для многих моделей фотокамер, однако они рассчитаны на использование под водой только кнопки спуска. Стоят жёсткие несколько дороже, чем мягкие чехлы.
Помимо боксов для подводной съемки, существует огромное количество и других разных аксессуаров: это различные светофильтры, защитные гели и жидкости, и многое – многое другое. Выбор аксессуаров, как и фототехники напрямую зависит от того как снимать под водой, где снимать и какую при этом использовать фототехнику. Выбор за вами.
Хочется надеяться, что эта статья поможет разобраться в сложных вопросах, касающихся съемки под водой, и ещё на то, что без особых проблем вы сумеете прикоснуться к удивительному и загадочному подводному миру, унеся из его глубин прекрасные мгновения, запечатлённые на фото! Ведь именно для этого и существует подводная съемка.
И если вы хотите постичь увлекательную науку подводной съемки, то эти статьи помогут вам в этом:
10 вопросов о подводной фотосъёмке
“Любовь под водой”, фото Анны Беркут
Ниже представлено 10 вопросов, которые наиболее часто задают фотолюбители, начинающие интересоваться подводной съемкой.
Вопрос 1
Почему стоит покупать водонепроницаемую камеру, когда можно приобрести пластиковый водонепроницаемый чехол для моего обычного фотоаппарата?
Ответ
Хороший водонепроницаемый цифровой фотоаппарат позволяет вам снимать вне зависимости от того, где вы находитесь и при каких условиях. Только представьте, сколько памятных моментов вы могли бы запечатлеть на пляже или на горнолыжном курорте. А если вы соберетесь подняться к пику высокой горы? Иметь при себе компактную водонепроницаемую камеру, которая всегда под рукой и всегда наготове – просто бесценно.
Да, существуют водонепроницаемые чехлы для обычных камер, сделаны они из толстого, не пропускающего влагу пластика. Но из-за качества пластика и его толщины часто страдает качество изображений, кроме того, такие чехлы не самое дешевое удовольствие.
Для определенных моделей фотоаппаратов существуют специализированные жесткие чехлы, но стоят они порой дороже, чем сами камеры. Создаются такие агрегаты для фотографов, занимающихся подводной съемкой на профессиональном уровне. И последнее, качественные водонепроницаемые камеры оснащены очень плотным и прочным корпусом, благодаря которому камера, будучи погруженной под воду, не будет норовить всплыть на поверхность.
Вопрос 2
Сегодня на рынке представлено такое количество самых разнообразных камер, как же выбрать?
Ответ
Вы можете сразу сузить возможные варианты, определив бюджет и решив, где и для каких целей вы будете использовать камеру.
Установка определенного бюджета является естественным условием для любой серьезной покупки. Если у вас нет четко ограниченного бюджета, читайте следующий пункт.
Определите, для каких целей вы будете использовать фотоаппарат. Если вы собираетесь фотографировать своих детишек, плавающих в море или бассейне, то нет смысла, к примеру, приобретать технику, предназначенную для снорклингистов.
Если вы планируете снимать при экстремально низких температурах воздуха или высоко в горах, то ищите технику, характеристики которой отвечают вашим первоочередным потребностям. Если ваша цель – серьезные занятия скуба-дайвингом, то ищите модель, для которой вы сможете в дальнейшем приобрести все необходимые аксессуары.
Вопрос 3
Итак, я сузил список возможных вариантов. Какие характеристики являются наиболее важными?
Ответ
Отлично! В первую очередь обратите внимание на ниже указанные особенности и характеристики.
Глубина погружения
Естественно, вам необходимо знать, насколько глубоко под воду вы можете погрузить свою камеру. Обычно водонепроницаемые фотоаппараты прекрасно функционируют без специальных боксов на глубине до 8-10 метров. Более дорогие модели выдерживают глубину до 33 метров. Справедливо бы было сказать, что чем глубже, тем лучше? Пожалуй, да, поскольку глубина погружения говорит о прочности и надежности изоляции корпуса. Однако, не забывайте о том, для каких целей вы приобретаете камеру.
Стабилизация изображения
Итак, вы покупаете камеру для съемок в весьма сложных условиях. Встроенный стабилизатор изображения в таких случаях является очень важным и нужным инструментом.
