вспомогательные образовательные услуги что это
Вспомогательные образовательные услуги что это
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.
В настоящее время употребление словосочетания «образовательные услуги» стало привычным и обыденным как в письменной, так и в устной речи, как для лиц, предоставляющих эти услуги, так и для лиц, их потребляющих. Но всегда ли правильно мы трактуем это понятие? Не вдаваясь в подробности и не выделяя каких-либо юридических тонкостей, можно сказать, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в сфере (системе) образования. Такого определения образовательных услуг вполне достаточно, но только до тех пор, пока не возникает реальной потребности в приобретении этих самых услуг. Именно здесь и появляется желание узнать все нюансы и подробности. Попробуем определить, что же именно включает в себя понятие «образовательные услуги».
Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Общее понятие услуг закреплено в Налоговом кодексе РФ.
Услугами признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.Это означает, что при оказании услуг, как правило, не создается объектов материального мира, на которые могли бы распространяться права собственности. Услуги, преимущественно, не имеют овеществленной формы (проще говоря, их нельзя потрогать, примерить, т.е. их нельзя осязать как конкретную вещь), а содержат полезный эффект в самих себе. Итогом услуг являются нематериальные блага (например, определенное состояние лица, достигнутое в результате лечения; полученная необходимая информация; приобретенный уровень образования и проче.). Исключение составляют услуги по изготовлению овеществленных предметов по индивидуальным заказам (например, услуги фотографий, а также другие услуги, результат которых хранится на материальных носителях – магнитных лентах, дисках, бумаге и др.).
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней. Соотношение понятий услуги и образование позволяет нам определить, что образовательные услуги – это услуги, предоставляемые в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которой является достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения. Казалось бы, такое определение является вполне понятным и можно дальше продолжить разговор об образовательных услугах. Но не все так просто. В чем же, собственно, заключается проблема?
Смысл проблемы состоит в применении гражданско-правовых норм к сфере образования. С точки зрения гражданского законодательства услуги, как правило, имеют возмездный характер. Это означает, что исполнение услуг реализуется за соответствующую плату. Отношения между исполнителем и потребителем услуг регулируются соответствующим договором. Осуществление образовательного процесса государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов не является платным и не регулируется договорными отношениями об оказании образовательных услуг. Следовательно, в данном случае реализацию процесса обучения и воспитания нельзя абсолютно отождествлять с оказанием образовательных услуг.
В нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, можно довольно часто встретить словосочетание «образовательные услуги», которое в некоторых случаях дополняется словом «платные» (иногда словом «дополнительные»). Данное дополнение употребляется именно с целью разграничить характер образовательной деятельности осуществляемой на платной и бесплатной основе. Зачем же употреблять слово «платные», если сама услуга носит преимущественно возмездный характер? На сей раз, очевидно с тем, чтобы отграничить характер уже самой услуги – на платный и бесплатный. Когда речь заходит о бюджетных образовательных учреждениях, то, как правило, употребляется понятие «платные (платные дополнительные) образовательные услуги». Однако при регламентации деятельности негосударственных образовательных учреждений выражение «платные образовательные услуги» практически не используется, так как все услуги в данных организациях предоставляются за плату. Отсюда следует вопрос, как же тогда быть с разграничением на платные и бесплатные образовательные услуги, да и вообще, что же, наконец, следует понимать под образовательными услугами?
О том, насколько допустимо применительно к образовательной сфере (в частности, к бесплатному образованию) употреблять понятие «образовательные услуги», ведется немало дискуссий. В рамках данного пособия неуместно вдаваться в полемику и выяснять суть данной проблемы. В дальнейшем изложении под образовательными услугами будет подразумеваться деятельность образовательных организаций, направленная на достижение гражданами определенного уровня воспитания и обучения (независимо от того, является ли эта деятельность платной или нет).
Все услуги, которые оказываются в системе образования, систематизированы и легально закреплены в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) по соответствующим параметрам. Классификация услуг включает деление на группы, затем на подгруппы, которые в свою очередь подразделяются на виды в соответствии с целевым функциональным назначением. Основываясь на данных ОКУН, можно говорить о следующих видах услуг в системе образования:
• услуги в системе дошкольного воспитания;
• услуги в системе среднего образования;
• услуги в системе высшего образования;
• услуги в системе технической подготовки кадров (в том числе – профессиональная реабилитация кадров);
• обучение населения на курсах (в том числе – обучение на курсах иностранных языков; на курсах по вождению автомобилей; на других курсах и в кружках);
• прочие услуги в системе образования (например, репетиторство).
Практическая реализация каждого из перечисленных видов образовательных услуг осуществляется образовательными учреждениями (физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью) в соответствии с их статусом и целевой направленностью образовательной деятельности. Так, например, услуги в системе дошкольного воспитания предоставляются дошкольными образовательными учреждениями, а услуги в системе высшего образования оказываются высшими учебными заведениями.