Время работы аккумулятора
У вашего нового товарища будут все шансы стать вашим постоянным спутником во время поездок. Времяпровождение на открытом воздухе, естественно, не подразумевает наличие электрических розеток для зарядки. Снимая под водой, вы, вероятнее всего, будете часто пользоваться встроенной вспышкой, из-за которой камера разряжается в разы быстрее. Отдавайте предпочтение камерам, способным делать по 150-200 кадров на одной зарядке. Естественно, чем больше кадров, тем лучше.
Фокусное расстояние (диапазон зума) и поддержка Макро
Самые важные критерии – диапазон зума и насколько близко от объекта может фокусироваться объектив камеры. Прекрасным вариантом являются камеры с фокусными расстояниями от 24-28mm (для широкого угла обзора). Что касается макро-съемки, отдавайте предпочтение камерам, способным фокусироваться на минимальных расстояниях, 3-10 см вполне достаточно.
Температурное ограничение
Ударостойкость – Этот пункт не должен вызывать никаких трудностей, поскольку почти все камеры этой категории отличаются высокой ударопрочностью. Как правило, корпус у таких камер изготавливают из металла и оснащают его резиновой прокладкой. Вам остается только подобрать камеру, подходящую по весу и размеру.
Вопрос 4
Где и когда мне следует покупать такой фотоаппарат?
Ответ
Самое подходящее время для покупки водонепроницаемого фотоаппарата – это время в промежутке от весны до начала лета.
Как правило, новые модели поступают в продажу ближе к летнему сезону. В это время вы можете приобрести актуальную модель со скидкой, поскольку производители часто прибегают к скидкам, чтобы увеличить число продаж и провести рекламную кампанию.
Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что в простых магазинах на камеры данной категории скидки бывают довольно редко, чего нельзя сказать об онлайн-магазинах. Цены в интернет-магазинах имеют тенденцию меняться чаще, и вы можете отслеживать их в режиме реального времени.
Вопрос 5
Ура, я купил свой первый водонепроницаемый фотоаппарат! А что теперь?
Ответ
Очень внимательно изучите приложенный к нему мануал, поскольку нет ничего хуже, чем бездумно тыкать на кнопки настроек и упускать прекрасные кадры.
Вопрос 6
Мне кажется, что качество изображения на моем обычном фотоаппарате намного лучше, чем на водонепроницаемом.
Ответ
Во многих случаях это правда. Для защиты чувствительного материала и оптики, такие цифровые камеры оснащены слоем специального стекла, которое может влиять на качество снимков.
Фотографии будут получаться менее контрастными и резкими, чем если бы вы снимали на свой обычный фотоаппарат. Но, тем не менее, качество остается более чем приемлемым, если, конечно, вы не собираетесь отправлять свои снимки в редакцию National Geographic. Не забывайте, что ваш привычный фотоаппарат не сможет снять под водой ни одной фотографии!
Вопрос 7
Я до сих пор опасаюсь погружать под воду новую камеру? Можно ли как-нибудь проверить её на наличие дефектов?
Ответ
Используйте камеру так, как вы собирались её использовать до покупки. Поместите её под воду, уроните в снег, оставьте в ванной (смывать в унитаз нежелательно!). Самое главное – протестировать камеру до того, как истекут гарантийные сроки.
До тех пор, пока не истек срок гарантии для вашей камеры, вы имеете право на ее починку или замену. Поэтому крайне важно вовремя выявить возможные дефекты.
Вопрос 8
Почему у водонепроницаемых камер есть такая характеристика, как глубина погружения? И сколько времени я могу пользоваться камерой, находясь под водой?
Ответ
Ваш фотоаппарат имеет резиновые прокладки и металлические замки, которые защищают его от проникновения воды и инородных частиц. Чем глубже вы погружаетесь, тем больше становится давление, которое в конечно счете может вытеснить прокладки, и ваша камера придет в негодность. Поэтому крайне важно не погружаться с камерой глубже обозначенного расстояния.
Каждая модель имеет свою спецификацию. Прежде чем приступить к ее использованию, внимательно ознакомьтесь с инструкцией, в которой указано время, на протяжении которого камера может функционировать под водой.
Но основным фактором является именно давление, которое вода оказывает на камеру. Согласитесь, что давление на глубине 10 метров будет отличаться от давления на глубине 5 метров.
Вопрос 9
Ура! Она до сих пор работает! Что мне сделать, чтобы моя камера и дальше беспроблемно функционировала?