В соответствии с Законом РФ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность, образовательные услуги могут быть как основными, так и дополнительными. К основным образовательным услугамотносятся услуги, предоставляемые по основным образовательным программам. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ определяется государственными образовательными стандартами, которые устанавливают федеральные (центральные) органы государственной власти и управления в рамках их компетенции. Дополнительными образовательными услугами,соответственно, считаются услуги, осуществляемые по дополнительным образовательным программам. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
• в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
• в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
• посредством индивидуальной трудовой педагогической деятельности.
Необходимо заметить, что государственные образовательные стандарты могут устанавливаться и по отдельным дополнительным образовательным программам.
Все образовательные услуги также могут быть разделены на два основных вида: платныеи бесплатные. В соответствии со смысловой направленностью понятия «бесплатное образование» и «бесплатные образовательные услуги» далее будут отождествлять, равно как и понятия «платное образование» и «платные образовательные услуги».
Под бесплатными образовательными услугамипонимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. Из данного определения необходимо выделить три существенных признака. Во-первых, бесплатные образовательные услуги оказываются государственными и муниципальными образовательными учреждениями.Во-вторых, бесплатные образовательные услуги реализуются только по основным образовательным программам, финансируемым из бюджета соответствующего уровня (федерального, регионального, муниципального). В-третьих, реализация бесплатных образовательных услуг осуществляется исключительно в пределах государственных образовательных стандартов. Предоставление бесплатных образовательных услуг не регулируется договорными отношениями между потребляющими эти услуги, и соответствующими образовательными учреждениями. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.
Платными образовательными услугамипринято считать услуги, оказываемые образовательными учреждениями всех видов, а также лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельность, за соответствующую плату. Следует отметить, что настоящее определение является общим и не содержит указания на конкретные условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности. В связи с этим необходимо внести некоторые уточнения. Во-первых, государственные и муниципальные образовательные учреждения имеют право оказывать платные образовательные услуги: не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами; за счет внебюджетных средств (например, средств сторонних организаций, спонсоров или частных лиц, в т. ч. родителей воспитанников и обучающихся). Фактически это означает, что государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительныеобразовательные услуги. Во-вторых, негосударственные образовательные организации вправе осуществлять платную образовательную деятельность, как в рамках государственных образовательных стандартов, так и за их пределами, т.е. предоставлять за плату и основные и дополнительные образовательные услуги. Настоящее правило распространяется также на лиц, занимающихся индивидуальной образовательной деятельностью. В третьих, перечень платных образовательных услуг (как основных, так и дополнительных) должен быть в обязательном порядке закреплен в уставах (положениях) образовательных учреждений и организаций.
Секция P. Образование
Код группировки
Наименование группировки и ее описание
СЕКЦИЯ P
ОБРАЗОВАНИЕ
Данная секция включает образование любого уровня и обучение любой профессии, очное или заочное, в форме соискательства, а также по радио и телевидению, сети Интернет и через почтовую корреспонденцию.
Сюда относится также образование, предоставляемое различными учреждениями в рамках регулярной школьной системы, а также образование для взрослых и программы по повышению уровня грамотности взрослого населения. Также включены военные учебные заведения, школы, находящиеся на территории исправительных учреждений, и т.п. на соответствующем уровне образования. В секцию включено как государственное, так и частное образование.
Каждый уровень образования включает специальное образование лиц с особенностями психофизического развития.
Данная секция включает обучение в области культуры, спорта и отдыха, а также вспомогательные образовательные услуги.
ОБРАЗОВАНИЕ
Дошкольное образование
8510
Дошкольное образование
Этот подкласс включает:
— деятельность учреждений дошкольного образования, реализующих образовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.д.).
Этот подкласс исключает:
— деятельность по дневному присмотру (например, в яслях, детских садах) за детьми (классифицируется в 88910).
Начальное образование
8520
Начальное образование
Этот подкласс включает:
— начальное образование, предусматривающее обучение чтению, письму и математике наряду с общим пониманием других предметов, таких как история, география, естественные и общественные науки, искусство и музыка;
— программы по повышению уровня грамотности взрослого населения в рамках школьной системы и дополнительного образования для взрослых.
Этот подкласс исключает:
— образование для взрослых, как определено в 855;
— деятельность по дневному присмотру за детьми (классифицируется в 88910).
Среднее образование
Эта группа включает:
— предоставление общего среднего, профессионально-технического, среднего специального образования и прочего технического и профессионального среднего образования.
Эта группа исключает:
— образование для взрослых, как определено в 855.
8531
Общее среднее образование
Общее среднее образование
Этот подкласс включает:
— предоставление образования, которое становится фундаментом для обучения и развития человека в течение всей жизни и дает возможность продолжать образование в дальнейшем:
общее базовое образование, в той или иной мере соответствующее периоду обязательного школьного обучения;
общее среднее образование, в основном подготавливающее к поступлению в высшие учебные заведения.
Учебные заведения, дающие такое образование, предоставляют программы с большей предметной ориентацией, при специализации преподавателей, и чаще всего несколько преподавателей проводят занятия по своим специальным предметам. Предметная специализация на данной ступени часто начинает оказывать некоторое влияние на приобретаемый в процессе обучения опыт, даже для тех, кто следует общей программе. Такие программы рассчитаны на то, чтобы подготовить учащихся либо к получению технического образования, либо к поступлению в высшее заведение без необходимости выбора определенной специализации.
8532
Техническое и профессиональное среднее образование
Этот класс включает:
— предоставление образования, концентрирующегося на предметной специализации и преподавании теоретических основ и практических навыков, обычно соответствующих настоящему или будущему роду профессиональной деятельности:
техническое и профессиональное среднее образование более низкой ступени, чем высшее образование, определенное в группе 854.
Цели программы могут быть различными: от подготовки учащегося к широкому спектру профессиональной деятельности либо к конкретно выбранной профессии.
Этот класс исключает:
— высшее образование (классифицируется в 854).
Этот подкласс включает:
— подготовку лиц к профессиональной деятельности в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования.
Среднее специальное образование
Этот подкласс включает:
— подготовку лиц к профессиональной деятельности в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования.
Прочее техническое и профессиональное среднее образование, не включенное в другие группировки
Этот подкласс включает:
— обучение лиц в иных учреждениях, обеспечивающих подготовку к профессиональной деятельности, например:
обучение гидов-переводчиков, экскурсоводов;
обучение поваров, менеджеров отелей и ресторанов;
школы косметологов и парикмахеров;
обучение ремонту компьютеров;
водительские курсы, предназначенные для профессиональных водителей (например, водителей грузовых транспортных средств, автобусов, такси, летные школы для профессиональных пилотов).
Этот подкласс исключает:
— обучение в области культуры в качестве хобби, отдыха и в целях саморазвития (классифицируется в 85520);
— автомобильные водительские школы, не предназначенные для профессионального обучения водителей (классифицируются в 85530);
— профессиональную реабилитацию и (или) подготовку к определенному виду деятельности при условии, что обучение не является преобладающим (классифицируются в 88100, 88990).
Высшее и послесреднее образование
Эта группа включает:
Эта группа исключает:
— техническое и профессиональное среднее образование (классифицируется в 8532);
— образование для взрослых, как определено в 855.
8541
Послесреднее образование
Этот подкласс включает:
— предоставление образования после завершения среднего образования, которое не может считаться высшим образованием. Например, предоставление вспомогательного образования после завершения среднего образования для подготовки к высшему образованию.
8542
Высшее образование
Высшее образование (без послевузовского)
Этот подкласс включает:
— первую и вторую ступени высшего образования;
— обучение в профильных университетах (академиях, консерваториях), предоставляющих высшее образование.
Этот подкласс включает:
— обучение в аспирантуре (адъюнктуре);
— обучение в докторантуре.
Прочие виды образования
Эта группа включает:
— продолжение образования в течение всей жизни для получения дополнительного объема знаний и навыков, а также в целях переподготовки и повышения квалификации;
— деятельность лагерей и школ, предоставляющих групповое или индивидуальное обучение в области физической культуры, обучение иностранному языку, изобразительному и драматическому искусству, музыке или другое обучение, в том числе и специальное обучение, не включенное в другие группировки.
Такое обучение является официально организованным, в основном для хобби, развлечения и в целях саморазвития, но такое обучение не ведет к получению профессионального диплома, степени магистра.
Эта группа исключает:
8551
Образование в области физической культуры, спорта и отдыха
Образование в области физической культуры, спорта и отдыха
Этот подкласс включает:
— образование в области физической культуры и спорта, проводимое в группах или индивидуально, например в спортивных лагерях или школах:
обучение спортивным играм (бейсболу, баскетболу, футболу и т.д.);
обучение в спортивных лагерях;
обучение верховой езде в академиях и школах;
услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров (включая разработку индивидуальных планов, программ занятий физической культурой и спортом);
обучение боевым искусствам;
обучение карточным играм (например, бриджу);
Обучение может проводиться в различных условиях, например в учебных помещениях клиента, учебных заведениях или иных условиях.
Этот подкласс исключает:
— образование в области культуры (классифицируется в 85520).
8552
Образование в области культуры
Образование в области культуры
Этот подкласс включает:
— обучение изобразительному искусству, драматическому искусству и музыке:
обучение игре на фортепьяно и других музыкальных инструментах учителями музыки;
обучение изобразительному искусству;
обучение танцам и деятельность танцевальных студий;
деятельность школ драматического искусства;
деятельность школ изобразительных искусств;
деятельность школ театральных искусств;
деятельность школ фотографии.