Ответ: Если вы счастливый обладатель водонепроницаемой и ударостойкой фотокамеры, то это вовсе не значит, что она совсем не нуждается в уходе. Помните, что морская вода, вода, насыщенная хлором, грязь и другие жидкости, в которые вы будете погружать свою камеру, обладают различными агрессивными веществами. После использования, всегда мойте камеру чистой водой.
Вопрос 10
Снимать “на суше” это совсем не то, что снимать под водой. Не могли бы вы дать несколько простых и важных советов?
Ответ
Надеюсь, что вы нашли эту статью о водонепроницаемых цифровых фотоаппаратах полезной для себя. Поверьте, приобретя однажды такую камеру и оценив по достоинствам все её положительные стороны и возможности, вы не захотите с ней расставаться, она станет вашим верным спутником во всех поездках.
Урок №4. Экспозиция (мастер-класс подводной цифровой фотографии)
Архивная статья из № 5 (41) за 2005 г.
Для хорошего подводного снимка нужно согласовать многие факторы, но прежде всего следует выбрать правильную экспозицию! Этот фактор не так просто оптимизировать, поскольку наша пленка или ССD-датчик нуждаются в строго дозированном количестве света, чтобы снимаемый объект не оказался слишком светлым или слишком темным.
В этом разделе вы узнаете, как правильно определить выдержку при работе под водой. Если вы ныряете не ночью, или находитесь не в подводных пещерах, или вы – на экстремальных глубинах, то в распоряжении фотографа всегда имеются два источника света: дневной свет и вспышка.
В зависимости от объекта съемки, когда используется один или оба источника света – говорят о дневной съемке или фотографии при смешанном освещении. Любой свет производит одинаковый эффект, однако он по-разному воздействует на пленку или ССD-датчик. Дневной свет является постоянным источником света, который действует до тех пор, пока открыт затвор объектива. Поэтому время открытия затвора должно быть согласовано с характером движения объекта. Например, при съемке дельфинов желательна выдержка по крайней мере 1/250 секунды, что позволит избежать искажений резкости. При использовании электронной вспышки свет включается на тысячные доли секунды, объект может двигаться как угодно скоро, вспышка работает всегда быстрее, и мы фиксируем естественную ситуацию.
При фотографии со смешанным светом можно использовать оба источника: вспышку для воссоздания красок на переднем плане и «замораживания» движения, а дневной свет – для освещения заднего плана.
Чтобы поймать эпизод – здесь мы видим ската непосредственно перед заходом солнца, – нужно поиграть немного с величиной выдержки. Чем дольше выдержка, тем интенсивней проявляются световые лучи на снимке.
Снимки при дневном свете. Эта техника используется в основном при съемке морских млекопитающих, китовых акул и других обитателей моря, которые плавают непосредственно вблизи поверхности. Поскольку в подобных ситуациях мы зачастую ныряем на задержке или пытаемся быстро плыть, то использование осветительного оборудования представляется затруднительным. Однако и при съемке затонувших судов или ландшафтной фотографии, когда из-за больших расстояний до объектов краски не воспроизводятся, также следует отказаться от применения вспышки.
Все это с полным правом можно применять к технической или документальной фотографии, когда снимаются различные сооружения или археологические раскопки. Снимки, сделанные без вспышки, обычно более четкие, чем со вспышкой, поскольку в реальных условиях под водой обратное отражение от света вспышки ухудшает качество снимков.
Если объект съемки не заполняет как минимум 60% площади кадра, то светлые кусочки окружающей воды будут перевешивать, и экспонометр станет реагировать именно на них. На будущих снимках дельфины будут выглядеть соответственно слишком темными.
Вообще техника подводной фотосъемки не сильно отличается от того, что мы имеем на земле, когда фотограф также располагает двумя возможностями – ручной или автоматической съемкой, причем можно варьировать время экспозиции, которое согласуется с характером движения объекта съемки. В варианте с ручной съемкой вмонтированный экспонометр измеряет условия в направлении объекта съемки, на основании чего фотограф корректирует диафрагму и/или скорость работы затвора. Если вы работаете в автоматическом режиме, то эту операцию берет на себя камера. Однако здесь имеются свои «подводные камни». Снова возьмем в качестве примера наших любимых дельфинов, которые плывут в освещенной солнцем прозрачной воде. Эти животные, как и другие морские млекопитающие, имеют кожу довольно темного цвета.
На суше можно использовать различную измерительную технику, часто непосредственно измерять освещенность объекта – но для наших стремительных «моделей» этот подход слишком сложен…
Под водой все должно происходить быстро и без осложнений, поэтому в подобных ситуациях необходимо увеличить выдержку. Все современные камеры, начиная с камер среднего класса, имеют кнопку для коррекции экспозиции (т.н. экспопоправка). Если ее поставить на 1/3 или 2/3 PLUS, то камера получит завышенную освещенность. Камеры без такого приспособления, такие, как NIKONOS, можно немного обмануть и искусственно повысить освещенность, если переставить чувствительность пленки вместо 100 ASA на 80 или 65.
«Идеальный смешанный свет». Диафрагма для вспышки и выдержка для заднего плана.
Снимки со вспышкой. В отличие от дневного света свет, посланный вспышкой, всегда быстрее, чем движение объекта или времени срабатывания затвора камеры. Поэтому мы не можем повлиять на количество света, изменяя время выдержки. Для этого служит диафрагма, лепестки которой переставляются плавно или пошагово. Величину диафрагмы для каждого типа используемой вспышки можно определить по соответствующим таблицам, прилагаемым к вспышке. Здесь важную роль играет такой фактор, как актуальное расстояние между камерой и объектом, независимо от того, используется ручная или автоматическая вспышка.
Правильную диафрагму для вспышки поможет определить таблица, а время экспозиции – экспонометр, который встроен во все современные камеры. С его помощью измеряется величина естественной освещенности, но поскольку задний фон всегда должен быть более темным, то измерение проводится не в направлении объекта, а примерно на 30 градусов выше. Особенно это было характерно при макрофотографии и при крупных планах, поскольку при слабо открытой диафрагме на пленку попадало очено мало естественного света. Подобные снимки, сделанные «чисто» со вспышкой, когда фотограф не обращает внимания на то, работает ли он днем или ночью, приемлемы только в соответствующих условиях.
Свет вспышки комбинируется здесь с большой выдержкой, примерно 1/25 с, это приводит к искажению резкости за счет подвижности объекта, но впечатление от снимка усиливается.
При частично закрытой диафрагме – от 8 до 22 – во время макрофотографии и при крупных планах задний фон обычно остается довольно темным, однако в этом случае фон не мешает нам видеть рыбу-скорпиона.
Однако когда фотограф хочет лучше отразить окружающую среду или хочет показать голубую воду, он должен учитывать естественную освещенность. Главный трюк здесь состоит в смешении обоих источников света: свет вспышки идет для освещения переднего плана, а естественный свет – для заднего плана. Фотограф при этом должен абсолютно контролировать диафрагму и время экспозиции, так что хорошие снимки со смешанным светом получаются только при ручной работе. Поскольку задний фон по контрасту с передним хорошо освещенным планом всегда более темный, то мы не можем доверить работу автоматике.
При съемках затонувших судов нужно использовать смешанный свет, чтобы воспроизвести все, что наш глаз видит в реальности под водой.
Эти правила простейшим образом можно выразить формулой Амслера: ДВ + ВЕС, что словами означает «диафрагма для вспышки + выдержка для естественного света».
В ранней фотографии со вспышкой естественый свет окружающей среды не использовался или использовался лишь случайным образом. Если экспонометр показывает нам при диафрагме 8 (при использовании вспышки) выдержку 1/30, то мы ее должны установить на камере. При этом затвор после прохождения света вспышки остается дольше открытым, так что естественный свет попадает на пленку или ССD-датчик. Мы можем получить в этом случае прекрасный голубой задний фон.
Чтобы найти правильное соотношение выдержка-диафрагма, нужен опыт. Отличным упражнением для тренировки глаза являются частые измерения на различных глубинах, в различное время дня и при разных характеристиках водной среды. Вы научитесь гораздо быстрее, чем вам думается, «читать» естественный свет и определять правильное время экспозиции при смешанном свете.
Серия снимков при различных значениях выдержки. Если фотограф владеет этой техникой, то он может выбрать освещенность заднего плана по своему усмотрению.
А: диафрагма 8, 1/125 с
B: диафрагма 8, 1/60 с
C: диафрагма 8, 1/ 30 с
D: диафрагма 8, 1/15 с
10 советов по экспозиции.
Текст и фото: Kurt Amsler
Перевод: Семен Левиков
Вам понравилась статья? Поделитесь с другими!