Учреждения, предоставляющие такой тип обучения, могут называться школами, студиями, классами и т.д.
Этот подкласс исключает:
— обучение иностранным языкам (классифицируется в 85590).
8553
Деятельность школ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств
Деятельность школ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств
Этот подкласс также включает:
— обучение вождению автомобильных транспортных средств, не связанное с профессиональным обучением;
— обучение вождению воздушных и плавательных судов, без выдачи коммерческих сертификатов и лицензий.
Этот подкласс исключает:
— водительские курсы, предназначенные для профессиональных водителей (классифицируются в 85329).
8559
Прочие виды образования, не включенные в другие группировки
Прочие виды образования, не включенные в другие группировки
Этот подкласс включает:
— образование, которое не может быть классифицировано по уровням образования;
— учебные центры, предлагающие коррекционные курсы;
— курсы повышения профессиональной квалификации;
— обучение иностранным языкам и навыкам ведения беседы;
— курсы водных спасателей;
— обучение ораторскому искусству;
— обучение скоростному чтению.
Этот подкласс исключает:
— программы по повышению уровня грамотности взрослого населения (классифицируются в 85200);
— среднее образование (классифицируется в 853);
— высшее образование (классифицируется в 854).
Вспомогательные образовательные услуги
8560
Вспомогательные образовательные услуги
Вспомогательные образовательные услуги
Этот подкласс включает:
— предоставление не связанных с преподаванием услуг, являющихся вспомогательными для образовательных процессов и систем:
консультирование по вопросам образования;
услуги профориентации при выборе учебной специальности;
деятельность по оценке тестов;
деятельность по проведению тестирования;
организацию программ обмена студентами.
Этот подкласс исключает:
— научные исследования и экспериментальные разработки в области общественных и гуманитарных наук (классифицируются в 72200).
ул. Смолячкова, 9, офис 432
+375 (17) 396-80-10
+375 (29) 565-80-10
+375 (44) 765-80-10
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
В соответствии с частью 9 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила оказания платных образовательных услуг.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 сентября 2020 г. N 1441
Правила
оказания платных образовательных услуг
ГАРАНТ:
См. справку о Правилах оказания услуг в различных сферах деятельности
1. Настоящие Правила определяют порядок оказания платных образовательных услуг.
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
3. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
5. Разработка порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения, оказываемые им сверх установленного государственного задания, в части предоставления платных образовательных услуг осуществляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения.
Определение стоимости платных образовательных услуг, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, за исключением организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется указанными организациями.
6. Отказ заказчика от предлагаемых ему исполнителем дополнительных платных образовательных услуг, не предусмотренных в ранее заключенном сторонами договором, не может быть причиной изменения объема и условий уже предоставляемых ему исполнителем образовательных услуг по ранее заключенному договору.
7. Исполнитель обязан обеспечить заказчику и обучающемуся оказание платных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора.
8. Исполнитель вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств исполнителя, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и обучающегося.
9. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
II. Информация о платных образовательных услугах, порядок заключения договоров
10. Исполнитель обязан до заключения договора и в период его действия представлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
11. Исполнитель обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».
12. Информация, предусмотренная пунктами 10 и 11 настоящих Правил, предоставляется исполнителем в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала организации, осуществляющей образовательную деятельность.
13. Договор заключается в простой письменной форме и содержит следующие сведения:
б) место нахождения или место жительства исполнителя;
в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон (при наличии) заказчика и (или) законного представителя обучающегося;
г) место нахождения или место жительства заказчика и (или) законного представителя обучающегося;
д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;
е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указываются в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору, при наличии);
ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;
з) полная стоимость образовательных услуг по договору, порядок их оплаты;
и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);
м) сроки освоения образовательной программы или части образовательной программы по договору (продолжительность обучения по договору);
н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);
о) порядок изменения и расторжения договора;
п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.
15. Примерные формы договоров об образовании по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, дополнительным общеобразовательным программам утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.
Примерные формы договоров о высшем образовании утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Примерные формы договоров о дополнительном профессиональном образовании утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации.
16. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на дату заключения договора.
III. Ответственность исполнителя и заказчика
17. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.
18. При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:
а) безвозмездного оказания образовательных услуг;
б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;
в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
19. Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.
20. Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:
а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
б) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
в) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
г) расторгнуть договор.
21. Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.
22. По инициативе исполнителя договор может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующих случаях:
а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;
б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана;
в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;
г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;
д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.
Кабмин обновил правила оказания платных образовательных услуг. Прежний порядок, принятый в 2013 г., утратит силу с 1 января 2021 г. в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины».
Заново прописаны правила информирования об услугах, процедура заключения договоров, ответственность исполнителя и заказчика.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.
Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
Вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.